рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Буддизм

Буддизм - раздел Экология, Постижение экологической теологии Буддизм Не Антропоцентричен Или Теоцентричен, А Экоцентричен. Согласно Этой Р...

Буддизм не антропоцентричен или теоцентричен, а экоцентричен. Согласно этой религии многие части природы являются святыми.

Возраст буддизма - более 2500 лет, сейчас это религиозное учение разделяет 250 млн. человек. Поклонники буддизма имеются в 86 странах, насчитывается 18 направлений буддизма (Ethics,1993).

Согласно идеям буддизма, люди являются интегральной частью природной системы. Буддисты рассматривают себя не доминирующим видом, а членом сообщности. Буддизм указывает на фундаментальное различие между потребностью и жадностью. Основы буддизма не столько в вере, сколько в мудрости, основанной на понимании настоящей ценности природы.

Забота о благе природного мира всегда являлась важным элементом в буддизме. Буддизм утверждает, что Вселенная и все существа в ней внутренне находятся в состоянии совершенной мудрости, любви и сострадания, действуя в естественной реакции и взаимозависимости. Многие этики видят в буддийских верованиях мягкую, глубокую и могучую модель взаимодействия между природой и человеком.

Согласно буддизму мир, включая природу и человечество, взаимосвязан с функционирующей моральной силой. Если в обществе восторжествует аморальность, люди и природа деградируют; если верх одержит моральность, качество человеческой жизни и природы улучшится. Таким образом, жадность, ненависть и обман создают загрязнение как снаружи, так и изнутри. Щедрость, сострадание и мудрость создают чистоту снаружи и изнутри.

Люди должны научиться скромно удовлетворять свои потребности и не подпитывать свою жадность. Мировые ресурсы ограничены, тогда как людская жадность не знает границ. Буддизм поощряет довольствование малым. Буддизм считает, что одним из главных человеческих достоинств является бережливость.

Буддизм отстаивает мягкое, неагрессивное отношение к природе. Человек должен собирать природные богатства подобно тому, как пчела собирает нектар с цветка. Пчела не вредит красоте и благоуханию цветка, она собирает нектар, который превращается в сладкий мед.

Буддизм призывает уважать не только жизнь людей, но и животных, растений, минералов и самой Земли.

Проснувшись утром, я улыбаюсь
Передо мной 24 новых часа
Я обязуюсь жить каждый момент
полной жизнью

и смотреть на все существа с сочувствием, - такие стихи читают буддийские монахи. Рассказывают, как однажды один монах срубил ветку дерева. Дух дерева пожаловался Будде, что монах отрубил руку его ребенка.

Будда и его последователи считают красоту природы источником огромной радости и эстетического удовлетворения. Святые, очистившиеся от чувственных удовольствий, ценили природную красоту по-особому. Для обычного поэта природа служит средством обогащения его образного языка. Для буддийского святого красота природы ценится сама по себе, без всяких дополнительных чувственных ощущений. Буддисты также рассматривают каждое творение как красивое само по себе и красивое во взаимоотношениях со своими соседями. Буддизм и его разновидности предполагают преклонение горам, священным рощам и другим природным объектам. Западный практик тибетского буддизма Лама Анагарика Говинда полагает: "Власть такой горы (священной - В.Б.) так велика и в то же время так тонка, что без принуждения людей тянет к ней из близка и из далека, как бы силой какого-то невидимого магнита; и они согласны подвергаться несказанным трудностям и лишениям в своем необъяснимом стремлении подойти к центру этой священной силы и поклониться ему.Никто не придавал титула священности такой горе, и все же каждый признает его(...) Люди ошеломлены присутствием такой горы и не могут выразить своих чувств по-другому, чем почитанием" (Борейко, 1999-а).

Буддисты почитают священные горы и другие природные объекты как место поклонения, увековечивая жизни святых и божеств. Они поднимаются на пик Адама, чтобы поцеловать отпечатки ног, оставленных Буддой.

Китайские буддисты имеют четыре священные горы: Путошань - на востоке страны, Вутаишань - на севере, Омеишань - на западе, Чиухуашань - на юге. Паломник, забирающийся на одну из этих гор, получает благословение. Гора Вутаишань стала главным центром буддизма в Китае, местом медитации и получения божественной мудрости. Отношение буддизма к некоторым природным объектам как священным поддерживает идею заповедного дела.

Одной из самых священных гор у паломников буддизма является гора Меру. Она - главный центр буддизма, и является, по легенде, центром структуры десяти тысяч миров, пиком, уходящим в космос, источником благословления и стабильности, огромной золотой горой.

Буддисты полагают, что в космосе действует 5 законов, согласно которым человек и природа связаны причинными взаимоотношениями. Изменение в одном обязательно приводит к изменению в другом.

Существует несколько буддийских правил, запрещающих монахам загрязнять зеленую траву и воду отходами. Будда серьезно осуждал и шум. Однажды за шумное поведение он приказал группе монахов покинуть монастырь.

Буддистов всегда заботит вопрос чистоты воды, реки, пруда, колодца, а также тишины. Тишина вдохновляет тех, кто чист помыслом и способствует качественной медитации.

Буддизм учит ненасильственному отношению к растительному миру. Нельзя отломать ветку, например, от дерева, дающего тень. Особенно почитаются буддистами деревья прошлых Будд - дерево сала, фиговое и железное дерево.

Примером буддийского экологизма является принятие монахами Таиланда ненасильственной стратегии ритуального освящения деревьев и облачение их в святые оранжевые одеяния, в которые обычно одеваются монахи. Для буддиста Таиланда убийство посвященного монаха непростительно. Святая одежда, которой оборачиваются деревья, должна сберечь их от рубки. Благодаря буддийским монахам, выжило дерево гинкго (настоящее живое ископаемое), которое они выращивают в своих храмах.

Правительство Таиланда предполагало строить плотину, которая зальет единственный большой участок древнего леса. Дабы защитить его, там поселились монахи-буддисты. Они пошли на это зная, что затопление леса убъет и их, монахов, что по буддийским законам является наихудшим грехом буддиста. Таким религиозным способом они хотят защитить дикий лес (Buddhism..., 1992).

Буддисты рассматривают других существ как спутников на пути к буддийскому царству и нирване. Они призывают к непричинению вреда и безграничной любви - доброты ко всем живым существам.

Буддизм отстаивает уважение, сострадание и альтруизм в отношении всей жизни, включая беспозвоночных животных. Медитировать буддисты любят больше всего в лесах, где имеется максимум существ. Именно в лесах буддисты чаще всего строят храмы, и окружающий лес становится святым пространством, которое следует сохранять, а не эксплуатировать. Буддист созерцает природу, а не использует ее утилитарно.

Пусть каждое создание
пребывает в благополучии и мире.
Пусть каждое живое творение,
слабое или сильное, большое или маленькое,
короткое и среднее по размеру,
ничтожное и волевое,
Пусть каждое живое создание,
видимое или невидимое,
живущее далеко и находящееся по близости,
уже родившееся или еще ожидающее рождения,
Пусть все они обретут внутренний мир, -
говорится в буддийской молитве (Экотеология, 1997).

Двумя наиболее важными качествами, развиваемыми буддистами, являются доброта и сострадание. Доброта воспринимается как желание сделать других счастливыми, а сострадание должно распространяться на все: людей, животных, растений, саму землю. Буддийский поэт 8-го века Шантидева сказал:

Точно также как руки и другие части
Считаюся конечностями тела,
Почему бы не считать живые существа
Такими же конечностями жизни? (Buddhism..., 1992)

Буддисты говорят: "Дитя Будды должен из сострадания освобождать всех живых существ, так как все существа мужского или женского пола в то или иное время были нашими отцом или матерью, мы должны уважать их как своего отца или мать. В каждой жизни они были теми, кто давал нам жизнь. Поэтому, все живые существа во всех шести областях (согласно буддийской космологии, это области: богов, титанов, людей, животных, злых духов и ада), должны считаться нашими матерями и отцами. Следовательно, поедание любого живого существа приравнивается к убийству собственных родителей и поеданию собственного тела" (Buddhism..., 1992).

В "Чула-вачче", в стихе шестом, сказано:
Я люблю существа, которые не имеют ног,
А также тех, у которых есть две ноги.
Тех, которые имеют четыре ноги, я тоже люблю,
Как и тех, которые имеют много ног. (...)
Пусть существа, все, все существа, что живут,
Все твари любой породы,
Не столкнутся ни с чем таким,
что может предвещать им болезнь!
Пусть никакое зло не придёт к ним! (Эррикер, 1999).

В "Буддийской декларации природы" говорится: "Если (животные) не в состоянии передать, что они страдают, то это не означает, что они нечувствительны или безразличны к боли или страданию. В этом смысле их положение мало чем отличается от положения человека, у которого расстроена речь... Право на жизнь мы рассматриваем как своё неоспоримое право. Но, будучи нашими соседями на этой планете, другие виды тоже имеют право на жизнь. (...) Таким образом, буддизм есть религия любви, понимания и сострадания, и в качестве таковой она стремится к идеалу ненасилия. Буддизм придаёт огромную важность делу охраны диких животных и защиты окружающей среды, от которой зависит выживание всех видов живых существ" (Эррикер, 1999).

Многие буддийские организации вносят конкретный вклад в дело охраны дикой природы. В 1979 г. трастовая компания английской Сангхи купила покрытую лесами территорию в Западном Сассексе, чтобы устроить там религиозный заповедник "Сангха". В 1991 г. тибетский центр Сэмье-Линг в Шотландии купил поблизости от острова Арран Святой остров, чтобы устроить там религиозный заповедник.

Один из принципов буддизма - терпимость по отношению к другим живым существам. Буддийские монахи часто наставляют верующих: "Если ты не можешь понять, то хотя бы не делай вреда живым существам". Кстати, сам Будда говорил: "Не совершай зла, но практикуй всё доброе и держи своё сердце в чистоте" (Доржигушаева, 2000). Следует также отметить, что первую проповедь Будды слушали не только люди, но и две газели.

Согласно буддизму, существует смена жизней. Эта вера заставляет человека помнить, что он может оказаться на месте животного. Будда, например, в прошлых жизнях был кроликом, лебедем, рыбой, обезьяной, слоном и оленем.

Буддизм, как индуизм и джайнизм, придерживается принципа "ахимсы", ненасилия по отношению к другим существам. Это означает отказ не только от всех дел, но и от всех мыслей, несущих насилие живым существам. Известен случай, когда Будда, весь израненный, прыгает в огонь, чтобы изжарив себя, накормить своим телом голодного нищего, но, перед тем как прыгнуть, трижды отряхивается, чтобы вместе с ним не погибло ни одно из насекомых, гнездившихся в мехе его шубы.

"Как мать бросает все, чтобы спасти своего единственного сына, так буддист всегда должен выказывать безграничную любовь и сочувствие ко всем живым существам", - учит Будда (Борейко, 1999).

Буддизм предписывает придерживаться еще одного принципа-"метты" - доброты и любви к абсолютно всем существам; видимым и невидимым, большим и маленьким, родившимся и не родившимся. К жизни другого надо относиться точно также, как и к своей.

В одном буддийском писании говорится: "Вернитесь тигры в леса опять, и пусть их не превратят в равнины. Ибо без вас их срубит топор. Лишившись их, все лишитесь дома" (Shann, 1987). Ненасильственное отношение к животным обуславливается и буддийским понятием о заслуге. Если человек накормит голодное животное, тем самым он добавит к числу своих добрых заслуг еще одну. То есть, доброта к животным является источником заслуги, необходимой людям для улучшения их судьбы в цикле перерождения.

Один монах построил себе глиняную хижину и решил ее подпечь, дабы придать ей прочность. Будда воспротивился этому, боясь, что в огне погибнут насекомые. Хижину по его велению разобрали, чтобы не давать плохих примеров будущим поколениям.

В одной из ежедневных буддийских молитв говорится: "Видимые и невидимые существа, и те, кто близ меня, и те, кто далеко, да будут все счастливы, да будет радостно сущее. Не вредите один другому, и никого не презирайте. И один другому не пожелайте зла; мать, жертвуя своей жизнью, охраняет свое дитя, так и ты безгранично возлюби все сущее" (Мантатов, Доржигушаева, 1996).

Буддисты говорят: "Вода присутствует в море, но и мир присутствует в воде. Мир существ присутствует не только в воде, но и в облаках. Мир живых существ есть в воздухе, в огне, на земле. Мир живых существ есть в феноменальном мире. Мир существ есть в былинке травы" (Buddhism..., 1992).

Будда сформулировал 11 заповедей (для мирян, - для монахов их несколько сотен). Одна из заповедей "не убий" означает, что следует избегать убийства любых живых существ (в отличии от христианства, где подобная заповедь распространяется только на людей).

Рассказывают, Будда сравнивал свое поведение с повадками льва: "Он рычит, возвещая о себе, да не совершу я уничтожение крошечных существ, блуждающих наугад". Согласно буддизму, букашка, которую ты не раздавил, цветок, который ты не сорвал, могут стать твоими родственниками. Поэтому их нужно любить и сострадать им.

Известна история о том, как Будда, чтобы накормить голодного тигра, отрезал и дал ему часть своего тела.

Буддист обязан воздерживаться и от торговли мясом. Буддийский монах должен придерживаться еще более строгого этикета. Например, нельзя путешествовать в дождливый сезон, когда черви и насекомые появляются на поверхности земли и на них можно легко наступить. Также монах не может пить воду, не процедив ее через марлю.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Постижение экологической теологии

На сайте allrefs.net читайте: "Постижение экологической теологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Буддизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Джайнизм
Джайнизм - локальная, но очень экологическая религия некоторых народов Индии, её приверженцев насчитывается около 4 миллионов. Джайнизм учит, что каждое живое существо наделено материально

Индуизм
Индуизм - древнейшая мировая религия, её приверженцев насчитывается около 700 миллионов. Одной из центральных в индусской теологии является концепция почитания жизни, когда перед лицом божьего твор

Иудаизм
Поклонников этой религии в мире около 15 миллионов человек. Одно из иудейских благословений гласит: При виде красот природы Благословен вечный наш бог. Правитель вселенной,

Пантеизм
Пантеизм утверждает, что бог находится во всем, и все находится в боге. То есть вселенная и бог рассматриваются как одно и то же. Ряд западных экофилософов считают пантеизм базисом для формирования

Синтоизм
Роль синто (её приверженцев насчитывается 100 млн. человек) состоит в обеспечении религиозного значения, понимания и уважения к жизням других. Представители этой религии (особенно развитой

Христианство
Христианство - одна из мощных и влиятельных мировых религий, её сторонников насчитывается в мире 1,4 миллиарда. Христианство учит, что цель жизни не состоит в максимальном потреблении: &qu

Христианство
Христианство - одна из мощных и влиятельных мировых религий, её сторонников насчитывается в мире 1,4 миллиарда. Христианство учит, что цель жизни не состоит в максимальном потреблении: &qu

Язычество
Под язычеством я понимаю различные локальные религии, часто имеющие местный племенной характер и предполагающие обожествление природы - фетишизм, тотемизм, шаманизм, идолопоклонничество, анимизм, с

Религия природоохраны
Моя религия - это любовь ко всему живому. Арабское изречение Когда я вижу какой-нибудь уголок дикой природы, меня охватывает священный трепет, когда мне удаёт

Словарь терминов
Анимизм - вера в души и духов, от которых зависит жизнь животных, растений, человека. Апокрифы - религиозно-легендарные произведения на библейские темы, н

Мелодичный Хор природы
(Печатается по: Abbot Herman, 1996, Natures Tuneful Choir. The ortodox word, vol. 32, №6 (191), pp. 263-289, перевод А. Елагина) Существует определенная гармония даже в падшем мире, которы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги