рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И ее философское обобщение в труде Ленина

И ее философское обобщение в труде Ленина - раздел Иностранные языки, КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ «Материализм И Эмпириокритицизм» На Рубеже Xix И Xx...

«Материализм и эмпириокритицизм»

На рубеже XIX и XX вв. началась революция в естествознании. Эта

революция имеет колоссальное философское значение, поскольку непрестанно изменяет картину мира, обога­щает наши представления о путях его познания и пре­образования человеком.

Гениальность Ленина состояла, в частности, в том, что в самом начале этой грандиозной революции, по истечении всего лишь десяти лет со времени первых великих открытий в физике (электрона, радиоактивно­сти, рентгеновских лучей и т. д.), он сумел дать ответ на наиболее важные философские вопросы, выдвину­тые революцией в естествознании перед научной философией.

Эти выводы имеют очень большое значение и по сей день. Другие философы-марксисты этого перио­да не сумели эти вопросы по-настоящему даже поста­вить. Читая статью А. Деборина «Диалектический ма­териализм», где в весьма общей форме отмечалось на­личие «нового течения в области естествознания» была сделана попытка определить значение открытия электрона для диалектического материализма, Ленин заметил на полях: «Плеханов молчит об этом „новом течении", не знает его. Деборин неясно его представ­ляет» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 532—533).

Ленин видел одну из основных задач книги «Мате­риализм и эмпириокритицизм» в том, чтобы выявить связь махизма с одной из школ в физике XX в. и вме­сте с тем показать несостоятельность претензий эмпи­риокритицизма, объявлявшего себя «философией со­временного естествознания».

Махизм был связан с определенными направлениями в новейшей физики, представленным самим Э. Ма­хом, а также А. Пуанкаре, П. Дюгемом, В. Оствальдом и другими учеными; это течение Ленин метко окрестил «физическим идеализмом». Рас­пространение идеалистического поветрия среди части физиков Ленин расценил как кризис в физике. «Суть кризиса современной физики,— писал Ленин,— состоит в ломке старых законов и основных принципов, в от­брасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом»

(В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 272—273).. Таким образом, кризис в физике надо понимать преж­де всего как методологический кризис. Несоответ­ствие между диалектическим характером процессов природы, открытых новейшей физикой, и устаревшим метафизическим воззрением на природу — такова та почва, на которой вырос и которая питала «физический идеализм» начала XX в. Конкретизируя этот общий тезис, Ленин указал на две гносеологические причины, непосредственно обусловившие появление «физическо­го идеализма» той поры.

Первая причина — математизация теоретической фи­зики. Уже в начале XIX в. в теоретической механике широко применяться системы дифференциальных исчислений. Открытие закона сохранения и превращения энергии положило начало термодинамике — важнейшей части теоретической физики, изучающей тепловые процессы. Термодинамика, не вникая во внутренний механизм определенного процесса (он может быть во­обще неизвестен), но исходя из законов сохранения энергии, возрастания энтропии и т. д., может сделать некоторые точные предсказания о ходе этого процесса в будущем. Именно в связи с успехами термодинамики появилась такая разновидность «физического идеализ­ма», как «энергетизм» В. Оствальда.

Развитие теории электромагнетизма в последней трети XIX в. привело к дальнейшему расширению при­менения систем дифференциальных уравнений и вне­дрению в теоретическую физику еще более необычного, более опосредованно связанного с опытом математиче­ского аппарата (например, тензорного анализа).

Рост применения математики в физике есть прямой показатель ее прогресса; математика колоссально рас­ширяет возможности познания законов природы, раз­двигает рамки научного предвидения. Но в этом про­грессивном явлении заключена известная опасность, особенно для лиц, специализирующихся на приложе­нии математики к физике. Ученые начинают видеть свою задачу не в том, чтобы отобразить реальный про­цесс, а в том, чтобы изобрести «удобную» математиче­скую схему, которая возможно более просто «описала» бы совокупность имеющихся опытных данных. Напри­мер, Оствальд, Мах и некоторые другие ученые отри­цали существование атомов в конце XIX в. потому, что системы дифференциальных уравнений в термодина­мике можно было составить и без атомистических пред­ставлений. «Крупный успех естествознания,— писал Ленин,— приближение к таким однородным и простым элементам материи, законы движения которых допу­скают математическую обработку, порождает забвение материи математиками. «Материя исчезает», остаются одни уравнения. На новой стадии развития и, якобы, по-новому получается старая кантианская идея: разум предписывает законы природе» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 326).

Вторая причина, обусловившая появление «физиче­ского идеализма»,— крутая ломка представлений в физике конца XIX — начала XX в. и связанное с ней распространение идей релятивизма. Коренные изменения в физической теории были прежде всего связаны с развитием двух ее ветвей: теории электромагнитных про­цессов и атомистики. До конца XIX в. физики были убеждены в универсальной значимости законов классической механики Галилея — Ньютона. Ее считали долгое время полностью приложимой не только к обыч­ным телам, но также к электричеству и гипотетически существующему эфиру — невесомой и непрерывной среде, передаю­щей электрическое и магнитное взаимодействие тел. Физика XIX в. верила в то, что все процессы в природе рано или поздно можно будет свести к механическому взаимодействию мельчайших частиц, как-то: атомов, частиц эфира и т. д.

К концу XIX в. гипотезу механического эфира при­шлось отбросить, ее место заняло представление об электромагнитном поле, колебаниями которого оказа­лись столь различные на первый взгляд явления, как видимый свет, радиоволны и открытые на пороге но­вого века лучи Рентгена. Были открыты неожиданные свойства этого поля. В опытах Лебедева было подтвер­ждено предсказание теории о давлении света; этим бы­ло доказано, что электромагнитное поле имеет массу. Разрушено было также одностороннее представление о непрерывности поля: в 1900 г. Планк для объяснения процесса излучения ввел представление о распростра­нении света определенными порциями, квантами, т. е. о прерывности поля наряду с его непрерывностью. Не­применимость к полю представлений классической ме­ханики ярче всего проявилась в очень точных опытах Майкельсона, обнаружившего еще в 1881 г., что обыч­ное правило сложения скоростей для света нарушает­ся. Над объяснением этого «диковинного» факта физики бились около четверти века; только в 1905 г. Эйнштейн в частной теории относительности разрешил этот вопрос, пересмотрев самые основы классической механики — ее представления о пространстве и време­ни. Время и пространство считались в ньютоновской механике абсолютными, не зависящими от движения тела и не связанными друг с другом. Теория относи­тельности при объяснении процессов электромагнетизма, пришла к другому выводу, выходящему по своему Учению далеко за пределы электродинамики, а имен-

что время и пространство взаимосвязаны и что они относительны — в том смысле, что зависят от взаимно­го движения тел (но не в смысле зависимости от со­знания человека).

Таким образом, развитие теории электромагнетиз­ма и теории относительности привело к крушению пред­ставлений об универсальности законов механики, к кра­ху механической картины мира.

С другой стороны, не успела еще заглохнуть оппо­зиция консерваторов от науки, отрицавших реальность атомов, как открытие радиоактивности (1896) и элек­трона (1897) поставило в порядок дня науки вопрос о внутреннем строении атома. Радиоактивное излучение свидетельствовало о наличии внутри атома колоссаль­ных, пока еще не изученных источников энергии и о превращаемости химических элементов, например ра­дия в гелий и свинец. При исследовании электронных пучков было найдено, что масса электрона изменяется .при изменении скорости его движения. Появились пер­вые теории атома, предполагавшие, что атом, будучи в целом электрически нейтральным, состоит из отрица­тельных и положительных электронов. Вскоре после выхода в свет книги Ленина Резерфорд доказал, что носитель положительного заряда в атоме не положи­тельный электрон, а атомное ядро. Все эти открытия вошли в противоречие с устоявшимися механистиче­скими представлениями о неизменности атома и по­стоянстве массы.

Замечательной попыткой соединения электродина­мики и атомистики явилась электронная теория Лорен­ца. Эта теория исходила из того, что атом состоит из отрицательно и положительно заряженных электронов, а поскольку все тела состоят из атомов, то предпола­гала, что все явления мира сводятся к электричеству. В этом плане электронная теория попыталась дать ответ и на вопрос о природе массы, утверждая, что масса электрона (а значит, и масса вообще) имеет це­ликом электромагнитный характер, т. е. определяется взаимодействием между электронами, носителями элек­трического заряда, и электромагнитным полем, которое создается их движением. Иначе говоря, электронная теория дала новую, электромагнитную картину мира вместо механической.

Электромагнитная картина мира в последующем удержалась, поскольку свести все качественно различные физические явления к электромагнитному полю не удалось, но эта теория сыграла огромную роль в крушении старого, механистического воззрения на природу.

Таким образом, за короткий срок, особенно за последнее десятилетие перед выходом в свет «Материализма и эмпириокритицизма», в физике произошла подлинная революция. В период ломки старых представлений, когда конечный результат этой ломки предугадать было нельзя, ясное представление о масшта­бах революции в науке составить было трудно. В такие периоды легко сбиться на релятивизм, т. е. на одно­стороннее отрицание всех старых принципов, на точку зрения полного «краха» старых принципов, от которых остаются будто бы одни «руины».

При незнании диалектики релятивизм может вести и к идеализму, и именно таков был путь к нему боль­шинства «физических» идеалистов начала XX в. Ленин писал о выдающемся французском ученом А. Пуанка­ре: «Ломка самых основных принципов доказывает (таков ход мысли Пуанкаре), что эти принципы не какие-нибудь копии, снимки с природы, не изображе­ния чего-то внешнего по отношению к сознанию чело­века, а продукты этого сознания» (В. И. Ленин. Полн.собр. соч., т. 18, стр. 267).

Таковы две основные причины «физического идеа­лизма», коренящиеся в развитии самой физической науки. При других социальных условиях эти причины могли бы вызвать отдельные ошибки у отдельных уче­ных, но не привести к появлению школы «физическо­го идеализма», к кризису в физике.

Когда физика добралась до глубин материи, где диалектический характер процессов природы уже нель­зя было игнорировать, старый, механистический и метафизический материализм как философская основа естествознания и развития вошел в противоречие с новыми фактами и представлениями. Это противоречие может быть разрешено только переходом физиков на позиции матери­ализма диалектического, который к рассматриваемому времени существовал уже более полувека. Диалектический материализм давал выход из затруднений, в которые попала физика начала XX в., не оставляя мес­та для идеалистического толкования философских

проблем физики.

Но марксистская диалектика была для физиков того времени, воспитанных в духе буржуазного мировоззрения «книгой за семью печатями». Подавляющая масса физиков в начале XX в. (так же как и в XIX в.) продолжала придерживаться материалистических взглядов на природу. Такие выдающиеся ученые, как Больцман, Планк, Ланжевен, Томсон, Умов, Лебедев, и многие другие вели активную борьбу с «физическим идеализмом», отстаивая материалистическое понима­ние природы и самой физики как отображающей существующий мир науки, теории которой имеют значе­ние объективных истин. Однако материализм ученых-физиков того времени был материализмом метафизи­ческим, а у большинства ученых, поскольку они не связывали его сознательно с материализмом как фило­софским направлением, к тому же материализмом стихийным. Немалая часть ученых — физиков, биологов и т. д., будучи на деле материалистами, «стыдливо» умалчивали об этом, называя себя «агностиками», «по­зитивистами» и т. д. Анализируя взгляды английского физика Риккера, боровшегося против «физических идеалистов», но допускавшего при этом неточности, Ле­нин пришел к выводу, что недостает этому физику только знания диалектического материализма.

Возможность впасть в идеализм в период матема­тизации физики и крутой ломки ее теорий безусловно существовала. Она превратилась в действительность для группы ученых, о которой идет речь, вследствие не­знания ими диалектического материализма. Но это не­знание в свою очередь целиком определялось социаль­ными условиями. «...Вся обстановка, в которой живут эти люди,— писал Ленин о физиках в буржуазных стра­нах —отталкивает их от Маркса и Энгельса, бросает в объятия пошлой казенной философии» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 18, стр.279).

Ленин высказал твердую уверенность, что кризис современной физики — явление временное, как всякая болезнь, что «материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим» '.

Ленин не только провозгласил о так называемой необходимости перехода ученых-естествоиспытателей на позиции диа­лектического материализма, но и тщательно рассмотрел те гносеологические вопросы, которые причиняли наибольшие трудности физикам; Ленин прежде всего разобрал заявления ряда ученых-физиков об «исчезновении» материи, которые подхва­тывались «физическим» и всяким прочим идеализмом для очередных «ниспровержений» материализма.

Попытки объявить материю «исчезнувшей» в конце XIX — начале XX в. шли по двум основным линиям (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т, 18 стр. 324). Во-первых, этот нелепый вывод некоторые неискушен­ные в философии естествоиспытатели делали из элект­ронной теории. В XIX в. физики обычно говорили о трех видах реальных тел: «весомой материи», электричестве и эфире. Электронная теория свела «весомую материю» к электричеству. «Новая система просто ставит элек­тричество на место материи»,— писал, к примеру, итальянский физик А. Риги.

Ленин разоблачает попытки махистов «играть» на подобных заявлениях физиков: «Когда физики гово­рят: «материя исчезает», они хотят этим сказать, что до сих пор естествознание приводило все свои исследо­вания физического мира к трем последним понятиями материя, электричество, эфир; теперь же остаются только два последние, ибо материю удается свести « электричеству...» (Там же, стр. 274—275). Когда же эфир стали понимать как электромагнитное поле, все три традиционных вида реальных тел при создании «электромагнитной карти­ны мира» были сведены к одному виду, который неред­ко продолжали называть электричеством. Но материя в философском смысле и материя как обозначение «весомых тел», т. е. одного из видов физической реальности,— совершенно различные понятия. Термин «мате­рия» употреблялся Риги и другими физиками именно для обозначения определенного вида материи.

Ленин выясняет действительный смысл нелепых представлений об «исчезновении материи». Он пишет, что «выражение «материя исчезает», «материя сводится к электричеству» и т. п., есть лишь гносеологически-беспо­мощное выражение той истины, что удается открыть новые формы материи, новые формы материального движения, свести старые формы к этим новым и т. д.» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 332).

Таким образом, неправильное употребление понятия «материя» приводило некоторых физиков начала на­шего века к тому, что относящийся к физике вопрос о видах материи и ее строении оказался спутанным с фи­лософским вопросом об отношении сознания к материи. Распутав этот «узел», В. И. Ленин подчеркнул, что «единственное «свойство» материи, с признанием кото­рого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне на­шего сознания» (Там же, стр. 275).

Второе направление атак на понятие материи и на материализм было связано с таким течением внутри «физического идеализма», как «энергетизм». Создатель «энергетизма» немецкий ученый Оствальд предлагал «устранить противоположность» материи и духа сведе­нием их к третьему началу, а именно к энергии. Ост­вальд вполне определенно высказывался о цели такой операции: «Построить миросозерцание исключительно из энергетического материала, совершенно не поль­зуясь понятием материи» (В. Оствальд. Натурфилософия. М., 1902, стр. 122—123). Тем самым Оствальд про­поведовал движение без его материального носителя, без материи, и не удивительно, что он (как и Мах) ока­зался в числе тех обскурантов от науки, которые в кон­це XIX в. выступали против атомно-молекулярной тео­рии, признавая атомы и молекулы всего лишь «удоб­ными гипотезами».

Большинство физиков и химиков не поддержали претензий «энергетизма», справедливо усмотрев в них покушение на материалистические основы естествозна­ния. Активно боролись против идеалистических концеп­ций Оствальда и Маха физики, сознательно стоявшие на позициях материализма, — Л. Больцман в Австрии, Д. Фицджеральд в Англии, А. Г. Столетов в России и другие. Столетов, например, отмечал, что Оствальд безосновательно приписывает энергии свойств, вещества, т. е. материи, что понятие энергии употребляется им в отрыве «от возрастившей его механически (т. е. материалистической. — Авт.) почвы» (А. Г. Столетов. Собрание сочинений, т. II. М. ¾ Л., 1941, стр. 320).

Ленин критикует «энергетизм» в специальном параграфе своей книги, озаглавленном «Мыслимо ли движение без материи?». Отрыв движения от материи - вот что приводит сторонников «энергетизма» к отрыву мышления от объективной реальности. Действительно, энергия есть определенная мера движения. Если. подвести понятия материи и духа, как это делает

Оствальд, под понятие энергии, или (что то же самое) движения, то мы получаем тезис: «Мир есть движение», Но что же в таком случае движется, спрашивает сто­ронников «энергетизма» Ленин. Если материя исчеза­ет, растворившись в энергии, то движется, видимо, мысль? «Если нет, если с исчезновением материи исчез­ла и мысль, с исчезновением мозга и нервной системы исчезли и представления и ощущения,— тогда, значит, все исчезло, исчезло и ваше рассуждение, как один из «образчиков какой ни на есть «мысли» (или недомыс­лия). Если же — да, если при исчезновении материи предполагается не исчезнувшей мысль (представление, ощущение и т. д.), то вы, значит, тайком перешли н точку зрения философского идеализма» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 283).

Ленин подвергает критическому разбору попытки «физического идеализма» использовать новейшие данные физики для протаскивания идеалистических воззрений на пространства, на причинность и закономерность, а также на пространство и время. Идеалисты и агностики всех мастей выступали против мате­риализма по этим проблемам на редкость единодушно, так как если по вопросу о существовании вещей в сознания между кантовской и юмовской разновидностя­ми агностицизма имеется существенное различие, они вполне согласны в том, что пространство, время, причинность «вносятся» в мир человеческим созна­нием.

Глава «физического идеализма» того времени Э. Мах объявил причинность «устаревшим», «метафизическим» понятием на том основании, что в физику проникло математическое представление о фунщиональной зависимости. Действительно, механистическое представление о причинности все более уступало в фи­зике место более полному, диалектическому пониманию причинности как такой связи, где причина и следствие взаимодействуют и где, следовательно, математическое понятие функции позволяет более точно отобразить реальное взаимодействие тел.

Но для Маха критика механистического, упрощен­ного понимания причинности была лишь поводом для того, чтобы отвергнуть объективный характер причин­ности и протащить мысль о том, что причинность вно­сится в мир явлений разумом человека. Аналогичным образом Пуанкаре называл законы науки «символами», «условностями», которые человек создает для «удоб­ства», для «гармонизации» своего опыта, т. е. ощу­щений.

Критикуя Маха, Пуанкаре и поверивших им на сло­во русских махистов, Ленин выступает против подме­ны философского вопроса о признании или непризна­нии причинности вопросом о той или иной формулиров­ке причинных связей. Наука, проникая все глубже в сущность явлений, будет открывать нам в реальном мире все новые, более сложные формы причинной свя­зи явлений. Относительность наших представлений о причинности свидетельствует о том, что причинность, необходимость, закономерность существуют в природе независимо от нашего сознания и находят в законах науки свое все более точное отображение.

Махисты проповедовали субъективизм и в понима­нии пространства и времени. Критикуя устаревшее ньютоновское представление об абсолютном простран­стве и абсолютном времени, Мах приходил к отрица­нию объективного времени и пространства, к выводу о том, что не человек с его сознанием находится в про­странстве и во времени, а, наоборот, пространство и время существуют лишь в голове человека. Физик Мах под влиянием Маха-философа доходил до такой бес­смыслицы, что в 1872 г. предлагал искать атомы хими­ческих элементов, а в 1906 г.— электроны вне ре­ального пространства с его тремя измерениями.

«Рассуждение Маха,— писал Ленин,— есть переход лагеря естествознания в лагерь фидеизма. Естествозна­ние и в 1872 и в 1906 г. искало, ищет и находит — по крайней мере, нащупывает — атом электричества, элект­рон, в пространстве с тремя измерениями. Естествозна­ние не задумывается над тем, что вещество, которое им исследуется, существует не иначе, как в пространстве с 3-мя измерениями, а следовательно, и частицы этого вещества, хотя бы они были так мелки, что видеть мы их не можем, «обязательно» существуют в том же про­странстве с 3-мя измерениями» (В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 187—188).

Ленин отмечает, что в решении философской сторо­ны проблемы пространства и времени релятивисты при­меняют такой прием: изменчивость, относительность научных представлений и ошибку метафизического ма­териализма, утверждавшего, что наши знания носят абсолютный характер, они используют для атак на ма­териализм вообще. Представления о пространстве и времени как раз в этот период, когда создавалась и входила в сознание ученых теория относительности, испытывали коренную ломку, и это облегчало реляти­вистам их задачу.

Ленин показывает беспочвенность подобного рода попыток: «Изменчивость человеческих представлений о пространстве и времени так же мало опровергает объективную реальность того и другого, как измен­чивость научных знаний о строении и формах дви­жения материи не опровергает объективной реальности внешнего мира» (Там же, стр. 181 — 182).

Замечательным примером философского обобщения достижений: естествознания является ленинская идея о неисчерпаемости электрона. Открытие электрона разрушило метафизическое представление об атомах как «последних», неделимых ча­стицах. Но многие склонные к метафизическому мыш­лению ученые пытались объявить теперь уже не атом. а электрон искомой и наконец найденной «последней» частицей. В противовес этим тенденциям Ленин формулирует мысль о бесконечности материи вглубь. «...природа бесконечна, как бесконечна и мельчайшая частица ее (и электрон в том числе)», «электрон так неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 330, 277) Последующее развитие науки полностью подтвердили это предвидение Ленина. Мы не знаем и сегодня с достоверностью, состоят ли электрон и другие микро­частицы из более мелких составных частей, хотя гипотеза «кварков» дает известные основания для поло­жительного ответа на данный вопрос. Но независимо от этого открытие десятков «элементарных» частиц, их многочисленных свойств, их превращений друг в друга прямо подтверждает ленинскую мысль о неисчерпаемо­сти материн вглубь.

Таким образом, в книге «Материализм и эмпирио­критицизм» Ленин дал ответ на важнейшие философ­ские вопросы, поставленные развитием физики начала XX в., и тем самым доказал полную возможность с позиций диалектического материализма преодолеть философские трудности, возникающие в ходе развития современного естествознания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ... АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л... ГЛАВА X...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И ее философское обобщение в труде Ленина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Л. ФЕЙЕРБАХА
Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающая­ся историческая заслуга состояла в том, что он подверг глубокой критике идеализм Канта, Гегеля и други

Разложение буржуазией гегелевской философской школы
  Углубление противоречий между буржуазией и господствующими феодальными сословиями нашло свое отражение в разложении геге­левской философской школы. Противоречие между методом и сист

Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
Людвиг Фейербах (1804—1872) родился в семье известного немецкого юриста. Вначале Фейербах хотел посвятить себя богословию и с этой целью в 1823 г. поступил на богословский ф

Критика идеалистической философии
Фейербах — блестящий критик идеалистической философии. Он убедительно опровергает выдвинутое против материализма обвинение в «некритическом», догматическом отношении к показа­ниям органов чувств, к

Критика религии
Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни. Его антропологическое понимание сущности религии представляет собой дальнейшее развитие и углубле­ние буржуазного атеизма. Уже материали

Материалистическое понимание природы
Основа философской антропологии Фейербаха — материалистическое учение о природе. В противополож­ность идеализму и религии Фейербах учит, что приро­да есть единственная реальность, а человек — ее вы

Теория познания. Дальнейшее развитие сенсуализма
Продолжая материалистические традиции ХVIII в., Фейербах внес значительный вклад в разработку материалистически-сенсуалисти­ческой теории познания. Прежде всего он решительно выступает против идеал

И их борьба против идеализма
После подавления восстания декабристов и жестокой расправы над его участниками в России на долгие го­ды установилась политическая реакция, прилагавшая отчаянные усилия, чтобы заглушить ростки освоб

Идеология крепостнической реакции
Идеологами крепостнического лаге­ря были С. С. Уваров, М. П. Пого­дин, С. П. Шевырев и др. Они про­поведовали откровенно реакцион­ные политические и религиозно-мистические идеи, на­правленные на оп

Славянофилы
Наряду с официальной идеологией крепостнического лагеря с 40-х го­дов в русской общественной мысли существовало сла­вянофильское течение. Его виднейшие представители: Алексей Степано

Дворянские просветители
В идейной борьбе 30—40-х годов видное место принадлежало дворянским просветителям Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794—1856), Николаю Владими­ровичу Станкевичу

Помещичье-буржуазные либералы
В 40—60-х годах XIX в. в России формируется идеология помещичье-буржуазного либерализма. Идеоло­гами либерализма в России активно выступалиВасилий Петрович Боткин (1811—1869

Формирование и развитие революционного демократизма в России
  Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и других выдающихся деят

В. Г. Белинский. Формирование его мировоззрения и деятельность
  Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) вышел из среды разночинцев. Учился в Чембарском уездном училище и в Пензенской гимназии, затем в Московском униве

Философские и социологические воззрения Белинского
  Логика борьбы с самодержавием, крепостничеством и их религиозно- мистической идеологией приводит Белинского в начале 40-х годов в лагерь материализма и атеизма. Известную р

Эстетические воззрения Белинского
Выдающейся заслугой Белинского была новая постановка им вопроса об искусстве и его общественном назначении, о литературе и ее роли в общественной жизни. В годовых обзорах русской литературы за 1846

Александр Иванович Герцен (1812—1870) и Николай
Платонович Огарев (1813—1877) на протяжении всей жизни выступали как единомышленники, продолжатели дела Радищева и декабристов. Они были выдающимися проповедниками революцио

Философский материализм Герцена и Огарева
В начале 40-х годов Герцен, а впоследствии и Огарев становятся на позиции философского материализ­ма и атеизма, начинают вести борь­бу с идеализмом и мистицизмом в философии и естест­вознании. В фо

Диалектика – алгебра революции
Герцен и Огарев были диалектиками. Они высоко ценили диалектику Гераклита, Аристотеля, Бруно и особенно Гегеля, диалектические идеи, добытые естест­вознанием. Природа рассматривалась ими как вечный

Философские и социологические взгляды петрашевцев
Важную роль в развитии философской и общественно-политической мысли в России сыграли последова­тели Белинского и Герцена, члены кружка петрашевцев Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский

Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — идейный вдохновитель и вождь российского революционно-демократического дви­жения 50—60-х годов XIX в., воинствующий философ-мат

Философский материализм
  Чернышевский последовательно отстаивал и развивал материалистическое направление в философии. Его труды «Эстетические отношения искусства к дейст­вительности» (1855), «Очерки гоголе

Диалектика
Вслед за Белинским и Герценом Чернышевский продолжал разраба­тывать и развивать диалектику. Диалектику Гегеля он считал важнейшим завоеванием философской науки но­вого времени, острым оружием в бор

Эстетика
В эстетике Чернышевский развивал сформулированные Белинским прин ципы народности, общественного назначения и идей­ности искусства. Острой критике подвергал он идеали­стическую теорию «чистого искус

Социологические идеи
Социологические воззрения Чернышевского, как и других революционных демократов, были проникнуты историческим оп­тимизмом. Он глубоко верил в то, что, несмотря ни на какие препятствия, зигзаги и даж

Н.А. Добролюбов
Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) был идейным со­ратником Чернышевского, глубоким мыслителем-мате­риалистом и блестящим литературным критиком. Ро­дился

Философские идеи
Продолжая материалистическую традицию в России, Добролюбов подвергал критике идеалистические, агностические и дуа­листические теории в науке. Он отвергал отрыв идеали­стами сознания от материальной

Социологические идеи
Социологические идеи Добролюбова развивались в том же русле, что и у Чернышевского. Он признавал, что в обще­стве имеются «неизменные законы исторического раз­вития», не зависящие от воли отдельных

Эстетика
Принципы философского материализма и диалектики Добролюбов мастерски применил в эстетике и литературной крити­ке. Труды Добролюбова проникнуты духом борьбы за реализм и народность, за высокую идейн

Писарев Д.И., Шелкунов Н.В., Антонович И.А
  К числу выдающихся мыслителей революционно-демократического ла­геря принадлежал Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868). Не заурядными мыслителями-материалистам

Философские и социологические воззрения революционных народников
В конце 60-х — начале 70-х годов XIX в. в России складывается идеология революционного народничества, предтечами которого были Герцен, Огарев, Чернышевский и другие революционные демократы. Главным

П.Л. Лавров
Петр Лаврович Лавров (1823—1900) — один из виднейших деяте­лей и теоретиков русского революционного народниче­ства. В конце

П.Н. Ткачев
Виднейшим народником заговорщи­ческого направления был Петр Никитич Ткачев (1844—1885). В годы 1862—1871 за уча­стие в освободительном движении Ткачев несколько раз подверга

М. А. Бакунин
Главным идеологом народников-анархистов былМихаил Александ­рович Бакунин (1814—1876). Бакунин принимал участие в кружке Станкевича, дружил с Белинским, Герценом. В 1840 г. у

Украина
ХIХ век ознаменовал новый этап в развитии передовой культуры укра­инского народа. В борьбе против крепостничества и царизма возникло революционно-демократическое на­правление общественной мысли. Пр

Белоруссия и Литва
Видным представителем передовой общественной мысли и руководите­лем освободительной борьбы крестьянства в Белоруссии был Константин (Кастусь) Калиновский (1836—1864), мирово

Армения
Во второй половине XIX в. под влиянием передовой русской куль­туры в Закавказье развивается материалистическая фи­лософия. Наиболее выдающимися представителями ее были М. Л. Налбандян (Армения), И.

Азербайджан
  Почти одновременно с Налбандяном и Чавчавадзе выступил М. ф. Ахундов — выдающийся писатель, просветитель-демократ, основоположник материализма и атеизма в Азербайджане.

Средняя Азия
Под влиянием передовой русской культуры в Средней Азии, самой отсталой тогда окраине царской России, возникает но­вое течение общественной мысли — просветительство. В противовес представителям реак

Казахстан
Видными казахскими мыслителями во второй половине XIX в. были, ученый Чокан Валиханов (1835—1865) и выдающийся поэт-просветитель Абай Кунанбаев (1845

Латвия и Эстония
Присоединение Латвии и Эстонии к России в ХУ111 в. сыграло прогрессивную роль в исторических судьбах прибалтийских на­родов. Оно создало условия для развития экономики и национальной демократическо

Восточной Европы в XIX в.
Значительный вклад в развитие домарксистской фи­лософской и социологической мысли XIX в. наряду с передовыми мыслителями народов СССР внесли прогрессивные философы, особенно революционно-демокра­ти

Польские мыслители
  Одной из идейных предпосылок ХУ111 –Х1Х вв. Одной из идейных предпосылок развития передовой польской мысли был материализм польских просветителей конца XVIII — начала XIX в

Болгарские мыслители.
Болгария в середине XIХ века находилась под пятой султанской Турции. Болгарский народ отвечал на зверское угнетение иноземцев стихийными крестьянски­ми восстаниями. В начале 70-х годов в стране скл

Сербские мыслители
Наиболее крупным революционно-демократическим мыслителем юж­нославянских народов в XIX в. был выдающийся писатель и критик Светозар Маркович (1846—1875). Свою деятельность о

Венгрия
В Венгрии выдающимися революционными мыслителями середины и второй половины XIX в. были поэт Шандор Петефи (1823—1849) и Михай Танчич (1799—1884), а

Румыния
В Румынии революционно-демокра­тические взгляды развивал Нико­лае Бэлческу (1819—1852)—автор книги «Экономиче­ский вопрос в Дунайских княжествах» и других соци­ально-экономи

Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
С середины XIX в. феодальный Китай начал превра­щаться в полуколонию. Усиление в Китае влияния ино­странных держав и предательская политика маньчжур­ской династии вызвали резкое недовольство передо

НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Буржуазно-демократические революции 1848 г. по­казали, что либеральная буржуазия становится контр­революционным классом. Рабочий класс, выступавший до этого против дворянства и абсолютизма, в ходе

Иррационалистический рационализм Шопенгауэра
Одним из первых крупных представителей буржуазного иррационализма был немецкий философ Aртур Шопенгауэр (1788—1860). Сын банкира, Шопенгауэр получил среднее образование в Ан

Религиозный карьеризм Кьеркегора
  Вторым видным мыслителем, отражавшим начинающийся упадок буржуазной философии, был датский писатель-философ Серен Кьеркегор (1813—1855). При жизни он был поч

Позитивизм О. Конта
  Видным представителем позитивиз­ма во Франции стал Огюст Конт (1798—1857). В молодости он был учеником великого утопического социалиста Сен-Симона, отдельные

Учение Конта о познании и о науке
  Учение Конта о познании также Учение Конта идеалистично и изобилует противоречиями Подобно Юму, он считал, что ум человека способен познать одни лишь явления, т. е. стоял на точке з

Закон» трех стадий исторического развития
Обоснование всей философской системы Конта дано в его учении о трех стадиях развития человеческого мышления и познания: 1) «тео­логической», 2) «метафизической» и 3) «позитивной». На «теологической

Социологические воззрения Конта
Социология Конта не только теоретически самая слабая, но и политически наиболее реакционная часть его учения. Конт начинает собой длинный ряд буржу­азных социологов-позитивистов XIX в., которые пыт

Исторические корни и теоретические источники марксизма
Величайшее идейно-политическое событие XIX в. — возникновение марксизма, научной идеологии рабочего класса. Главное в марксизме —учение о всемирно-историче­ской миссии пролетариата, о дикт

Теоретические источники марксизма
  Буржуазные критики марксизма обычно пытаются представить учение Маркса и Энгельса в виде нигилистического отрицания всего предшествующего раз­вития общественной мысли. На самом же д

Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса
Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение примерно одного десятилетия— с конца 30-х до конца 40-х годов. Это процесс формирования философских взг

От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
Первым научным произведением молодого Маркса была его доктор­ская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и на­турфилософией Эпикура», защи­щенная в 1841 г. В этом труде Маркс стоит е

Критика мелкобуржуазного социализма
Исходя из материалистического понимания истории, Маркс и Энгельс выступают против немецкого социализма, представители которого именовали себя «истинными социалистами». «Истинные социалисты» (М. -Ге

Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом
Изучение исторических условий, теоретических источников и естественнонаучных предпосылок возник­новения марксизма, рассмотрение моментов процесса формирования философии марксизма дают возможность к

Исторические условия развития марксизма в 1848—1871 гг.
Новый период развития марксизма, непосредственно следующий за периодом его возникновения, начинается с буржуазно-демократических революций 1848 г. и за­канчивается Парижской коммуной, которая нанес

Важнейшие социологические идеи, обобщающие опыт революций 1848 г.
Теоретически обобщая общественно-исторический опыт и опыт рабочего движения в особенности, Маркс и Энгельс конкретизировали, обогащали новыми положе­ниями свое учение. В 1848—1852 гг. Маркс и Энгел

Развитие диалектического материализма в экономических трудах К. Маркса 50—60-х годах
В послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» Маркс следующим образом характеризует противоположность своего метода идеалистической диа­лектике Гегеля: «Мой диалектический метод по своей

Диалектико-материалистическая постановка проблемы закона
Для Гегеля, сводившего движущие силы развития к познанию, к мышлению как деятельности некоего абсолютного субъекта — «абсолютной идеи», или бога, проблема закона развития фактически не сущес

Основные законы материалистической диалектики
  Вскрывая специфические законы экономического развития капитализма Маркс обогащает вместе с тем и общее понятие закона, в том числе и научное понимание наиболее общих законов развити

Общественной жизни
Новым вкладом в марксистское учение о решающей роли труда как в производства антропологическом становлении человека, так и в его последующем общественной жизни было классическое положение Маркса об

Экономическая структура общества. Базис и надстройка
  Из всей совокупности общественных отношений Маркс и Энгельс выделяют первоначальные, основ­ные — производственные отноше­ния, определяющие все другие общественные связи между людьми

Коммунистическая общественно- экономическая формация
Применяя метод исторического материализма к исследованию не только капиталистического общества, но будущему общественному строю, предпосылки которого складываются в условиях капитализма, Маркс гени

Категории исторического материализма
  Разрабатывая исторический матери­ализм как теорию и метод исследо­вания общественно-исторического процесса, Маркс и Энгельс, с одной стороны, выявляют наиболее общие законы обществе

РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА МАРКСОМ И ЭНГЕЛЬСОМ ПОСЛЕ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
Парижская коммуна знаменовала новый период ми­ровой истории — период перерастания промышленного капитализма в империализм. На путь интенсивного ка­питалистического развития вступают Германия, Росси

Диалектика природы» Энгельса
В 70—80-е годы XIX в. основоположники марксизма доказали, что философских проблем диалектический материализм - единственная философия, способная творчески осмыслить достижения естествознания второй

Основные формы движения материи и их взаимосвязь
Утверждая в «Анти-Дюринге» тезис о материальном единстве мира, Энгельс особо подчеркнул, что единство доказывается «длинными и трудным развитием философии и естествознания» (К. Маркс и Ф. Энгельс.

Качественная неуничтожимость материи и движения
Открытие закона сохранения превращения энергии создало основу для дальнейшего развития тер­модинамики и статистической физики. В 60-е годы немецкий физик Р. Клаузиус форму­лирует второй закон термо

Скачок от животного мира к человеческому обществу
Важнейший вклад в диалектическую теорию развития природы внес Энгельс своим исследованием великого скачка в поступательном развитии природы на Земле — перехода от обезьяны к че­ловеку. В «

Истории естествознания
В эти же годы Маркс и Энгельс занимаются философскими проблема ми математики. Энгельс усматривал специфику математики как науки в том, что она отражает не какую-либо одну качественно опре­деленную

Развитие исторического материализма
Глубокий научный анализ превобытнообщинного строя был дан в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), анализ дал возможность выяснить генезис многих обществе

Учение о базисе и надстройке
Если в предыдущий периодосновоположники марксизма, ведя борьбу против идеалистического понимания истории, главное внимание обращали на разработку вопроса о зависимости политики и идеологии от спосо

В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАМ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
После поражения Парижской коммуны наступил период относительного затишья в развитии рабочего движения. Внутри социалистических партий возникает оппортунистическое течение — ревизионизм, борьба про­

Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма
  Поль Лафарг (1842—1911) — один из виднейших революционеров, руководителей французского и меж­дународного рабочего движения, в течение многих лет был связан у

Пропаганда Ф. Мерингом идей марксистской философии и критика им буржуазной философии
  Франц Meринг (1846—1919) к социал-демократии пришел в конце 80-х годов из лагеря буржуазной демократии. Он был видным публицистом, пропагандистом и теоретико

Д. Благоев
Дмитрий Благоев (1855—192.4) - основатель марксистской партии в Болгарии, выдающийся мыслитель, труды которой положили начало распространению марксизма в этой стране.

Исторические предпосылки распространения марксизма в России
В 60—90-е годы XIX в. Россия стала капиталисти­ческой страной. За 25 лет, с 1866 по 1890 г., число фабрик и заводов в России выросло с 2,5—3 тыс. до 6 тыс., а количество рабочих увеличилось более ч

Жизнь и деятельность Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов родился в 1856 г. в семье мелкопоместного дворянина. В 1875 г. он, будучи студентом Горного института в Петербурге, примкнул к револю­ционно-народниче

Критика идеализма и субъективной социологии народников
  В первых же марксистских работах Плеханова — «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) и других — была дана острая и убедительная критика идеологии народни

Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России
Применив принципы диалектического и исторического материализма к анализу общественной жизни РОССИИ, Плеханов сделал следующие важные для российского революционного движения выводы: «1)

Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
  Особенно важное значение пропаганды и защиты диалектико-материалистического мировоззрения имели работы Плеханова 1898—1902 гг., направленные против неокантианской ревизии марксизма:

Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
В своих трудах 1883—1903 гг., борясь с ревизионизмом, Плеханов выступает как горячий поборник материалистической диалектики, которую он представляет как ана­лог объективного мира, отражение объекти

Критика махизма и других идеалистический течений XX в.
Плеханов, выступив в 1882 — 1883 гг. как воинствующий материалист в философии, активно боролся за научное материалистическое мировоззрение в рабочем движении, особенно в период до 1903 г., до перех

Слабые стороны и ошибки в философских взглядах Г.В. Плеханова
Плеханов отстаивал научно-материалистическое мировоззрение марксизма в борьбе с буржуазной философией и ревизионизмом. Но в его работах, особенно в меньшеви­стский период деятельности (1904—1917 гг

Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории
Вслед за Марксом и Энгельсом,Плеханов показывает в своих сочинениях, что изменения в производительных силах и вызванные ими изменения в производственных отношениях людей влекут за

Разработка марксистского учения об идеологии
Плеханов подверг острой критике идеалистические теории о том, что право, философия и другие идеологии развиваются путем «филиации независимо от экономической жизни общества, выступал также против э

Разработка проблем эстетики
В трудах, посвященных проблемам эстетики («Письма без адреса», «Искусство и общественная жизнь» и др.), Плеханов применял Марксову теорию историче­ского материализма к эстетике, ярко и убедительно

Плеханов о проблемах истории философии
Считая важной задачей истории философской науки выяснение зависимости философской мысли в конечном счете от экономических отношений и боры классов, Плеханов видел специфическую роль истории философ

Место Плеханова в истории марксистской философии
Марксистские философские работы Плеханова помогали защите материалистического мировоззрения и способствовали его распространению в условиях предреволюционной эпохи. Но Плеха­нов не мог поднять и не

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Во второй половине XIX в. упадок буржуазной фи­лософской мысли продолжается: будучи неравномер­ным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает тен­

Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер
Во второй половине XIX в. позитивизм в его первой форме, представленный в работах Копта, Милля, Спен­сера, становится наиболее влиятельным течением бур­жуазной философии. Капитализм нуждается в ест

Механистический эволюционизм Спенсера
Краеугольным принципом всего научного познания Спенсер считает положение о неуничтожимости вещества, имея в виду при этом неуничтожимость силы. Понятие силы первоначально истолковывалось Спенсером

Органическая» теория общества и понимание социальной эволюции
Идея эволюции, в общей форме теория общества, разработанная Спенсером в главном его философском труде «Основные начала», была им распространена на области биологии, психологии, социологи

Позитивизм Маха
Как и все позитивисты, Мах выступает с неосновательной претензией очистить естественнонаучное мышление от «метафизики» с ее «мнимыми проблемами». Он утверждает, что стоит на почве опыта и чт

Эмпириокритицизм Авенариуса
Р. Авенариус, так же как и Мах, признал коренным принципом теоретического мышления экономию силы. Философия рассматривалась Авенариусом как мышление о всей совокупности данных опыта по принц

Конвенционализм Пуанкаре
Философия эмпириокритицизма сыграла определенную роль в сознании той атмосферы, которая начала проникать в естествознание конца XIX в. Среди самих ученых — физиков и математиков — делаются попытки

Неокантианство
Неокантианство как философское течение оформи­лось в Германии в конце XIX — начале XX в. Оно полу­чило распространение в Австрии, Франции, России и других странах. Большинство неокантианце

Марбургская школа
Основателем первой школы был Герман Коген (1842-1918). В эту же школу входили Пауль Наторп, Эрнст Кассирер, К Форлендер, Рудольф Штаммлер и др. Так же как и позитивисты, неокантиан

Баденская школа
.В отличие от марбургской школы неокантианства представители ба-денской школы вели более прямую и открытую борьбу против научного социализма: буржуазное существо их учения выступает без псевдосоциа

Науки о природе и науки о культуре
Согласно Риккерту, естественные науки пользуются «генерализирующим «методом, состоящим в образовании общих понятий и в формулировке законов. Но в общих понятиях не содержится ничего индивидуального

Философия ценностей» как апология буржуазного общества
Согласно Виндельбанду и Риккерту, естествоиспытатель, создавая естественнонаучные понятия, может руководствоваться одним лишь формальным принципом обобщения. Историк же, занятый описанием единичных

Философия жизни». Ф. Ницше
Наряду с неокантианством и позитивизмом в буржуазной философской мысли последней четверти XIX в. все более усили­вается иррационалистическая струя, имеющая свои идейные истоки главным образом в фил

Иррационализм и скептицизм Ницше
  Основа жизни, по Ницше, — это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определен­ной воли — воли к власти.

Апология рабства
  Учение Ницше содержит и практические рецепты предотвращения катастрофы, ожи­дающей буржуазное общество. Ницше хорошо чувствует грозя­щую опасность, он предвидит, что «грядущему стол

Ф.М. Достоевский
Произведения Федора Михайловича Достоевского (1821 — 1881) пронизаны идеями гу­манизма, горячим сочувствием к «униженным и оскорбленным», протестом против социальной несправедливос

Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) не только гениальный художник слова, чьи произведения по праву составляют гордость русского народа и всего прогрессивного человечества, но

Философия В. С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев виднейший (1853—1900) — виднейший русский философ-идеалист. Он был сыном местного историка С.М.Соловьева. Первоначально В.Соловьев учился на физи

Неокантианство в России и его эволюция к мистике и богоискательству
В конце XIX — начале XX в России растет пролетарское движение в промышленных центрах и накапливается недовольство крестьянских масс в деревне, быстро назревают условия буржуазно-этической революции

Религиозно-мистическая философия
  Зарождение богоискателя-«веховца» Бердяева явилась одной из ранних разновидностей экзистенциализма. В работах «Новое религиозное сознание и общественность» (

Персонализм
Главными представителями субъективно-идеалистической философии персонализма в России были Лев Михайлович Лопатин (1855—1920), Алексей Александрович

Интуитивизм
Одно из реакционных идеалистических направлений в русской философии начала XX в. составлял религиозно-мистический интуитивизм, представителями которого были Н. О. Лосский, С. Л. Фран

Неогегельянство
Наиболее видными неогегельянцеми в России в разбираемый период были Борис Николаевич Чичерин (1828—1904), Николай Григорьевич Дебольский (18

Позитивизм в России
  Позитивизм в Россиибыл представлен Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818—1885), Вла­димиром Викторовичем Лесевичем

Марксистской философии
С конца XIX в. капитализм вступает в новую, выс­шую фазу своего исторического развития — в период империализма. Империализм характеризуется дальней­шим развитием производительных сил, концентрацией

Борьба В.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
Разработка В. И. Лениным проблем диалектического материализма была начата уже в первых его трудах, посвященных критике народничества. Эту критику Ленин не ограничивал рассмотрением и политических к

Развитие Лениным диалектического материализма
  Основной удар наносился по идеологии «легального марксизма» и зародившегося с неокантианством внутри социал-демократии на Западеи бернштейиианством. В. И. Ленин решительно

Ленин о практике и ее роли в познании
Вопрос, о роли практики в познании— один из наиболее важныхвопросов, получивших в «Материа­лизме и эмпириокритицизме» свое творческое развитие. Махисты на словах не отвергали роль практики

Ленин о диалектике как теории и методе познания.
Диалектика есть наука не только как теории и методе о внешнем мире, но и о человеческом познании; ее законы суть законы, общие для материального духовного мира; именно поэтому диалектика в

Исторического материализма
  Бурное развитие общественных процессов в эпоху империализма, обострение классовой борьбы, первая русская революция и революционные события в дру­гих странах, первая мировая война —

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги