рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Антропологические основания социальной работы.

Антропологические основания социальной работы. - раздел Философия, АНТРОПОЛОГИЯ Объединение Социального И Биологического В Человеке И Несводимость Их Друг К ...

Объединение социального и биологического в человеке и несводимость их друг к другу определяет, с одной стороны, необходимость интеграции всей научной информации о человеке в общей антропологии, с другой стороны, дифференциацию конкретных знаний по самым разным направлениям человековедения: систематика и анатомия, исследования структурной организации, законов функционирования человеческого вида, его познание возникновения и развития в форме общественно-исторической системы. Разноплановый и вместе с тем единый портрет человека, может быть нарисован путем синтеза всех знаний в области естественных и гуманитарных наук в контексте их социологического и философского обобщения. Такой комплексный подход, а не конгломерат «разных антропологий», позволит в будущем создать фундаментальную науку – общую антропологию, которая объединит информацию о человеке.

По мнению Л. Фейербаха, антропология – это универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний, поскольку целостный образ человека может быть создан только в процессе его разностороннего изучения.

Человек – это существо, принадлежащее одновременно к трем классам явлений: природных (космических), психических, социальных – и обладающее свойствами всех трех классов. Эти три класса различаются структурой, спецификой функционирования, закономерностями. Они существуют реально, взаимосвязаны, проникают друг в друга и представляют собой целостную систему.

Класс природных явлений. Этот класс выступает как исходный и самый древний. Человек рассматривается как вид Homo sapiens и как индивид: реализуются жесткие генетические программы, происходит приспособление особей к изменяющимися условиям среды в интересах популяции, всего вида или рода, преобладают стихийные силы и процессы непроизвольной саморегуляции, идет жестокая борьба за выживание.

Индивид, как считал А.Н. Леонтьев, это прежде всего генотипическое образование. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних стадиях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой совершается процесс не только дифференциации органов, функций, но и их интеграция. В понятие «индивида» содержится указание на подобие человека всем другим людям, его общность с человеческим родом. Но на этом уровне человека выступает не только как результат эволюции живого, но и как результат эволюции Вселенной. Прослеживается его зависимость не только от земной природы, но и от Космоса, в частности от Солнца.

Класс психических явлений.На достаточно высоком уровне развития животных возникает мозг как материальная основа психики, происходит становление человека и человеческой психики. Появляется новое качество, которым природа не обладает, новый класс явлений – субъективные.

Специфическим для человека является идеальное отражение бытия – сознание, формирующееся в процессе исторического развития человечества. Именно наличие сознания отличает человека от животных. Если животное только приспосабливается к условиям обитания, то человек благодаря сознанию способен преобразовывать природу и самого себя. С этой точки зрения человека нужно изучать как индивидуальность и субъект.

Класс социальных явлений. На определенном этапе развития человеческой психики появляется общество. Его эволюция идет по своим законам, отличающимися от законов природы и психики. На этом уровне человек выступает в качестве члена общества и должен рассматриваться как личность. По мнению А.Н. Леонтьева понятие «личность» выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Все три класса явлений предстают как соподчиненные, но различные по уровню сложности, обобщенности и интегрированности. Соседствующие уровни пересекаются, связываются между собой, а подчиненные уровни включаются в уровни структуры более высокого порядка в трансформированном виде за счет более высокого и сложного класса.

Конечно, представленный здесь образ человека далеко не полон. Но даже благодаря этому образу можно понять, что человек разнолик: он является существом космическим, природным, телесным, а также социальным индивидом, участником культурной жизни общества, субъектом творческой сознательной деятельности. Соединяя различные проявления человека в целостное представление, мы формируем свое мнение о нем.

Пока все три класса явлений выступают объектами разных наук. Человек традиционно рассматривался в рамках разных дисциплин: естественно - научных и социально - гуманитарных. Это привело к определенному разрыву в полученных знаниях о человеке. Поэтому ни одна из наук о человеке: биология, психология, социология, культурология, история - не рассматривает человека в целом, а только в определенной проекции. В современных условия существует практическая необходимость интеграции знаний о человеке в единую комплексную дисциплину. Поэтому необходим новый подход на основе синтеза научного, историко-философского, культурологического и эволюционно - синергического подходов к социальной работе, объектом которой является человек.

Социальная работа связана с биологическим, психологическим, социальным и духовным параметрами человека. От степени изученности человека зависит эффективность и общественное значение всех форм социальной работы.

Человек – часть природы, ее детище, но он и существо активно, сознательно, целенаправленно изменяющее окружающую среду. Это теоретическое положение и один из принципов социальной работы имеет важное методологическое значение. Этот принцип предполагает ориентацию на интегративную, целостную концепцию человека в целях установления междисциплинарных связей, что способствует укреплению необходимой научной базы социальной политики во всех ее областях.

Для достижения целей социальной работы необходимы определенные знания. Их дают антропологические науки, к которым К.Д. Ушинский относил анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, географию, изучающую Землю как жилище человека и человека как жителя Земли, статистику, экономику и историю как историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусства и воспитания.

Итак, человек – это принципиально незавершенное существо, открытое для мира, возможностей действия, способное и вынужденное делать выбор. Для социального работника эта идея имеет принципиальное значение. «Открытость» человека – мировоззренческая свобода действий для социального работника. Сейчас вместо оппозиции «человек - природа», «биосфера - техносфера», «Земля - Вселенная» формируется новая картина мира, которая не может быть сведена только к физической составляющей. Нельзя абстрагироваться от космопланетарной роли человека и преобразующего влияния его технической деятельности на окружающую среду. Эта новая картина мира – представление целостной системы, преобразуемой человеком, но неразрывно связанной с ним как со своим специфическим элементом – получила название ноосферы.

Ноосфера (от греч. noos – разум) – это высшая стадия развития биосферы, сферы влияния человеческого разума, сфера взаимодействия природы и общества. Появившись на Земле, человек стал огромной геологической силой, воздействующей на окружающий мир. П. Тейяр де Шарден рассматривал человека как вершину эволюции и преобразователя материи путем включения в творчество эволюции. Лидирующее место в эволюционных построениях ученый отводил коллективу и духовному фактору, не умаляя роли технического процесса и развития экономики.

В.И. Вернадский, говоря о ноосфере, подчеркивал необходимость разумной организации взаимодействия общества и природы, отвечающей интересам человека, всего человечества и окружающего его мира. Природа несет на себе следы деятельности человека в условиях разных общественно-экономических формаций, сменявших друг друга. За последние 150-200 лет результаты этого воздействия превосходят полученные за всю предшествующую историю человека. С ростом численности населения и ростом его благосостояния давление на природу становилось все большим. Считают, что в начале нашей эры на Земле насчитывалось 200 млн. человек. К тысячелетию эта цифра выросла до 275 млн. В 1970 г. на Земле было 3,6 млрд., а к 2025 г. ожидается 8,5 млрд. человек.

Быстрый рост населения планеты ставит вопрос о границах биологической производительности биосферы. В результате активной деятельности человека в период научно-технического прогресса, направленной на повышение материального и духовного уровня всего человечества в значительной мере истощены запасы невозобновляемых природных ресурсов. От степени осознания обществом кризисной ситуации в биосфере и от скорости его реакции на катастрофическое состояние экологической обстановки зависит не только благосостояние людей, но и их жизнь.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АНТРОПОЛОГИЯ

Кировская государственная медицинская академия... Факультет социальной работы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Антропологические основания социальной работы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Киров - 2006
    ББК М   Печатается по решению редакционно-издательского совета КГМА Протокол №____ от «____»_________2006 г.  

Цель и задачи предмета.
Целью предмета "Антропология" является: освоение антропологических знаний, умений и навыков через рассмотрение человека во всем комплексе и многообразии его биологических, социальных и ку

Тема 1. Человек в окружающем мире.
Цель занятия: раскрыть связи внутреннего духовного мира человека с внешним по отношении к нему социальным миром объективных отношений, институтов и общностей.

Тема 2. Антропологические основания социальной работы.
Цель занятия: изучить факторы, лежащие в основе социального расслоения и определить формы и приемы экспертизы социальных отношений, институтов и процессов.

Предмет антропологии, ее задачи и место в системе наук.
Термин антропология имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (греч. anthropos – человек, logos – наука). Антропология изучает происхождение чел

Связь антропологии с другими науками.
Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает естествознан

Принципы и методы антропологических исследований.
В классической физической антропологии используются два основных метода исследования человека - антропоскопия и антропометрия. Антропоскопия- описание качественных признаков

История развития антропологии.
Как самостоятельная область науки антропология возникла в конце 18 - начале 19-го столетия. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами в истории человече

Развитие представлений о происхождении человека.
Проблема происхождения человека является одной из основных не только в естествознании, но и в философии. Вокруг этой проблемы до сих пор идет идеологическая борьба, разрешение которой имеет принцип

Доказательства животного происхождения человека.
Для доказательства животного происхождения человека используют так называемый "тройной метод изучения филогенеза", включающий данные и методы исследования трех наук: срав

Положение человека в системе животного мира.
Человек является единственным ныне живущим на Землевидом из семейства людей. В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция о животном его происхождении. Поэтому, по вс

Качественные особенности процесса эволюции человека.
Чтобы понять путь развития человека до его современного состояния, недостаточно изучения только биологических закономерностей. Происхождение современного человека как биологического вида качественн

Экологические теории гоминизации.
Общая картина морфологической эволюции человека еще далеко не выяснена. Пока нельзя говорить о какой-то единой общепризнанной модели. Разрабатывается и модель постепенного филогенетического развити

Популяционная антропология: видовое единство человечества.
В антропологии, как и в биологии, популяция признается элементарной единицей вида, в частности, вида Homo sapiens. Новая концепция понимания биологического состава человечества получила наименовани

Социальные аспекты происхождения и развития человека.
Становление вида Homo sapiens тесно связано с развитием общества – социогенезом. Один из наиболее сложных вопросов – роль биологических и социальных факторов в эволюционном развитии человека. В про

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги