рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взаимодействие как простейшее социальное явление

Взаимодействие как простейшее социальное явление - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ ЧАСТЬ 2 То, Что Обычно Называется Общественной Жизнью Или Обществен­ными Явлениями, П...

То, что обычно называется общественной жизнью или обществен­ными явлениями, представляет собой комплекс фактов и процес­сов настолько сложный, что изучить его, не разложив на составные части, совершенно невозможно.

Как подойти к этой бесконечно пестрой и сложнейшей карти­не? Как ее описать? С какой точки зрения анализировать?

Если бы любой исследователь попытался охватить эту беско­нечно разнообразную массу событий, поступков, фактов, явлений и отношений в ее целом, он обречен был бы на полную неудачу. Такая задача без предварительного расчленения и упрощения усло­вий изучения неразрешима.

Вот почему и по существу, и по методологическим требованиям всякий исследователь того, что называют «явлениями обще­ственной жизни», должен взять эти явления в их простейшем виде. Он должен найти простейший случай их проявления, упрощенную и маленькую модель их, изучая которую, он получил бы возможность смотреть на все более сложные факты как на комбинацию этих простейших случаев или как на усложненный до бесконечности образец этой модели. Социолог в этом случае должен воспользоваться опы­том других наук: химии и биологии. Подобно химику, разложивше­му весь пестрый мир неорганической природы на атомы, подобно биологу, изучающему явления жизни на клетке, социолог должен найти своего рода «социальную клетку», исследуя которую, он тем самым получил бы знание основных свойств общественных явлений; мало того – подобно химику, объясняющему все сложные предме­ты и явления неорганического мира комбинацией атомов и их соеди­нений – молекул, подобно биологу, сумевшему разложить все орга­низмы на их составные части – клетки и рассматривающему первые как комбинацию вторых, подобно им, простейшее явление, выделя­емое социологом, должно быть таково, чтобы оно давало возмож­ность смотреть на все так называемые общественные явления как на ту или иную комбинацию этих простейших явлений.

Спрашивается, какое же явление в мире человеческих отноше­ний может быть таким простейшим фактом? Какое явление мо­жет служить упрощенной и маленькой моделью громадного и сложного механизма общественных явлений?

Сторонники органической школы когда-то считали «социальной клеткой» или простейшим социальным явлением человеческий инди­вид. Теперь едва ли есть надобность подробно критиковать их. Они слишком увлеклись аналогиями и не заметили, что индивид как инди­вид – никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить толь­ко индивида и нельзя получить ни того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений». Робинзон, жи­вущий на уединенном острове, ни сам по себе, ни своими действиями не составит ни того, ни другого. Далее – индивид как индивид не дает никакого основания для существования особой науки социологии. Как физическая масса он изучается физико-химическими науками, как организм – биологией, как обладающее сознанием или психикой су­щество – психологией. Социологии с индивидом делать нечего, и потому она была бы излишней. Индивид не может быть искомой мо­делью того, что носит название общественных явлений.

Для последних требуется не один, а много индивидов, по мень­шей мере, два. Если один Робинзон не может составить «общества», то Робинзон с Пятницей – такое «общество» составить могут. По крайней мере, соединение двух лиц в обиходе часто называется «об­ществом». Их взаимоотношения могут составить «общественные отношения», их акции и реакции – «общественные процессы».

Но понятие двух или множества индивидов еще недостаточно для того, чтобы быть «моделью» общественных явлений. Мы можем иметь множество индивидов, но если эти индивиды будут изолированы друг от друга, подобно сардинам, закупоренным в разные коробки, то этот случай сведется к первому: мы будем иметь ряд изолированных инди­видов, т. е. в каждом данном случае опять-таки одного индивида.

Чтобы два или большее число индивидов могли составить «об­щество», могли дать «общественные явления», необходимо, чтобы они взаимодействовали друг с другом, обменивались взаимно акци­ями и реакциями. Только в этом случае они составят общественное явление; только в этом случае их взаимоотношения дадут обществен­ные процессы, только в этом случае они создадут их взаимодействия, не изучаемые другими дисциплинами. «Social are all phenomena which we cannot explain without bringing in the action of one human being on another», – правильно говорит Ross.

Следовательно, моделью социальной группы может быть только два или больше число индивидов, находящихся между собой во взаи­модействии. Моделью социальных процессов могут быть только про­цессы взаимодействия между индивидами; моделью общественных явлений могут быть только явления взаимодействия людей.

Вот почему более правильно по сравнению с органицистами по­ступает школа Ле-Плэ, признающая такой моделью семью, а не ин­дивида. «Семья, – говорит крупнейший представитель этой школы Демолен, – представляет наиболее простую, наиболее элементар­ную социальную группу, ниже которой социальная жизнь не суще­ствует, не может быть продолжаема и передаваема».

В семье, как в модели социальной группы, дано два или боль­шее число индивидов и взаимодействие между ними. В этом смыс­ле она удовлетворяет выставленным требованиям.

Такой подход к изучению социальных явлений, ценный во мно­гих отношениях, не может быть, однако, принят целиком. Семья может служить моделью ряда социальных отношений, но не всех: мы знаем, что ряд социальных групп, даже большинство последних, образуется не на семейных началах и к семье никакого отношения не имеет. Собрание друзей, собрание верующих, политическая партия, члены научного общества и множество других ассоциаций являются ассоциациями внесемейными.

Поэтому нельзя семью брать в качестве образца всех социальных групп, взаимодействие между членами семьи – в качестве модели всякого общественного взаимодействия. Семья представляет лишь частный вид родового явления – группы взаимодействующих ин­дивидов.

Вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов; и наоборот, комбинируя различные про­цессы взаимодействия, мы можем получить любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное событие, на­чиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями. К чему, как не к явлениям взаимодействия, в конеч­ном счете, сводится вся общественная жизнь? Процессы взаимодей­ствия – индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные, односторонние и двусторонние, солидарные и антагонистические и т. д. являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории. Из совокупности взаимодействующих инди­видов можно составить любую социальную группу, любое «обще­ство», начиная с трамвайной публики и кончая такими коллектива­ми, как государство, «Интернационал», католическая церковь и «Лига народов». Из комбинации процессов взаимодействия можно соткать любое общественное явление, начиная с галдежа толпы, со­бранной на улице скандалом, и кончая систематической планомер­ной борьбой мирового пролетариата с мировым «капиталом». На отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями эстетическими, религиозными, правовыми и научными.

Короче говоря – взаимодействие двух или большего числа ин­дивидов есть родовое понятие социальных явлений; оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления.

Ограничимся этими замечаниями и перейдем к анализу явлений вза­имодействия. Изучив эту «модель» социальных явлений, мы получим достаточный материал для подтверждения высказанных положений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ ЧАСТЬ 2

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... ББК я... Oacute Шиняева О В Гоношилина И Г Зосименко И А и др...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взаимодействие как простейшее социальное явление

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    СОЦИОЛОГИЯ ЧАСТЬ 2   УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИТЕТА И БАКАЛАВРИАТА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:учебная дисциплина «Социология» имеет целью формирование у выпускника социологических знаний, навыков исследовательской работы и компетенций, обеспечивающих его готовность при

Социология как наука и учебная дисциплина
Цель: сформировать у студентов знания о социологической науке, ее структуре и функциях в системе современного обществознания. Учебные вопросы: 1.

История социологии
Цель: сформировать у студентов знания о становлении и развитии социологии, ведущих социологических школах за рубежом и в России. Учебные вопросы:

Общество как социальная система
Цель: изучить общество как социальную систему, рассмотреть ее основные элементы, характерные черты, главные сферы общества и типологию обществ. Учебные вопросы:

Социальная структура и стратификация
Цель: сформировать у студентов знания о социальной структуре общества, о социальной стратификации общества, об исторических типах и современных стратах, о социальной мобильности.

Социальные институты и их роль в обществе
Цель: сформировать у студентов представления о социальных институтах, их роли в жизни каждого человека. Учебные вопросы: 1. Понятие социального и

Социально-территориальная организация общества
Цель: сформировать у студентов знания о социально-территориальной организации общества. Учебные вопросы: 1. Социология города и села. 2.

Общество как социокультурная система
Цель:сформировать у студентов знания о культуре как социальном явлении,ее месте и роли в общественной жизни, структуре и функциях. Учебные вопросы:

Социология труда
Цель: изучить сущность труда как социального института, его значение в жизни человека и уметь определить свое место в трудовом коллективе. Учебные вопросы:

Социальный конфликт
Цель: сформировать у студентов знания о социальном конфликте, его динамике и видах. Учебные вопросы: 1. Сущность социального конфликта.

Социальное взаимодействие и социальный прогресс
Цель: изучить сущность социальных отношений и социального взаимодействия, понять их значение в жизни современного человека. Учебные вопросы: 1. С

Этносоциология
Цель: изучить основные этносы и их социальную роль, особенности национальных отношений в современной России. Учебные вопросы: 1. Этносы в социаль

Личность как социальный тип
Цель: изучить сущность личности как субъекта и объекта общественных отношений, ее социальный статус и социальную роль, сущность и стадии социализации личности. Уче

Социальный контроль и девиация
Цель: изучить сущность социального контроля и социально девиантного поведения. Учебные вопросы: 1. Социальные нормы и социальный контроль.

Социология семейно-брачных отношений
Цель: сформировать у студентов знания о предмете социологии семейно-брачных отношений и социологическом понимании семейно-ролевых отношений, типов и функций семьи.

Глобализация социальных процессов
Цель: сформировать у студентов знания о процессах глобализации в современном мире и месте России в них. Учебные вопросы: 1. Глобализация и особен

Социологические исследования
Цель: сформировать у студентов знания о социологических исследованиях как особой форме научного исследования, логике и методологии проведения исследования, типологии социологически

СЕМИНАР 5. Тема: Социальное взаимодействие и конфликт
Учебные вопросы: 1. Социальные отношения: понятие и типология. 2. Социальное взаимодействие и социальные изменения. 3. Социальный прогресс. 4. С

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина
Анализ(от греч. анализис – разложение) – метод изучения реальности, сущность которого в расчленении (мысленном или реальном) изучаемого объекта на элементы и исследование их

Тема 2. История социологии
Идеальный тип –искусственное, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого феномена. Монотеизм(от греч. моно

Тема 3. Общество как социальная система
Агрегаты – случайные скопления людей, сочетающих в себе черты реальных и номинальных групп: аудитории, посетители, разновидности толпы (прохожие, зеваки). Базис об

Тема 4. Социальная структура и стратификация
Закрытое общество – общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Культура –

Тема 5. Социальные институты и их роль в обществе
Институционализация– закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Институционализа­ция означает развитие и историч

Тема 6. Социально-территориальная организация общества
Агломерация – сверхкрупный город и безудержный процесс его роста. Город – сконцентрированное территориальное поселение людей, занятых разнообразными и нео

Тема 7. Общество как социокультурная система
Антикультура – нормы, ценности, образцы поведения, которые противопоставляются культуре и способствуют деградации отдельной личности и всего общества в целом, так как аморальны, пр

Тема 8. Социология труда
Мотивация –вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения трудового поведения. Профессионально-территориальные группы– объе

Тема 9. Социальный конфликт
Депривация – состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения. Конкуренция– социальный процесс остр

Тема 10. Социальное взаимодействие и социальный прогресс
Амальгамизация(от лат. амальгама – букв. сплав) – процесс биологического смешивания двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной групп

Тема 11. Этносоциология
Антисемитизм– одна из крайних форм шовинизма, направленная против одного, семитского народа – евреев. Апартеид(от африкаанс. апартеид – раздельное

Тема 12. Личность как социальный тип
Агенты социализации – выдающиеся личности, политические деятели, актеры, спортсмены и т. д. Адаптация социальная – ограниченный по времени процесс приспос

Тема 13. Социальный контроль и девиация
Аномия –отрицание или отсутствие норм и права на определенных этапах развития общества, снижение воздействия на индивидов коллективного сознания. Контроль социальн

Тема 14. Социология семейно-брачных отношений
Брак– исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, санкционированная государством и устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям

Тема 15. Глобализация социальных процессов
Глобализация (от франц. глобаль – всеобщий и от лат. глобус – шар) – процесс всемирной интеграции стран в экономической, политической, социальной, культурной, научно-технической и

Тема 16. Социологические исследования
Анализ документов– метод социологического исследования – изучение текстовой информации, документов. Анкетирование– вид опроса, когда опрашиваемый сам запо

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Социология и ее роль в развитии общества. 2. Социология в современной России: состояние, проблемы и перспективы. 3. М. Вебер и его роль в развитии социологии. 4. О. Ко

I. Исторический очерк
Когда речь идет о такой новой науке, как социология, которая, ро­дившись совсем недавно, находится еще в процессе своего форми­рования, то лучший способ объяснить ее сущность, предмет и ме­тод – эт

II. Социологический метод
После определения сферы социологии и ее основных подразделе­ний необходимо попытаться охарактеризовать наиболее существен­ные принципы используемого ею метода. Главные проблемы социологии

Понятие конфликта
Различие между конкуренцией и конфликтом уже было отмечено. Это две формы взаимодействия, но конкуренция – борьба между индивидами или группами индивидов, которые не находятся обяза­тельно в контак

Элементы явления взаимодействия
Для того чтобы явление взаимодействия людей в указанном выше значении было возможно, необходимы три основных условия: 1) наличность двух или большего числа индивидов, обусловливаю­щих переживания и

Основные биологические и психические свойства индивидов
Что касается индивидов, то их анатомическое строение и физи­ологические свойства дают нам анатомия и физиология. Их психи­ческую жизнь пытается раскрыть нам психология. Повторять здесь данны

Полиморфизм индивидов
Человеческие индивиды, обладая рядом общих свойств, в то же время не тождественны друг с другом по видовым качествам. Они различаются один от другого и физически, и психически, и социально.

Потребности человека
Из других свойств индивидов отметим наличность потребнос­тей, данных вместе с организмом. Эти потребности неодинаковы у отдельных лиц и исторически изменчивы, но вместе с тем есть ряд потреб

Оценки профессии в значении индекса с по трем критериям
Критерии оценки избранной профессии Молодые рабочие шести контрольных групп (N=1242) По всей выборочной совокупности (N=2665) 1. Спе

Доля часто испытывающих соответствующие чувства в различных
возрастных группах, % Как видим, молодежь лишь

Интернет-ресурсы
1. http://www.isras.ru – сайт Института социологии РАН. Литература, публикации, статистика, события. – (20.04.2011). 2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php – библ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги