Теория познания. Дальнейшее развитие сенсуализма - раздел Иностранные языки, КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ Продолжая Материалистические Традиции Хviii В., Фейербах Внес Значительный Вк...
Продолжая материалистические традиции ХVIII в., Фейербах внес значительный вклад в разработку материалистически-сенсуалистической теории познания. Прежде всего он решительно выступает против идеалистического третирования чувственного созерцания как чего-то низшего, поверхностного, далекого от истины. Реальный мир есть чувственно воспринимаемая действительность, следовательно, лишь благодаря чувственным восприятиям возможно его познание.
Фейербах категорически отрицает существование принципиально невоспринимаемых чувствами объектов» Чувственное восприятие, непосредственное по своей природе, может быть также опосредствованным, т. н давать косвенные свидетельства того, чего мы не видим, не слышим, не осязаем. «Итак, не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и дух, не только вещь, но и я составляют предметы чувств. Поэтому все является чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, то опосредствованно, если не обычными, грубыми чувствами, то изощренными, если не глазами анатома или химика, то глазами философа, поэтому совершенно законно эмпиризм усматривает источник наших идей в чувствах» (Л. Фейербах, Избранные философские произведения в двух томах, т. I, стр. 190). Фейербах выступает также против скептической, агностической критики чувственных восприятий, утверждая, что последние в силу своей непосредственной связи с вещами не обманывают нас,
В. И. Ленин высоко оценил известное положение Фейербаха о том, что органов чувств, которыми обладает человек, вполне достаточно для познания любых явлений (См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 52.). Однако Фейербах не мог обосновать это провозглашенное им положение, так как не знал, что способность человеческих органов чувств правильно и разносторонне отражать действительность есть результат их развития на протяжении тысячелетий. Ввиду этого приведенное положение представляет собой скорее глубокую догадку, чем вывод из теории развития, примененной к человеку. Недостаток фейербаховского понимания чувственного отражения заключается также и в том, что он не связывает чувственные представления с практической, материальной деятельностью. По этому поводу Маркс говорит: «Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т, 3, стр. 2.).
Не ограничиваясь характеристикой роли зрения, слуха и других чувств в познании внешнего мира, Фейербах указывает на познавательное значение всей эмоциональной жизни и деятельности человека. Но он не включает в свое понимание чувственной деятельности самого главного — изменения человеком природы, материального производства.
Ощущения человека качественно отличаются от ощущений животного; они далеко выходят за пределы непосредственных физиологических потребностей человека и имеют многообразное духовное, и в частности эстетическое, значение. Некоторые чувства у животных более остры, чем у человека, но это не противоречит положению об универсальности человеческих чувств, так как эти чувства у животных узкоспециализированы, в то время как человеческие чувства возвышаются до уровня духовного и, как говорит Фейербах, научного акта. Было бы неправильно, утверждает он, видеть причину отличия человеческих органов чувств от животных в том, что человек — разумное существо. Нет, если бы человек не отличался от животного в ощущении, то он не отличался бы от него и в мышлении, «Ощущение у животного животное, у человека — человеческое» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах, т. I, стр. 231). В этом положении не содержится объяснения качественного отличия человеческого восприятия мира от животного, поскольку Фейербах не понимает истинных причин превращения человекоподобной обезьяны в человека. И все же его указание на качественное своеобразие чувственного отражения внешнего мира человеком имеет большое принципиальное значение для обоснования сенсуалистической теории познания.
Высокая оценка чувственного познания и критика спекулятивного рассудка, пренебрегающего чувственными данными, не означает, что Фейербах не признает особой познавательной функции теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления — собирать, сравнивать, различать, классифицировать чувственные данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. «Чувствами, — пишет он, — читаем мы книгу природы, но понимаем ее не чувствами» (Там же, стр. 271). Мышление судит о чувственно воспринимаемых фактах, оценивает, анализирует и объясняет их. Фейербах понимает, что в отличие от чувственного отражения внешнего мира мышление носит опосредствованный характер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда может быть объектом непосредственного восприятия. Как же устанавливается истинность наших понятий, их соответствие объективной действительности? Путем сопоставления понятий, теоретических выводов с чувственными данными. Таким образом, чувственное созерцание оказывается у Фейербаха критерием истинности мышления. Это значит, что мышление должно согласоваться с чувственными восприятиями. Однако такое согласование далеко не всегда возможно, поскольку человек с помощью мышления познает и то, чего уже нет (прошлое), и то, чего еще нет (будущее). Отношение между мышлением и чувственным отражением мира носит диалектически противоречивый характер, чего не замечает Фейербах. Правильно подчеркивая единство ощущений и мышления в процессе познания, он не видит, что переход от чувственного отражения внешнего мира к его отражению в абстрактном теоретическом мышлении, в понятиях, категориях науки носит сложный скачкообразный, характер. Проблема категорий, занимавшая столь значительное место в философии Канта и Гегеля, по существу его не интересует. Мало привлекают его внимание и логические проблемы. Глубокая гегелевская идея; о движении теоретического мышления от абстрактного к конкретному, о возможности конкретного в абстрактном осталась ему чуждой.
Подвергая критике мышление, отрывающееся от своей чувственной основы, Фейербах не увидел связи теоретического познания с практикой. Он, правда, иногда говорит о практике и даже пытается включить ее в процесс познания, утверждая, например, что практика разрешает вопросы, которые не может решить теория. Но у него нет научного понимания практики. Материальная практика представляется ему чем-то чуждым и даже враждебным философии и теоретическому мышлению вообще. И все же поставленный Фейербахом вопрос о решающей роли чувственной деятельности в процессе познания в зародыше содержал возможность правильного решения этой коренной гносеологической проблемы
Социологические и этические воззрения Фейербаха — наименее разработанная и оригинальная часть его учения. Как и все домарксовские материалисты, Фейербах не смог материалистически понять социальную жизнь, общественное сознание, следовательно, и нравственность. Правда, он выступает против религиозно-идеалистического истолкования общественной жизни. Но это не приводит его к материалистическому пониманию истории, поскольку на место представления о мистических движущих силах истории он ставит человеческие чувства и страсти, т. е. нечто хотя и вполне реальное, но не материальное. Религиозно-идеалистическому истолкованию всемирной истории Фейербах противопоставляет натуралистическую концепцию, исходный пункт которой составляет антропологическая характеристика человеческой чувственности как главной и определяющей силы поведения каждого индивида и общества в целом.
Отвергая кантовское представление об априорном, предшествующем чувственности и независимом от нее категорическом императиве, Фейербах утверждает, что человек действует по велению чувственности. Формы чувственности многообразны: это любовь к жизни, стремление к счастью, эгоизм, интерес, потребность удовлетворения чувственной человеческой природы, удовольствие в самом широком смысле этого слова и т. д. Следуя своему природному влечению к счастью, человек тем самым следует необходимости и вместе с тем поступает свободно. Действительная свобода невозможна вне времени и пространства, вне отношения к чувственно воспринимаемым вещам. Поэтому несостоятельно и гегелевское представление о свободе как сущности мышления: «Только чувственная свобода есть истина свободы духовной, только стремление к счастью связывает свободу с необходимостью, т. е. делает необходимые акты желаемыми, свободными. Когда человек действует свободно? Лишь тогда, когда он действует с необходимостью» ( L, Feuerbach. Samtlkhe Werke, Bd.V, S. 227.). Это фейербаховское определение свободы в основных своих чертах совпадает с точкой зрения Спинозы. Но в отличие от Спинозы Фейербах подчеркивает интеллектуальное значение чувственной жизни индивида, в то время как для Спинозы свобода в значительной мере означала господство разума над чувствами.
Отвергая гегелевское идеалистическое понимание свободы, Фейербах не замечает, однако, рационального в гегелевской постановке вопроса об историческом развитии свободы. Для Фейербаха свобода — это единство человека с условиями, в которых проявляется его сущность. Птица свободна в воздухе, рыба — в воде, человек свободен там и тогда, где и когда условия его жизни позволяют ему удовлетворять его естественное стремление к счастью, к реализации своих способностей. Абстрактная, натуралистическая фейербаховская концепция человеческой свободы аналогична требованию буржуазных просветителей привести условия человеческой жизни в соответствие с человеческой природой, сделать эти условия человечными.
Антропологическая концепция в социологии носит отчетливо выраженный буржуазно-демократический характер; главное в ней — признание антропологического единства всех людей. Если все люди от природы равны, то сословные и всякие иные привилегии противоречат человеческой природе и должны быть отвергнуты. Конечно, такое понимание равенства так же ограниченно, как и буржуазно-демократическое понимание свободы. Фейербах почти не интересуется реальной социально-экономической структурой общества, при которой один класс господствует над другим, не видит связи между угнетением и эксплуатацией, с одной стороны, и частной собственностью — с другой.
Рассматривая человека как природное существо, Фейербах стремится в рамках буржуазного общества выявить естественные условия человеческого существования, т. е. такие условия, которые позволяют индивиду более или менее беспрепятственно осуществлять свое стремление к счастью. При этом Фейербах приходит к выводу, что «все вещи — за исключением противоестественных случаев — охотно находятся там, где они есть, и охотно являются тем, что они есть», Этот фейербаховский вывод, как отмечал Энгельс, содержит в себе независимо от намерений самого философа апологию буржуазного общества.
Субъективно Фейербах, конечно, был далек от того, чтобы оправдывать нищету и эксплуатацию трудящихся. Он глубоко верил в возможность уничтожения нищеты и бесправия. Он даже называл себя коммунистом, не вкладывая, впрочем, в понятие коммунизма определенного социально-политического содержания. И тем не менее объективно Фейербах не может, подняться выше буржуазно-демократических представлений об обществе. Как подчеркивают Маркс и Энгельс, он «не дает критики теперешних жизненных отношений, никогда не достигает понимания чувственного мира как совокупной, живой, чувственной деятельности составляющих его индивидов и вынужден поэтому, увидев, например, вместо здоровых людей толпу золотушных, надорванных работой и чахоточных бедняков, прибегать к «высшему созерцанию» и к идеальному,, «выравниванию в роде», т. е. снова впадать в идеализм как раз там, где коммунистический материалист видит необходимость и вместе с тем условие преобразования как промышленности, так и общественного строя» ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 44,).
Идеализм Фейербаха в понимании общественной жизни особенно обнаруживается в том, что он пытается построить свои социологические гуманистические воззрения на чисто этической основе. Подобно французским материалистам XVIII в. он полагает, что разумный эгоизм, т. е. правильно понятый интерес каждого отдельного человека, в конечном счете, совпадает с общественным интересом, и, следовательно, между ними нет и не должно быть никакого конфликта. Но если эгоизм и альтруизм образуют антропологическое единство (без эгоизма, говорит Фейербах, у тебя нет головы, а без альтруизма у тебя нет сердца), то любовь становится средством осуществления гармонического сообщества. Любящий человек не может быть счастлив в одиночку, его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит.
Таким образом, природа истинного счастья такова, что она делает счастливыми всех, она не требует никакого отречения или противопоставления долга- чувству. Все трудности, которые, по мнению Канта и Гегеля, встают на пути осуществления требований морали, с точки зрения Фейербаха, по сути дела не существуют. «...Любовь,— писал по этому поводу Энгельс,— везде и всегда является у Фейербаха чудотворцем... и это в обществе, разделенном на классы с диаметрально противоположными интересами! Таким образом из его философии улетучиваются последние остатки ее революционного характера и остается лишь старая песенка: любите друг друга, бросайтесь друг другу в объятия все, без различия пола и звания,— всеобщее примирительное опьянение!» (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 298).
Поскольку любовь рассматривается как сущность и цель человеческой жизни, постольку именно в любви Фейербах видит решающую силу общественного и, в частности, нравственного прогресса. Этический оптимизм Фейербаха неизбежно сталкивается с противоречащими ему фактами истории и повседневной действительности. И Фейербах пытается возвыситься над этими фактами с помощью своего идеализированного представления о тождестве индивидуальной сущности человека с его родовой сущностью.
В период революции 1848 г. Фейербах говорил, обращаясь к своим слушателям — студентам и рабочим: «Где начинается в истории новая эпоха? Всюду лишь там, где против исключительного эгоизма нации или касты угнетенная масса или большинство выдвигает свой вполне законный эгоизм, где классы людей или целые нации, одержав победу над высокомерным чванством господствующего меньшинства, выходят из жалкого и угнетенного состояния пролетариата на свет исторической и славной деятельности. Так и эгоизм ныне угнетенного большинства человечества должен осуществить и осуществит свое право и начнет новую эпоху истории». Приводя это положение Фейербаха, В. И. Ленин отмечает: «Зачаток исторического материализма, ср. Чернышевский» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 58). В другом месте своего конспекта «Лекций о сущности религии» В. И. Ленин приводит следующее утверждение немецкого материалиста: «Имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический». Ленин оценивает эту мысль Фейербаха как «зачаток исторического материализма!» (Там же, стр. 57). Если бы Фейербах понял, что антропологическое единство человеческого рода не исключает существенного значения исторически возникших социальных различий, если бы он сделал предметом своего исследования эти различия, а следовательно, и «социальный эгоизм», интересы противоположных классов, то он, конечно, преодолел бы антропологическую концепцию. Но, оставаясь на позициях антропологизма и буржуазной демократии, Фейербах, естественно, не мог развить те отдельные, близкие к материалистическому пониманию истории идеи, которые он высказывал. Более того, он стремился антропологически обосновать эти свои положения, что отнюдь не способствовало их дальнейшему развитию, углублению. Так, он говорит: «Во дворце мыслят иначе, чем в хижине, низкий потолок которой как бы давит на мозг. На вольном воздухе мы иные люди, чем в комнате; теснота сдавливает, простор расширяет сердце и голову» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах, т. I, стр. 224.). Такое натуралистическое, антропологическое «объяснение» коренной противоположности между социальными «верхами» и эксплуатируемыми «низами» по существу смазывает эту противоположность.
В целом исторически прогрессивное значение социологических и этических воззрений Фейербаха состоит в отрицании идеалистически-религиозной концепции общества и морали. Фейербах подверг уничтожающей критике попытки идеалистов и теологов «обосновать» с помощью религии принципы буржуазного права и морали. Подобно французским материалистам XVIII в. он считал, что религия не может быть основой ни права, ни морали: «Где мораль утверждается на теологии, а право — на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах, т. П, стр. 312.). Вместе с религиозным «обоснованием» права и нравственности он отбрасывал и лицемерный этический ригоризм, противопоставляющий нравственное, справедливое реальным, естественным человеческим потребностям. Мораль бессильна против человеческой природы, говорил Фейербах, указывая на относительность моральных установлений и осмеивая абсолютное противопоставление добродетели пороку. Нет влечений, чувственных потребностей, которые были бы порочны сами по себе, по своей природе, как нет первородного греха; наши пороки — это неудавшиеся добродетели; они стали бы добродетелями, если бы условия человеческой жизни больше соответствовали требованиям человеческой природы.
Социально-политические воззрения Фейербаха представляют собой теоретическое обоснование буржуазной демократии и явно не свободны от буржуазно-демократических иллюзий. Тот «естественный» и «нормальный» человек, о котором он постоянно говорит, видя в нем человека будущего, свободного от всего того, что уродует человеческую индивидуальность,— этот абстрактный, внеклассовый, чисто антропологически характеризуемый субъект в конечном итоге остается идеализированным человеком буржуазного общества. «...Чтобы перейти от фейербаховского абстрактного человека к действительным, живым людям, необходимо было — указывает Энгельс,— изучать этих людей в их исторических действиях. А Фейербах упирался против этого, и потому не понятый им 1848 год означал для него только окончательный разрыв с действительным миром, переход к отшельничеству. Виноваты в этом главным образом все те же немецкие общественные отношения, которые привели его к такому жалкому концу.
Но шаг, которого не сделал Фейербах, все-таки надо было сделать. Надо было заменить культ абстрактного человека, это ядро новой религии Фейербаха, наукой о действительных людях и их историческом развитии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 299). Решение этой задачи, непосильное Фейербаху как буржуазному мыслителю, стало возможным с позиций марксизма. Однако Фейербах оказал значительное влияние на Маркса и Энгельса в период формирования их философских воззрений.
Философией Фейербаха завершается развитие немецкой буржуазной классической философии, историческое значение которой состояло в том, что она разработала, правда на идеалистической основе, систему диалектического миропонимания и метода. Именно поэтому немецкая классическая философия стала одним из теоретических источников марксизма и его философии – диалектического и исторического материализма.
Все темы данного раздела:
Л. ФЕЙЕРБАХА
Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающаяся историческая заслуга состояла в том, что он подверг глубокой критике идеализм Канта, Гегеля и други
Разложение буржуазией гегелевской философской школы
Углубление противоречий между буржуазией и господствующими феодальными сословиями нашло свое отражение в разложении гегелевской философской школы. Противоречие между методом и сист
Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
Людвиг Фейербах (1804—1872) родился в семье известного немецкого юриста. Вначале Фейербах хотел посвятить себя богословию и с этой целью в 1823 г. поступил на богословский ф
Критика идеалистической философии
Фейербах — блестящий критик идеалистической философии. Он убедительно опровергает выдвинутое против материализма обвинение в «некритическом», догматическом отношении к показаниям органов чувств, к
Критика религии
Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни. Его антропологическое понимание сущности религии представляет собой дальнейшее развитие и углубление буржуазного атеизма. Уже материали
Материалистическое понимание природы
Основа философской антропологии Фейербаха — материалистическое учение о природе. В противоположность идеализму и религии Фейербах учит, что природа есть единственная реальность, а человек — ее вы
И их борьба против идеализма
После подавления восстания декабристов и жестокой расправы над его участниками в России на долгие годы установилась политическая реакция, прилагавшая отчаянные усилия, чтобы заглушить ростки освоб
Идеология крепостнической реакции
Идеологами крепостнического лагеря были С. С. Уваров, М. П. Погодин, С. П. Шевырев и др. Они проповедовали откровенно реакционные политические и религиозно-мистические идеи, направленные на оп
Славянофилы
Наряду с официальной идеологией крепостнического лагеря с 40-х годов в русской общественной мысли существовало славянофильское течение. Его виднейшие представители: Алексей Степано
Дворянские просветители
В идейной борьбе 30—40-х годов видное место принадлежало дворянским просветителям Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794—1856), Николаю Владимировичу Станкевичу
Помещичье-буржуазные либералы
В 40—60-х годах XIX в. в России формируется идеология помещичье-буржуазного либерализма. Идеологами либерализма в России активно выступалиВасилий Петрович Боткин (1811—1869
Формирование и развитие революционного демократизма в России
Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и других выдающихся деят
В. Г. Белинский. Формирование его мировоззрения и деятельность
Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) вышел из среды разночинцев. Учился в Чембарском уездном училище и в Пензенской гимназии, затем в Московском униве
Философские и социологические воззрения Белинского
Логика борьбы с самодержавием, крепостничеством и их религиозно- мистической идеологией приводит Белинского в начале 40-х годов
в лагерь материализма и атеизма. Известную р
Эстетические воззрения Белинского
Выдающейся заслугой Белинского была новая постановка им вопроса об искусстве и его общественном назначении, о литературе и ее роли в общественной жизни. В годовых обзорах русской литературы за 1846
Александр Иванович Герцен (1812—1870) и Николай
Платонович Огарев (1813—1877) на протяжении всей жизни выступали как единомышленники, продолжатели дела Радищева и декабристов. Они были выдающимися проповедниками революцио
Философский материализм Герцена и Огарева
В начале 40-х годов Герцен, а впоследствии и Огарев становятся на позиции философского материализма и атеизма, начинают вести борьбу с идеализмом и мистицизмом в философии и естествознании. В фо
Диалектика – алгебра революции
Герцен и Огарев были диалектиками. Они высоко ценили диалектику Гераклита, Аристотеля, Бруно и особенно Гегеля, диалектические идеи, добытые естествознанием. Природа рассматривалась ими как вечный
Философские и социологические взгляды петрашевцев
Важную роль в развитии философской и общественно-политической мысли в России сыграли последователи Белинского и Герцена, члены кружка петрашевцев Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский
Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — идейный вдохновитель и вождь российского революционно-демократического движения 50—60-х годов XIX в., воинствующий философ-мат
Философский материализм
Чернышевский последовательно отстаивал и развивал материалистическое направление в философии. Его труды «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), «Очерки гоголе
Диалектика
Вслед за Белинским и Герценом Чернышевский продолжал разрабатывать и развивать диалектику. Диалектику Гегеля он считал важнейшим завоеванием философской науки нового времени, острым оружием в бор
Эстетика
В эстетике Чернышевский развивал сформулированные Белинским прин ципы народности, общественного назначения и идейности искусства. Острой критике подвергал он идеалистическую теорию «чистого искус
Социологические идеи
Социологические воззрения Чернышевского, как и других революционных демократов, были проникнуты историческим оптимизмом. Он глубоко верил в то, что, несмотря ни на какие препятствия, зигзаги и даж
Н.А. Добролюбов
Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) был идейным
соратником Чернышевского, глубоким мыслителем-материалистом и блестящим литературным критиком. Родился
Философские идеи
Продолжая материалистическую традицию в России, Добролюбов подвергал критике идеалистические, агностические и дуалистические теории в науке. Он отвергал отрыв идеалистами сознания от материальной
Социологические идеи
Социологические идеи Добролюбова развивались в том же русле, что и у Чернышевского. Он признавал, что в обществе имеются «неизменные законы исторического развития», не зависящие от воли отдельных
Эстетика
Принципы философского материализма и диалектики Добролюбов мастерски применил в эстетике и литературной критике. Труды Добролюбова проникнуты духом борьбы за реализм и народность, за высокую идейн
Писарев Д.И., Шелкунов Н.В., Антонович И.А
К числу выдающихся мыслителей революционно-демократического лагеря принадлежал Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868). Не заурядными мыслителями-материалистам
Философские и социологические воззрения революционных народников
В конце 60-х — начале 70-х годов XIX в. в России складывается идеология революционного народничества, предтечами которого были Герцен, Огарев, Чернышевский и другие революционные демократы. Главным
П.Л. Лавров
Петр Лаврович Лавров (1823—1900) — один из виднейших деятелей и теоретиков русского революционного народничества. В конце
П.Н. Ткачев
Виднейшим народником заговорщического направления был Петр Никитич Ткачев (1844—1885). В годы 1862—1871 за участие в освободительном движении Ткачев несколько раз подверга
М. А. Бакунин
Главным идеологом народников-анархистов былМихаил Александрович Бакунин (1814—1876). Бакунин принимал участие в кружке Станкевича, дружил с Белинским, Герценом. В 1840 г. у
Украина
ХIХ век ознаменовал новый этап в развитии передовой культуры украинского народа. В борьбе против крепостничества и царизма возникло революционно-демократическое направление общественной мысли. Пр
Белоруссия и Литва
Видным представителем передовой общественной мысли и руководителем освободительной борьбы крестьянства в Белоруссии был Константин (Кастусь) Калиновский (1836—1864), мирово
Армения
Во второй половине XIX в. под влиянием передовой русской культуры в Закавказье развивается материалистическая философия. Наиболее выдающимися представителями ее были М. Л. Налбандян (Армения), И.
Азербайджан
Почти одновременно с Налбандяном и Чавчавадзе выступил М. ф. Ахундов — выдающийся писатель, просветитель-демократ, основоположник материализма и атеизма в Азербайджане.
Средняя Азия
Под влиянием передовой русской культуры в Средней Азии, самой отсталой тогда окраине царской России, возникает новое течение общественной мысли — просветительство. В противовес представителям реак
Казахстан
Видными казахскими мыслителями во второй половине XIX в. были, ученый Чокан Валиханов (1835—1865) и выдающийся поэт-просветитель Абай Кунанбаев (1845
Латвия и Эстония
Присоединение Латвии и Эстонии к России в ХУ111 в. сыграло прогрессивную роль в исторических судьбах прибалтийских народов. Оно создало условия для развития экономики и национальной демократическо
Восточной Европы в XIX в.
Значительный вклад в развитие домарксистской философской и социологической мысли XIX в. наряду с передовыми мыслителями народов СССР внесли прогрессивные философы, особенно революционно-демократи
Польские мыслители
Одной из идейных предпосылок ХУ111 –Х1Х вв. Одной из идейных предпосылок развития передовой польской мысли
был материализм польских просветителей конца XVIII — начала XIX в
Болгарские мыслители.
Болгария в середине XIХ века находилась под пятой султанской Турции. Болгарский народ отвечал на зверское угнетение иноземцев стихийными крестьянскими восстаниями. В начале 70-х годов в стране скл
Сербские мыслители
Наиболее крупным революционно-демократическим мыслителем южнославянских народов в XIX в. был выдающийся писатель и критик Светозар Маркович (1846—1875). Свою деятельность о
Венгрия
В Венгрии выдающимися революционными мыслителями середины и второй половины XIX в. были поэт Шандор Петефи (1823—1849) и Михай Танчич (1799—1884), а
Румыния
В Румынии революционно-демократические взгляды развивал Николае Бэлческу (1819—1852)—автор книги «Экономический вопрос в Дунайских княжествах» и других социально-экономи
Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
С середины XIX в. феодальный Китай начал превращаться в полуколонию. Усиление в Китае влияния иностранных держав и предательская политика маньчжурской династии вызвали резкое недовольство передо
НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Буржуазно-демократические революции 1848 г. показали, что либеральная буржуазия становится контрреволюционным классом. Рабочий класс, выступавший до этого против дворянства и абсолютизма, в ходе
Иррационалистический рационализм Шопенгауэра
Одним из первых крупных представителей буржуазного иррационализма был немецкий философ Aртур Шопенгауэр (1788—1860). Сын банкира, Шопенгауэр получил среднее образование в Ан
Религиозный карьеризм Кьеркегора
Вторым видным мыслителем, отражавшим начинающийся упадок буржуазной философии, был датский писатель-философ Серен Кьеркегор (1813—1855). При жизни он был поч
Позитивизм О. Конта
Видным представителем позитивизма во Франции стал Огюст Конт (1798—1857). В молодости он был учеником великого утопического социалиста Сен-Симона, отдельные
Учение Конта о познании и о науке
Учение Конта о познании также Учение Конта идеалистично и изобилует противоречиями Подобно Юму, он считал, что ум человека способен познать одни лишь явления, т. е. стоял на точке з
Закон» трех стадий исторического развития
Обоснование всей философской системы Конта дано в его учении о трех стадиях развития человеческого мышления и познания: 1) «теологической», 2) «метафизической» и 3) «позитивной». На «теологической
Социологические воззрения Конта
Социология Конта не только теоретически самая слабая, но и политически наиболее реакционная часть его учения. Конт начинает собой длинный ряд буржуазных социологов-позитивистов XIX в., которые пыт
Исторические корни и теоретические источники марксизма
Величайшее идейно-политическое событие XIX в. — возникновение марксизма, научной идеологии рабочего класса.
Главное в марксизме —учение о всемирно-исторической миссии пролетариата, о дикт
Теоретические источники марксизма
Буржуазные критики марксизма обычно пытаются представить учение Маркса и Энгельса в виде нигилистического отрицания всего предшествующего развития общественной мысли. На самом же д
Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса
Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение примерно одного десятилетия— с конца 30-х до конца 40-х годов. Это процесс формирования философских взг
От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
Первым научным произведением молодого Маркса была его докторская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», защищенная в 1841 г. В этом труде Маркс стоит е
Критика мелкобуржуазного социализма
Исходя из материалистического понимания истории, Маркс и Энгельс выступают против немецкого социализма, представители которого именовали себя «истинными социалистами». «Истинные социалисты» (М. -Ге
Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом
Изучение исторических условий, теоретических источников и естественнонаучных предпосылок возникновения марксизма, рассмотрение моментов процесса формирования философии марксизма дают возможность к
Исторические условия развития марксизма в 1848—1871 гг.
Новый период развития марксизма, непосредственно следующий за периодом его возникновения, начинается с буржуазно-демократических революций 1848 г. и заканчивается Парижской коммуной, которая нанес
Важнейшие социологические идеи, обобщающие опыт революций 1848 г.
Теоретически обобщая общественно-исторический опыт и опыт рабочего движения в особенности, Маркс и Энгельс конкретизировали, обогащали новыми положениями свое учение. В 1848—1852 гг. Маркс и Энгел
Развитие диалектического материализма в экономических трудах К. Маркса 50—60-х годах
В послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» Маркс следующим образом характеризует противоположность своего метода идеалистической диалектике Гегеля: «Мой диалектический метод по своей
Диалектико-материалистическая постановка проблемы закона
Для Гегеля, сводившего движущие силы развития к познанию, к мышлению как деятельности некоего абсолютного субъекта — «абсолютной идеи», или бога, проблема закона развития фактически не сущес
Основные законы материалистической диалектики
Вскрывая специфические законы экономического развития капитализма Маркс обогащает вместе с тем и общее понятие закона, в том числе и научное понимание наиболее общих законов развити
Общественной жизни
Новым вкладом в марксистское учение о решающей роли труда как в производства антропологическом становлении человека, так и в его последующем общественной жизни было классическое положение Маркса об
Экономическая структура общества. Базис и надстройка
Из всей совокупности общественных отношений Маркс и Энгельс выделяют первоначальные, основные — производственные отношения, определяющие все другие общественные связи между людьми
Коммунистическая общественно- экономическая формация
Применяя метод исторического материализма к исследованию не только капиталистического общества, но будущему общественному строю, предпосылки которого складываются в условиях капитализма, Маркс гени
Категории исторического материализма
Разрабатывая исторический материализм как теорию и метод исследования общественно-исторического процесса, Маркс и Энгельс, с одной стороны, выявляют наиболее общие законы обществе
РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА МАРКСОМ И ЭНГЕЛЬСОМ ПОСЛЕ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
Парижская коммуна знаменовала новый период мировой истории — период перерастания промышленного капитализма в империализм. На путь интенсивного капиталистического развития вступают Германия, Росси
Диалектика природы» Энгельса
В 70—80-е годы XIX в. основоположники марксизма доказали, что философских проблем диалектический материализм - единственная философия, способная творчески осмыслить достижения естествознания второй
Основные формы движения материи и их взаимосвязь
Утверждая в «Анти-Дюринге» тезис о материальном единстве мира, Энгельс особо подчеркнул, что единство доказывается «длинными и трудным развитием философии и естествознания» (К. Маркс и Ф. Энгельс.
Качественная неуничтожимость материи и движения
Открытие закона сохранения превращения энергии создало основу для дальнейшего развития термодинамики и статистической физики. В 60-е годы немецкий физик Р. Клаузиус формулирует второй закон термо
Скачок от животного мира к человеческому обществу
Важнейший вклад в диалектическую теорию развития природы внес Энгельс своим исследованием великого скачка в поступательном развитии природы на Земле — перехода от обезьяны к человеку.
В «
Истории естествознания
В эти же годы Маркс и Энгельс занимаются философскими проблема ми математики. Энгельс усматривал специфику математики как науки в том, что она отражает не какую-либо одну качественно определенную
Развитие исторического материализма
Глубокий научный анализ превобытнообщинного строя был дан в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), анализ дал возможность выяснить генезис многих обществе
Учение о базисе и надстройке
Если в предыдущий периодосновоположники марксизма, ведя борьбу против идеалистического понимания истории, главное внимание обращали на разработку вопроса о зависимости политики и идеологии от спосо
В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАМ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
После поражения Парижской коммуны наступил период относительного затишья в развитии рабочего движения. Внутри социалистических партий возникает оппортунистическое течение — ревизионизм, борьба про
Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма
Поль Лафарг (1842—1911) — один из виднейших революционеров, руководителей французского и международного рабочего движения, в течение многих лет был связан у
Пропаганда Ф. Мерингом идей марксистской философии и критика им буржуазной философии
Франц Meринг (1846—1919) к социал-демократии пришел в конце 80-х годов из лагеря буржуазной демократии. Он был видным публицистом, пропагандистом и теоретико
Д. Благоев
Дмитрий Благоев (1855—192.4) - основатель марксистской партии в Болгарии, выдающийся мыслитель, труды которой положили начало распространению марксизма в этой стране.
Исторические предпосылки распространения марксизма в России
В 60—90-е годы XIX в. Россия стала капиталистической страной. За 25 лет, с 1866 по 1890 г., число фабрик и заводов в России выросло с 2,5—3 тыс. до 6 тыс., а количество рабочих увеличилось более ч
Жизнь и деятельность Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов родился в 1856 г. в семье мелкопоместного дворянина. В 1875 г. он, будучи студентом Горного института в Петербурге, примкнул к революционно-народниче
Критика идеализма и субъективной социологии народников
В первых же марксистских работах Плеханова — «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) и других — была дана острая и убедительная критика идеологии народни
Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России
Применив принципы диалектического и исторического материализма к анализу общественной жизни РОССИИ, Плеханов сделал следующие важные для российского революционного движения выводы:
«1)
Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
Особенно важное значение пропаганды и защиты диалектико-материалистического мировоззрения имели работы Плеханова 1898—1902 гг., направленные против неокантианской ревизии марксизма:
Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
В своих трудах 1883—1903 гг., борясь с ревизионизмом, Плеханов выступает как горячий поборник материалистической диалектики, которую он представляет как аналог объективного мира, отражение объекти
Критика махизма и других идеалистический течений XX в.
Плеханов, выступив в 1882 — 1883 гг. как воинствующий материалист в философии, активно боролся за научное материалистическое мировоззрение в рабочем движении, особенно в период до 1903 г., до перех
Слабые стороны и ошибки в философских взглядах Г.В. Плеханова
Плеханов отстаивал научно-материалистическое мировоззрение марксизма в борьбе с буржуазной философией и ревизионизмом. Но в его работах, особенно в меньшевистский период деятельности (1904—1917 гг
Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории
Вслед за Марксом и Энгельсом,Плеханов показывает в своих сочинениях, что изменения в производительных силах и вызванные ими изменения в производственных отношениях людей влекут за
Разработка марксистского учения об идеологии
Плеханов подверг острой критике идеалистические теории о том, что право, философия и другие идеологии развиваются путем «филиации независимо от экономической жизни общества, выступал также против э
Разработка проблем эстетики
В трудах, посвященных проблемам эстетики («Письма без адреса», «Искусство и общественная жизнь» и др.), Плеханов применял Марксову теорию исторического материализма к эстетике, ярко и убедительно
Плеханов о проблемах истории философии
Считая важной задачей истории философской науки выяснение зависимости философской мысли в конечном счете от экономических отношений и боры классов, Плеханов видел специфическую роль истории философ
Место Плеханова в истории марксистской философии
Марксистские философские работы Плеханова помогали защите материалистического мировоззрения и способствовали его распространению в условиях предреволюционной эпохи. Но Плеханов не мог поднять и не
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Во второй половине XIX в. упадок буржуазной философской мысли продолжается: будучи неравномерным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает тен
Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер
Во второй половине XIX в. позитивизм в его первой форме, представленный в работах Копта, Милля, Спенсера, становится наиболее влиятельным течением буржуазной философии. Капитализм нуждается в ест
Механистический эволюционизм Спенсера
Краеугольным принципом всего научного познания Спенсер считает положение о неуничтожимости вещества, имея в виду при этом неуничтожимость силы. Понятие силы первоначально истолковывалось Спенсером
Органическая» теория общества и понимание социальной эволюции
Идея эволюции, в общей форме теория общества, разработанная Спенсером в главном его философском труде «Основные начала», была им распространена на области биологии, психологии, социологи
Позитивизм Маха
Как и все позитивисты, Мах выступает с неосновательной претензией очистить естественнонаучное мышление от «метафизики» с ее «мнимыми проблемами». Он утверждает, что стоит на почве опыта и чт
Эмпириокритицизм Авенариуса
Р. Авенариус, так же как и Мах, признал коренным принципом теоретического мышления экономию силы. Философия рассматривалась Авенариусом как мышление о всей совокупности данных опыта по принц
Конвенционализм Пуанкаре
Философия эмпириокритицизма сыграла определенную роль в сознании той атмосферы, которая начала проникать в естествознание конца XIX в. Среди самих ученых — физиков и математиков — делаются попытки
Неокантианство
Неокантианство как философское течение оформилось в Германии в конце XIX — начале XX в. Оно получило распространение в Австрии, Франции, России и других странах.
Большинство неокантианце
Марбургская школа
Основателем первой школы был Герман Коген (1842-1918). В эту же школу входили Пауль Наторп, Эрнст Кассирер, К Форлендер, Рудольф Штаммлер и др. Так же как и позитивисты, неокантиан
Баденская школа
.В отличие от марбургской школы неокантианства представители ба-денской школы вели более прямую и открытую борьбу против научного социализма: буржуазное существо их учения выступает без псевдосоциа
Науки о природе и науки о культуре
Согласно Риккерту, естественные науки пользуются «генерализирующим «методом, состоящим в образовании общих понятий и в формулировке законов. Но в общих понятиях не содержится ничего индивидуального
Философия ценностей» как апология буржуазного общества
Согласно Виндельбанду и Риккерту, естествоиспытатель, создавая естественнонаучные понятия, может руководствоваться одним лишь формальным принципом обобщения. Историк же, занятый описанием единичных
Философия жизни». Ф. Ницше
Наряду с неокантианством и позитивизмом в буржуазной философской мысли последней четверти XIX в. все более усиливается иррационалистическая струя, имеющая свои идейные истоки главным образом в фил
Иррационализм и скептицизм Ницше
Основа жизни, по Ницше, — это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли — воли к власти.
Апология рабства
Учение Ницше содержит и практические рецепты предотвращения катастрофы, ожидающей буржуазное общество. Ницше хорошо чувствует грозящую опасность, он предвидит, что «грядущему стол
Ф.М. Достоевский
Произведения Федора Михайловича Достоевского (1821 — 1881) пронизаны идеями гуманизма, горячим сочувствием к «униженным и оскорбленным», протестом против социальной несправедливос
Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) не только гениальный художник слова, чьи произведения по праву составляют гордость русского народа и всего прогрессивного человечества, но
Философия В. С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев виднейший (1853—1900) — виднейший русский философ-идеалист. Он был сыном местного историка С.М.Соловьева. Первоначально В.Соловьев учился на физи
Неокантианство в России и его эволюция к мистике и богоискательству
В конце XIX — начале XX в России растет пролетарское движение в промышленных центрах и накапливается недовольство крестьянских масс в деревне, быстро назревают условия буржуазно-этической революции
Религиозно-мистическая философия
Зарождение богоискателя-«веховца» Бердяева явилась одной из ранних разновидностей экзистенциализма. В работах «Новое религиозное сознание и общественность» (
Персонализм
Главными представителями субъективно-идеалистической философии персонализма в России были Лев Михайлович Лопатин (1855—1920), Алексей Александрович
Интуитивизм
Одно из реакционных идеалистических направлений в русской философии начала XX в. составлял религиозно-мистический интуитивизм, представителями которого были Н. О. Лосский, С. Л. Фран
Неогегельянство
Наиболее видными неогегельянцеми в России в разбираемый период
были Борис Николаевич Чичерин (1828—1904), Николай Григорьевич Дебольский (18
Позитивизм в России
Позитивизм в Россиибыл представлен Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818—1885), Владимиром Викторовичем Лесевичем
Марксистской философии
С конца XIX в. капитализм вступает в новую, высшую фазу своего исторического развития — в период империализма. Империализм характеризуется дальнейшим развитием производительных сил, концентрацией
Борьба В.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
Разработка В. И. Лениным проблем диалектического материализма была начата уже в первых его трудах, посвященных критике народничества. Эту критику Ленин не ограничивал рассмотрением и политических к
Развитие Лениным диалектического материализма
Основной удар наносился по идеологии «легального марксизма» и зародившегося с неокантианством внутри социал-демократии на Западеи бернштейиианством.
В. И. Ленин решительно
Ленин о практике и ее роли в познании
Вопрос, о роли практики в познании— один из наиболее важныхвопросов, получивших в «Материализме и эмпириокритицизме» свое творческое развитие.
Махисты на словах не отвергали роль практики
Ленин о диалектике как теории и методе познания.
Диалектика есть наука не только как теории и методе о внешнем мире, но и о
человеческом познании; ее законы суть законы, общие для материального духовного мира; именно поэтому диалектика в
И ее философское обобщение в труде Ленина
«Материализм и эмпириокритицизм»
На рубеже XIX и XX вв. началась революция в естествознании. Эта
революция имеет колоссальное философское значение, посколь
Исторического материализма
Бурное развитие общественных процессов в эпоху империализма, обострение классовой борьбы, первая русская революция и революционные события в других странах, первая мировая война —
Новости и инфо для студентов