рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Либеральный и социалистический общественный идеал

Либеральный и социалистический общественный идеал - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ 2. ЛиберальныйОбщественный Идеал, Разработан В Рамках Европе...

2. Либеральныйобщественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственность и т.д. Либералы так решают парадокс свободы: свобода одного не должна нарушать свободу другого человека. «Моя свобода кончается возле кончика твоего носа». Не должно быть насилия над людьми. Главное отношение людей – договор, сделка. В экономике должны господствовать частная собственность, свободный рынок и конкуренция. Каждый человек имеет утилитарную автономию. Он вправе, в рамках закона, преследовать свой частный интерес. Однако, никто не обязан ему помогать. Либералы принимают догму Смита, согласно которой, если каждый будет эгоистом, будет стремиться к удовлетворению своих интересов, тогда наилучшим образом будет достигнут общественный интерес. Разумный эгоизм работает на общее благо. Либералы верят в совершенную саморегуляцию свободного рынка, который сам себя настраивает как совершенный компьютер. Английский экономист Адам Смит называл это «невидимой рукой рынка». Поэтому либералы считают, что государство не должно вмешиваться в экономику. Оно только должно охранять порядок и собственность граждан Девиз либералов: Laissez faire – «позволяйте делать, кто что хочет», «не мешайте». Государство должно быть минимальным, его полномочия должны быть ограничены самым необходимым.

Государство должно быть правовым, главной целью его существования должна быть защита прав и свобод человека. Чтобы сама государственная власть не могла нарушить свободу человека, она должна быть демократически избираемой, подконтрольной обществу. Законы должны издаваться лишь те, которые соответствуют свободной воле граждан. Власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Если же один и тот же человек является законодателем, исполнителем и судьей, то это ведет к диктатуре и подавлению свободы граждан. Перед законом все равны. Либералы считают, что в том обществе, где властвует закон свободы больше, чем в том, где властвует человек над человеком. Закон ограничивает мои действия, но он же ограничивает действия других по отношению ко мне. У меня есть пространство свободы. В духовной сфере должен быть разрешен плюрализм мнений, религий, мировоззрений. Такой идеал отчасти реализован на Западе.

Либеральный идеал имеет привлекательные черты, но у него есть и недостатки.

Критика либерализма.

1) Свободный рынок не обладает совершенной саморегуляцией. Поэтому периодически возникают кризисы перепроизводства.

2) При стихийном развитии демократического капитализма происходит резкое расслоение на богатое меньшинство и бедное большинство, следствием чего является классовая борьба, ведущая к социальному взрыву.

3) Права человека для человека, не имеющего денег, носят формальный, теоретический характер. Как писал Ф. М. Достоевский, если у меня нет денег, то я - не человек, который делает, что хочет, а человек, с которым делают, что хотят.

4) Буржуазная демократия носит во многом фальшивый характер, ибо реально властью обладает экономически господствующий класс. Чтобы участвовать, например. выборах в парламент нужно иметь немалую сумму денег, которая у большинства отсутствует. Средства массовой информации тоже принадлежат богатым людям.

5) При рыночной экономике начинают преобладать материальные ценности, прагматизм, происходит упадок духовной культуры.

6) Оппоненты либералов – социалисты считают, что капитализм (рыночная экономика) основан на эксплуатации наемных рабочих, присвоении чужого труда.

Эволюция либерализма – в XVIII – XIX вв. – классический либерализм. В ХХ веке сложился социальный либерализм, который в некоторых отношениях сближается с социализмом. Социальные либералы считают, что реальная свобода становится больше, если государство вмешивается в экономику и защищает более слабых граждан путем государственного регулирования производства и перераспределения средств от богатых к бедным. В 1929 году начался самый острый кризис капитализма за всю историю – Великая Депрессия. Американский президент Франклин Рузвельт провел реформы и начал государственное регулирование экономики. После второй мировой войны подобные мероприятия были проведены и в других странах.

В конце ХХ века наблюдается возврат к классическому либерализму – неолиберализм, который во многих отношениях порывает с гуманизмом. Неолибералы проводят дерегулирование экономики и демонтаж социального государства.

3. Социалистический общественный идеал. Социалисты считают, что надо сделать обстоятельства человечными. Главные ценности для социалистов – это социальная справедливость (понимаемая как равенство) и солидарность между людьми. Общество должно помогать каждому его члену, но и каждый индивид должен сознательно заботится об общественном благе.

Социализм утверждает необходимость социальных прав человека – на труд, отдых, охрану здоровья, жилье, образование и др. Это невозможно сделать без вмешательства государства в экономику и перераспределения средств от обеспеченных слоев к необеспеченным.

Социалисты исходят из критики капитализма. Основное противоречие капитализма, согласно марксизму – противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов. Такое противоречие может быть разрешено путем установления общественной собственности на средства производства и личной собственности на предметы потребления. Производство, обмен и потребление должно сознательно регулироваться всеми членами общества. Вместо стихийной регуляции рынка должна быть плановая экономика. Тогда исчезнет противоречие между общим и частным интересом. Исчезнет необходимость в государстве как принудительной силе. На его место придет общественное самоуправление населения. Исчезнут противоречия между народами, поэтому исчезнут войны. Со времени возрастет производительность труда, сократится рабочее время. Увеличится свободное время, которое можно использовать для развития своей личности в любом направлении. Но подлинное царство свободы будет тогда, когда человек перестанет быть агентом материального производства, при полной автоматизации. Настоящая свобода – это свобода от отчуждения, реальная возможность развивать свои способности. По вопросам распределения между социалистами шли споры. Одни защищали уравнительный принцип распределения, другие выступали за принцип оплаты по труду. При развитом социализме – коммунизме материальные стимулы потеряют свою силу, на первый план выйдут духовные потребности – в творчестве, самореализации, служении обществу. Сам труд станет наградой. Цель общества – максимальное развитие всех человеческих способностей без заранее установленного масштаба.

В истории мы видим две основные формы реализации на практике социалистического идеала. Это, прежде всего, советский коммунизм. Советская модель общества включала в себя общественную (государственную) собственность на средства производства, плановую экономику, однопартийную систему с отсутствием демократических свобод, коммунистическая идеология выступала как некая квазирелигия – вера в построение бесклассового общества, в отношениях между народами провозглашался пролетарский интернационализм.

Вторая форма реализации социалистического идеала – социал-демократия в Европе. Социал-демократы признают рыночную экономику и частную собственность, но в отличие от либералов, признают и необходимость вмешательства государства в экономику во имя общего блага. Такие взгляды и действия называются «дирижизм» и «интервенционизм». Вместо свободной рыночной экономики социал-демократы больше ориентируются на смешанную экономику, где присутствует государственный сектор, наряду с частным. В области распределения социал-демократы ориентируются на государство всеобщего благосостояния или социальное государство, которое обеспечило бы всем гражданам высокий уровень жизни. Для этого через налоги государство перераспределяет часть доходов от обеспеченных людей к необеспеченным. В странах, где правят социал-демократы высокие налоги на богатых. Они к тому же носят прогрессивный характер. Чтобы избежать классовый борьбы социал-демократы стараются найти классовый компромисс между работодателями и работополучателями и наладить социальное партнерство между ними.

Критика социализма.

1)Критики социализма считают, что плановая экономика менее эффективна, чем рыночная. Общее – значит ничье.

2) Если собственником всех средств производства становится государство, то все члены общества становятся его рабами, вместо демократии устанавливается диктатура.

3) Растет бюрократизация общества, власть чиновничества.

4) Забота о человеке со стороны общества – патернализм - подрывает мотивацию к труду. Поэтому экономика становится неэффективной, и ее рост тормозится.

5) Социализм уравнивает людей и подавляет своеобразие каждой личности.

Основной конфликт нашей эпохи происходит между находящимися сегодня у власти во многих странах неолибералами, которые стремятся вернуться к классическому капитализму образца 19 века и сторонниками сохранения социального государства. Неолибералы проводят глобализацию – становление свободного глобального рынка товаров, капиталов и рабочей силы. Инструментом глобализации является Всемирная Торговая Организация (ВТО).

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ

ПО... БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Либеральный и социалистический общественный идеал

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
  Данный текст представляет собой конспективное изложение лекций по базовому курсу философии. Он является дополнением к устным лекциям по философии, поскольку не весь теоретический ма

Предмет и специфика философии
Слово «философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». Авторство этого слова приписывается знаменитому греческому философу и математику Пифагору. Ин

Проблема бытия в философии
Философия изучает мир в целом. Это целое нельзя увидеть, услышать, потрогать, словом, воспринять чувственно. Мы можем почувствовать только ничтожно малую часть мира, универсума, вселенной. Тем не м

Проблема бытия: Что конкретно представляет собой бытие? Что является истинной реальностью?
При ответе на эти вопросы среди философов существуют глубокие разногласия. Позиция философа зависит от того, на какой опыт он в своих размышлениях опирается. Можно выделить 4 основных вида опыта:

Проблема единства мира: Бытие едино или множественно? Сколько и какие существуют мировые субстанции? Каковы связи между ними?
Выделяют 3 основные позиции по данной проблеме: 1. Монизм (моно – одно) – учение, которое считает, что существует только одна субстанция. Монисты могут бы

Философский материализм
Опыт. Обратимся сначала к изучению материального мира. Он предстает перед нами в виде неизмеримого множества разнообразных тел. Каждому телу присущи свои свойства, состояния, отношения и способы де

Философия движения
Опыт. Еще в древности многими мыслителями в разных странах был отмечен фундаментальный факт всеобщей изменчивости, царящей в чувственном мире. Гераклит выразил этот факт в знаменитом изречении: «Вс

Философия о времени и вечности.
Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно

Философские вопросы детерминации
Опыт. Мы живем в мире событий. Постоянно что-то происходит. Мы наблюдаем различные степени упорядоченности этих событий. К. Поппер сопоставлял между собой такие объекты как облака и часы. Облака -

Эйдология Платона
Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный иде

Философия Аристотеля. Телеология.
Ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. до н. э.) создал свою версию объективного идеализма. Главной проблемой для идеалистов является проблема связи идеального и реальног

Трансцендентальный идеализм И. Канта
Античный объективный идеализм обладал, правда, существенным недостатком и был логически незавершенным. Дело в том, что, наряду с идеями, он признавал самостоятельное существование вечной материи. З

Абсолютный идеализм Гегеля
Против колеблющейся позиции И. Канта выступил велики немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831)., создавший абсолютный идеализм, объективный идеализм,

Диалектика, метафизика, релятивизм. Учение о развитии
  Опыт: Как отдельные предметы, так и целые классы вещей, находятся в особых смысловых отношениях между собой. Это – отношения сходства (тождества) и различия. Мы говорим: «сын похож

Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой?
По этой проблеме можно выделить 3 основных точки зрения в чистом виде: Метафизическая точка зрения. Слово «метафизика» имеет два основных значения. Часто «метафизика» озна

Основные законы диалектики
Диалектика формулирует основные законы движения и развития. Впервые они были открыты Гегелем, а затем материалистически истолкованы в марксистской философии. Главным из трех основн

Проблема души как субстанции
Опыт. Кроме внешнего опыта, добываемого с помощью внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, есть еще внутренний опыт. Он говорит нам о том, что у каждого из нас е

Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта.
1. Исторически первой концепцией по данной проблеме был гилозоизм – учение о том, что все материальное одушевлено. Гиле – материя, зоэ – жизнь по-гречески. Такого взгляда на мир пр

Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела. Психофизический параллелизм
Пантеизм Б.Спинозы. Пан – все, теос – Бог. Бенедикт Спиноза, голландский философ XVII века, считал, что существует только одна субстанция – Бог или природа. У него Бог и мир объединены в единое цел

Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница.
Самой известной теорией в метафизике XVII –XVIII веков была теория предустановленной гармонии немецкого философа Г. Лейбница. По Лейбницу, все вокруг индивидуально, нет абсолютно похожих вещей. Это

Материалистическая теория психики
(вульгарный материализм, эпифеноменализм, теория отражения) Оптимистическая теория Лейбница встретила отпор со стороны материалистической теории психики. Согласно материал

Субъективный идеализм.
Противостоит материализму и является полной его противоположностью теория субъективного идеализма. В европейской традиции, ее основателем является английский философ XVIII века Джордж Беркли. В кач

Строение души. Душа и дух.
Важной проблемой в философии и психологии является проблема строения души или психики: из каких элементов состоит психика, как они связаны между собой? Мы рассмотрим две альтернати

Проблема объективности истины.
Одной из главных функций сознания является познание. Познание – это постижение человеком какого-либо предмета. Субъект познания – тот, кто познает, он обладает сознанием и внутренней активностью. О

Проблема познаваемости истины: способен ли человек достичь объективной истины?
На эту проблему есть два основных ответа. 1. Гносеологический оптимизм считает, что истина достижима. Большинство философов придерживаются этой позиции, различаясь только

Проблема соотношения абсолютной и относительной истины
Проблема связи абсолютной и относительной истины: как связаны между собой абсолютная и относительная истины? Абсолютная истина – полная, совершенная, целостная, точная истина.

Сенсуализм. Основные формы чувственного познания
Проблема способа познания истины: на что нужно опираться при познании истины – на какую познавательную способность, и каким методом? Метод – это способ познания, регулирующийся опр

Критическая теория познания И. Канта.
В XVIII веке немецкий философ Иммануил Кант в своей критической теории попытался объединить сенсуализм и рационализм. Этому посвящена его книга «Критика чистого разума». По Канту, во всяком знании

Теория познания диалектического материализма
  Теория познания диалектического материализма (марксизма-ленинизма). Марксизм материалистически переосмыслил диалектический метод и попытался связать его с сенсуалистической установк

Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.
Те точки зрения, которые мы рассмотрели рациональны в том смысле, что признают разумность самой действительности и верят в возможность ее познания при помощи разума или рассудка. Это – раци

Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм
В XIX- ХХ веках появляются и бурно развиваются исследования в области философии науки. Еще Аристотель выделял 5 ступеней познания. Первая – ощущение, то есть видение, слышание, непосредств

Философская теология о сущности Бога. Доказательства существования Бога.
Теология – учение о Боге. Теология опирается на священные книги, где, по мнению верующих, содержится священное Откровение Бога, его сообщение людям о самом себе, религиозную традиц

Проблема связи Бога и мира.
Важной проблемой для философской теологии является проблема связи Бога и мира. Здесь можно выделить несколько позиций: Акосмизм считает, что существует то

Религиозная философия о проблеме зла в мире.
С точки зрения религиозной средневековой философии, самой важной жизненной проблемой является проблема зла. Опыт. Каждый из нас в своей жизни сталкивался со злом, и сам делал нечто злое, и

Человек и природа. Глобальные проблемы современности.
Человек, с одной стороны, есть часть природы. Природа в широком смысле слова объединяет все материально существующее. Человек подчинен природным законам, его тело имеет биологическ

Проблема происхождения человека: что является главным фактором в появлении и эволюции человека?
На этот вопрос есть три главных варианта ответа: 1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эвол

Проблема сущности человека
Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира. Опыт. Человек, с одной стороны, самое

Ценность человека. Гуманизм и антигуманизм
  Важной является также проблема ценности человека: является ли человек – высшей ценностью, высок или ничтожен человек? Этот вопрос стоит довольно остро в наше время. Также остро он с

Теория отчуждения К. Маркса
К. Маркс открыл феномен отчуждения человека. Он описал его в своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Эта книга не была известна до 30-х годов 20 века. По К.Маркс

Личность с точки зрения философии. Персонализм.
  В реальности нет человека вообще, существует множество человеческих личностей. Опыт Я. Человек имеет непосредственное сознание о своем я. Если он видит какой либо цвет, чув

Личность и индивид
Индивид и личность – не одно и то же. Индивид может быть природным, биологическим, социальным. «Индивидуум» - это латинское слово, которое означает «неделимое». Это синоним греческому слову «атом».

Свойства личности
Интериорность. Это самостоятельная внутренняя жизнь каждого из нас. У нас есть неповторимый внутренний мир, неповторимая внутренняя интимная жизнь, которую мы скрываем от других. Д

Персонализм и имперсонализм
Важным философским вопросом является вопрос об отношении бытия и личности, бытия и «я». Многие философы принимают тезис, что само бытие, мировая основа безлично. Для материалистов это материя, для

Свобода как философская проблема.
Опыт: Некоторые студенты считают, что никой свободы не существует. Однако каждый человек в своем опыте имеет переживания свободы и несвободы. Каждый переживал какие-то моменты освобождения. В эти м

Философия истории
История в широком смысле этого слова – это последовательная смена состояний любого объекта. Можно говорить о геологической истории Земли, истории ландшафта и пр. наиболее часто термин «история» исп

Социальная философия о сущности общества.
  Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ра

Типология обществ. Формационный и цивилизационный подходы
    Существуют различные типологии обществ выделения типов обществ. Можно выделить два основных подхода. Первый называется формационным и связан с маркс

Проблема сущности общества: что первично – индивид или общественное целое?
1. если мы обратимся к опыту, то нам сразу бросится в глаза тот факт, что если нет индивидов, то не будет ни общественных отношений, ни социальных институтов, ни общества как такового. Отсюда некот

Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона
  Общественный идеал – это совершенное общество. Следует различать сам идеал и то, что думают о нем люди. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Э

Философия техники. Человек в информационно-техническом мире
Техника как явление общечеловеческое столь же стара, как и человек. Однако философское размышление о технике началось сравнительно недавно – в 19 веке. В полном смысле о философии техники как сложи

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  Философия жизни рассматривает такие проблемы, как сущность человеческой жизни и смерти, смысл жизни, стоит ли жить и зачем? А. Камю считал главным философским вопросом вопрос о само

Философия «мировой скорби» А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), – самый выдающийся пессимист в истории философии. По его мнению, наш мир – наихудший из всех возможных миров. Если он был бы еще хуже, то он просто бы не существовал

Философия жизни Ф. Ницше
Согласно немецкому философу Фридриху Ницше (1844 - 1900), земная жизнь есть высшая ценность, она прекрасна как таковая и в любом виде. Нет ничего выше земной жизни. В своей книге «Так говорил Зарат

Экзистенциализм
Самое известное направление западной философии ХХ века – экзистенциализм. Он возник после первой мировой войны как реакция на духовный кризис европейской культуры. Представители не

Софиология Владимира Соловьева
  Самобытный взгляд на мир и на человека был выработан у классика русской философии Вл. Соловьева(1853 – 1900). Согласно Вл. Соловьеву подлинной реальностью, истиной является абсолют

Аксиология
Аксиология – наука о ценностях. Опыт. Мы знаем, что одни предметы нас привлекают, другие отталкивают, к одним мы стремимся, других избегаем. Ценность – это то, что достойно существования,

Философия культуры
Ценности опредмечиваются, выражаются как в людях – субъектах культуры, так и в предметах культуры, артефактах – вещах, искусственно созданных людьми. Человек и общество не могут существовать без ку

Запад, Восток, Россия в диалоге культур
В настоящее время актуальным является вопрос о взаимодействии различных культур. Прежде всего, остро стоит проблема взаимопонимания и взаимоотношений между Востоком и Запад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги