рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философский материализм Герцена и Огарева

Философский материализм Герцена и Огарева - раздел Иностранные языки, КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ В Начале 40-Х Годов Герцен, А Впоследствии И Огарев Становятся На Позиции Фил...

В начале 40-х годов Герцен, а впоследствии и Огарев становятся на позиции философского материализ­ма и атеизма, начинают вести борь­бу с идеализмом и мистицизмом в философии и естест­вознании. В формировании материалистических и атеи­стических идей Герцена и Огарева большую роль сыгра­ли успехи естествознания, за которыми они внима­тельно следили и на которые опирались, а также кри­тическое усвоение ими материалистических идей пред­шествующих русских и западноевропейских мыслителей, и особенно работа Фейербаха «Сущность христиан­ства».

Развивая материалистическую традицию в России, Герцен и Огарев стремились к соединению философии с социализмом, осуждали существовавший разрыв ме­жду ними, ибо главной проблемой философии XIX в., ее Центральной революционной идеей они считали социа­лизм. «Нам же, напротив, дуализм противен. Социализм нам представляется самым естественным философским силлогизмом, приложением логики к государству» (А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. VII. М., 1956, стр. 252). Ис­ходя из этого принципа, они ставили вопрос о роли и значении философии и науки вообще в поступательном Движении человеческого общества. В этом отношении осо­бый интерес представляет работа Герцена «Дилетан­тизм в науке» (1842—1843), где дается принципиальная критика идеалистической философии, осуждается игно­рирование ею природы, общественной жизни.

Характеризуя идеалистов как праздношатающихся по плодородным полям науки, Герцен отстаивал мысль о необходимости исходить в науке не из априорных схем, а из фактического мира, не из надуманного «чи­стого разума», а из реальной действительности, которая и есть основа основ всякого знания, всякой науки. Наука, не опирающаяся на природу,— это «туманная наука дилетантов», проявление трансцендентализма или спиритизма. Бесплодность идеалистов в науке происхо­дит оттого, что они не чувствуют «потребности выхода в жизнь», пробавляются миражами, принимают тени от предметов за самые предметы. Развитие науки будет твердо обеспечено, если она разрушит кабинетную зам­кнутость и мощным потоком ринется в жизнь. Наука, философия не должны оставаться в сфере одной лишь отвлеченной мысли, а должны находить путь к практи­ческому применению. Герцен ополчился и против дог­матизма, или «буддизма», как явления, обрекающего науку на застой, изгоняющего из нее творческое начало, искание нового.

Истину Герцен трактовал не как нечто раз навсегда данное, застывшее, а как процесс, как восхождение от неполного знания к более полному и глубокому. При этом он подчеркивал диалектическое взаимоотношение сущности и явления, содержания и формы, причины и действия.

В «Письмах об изучении природы» (1844—1845), ко­торые получили высокую оценку В. И. Ленина, Герцен далее развил материалистическую философию и диалек­тику. Здесь он прямо ставит коренной вопрос филосо­фии об отношении мышления к бытию, сознания к ма­терии и подвергает критике идеализм за то, что он во­преки фактам реального мира, вопреки действитель­ности рассматривает «природу и историю как приклад­ную логику, а не логику как отвлеченную разумность природы и истории». Реальное бытие идеалисты выво­дят из небытия или «чистого бытия», т. е. из

«абсолют­ного разума», из идеи. Но учение о «чистом бытии», т.е. «абсолютном разуме» является вымыслом, ибо «не только небытия вовсе нет, но и чистого бытия вовсе нет, а есть бытие, определяющееся, совершающееся в вечно деятельном процессе» (А. И. Герцен. Избранные философские произведения, т. I. M., 1946, стр. 148.). Не логическое развитие идеи предшествует реальному развитию природы, как ут­верждают идеалисты, а, наоборот, логическое немысли­мо без природы и до природы, «логическое развитие идеи идет теми же фазами, как развитие природы и ис­тории; оно, как аберрация звезд на небе, повторяет дви­жение земной планеты» (Там же, стр. 126).

Идеалистическому положению о том, что объектив­ный мир лишь отблеск абсолютной идеи, чистого разума или вечного бога, Герцен противопоставляет материа­лизм («реализм»), убежденный в объективной реаль­ности отдельных предметов и природы в целом, в том, что природа предшествует человеку. Человек с его чув­ствами, эмоциями, сознанием появляется в результате длительного развития органической материи от наипро­стейших ее форм до самой высшей. Отсюда следует, что сознание существует не вечно, оно продукт материи, мозга.

Герцен и Огарев ставили вопрос о единстве бытия и мышления, подчеркивая активную, действенную сто­рону мышления; это было серьезным вкладом в разви­тие философского материализма. Так же как Герцен, Огарев восстал против немецкой идеалистической фило­софии, против пиетизма и религиозно-мистических тео­рий, отстаивая материалистические воззрения на окру­жающий нас мир.

Огарев утверждал, что мир веществен, беспределен и находится в вечном и неугасимом движении, измене­нии и развитии, что количество материи и движения («силы») в природе остается одним и тем же и что «са­мый общий признак видимого мира — это его существо­вание в пространстве» (Н. П. Огарев, Избранные социально-политические и философ­ские произведения, т II. М.. 1956, стр. 155). Мыслитель отметал учение о свободе воли. Хотя он не сумел разобраться в диалек­тике абсолютной и относительной истин, тем не менее он отвергал агностицизм Канта и его последователей. Теория познания Герцена и Огарева носит материа­листический характер. Исходным началом познания они считали органы чувств человека, находящиеся во взаимодействии с внешними предметами. Впечатления, получаемые от внешних предметов, человеческий разум перерабатывает в понятия и идеи. Из того, что источник знания — опыт, чувственные восприятия, вовсе не сле­дует, что наш разум пассивен. В процессе познания ак­тивную роль играют и эмпирический, и рациональный моменты познания, чувства и разум, анализ и синтез. «Опыт и умозрение,— писал Герцен,— две необходимые, истинные, действительные степени одного и того же зна­ния; спекуляция — больше ничего, как высшая, разви­тая эмпирия; взятые в противоположности, исключи­тельно и отвлеченно, они так же не приведут к делу, как анализ без синтеза или синтез без анализа. Правильно развиваясь, эмпирия непременно должна перейти в спе­куляцию, и только то умозрение не будет пустым идеа­лизмом, которое основано на опыте» (А. И. Герцен. Избранные философские произведения, т. I. стр. 95).

В качестве критерия истины Герцен и Огарев вы­двигали то разум, то бытие и мышление. Однако они все более склонялись к тому, что поскольку человек не только мыслящее, но и действующее существо, то его «деяние есть живое единство теории и практики» (А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. III. М., 1954, стр. 71.).

Герцен и Огарев считали, что для успешного разви­тия философии и естествознания большое значение имеет тесный союз, взаимосвязь между ними. Фило­софия, заявил Герцен, без естествознания погрязает в голых абстракциях, естествознание без философии те­ряется в фактах, превращается в описательную морфо­логию.

В своем литературном творчестве Герцен и Огарев развивали революционно-демократические и материали­стические эстетические идеи, отстаивали в борьбе с идеалистическими теориями «чистого искусства» прин­ципы идейности, реализма и народности. Подчеркивая огромное значение литературы, Герцен писал: «У наро­да, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (А. И, Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. VII, Н. П. Огарев, Избранные социально-политические и философ­ские произведения, т II. М.. 1956, стр. 155).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ... АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л... ГЛАВА X...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философский материализм Герцена и Огарева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Л. ФЕЙЕРБАХА
Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающая­ся историческая заслуга состояла в том, что он подверг глубокой критике идеализм Канта, Гегеля и други

Разложение буржуазией гегелевской философской школы
  Углубление противоречий между буржуазией и господствующими феодальными сословиями нашло свое отражение в разложении геге­левской философской школы. Противоречие между методом и сист

Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
Людвиг Фейербах (1804—1872) родился в семье известного немецкого юриста. Вначале Фейербах хотел посвятить себя богословию и с этой целью в 1823 г. поступил на богословский ф

Критика идеалистической философии
Фейербах — блестящий критик идеалистической философии. Он убедительно опровергает выдвинутое против материализма обвинение в «некритическом», догматическом отношении к показа­ниям органов чувств, к

Критика религии
Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни. Его антропологическое понимание сущности религии представляет собой дальнейшее развитие и углубле­ние буржуазного атеизма. Уже материали

Материалистическое понимание природы
Основа философской антропологии Фейербаха — материалистическое учение о природе. В противополож­ность идеализму и религии Фейербах учит, что приро­да есть единственная реальность, а человек — ее вы

Теория познания. Дальнейшее развитие сенсуализма
Продолжая материалистические традиции ХVIII в., Фейербах внес значительный вклад в разработку материалистически-сенсуалисти­ческой теории познания. Прежде всего он решительно выступает против идеал

И их борьба против идеализма
После подавления восстания декабристов и жестокой расправы над его участниками в России на долгие го­ды установилась политическая реакция, прилагавшая отчаянные усилия, чтобы заглушить ростки освоб

Идеология крепостнической реакции
Идеологами крепостнического лаге­ря были С. С. Уваров, М. П. Пого­дин, С. П. Шевырев и др. Они про­поведовали откровенно реакцион­ные политические и религиозно-мистические идеи, на­правленные на оп

Славянофилы
Наряду с официальной идеологией крепостнического лагеря с 40-х го­дов в русской общественной мысли существовало сла­вянофильское течение. Его виднейшие представители: Алексей Степано

Дворянские просветители
В идейной борьбе 30—40-х годов видное место принадлежало дворянским просветителям Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794—1856), Николаю Владими­ровичу Станкевичу

Помещичье-буржуазные либералы
В 40—60-х годах XIX в. в России формируется идеология помещичье-буржуазного либерализма. Идеоло­гами либерализма в России активно выступалиВасилий Петрович Боткин (1811—1869

Формирование и развитие революционного демократизма в России
  Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и других выдающихся деят

В. Г. Белинский. Формирование его мировоззрения и деятельность
  Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) вышел из среды разночинцев. Учился в Чембарском уездном училище и в Пензенской гимназии, затем в Московском униве

Философские и социологические воззрения Белинского
  Логика борьбы с самодержавием, крепостничеством и их религиозно- мистической идеологией приводит Белинского в начале 40-х годов в лагерь материализма и атеизма. Известную р

Эстетические воззрения Белинского
Выдающейся заслугой Белинского была новая постановка им вопроса об искусстве и его общественном назначении, о литературе и ее роли в общественной жизни. В годовых обзорах русской литературы за 1846

Александр Иванович Герцен (1812—1870) и Николай
Платонович Огарев (1813—1877) на протяжении всей жизни выступали как единомышленники, продолжатели дела Радищева и декабристов. Они были выдающимися проповедниками революцио

Диалектика – алгебра революции
Герцен и Огарев были диалектиками. Они высоко ценили диалектику Гераклита, Аристотеля, Бруно и особенно Гегеля, диалектические идеи, добытые естест­вознанием. Природа рассматривалась ими как вечный

Философские и социологические взгляды петрашевцев
Важную роль в развитии философской и общественно-политической мысли в России сыграли последова­тели Белинского и Герцена, члены кружка петрашевцев Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский

Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — идейный вдохновитель и вождь российского революционно-демократического дви­жения 50—60-х годов XIX в., воинствующий философ-мат

Философский материализм
  Чернышевский последовательно отстаивал и развивал материалистическое направление в философии. Его труды «Эстетические отношения искусства к дейст­вительности» (1855), «Очерки гоголе

Диалектика
Вслед за Белинским и Герценом Чернышевский продолжал разраба­тывать и развивать диалектику. Диалектику Гегеля он считал важнейшим завоеванием философской науки но­вого времени, острым оружием в бор

Эстетика
В эстетике Чернышевский развивал сформулированные Белинским прин ципы народности, общественного назначения и идей­ности искусства. Острой критике подвергал он идеали­стическую теорию «чистого искус

Социологические идеи
Социологические воззрения Чернышевского, как и других революционных демократов, были проникнуты историческим оп­тимизмом. Он глубоко верил в то, что, несмотря ни на какие препятствия, зигзаги и даж

Н.А. Добролюбов
Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) был идейным со­ратником Чернышевского, глубоким мыслителем-мате­риалистом и блестящим литературным критиком. Ро­дился

Философские идеи
Продолжая материалистическую традицию в России, Добролюбов подвергал критике идеалистические, агностические и дуа­листические теории в науке. Он отвергал отрыв идеали­стами сознания от материальной

Социологические идеи
Социологические идеи Добролюбова развивались в том же русле, что и у Чернышевского. Он признавал, что в обще­стве имеются «неизменные законы исторического раз­вития», не зависящие от воли отдельных

Эстетика
Принципы философского материализма и диалектики Добролюбов мастерски применил в эстетике и литературной крити­ке. Труды Добролюбова проникнуты духом борьбы за реализм и народность, за высокую идейн

Писарев Д.И., Шелкунов Н.В., Антонович И.А
  К числу выдающихся мыслителей революционно-демократического ла­геря принадлежал Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868). Не заурядными мыслителями-материалистам

Философские и социологические воззрения революционных народников
В конце 60-х — начале 70-х годов XIX в. в России складывается идеология революционного народничества, предтечами которого были Герцен, Огарев, Чернышевский и другие революционные демократы. Главным

П.Л. Лавров
Петр Лаврович Лавров (1823—1900) — один из виднейших деяте­лей и теоретиков русского революционного народниче­ства. В конце

П.Н. Ткачев
Виднейшим народником заговорщи­ческого направления был Петр Никитич Ткачев (1844—1885). В годы 1862—1871 за уча­стие в освободительном движении Ткачев несколько раз подверга

М. А. Бакунин
Главным идеологом народников-анархистов былМихаил Александ­рович Бакунин (1814—1876). Бакунин принимал участие в кружке Станкевича, дружил с Белинским, Герценом. В 1840 г. у

Украина
ХIХ век ознаменовал новый этап в развитии передовой культуры укра­инского народа. В борьбе против крепостничества и царизма возникло революционно-демократическое на­правление общественной мысли. Пр

Белоруссия и Литва
Видным представителем передовой общественной мысли и руководите­лем освободительной борьбы крестьянства в Белоруссии был Константин (Кастусь) Калиновский (1836—1864), мирово

Армения
Во второй половине XIX в. под влиянием передовой русской куль­туры в Закавказье развивается материалистическая фи­лософия. Наиболее выдающимися представителями ее были М. Л. Налбандян (Армения), И.

Азербайджан
  Почти одновременно с Налбандяном и Чавчавадзе выступил М. ф. Ахундов — выдающийся писатель, просветитель-демократ, основоположник материализма и атеизма в Азербайджане.

Средняя Азия
Под влиянием передовой русской культуры в Средней Азии, самой отсталой тогда окраине царской России, возникает но­вое течение общественной мысли — просветительство. В противовес представителям реак

Казахстан
Видными казахскими мыслителями во второй половине XIX в. были, ученый Чокан Валиханов (1835—1865) и выдающийся поэт-просветитель Абай Кунанбаев (1845

Латвия и Эстония
Присоединение Латвии и Эстонии к России в ХУ111 в. сыграло прогрессивную роль в исторических судьбах прибалтийских на­родов. Оно создало условия для развития экономики и национальной демократическо

Восточной Европы в XIX в.
Значительный вклад в развитие домарксистской фи­лософской и социологической мысли XIX в. наряду с передовыми мыслителями народов СССР внесли прогрессивные философы, особенно революционно-демокра­ти

Польские мыслители
  Одной из идейных предпосылок ХУ111 –Х1Х вв. Одной из идейных предпосылок развития передовой польской мысли был материализм польских просветителей конца XVIII — начала XIX в

Болгарские мыслители.
Болгария в середине XIХ века находилась под пятой султанской Турции. Болгарский народ отвечал на зверское угнетение иноземцев стихийными крестьянски­ми восстаниями. В начале 70-х годов в стране скл

Сербские мыслители
Наиболее крупным революционно-демократическим мыслителем юж­нославянских народов в XIX в. был выдающийся писатель и критик Светозар Маркович (1846—1875). Свою деятельность о

Венгрия
В Венгрии выдающимися революционными мыслителями середины и второй половины XIX в. были поэт Шандор Петефи (1823—1849) и Михай Танчич (1799—1884), а

Румыния
В Румынии революционно-демокра­тические взгляды развивал Нико­лае Бэлческу (1819—1852)—автор книги «Экономиче­ский вопрос в Дунайских княжествах» и других соци­ально-экономи

Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
С середины XIX в. феодальный Китай начал превра­щаться в полуколонию. Усиление в Китае влияния ино­странных держав и предательская политика маньчжур­ской династии вызвали резкое недовольство передо

НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Буржуазно-демократические революции 1848 г. по­казали, что либеральная буржуазия становится контр­революционным классом. Рабочий класс, выступавший до этого против дворянства и абсолютизма, в ходе

Иррационалистический рационализм Шопенгауэра
Одним из первых крупных представителей буржуазного иррационализма был немецкий философ Aртур Шопенгауэр (1788—1860). Сын банкира, Шопенгауэр получил среднее образование в Ан

Религиозный карьеризм Кьеркегора
  Вторым видным мыслителем, отражавшим начинающийся упадок буржуазной философии, был датский писатель-философ Серен Кьеркегор (1813—1855). При жизни он был поч

Позитивизм О. Конта
  Видным представителем позитивиз­ма во Франции стал Огюст Конт (1798—1857). В молодости он был учеником великого утопического социалиста Сен-Симона, отдельные

Учение Конта о познании и о науке
  Учение Конта о познании также Учение Конта идеалистично и изобилует противоречиями Подобно Юму, он считал, что ум человека способен познать одни лишь явления, т. е. стоял на точке з

Закон» трех стадий исторического развития
Обоснование всей философской системы Конта дано в его учении о трех стадиях развития человеческого мышления и познания: 1) «тео­логической», 2) «метафизической» и 3) «позитивной». На «теологической

Социологические воззрения Конта
Социология Конта не только теоретически самая слабая, но и политически наиболее реакционная часть его учения. Конт начинает собой длинный ряд буржу­азных социологов-позитивистов XIX в., которые пыт

Исторические корни и теоретические источники марксизма
Величайшее идейно-политическое событие XIX в. — возникновение марксизма, научной идеологии рабочего класса. Главное в марксизме —учение о всемирно-историче­ской миссии пролетариата, о дикт

Теоретические источники марксизма
  Буржуазные критики марксизма обычно пытаются представить учение Маркса и Энгельса в виде нигилистического отрицания всего предшествующего раз­вития общественной мысли. На самом же д

Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса
Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение примерно одного десятилетия— с конца 30-х до конца 40-х годов. Это процесс формирования философских взг

От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
Первым научным произведением молодого Маркса была его доктор­ская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и на­турфилософией Эпикура», защи­щенная в 1841 г. В этом труде Маркс стоит е

Критика мелкобуржуазного социализма
Исходя из материалистического понимания истории, Маркс и Энгельс выступают против немецкого социализма, представители которого именовали себя «истинными социалистами». «Истинные социалисты» (М. -Ге

Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом
Изучение исторических условий, теоретических источников и естественнонаучных предпосылок возник­новения марксизма, рассмотрение моментов процесса формирования философии марксизма дают возможность к

Исторические условия развития марксизма в 1848—1871 гг.
Новый период развития марксизма, непосредственно следующий за периодом его возникновения, начинается с буржуазно-демократических революций 1848 г. и за­канчивается Парижской коммуной, которая нанес

Важнейшие социологические идеи, обобщающие опыт революций 1848 г.
Теоретически обобщая общественно-исторический опыт и опыт рабочего движения в особенности, Маркс и Энгельс конкретизировали, обогащали новыми положе­ниями свое учение. В 1848—1852 гг. Маркс и Энгел

Развитие диалектического материализма в экономических трудах К. Маркса 50—60-х годах
В послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» Маркс следующим образом характеризует противоположность своего метода идеалистической диа­лектике Гегеля: «Мой диалектический метод по своей

Диалектико-материалистическая постановка проблемы закона
Для Гегеля, сводившего движущие силы развития к познанию, к мышлению как деятельности некоего абсолютного субъекта — «абсолютной идеи», или бога, проблема закона развития фактически не сущес

Основные законы материалистической диалектики
  Вскрывая специфические законы экономического развития капитализма Маркс обогащает вместе с тем и общее понятие закона, в том числе и научное понимание наиболее общих законов развити

Общественной жизни
Новым вкладом в марксистское учение о решающей роли труда как в производства антропологическом становлении человека, так и в его последующем общественной жизни было классическое положение Маркса об

Экономическая структура общества. Базис и надстройка
  Из всей совокупности общественных отношений Маркс и Энгельс выделяют первоначальные, основ­ные — производственные отноше­ния, определяющие все другие общественные связи между людьми

Коммунистическая общественно- экономическая формация
Применяя метод исторического материализма к исследованию не только капиталистического общества, но будущему общественному строю, предпосылки которого складываются в условиях капитализма, Маркс гени

Категории исторического материализма
  Разрабатывая исторический матери­ализм как теорию и метод исследо­вания общественно-исторического процесса, Маркс и Энгельс, с одной стороны, выявляют наиболее общие законы обществе

РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА МАРКСОМ И ЭНГЕЛЬСОМ ПОСЛЕ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
Парижская коммуна знаменовала новый период ми­ровой истории — период перерастания промышленного капитализма в империализм. На путь интенсивного ка­питалистического развития вступают Германия, Росси

Диалектика природы» Энгельса
В 70—80-е годы XIX в. основоположники марксизма доказали, что философских проблем диалектический материализм - единственная философия, способная творчески осмыслить достижения естествознания второй

Основные формы движения материи и их взаимосвязь
Утверждая в «Анти-Дюринге» тезис о материальном единстве мира, Энгельс особо подчеркнул, что единство доказывается «длинными и трудным развитием философии и естествознания» (К. Маркс и Ф. Энгельс.

Качественная неуничтожимость материи и движения
Открытие закона сохранения превращения энергии создало основу для дальнейшего развития тер­модинамики и статистической физики. В 60-е годы немецкий физик Р. Клаузиус форму­лирует второй закон термо

Скачок от животного мира к человеческому обществу
Важнейший вклад в диалектическую теорию развития природы внес Энгельс своим исследованием великого скачка в поступательном развитии природы на Земле — перехода от обезьяны к че­ловеку. В «

Истории естествознания
В эти же годы Маркс и Энгельс занимаются философскими проблема ми математики. Энгельс усматривал специфику математики как науки в том, что она отражает не какую-либо одну качественно опре­деленную

Развитие исторического материализма
Глубокий научный анализ превобытнообщинного строя был дан в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), анализ дал возможность выяснить генезис многих обществе

Учение о базисе и надстройке
Если в предыдущий периодосновоположники марксизма, ведя борьбу против идеалистического понимания истории, главное внимание обращали на разработку вопроса о зависимости политики и идеологии от спосо

В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАМ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
После поражения Парижской коммуны наступил период относительного затишья в развитии рабочего движения. Внутри социалистических партий возникает оппортунистическое течение — ревизионизм, борьба про­

Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма
  Поль Лафарг (1842—1911) — один из виднейших революционеров, руководителей французского и меж­дународного рабочего движения, в течение многих лет был связан у

Пропаганда Ф. Мерингом идей марксистской философии и критика им буржуазной философии
  Франц Meринг (1846—1919) к социал-демократии пришел в конце 80-х годов из лагеря буржуазной демократии. Он был видным публицистом, пропагандистом и теоретико

Д. Благоев
Дмитрий Благоев (1855—192.4) - основатель марксистской партии в Болгарии, выдающийся мыслитель, труды которой положили начало распространению марксизма в этой стране.

Исторические предпосылки распространения марксизма в России
В 60—90-е годы XIX в. Россия стала капиталисти­ческой страной. За 25 лет, с 1866 по 1890 г., число фабрик и заводов в России выросло с 2,5—3 тыс. до 6 тыс., а количество рабочих увеличилось более ч

Жизнь и деятельность Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов родился в 1856 г. в семье мелкопоместного дворянина. В 1875 г. он, будучи студентом Горного института в Петербурге, примкнул к револю­ционно-народниче

Критика идеализма и субъективной социологии народников
  В первых же марксистских работах Плеханова — «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) и других — была дана острая и убедительная критика идеологии народни

Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России
Применив принципы диалектического и исторического материализма к анализу общественной жизни РОССИИ, Плеханов сделал следующие важные для российского революционного движения выводы: «1)

Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
  Особенно важное значение пропаганды и защиты диалектико-материалистического мировоззрения имели работы Плеханова 1898—1902 гг., направленные против неокантианской ревизии марксизма:

Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
В своих трудах 1883—1903 гг., борясь с ревизионизмом, Плеханов выступает как горячий поборник материалистической диалектики, которую он представляет как ана­лог объективного мира, отражение объекти

Критика махизма и других идеалистический течений XX в.
Плеханов, выступив в 1882 — 1883 гг. как воинствующий материалист в философии, активно боролся за научное материалистическое мировоззрение в рабочем движении, особенно в период до 1903 г., до перех

Слабые стороны и ошибки в философских взглядах Г.В. Плеханова
Плеханов отстаивал научно-материалистическое мировоззрение марксизма в борьбе с буржуазной философией и ревизионизмом. Но в его работах, особенно в меньшеви­стский период деятельности (1904—1917 гг

Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории
Вслед за Марксом и Энгельсом,Плеханов показывает в своих сочинениях, что изменения в производительных силах и вызванные ими изменения в производственных отношениях людей влекут за

Разработка марксистского учения об идеологии
Плеханов подверг острой критике идеалистические теории о том, что право, философия и другие идеологии развиваются путем «филиации независимо от экономической жизни общества, выступал также против э

Разработка проблем эстетики
В трудах, посвященных проблемам эстетики («Письма без адреса», «Искусство и общественная жизнь» и др.), Плеханов применял Марксову теорию историче­ского материализма к эстетике, ярко и убедительно

Плеханов о проблемах истории философии
Считая важной задачей истории философской науки выяснение зависимости философской мысли в конечном счете от экономических отношений и боры классов, Плеханов видел специфическую роль истории философ

Место Плеханова в истории марксистской философии
Марксистские философские работы Плеханова помогали защите материалистического мировоззрения и способствовали его распространению в условиях предреволюционной эпохи. Но Плеха­нов не мог поднять и не

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Во второй половине XIX в. упадок буржуазной фи­лософской мысли продолжается: будучи неравномер­ным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает тен­

Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер
Во второй половине XIX в. позитивизм в его первой форме, представленный в работах Копта, Милля, Спен­сера, становится наиболее влиятельным течением бур­жуазной философии. Капитализм нуждается в ест

Механистический эволюционизм Спенсера
Краеугольным принципом всего научного познания Спенсер считает положение о неуничтожимости вещества, имея в виду при этом неуничтожимость силы. Понятие силы первоначально истолковывалось Спенсером

Органическая» теория общества и понимание социальной эволюции
Идея эволюции, в общей форме теория общества, разработанная Спенсером в главном его философском труде «Основные начала», была им распространена на области биологии, психологии, социологи

Позитивизм Маха
Как и все позитивисты, Мах выступает с неосновательной претензией очистить естественнонаучное мышление от «метафизики» с ее «мнимыми проблемами». Он утверждает, что стоит на почве опыта и чт

Эмпириокритицизм Авенариуса
Р. Авенариус, так же как и Мах, признал коренным принципом теоретического мышления экономию силы. Философия рассматривалась Авенариусом как мышление о всей совокупности данных опыта по принц

Конвенционализм Пуанкаре
Философия эмпириокритицизма сыграла определенную роль в сознании той атмосферы, которая начала проникать в естествознание конца XIX в. Среди самих ученых — физиков и математиков — делаются попытки

Неокантианство
Неокантианство как философское течение оформи­лось в Германии в конце XIX — начале XX в. Оно полу­чило распространение в Австрии, Франции, России и других странах. Большинство неокантианце

Марбургская школа
Основателем первой школы был Герман Коген (1842-1918). В эту же школу входили Пауль Наторп, Эрнст Кассирер, К Форлендер, Рудольф Штаммлер и др. Так же как и позитивисты, неокантиан

Баденская школа
.В отличие от марбургской школы неокантианства представители ба-денской школы вели более прямую и открытую борьбу против научного социализма: буржуазное существо их учения выступает без псевдосоциа

Науки о природе и науки о культуре
Согласно Риккерту, естественные науки пользуются «генерализирующим «методом, состоящим в образовании общих понятий и в формулировке законов. Но в общих понятиях не содержится ничего индивидуального

Философия ценностей» как апология буржуазного общества
Согласно Виндельбанду и Риккерту, естествоиспытатель, создавая естественнонаучные понятия, может руководствоваться одним лишь формальным принципом обобщения. Историк же, занятый описанием единичных

Философия жизни». Ф. Ницше
Наряду с неокантианством и позитивизмом в буржуазной философской мысли последней четверти XIX в. все более усили­вается иррационалистическая струя, имеющая свои идейные истоки главным образом в фил

Иррационализм и скептицизм Ницше
  Основа жизни, по Ницше, — это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определен­ной воли — воли к власти.

Апология рабства
  Учение Ницше содержит и практические рецепты предотвращения катастрофы, ожи­дающей буржуазное общество. Ницше хорошо чувствует грозя­щую опасность, он предвидит, что «грядущему стол

Ф.М. Достоевский
Произведения Федора Михайловича Достоевского (1821 — 1881) пронизаны идеями гу­манизма, горячим сочувствием к «униженным и оскорбленным», протестом против социальной несправедливос

Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) не только гениальный художник слова, чьи произведения по праву составляют гордость русского народа и всего прогрессивного человечества, но

Философия В. С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев виднейший (1853—1900) — виднейший русский философ-идеалист. Он был сыном местного историка С.М.Соловьева. Первоначально В.Соловьев учился на физи

Неокантианство в России и его эволюция к мистике и богоискательству
В конце XIX — начале XX в России растет пролетарское движение в промышленных центрах и накапливается недовольство крестьянских масс в деревне, быстро назревают условия буржуазно-этической революции

Религиозно-мистическая философия
  Зарождение богоискателя-«веховца» Бердяева явилась одной из ранних разновидностей экзистенциализма. В работах «Новое религиозное сознание и общественность» (

Персонализм
Главными представителями субъективно-идеалистической философии персонализма в России были Лев Михайлович Лопатин (1855—1920), Алексей Александрович

Интуитивизм
Одно из реакционных идеалистических направлений в русской философии начала XX в. составлял религиозно-мистический интуитивизм, представителями которого были Н. О. Лосский, С. Л. Фран

Неогегельянство
Наиболее видными неогегельянцеми в России в разбираемый период были Борис Николаевич Чичерин (1828—1904), Николай Григорьевич Дебольский (18

Позитивизм в России
  Позитивизм в Россиибыл представлен Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818—1885), Вла­димиром Викторовичем Лесевичем

Марксистской философии
С конца XIX в. капитализм вступает в новую, выс­шую фазу своего исторического развития — в период империализма. Империализм характеризуется дальней­шим развитием производительных сил, концентрацией

Борьба В.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
Разработка В. И. Лениным проблем диалектического материализма была начата уже в первых его трудах, посвященных критике народничества. Эту критику Ленин не ограничивал рассмотрением и политических к

Развитие Лениным диалектического материализма
  Основной удар наносился по идеологии «легального марксизма» и зародившегося с неокантианством внутри социал-демократии на Западеи бернштейиианством. В. И. Ленин решительно

Ленин о практике и ее роли в познании
Вопрос, о роли практики в познании— один из наиболее важныхвопросов, получивших в «Материа­лизме и эмпириокритицизме» свое творческое развитие. Махисты на словах не отвергали роль практики

Ленин о диалектике как теории и методе познания.
Диалектика есть наука не только как теории и методе о внешнем мире, но и о человеческом познании; ее законы суть законы, общие для материального духовного мира; именно поэтому диалектика в

И ее философское обобщение в труде Ленина
«Материализм и эмпириокритицизм» На рубеже XIX и XX вв. началась революция в естествознании. Эта революция имеет колоссальное философское значение, посколь

Исторического материализма
  Бурное развитие общественных процессов в эпоху империализма, обострение классовой борьбы, первая русская революция и революционные события в дру­гих странах, первая мировая война —

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги