Реферат Курсовая Конспект
Э.А. Фонотова, Л.В. Уваров КЛЯТВА ГИППОКРАТА И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЧТЕНИЯ - раздел Медицина, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ Клятва Гиппократа Является Наиболее Устойчивой И Универсальной Системой Взгл...
|
Клятва Гиппократа является наиболее устойчивой и универсальной системой взглядов на взаимоотношения между врачом и пациентом. В ней изложены основные принципы, которыми врач должен руководствоваться в процессе искусства врачевания: уважительное и благодарное отношение к учителям, научившим искусству врачевания; бескорыстная передача своего опыта и знаний коллегам; гуманное отношение к пациенту — соблюдение врачебной тайны, принципа святости жизни — «Не убий», «Не навреди», воздержание от злодеяний и коррупции, запрет на вступление в интимные отношения с пациентом, фор минование уважительного отношения к врачу и медицине.
К £ятва Гиппократа сохраняет свое значение и до настоящего времени. Ее принципы составляют основу «Женевской декларации» (1948 г.), «Международного кодекса медицинской этики» (1949 г.). «Хельсинско-Токийской декларации» (1964 г., 1975 г.), «Кодекса врачебной этики РБ» (1998 г.).
В связи с внедрением в биологию и медицин}' новых технологий (генетическое манипулирование, трансплантация органов, суррогатное материнство и т.д.), породивших нестандартные ситуации, возрос интерес к их этической экспертизе, осуществляющей контроль за развитием генной инженерии, биотехнологии с целью предотвращения их катастрофических последствий для человеческого вида; за распределением донорских ресурсов без извлечения финансовой выгоды, за правовым и нравственным статусом эмбриона и т.д. В этих условиях не только подтвердилась жизненность и универсальность принципов, изложенных в Клятве Гиппократа, но и возникла необходимость их дельнейше-го углубленного осмысления и развития.
Основополагающая роль гуманистического идеала в медицине, сформули-
рованная в Клятве Гиппократа, закреплена в основных положениях «Конвенции 1 о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенции о правах человека и биомедицине», принятой Советом Европы (1996 г.). Целью Конвенции является защита достоинства и индивидуальной целостности каждого человека, гарантия всем без исключения уважения целостности личности, основных прав и свобод, в том числе и права на получение информации о здоровье.
Информирование врачом пациента о состоянии его здоровья предполагает активное участие в лечебном процессе как врача, так и пациента. Ответственность врача в процессе информации не умаляется, а, напротив, повышается, так как он контролирует формирование врачебного решения с учетом информационного уровня пациента, его возрастного, психического и соматического состояния. Высокий уровень информированности пациента позволяет ему давать врачу более адекватную информацию о состоянии своего здоровья, самому принимать решение о том. что ему делать со своим организмом и нести ответственность за принятое решение. При этом пациент автономен в принятии решения. Дав добровольное информированное согласие, он имеет право в любое время отозвать данное ранее согласие. Информирование пациента о состоянии его здоровья и прогнозе дает возможность ему самостоятельно и достойно распорядиться своим правом на жизнь.
Принципы автономии врача и пациента и информированного согласия пациента легли в основу новой модели во взаимоотношениях между врачом и пациентом — «модели равноправного партнерства». Эта модель качественно отличается от «патерналистской модели», предложенной Гиппократом. В основе «патерналистской модели» лежал принцип неравноправности партнеров — врача и пациента. Пациент в такой модели был ограничен в получении информации от врача, особенно, если она касалась диагноза с летальным исходом. И тем не менее, «патерналистская модель» и сегодня имеет право на существование. Она применяется в случаях, когда пациент предпочитает получать информацию от врача без обсуждения, или в целях психологической защиты не желает получать сведения об опасном для его жизни заболевании, либо когда пациент находится в бессознательном состоянии и у врача нет возможности посоветоваться с родственниками.
«Патерналистская модель» сохраняет и свое право на существование благодаря принципу «врачебной тайны». «Модель равноправного партнерства» хотя и расширяет этические границы принципа «врачебной тайны» для больного, отдавая первоочередное предпочтение ему быть информированным о состоянии его здоровья, но не размывает их абсолютно. Она не только ограничивает необходимость сообщения больному информации в случаях, когда врач видит, что подобное сообщение может повредить его здоровью, но и гарантирует конфиденциальность полученной информации от него или его родственников. Доверительность и конфиденциальность, возникающие во взаимоотношениях между
врачом и пациентом в «модели равноправного партнерства», упрочивают действенность принципа уважительного отношения к врачу и медицине.
Право на достойную жизнь — это естественное право каждого человека. Роль врача в реализации этого права велика, так как целью его профессиональной деятельности является сохранение жизни человека и улучшение ее качества. И даже в «роковые» для больного минуты жизни врач должен руководствоваться принципом «святости» жизни, помня слова Гиппократа: ... «никому не причинять вреда, не давать смертельных лекарств, даже если меня об этом попросят, или советов, которые могут привести к смерти». Врач обязан облегчить страдания умирающего, его душевные и духовные муки, то есть помочь ему достойно умереть. Право на достойную смерть является таким же естественным как право на достойную жизнь, так как смерть — одна из сторон жизнедеятельности человека. Умирание с достоинством означает уважение врачом личной уникальности пациента, проявляющейся в его философских, теистических, атеистических, политических воззрениях и убеждениях, национальных особенностях. Поэтому врач не должен навязывать свои философские, религиозные, политические взгляды пациенту и препятствовать ему воспользоваться духовной поддержкой священнослужителя любой религиозной конфессии, разрешенной к функционированию на территории Республики Беларусь, Особое внимание следует обратить на эстетическое, аккуратное телесное состояние умирающего больного, так как человеческое достоинство включает в себя и заботу о теле.
Внедрение в медицину новых технологий, возникновение новых принципов, регулирующих взаимоотношения между врачом и пациентом («автономия пациента», «автономия врача», «информированное согласие пациента») порождают необходимость совершенствования профессиональной компетентности врача и соблюдение им высоко нравственных качеств, и возможность пациента отказаться от него) отказаться от работы с пациентом, передав его другому спе-циалис гу порождают необходимость совершенствования профессиональной компетентности врача и соблюдения им высоких нравственных качеств. В этих условиях повышается значимость нравственных принципов регулирующих взаимоотношения между коллегами в медицинском коллективе: уважительное и благодарное отношение к учителям, к опыту коллег, готовность передать бескорыстно коллегам свой опыт, доброжелательное отношение к ним и вместе с тем сохранение самодостаточности — умение врача брать на себя всю полноту ответственности за свои профессиональные решения, отстаивать их и отклонять любые попытки давления со стороны коллег, пациентов, других лиц, если их требования противоречат профессиональном}' долгу, этическим принципам и закону.
И.В. Вуевская, А.И. Вернер
ОБ ЭТИКЕ АЛЬБЕРТА ШВЕЙЦЕРА
В жизни Альберта Швейцера было все, что мог пожелать самый требовательный, самый взыскательный к себе человек: кропотливая черновая работа и незабываемые моменты высочайших взлетов духа; светлая любовь к женщине и счастье отцовства; путешествия и приключения; поражения и победы и всегда сопутствовавшая ему борьба — с самим собой, с обстоятельствами, с человеческой болью, с непониманием. И вся она, эта удивительная цельная жизнь, отразилась в книгах Альберта Швейцера; в его философско-этических и теологических трудах, потому что поиски нравственного идеала были смыслом его бытия; в книгах о Бахе и органной музыке, потому что музыка стала частью его жизни — так писать об органах мог только глубоко верующий человек, чувствующий их, понимающий через звучание органа полифонию мыслей Иисуса Христа; в художественно-публицистических книгах, потому что стремление к гармонии добра и красоты шло от человека и приводило вновь к человеку, но внутренне осознавшему свою неразрывную связь с другими людьми, с природой.
Как-то Альберт Швейцер заметил, что главным аргументом действенности созданного им этического учения является его собственная жизнь. Мы еще и еще раз убеждались в этом. Не все принимали позиции А. Швейцера, но никого он не мог оставить равнодушным.
Для Альберта Швейцера в трудные минуты жизни духовными наставниками были — ОТЕЦ ИИСУС, БАХ, ГИТЕ.
Вот что он пишет в одной из своих работ: «Многое из того, чего я бы никогда не прочувствовал с такой ясностью и никогда бы не сделал, я сделал и прочувствовал только оттого, что находился под влиянием этих людей. И потому я твердо убежден, что в смысле духовном все мы живы тем, что другие дали нам в решительные часы жизни... Многими чертами характера, которые уже стали нашими собственными — нежностью, добротой, скромностью, готовностью прощать, верностью или самоотречением — мы обязаны людям, которые продемонстрировали нам в действии эти добродетели, порою в великом, а порою и в малом. Мысль, которая стала делом, запала в нас, как искорка, и разожгла новое пламя». И далее: «Врастайте в ваши идеалы, так чтобы жизнь никогда не смогла отнять их у вас. Если бы все мы могли стать тем. кем были в четырнадцать, как изменился бы мир!».
По философским и теологическим проблемам, поднимаемым в произведениях А. Швейцера, имеется обширная комментаторская литература. Вопросы же чисто медицинского плана значительно меньше рассматривались различными школами. Да и возможно ли это вообще? Возможно ли вычленить, препарировать какие-то интересы столь многогранной личности? Известный литератор
М.А. Поповский по другом}7 повод}' в книге «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого. архиепископа и хирурга» (1978) пишет: «В натуре Войно-Ясенецкого главное — жесткая избирательность его интересов. Его ум подобен лазеру — узкое световое лезвие, пронизывающее тьму. В зоне луча — накал страстей и идей доходит до величин астрономических». Эти люди — современники — не знали друг друга, но, по всей вероятности, чувствовали присутствие друг друга.
Как уже отмечалось ранее, суть швейцеровского принципа — признание и утверждение высочайшего смысла жизни. Согласно А. Швейцеру, жизнь, как самое сокровенное из того, что создала Природа, требует к себе великого уважения. Это требование охватывает любую жизнь, независимо от уровня ее развития. Речь здесь идет не о формальной деонтологии. Это по сути прочувствование деонтологии и этики врачей, сестер, больных, их родственников, всего общества в целом.
Первичность факта жизни, ее уникальность в любых формах проявления -вот что, по мнению А. Швейцера, следует принимать во внимание при разработке норм нравственных отношений. Споря с известным высказыванием Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую», А. Швейцер противопоставляет картезианской свою формулу: «Я есть жизнь, которая хочет жить среди-жизни, которая хочет жить». Таким образом, человек — не изолированный от других элемент общества, его соединяют с другими людьми многообразные связи. Человек приходит в мир, который был создан до него трудом его предков. Приходящий в мир как бы принимает эстафету дел и традиций людей, живших до него. Он сам несет эту эстафету и передает ее потомкам.
Нам кажется, что это является глубинной философской проработкой, основой западной психотерапии и психологии, хотя, возможно, их развитие шло параллельными путями, обогащая друг друга. Говоря о заслугах русской психотерапевтической школы, необходимо упомянуть цикл работ проф. А.А. Бодалева (психологический факультет МГУ) «Понимание человека человеком». Раскрытие мехглизма этих связей, терапия или коррекция их в случае нарушения составляв" одну из важнейших сторон психоанализа 3. Фрейда и его школы, а также других психоаналитических технологий, разрабатываемых его учениками и последователями.
Действенный характер этического принципа «Человек — человеку» сказывается прежде всего в том, что он побуждает индивида ощутить себя активной частью целого, побуждает переживать не только свою собственную боль и радость, но и боль других как свою собственную.
В 1954 г. Альберта Швейцера наградили Нобелевской премией мира. Этой наградой до А. Швейцера почтили врачей Анри Дюнана, Бойд-Орра, Фритьофа Нансена. Это выдающаяся Галерея.
«Через Ясную Поляну пролег первый нравственный меридиан земного ша-Ра». — так говорил один из современников Л.Н. Толстого, которого очень почитал А. Швейцер. Они на одной широте, Ясная Поляна и Ламбрене.
Н. П. Савко
ПРАВО НА ЖИЗНЬ И ПРАВО НА СМЕРТЬ (ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Понятия «право на жизнь» и «право на смерть» имеют огромное социальное значение. В них переплетаются интересы медицины, права, религии, морали. Особую актуальность значение данных категорий приобрело в связи с обсуждением проблем эвтаназии. Эвтаназия — это всякое действие или бездействие, которые намеренно ведут к смерти, имеющей целью устранить боль и страдания. Ее сторонники утверждают, что если жизнь не будет истинно человеческой, то лучше умереть по-человечески.
Действительно, когда существует право на жизнь, закрепленное в юридических документах, то можно ли заключить из этого и существование права на смерть? Вряд ли. Признание его было бы внутренним противоречием для деон-тологических принципов врача, правовых норм божественных заповедей, чьими основными целями является защита жизни. Жизнь, представляющая собой клубок противоречий, является высшей ценностью человека, его земного бытия. Неудивительно, что смерть оказывается центральным звеном этих жизненных противоречий. Прерывание жизни лишь насильственно устраняет их.
Врач, юрист, христианин обязаны всеми средствами защищать жизнь. А не смерть. Легальной признать просьбу помочь покончить с жизнью нравственно оправданной может лишь закон. Отрицающий сам себя. Нельзя определить отдельные исключения из правил об охране жизни, если разрушается само основание этого правила. Даже письменное согласие на «легкую смерть» не должно иметь юридической силы, поскольку может быть получено у человека в бессознательном состоянии, состоянии отчаяния или под влиянием психических и других факторов. Кроме того, если смириться с правом на смерть во время агонии, то таким способом можно легко узаконить понятие « гуманного» убийства или «полезной» эвтаназии, или пойти на это с евгенической целью, в поисках трансплантатов, биомассы.
Сейчас известно немало примеров прекращения беременности по медицинским показаниям, прекращения лечения больных смертельной болезнью, неосуществления реанимации плохо сформировавшихся или имеющих тяжелую патологию новорожденных и других. Оправдано ли это? По-видимому, да. Смерть в данных случаях не провоцируется преднамеренно, прямым образом. Однако подобные ситуации морально и юридически будут оправданы, если будут выработаны четкие клинические и юридические критерии понятий — смертельная болезнь, тяжелая патология, неизлечимость, клиническая смерть и др. Выработка конкретных понятий даст не только морально-правовое обоснование тех или иных действий врача, но и позволит формировать общественное мнение.
Введение права на смерть в настоящее время может оказать огромное де-морализирующее воздействие на население (врач — мясник), подорвать дове-
рие к врачу. Ныне эвтаназия прямо противоречит гуманным принципам медицины, общечеловеческой морали, основным правам человека. Не оправдывают ее и рассуждения о больших затратах на поддержание жизнедеятельности обреченного человека.
В своей практической деятельности врач может допустить ошибку. Каждый больной — это явление, сложная загадка, которую врач должен познать, разгадать, и неправильный диагноз или решение могут иметь роковые последствия для пациента. Больному человеку, даже безнадежно больному, всегда в полном объеме должна оказываться социальная и медицинская помощь — питание, гидратация, обезболивание и иное.
Не оправдывает право на смерть и божественная сущность человека. Жизнь — это божественный дар. Бог сотворил человека, и у него есть план в отношении каждого. Он выражается в Божественном Провидении. Принудительная смерть является вторжением в этот план, посягательством на Власть Господа, всего святого, осквернением и жизни, и смерти. Жизнь человека, но существу, есть жизнь сына, дочери, которые принимают все, что дает им Отец. Боль, страдание суть последствия родительского или иного греха, но они искуплены сыном божьим Иисусом Христом. Он не только обожествил, осветил страсти, но и, умирая, освятил саму смерть: изменил ее смысл, превратил из ipexa в спасение.
Авиценна утверждал, что врач лечит словом, растениями и ножом. Драма обреченного больного носит в основном психологический характер: они чувствуют себя покинутыми, не нужными не только врачу, но часто и близким. Именно в этот момент приходит мысль о смерти, просьба о которой по своей сути есть крик о помощи. Здесь очень важно по-человечески поддержать больного, создать вокруг него атмосферу доверия и внимания, в которой он может « достойно умереть», реализовать свое биологическое право на смерть. Долг врача сопровождать больного, обреченного человека до самой смерти.
ЖИЗНЬ КАК ДОСТОЙНОЕ УМИРАНИЕ
Е.В. Беляева
Memento mori
Достижения медицины изменили место смерти в нашей жизни. Из факта она стала процессом, многие аспекты которого уже контролируются. Речь идет, с одной стороны, об искусственном поддержании основных жизненных функций организма, позволяющем «откладывать смерть» на неопределенный срок, а с другой —: об эвтаназии, прерывающей «легкой смертью» мучительный процесс умирания. При этом собственно медицинские проблемы отступают здесь перед социально-психологическими и моральными. Двадцатый век принес существенные новации и в организацию учреждений, обслуживающих процесс умирания. Если прежде смерть была по преимуществу «домашней», и господ-
ствующей установкой было желание «умереть в своей постели», то сейчас в развитых странах до 70% людей заканчивают свою жизнь в больнице, т.е. до последней возможности медицина либо борется за их жизнь, либо пытается облегчить страдания. Истинным достижением цивилизации является идеология и практика хосписов — специальных учреждений, в которых безнадежно больные люди получают возможность достойно завершить свою жизнь.
В свою очередь для этики хосписы оказываются «полигоном» для «проигрывания» глубинных философских и нравственных вопросов. Ведь наша жизнь в любом случае есть «бытие к смерти», и близость последней только заостряет до предела извечные проблемы нашего существования. И если хосписы ставят целью обеспечить человек}' достойную смерть, то конечность человеческого земного существования всегда считалась в этике поводом для размышлений о достойной жизни. Этика давно поставила вопрос: что есть жизнь в нравственном смысле слова? Ведь нередко человек утратил духовную жизнь задолго до физической кончины, превратился в «живой труп», а то и «родился мертвым». И наоборот, достойное нравственное поведение может быть названо подлинной жизнью. В философской литературе и публицистике неоднократно обсуждалась проблема, почему в критической ситуации перед лицом смерти человек зачастую оказывается жалким, ничтожным, готовым на любую подлость для сохранения своего биологического существования. Близость смерти растаптывает достоинство человека, не говоря уже о том, что само наличие смерти унижает человека мыслящего в его стремлении к бесконечному совершенствованию. И только у людей с прочным нравственным стержнем граничная со смертью ситуация оказывается способом не уронить, а поднять свое достоинство, продемонстрировать его неистребимое качество. Общий вывод классической этики состоит в том, что нравственность есть критерий как достойной жизни, так и достойной смерти. В свою очередь размышления о смерти стимулируют нравственное сознание. Они не обессиливают личность, но дают ей глубокий взгляд на собственную судьбу в целостности мироздания, позволяют осознать смысл своего маленького бытия перед лицом вечности.
Но неужели надо дожидаться неизлечимой болезни или глубокой старости, чтобы задаться вопросом о нравственном качестве своей жизни? Хоспис учит жизненной мудрости, пытается придать смысл безнадежной ситуации. Не должен ли опыт людей, героически сопротивляющихся бессмыслице смерти подвигнуть молодых и здоровых на аналогичный подвиг. Надо осознать: мы не отличаемся от умирающих, мы умираем каждую секунду. Мы можем помочь человеку на краю жизни только в том случае, если способны совершать ту же духовную работу постоянно. Каждый из нас должен достойно умирать на протяжении всей сознательной жизни. Тогда достойная смерть станет следствием достойной жизни или. по крайней мере, достойного ее осмысления и подведения итогов. Наличие морально положительного смысла иногда способно придать конечной жизни специфическое качество бессмертия. Как писал Мигель Де
Унамуно. «Надо чувствовать и вести себя так, как если бы нам было уготовано бесконечное продолжение нашей земной жизни после смерти; и если нам уготовано небытие, то постараемся, чтобы оно не было заслуженным...».
Возможности современной медицины и системы социально-психологической поддержки умирающих — это моральный вызов смерти, очередная попытка отстоять человеческое достоинство пред лицом форс мажорного фактора. Существование подобной системы борьбы со смертью является также и вызовом для всех людей, требованием повысить нравственную требовательность к себе. Это в кинематографе можно «умереть легко», в жизни же умирать тяжело и страшно. Нам не удастся просто «принять пулю на вздохе», нам придется долго-долго, десятилетиями умирать достойным образом. Не является ли вся наша цивилизация гигантским хосписом, где этика издревле выполняет функции терапии духа?
Е.В. Шиманская ЭВТАНАЗИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЕРТИ
Политики, юристы, философы и простые обыватели в наши дни подчёркивают ценность человеческой жизни и много говорят о гуманизме, человеколюбии, милосердии, при этом часто забывая о том, что жизнь ценна сама по себе только потому, что человек смертен.
Мысли о смерти всегда волновали людей: её боялись как конца своего существования, перед ней благоговели как перед чем-то неизведанным, её ждали как избавления, к ней готовились как к продолжению жизни.
На протяжении столетий смерть всегда была связана с сакральным. Даже с началом развития медицины в современном её понимании право констатировать смерть вверялось священник}'. Но времена меняются, и сейчас именно больница чаще всего является тем местом, где человек расстаётся с жизнью, и именно вра i является тем лицом, который борется за жизнь пациента и констатирует его смерть.
С развитием техногенной цивилизации и с появлением новых открытий и возможностей в области медицины (искусственное поддержание жизни, крео-ника, клонирование, имплантация и т. п.) смерть становится не просто естественным биологическим процессом, а явлением, которое имеет самостоятельную Ценность и значимость. В связи с этим эвтаназия является наиболее острой и противоречивой проблемой биоэтики.
Основные принципы биомедицинской этики, используемые в современных дискуссиях об эвтаназии — это автономия личности и принцип «не навреди». Первый из них предполагает, что решение о прекращении жизни принимается пациентом (либо его близкими) добровольно и осознано. В связи с этим фактом возникает проблема: каковы рамки этой автономии, насколько осознанным и свободным можно считать выбор, который делает человек в таком состоянии.
Принцип «не навреди» осуществляется постольку, поскольку выбор «за» или «против» эвтаназии оценивается с точки зрения минимизации вреда для пациента. Но тут сразу возникает вопрос: что есть меньшее зло — продление жизни, которая сопровождается мучительными болями, а конец которой всё равно предопределен, либо скорая смерть — шаг, после которого уже нельзя будет вернуться назад. Таким образом, возникает проблема определения, что является благом пациента.
Если случаи пассивной эвтаназии (когда врач признаёт, что «медицина бессильна») довольно часто встречаются в медицинской практике (выписка пациента из больницы домой в том случае, когда ясно, что болезнь неизлечима) и с ними приходится пока мириться как с неизбежным злом, то вокруг активной эвтаназии ведутся жаркие споры. Более того, в большинстве стран активная эвтаназия запрещена законом. Но существуют и такие страны, где она разрешена (1 олландия). Интересен и тот факт, что согласно данным социальных опросов, врачи намного более негативно относятся к этой проблеме, чем население в целом. Однако молодые врачи чаще считают эвтаназию допустимой в исключительных случаях, чем врачи старшего поколения. Это даёт основание полагать, что со временем число государств с узаконенной активной эвтаназией может возрасти. На наш взгляд, сам факт разрешения осуществления активной эвтаназии не так опасен, как те условия и законодательные рамки, в которых она будет реализовываться. В настоящее время, когда появились тенденции «инфляции морали и человеческой жизни» в переносном смысле и её вздорожания в прямом, когда развитие высоких технологий может привести к нивелированию некоторых моральных ценностей, разрешение осуществления активной эвтаназии может привести к её использованию в целях обогащения (поиск доноров для трансплантации, экономия средств и т.п.), что совершенно не сочетается с принципами врачебной этики.
Следовательно, можно сказать, что несмотря на различные аргументы, выдвигаемые «за» и «против» эвтаназии, её разрешение невозможно при современной законодательной базе и далеко неидеальном моральном климате в обществе.
Я.С. Яскевич, М. В Яскевич
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Попытки выработать модель успешной психотерапии привели в 1973 году лингвиста Джона Гриндера и программиста Ричарда Бендлера к рождению нового междисциплинарного направления — нейро-лингвистического программирования (НЛП) (Richard Handler and John Grinder. Frogs into Princes. Real People Press. 1979; их же: Refraining/ 1982.). Занимаясь трансформационной грам-
матикой. методами изменения текста и его воздействия на человека, Дж. Грин-дер, как лингвист, проанализировал словесные приемы, которые использовались при выдаче инструкций другому человеку, а Р. Бендлер, как математик, все это представил в виде технологий, т.е. алгоритмов, процедур. Таким образом и оформилось нейро-лингвистическое программирование. В настоящее время, как указывают специалисты, НЛП часто применяется для подготовки спецслужб и спецподразделений в американской армии. Уникальные возможности НЛП используются в самых различных сферах человеческой деятельности (терапии, спорте, бизнесе). Относительно же Бендлера отмечают его жесткий, волевой стиль языка в книгах и работах как профессионала программиста и психолога, который направлен не столько на то, чтобы помочь человеку, сколько на то, чтобы запрограммировать его.
Эффективные приемы общения на основе методик НЛП позволяют быстрее добиваться взаимопонимания с окружающими, активизировать умственные способности («нейро»), совершенно особым образом использовать язык («лингвистическое») для достижения своих целей, и, наконец, научиться управлять состоянием своего разума, своей психики, приводить свои убеждения и ценности в соответствие с желаемыми результатами («программирование»). Основную проблематику НЛП, таким образом, составляет межличностное общение, «восприятие» и путь к совершенствованию.
С методологической точки зрения НЛП опирается на структурированный подход к человеческому мышлению и поведению, к тому, что некоторые авторы называют структурой человеческих переживании. Неслучайно НЛП определяют как «искусство и науку совершенствования личности», или «изучение субъективных переживаний». От других методологий НЛП отличает практический результативный подход, способствующий быстрым переменам в поведении и личным достижениям в медицине, образовании, спорте, коммерческой деятельности, управлении персоналом и взаимоотношениях с клиентами, заключениях договоров и т.п.
В НЛП субъективные переживания описываются с помощью простых моделей того, как мы думаем и как то, о чем мы думаем, влияет на наши поступки. НЛП показывает, как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств, превращав-ся в понимание. С точки зрения выявления механизмов объяснения, НЛП показывает, как с помощью пяти органов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, приводят к пониманию и вызывают переживания.
Философским основанием, на котором выстраивается концептуальная модель НЛП, является адекватное соотношение мысли и поступка, которое можно выразить следующей фразой: «Л'/еняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов». Вспомним в этом плане хорошо известные мудрые изречения, в которых в принципе были зафиксированы подобные особенности, свойственные мировосприятию человека. Уже Сократ полностью переосмыслил стандартное изречение, высеченное на колонне при входе в
храм Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя». Именно самопознание, с этой точки зрения, представляет собой единственный путь к достижению счастья, поскольку «добродетель есть знание», т.е. познай, кто ты есть, и стань таким. В «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта Сократ говорит: «Кто не знает своих слабостей - не знает себя. А то разве не очевидно... что знание себя дает людям очень много благ, а заблуждение относительно себя — очень много несчастий... Кто не знает себя и имеет ошибочное лредстаатение о своих способностях, тот находится в таком же положении и по отношению ко всем людям и ко всем человеческим делам». (Ксенофонт Афинский. Воспоминания о Сократе // Сократические сочинения. М.-Л,, 1935. IV. 2, 26-27).
Известные библейские истины — «Сначала было слово», «Каковы мысли в душе человека, таков и он» —так же схватывают синхронное отношение между мыслями и поступками людей. В этом же контексте знаменитое декартовское «Мыслю — следовательно существую» приобретает еще больший философский смысл. В рамках же технологически-прагматического подхода НЛП предлагается несколько простых приемов, помогающих изменить наш образ мышления (частица «нейро» в названии «нейро-лингвистическое про!раммирование»), в соответствии с чем неизбежно меняется и наше поведение. Мысли становятся тем или иным результатом, исходом, достижением, успехом или неудачей. Наши мысли, то, о чем мы думаем больше всего, затем превращаются в наши поступки, влекущие за собой соответствующие перемены.
Непреодолимая субъективность, уникальность и неповторимость человеческого Я, его субъективные переживания принимаются в НЛП как факт, ибо каждый из нас воспринимает мир, в котором живет, особым, субъективно-личностным образом в соответствии со своими убеждениями, ценностями, настроениями. Отдавая дань существованию этой таинственной и неповторимой субъективности, НЛП осознанно и рационально ставит перед собой задачу выявить ту структуру, которая наделяет смыслом сам}' субъективность, проникнуть в «черный ящик» нашего сознания, разобраться все же в субъективных переживаниях, чтобы помочь их обладателю справляться с тем, чем он занимается, т.е. овладеть технологией совершенствования беспредельных потенциальных возможностей человека. С этих позиций становится возможным моделировать успех, использовать стратегию успеха, говоря по-другому, успех это то, что можно моделировать. Моделирование в НЛП означает процесс выявления последовательности идей и поступков, которые дают возможность другому человеку7 выполнить ту или иную задачу.
Сама же модель НЛП отражает переживания как процесс или как систему, компонентами которой являются, прежде всего, пять органов чувств, обращенные не только во вне, но и внутрь (визуальное — зрение; аудиальное — слух; кинестетическое — осязание/чувство; обонятельное — обоняние, вкусовое — вкус). Сигналы органов чувств проходят через множество «фильтров» восприятия и мышления, образованных нашими уникальными идеями, переживания-
ми, убеждениями и языковыми средствами, придающими определенную форму модели мира человека. Модель мира («карта мира») представляет собой уникальное представление человека о мире, основанное на его индивидуальном восприятии и личном опыте. Вместе с тем карта мира это и совокупность индивидуальных особенностей работы личности. НЛП позволяет разобраться, как мы представляем различные явления, т.е. истолковываем их, прибегая при этом к механизмам обобщения, искажения и опущения преобладающей части сведений, оказавшихся в нашем распоряжении. Каждый из этих компонентов НЛП оказывает влияние на все грани и результаты нашего поведения. Предполагается, что овладев искусством синтезирования мысли и поступка, человек в состоянии манипулировать воспринятым и вызывать у себя новые переживания, изменять достаточно устойчивые настроения, убеждения и ценности, творить свои переживания, вызывать ясные мысленные картины желаемого результата, повышая вероятность его достижения. Не просто реагирование на внешние обстоятельства или воспоминания о прошлом, а умение творить свои переживания означает, что каждый человек имеет широкий спектр выбора, возможность управлять своей жизнью и творить собственное будущее. Каждый может сознательно и оптимистично использовать систему НЛП. чтобы достичь желаемого результата.
Обобщая опыт тех, кто занимается НЛП, и в первую очередь, ее основоположников Ричарда Гендлера и Джона Гриндера, доктор Гарри Олдер и Верил Хезер внесли в эту междисциплинарную область большую ясность, сделав ее понятной, доходчивой и доступной широкой аудитории. Если раньше НЛП оставалось в совей узкой наше и интересовало только психотерапевтов, то после издания книги, где дается 21 урок НЛП (Гарри Олдер, Верил Хезер. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. Пер. с англ. «София», 2000) инновационные технологии НЛП стали доступны широкому' читательскому кругу.
Приведем лишь некоторые пресуппозиции (т.е. идеи или утверждения, которые приходится принимать как данность, чтобы общение стало осмысленным), приводимые к каждому уроку, через которые читатель получает четкую информацш) об основных принципах своего самосовершенствования и общения с другими людьми и самим собой. Например, «карта — не территория», т.е. наше собственное восприятие (карта) не сама действительность (территория), а то, что мы видим в мире сквозь фильтры нашего восприятия. Или: «То, что больше всего занимает наши мысли (сознательно или несознательно), обычно отражаются в поведении и становятся явью»; «Системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкость; «У каждого есть все необходимое для осуществления перемен и достижения успеха»; «Кем бы кто себя ни считал, на самом деле он всегда нечто большее»; «Сопротивление — реакция на фиксируемое общение и вероятный признак неудачного присоединения» (присоединение — установка и сохранение доверия и взаимопонимания, способствующего обще-
нию; присоединяться можно не только к поведению, но и к убеждениям, ценностям) и т.д.
Теория и практика НЛП несомненно помогает установить личные взаимоотношения и улучшить их; развить дар убеждения; прийти к позитивному мировосприятию; повысить уровень самооценки; преодолеть последствия негативных переживаний прошлого; сосредоточиться на намеченных целях и направить все силы на их достижение; управлять своими ощущениями; верить в свои силы в любых начинаниях; достигать взаимопонимания с клиентами, заказчиками и коллегами (См.: С. Горин. Техники россыпью. М., «КСП», 2000). Эффективные и апробированные средства общения между людьми, практические способы изменения мышления и поведения, предлагаемые НЛП, делают эту область «искусством и наукой совершенствования личности». Как и большинство современных научных дисциплин НЛП сегодня нуждается в философско-этическом переосмыслении. Может ли эта новая наука быть ценностно-нейтральной? Будут ли ее постулаты обращены на совершенствование или самосовершенствование личности, чтобы человек мог творить свои субъективные переживания, а значит и будущее, ил возможно использование принципов НЛП для манипуляций нашим сознанием, нашими ценностями и убеждениями для достижения желаемых кем-то целей? Эти фундаментальные вопросы стоят сегодня не только перед НЛП. но и в целом перед современной наукой.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Рецензенты... д р мед наук проф засл деятель науки РБ Г П Матвейков д р филос наук... Б Биомедицинская этика проблемы и перспективы Материалы международной конференции Под общ ред проф Д С...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Э.А. Фонотова, Л.В. Уваров КЛЯТВА ГИППОКРАТА И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЧТЕНИЯ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов