рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное

Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное - раздел Социология, Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий Прекрасное И Безобразное В Человеке.Говоря О Красоте Человек...

Прекрасное и безобразное в человеке.Говоря о красоте человека, мы имеем в виду прежде всего такую структуру его телосложения, духовного мира и поведения, которая раскрывает человеческую меру. Однако надо отметить, что красота человека относительна и её конкретные проявления всегда имеют определенные национальные, расовые или классовые признаки (то что у представителей одной расы прекрасно, у другой – безобразно; красота эстонки отличается от красоты грузинки; в крестьянской среде, великосветской и купеческой складываются разные представления, например, о женской красоте в зависимости от того, что в облике женщины соответствует и что не соответствует жизненным идеалам этих классов).

Кроме того, представление о красоте человека определяется временем. В первобытном обществе в период матриархата реальные пропорции женского тела были демонстративно деформированы. И обусловлено это было представлениями первобытного человека о назначении женщины и с вытекающей отсюда ее эстетической оценкой. Переход к патриархату привел к радикальному эстетическому переосмыслению мира и человека. Каменные идолы, причудливая раскраска тела и лица, странные прически и украшения были призваны привести человека в соответствие с представлением о потустороннем идеальном мире духов. В рабовладельческом обществе, если брать древневосточную скульптуру, нормой красоты была наджизненная отвлеченность, застылость недвижимой формы, а если взять древнегреческую – живая динамика движения. А связано это было с тем, что рабовладельческая деспотия Востока и рабовладельческая демократия эллинов порождали разные идеалы.

С переходом к феодализму красота человека снова была переосмыслена под влиянием мистического идеала христианства. Здесь все телесное признавалось греховным, низменным и уродливым. Красота человека определялась способностью его духа освободиться от бренной телесной оболочки и устремиться в потустороннее.

То есть, как мы видим, каждая эпоха свои вкусы, эстетические представления считала единственно истинными. Но отсюда же следует и то, что ни одна эпоха не владела абсолютной эстетической истиной, потому что абсолютной красоты существующей независимо от общественного идеала нет и быть не может.

Соотнося реальный мир со своими идеалами, каждая эпоха находила красоту в том, что соответствовало этим идеалам и на такой основе производила эстетическую переоценку всех ценностей. Поэтому прекрасное всегда исторически относительно, исторически изменчиво.

Прекрасное и безобразное в природе.В мире природы красота так же оказывается не чем иным, как соответствием реального идеальному, хотя природа соотносится нами с общественными идеалами не столь непосредственно. Поэтому бесплодными являются все попытки найти «тайну» красоты природы в ее физических или биологических закономерностях. С естественнонаучной точки зрения нет никакой разницы между теми животными и растениями, которых мы считаем уродливыми, и теми, которых мы находим прекрасными. Эстетически оценивает природу человек, и ему кажется прекрасным в природе то, что соответствует его идеалам, а безобразным то, что им противоречит. И если мы считаем, например, льва красивым животным, а тюленя уродливым, то только потому, что свойственные льву сила, смелость, ловкость являются идеальными человеку качествами, а в облике и поведении тюленя мы находим черты, противоречащие нашему идеалу жизни.

Соотнесенность реального и идеального в красоте природы великолепно иллюстрируется всей мировой историей искусства. Хорошо известно, например, что первобытное искусство не знает изображения ландшафта. Его главный и за редкими исключениями единственный герой – животное. Землю, небо, воду, траву древний художник видел, но эстетически не воспринимал. Все эти предметы были для него вполне реальными, но не были прекрасными, так как в жизни первобытного охотника они не играли сколько-нибудь существенной роли, а потому и не включались в тот идеал, который слагался в общественном сознании. Когда позднее переход от охоты к земледелию поставил жизнь людей в зависимость от природных сил, люди «открыли» красоту земли и неба, солнца и дождя. Искусство того времени широко обращалось к изображению предметов и явлений окружающего мира.

Прекрасное и безобразное в мире вещей. Наряду с природой и человеческой жизнью красота живет и в мире вещей, создаваемых человеком. Соответствие реального идеальному действует и здесь, хотя и проявляется своеобразно. Определяется это своеобразие тем, что красота вещей определяется делом рук человеческих и чаще всего возникает в результате сознательного и целенаправленного стремления человека наделить создаваемую им вещь красотой. Однако, надо отметить, что для определения эстетической ценности вещи недостаточно её соответствия субъективной идеальной цели, которую поставил перед собой её создатель, - мало ли какие цели могут родиться в воображении человека. Соответствие реального предмета идеалу должно иметь не только субъективный, но и объективный характер, оно должно быть доказано практическим функционированием вещи и должно быть осознано людьми, которые этой вещью пользуются, которые её эстетически оценивают. В древнем мире был распространен тип сосуда, яйцевидная форма которого, сужаясь книзу, завершалась острым углом. Нам она кажется нелепой и не красивой. Однако стоит понять целесообразность её формы – сосуды эти втыкались в песок – и мы сразу же получим возможность оценить данный предмет эстетически.

Прекрасное и безобразное в искусстве. В искусстве прекрасное проявляется двояко: с одной стороны, как и во всех предметах, создаваемых человеком, красота выступает здесь как качество говорящее о мастерстве творца; с другой – искусство воспроизводит красоту, присущую явлениям жизни. Рассмотрим эту двоякость. Во всех других предметах, создаваемых человеком, и в его действиях эстетическая ценность желательна, но отнюдь не необходима. Поэтому за пределами искусства творчество по «законам красоты» обычно будет непроизвольным или даже чисто случайным. Так, инженер, конструирующий машину, не думает о её красоте, ему важно прежде всего, чтобы она хорошо работала. Что же касается произведений искусства, то они непременно должны обладать эстетической ценностью ибо, если они не доставляют людям эстетического наслаждения своей красотой, они теряют и всякую другую ценность – нравственную, познавательную. Это что касается первого момента двоякости проявления искусства. Теперь относительно второго. Искусство не ограничивается изображением одних только прекрасных предметов и явлений реального мира. Оно воспроизводит и уродливое, низменное, пошлое, но при этом оно всегда стремится прекрасно воссоздавать подобные явления, дабы ценой красоты изображения искупить безобразие изображаемого. Например, облик Квазимодо вызывает у нас чувство отвращения, однако восхищение мастерством актера, исполняющего роль Квазимодо «снимает» в душе зрителя отвращение к изображаемому уродству. Имея эстетическое право воспроизводить наряду с прекрасными и безобразные явления жизни, искусство относится к ним, однако, по-разному. Воспроизвести нечто прекрасное и показать людям – значит умножить красоту реального мира и соответственно умножить радости, доставляемые людям созерцанием красоты. Воспроизвести же безобразное – значит осудить и разоблачить его с позиций прекрасного. Такое изображение безобразного дает почувствовать, какой могла бы и должна была бы быть жизнь, если бы её очистили от всех уродств.

Возвышенное и низменное. При сопоставлении этих категорий с прекрасным и безобразным бросается в глаза, что эти две пары эстетических категорий близки по своему смыслу. Во многих случаях одно и то же явление может быть оценено и как прекрасное, и как возвышенное или, напротив, и как уродливое, и как низменное. Например, Днепр у Гоголя и «чуден», и «величав». Однако не всегда эстетическая характеристика явления бывает двойственной: любуясь небольшой речкой, мы назовём её красивой, но ощущения величия в нашей душе она не вызывает; точно так же, эстетически оценивая поведение человека в быту, мы говорим о красивых манерах, но было бы нелепо назвать манеры «возвышенными». Таким образом, близость этих категорий не является их тождеством. Отличие одной пары эстетических качеств от другой проистекает из того, что соотношение реального и идеального имеет в каждой из них особый характер. Определяя это отличие наиболее общим образом, можно сказать, что прекрасное и безобразное выражает соотношение реального и идеального в качественном отношении, а возвышенно и низменное – в отношении количественном. Естественно, что качества не существует без количества. Однако взаимоотношение между ними весьма неустойчиво, и потому эстетическое значение количественного фактора не является постоянным. В прекрасном отношение качества и количества имеет вид такого гармонического соответствия, которое называется мерой, в возвышенном же количественная сторона выступает на первый план. При восприятии эстетически небольшой речушки у человека рождается чувство удовольствия, то есть она обозрима, она доступна, её легко переплыть. Когда же он видит большую реку, размеры которой несоизмеримы с его силами, то она рождает у него не чувство удовольствия, а чувство преклонения. То есть в процессе эстетического восприятия человек бессознательно соотносит предмет со своей силой и энергией.

Возвышенное – это то, где с исключительной силой, с необыкновенным могуществом проявляется человеческий идеал.

Низменное же – это то, где безмерно и всемогуще воплощается враждебные нашему идеалу качества. Так, например, в горьковской «Песне о Соколе», Сокол и Уж стали символами возвышенного и низменного потому, что способность птицы к полету, к свободному парению в вышине и прикованность пресмыкающегося к земле воспринимаются нами не как простое биологическое различие, а как воплощение желанного и ненавистного нам образов жизни. Болото мы оцениваем как нечто низменное лишь потому, что оно срослось в нашем представлении с целым пучком ассоциаций, относящихся к презираемому нами способу существования.

Так объясняется эстетизация количества в природе. Что касается возвышенного в человеке, то здесь физическое могущество приобретает эстетическую ценность постольку, поскольку оно выражает общественные идеалы людей. На первых порах возвышенный характер придавала героям народного эпоса и сказки их богатырская сила (когда человек был зависим от природы); в последующем же – сила характера, могущество духа, нравственного «роста». Именно этим определяется величие жизненного подвига Бруно, Пестеля, Островского и других.

Правда, в жизни и в искусстве нам приходится встречаться и с такими случаями, которые характеризуются понятием «мрачное величие». Такие явления мы находим и в природе (буря, шторм), и в человеческой жизни (Иван Грозный), и в искусстве (леди Макбет). Люди эти творили зло, нравственная ценность их деяний отрицательна, но в эстетическом отношении они оказываются возвышенными. Почему? Дело все в том, что зло творится здесь не из вульгарных, своекорыстных побуждений, а из своеобразного «идеального принципа» т.е. зло, здесь идеализируется, оно приобретает сверхличный масштаб (цепь совершенных героиней преступлений мотивируется идеальным нравственным принципом борьбы, протеста, разрушения, поработившего её низменного и пошлого мира; высокие государственно-политические цели могут «оправдать» в наших глазах жестокость И. Грозного и позволить эстетически оценить его характер как возвышенный). Теперь относительно возвышенного и низменного в искусстве.

Возвышенное обладает особой силой эмоционального воздействия на человека и искусство всегда ценило эту способность возвышенного, но использовало оно эту способность по-разному. Религия и религиозное искусство стремились к тому, чтобы человек ощущал свое ничтожество перед лицом возвышенного образа божества, чтобы он испытывал страх перед ним и чувствовал непроходимую пропасть между величием потустороннего мира и мизерностью земного. Поэтому многие религии объявляли войну красоте, чувствуя, что красота привязывает человека к жизни, природе, земным благам, но никогда религиозная идеология не объявляла войны возвышенному, ибо всякое религиозное чувство есть, в сущности, мистически извращенное чувство возвышенного. Во многом близким религиозно-мистической «эксплуатации» возвышенного было его использование светской идеологией господствующих классов – рабовладельцев и феодалов. Образ фараона в искусстве Древнего Египта и образ царя в дворянском искусстве призваны были вселить в душу зрителей ощущение робости, ничтожности простого смертного. По-иному использовало возможности возвышенного гуманистическое искусство. Утверждая величие реального человека, это искусство стремится к тому, чтобы восхищение и преклонение перед возвышенным возбуждало у людей веру в великие возможности человека, желание подражать возвышенному герою.

Категории «трагическое» и «комическое»

Эти категории, как и предыдущие, имеют такую же объективно-субъективную природу и рождаются в результате того же соотнесения жизненной реальности и человеческих идеалов. Однако соотнесение это имеет своеобразный характер, ведь понятия «трагическое» и «комическое» определяют ценностные свойства не предметов, а процессов. Ни растение, ни животное, ни сам человек, ни созданные им вещи (всё то, что мы определяем как «красивое» или «возвышенное») не могут быть ни трагическими, ни комическими. Трагический или комический характер может иметь только действие – реальное человеческое или изображенное в искусстве. Поэтому и в жизни, и в искусстве сфера трагического и комического значительно уже, чем сфера прекрасного и возвышенного, охватывающая и мир предметов, и мир действий.

Сущность трагического. Слово «трагическое» вызывает обычно в нашем воображении представление о чьей-то гибели или по крайней мере о чьих-то мучительных страданиях. На этом основании большинство теоретиков усматривало сущность трагического в смерти человека. Однако далеко не всякая гибель человека расценивается нами как трагическая. Смерть Перовской, декабристов оказывается трагической, потому что они воплощали наш идеал и боролись за него. Если же гибнет или страдает человек, действия которого противоречат нашему жизненному идеалу, то никакой трагедии не возникает, а даже напротив – облегчение, а подчас и радость.

Эта категория, как и другие эстетические категории имеет всегда исторический и классовый характер. Но чем шире общечеловеческое значение трагической коллизии, тем больше в ней подлинно трагического смысла.

В основе трагической коллизии и в жизни, и в искусстве лежит борьба за претворение идеала в реальность. Эта борьба есть не только борьба классов, партий или отдельных личностей, она есть также и борьба человека с природой. Стремление освободиться из под власти враждебных людям стихийных сил природы и покорить её, составляло всегда одну из самых важных идеальных целей человечества. Столкновение со слепым могуществом стихий чревато великими опасностями и грозит трагическим исходом тому, кто осмелится вступить с ними в противоборство (Прометей, картина Брюллова «Последний день Помпеи»).

В свете сказанного становится понятным, почему вообще смерть может восприниматься нами как нечто трагическое – ведь она сама является стихийной силой природы, с которой человек пытается бороться, неизбежно терпя в этой борьбе поражение. Здесь особенно отчетливо обнаруживается эстетическая, а не чисто биологическая природа трагического. Трагической смерть становится лишь при условии, что в центре человеческого идеала находится жизнь. Когда же смерть рассматривается как избавление от тягостей жизни, тогда она теряет свой трагический характер. По этой же причине смерть в самой природе осмысливается нами по – разному. Осеннее увядание природы приобретает трагический смысл, если мы связываем его с увяданием человеческой жизни; если же осень включается в другой ассоциативный ряд, ничего трагического мы в ней не ощущаем. («Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса….» – Пушкин).

Столь же различно восприятие нами и смерти животного. Когда зверь является противником человека, его гибель лишена трагического смысла. Если же животное тем или иным образом «очеловечивается» в нашем восприятии, тогда оно может стать не менее крупным трагическим героем, чем сам человек.

Трагическими являются, следовательно, не смерть сама по себе, как биологическая закономерность, и не страдания сами по себе, как явление психологическое.

Трагическое значение смерть и страдания реального существа приобретают лишь постольку, поскольку оно тем или иным образом представляет, воплощает идеальное. Иными словами, трагедия – это гибель, поражение идеального в реальном мире. Вот почему трагическими могут оказываться и такие ситуации, в которых нет ни смерти, ни страданий, нет никакой борьбы за торжество тех или иных идеалов (когда общественная система вытравливает в человеке все человеческое, т.е. здесь гибнет сам идеал человечества).

Трагедия пессимистическая и трагедия оптимистическая.Конфликт между реальностью и идеалом, приводящий к поражению идеального, может быть осмыслен и в жизни, и в искусстве по-разному. В творчестве Ремарка раскрываются трагические судьбы немецкого народа. При этом каждая книга Ремарка вызывает у читателя тяжкое ощущение безысходности, неодолимости зла и нежизнеспособности доброго, светлого. Иными словами, в непримиримом конфликте реальной общественной жизни и гуманистического идеала поражение терпят у Ремарка не только его герои, носители идеальных качеств, но и сам идеал, и его поражение не случайное, не временное, а глубоко закономерное, неизбежное и окончательное. Такое разрешение трагической коллизии, такое мировосприятие называются пессимистическими. Однако осмысление трагических коллизий может быть не только пессимистическим, оно может быть и оптимистическим, и таковым оно является тогда, когда гибель прекрасного человека, воплощающего идеал или борющегося за него, не является гибелью самого идеала (это легенды о возрождении героя после смерти – Дионис, Христос).

Сущность комического и его основные формы. Столкновение реального с идеальным может привести, однако, не только к трагическому исходу. Трагический конфликт этот разрешается, как мы видели, тогда, когда идеальное терпит поражение в столкновении с реальностью. Но если в таком конфликте поражение терпит реальное, если созерцая какое-то явление в человеческой жизни или в художественном ее воспроизведении, мы ощущаем его безобразие, низменность, пошлость, короче, его антиидеальность и осмысливаем его, т.е. «уничтожаем» своей насмешкой, иронией или хотя бы улыбкой, явление это становится комическим. Комическое тесно связано со смешным, но явления эти разного порядка: смешное - это явление психофизиологическое, а комическое - явление эстетическое.

В самом деле, человеку бывает смешно по разным причинам: и тогда когда он смотрит в театре комедию, и тогда, когда слышит остроумный анекдот, и тогда, когда его щекочут, и тогда, когда особое нервное возбуждение разрешается в так называемом истерическом смехе. В первых двух случаях смех непосредственно связан с комическим, а в двух последних такой связи нет (способность смеяться, кстати, свойственна и некоторым высшим животным). Улыбка и смех становятся «спутниками» комического лишь постольку, поскольку они часто выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека его духовная победа над тем, что противоречит его идеалам. Ведь разоблачить то, что противоречит идеалу, осознать это противоречие- значит преодолеть дурное, освободиться от него.

Но чем опаснее для идеала отрицаемое реальное явление, тем менее кажется оно смешным. И действительно, мы смеёмся над глупостью, рассеянностью, неловкостью человека, когда они не опасны для него и для окружающих. Если же мы ощущаем в отрицаемом нами явлении нечто страшное, мерзкое, тогда саркастическое к нему отношение или сатирическое его воспроизведение в искусстве исключает реакцию смеха.

Следовательно, какое бы эмоциональное выражение ни принимало комическое, эстетическая его сущность заключается в таком столкновении реального и идеального, когда реальное отрицается, осуждается, разоблачается, критикуется с позиций идеала. Эти общие черты комического по-разному раскрывается в многообразных формах его реального существования.

Первое направление их классификации- различие комического в жизни и в искусстве. Так как последнее представляет собой художественное отражение первого, оно перерабатывает по законам искусства бытовые формы комизма и выступает в новых его формах. Например, остроумие и ирония – это такие проявления восприятия человеком мира под комическим углом зрения, с которыми мы встречаемся повсеместно. Однако сами по себе ни остроумие, ни ирония художественной ценности не имеют, поэтому в искусстве они переплетаются, рождая новые, специфические художественные модификации комического- гротеск, фарс, юмор, сатира и т.п.

Другое направление классификации основных форм комического является общим и для его бытовых, и для его художественных форм. Речь идет о том, как преломляются в каждой из них объективные и субъективные меры «эстетической критики» реальности: объективная её мера характеризует степень не соответствия идеалу отрицаемой реальности, а субъективная – характер самого отрицания. Сопоставляя, например, такие формы остроумия, как шутка и сарказм, мы обнаруживаем, что объектом шутки являются какие-то слабости и мелкие недостатки хорошего в основе своей человека, т.е.такие качества, которые не соответствуют идеалу, а саркастическое отношение схватывает в человеке низменное и порочное, т.е. то, что противоречит идеалу, что угрожает ему. Отсюда вытекает и различие субъективной стороны шутки и сарказма: первая обычно дружелюбна, незлоблива, а вторая – язвительна.

Аналогично различие между юмором и сатирой – основными формами комического в искусстве. Одно дело говорить, например, о хороших людях, которые стали жертвами тупого и пошлого образа помещичьей жизни, а другое - о низменных и уродливых столпах крепостного строя (Чичиков, Собакевич).

В изобразительном искусстве, в частности в графике, юмористическое изображение человека называется дружеским шаржем, сатирическое – карикатурой.

Вместе с тем юмор и сатира, так же как и шутка и сарказм, только крайние полюсы широкого спектра форм комического, между которыми располагается целый ряд переходных и смешанных форм. Шутка может быть более или менее добродушной, а сарказм - более или менее едким, юмор – более или менее веселым, сатира – более или менее гневной. В связи с этим далеко не всегда удается точно определить юмористический или сатирический характер имеет то или иное произведение. Так, к примеру, образы Бендера, Воробьянинова, Паниковского рисуются переходами от юмора к сатире и от сатиры к юмору, и каждый из них вызывает то веселую улыбку, то презрительную насмешку, то брезгливое отвращение.

Третья плоскость анализа сферы комического – раскрытие различия способов достижения комического эффекта. Здесь следует прежде всего различать два основных способа: открытый и иронический. Первый из них откровенно говорит, что смешное смешно, гнустное гнустно; второй скрывает отрицание, насмешку за видимостью спокойного описания или даже восхваления. Ирония ставит под сомнение кажущуюся идеальность реального, то есть срывает со лжи покров истины, с глупости – покров ума, с ничтожности – покров значительности, и именно таким образом празднует духовную победу идеального над несоответствующей ему жизненной реальностью. Оба эти способа комической критики могут проявляется в формах шутки и сарказма, юмора и сатиры. Эти два способа не отделены резко один от другого. Между ними есть промежуточная форма – пародия, которая является как будто простым подражанием некоему действию, однако «подражание» это оборачивается высмеиванием объекта изображения (пародист обнаруживает «слабые места», уязвимые для критики, и гиперболизируя, делает их смешными). Пародия близка к иронии, но в отличие от нее является открытым способом комедийной критики (автор пародии прямо предупреждает, что данные стихи или песни являются пародийными). Именно по этой причине пародия – это промежуточное явление.

Своеобразие комического, как эстетического явления, позволяет понять, почему область его распространения значительно более ограничена по сравнению со сферой действия всех других эстетических категорий. Особенно ясно это видно в искусстве. Способность отрицать, критиковать, разоблачать, осмеивать свойственна далеко не всем его видам и жанрам – некоторые из них обладают лишь способностью утверждать, создавая прекрасные и возвышенные образы. Такова прежде всего архитектура, в произведениях которой мы не найдем сатиры, иронии или юмора. Минимальны возможности создания комического образа в музыке (в сатирических частушках, юмористических песенках комический эффект создается почти всегда не музыкальными, а словесными или актерскими средствами). Дело в том, что музыка по самой своей природе выражает чувства, переживания и чем более возвышенные, благородные эмоции она выражает, тем больше ее художественная сила. Впрочем, и в изобразительном искусстве права комического ограничены, хотя они и шире, чем в музыке. Самыми обширными возможностями создания юмористических и сатирических произведений обладают графика, самыми узкими – скульптура. В данном отношении живопись занимает промежуточное положение между графикой и скульптурой.

Литература, театр, кино – вот виды искусства, которые создают самые благоприятные условия для развертывания всех форм комического.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий

Введение Содержание программы курса Философия... Введение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Содержательный модуль 1.1: Религиоведение
1.1.1 Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий Религиоведение как наука. Концепции возникновения религии. Структура религии и ее функции. Классификации религий.

Содержательный модуль 2.1: История развития философской мысли.
2.1.1. Философия Древнего мира. Мифо-религиозно-философские системы Индии. Этико-философские представления Китая. Античная философия. 2.1.2. Философия Средних веков, Во

Содержательный модуль 2.2: Онтология. Гносеология
2.2.1. Материя и сознание как основные философские категории. Бытие, материя, сознание, субстанция. Пространство, движение и время как атрибуты материи. Сознание как форма отражения

Рекомендации для самостоятельной работы
  Материал данного пособия затрагивает объяснение сложных и проблемных вопросов, дополняется материалом, не вошедшим в лекционный цикл, привлекает новые идеи и разработки в системе фи

Критерии
оценки знаний по курсу и модулям «ФИЛОСОФИЯ»   Параметры Оценка ответа в баллах Зачтено А Зачтено

Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Каждый человек в процессе своей жизни стремится к достижению своей главной цели, своего собственного смысла жизни. Теолог и философ средневековья Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет стре

Историческое направление–изучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.
  Структура религиоведения.Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

Определение религии и взгляды на религию в обществе
  Религия как общественное явление. На современном этапе жизни каждого человека и жизни общества в целом религия, как явление, становится стойким социальным институто

Основные религиоведческие концепции и их характеристика
  Восприятие религии зависит от отношения не столько к самой религии, сколько от определения того, что происходит вокруг нас в природе и в обществе. Обратимся к общим концепциям о сущ

Проблемно-поисковые вопросы
1. Чем обуславливается потребность в такой науке как религиоведение? 2. Что такое религиоведение? 3. Назовите структурные части религиоведения? 4. Что является предметом

Темы рефератов
1. Религия как предмет научного исследования. 2. Возникновение и развитие науки о религии. 3. Религиозность и ее социологическое изучение. 4. Верующие и их типы.

Ранние и родоплеменные формы религии
  К наиболее распространенным ранним религиозным формам относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм. Анимизм (от лат. аnіmа – душа, дух) – это вера в духов

Национальные религии
Становление классового общества и преобразования в первобытных взаимоотношениях требовали не только изменений экономических и социальных, но также и идеологических. Трансформации происходили, прежд

Тест: Мифо-религиозные представления в древнем мире.
  1 Найденные наскальные рисунки с изображением полулюдей-полуживотных иллюстрируют: а) тотемизм; б) фетишизм; в) анимизм.

Буддизм
  Возникновение буддизма.Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии, чему способствовали разнообразные причины развития индийского общества, его культуры и религиозных

Христианство
Возникновение христианства. Термин «христианство» (от греч. Христос – Помазанник, Мессия) объясняется в новозаветном тексте (Деяния апостолов, 11:26). Это слово образованно на осно

Проблемно-поисковые вопросы
1. Что оказывало содействие появлению и расцвету буддизма в Древней Индии? 2. Что привлекательного содержит в себе учение Будды? 3. Что Вы понимаете под нирваной, сансарой и кармо

Темы рефератов
1. Учение буддизма о сущности бытия. 2. Космологические взгляды буддистов. 3. Обрядность и духовенство в буддизме. 4. Сущность учения о сансаре. 5. Особенности л

Причины распространения новых религиозных течений в Украине
  Вспышка в умонастроениях населения Украины отчаяния, вызванная переходными и кризисными явлениями и тенденциями, привлекает нетрадиционные для наших территорий мистико-иррационалист

Неорелигиозные направления, имеющие распространение в Украине
Неохристианство – возникает в рамках традиционного христианства с целью приближения его к требованиям времени, чаще под влиянием протестантских ц

Свобода совести в Украине и ее законодательно-правовая реализация
Свобода совести как социальная ценность. Свобода совести признается одной из главных общечеловеческих ценностей, которая соотносится с основами бытия человека. Свобода совести пред

Реализация принципов свободы совести в современной Украине
Чтобы свобода совести действительно могла быть осуществлена, разработаны специальные международные юридические акты: · Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на

Проблемно-поисковые вопросы
1. Как Вы думаете, почему в наше время продолжается процесс религиозных поисков? 2. Какое содержание и формы имеет христианская нетрадиционность? 3. Покажите особенности новых ори

Темы рефератов
1. Новые религиозные течения в Украине. 2. Особенности неорелигиозных процессов в Украине. 3. Неохристианство и его проявления в обществе. 4. Современные восточные мистич

Материальная действительность и процесс её познания
Познание есть процесс отражения в сознании человека окружающего мира. В процессе познания мы движемся от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Чувственное познание предшес

Законы логики и законы других специальных наук
Законы логики связаны с законами других специальных наук. Между ними есть как сходство, так и различие. Сходство проявляется в том, что эти законы имеют объективный характер, а также в том, что исп

Логика формальная и логика диалектическая
Говоря о формальной логике необходимо отметить, что её правила, методы и законы применяются к мыслям о предметах как качественно определённых, т.е. мы при рассуждении о предметах отвлекаемся от вре

Понятие о логическом законе
Мышление как отражение объективного мира в сознании человека протекает не хаотично, а закономерно. Логическое мышление подчиняется двум видам законов: законам диалектики и законам формальной логики

Закон тождества
Всё, что существует вне нашей мысли и что может быть предметом мышления, обладает свойством определённости. Каждый предмет есть, прежде всего, определённый предме

Закон исключённого третьего
Закон непротиворечия, как мы выяснили, устанавливает, что из двух несовместимых суждений одно необходимо ложное. Вопрос о втором суждении остаётся открытым: оно может быть истинным, но может быть и

Закон достаточного основания
Всякое свойство предмета, отличающее этот предмет от всех других предметов, существует в данном предмете не само по себе, но лишь потому, что существует нечто такое, чем это свойство обуславливаетс

Сущность понятия
Слово понятие происходит от глагола понимать. Понятие – это основная единица структуры человеческого мышления. Всякое понятие (понимание) есть мысль о признаках предмета. Признаком предмета называю

Виды понятий
Человеческое мышление создало необычайное богатство понятий. Как богатство и многообразие явлений действительности делало и продолжает делать необходимым для науки (биологии, геологии, астрономии)

Отношения между понятиями
Между предметами одновременно существует и сходство, и различие. Так же обстоит дело и с понятиями об этих предметах. Поэтому одним из важных вопросов логики является вопрос об отношении между поня

Обобщение и ограничение понятий
  Часто в практике нашего мышления приходится от понятия одного объёма переходить к понятию другого объёма, составляющего лишь часть объёма исходного понятия. Так, зная, что какой-то

Определение понятия
  Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией. Поскольку содержание представляет собой совокупность существенных признаков пр

Правила явного определения
Определение понятий опирается на ряд правил, которые надо соблюдать во избежание ошибок: 1. Определение должно быть соразмерным. Это правило требует, чтобы объём определяемого пон

Деление понятий
При изучении какого-либо понятия встаёт задача раскрыть его объём. Логическая операция, раскрывающая объём понятия, называется делением. В операции деления надо различать делимое понятие, т.е. поня

Правила деления
1. Деление должно быть соразмерным. При делении должны быть перечислены все виды делимого понятия. Если будет пропущен хотя бы один член деления, то деление будет неполным. Если же будут у

Логические отношения между суждениями
Отношения между простыми суждениями.Два любых суждения по их логической форме могут быть сравнимыми или несравнимыми. Несравнимыми называют суждения, в которых различны субъекты ил

Понятие умозаключения и его виды
Большую часть знаний мы получаем с помощью рассуждений, т.е. путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными или вы

Индуктивные умозаключения
Наряду с дедукцией важное значение в познании принадлежит индуктивным умозаключениям. Индуктивным называют такое умозаключение, в форме которого протекает эмпирич

Аналогия
Способы логического перехода от известного к новому знанию не ограничиваются индукцией и дедукцией. Наряду с ними возможен и третий способ: логический переход от

Понятие доказательства и его структура
  Цель познания в науке и практике – достижение достоверного, объективно истинного знания, на основе которого возможно активное воздействие человека на окружающий мир с целью его прео

Опровержение
Помимо доказательства утверждений путем установления их истинности важное место в научной практике имеют и опровержения утверждений. Опровержение – это логическая операция, направленная на

Логические правила и ошибки по отношению к тезису доказательства
Доказательное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса. Первое из них – тезис должен быть логически определенным, ясным и точным; второе – запрещается изменять тезис в про

Проблема и её роль в познании
Научное исследование представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. С проблемы собственно и начинается научный поиск. Область проблем и область уже завершённого знания тесно связаны. Она

Гипотеза и её виды
Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию п

Теория как система научных знаний
  Теория – это система основных положений, идей какой-либо отрасли науки, в которой обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Следовательно,

IV. Можно ли построить простой категорический силлогизм из следующих посылок (ответ в виде комбинаций цифр и букв)?
1. Все ананасы приятные на вкус. Картофель не ананас. 2. Некоторые металлы легче воды. Все металлы электропроводны. 3. Все люди мыслящие существа. Дерево не мыслит.

Предмет этики
Этика исследует мораль, является наукой о морали или нравственности. В обыденном языке «этика» и «мораль» обычно отождествляются и это вполне допустимо. В научных же рассуждениях этого дел

Мораль как социальное явление
  Что же определяет содержание морали? В чем состоит значение обязательности ее требований: объективно оно или субъективно? Всякая нравственность обусловлена социально-истори

Происхождение нравственности
Основы нравственной жизни закладываются в родовом обществе. Это простые правила общения, чувство общности, взаимоподдержки и др. Впоследствии, став привычкой, они воспринимаются как нечто само собо

Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах
  С переходом к рабовладельческим отношениям связан и переход к собственно нравственным отношениям. Родо-племенные нравы разрушаются двояким способом: либо нарушаются и заменяются нов

Буржуазная мораль: этапы ее развития
Переход к феодализму сопровождался формированием новой системы морали. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы глобальные требования буржуазной морали. (

Понятие и функции морали
  Моралью чаще всего называют идеально-теоретический уровень нравственного сознания. Мораль – это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра

Структура морали
  В различные исторические эпохи существуют разные структуры нравственного сознания. Тем не менее, можно говорить о некоторых общих чертах структуры морального сознания. Ее основными

Самоконтроля личности
Совесть – один из наиболее древнейших и интимно-личных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность

Эстетическая деятельность и сферы её проявления
Термин эстетика вошел в обращение в середине XVIII века. Изобрел его немецкий философ Баумгартен для обозначения выделенного им нового раздела философии. Произвел он данный термин от греческого «эс

Понятие и структура эстетического сознания
Одним из наиболее распространенных способов восприятия действительности является эстетическое. Оно представляет собой отражение эстетических свойств действительности. Это особые чувства, вкусы, инт

Основные категории эстетики
1. Категории «эстетическое» и «художественное». 2. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. 3. Категории «трагическое» и «комическое». Категории «эстети

Предмет искусства
  Искусство – высшая форма эстетического освоения действительности, высшая так как в искусстве эстетическое – самоцель. Эстетическое требование человек предъявляет ко всему его окружа

Художественный образ
Формой, в которой искусство отражает действительность, является художественный образ. Образ этот идеален и возникает только в сознании воспринимающего и возникает он только благодаря произведению и

Социальные функции искусства.
1. Познавательно-преобразующая функция искусства. 2. Коммуникативная функция искусства. 3. Просветительная функция. 4. Воспитательная функция. 5. Гедонистическая

Познавательно-преобразующая функция искусства
Отражая действительность специфическим художественно-обобщенным способом, искусство преобразует и познает ее. Знания о мире и человеке, почерпнутые в области искусства, должны способствовать гармон

Коммуникативная функция искусства
Искусство как и язык принадлежит к разряду знаковых систем, служащих закреплению, хранению и передаче разного рода информации. И независимо от того, осознает тот или иной художник это или нет, расс

Просветительная функция
Речь идет прежде всего о том, что искусство несет в себе определенный род знания о жизни и тем самым играет роль важного способа просвещения и образования людей (из книг, кино, спектаклей мы узнаем

Воспитательная функция
И действительно, искусство дает нам не знание фактов и объективных закономерностей, а знание значений, знание ценности бытия, знание реальных связей мира и человека, оно заставляет нас, хотим мы то

Гедонистическая функция
Искусство во всех своих созданиях несет людям красоту, украшает их жизнь и служит источником глубоких эстетических радостей. Однако значение гедонистической функции искусства не исчерпывается этими

Вопросы к семинарским занятиям по этике и эстетике
Семинарское занятие «Этика как наука»   1. Предмет этики. 2. Мораль как социальное явление. 3. Происхождение нравственности. 4. Нр

Проблемно-поисковые вопросы
1. Проблема происхождения и природа морали. 2. Социальная сущность морали, её структура и элементы. 3. Специфика морали и её социальные функции. 4. Исторические типы мора

А.Справедливость Е. Солидарность
В. Тактичность G. Корректность С. Простота Н. Тщеславие D. Гуманизм I. Честолюбие F. Коллективизм К. Деликатность 21. Выберите соответствие данных особен

Выберите соответствие видов искусства его синтетическим группам.
1.Скульптуру 5.Живопись 2.Музыку6.Цирк 3.Архетиктуру7.Театр

Философия: круг её проблем и роль в обществе
  1. Исторические типы и формы мировоззрения. 2. Основной вопрос философии и две его стороны. 3. Философия и частные науки, их соотношение.  

Исторические типы и формы мировоззрения
Мировоззрение присуще каждому человеку. Это та грань, которая отделяет человека от животного. Поскольку мировоззрение - это мировоззрение человека, а человек - это общественное существо, т

Основной вопрос философии и две его стороны
Ядром научного мировоззрения является философия, которая формирует теоретические основы мировоззрения через правильное решение вопроса о соотношении бытия и мышления. Этот вопрос в философии являет

Философия и частные науки, их соотношение
Прежде всего следует отметить, что действительно и философия, и другие науки изучают материальный мир, т.е. для философии и целого ряда наук „объект изучения” общий. В чем же тогда различие? А разл

Функции философии
Как мы выяснили философия - мировоззренческая наука. Именно этим и опре­деляются ее функции в познании и практике. Т.е. основная и определяющая функ­ция философии - мировоззренческая. Реализует себ

Что можно определить как предмет философии?
а) наиболее общие законы развития общества и природы б) природа во всем ее многообразии в) взаимодействие человека и мира г) общество и его развитие 6. Ф

Философия Древнего мира
Появление рабовладельческого общества связано с пе­реходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледе­лию, оседлому образу жизни, к моногамии и патриархату, от кровнородственных связей к те

Средневековая философия
В средневековье, когда утверждаются феодальные от­ношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, слу­жанкой богословия. Она сохран

Философия Нового времени
  Развитие капитализма, рыночных отношений в недрах феодального общества и связанный с ним бурный подъем науки и техники в Европе явились основой, на которой формиро­вался и получал с

Возникновение марксистской философии и её дальнейшая эволюция
Марксистская философия явилась преемницей предшествующих ей концепций, одновременно она ознаменовала собой существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии не только европейско

Современная западная философия
  Современная философия на Западе предстает в виде множества различных течений, школ, учений, как правило, не имеющих какого-либо объединяющего начала. И все же в этом интеллектуально

Тест: Античная философия
  1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты? а) Сократ б) Аристотель в) Демокрит. 2. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассу

Темы рефератов
1. Абеляр П.: Борьба здравого смысла с догматизмом в средневековой философии. 2. Диалог веры и разума как стержень взаимоотношений церкви и светской власти. 3. Номинализм и реализ

Темы рефератов
  1. Метафизический материализм и учение о государстве Т. Гоббса. 2. Материалистический рационализм и учение об аффектах Б. Спинозы. 3. Сенсуализм Д. Локка и его уче

Тест: Философия Нового времени
1. Стержнем теоретических споров Нового времени был вопрос о: а) определение первичности материи или сознания; б) определение источников человеческого познания;

Темы рефератов
  1. Этика Канта. 2. Антиномии Канта: знание или вера? 3. Проблема человеческой свободы в философии Фихте. 4. Натурфилософия и учение об интеллектуальной ин

Темы рефератов
1. Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. 2. Источники возникновения и развития марксизма. 3. Основные течения в марксизме в конце ХІХ в. и в ХХ в. 4. Марксистские

Темы рефератов
1. Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда. 2. Основные этапы развития позитивизма. 3. Проблема отчужденного человека в произведении А. Камю “Посторонний”. 4. Гермен

Генезис украинской философии
  Украинская философия времен Княжества формировалось в границах общей духовной культуры Киевской Руси. Она вобрала в себя и творчески преобразила религиозно-мифологические верования

Философия Киевской Руси
В X веке Киевское государство еще не имело единой религии. Языческие верования не содействовали объединению племен. Целостность государства обеспечивалась в основном военной силой. Князь Владимир п

Формирование черт украинской философии
Начиная с первых десятилетий своего становления и развития, украинская философия постепенно формирует свои особенности, кристаллизирует черты, характерные для нее на протяжении почти тысяче

Украинская философия в ХХ в.
До 1920 г. украинская философия развивалась в едином русле. Несмотря на разные школы, которые временами враждовали между собой, все-таки это была философия, не отделимая от украинского общества.

Темы рефератов
1. Основные черты украинского мировоззренческого менталитета и особенности украинской философии. 2. Становление философии украинского духа в Киево-Могилянской академии (И. Гизель, Ф. Проко

Тест: Философская мысль в Украине
1. В философской мысли древних славян тесно переплетены две тенденции: 1. Материалистическая и идеалистическая. 2. Диалектическая и метафизическая. 3. Ми

Философское понятие материи
  Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Тем не менее это многообразие вещей предполагает наличие в них общего, сходного. Такой общей «основой» является су

Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи
  От философского понятия «материя», определение которого связано с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, следует отличать современные представления о структуре и сво

Движение и его основные формы
Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждо

Единство мира
Есть в многообразии тел, процессов, явлений окружающего мира какая-то общность, единая основа? Диалектико-материалистическая философия, как уже было показано, решает этот вопрос положительно. Согла

Сознание, его происхождение и сущность
1. Взаимоотношение материи и сознания. 2. Сознание – высшая форма отражения действительности. 3. Естественнонаучные представления о сознании. 4. Сущность и основные харак

Сознание – высшая форма отражения действительности
Относительность противопоставления материи и сознания находит своё выражение в том, что вся материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте матери

Естественнонаучные представления о сознании
Понятие сознания предполагает разграничение естественнонаучных и философских представлений о нём. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ря

Сущность и основные характеристики сознания
Человеческое сознание – это информационная программа, управляющая человеческой деятельностью. Его качественная специфика определяется переходом человека к новой – социальной – форме существования.

Темы рефератов
1. Проблема саморефлексии и самовоспитания. 2. Концепции происхождения сознания. 3. Загадки гениальности. 4. Идеальность сознания. 5. Сознание и речь. &

Диалектика и её альтернативы
1. Понятие диалектики и метафизики. 2. Разнообразие альтернативных методов. 3. Диалектика как наука. 4. Закон единства и борьбы противоположностей. 5. Закон взаи

Разнообразие альтернативных методов
  Софистика. Альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика (от греческого — соображение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики)

Диалектика как наука
  Диалектика как наука – сложная система, элементами которой являются ее принципы, категории и законы. Принципы - это основные, исходные положения, основополагающие понятия,

Закон единства и борьбы противоположностей
  Закону единства и борьбы противоположностей принадлежит центральное место в системе материалистической диалектики. Связано это с тем, что данный закон отвечает на главный воп

Виды противоречий
1. Внутренние и внешние (исходя из места занимаемого в системе). Внутренние противоречия - это взаимоотношения между противоположными сторонами данного предмета или явления (это взаимодействие межд

Метафизическое истолкование закона единства и борьбы противоположностей.
Это истолкование находит проявление в двух теориях: теории равновесия и теории конфликта. Рассмотрим эти теории. Основные положения теории равновесия: 1. Равновесие абсолютно, бор

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания указывает направление развития, отвечает на вопрос, куда идет развитие . Рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, мы выяснили что источником ра

Типы отрицания
I) механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (исходя из форм движения материи); 2) деструктивное и конструктивное отрицание (исходя

Уровень
1. К основным принципам диалектики относятся: а) принцип всеобщей взаимной связи; б) принцип веры в авторитеты; в) принцип независимости явлений.

Уровень
1. Иллюстрацией закона взаимоперехода количественных и качественных изменений могут послужить: а) многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в дру

Проблема познания в философии
Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования т

Чувственное и рациональное познание
  Чувственное отражение. Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражен

Практика как специфически человеческий способ освоения мира
Практическая деятельность в человеческом обществе, в отличие от процесса жизнедеятельности в животном царстве, определяется не биологическими факторами, а исторически выработанным соответствующим с

Проблема истины в философии
Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания. Все философские направления и школы старались сформулировать свое понимание истины. Классическое определение истины дал Аристотель, определи

Уровень
1. Раздел философии, который занимается изучением проблемы познания: а) онтология; б) гносеология; в) феноменология; г) логика.

Уровень
1. Найдите ошибочное высказывание: а) чувства не имеют границ; б) чувства относительны, часто изменчивы; в) не дают критерия разграничения существенного

Понятие общества и природной среды, их единство и различие
Из ранее рассмотренного материала мы знаем, что общество возникает не вне­запно, а является результатом всего предшествующего развития материи. В основе выделения человека из природы был труд, совм

Географическая среда - необходимое условие общественного развития
Рассматривая взаимодействие общества и природы, мы природу понимали в широком смысле слова, т.е. понимали под природой объективную реальность. Однако общество взаимодействует не со всей объективной

Народонаселение - предпосылка и субъект исторического процесса
Кроме географической среды, естественным условием возникновения и разви­тия общества является существование живых человеческих индивидов, с их опреде­ленной телесной организацией. В отличие от геог

Понятие материального производства и его структура
Ранее мы выяснили, что общество в своем развитии проходит ряд этапов, названных общественно-экономическими формациями, раскрыли струк­туру общественно-экономической формации, указав на основные и н

Базис и надстройка
Кроме способа производства, к числу важнейших элементов структуры обще­ственно-экономической формации мы отнесли еще базис и надстройку. Почему? Почему нельзя все объяснить способом производства и

Социальная структура общества
Материальная сфера жизнедеятельности, как мы видим, определяет все ос­тальные сферы и, прежде всего, социальную. К рассмотрению этой сферы мы и пе­реходим. Необходимость этого перехода определяется

Общественно-экономические формации как ступени исторического развития.
2. Понятие материального производства и его структура. 3. Социальная структура общества. Термины, которые необходимо запомнить:общественно- экономическая формация

Сущность духовной жизни общества
Противоречивый процесс развития общественных отношений, возрастание роли субъектов этих отношений, человека, личности предопределяет необходимость поиска оптимальных путей функционирования, обогаще

Обыденное и теоретическое сознание
  Общественное сознание – это чрезвычайно сложное явление, которое имеет динамическую, сложную структуру, которое предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов с

Общественная психология и идеология
Важными элементами структуры общественного сознания являются общественная психология и идеология. Общественная психология представляет собой совокупность взглядов, чувств, эмоций, располож

Формы общественного сознания
  Мы выяснили сущность и структуру общественного сознания. Рассмотрим теперь основные формы общественного сознания, процесс и особенности их формирования и развития в современных усло

Особенности духовной культуры общества
Чрезвычайно важным элементом духовной жизни общества, наряду с общественным сознанием, является духовная культура. Духовная культура, в широком смысле слова – это разнообразный опыт жизнед

Формы общественного сознания.
5. Особенности духовной культуры общества.   Термины, которые необходимо запомнить:духовность, духовное производство, общественное бытие, общественное сознан

Человек как предмет философии
Изменчивость взглядов на сущность человека.История философии полна различных концепций сущности человека. В ан­тичной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть

Личность и общество
  В первобытном обществе человек еще фактически не выделяет себя из кол­лектива, он слит с ним. Это первоначальное примитивное единство человека и кол­лектива является следствием нера

Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация
  Проблема ценности уходит своими корнями в далекое прошлое. Так, Демокрит, считал, что «благо», «красивое» - это то, что присуще природе. Людям же в их стремлении надо лишь следовать

Общественный прогресс. Социальное прогнозирование
  1. Понятие общественного прогресса и его критерий. 2. Источники, движущие силы и типы общественного прогресса. 3. Глобальные проблемы современности. 4. По

Понятие общественного прогресса и его критерий
Продолжительное время в философской и социологической литературе общественный прогресс рассматривался, преимущественно, как прогресс материального производства, в границах которого человек существо

Источники, движущие силы и типы общественного прогресса
При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследов

Глобальные проблемы современности
  Как уже отмечалось, с дальнейшим усилением взаимосвязей между всеми сферами жизнедеятельности не только в отдельных странах, но и во всем мире, с развитием интеграционных процессов

Понятие социального предвидения и прогнозирование будущего
  Проблемы будущего и его предвидение принадлежит к тем "вечным" темам, интерес к которым закономерно возрастает по мере общественного прогресса. Еще в старину люди

Уровень.
1.Исключите неправильные высказывания: человечество- это: А.Часть биосферы; Б.Единство по физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристи

Главная цель прогнозистов
А. Анализ альтернатив деятельности, хода и исхода глобальных процессов; Б. Учет иррациональных проявлений. 7. Выделите утверждения, которые характеризуют научно-техническу

Понятие культуры
В процессах развития общества, в их философском осмыслении особое место принадлежит культуре. Именно она есть первоисточником и вершиной человеческих действий, условием достижений человечества и вм

Типология культуры
Существуют разные типы культур, их конкретное содержание и специфические черты определяются общественно-экономическими формациями, в которых эти культуры существуют, социально-экономическими отноше

Понятие цивилизации
  Общепризнанное употребление понятия «цивилизация» используется для определения более высокого уровня развития общества, которое приходит на смену его восходящему состоянию (варварст

Тест: Культура и цивилизация
1. «Культура» происходит от: 1. лат. «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «обработка»; 2. «почитание» (друиды) и «свет», «огонь» (Древний Вост

Вопросы для подготовки к итоговым модульным контрольным работам
Содержательный модуль «Религиоведение» 1. Религиоведение как гуманитарная наука. 2. Основные элементы религии. 3. Социальные функции религии. 4.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги