рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Е.Н. Бурак ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ, ДЕОНТОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В ПРОЦЕССЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Е.Н. Бурак ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ, ДЕОНТОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В ПРОЦЕССЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ - раздел Медицина, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ Деонтологическая Подготовка Будущих Врачей Теснейшим Образом Связана С Изучен...

Деонтологическая подготовка будущих врачей теснейшим образом связана с изучением ими практической и специальной психологии. Что касается специ­альной психологии, то тут все понятно. Взаимоотношение врача с пациентом, у которого есть нарушения в психике, требует специальных знаний по психоло­гии таких больных.

Однако деонтология включает в себя не только взаимоотношение врач-пациент, но также взаимоотношение между всеми участниками лечебного, реа­билитационного и профилактического процессов, т.е. между врачами-коллегами и другим медперсоналом; врачами и родственниками пациента; осо­бенно между врачами, медперсоналом и больными, а также их родителями. Как правило, все эти люди нормальны с психологической точки зрения.

Вот почему знание психологии таких людей есть дело первостепенной важности, ибо умение врача общаться и вызывать доверие их порой бывает ре­шающим фактором в процессе лечения или восстановления организма.

Но в этих случаях знание по общей психологии недостаточно. Ведь знание вида темперамента или возможностей и принципа действия анализаторов мало чем может помочь врачу в общении с контрагентами.

Здесь важно знать, с одной стороны, стереотипы поведения, восприятия носящие личностный характер, с другой стороны, те, которые сформировались в рамках общественной психологии. Важно также знать средства преодоления негативных для лечения стереотипов: верований, предрассудков, скепсиса и т. д. Однако их преодоление возможно лишь при наличии знания и механизмов формирования подобных феноменов.

Все это подтверждает мысль о необходимости изучения в медицинских учебных заведениях не только общей, но также практической и социальной психологии, основ психоанализа, бихевиоризма, гелылтат-психологии. Эти знания весьма необходимы медперсоналу для оптимизации психологического климата в учреждении, а главное, для установления адекватных отношений с пациентами и их родственниками.

К сожалению, учебные программы медицинских вузов республики не пре-

дусматривают решение подобных задач. Правда, робкие попытки в этом на­правлении имеются в некоторых вузах.

Проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики в практической деятельности медперсонала не могут успешно решаться без прочного усвоения студентами медицинских учебных заведений основных правовых норм, преду­смотренных законодательством государств в области здравоохранения. Вот по­чему необходимо, с одной стороны, упорядочить нормативную базу в этом ра­курсе с учетом сложившейся практики здравоохранения в новых условиях, с другой стороны, обеспечить получение и усвоение знаний медицинского права студеными медицинских вузов.

Проводимые в МГМИ социологические исследования в этом направлении показали, что студенты МГМИ преимущественно не имеют упорядоченных знаний ни по одной из вышеперечисленных дисциплин: ни по деонтологии и врачебной этике, ни по практической психологии, ни по медицинскому праву, не говоря уже о психоанализе, гельштат-психологии. бихевиоризме.

Деонтологическая подготовка студентов медицинских учебных заведений — важнейшая государственная задача, решение которой существенно повлияет на процесс оптимизации работы в области здравоохранения. Вот почему созда­ние в медицинских вузах системы такой подготовки является сегодня одной из актуальнейших проблем здравоохранения. Эта система должна опираться на триединую основу — деонтологию, психологию, медицинское 'право и всемер­но поддерживаться государством.

Л.Ф. Кузнецова

МЕЖДИС1ЩПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ БИОЭТИКИ

Осмысление современных тенденций функционирования и развития науч­ного знания все чаще связывается с констатацией факта усиления взаимодейст­вия различных научных дисциплин. При этом интегративные тенденции каса­ются не только взаимосвязи, существующей между естественными и техниче­скими науками, но и взаимосвязи между естественными и гуманитарными нау­ками. Подобная ситуация является относительно новой для науки второй поло­вины 20 века и предполагает специальный методологический анализ. В куль­турном пространстве современной науки появились реальные основания взаи­мосвязи естественнонаучного и гуманитарного знания. К ним можно отнести онтологические, методологические и аксиологические основания. Онтологиче­ским основанием междисциплинарного синтеза знания, в том числе и основа­нием преодоления демаркации между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием, является рассмотрение наукой особых типов объектов, носящих системный, эволюционный характер и включающих в качестве неотъ-

емлемого компонента человека Для изучения таких объектов требуется выра­ботка особых методов исследования, носящих общенаучный характер. Подоб­ная универсализация методов может быть рассмотрена также в качестве мето­дологического основания междисциплинарного синтеза знания. При изучении сложных, человекоразмерных объектов особую роль играет знание «запретов» на некоторые стратегии исследования. Этот аспект оказывается связанным с включением гуманистических ориентации внутрь развивающегося знания (ак­сиологические основания).

Междисциплинарный синтез все чаще рассматривается как один из важ­нейших аспектов возникновения нового научного знания и может быть пред­ставлен как такая форма взаимодействия научных дисциплин, при которой ре­зультаты, полученные в одной отрасли знания, включаются в качестве предпо­сылок производства знаний в другой дисциплине. Особую роль в процессе междисциплинарного синтеза знания начинает играть биологическое знание. Речь в данном случае идет о таком взаимодействии биологического и социогу-манитарного знания, которое может повлиять на изменение в целом стратегии научного исследования и становление новых научных направлений. Биологиче­ское знание имеет достаточно много точек соприкосновения с социогуманитар-ным знанием. Эта общность обнаруживается, в частности, в видении объекта, в использовании общих принципов исследования, в активном обмене концепту­альными средствами.

Взаимодействие биологического и социогуманитарного знания отчетливо обнаружило себя в становлении новых междисциплинарных направлений. Од­ним из таких направлений является биоэтика. Ее становление происходило в тот период, когда в методологических исследованиях все отчетливее стала осознаваться некорректность элиминации аксиологических факторов из состава научных положений, когда критике подверглась установка на ценностную ней­тральность научного знания. Это был период критики технократического мыш­ления и появления движения за альтернативную науку. Технократическое мыш­ление было распространено и в биомедицине, где человек, как правило, рас­сматривался как объект манипулирования и экспериментирования. Такую мо­дель взаимоотношения врача и пациента Р. Витч называл технико-инженерной моделью. По существу это была та модель, которая соответствовала классиче­ской научной рациональности. Однако такой тип взаимоотношений не учитывал специфических особенностей субъекта (объекта), его активности, свободной воли и т.д. Все это потребовало выработки более адекватной модели, исходя­щей из демократических ценностей. Такими фундаментальными ценностями выступают солидарность, соучастие, сострадание, идея коммуникалистских ин­тересов (Б. Дженнингс). Становлению нового типа взаимоотношения врача и пациента способствовала разработка и систематизация основных принципов биоэтики, в число которых были включены не только принципы «не навреди», «делай добро», но и принцип уважения автономности пациента и принцип

справедливости (Т. Бичами, Дж. Чилдрес). Эта новая модель взаимоотношения врача — пациента является более адекватной характеру и уровню тех проблем, которые стоят перед биоэтикой и требуют своего разрешения (проблемы эвта­назии, трансплантологии, новые репродуктивные технологии и т.д.). Она ока­зывается также соразмерной новому типу рациональности, который укоренился в ностнеклассической науке.

С. П. Кулик

ЭВОЛЮЦИЯ ТИПОВ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНЫ

Современная техногенная цивилизация вступила в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными для науч­ного поиска. В исследованиях по методологии науки ее будущее все яснее ви­дится в гуманизации научного знания. Сегодня следует четко осознавать акту­альность и безальтернативность гуманизации медицинского познания и практи­ки. Это обусловлено, с одной стороны, глобализацией проблемы здоровья в развитии человечества и, с другой стороны, изменением типа научной рацио­нальности в конце 20 - нач. 21 века. Для понимания неизбежности такой аксио­логической компоненты в теориях и практике медицины надо иметь в виду ее собственную специфику.

Специфическим для медицинской деятельности является тот факт, что объектом и субъектом всех ее актов выступает сам человек. Причем человек здесь не просто субъект познания, он, прежде всего, индивид, лично желающий и страстно добивающийся здоровья, счастья себе и другим людям, а также должный это делать в силу своих профессиональных и социальных обязанно­стей в человеческом сообществе. На этом основании все еще многие медики до сих пор считают надуманной проблему гуманизации познания в сфере деятель­ности изначально гуманной по своему предназначению. Однако если рассмат­ривать развитие медицины в аспекте ее внутренних связей, нельзя не заметить наличия своеобразного парадокса в этом процессе. Суть его сводится к сле­дующему: предмет медицинского исследования и объяснения является одним из самых многогранных и сложных по своей объективной природе, а объясни­тельные возможности всех имевших место в истории подходов к пониманию сущности болезни и природы человека нигде не были до такой степени узкими, ограниченными и неадекватными своему объекту, как в истории медицины.

Медицина всегда была детерминирована социокультурными реалиями, а медицинское познание определялось господствующим в науке типом рацио­нальности. Так, начиная с античности, медицина как «сестра философии» дол­гое время строила свои теоретические положения на абстрактных натурфило­софских принципах. Представление о болезнях выводилось из аналогии приро­ды человека (микрокосма) природе мира (макрокосму1). Принципом истинности

для подобных концепций являлось не согласие с фактами, а логическая связь и правдоподобие в пределах определенных систем идей. Начиная с 17-18 вв., в процессе становления классического типа научной рациональности, в медицине начинает господствовать естественнонаучный стиль мышления. Природоцен-тристская установка медицины с развитием естественных наук приобретает эм­пирическую аргументацию, теряя свой выраженный философский характер. Вплоть до настоящего времени в медицине преобладает знание объектное: о клетке, липидах, тканях и т.п. (соматоцентрированная медицина). Научная ре­волюция на рубеже 19-20 вв. привела к становлению неклассической науки, ориентированной на познание развивающихся объектов и относительность по­лучаемого знания, учитывающей значимость методов, средств, приборов в по­знании. В медицине это нашло отражение в становлении новой духовной атмо­сферы в процессе дискуссий о сущности болезней: приобретает значение идея целостности организма, устанавливается понимание недостаточности сутубо натуралистического объяснения болезней, узости односторонне соматического ее содержания. Новыми моментами в развитии неклассического типа научной рациональности в медицине 20 века стали: преодоление альтернативы холизма и аналитизма, ассимиляция достижений молекулярной биологии и фундамен­тальная реконструкция ряда областей медицины в истолковании болезней, уси­ление процессов дифференциации и интеграции медицинского знания.

На исходе 20 века облик медицины как формы знания и деятельности в корне изменяется. В применении достижений генной инженерии, биотехноло­гий, трансплантации органов, в определении психосоматического и социокуль­турного характера болезней и т.п. современная медицина выходит на широкий круг новых проблем, имеющих ярко выраженную мировоззренческую, нравст­венно-философскую, социально-психологическую, экономическую, политиче­скую и правовую составляющие. Понятие здоровья все больше воспринимаются в современной медицине как понятие социально-экономическое, политическое и нравственное по своем}' содержанию. Выявилась тенденция к расширению когнитивного базиса современной медицины через включение в ее теорию со­циально-гуманитарного знания. Ценностные ориентации ученого приобретают все большее значение в медицинских исследованиях. В этих условиях возраста­ет необходимость гуманизации медицинского познания и практики и тем самым зависимость медицинской теории от исследования принципов постнеклассиче-ского мышления в современной философии и методологии науки.

 

27 И.Н. Смальцер

РОЛЬ И МЕСТО ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В последнее десятилетие в связи с реализацией программы гуманизации и гуманитаризации образования, обеспечения устойчивого развития, повышения уровня образованности, духовной и нравственной культуры молодежи в меди­цинских вузах значительно расширен социально-гуманитарный блок дисцип­лин, срони которых важное место занимает этика. Она преподается студентам старших курсов и играет существенную роль в деонтологической подготовке

врача.

Поскольку гуманитарное знание не существует в обособленности, а тесно включено в практическую деятельность людей, этика взаимосвязана с другими дисциплинами, но отражает и выражает те связи и ценности, которые характе­ризуют нравственность, весьма специфические и тонкие духовные отношения между отдельными личностями, человеком и обществом. Особое значение в медицинском вузе имеет изучение взаимоотношений врач - больной, врач -врач, того основного аспекта, который составляет основу деонтологической подготовки современных молодых специалистов - врачей. Существенную роль в этом деле играет наряду с этикой в первую очередь философия и логика, ко­торые позволяют полнее и глубже раскрыть сущности и содержание основных понятий этических отношений врач - больной, врач-врач, полнее и четче наме­тить пути гармонизации этих отношений. Велико значение культурологии, ко­торая способна средствами искусства существенно облагородить этические от­ношения, особенно культуру общения врачей, и играет важную роль в совре­менном врачевании. Тесно увязана этика с социологией, политологией, истори­ей, религиоведением, правами человека — новыми дисциплинами в медицин­ском вузе, в которых раскрывается наряду с социально-политическими и исто­рическими аспектами изучаемых отношений также этический срез отношений между людьми, социальными группами, нациями и народами. В результате изу­чения этики будет усиливаться гуманистические компоненты в системе образо­вания, возрастать ее духовно-нравственной потенциал, а с ним и его положи­тельное воздействие на студентов-медиков, формируя у них высокие мораль­ные, патриотические и гражданские качества.

Велика роль этики также в актуализации и новом понимании проблем взаимоотношения науки и нравственности, природы и общества, в частности осознании экологической опасности, нависшей над человечеством, других гло­бальных проблем современности, разрешение которых требует изменения эти­ческого сознания, коэволюционного отношения к природе, активного экологи­ческого воспитания молодежи. Неоднозначна также роль и науки, научно-технического прогресса в целом, которые при всей их важности и значимости не всегда предсказуемы, приводя как к положительным, так и негативным по-

следствиям. Сегодня исключительно актуально осознание с этических позиций новых открытий и подходов в области биологии, медицины, генной инженерии, связанных с активным вторжением науки в человеческую жизнь: это проблемы пересадки органов, выведения новых пород животных и растений, искусствен­ных органов, клонирования и др. В связи с этим — каковы будут результаты этой деятельности — фундаментальная этическая проблема.

Наконец, изучение этики в медицинском вузе требует критического пере­осмысления ее преподавания, возрождения истинных ценностей этического знания и отказа от устаревших нравственных норм и предписаний.

В.Н. Наследков

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Дискуссия о статусе биомедицинской этики, ее содержании и значении обострилась в последнее время в связи с включением биоэтики в учебные пла­ны медицинских и фармацевтических вузов РФ. Некоторые философы причис­лили биоэтику к философским дисциплинам, а медики увидели в ней лишь но­вую тенденцию называть биоэтикой то, что ранее называлось медицинской эти­кой. В настоящем сообщении предпринята попытка выйти за профессиональ­ные рамки в оценках биоэтики и, основываясь на ее междисциплинарности, рассматривать ее как явление культуры. Такой культурологический подход ока­зался возможным благодаря использованию морфологической модели культуры Института Культурологии РФ (1994).

Выделяя в структуре культуры внутринаучный (этический) уровень, необ­ходимо отметить, что биоэтика послужила толчком к развитию прикладной эти­ки, которая, как известно, расширила понимание проблем морали, включив в нее в дополнение к моральным коллизиям в отдельных сферах общественной практики, глобальную ответственность за жизнь на земле. Биоэтика стала наи­более развитой и разработанной частью прикладной этики, поэтому ей придают статус самостоятельной науки.

Влияние биоэтики проявилось и на уровне связей с другими формами культуры, в частности, с наукой, со средствами массовой информации, полити­кой, философией, религией. Так, например, появилась «христианская биоэтика» со своими особенностями в католицизме и протестантизме. Католическую цер­ковь отличает пристальное внимание ко всем процессам, протекающим в био­медицине. Особенностью протестантского подхода к морально-этическим про­блемам бибмедицины является ответственный и настойчивый поиск этической истины. Протестантский принцип моральной автономии получает новое значе­ние в основополагающем принципе биомедицинской этики — уважения авто­номии пациента.

Созданные этические комитеты при лечебных учреждениях, научных цен-

трах и даже правительственных структурах развитых стран становятся своего рода проводниками идей и принципов биоэтики в другие специализированные формы культуры, вплоть до международных отношений (Конвенция Совета Ев­ропы «О правах человека и биомедицине»). В РФ возникла необходимость ко­ординировать деятельность этических комитетов и создать центральный коми­тет по биоэтике, который мог бы инициировать решение сложнейших проблем: ужесточения требований к правительству со стороны здравоохранения; внедре­ния доктрины информированного согласия в менталитет населения; смены па­терналистской модели отношений врач-пациент на контрактную модель; борь­бы в <прчне с лекарственной опасностью; обязательного контроля над испыта­нием лекарственных препаратов. Очевидно, что названные проблемы имеют ве­сомый социальный аспект, поэтому их решение с участием центрального этиче­ского комитета способствовало бы институциализации биоэтики в России и по­вышению ее социального статуса.

Особое положение приобретает биоэтика в системе медицинской культуры. Будучи генетически связанной с традиционной медицинской этикой, биоэтика становится ее новым этапом — биомедицинской этикой. Ее роль состоит не только в уходе от отживших традиций патернализма, но и в стимуляции развития новых аспектов медицинской культуры: медицинского права и медицинского менеджмента, экономики здравоохранения и медицинского образования, Фарминдустрии и совершенствования медицинской техники, медицинской антропологии и экологии. Известно и взаимодействие современной медицинской культуры с традициями народной и даже церковной медицины. Однако уровень обыденной культуры зачастую оказывается для биоэтики труднодоступным. Проблемы абортов, полового воспитания, СПИДа — проблемы не только медицинские, но и проблемы недостатка обыденной культуры. Государственный масштаб приобретает в России проблема «культуры себя» и «культуры заботы о себе». В предыдущую эпоху государство брало на себя медицинское обеспечение граждан независимо от причин нарушения их здоровья. Это снизило чувство ответственности населения и отдельных граждан за свое здоровье. Теперь государство крайне заинтересовано в том, чтобы граждане вели сознательную и ответственную жизнь.

Современная культура предъявляет к системе образования и воспитания новые требования, имеющие прямое отношение к преподаванию биоэтики. По­лагаю, что в процессе обучения нельзя ограничиваться сообщением практиче­ского, исполнительного знания и научными объяснениями, которые сужают це­ли образования, исключая из них последующие переживания мира. Именно в переживании мира складывается единство многообразных жизненных отноше­ний переживающего субъекта, его сопричастность окружению. Реальное преоб­ладание в сложившемся медицинском образовании объективирующего, конкре­тизирующего стиля мышления и подхода к действительности имеет последст­вия сомнительного характера в этическом отношении, т.к. естественнонаучная

парадигма не способствует пониманию смысла общности переживания в меж-1 субъектных отношениях. Она целиком основывается на разделении субъекта и] объекта.

Главным объектом изучения в биоэтике объяшгяются моральные стороны' взаимодействия между медиком и пациентом. Но в объяснениях возникновения' биоэтики причинами называют такие факторы, как внедрение новых медицин­ских технологий, демократизация отношений врача и пациента, коммерциали­зация медицины. Налицо технологический детерминизм, который противоречит современным убеждениям в том, что в культуре должен действовать антрополо­гический детерминизм. В связи с данным несоответствием особенный интерес вызывают мотивы нравственного характера, побудившие американского онко­лога-исследователя В. Поттера тридцать лет назад предложить термин «биоэти­ка». Биоэтика была задумана им как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность ученых и врачей перед новыми возможностями медицины, как наука, которая является междисциплинарной, объединяет все культуры и расширяет значение слова «гуманность». Таким ав­тору виделся путь к выживанию человечества — как связующее звено или «мост» между настоящим и будущим. Своим предшественником В. Поттер на­звал А. Швейцера. Ныне актуальна дальнейшая разработка биоэтической моти­вации, в ходе которой следует учесть исследования А. Маслоу. проведенные в области высших переживаний, и ориентированные на высшие ценности бытия. Этот гуманистический подход к человеку лег в основу разносторонних исследо­ваний по психологической антропологии, а также был применен на практике в управлении и организации производства. Есть основания рассмотреть эту кон­цепцию и применительно к образованию, в частности, преподаванию биоэтики.

В зависимости от склонности к самоактуализации (высшим переживаниям) учащиеся могут быть дифференцированы, по крайней мере, на два или даже три «уровня сознания», соответствующие культурологическим течениям: традицио­нализму, модернизму и постмодернизму. В эволюции этики в медицине также выделяют, по меньшей мере, три этапа развития: доктринальная этика, деонто­логия и биоэтика. Как уровни сознания учащихся, так и этапы развития меди­цинской этики могут быть дифференцированы по критерию моральной состав­ляющей. Задача преподавателя биоэтики может состоять в том, чтобы не только повысить уровень сознания, но и обеспечить взаимопроникновение и взаимную индивидуализацию будущих врачей и пациентов. Однако не все студенты гото­вы любить пациента как «больного страдающего брата». В таких случаях следу­ет ориентироваться на деонтологию. Следовательно, деонтологическая и био­этическая подготовка студентов медицинских специальностей должна включать психологические тесты, решение ситуационных задач, формирование клиниче­ского мышления, а не только изложение теории и обсуждение ее на семинарах.

 

31 Е.Н. Бурак

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ И ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА: ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ

В современной отечественной и зарубежной медицинской литературе на­блюдается разногласие по вопросу о содержании терминов «медицинская деон­тология» и «врачебная этика». Ряд авторов считает, что термин «врачебная эти­ка» включает в свое содержание все нюансы, связанные с проблемами взаимо­отношении между участниками лечебного, реабилитационного и профилакти­ческого процесса, равно как и регламент поведения медперсонала, соответст­вующий критериям чести и достоинства.

Другие же полагают, что вполне можно обойгись термином «медицинская деонтология», содержание которого включает в себя те же компоненты. К по­следним относятся главным образом отечественные специалисты. -Наконец, су­ществуют врачи, для которых целесообразно разделить эти два термина, вложив в них различное содержание. Врачебная этика —учение о долге, чести и досто­инстве врача, а деонтология — о взаимоотношениях между всеми участвующи­ми в лечебном, реабилитационном и профилактическом процессе.

Возможно с дидактической точки зрения последняя позиция предпочти­тельнее, однако, представляется, что она не совсем корректна, если вдуматься не только в содержание этих терминов, но и в конечные цели — деонтологии и врачебной этики. И здесь становится очевидным, что термин «медицинская де­онтология» вполне достаточен, ибо включает в свое содержание все элементы, присущие содержанию термина «врачебная этика».

Основной задачей и медицинской деонтологии, и врачебной этики являет­ся оптимизация оздоровительного процесса. Последняя же достигается не толь­ко совершенствованием средств и методов лечебной практики, но и безуслов­ным выполнением участниками оздоровительного процесса своего долга на ос­нове высокого профессионализма.

Что касается профессионализма, то его составляют: знания на уровне по­следних достижений медицинской науки; знания в области практической и со­циальной психологии, ибо врачи работают с людьми, они социальные работни­ки; умение строго логически мыслить, обладать способностью к анализу и син­тезу факторов; наличие развитой интуиции, способности для исполнения необ­ходимых действий, т.е. отличную техник)1 исполнения: профпригодность, вклю­чающую в себя высокие моральные качества, такие как гуманность и верность долгу врача.

Долг же врача заключается в выполнении всех требований, связанных с его работой. Он должен все свои действия и помыслы, свои взаимоотношения с коллегами и другими участниками оздоровительного процесса подчинить един­ственной цели — добиться успеха в лечебной деятельности, оздоровить больно­го, при этом не роняя своей чести и достоинства, поскольку потеря их затруднит и даже сделает невозможным для врача выполнения своего профессионального долга.

Таким образом, и в медицинской деонтологии и во врачебной этике ключевым понятием является профессиональный долг т.е. деонтология. Следовательно, деонтология — учение о долге вполне включает в себя все компоненты вра­чебной этики. Есть ли смысл их разделять. У них одна цель, одна задача.

С точки зрения формальной логики содержание понятий «этика» и «вра­чебная этика» должно быть соподчинено, т.е. понятие «врачебная этика» д но без остатка включаться в более широкое Однако в действительности эти два понятия и ,,,._, .. .... ..„„^^.шнл, х-ишш-

дают лишь отчасти. Этика это учение, в общем, регулирующее взаимоотноше­ние между людьми, с целью сохранения социума как такового, человечества как вида, поэтому этические нормы и принципы, в сущности, носят общий, а не ин­дивидуальный характер. В принципе этика всегда готова поступиться здоровьем и даже жизнью индивида ради сохранения и дальнейшего благоденствия рода человеческого. Что же касается «врачебной этики» если мы будем его рассмат­ривать в синтезе с «медицинской деонтологией», то она есть учение, направ-

каждого конкретного индивидуума.

по содержанию понятие «этика», по духу и по содержанию совпа-

ленное на сохранение здоровья и жизни

любыми средствами, вне зависимости от нарушения некоторых этических норм. Например, этика порицает ложь, врачебная же этика ее допускает и использует, если таковая во благо больному.

Отсюда следует, что в каждой профессии должны применяться термины, соответствующие их специфике, и не противоречащие элементарной логике. Так, термин «медицинская деонтология» более корректен по формально­логическому пониманию его содержания, чем термин «врачебная этика». Точно также термин «юридическая деонтология» корректнее, чем термин «юридиче­ская этика» v т.д. Вообще крайне редко в литературе и обиходе можно встре­тить упоминание о деонтологии вне связи с медицинской проблематикой и это естественно, поскольку в остальных профессиях должностные нормы не проти­воречат общеэтическим.

В связи с вышесказанным, представляется целесообразным в дальнейшем использовать понятие «медицинская деонтология», когда речь идет об учении о профессиональном долге медицинского работника, тем самым сохранив и про­должив традицию основанную отечественными врачами.

Следование нормам и принципам деонтологии, сознательное и профессио­нально полезное их применение не достигнет своей цели, если врач недоста­точно проник в психологию пациентов, своих коллег, всех, кто прямо или кос­венно принимает участие в процессе оздоровления больного. А это значит, что овладение обгцим знанием норм и принципов деонтологии малоэффективно в работе врача без глубокого усвоения практической и социальной психологии. В известной мере можно говорить о том, что медицинская деонтология покоится на этом усвоении и поскольку в своей работе врач повседневно имеет дело с

 

конкретными и различными по своим реакциям людьми, к каждому из которых нл'жен индивидуальный подход с учетом их психологических особенностей, со­циально и индивидуально обусловленных поведенческих и идеологических сте­реотипов.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Рецензенты... д р мед наук проф засл деятель науки РБ Г П Матвейков д р филос наук... Б Биомедицинская этика проблемы и перспективы Материалы международной конференции Под общ ред проф Д С...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Е.Н. Бурак ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ, ДЕОНТОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В ПРОЦЕССЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Юдин Б.Г. Этика науки и биомедицинские исследования в контексте этики науки ..........................................................3 Денисов И.Н, Косарев И.Н., Уткина Т.Е. А. Швейцер и

НЕЛИНЕЙНЫЙ ПРИНЦИП И ЭТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ
Многие медицинские дисциплины на современном этапе демонстрирует обращение к идеям синергетики — молодой науки о самоорганизующихся сис­темах, важнейшими характеристиками которых является их нелине

Т.В. Мишаткина БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: СТАТУС И КРУГ ПРОБЛЕМ
Как любая новая отрасль знания, связанная с появлением или выдвижением на первый план некоторых новых реалий в жизни человеческого общества, биомедицинская этика нуждается в определении своего стат

Т.В. Мишаткина, И.В. Ушева МОДЕЛИ МОРАЛИ В БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Формирование и развитие биомедицинской этики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Это обусловлено резко усиливающимся вниманием к правам чело

АКТУАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
Нравственность, имея под собой религиозное основание, дает обществу ориентиры для решения важнейших вопросов — что допустимо делать по отношению к человеку, а что нельзя. Параллельно существующим н

ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕЧЕБНОГО, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО И РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССОВ
Добро и красота, польза и целесообразность, счастье и гармония лишь на первый взгляд кажутся понятиями несовместимыми и несущими очень разный смысл. Глубинное их единство постигли еще великие культ

РОЛЬ ЛЕКСИКИ С ЭТИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ В СОЗДАНИИ ЛОГОСФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КЛЯТВЫ ВРАЧА
Медицинские этические своды и профессиональные клятвы врачей имеют Древнюю и славную историю. Настоящая работа посвящена анализу роли лексики с этической семантикой в создании логосферы профессиона

Э.А. Фонотова, Л.В. Уваров КЛЯТВА ГИППОКРАТА И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЧТЕНИЯ
Клятва Гиппократа является наиболее устойчивой и универсальной систе­мой взглядов на взаимоотношения между врачом и пациентом. В ней изложены основные принципы, которыми врач должен руководствовать

БИОЭТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В НОВЕЙШИХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОЕКТАХ
Современный уровень развития познания характеризуется переходом к исследованию особого типа объектов, которые зачастую называют человекоразмерными. Исследование таких объектов не ограничивается дис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги