рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Свобода как объект философского анализа

Свобода как объект философского анализа - раздел Философия, Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ В Социальной Общности, Сменившей Биологическую Популя- Цию, Нет Человека, А Е...

В социальной общности, сменившей биологическую популя- цию, нет человека, а есть состояние праобщества, скрепами кото- рого выступают табу и ритуал. Пройдет немало времени, пока человек заявит о своей индивидуальности, самоосуществление которой вызывает к жизни проблему свободы.

О свободе написано и сказано много, но она и сегодня продол- жает хранить неопределенность, подтверждая свою принадлеж- ность к подлинно метафизическим проблемам. «Ни об одной идее, — отмечает Гегель, — нельзя с таким полным правом ска- зать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы, и ни об одной не говорят обычно с такой малой степенью понимания ее»124.

Поскольку феномен свободы связан с ценностной ориентацией человека в мире, то не только различные культуры, цивилизации и эпохи дают свое толкование свободы, но на свое понимание сво- боды претендует и отдельно взятый человек.

Особенно актуализируется проблема свободы в условиях соци- альных катаклизмов, обострения противоречий между человеком и обществом. На заявление человека о том, что он является мерой всех вещей мира, общество отвечает реальностью, где мере чело- веческого противостоит мера общественного. Вместе с тем, исто- рический опыт свидетельствует, что свобода — непреходящая цен- ность человека, его основополагающая сущностная характерис- тика. Всякое покушение на свободу человека есть форма его убийства, превращение в животное. Всякий отказ от свободы есть демонстрация духовного самоубийства.

Но очевидно и то, что не бывает абсолютной свободы, равной произволу. Свобода сопряжена с другими ценностями: справед-

 

124Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Часть 3. Философия духа //

Сочинения, М., 1974, Т. 3. С. 291.


ливостью, счастьем, ответственностью, честью, совестью, долгом и т. д. Поэтому, чтобы определить самоценность свободы, нужно рассмотреть ее в качестве объекта философского анализа.

В античной философии феномен свободы рассматривается че- рез взаимосвязь свободы и судьбы. Свобода толкуется как кол- лективное право осуществлять суверенитет общины, как право членов общины быть управляемыми в их собственных интересах. Налицо приоритет общего по отношению к единичному. Этот приоритет подтверждался правилом остракизма (изгнания). От- ношение индивида к воле коллектива было мерой его социальной зрелости.

Своеобразное решение проблемы свободы предлагает филосо- фия стоиков. Руководствуясь разумом и опираясь на волю, чело- век может обеспечить равновесие между своим внутренним миром и внешним миром своего бытия. Сообразуясь с природой и пови- нуясь судьбе (судьба ведет того, кто идет и тащит того, кто упира- ется), упражняясь в мужестве и укрощая свои низменные влече- ния, каждый человек может достичь духовной свободы и обрести телесную свободу. Если противоречие между внутренним миром (источником свободы) и внешним миром (источником необходи- мости) не снимается, тогда человек вправе разрешить это проти- воречие через самоубийство.

В средневековье община продолжает осуществлять охранную функцию социального порядка, но в ее рамках человек предстал перед Богом, заявив о своей индивидуальности. Средством осво- бождения (спасения) человека и перехода его в царство небесное (царство свободы) христианство объявляет любовь к Богу и ближ- нему. Метафизическая любовь к Богу предполагает осознанную и вполне конкретную ответственность человека перед Богом и людь- ми. В качестве несвободы выступает греховность человека, его неверие и пороки.

Человек наделен волей и разумом. Он сам выбирает святость или бесовство, сам определяет путь спасения или погибели.

В эпоху Ренессанса проблема свободы связывается с обоснова- нием «земного предназначения человека». Основанием свободы является достоинство человека и его самоутверждение. Человек свободен. Он может подняться до заоблачных высот или опустить- ся до скотского состояния.


Новое время обеспечило и новые представления о свободе. Сво- бода обретает нормативный характер. Знаменитое спинозовское определение свободы как осознанной необходимости логически следовало из рационалистической убежденности, что «порядок идей в разуме» строго следует за «порядком вещей в природе» и соответствует ему.

Но уже XVIII в. обнаруживает известную ограниченность оп- ределение свободы как осознанной необходимости. Капиталисти- ческий способ производства существенно изменил характер физи- ческого и интеллектуального труда, похоронив надежду на гар- моническое развитие человека, обеспечение равновесия между его внутренним миром и внешним миром его осуществления. Ре- альность отчуждения превратила человека в общественную функ- цию, лишив его целостности и индивидуальности.

Критикуя реальность пещерного капитализма, И. Кант видел целостность личности на пути превращения человека из средства в цель. По Канту свобода и необходимость могут осуществляться независимо друг от друга. В эмпирическом мире, где события ха- рактеризуются причинно-следственной связью, проявляясь в про- странстве и осуществляясь во времени, свободы нет, а есть только одна необходимость.

Свобода есть проявление разумной воли, которая открывается усилиями не «чистого», а «практического» разума. Именно свобо- да и есть то основание, на котором практический разум утверждает подлинную нравственность, реализует категорический императив. Не признав свободу как проявление практического разума, нельзя инкриминировать человеку вину за его деяния. Ведь нельзя же осуждать человека за его дурную наследственность. Стало быть, нужно признать факт свободы даже если он не верифицируется.

Свобода, по Канту, есть понятие метафизическое и ее источник находится в самом человеке.

Представлять свободу как «осознанную необходимость» рав- носильно отказу от свободы и помещению человека в один ряд с предметами и явлениями природы.

Много внимания уделяется проблеме свободы и в современной западной философии, где свобода рассматривается в диапазоне от

 

125См.: Сумерки богов. М., 1989. С. 327.


«свободы как произвола» до «свободы как субстанции человека». Человек осужден быть свободным125.

Историко-философский анализ феномена свободы от антично- сти до нашего времени подтверждает ее метафизический характер и косвенно свидетельствует о противоречивом отношении инди- вида и общества. Аксиома: «нельзя жить в обществе и быть сво- бодным от общества» допускает три толкования:

* в обществе свобода в принципе невозможна;

* возможно осуществление относительной свободы;

* наряду с социальной детерминацией свобода возможна, но за пределами общества.

Согласно первому толкованию, общество обладает абсолют- ным приоритетом перед индивидом.

Второе толкование предполагает возможность умеренной сво- боды, но на практике подлинная свобода подменяется здесь ил- люзией подлинности.

Третье толкование ориентировано на сосуществование соци- ального мира и внутреннего духовного мира человека. В первом социальная детерминация оборачивается необходимостью, во вто- ром свобода заявляет о себе как условие самовыражения.

Идеальным общественным устройством является гармония от- ношений человека и общества, но реальным полноценным обще- ственным устройством является то, которое, будучи ориентиро- ванным на этот идеал, постоянно преодолевает состояние есте- ственной дисгармонии. Ибо сегодня, как и в далеком вчера, человек вслед за античным мыслителем Протагором высказывает свою претензию быть мерой всех вещей, а общество ему отвечает: «не ты, а я есть мера всех вещей мира, включая тебя и твое поведение; твои права и твои свободы».

Рассуждение о свободе, раскрытие ее сущности следует начи- нать с определения субъекта свободы. В качестве субъекта свобо- ды может выступать и индивид, и даже целые социальные общно- сти (малые или большие социальные группы). Представители этих групп через механизм социализации (проекции, идентификации и символизации) заявляют о единых ценностных ориентирах, а, стало быть, и о готовности к действию в качестве совокупного истори- ческого субъекта, преследующего свои интересы.

Но если для отдельного индивида с претензией на субъект сво-


боды «познанная необходимость» внешних обстоятельств может быть осознанием его несвободы, то для совокупного историчес- кого субъекта «познанная необходимость» законов развития при- роды или общества является отправной точкой отсчета осуществ- ления его свободы выбора цели и средств ее осуществления с ори- ентиром на достижение желаемого результата. Все это свидетельствует, что свобода как самоопределение на уровне ин- дивида и на уровне общества — это не одно и то же.

Источником свободы является воля человека. Воля — это со- знательная целеустремленность человека на осуществление опре- деленного действия. Полагая цель и готовность к действию, воля является одним из компонентов сущностных сил человека. Мож- но ли на этом основании сделать вывод, что свобода — это форма выражения воли? — Не совсем, ибо человек как личность заявля- ет о том, что он есть существо общественное.

Если бы человек в процессе своей жизнедеятельности не замы- кался на общество, его свобода была бы чистой формой выраже- ния его воли и равна была бы произволу. Сочетание воли, свобо- ды, произвола весьма опасно для человеческого общежития, где свобода одного человека предполагает свободу других людей. В границах общества свобода проявляется не только как самоопре- деление, но и как мера ответственности за оное. В этом соотноше- нии самоопределения и ответственности проявляется парадокс феномена свободы. Свобода одновременно требует самоутверж- дения и самоограничения.

Источник свободы — воля, а не разум. По своей сути воля ир- рациональна, но в своей иррациональности она тяготеет к соб- ственной противоположности — свободе как разумной необходи- мости, косвенно подтверждая вывод И. Канта о принадлежности человека к двум мирам: феноменальному (природному, социаль- ному) и интеллигибельному (духовному). В первом случае чело- век подчиняется законам развития природы и общества, а его сво- бода возможна лишь как познанная и осознанная необходимость. Во втором случае свобода имеет свое основание в духовном мире человека. Эта свобода не только предопределяет самоопределе- ние человека, но и в известной мере ограничивает его поведение. Свобода духовного мира человеческого «Я» требует от своего носителя самореализации (самовыражения, самоутверждения) воп-


реки внешней детерминации со стороны природы и общества, а также требует постоянного преодоления ограниченности своего прошлого «Я» и принятия свободы других людей.

В пределах противоречивого единства самоутверждения и са- моотрицания происходит становление и проявление подлинной свободы.

Свобода «от» влечет к произволу, свобода «для» — к принуди- тельной добродетели. Иррациональность дополняется рациональ- ностью. Первая свобода гибнет в анархии произвола, вторая гиб- нет в осуществленном авторитаризме, где господствует долг, где свобода воли вообще неуместна, а потому — просто инверсирует в томление, беспокойство духа. Свобода духа пытается привести мир человека в состояние гармонии, обеспечив освобождение не- обходимости от самой необходимости. Но тщетны ее усилия, ибо свобода как единство иррационального и рационального чревата собственной дисгармонией и в этом одно из проявлений трагич- ности человеческого «Я».

Только приобщение человека к сокровищам общечеловеческих ценностей как опредмеченному состоянию объективного духа обес- печивает возможность единства воли и разума, иррационального и рационального, первой и второй свободы. Освоение общечело- веческого и приумножение человеческого в человеке исключает насилие как вне, так и внутри себя. Свобода заявляет о себе не как свобода произвола и долга, а как свобода совести.

Но даже свобода совести носит не абсолютный, а относитель- ный характер. Эта относительность проявляется в том, что свобо- да одних индивидов соседствует со свободой других людей. В рам- ках жизнедеятельности индивид может быть свободным в одних поступках и несвободным в других; никто не имеет социальных гарантий своей свободы.

Все это лишний раз подтверждает необычайную сложность фе- номена свободы. Он метафизичен. Поскольку свобода является принадлежностью субъекта, то индивид в процессе своей жизне- деятельности склонен или переоценивать, или недооценивать свою свободу.

Поскольку феномен свободы совокупного субъекта социальной активности несет в себе мощное собирательное начало, то его ак- тивно эксплуатируют на переломных периодах, в условиях соци-


альных коллизий, когда массы людей испытывают дискомфорт, полагая, что он вызван дефицитом свободы. Этим объясняется тот факт, что лозунги свободы находят непременное место на знаме- нах революционных движений.

И, наконец, исторический опыт свидетельствует, что свобода онтологически укоренена в жизнедеятельности человека. Она яв- ляется своеобразным ферментом формирования цели его жизни, определения смысла жизни и становления образа жизни. Без сво- боды человек может быть чем угодно, но только не человеком. Свобода выступает как потенциальная возможность человеческо- го «Я» и только от человека зависит превращение возможности в действительность или бегство от свободы.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ

Ф И Л О С О Ф И Я...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Свобода как объект философского анализа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кальной И. И.
Философия. Учебное пособие. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. – 448 с. ISBN 966-648-030-1 Содержание учебного пособия достаточно полно реализует мировоз- зренческую ориентирован

Ключевые понятия
Мировоззрение — система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и к самому себе. Мифология — сказание о жизни в слове, сама жизнь в ее соци- альном становле

Мировоззрение и его структура
Прежде чем определять мировоззрение, следует развести поня- тия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение», ко- торые подчас употребляются как синонимы. Мировосприятие — эт

Исторические типы мировоззрения
По мере перехода от биологической популяции до социальной общности людей, становления и развития общества сложились три типа фундаментального мировоззрения: миф, религия и философия. Миф — это особ

Философия и ее предназначение
Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение обра- зов познания и самопознания в системе субъектно-объектного от- ношения3.

Дополнительная
1. Бердяев Н. А. Философия и религия // Бердяев Н. А. Философия сво- боды. Смысл творчества. М., 1989. 2. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. М., 1980. 3.

Ключевые понятия
Араньяки — тексты основных идей философии брахманизма. Атман — духовная сущность индивида, субстанция человека. Ахимса — отказ от нанесения вреда всему живому; этический принцип древнеинди

Становление философии в Древней Индии
Цивилизация Древней Индии сложилась в результате особого сосуществования культуры коренных этносов и культуры ариев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга. Для этой ци- вилизации характер

Специфика формирования философии в Древнем Китае
Протофилософия древнего Китая выросла на корнях традици- онного общества. В этом обществе бал правили традиции и риту- ал. Ритуал имел мировоззренческий характер. Он обеспечивал «ус- тои неба и зем

Зарождение философии в Древней Элладе
Формирование протофилософии древних греков протекает в условиях формирования античного способа производства, где в качестве основной производительной силы выступает раб, где чет- ко п

Ключевые понятия
Бытие — исходная характеристика предельного основания, по- зволяющая сказать, что мир есть и существует независимо от воли и сознания человека. Гармония — это состояние оптимальной взаимос

Натурфилософия античности
Становление античного способа производства вызвало к жиз- ни нестандартные проблемы, не имевшие аналогов своего реше- ния. Активное включение в производство природы обусловило необходимость ее позн

Закат и угасание философии античности
Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Время «детства», которое должно обрести определенные навыки и утвердить их через мно- гократ

Ключевые понятия
Апофатическая теология — богословская концепция о принци- пиальной непознаваемости Бога. Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих. Катафатическая

Философия патристики
Гонимое христианство становится официальной религией, что повлекло за собой теологизацию всех существующих форм обще- ственного сознания, включая философию. Первоначально хрис- тианство упраздняет

Схоластика как рациональное обоснование теологии
Учения Аврелия Августина и Иоанна Дамаскина, а также пере- водческо-комментаторская деятельность Аниция Боэция подгото- вили почву для возникновения схоластической философии. Суть схоласти

Расцвет и закат схоластической философии
XII–XIII вв. характеризуются процессом урбанизации стран Европы. Складываются предпосылки первоначального накопле- ния капитала. Формируется институт гражданского общества. Но роль экономического,

Дополнительная
1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. 2. Гуревич А. Я. Средневековый мир. М., 1990. 3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.

Ключевые понятия
Антропоцентризм — философское учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Гилозоизм — философское воззрение, рассматривающее всю ма- терию (природу) в состоянии

Философия гуманизма
Первые страницы философии гуманизма прописал Алигьери Данте (1265–1321 гг.).Итальянский поэт и философ в своей бес- смертной «Комедии», описав состоя

Ф. Петрарка (1304–1374 гг.).
Обращаясь к проблемам человеческого бытия. Ф. Петрарка заявляет, что небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое. Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом ч

Философия неоплатонизма
В решении онтологических проблем новая философия ориен- тировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторите- том схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития

Натурфилософия Пантеизма
У истоков нового естествознания стоят такие мыслители как Леонардо да Винчи (1452–1519)и Николай Коперник (1473–1543).Феномен Леонардо справедливо ра

О природе вещей согласно ее собственным началам».
Уже в самом названии работы заложена исследовательская про- грамма. Здесь и упоминание о материалистической традиции мыс- лителей античности и заявка на новый метод — изучать природу в соответствии

Социально-политическая философия Возрождения
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения многогранна. Ее занимают не только онтологические и гносеологические пробле- мы. Она рассматривает и вопросы космологии, и проблемы чело- веческого бытия.

Основная
1. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 2. Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1976. 3. Фурман Д. Е. Философия эпохи ранн

Дополнительная
1. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышле- ния. М., 1978. 2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальнос- ти. М., 1989. 3.

Ключевые понятия
Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира. Гносеология — учение о познании бытия в мире. Дедукция —выведение частного из общего, движение мысли от общего к частно

Эмпиризм новой философии
Если антропоцентризм философии Ренессанса заявил о земном предназначении человека, то философия Нового времени актуа- лизировала вопрос о природе человеческого разума, а также обо- сновала необходи

Рационализм и его развитие
Основными представителями рационализма в философии Но- вого времени были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц. Рационализм, в отличие от эмпиризма, более тесно связан

Проблема человека и общества в философии Просвещения
Рационализм философии Нового времени вызвал к жизни фе- номен Просвещения. Суть его заключается в установке изменить жизнь общества, жизнь человека, опираясь на разум. Отсюда сле- дует ставка на пр

Дополнительная
1. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 2. Киреевский И. В. Критика и эстетика (о характере просвещения Евро- пы и его отношении к просвещению Росс

Ключевые понятия
Априори — знание, полученное до и независимо от опыта. Антиномия — положение, тезис и антитезис которого равно до- казуемы. Апостеори — знание, полученное в результате опыта. Кате

Социальные и гносеологические основания немецкой философии
Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономи- ческого застоя. Если во Франции революция была подготовлена «под черепом» философа, то в Германии она и осуществилась в голове мы

Критическая философия И. Канта
Традиционно в философии Иммануила Канта (1724—1804)вы- деляют два периода: докритический и критический. К первому периоду относятся работы, посвященные естественнонаучным во

Философия самостановления И. Фихте
Эстафету дальнейшего исследования активности человеческо- го сознания и развития идей диалектики принял И. Фихте (1762– 1814).Философское открытие Фихте заключается в том, ч

Философия тождества Ф. Шеллинга
Фихте волнует дела человеческие, Фридриха Шеллинга (1775— 1854)интересует проблема природы, переход ее от неживого со- стояния к живому, от объективного к субъективному, от

Система объективного идеализма Г. Гегеля
Георга Гегеля (1770—1831)не устраивало решение проблемы тождества субъекта и объекта, когда в одном случае человек по- ступает в соответствии с требованиями чистого ра

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872)в молодости —ученик и страст- ный поклонник идей Гегеля. Об

Дополнительная
1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973. 2. Быкова М. Ф., Кричевский А. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993. 3. Гайденко П. П. Пар

Ключевые понятия
Марксизм — философия, ориентированная на создание «чело- веческого общества и формирование общественного человека». Неотомизм — теологическая доктрина католицизма с претен- зией п

Позитивизм и его эволюция
Это направление исходит из того, что подлинное знание может дать только наука. Все остальные формы освоения мира, в том числе и философия, имеют сомнительное право на существование. Основателем это

Деятельностное направление
Это направление в философии XIX–XX вв. представляют мар- ксизм и прагматизм. Марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классиче

Антропологическое направление
Это направление оформилось в трех основных школах: фило- софия жизни, экзистенциализм и философская антропология. Методологии классического рационализма оно предпочитает иррационализм. Пос

Философско-теологическое направление
Это направление постклассической философии представлено неотомизмом и персонализмом. Неотомизм— официальная философско-теологическая доктри- на католицизма, провозгласивша

Философия в конце XX века
Наиболее авторитетным направлением постклассической фи- лософии в конце XX в. является постмодернизм. Он не является направлением в привычном смысле этого слова, ибо объединяет философов различных

Дополнительная
1. Андреев Л. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994. 2. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1982. 3. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуа

Ключевые понятия
Всеединство — состояние единства мира и человека, воплоща- ющее идеал сродности и соборности на основе «великого синте- за» религии, науки и философии. Ноосфера — сфера взаимодействия в си

Истоки отечественной философии
Предпосылкой становления философии была специфическая «ойкумена»: необъятные просторы богатой земли и люди, адап- тировавшие византийскую и монгольскую (степную) культуры. Особую

Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
На становление славянофильства оказало влияние не только Просвещение, но и отчасти «Философические письма» П. Я. Чаа- даева. Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)в свои

Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
Просвещение вызвало к жизни не только оригинальную кон- цепцию славянофилов о самобытности народа и его соборности, но и инициировало философию радикализма с установкой «сло- во» сделать «делом» об

От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
И философия славянофилов, и философия радикализма оказа- лись всего лишь предпосылочными линиями становления и раз- вития отечественной философии. Эти две линии, несмотря на бо- гатство концепций и

Дополнительная
1. Акулинин В. И. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Ф- лоренскому. Новосибирск, 1990. 2. Вехи. Из глубины: Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1993. 3.

Ключевые понятия
Бытие мира — чистая возможность, обладающая абсолютны- ми характеристиками движения, пространства и времени, сохра- няющая свою неопределенность. Бытие в мире — философская категория для о

Бытие как исходная категория философии
Философская проблема бытия возникает в процессе освоения мира (природы). Мыслители античности ищут то основание, ко- торое высвечивает все многообразие мира, является предпосыл- кой познания конкре

Уровни и формы организации бытия в мире
В отличие от бытия мира бытие в мире структурно организо- ванно. Уровень неживой природы представляют элементарные части- цы, о которых античный мыслитель Анаксагор провидчески за- метил:

Способ существования бытия и формы его проявления
Способом существования бытия является движение. В широком смысле, движение — это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут. Положение о движении как способе существ

Бытийная реальность и ее виды
Бытие мира обнаруживает свое многообразие через свою конк- ретизацию, что позволяет выделить его виды: объективная реальность; субъективная реальность; трансцендентная реальность.

Дополнительная
1. Аксенов Г. П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1. 2. Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы про- странства и времени? // Вопросы фил

Ключевые понятия
Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех явлений и процессов в мире со стороны Бога (теологический де- терминизм); со стороны человека (антропологический детерми- низм); со стороны

Сущность развития
Уже на уровне повседневности можно заметить непрерывное изменение всего и всех. Изменчивость мира не подлежит сомне- нию и гераклитовское «все течет, все изменяется» по-прежнему остается житейской

Основные принципы и законы развития бытия в мире
Отправной точкой отсчета при рассмотрении развития явля- ются принципы взаимосвязи и взаимодействия. Принцип когерентности (взаимосвязи)является методологичес- ким основан

Закон единства и борьбы (противостояния) противоположнос- тей обеспечивает источник развития.
Еще Гераклит подметил абсолютную изменчивость мира, где все преходяще и имеет свою противоположность, где бал правит борьба противоположностей света и тьмы. Гераклитовская идея борьбы противоположн

Положностей, их противостояние, противоречие.
Тождество — это предельный случай идентичности, отношение вещи к самой себе. Но поскольку любой объект, в силу извечной тенденции к изменению, каждый миг уже другой, то исследова- тел

Развитие и его критерий
Прогресс и регресс — те характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо оценочный подтекст. Чаще всего под прогрессом понимают тип направления развития, характеризую- щийся переходом от н

Диалектическая концепция развития
Эта концепция является наиболее серьезной и аргументирован- ной из представленных и опирается на работы Г. Гегеля и К. Мар- кса. Ее можно изобразить в виде системы основополагающих идей и принципов

Эволюционная концепция развития
В основе этой концепции развития лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов. Классический эволюционизм ориентирован на вопросы: Как возникла и развивалась жизнь на

Структуралистическая концепция развития
Главным в этой теории является убеждение, что в основе раз- вития изменяется структура объекта. Под структурой понимают устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и само

Синергетическая концепция развития
Синергетика возникла как попытка найти альтернативы суще- ствующим концепциям развития, которые исчерпали свои возмож- ности в объяснении возникновения и развития сложноорганизо- ванн

Дополнительная
1. Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX столетий. М., 1989. 2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 3. Кевб

Ключевые понятия
Душа — внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. Знание — адекватное отражение бытия в мире в форме пред- ставлений, понятий, суждений, гипотез, теорий. Идеальное — б

Проблема сознания в историко-философской традиции
Проблема сознания сложилась в условиях античности. Перво- начально мысль о сознании была облечена в форму размышления о состоянии души. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движ

Отражение и его эволюция. Психика и сознание
Отражение— есть способность взаимодействующих тел, сис- тем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа пове- де

Структуры психики и структуры сознания
Сознание вырастает из психики, но не порывает с ней, сохра- няя с психикой взаимосвязь и взаимодействие. Психика продол- жает выполнять функцию ориентации в границах жизнедеятель- ности человека, в

Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь
Труд, как первейшее условие удовлетворения витальных потреб- ностей, а также язык, как средство общения, обеспечили не толь- ко становления сознания, но и формирование общественного че- ловека и че

Формы общественного сознания
Вне истории взаимоотношений общественного бытия и обще- ственного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии и философии, морали

Политическое сознание
Среди наличных форм общественного сознания, политическое сознание занимает особое место. Если в условиях античности до- минирующей формой общественного сознания выступала фило- софия, а в условиях

Мораль как форма общественного сознания
Человек приобретает качественную определенность и свой со- циальный статус по мере формирования его отношений с другими людьми общества. В этом процессе общения и жизнедеятельности складывается общ

Искусство как форма общественного сознания
Искусство выступает в различных ипостасях: как социальный институт общества, как специфический вид деятельности, как оп- ределенна форма общественных отношений и, наконец, как осо- ба

Религиозное сознание
По отношению к религии в нашей отечественной литературе сложился негативный стереотип. Религия изначально определя- лась как «опиум для народа». При определенных обстоятельствах религия может быть

Правовое сознание и его специфика
Специфика правосознания Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому пра- вовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы. Социально-ф

Ключевые понятия
Адекватность — соответствие образа объекту. Априори — знание, предшествующее опыту, но применимое к опыту. Вера (в гносеологии) — позиция, признающая суждения, истин- ность которы

Гносеологическое отношение и его специфика
Гносеология — учение о познании явлений и процессов бытия в мире. Это познание есть ни что иное как социально опосредо- ванное, исторически развивающееся отношение человека к миру, где человек выст

Чувственный уровень познания
Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение; восприятие; представление. Ощущение — отображение отдельных свойств объекта, возни- кающее при ег

Рациональный уровень познания
Чувственного восприятия объекта и его представления в каче- стве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо об- щие закономерные связи объекта не схватываются на чувствен- ном уровне. Это

Практика
Практика— это целенаправленная деятельность людей по ос- воению природных и социальных объектов в границах среды оби- тания. По своему содержанию и способу осуществления п

Истина как цель познания, особенности социального познания
В процессе освоения мира люди ориентируются не только на свой опыт, но принимают во внимание и чужой опыт как чувствен- ного, так и рационального познания бытия в мире. Рассматривая к

Основные принципы гносеологического отношения
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адек- ватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Оптима

Принцип объективности
Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и само- го процесса познания. Из этого положения следует методологи- ческое требова

Принцип познаваемости
Для субъекта познания не существует барьеров на пути освое- ния объекта, а если и существуют, то только между тем, что по- знано и еще не познано. Но такой оптимизм не разделяется пред- ставителями

Принцип отражения
Принцип отражения ориентирует исследователя на то, что позна- ние объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта. Отражение можно рассматривать как отображение оригинала с помощ

Принцип определяющей роли практики в познании
Этот принцип служит отправной точкой отсчета в формирова- нии гносеологического отношения в системе «субъект–объект» познания. Практика — основа познания в том смысле,

Принцип творческой активности субъекта познания
Активность субъекта познания обеспечивает основание гносе- ологического отношения, предопределяет инициативу субъекта. В процессе «превращения» материального в идеальное, объектив- ного в субъектив

Принцип обобщения и абстрагирования
Этот принцип обеспечивает методологический ориентир на получение обобщенного образа объекта различной степени актив- ности. Абстрагирование является мысленным отвлечением от всех признаков

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Этот принцип характеризует направленность процесса позна- ния, развитие гносеологического отношения от менее содержатель- ного к более содержательному и совершенному знанию. Он ори- ентирует на нео

Принцип конкретности истины
Истинность суждения будет сомнительна, если не будут извест- ны условия места, времени осуществления гносеологического от- ношения в системе «субъект–объект». Суждение, верно отражаю- щее объект в

Анализ и синтез
Первоначально у субъекта познания складывается общая кар- тина исследуемого объекта с нулевым представлением о его внут- ренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними. Хотя именн

Ний в единое целое.
Объективной предпосылкой аналитико-синтетической деятель- ности человеческого познания является структурность природы, ее способность к процессам объединения и разъединения, созида- ния и разрушени

Абстрагирование
Абстрагирование — мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделения тех существенных признаков, которые интересуют исследователя.

Обобщение — это такой прием познания, в ходе которого уста- навливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.
Обобщение позволяет осуществить переход от менее общего понятия или суждения к более общему. Расширяя общность в направлении формирования более общих понятий, можно выйти на уровень предел

Аналогия — это такой прием, с помощью которого на основе сход- ства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим.
При умозаключении по аналогии знание, полученное ранее, переносится на объект, хранящий свою качественную неопреде- ленность. Расшифровка неопределенности объекта познания сред- ствами аналогии нос

Методы (приемы) чувственного (эмпирического) уровня познания
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения «субъект– объект». Основная задача эмпирического познания — собрать, накопить факты, произв

Наблюдение — это прием направленного восприятия объекта по- знания с целью получения информации о его форме, свойствах и отношениях.
Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная направленная форма гносеологического отношения субъекта к объекту, усиленная дополнительными средствами фик- сации информации и ее

Описание — это прием фиксации информации наблюдения, его завершающий этап.
С помощью описания информация органов чувств переводит- ся на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удоб- ную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, о

Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуще- ствляется количественное сравнение величин одного и того же ка- чества.
Измерение отнюдь не второстепенный прием, некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д. И. Менделе- ев, заметив, что знание меры и веса — это единственный путь к открытию законов.

Уровня познания
Теоретическое знание характеризуется системностью. Если от- дельные эмпирические факты могут быть приняты или опроверг- нуты без изменения всей совокупности эмпирического знания, то в теоретическом

Идеализация — это особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеет- ся в реальном мире.
Процесс идеализации характеризуется введением в конструи- руемый объект таких признаков, которые отсутствуют в его ре- альном прообразе. В результате этих операций были выработаны такие понятия, ка

Гипотетико-дедуктивный метод
Гипотетико-дедуктивный метод — это особый прием производ- ства нового, но вероятного знания.Он основан на выведении зак- лючений из гипотез, истинное значение которых сохраняет

Мысленный эксперимент — это система процедур, проводимых над идеализированными объектами.
Построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изуче- ния существенных характеристик реального объекта познания со- ставляют основную

Единство исторического и логического
Любой процесс действительности распадается на явление и сущ- ность, имеет историю своего становления и основную линию раз- вития. Исторический метод прослеживает историю развития данного

Категории как инструмент гносеологического отношения
Итак, мы располагаем представлением о том, что способом су- ществования бытия является движение, а формами его проявле- ния — пространство и время, что все уровни структурно органи- зованного бытия

Категории определенности
Первое, с чем сталкивается исследователь, — это необходимость отграничить объект исследования, установить его определенность. В мире существует бесконечное многообразие явлений, единич- ных в своем

Категории обусловленности
Блок категорий, обеспечивающих возможность уяснить меха- низм обусловленности наблюдаемого явления, открывается кате- гориями «причинаи следствие». Ставя

Категории целостности
Решив проблему определенности и обусловленности познавае- мого явления, можно просчитать и его перспективу, ориентиру- ясь на философские категории «целогои части».

Ключевые понятия
Биосфера — структурно организованный уровень бытия в мире, охваченный биологической жизнью. Географическая сфера — часть природы, вовлеченная в систе- му общественного производства и соста

Природа как объект философского анализа
Представления о природе первоначально складываются в на- турфилософиии античного мира. В отличие от обыденного созна- ния, натурфилософия ориентирована на поиск первоначала общего и обоснование его

Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества
Взаимосвязь общества с природой носит объективный харак- тер. Она имеет статус закона, который отражает не процессы, про- текающие внутри общества, а связи общества с естественными ус- ловиями его

Ключевые понятия
Государство — институт регламента общественной жизни, для которого характерно организованное и легитимное применение власти в целях упорядочения общественных отношений; автори- тет власти.

Общество как объект философского анализа
Феномен общества многоаспектен, а поэтому является объек- том пристального внимания истории и экономической теории, этнографии и демографии, политологии и социологии. Что каса- ется философии, то е

Способ бытия людей
Можно вести речь об особенностях структурной организации общества Красного креста и общества любителей изящного ис- кусства, можно спорить о специфике украинского общества и про- тивопоставлять ему

Социальное пространство
Если деятельность выступает способом существования обще- ства, то формой проявления общества является социальное про- странство. Его истоки составляет ойкумена, как органическое един- ство человече

Социальное время
Формой осуществления общества как конкретного уровня бы- тия в мире является социальное время. Как и время природы социальное время одномерно, асиммет- рично и необратимо. Однонаправленнос

Общественное производство и его основные сферы
Деятельность как способ бытия общества, пространство как форма его проявления и время как форма осуществления социаль- ной жизни предопределяют вывод о том, что общество это не спон- танная совокуп

Смысл истории и ее основные цели
Одна из существенных характеристик общества — его исто- ричность. В отличие от природы, общество развивается во време- ни, имеет свою историю. Факт исторически общественной жизни означает очень мно

Ключевые понятия
Антропогенез — процесс формирования человека. Социогенез — процесс становления общества. Антропосоциогенез — единый процесс становления общества и формирования человека в условиях взаимосв

Феномен человека в истории философии
Специалисту в области философии науки Томасу Куну принад- лежит концепция парадигмального развития науки. Есть некото- рая «дисциплинарная матрица», обеспечивающая успешное реше- ние

Сущность человека
Историко-философский анализ феномена человека позволяет поставить вопрос о сущности человека. Пришло время плодотвор- ного соединения философского и естественнонаучного знания,  

От понятия человека к образу личности
Бытует мнение, что проблемы человека, — как объекта фило- софского анализа, — не существует112. Такое мнение имеет под собой определенное, но недостаточное основание. Действитель- но, феномен челов

Деятельность как способ бытия человека
Понятие «деятельности» является одной из стержневых катего- рий социальной философии. Оно сродни понятиям «движение», «активность», «поведение». Если движение является абсолютной характери

Ответственность, социальная ориентированность и самоценность человека
В своем развитии человечество прошло долгий путь, отстаивая идеалы и утверждая право рассматривать жизнь в том числе и жизнь человека, как высшую ценность. Но право, не признающее обязанностей, пре

Человек и его духовное измерение
Знакомство с проблемой человека в историко-философской традиции, а также рассмотрение сущности человека позволяет принять вывод о том, что человек существо многоаспектное. Бу- дучи производным пяти

Ключевые понятия
Аксиология — учение о ценностях бытия в мире. Альтруизм — принцип бескорыстного служения, готовности к жертвоприношению. Бессмертие — форма существования человека или его души пос

Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни сугубо философская. Она не имеет сво- их аналогов в других формах освоения мира. Эта проблема обре- тает свою актуальность, когда в обществе или в жизни человека возникают нес

Смерть и бессмертие: мифы и реальность
Человек — это существо, ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою летальность. Чаще всего люди радуются жизни и испытывают страх перед смертью. И боятся они не

Права и свободы человека и гражданина
Степень реальной свободы человека проявляется в том, как он может реализовать присущие права и обязанности. Быть челове- ком — значит, среди прочего, обладать неотъемлемыми правами. Впервые о права

Ценностные ориентиры жизнедеятельности человека
Одним из компонентов теоретической философии является ак- сиология. Аксиология (от греческого axios — ценный и logos — учение) — философское учение о природе ценностей и их роли в жизни общества и

Отчуждение человека и феномен
«бегства от свободы» Если деятельность человека является способом его бытия, то отчуждение есть процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельну

Ключевые понятия
Коммунитаризм — направление в социально-политической те- ории, утверждающее, что оптимальными формами позволяющи- ми реализовать идеалы солидарности, справедливости и преодо- леть отчуждение между

Конец XX века как завершение эпохи модерна
Рубеж XX–XXI вв. означает смену не только столетий, но и тысячелетий. Время является одной из существенных онтологи- ческих характеристик бытия общества и бытия человека. Это фор- ма осуществления

Мир перед лицом глобальных проблем
Поводом для «переоценки ценностей» господствующего типа развития послужили не столько политические, социальные и эко- номические противоречия, сколько осознание того факта, что в мире постепенно на

Современное общество в условиях постмодерна
Сказанное выше позволяет заключить, что мировое сообщество в настоящее время переживает переходное состояние. С одной сто- роны оно уже утратило характерные черты модерна, а с другой стороны, в нем

Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке
К многообразию цивилизаций можно относиться по разному. Эволюционная теория утверждает, что разнообразие является по- ложительным фактом и благотворно влияет на человечество как единую живую систем

Сведения об авторе
Кальной Игорь Иванович. Родился 12 мая 1941 года. В 1970 году окончил философский факультет Ленинградс- кого госуниверситета. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию по

Им. В. И. Вернадского И. И. Кального
  Прежде всего, обращает на себя внимание широчайший охват материала, который сумел вместить автор в рамки предложенного учебника: от предфилософского мифологического сознания впло

Профессором Кальным И. И.
  Рецензируемый учебник написан в полном соответствии с госу- дарственными требованиями, предъявляемыми к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки, которые должна обес

Им. И. Е. Репина, доктор философских наук, профессор В. А. КАРПУНИН
449Предисловие 1 Глава I 1 И. И. Кальной. Философия Мировоззре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги