рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие представлений о происхождении человека.

Развитие представлений о происхождении человека. - раздел Философия, АНТРОПОЛОГИЯ Проблема Происхождения Человека Является Одной Из Основных Не Только В Естест...

Проблема происхождения человека является одной из основных не только в естествознании, но и в философии. Вокруг этой проблемы до сих пор идет идеологическая борьба, разрешение которой имеет принципиальное, мировоззренческое значение.

Идея о естественном происхождении человека возникла на основе материалистического мировоззрения и уходит в глубокую древность (Анаксимандр, Эмпедокл, Лукреций Кара). Римский врач К. Гален, изучая анатомию обезьян, пришел к заключению о сходстве ее с человеком.

В средние века прогрессивные материалистические взгляды о естественном происхождении человека преследовались церковью. Итальянский философ Лючилио Ванини за высказанную мысль о принадлежности человека к животному миру был сожжен на костре.

Основатель первой классификации К. Линней, разделявший идею о божественном происхождении человека, тем не менее, поместил человека в отряд приматов и класс млекопитающих. К этому же отряду он отнес и обезьян. Он дал человеку родовое и видовое название: Homo sapiens - человек разумный.

Ж.-Б. Ламарк - автор первой теории эволюции - был также и автором первой в истории науки гипотезы происхождения человека, которую он изложил в своем труде "Философия зоологии" (1809). Он считал, что предками человека была какая-то порода древесных обезьян, которая перешла к передвижению на двух ногах. Развитие прогрессивных физических особенностей человека Ламарк объяснял в соответствии со своей эволюционной теорией влиянием упражнения и не упражнения органов и передачи по наследству благоприобретенных признаков.

Одна из первых книг об эволюции человека была написана Ч. Дарвином в 1871 г. – «Происхождение человека и половой отбор», которая по-прежнему остается одной из лучших книг на эту тему. Научную разработку вопроса происхождения человека он осуществил уже в 1837 году, высказав мысль о сходстве человека и животных: "...Животные - наши братья по боли, болезни, смерти, страданию, голоду - все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка". В книге "Происхождение человека" Ч. Дарвин на основании данных сравнительной анатомии, эмбриологии и психологии материалистически объяснил наличие у человека рудиментов и атавизмов как доказательств его животного происхождения, убедительно доказал родство человека с низшими антропоморфными обезьянами.

Таким образом, была создана биологическая основа для создания теории антропогенеза. Однако, проблема происхождения человека не является только биологической. Важным фактором эволюции человека была трудовая деятельность, на что обратил внимание Ф. Энгельс. Тем не менее, вопросы происхождения человека и сегодня остаются ареной идеологической борьбы. Современные идеалисты считают основной движущий фактор антропогенеза непознаваемым, сверхъестественным, направленным к определенной заданной цели; это попытка возрождения телеологии в новых условиях. Но большинство материалистически мыслящих ученых все большее значение придают социальным факторам эволюции, трудовой деятельности, считая способность к производству орудий решающей для определения принадлежности ископаемой формы к той или иной категории. Социальные факторы наложили отпечаток и на биологические особенности человека.

В свете современных представлений, очевидно, что ни труд как специфически человеческое воздействие на природу, ни язык как способ общения людей друг с другом, не могут существовать без наличия у "трудящихся" и у "общающихся" субъектов рефлексивного сознания и относительно развитой индивидуальности, наличие которых мы сегодня фиксируем уже на весьма ранних стадиях - стадиях предчеловека.

Отдавая должное дарвиновской теории естественного отбора в формировании вида Homo sapiens, необходимо отметить ее уязвимые аспекты. Принципиальное возражение состоит в том, что нельзя отождествлять человека с его внешним, анатомическим обликом - ведь тогда необъяснимым остается происхождение его разума. Судя по величине мозга, его изменениям, можно сделать вывод о том, что разум человека складывался постепенно, что именно труд, причем совместный, был основой формирования сознания человека. Но это лишь косвенный показатель, имеющий внешний характер и оставляющий в тени процессы исторического развития внутреннего мира человека. А именно с этим связано становление человеческой культуры.

Сегодня есть три подхода к этой теме. Во-первых, существует идея нисхождения духа на биологическую субстанцию и преобразования под его влиянием тела обезьяны в тело человека (Ф. Шиллинг). Здесь многое надо принимать на веру. Во-вторых, есть культурологическая идея, трактующая происхождение человека не как процесс постепенного развития сознания человека, а как процесс, сущность которого задается извне, "проектом человека" данной культуры, и утверждающая, что нельзя говорить о человеке вообще. В-третьих, происхождение сознания человека объясняется воздействием знаков, языка, общения. Современная семиотика установила, что связь внешнего и внутреннего планов человека осуществляется через знак, имеющий значение (внутренний план), и его включенность в деятельность человека как ее знаковое орудие и средство (внешний план). Например, для горожанина, тысячи раз в своей жизни пересекающего улицу, заполненную движущимся транспортом, знак светофора в виде шагающего зеленого человека есть само собой разумеющийся символ перехода через улицу.

Такова культурологическая позиция в объяснении человека - в отличие от взгляда на него как на биологический вид, характерного для антропологической палеонтологии.

Некоторые объясняют происхождение сознания и появления у человека способности к искусственному (разумному) отбору из своего опыта взаимодействия с природным и человеческим окружением лишь того, что его защищает, спасает и т.д. Такая способность появляется лишь с формированием у человека абстрактного мышления, умения выходить за пределы конкретной ситуации, с появлением надситуационной фазы в процессе самоидентификации человека со своим окружением (первоначальным слиянием человека с природой и социумом). Современные семиотические исследования позволяют утверждать, что в истории человека выживали лишь те особи, которые смогли выработать у себя так называемое "парадоксальное поведение". Например, В.М. Розин в книге "Введение в культурологию" приводит эпизод из рассказа Э. Сетон-Томпсона "Тито". Самку койота преследовали борзые. Они уже догоняли ее, как вдруг Тито остановилась и пошла навстречу собакам, приветливо помахивая хвостом. Борзые отказывались нападать на зверя, который вилял хвостом, и не желал убегать. Тито сумела выйти за пределы ситуации погони и своим самоубийственным поведением полностью изменила ее. Возможно, это и есть проявление зачатков абстрактного мышления у животных.

Подобный случай описывается в документах, посвященным проблемам борьбы с паникой в войсках. В период гражданской войны под давлением врага один полк из дивизии В.И. Чапаева в панике бежал с позиций. Чапаев на коне пытался остановить бойцов, приказывал, ругался, хлестал людей нагайкой - ничего не помогало, полк бежал молча. Чапаев вдруг закричал: "Стой, снимай сапоги!", и случилось чудо: бежавшие стали останавливаться и снимать сапоги. Командиры быстро привели людей в порядок.

Таким образом, можно сказать, что в истории становления человека "парадоксальное поведение", свидетельствующее о силе абстрактного, обобщающего мышления становится нормой, закрепленной опытом. Это ведет к появлению у человека способности к мысленному наложению на бесстрастные факты реальности своего ценностно-смыслового порядка и к отбору для практики лишь того, что соответствует данному порядку. Этот момент и есть начало становления человеческой культуры. Следовательно, истоки культуры лежат в самом человеке, в его природе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АНТРОПОЛОГИЯ

Кировская государственная медицинская академия... Факультет социальной работы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие представлений о происхождении человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Киров - 2006
    ББК М   Печатается по решению редакционно-издательского совета КГМА Протокол №____ от «____»_________2006 г.  

Цель и задачи предмета.
Целью предмета "Антропология" является: освоение антропологических знаний, умений и навыков через рассмотрение человека во всем комплексе и многообразии его биологических, социальных и ку

Тема 1. Человек в окружающем мире.
Цель занятия: раскрыть связи внутреннего духовного мира человека с внешним по отношении к нему социальным миром объективных отношений, институтов и общностей.

Тема 2. Антропологические основания социальной работы.
Цель занятия: изучить факторы, лежащие в основе социального расслоения и определить формы и приемы экспертизы социальных отношений, институтов и процессов.

Предмет антропологии, ее задачи и место в системе наук.
Термин антропология имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (греч. anthropos – человек, logos – наука). Антропология изучает происхождение чел

Связь антропологии с другими науками.
Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает естествознан

Принципы и методы антропологических исследований.
В классической физической антропологии используются два основных метода исследования человека - антропоскопия и антропометрия. Антропоскопия- описание качественных признаков

История развития антропологии.
Как самостоятельная область науки антропология возникла в конце 18 - начале 19-го столетия. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами в истории человече

Антропологические основания социальной работы.
Объединение социального и биологического в человеке и несводимость их друг к другу определяет, с одной стороны, необходимость интеграции всей научной информации о человеке в общей антропологии, с д

Доказательства животного происхождения человека.
Для доказательства животного происхождения человека используют так называемый "тройной метод изучения филогенеза", включающий данные и методы исследования трех наук: срав

Положение человека в системе животного мира.
Человек является единственным ныне живущим на Землевидом из семейства людей. В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция о животном его происхождении. Поэтому, по вс

Качественные особенности процесса эволюции человека.
Чтобы понять путь развития человека до его современного состояния, недостаточно изучения только биологических закономерностей. Происхождение современного человека как биологического вида качественн

Экологические теории гоминизации.
Общая картина морфологической эволюции человека еще далеко не выяснена. Пока нельзя говорить о какой-то единой общепризнанной модели. Разрабатывается и модель постепенного филогенетического развити

Популяционная антропология: видовое единство человечества.
В антропологии, как и в биологии, популяция признается элементарной единицей вида, в частности, вида Homo sapiens. Новая концепция понимания биологического состава человечества получила наименовани

Социальные аспекты происхождения и развития человека.
Становление вида Homo sapiens тесно связано с развитием общества – социогенезом. Один из наиболее сложных вопросов – роль биологических и социальных факторов в эволюционном развитии человека. В про

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги