рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Быть означает быть воспринимаемым или возможность быть воспринимаемым.

Быть означает быть воспринимаемым или возможность быть воспринимаемым. - раздел Философия, Понятие философии. Предмет философии Если Вещи Ни Кем Не Воспринимаются Ни В Действительности, Ни В Возможности, Т...

Если вещи ни кем не воспринимаются ни в действительности, ни в возможности, то они непрерывно творятся и воспринимаются ангелами и Богом.

Сами вещи не могли бы существовать, если бы не поддерживались волей и восприятием Бога.

А что же, с точки зрения Беркли, представляет собой сам Бог?

Согласно берклианской логике, Бог, чтобы существовать для нас, должен представлять собой совокупность восприятий. Мы должны были бы его видеть, слышать, ощущать, как и любую другую материальную вещь. Но по отношению к Богу никто из нас такого сказать не может.

Если Бог все-таки существует, то нам придется предположить, что существует некоторая сущность более высокая, чем Бог и Бог для нее является результатом восприятия. Но почему существует эта сущность? Кто ее воспринимает? Нам придется предположить еще более высокую сущность и т.д. до бесконечности.

Таким образом, Беркли попадает в ловушку дурной бесконечности, из которой можно выбраться только «разорвав» логику субъективного идеализма и перейдя на позиции идеализма объективного, то есть просто бездоказательно постулируя существование Бога как первоосновы, субстанции.

ДОК-ВО БЫТИЯ БОГА

Беркли не устраивали имеющиеся доказательства бытия Бога, и он предложил свое.

Поскольку большая часть воспринимаемых нами идей не произведена человеческими волями и не зависит от них, должен существовать некоторый Дух, их производящий.

Поэтому каждое ощущение возникает извне, то есть независимо от моей воли, но причиной идей может быть только духовное начало и ли Бог.

ЧТО ПОРОЖДАЮТ НАШИ ИДЕИ

Таким образом, то, в чем мы можем быть уверены – это наши идеи (= ощущения). Но что вызывает их к жизни?

Для материалиста очевидно, что вещи, материя. Беркли считал, что этого никто не доказал и доказать не сможет.

Идеи духовны (нематериальны), а потому субстанцией (первоосновой) их порождающей должен быть дух или Бог, который дает нам истинное представление, позволяющее нам хорошо адаптироваться в жизни.

Если я заявлю, что сижу на стуле (мои ощущения вызваны материальным предметом вне меня), то Беркли скажет, что он «сидит на комплексе ощущений», для которого придумали общее название «стул».

Совместима ли вещь в моем восприятии с восприятием ее другим человеком?

Согласно Беркли, такой совместимости не существует.

Мы не можем одинаково и адекватно познавать мир. Но почему же мы понимаем друг друга?

Мы пользуемся одинаковыми знаками, метками, именами для обозначения более менее схожих комплексов ощущений. Пример с вишней.

«Но кто же не видит, что весь этот спор ведется из-за слова, а именно, можно ли к тому, что воспринимается разными лицами, прилагать тем не менее термин «тоже самое»».

ВОЗМОЖНА ЛИ НАУКА - Наши общие представления, которые могут быть представлены образно, есть возможные восприятия.

Физика, математика могут быть такими возможными восприятиями, если им в соответствие можно поставить опыт.

Наше знание является гипотетическим и мы вынуждены строить воображаемый образ, а это, в конечном счете, может привести к заблуждению.

Чем абстрактнее (недоступнее опыту) факты той или иной науки, чем дальше они от нашего восприятия, тем меньше мы можем говорить о познании. Нерешенные проблемы Беркли были подхвачены и развиты Д.Юмом.

От Беркли тянутся нити к ряду современных философских направлений (позитивизм, прагматизм и др.)

 

Билет 8

1. Понятие бытия, материи, субстанции.

2. Философия жизни (философия Ф.Ницше).

• 1. БЫТИЕ – это всё существующее, как материальное, так и духовное.

• МАТЕРИЯ – объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая независимо от человека.

субстантия – сущность, первооснова, первоначало всего сущего

2.Философия жизни (философия Ф.Ницше)

• А теперь остановимся на Фридрихе Ницше (1844-1900), немецком философе и поэте. Он находился под влиянием идей Шопенгауэра и музыки Р.Вагнера.

• В сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше развивает идеи типологии культуры. Он сопоставляет два начала бытия и культуры – «ДИОНИСИЙСКОЕ» («жизненное», оргиастически-буйное и трагическое) и «АПОЛЛОНОВСКОЕ» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное).

• Уже здесь формируется его учение о бытии как стихийном становлении, о «воле к власти» и возврате к идеалам досократовской Греции.

• СВЕРХЧЕЛОВЕК – это суть, проективная и пока не раскрывшаяся сущность человека. Сверхчеловек – это не борьба «против» всего отжившего свое и лицемерного, но и рождение нового.

• У Ницше символ дитя, играющее на пороге вечности, – это не только забвение тяжести предрассудков и борьбы, это рождение нового, новых ценностей на новых скрижалях.

• Сверхчеловек, обладая СВЕРХРАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ (инстинктом), пишет новые ценности на новых скрижалях. Ценности сверхчеловека обеспечивают движение вперед, делают человека соответствующим возрастанию воли к власти.

• ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ. Ницше призывает к переоценке одряхлевших под тяжестью лет ценностей. Эти ценности имеют императивный характер, требуют безусловного повиновения: «Ты должен!». Но кому «должен»? Почему должен?

Ницше предлагает новую систему ценностных координат. Вопрос заключается в том, соответствует ли устанавливаемая ценность ВОЛЕ К ВЛАСТИ, возрастанию жизненной воли или, наоборот препятствует её естественному функционированию.

Есть ценности, которые должны быть «переосмыслены», продуманы заново – это те ценности, которые навязывает торжествующая толпа, обеспечивая нормальное функционирование «стада».

НИГИЛИЗМ заставляет тотально усомниться в «доброкачественности» предыдущих ориентиров. Так, европейская, во многом христианская культура, настолько извращена, что несёт в самой себе своё отрицание. Но следует отделять нигилизм слабости от нигилизма силы.

Нигилизм Ницше – это нигилизм силы и улучшения породы, нигилизм, преодолевающий осуждающие оценки и способный подготовить новые ценности на новых скрижалях.

АМОРАЛИЗМ. Мораль должна служить не толпе, не государству, но тем людям, которые идут вперёд. Философ не отказывается от любой морали, а призывает «разобраться» с моралью, с этим могучим инструментом формирования и подавления человека. Он не аморален, но ИНО-МОРАЛЕН, морален по-иному.

Мораль сама по себе – произвольное допущение, предрассудок. Исторически первичный акт установления моральных императивов был обусловлен «героическими» личностями, но никак не толпой последних людей. Здесь необходим выбор: кого мы хотим взрастить сверхчеловека или последнего человека? Но что ценно? Рецепт Ницше прост: то, что соответствует возрастанию воли к власти, возрастанию жизненной силы, то и является ценным.

ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ. Европейская культура видит в метафоре колеса лишь поступательное движение вперёд. Но есть и иные взгляды, например, взгляд древнего грека, индуса. Для них важно было как раз движение вокруг оси, постоянное возвращение к уже сбывшемуся состоянию.

Идея повтора колеса истории для европейской мысли, если не нова, то, по крайней мере, экзотична. Однако эта идея в дальнейшем легла в основу исторических концепций Освальда Шпенглера или Арнольда Тойнби.

Согласно Ницше, христианство выступает глашатаем толпы, но не глашатаем воли индивида. Мораль христианства не способствует инстинкту роста индивида, а, наоборот, ведёт к деградации, порче породы.

Непротивление злу – ложное утверждение. В христианстве сплошное «нет», сплошное бессилие. Вина, страдание, кара – это слова-паразиты, но не слова-созидатели.

Для Ницше христианство – это ложь от самого начала и до самого конца.

ВОЛЯ К ВЛАСТИ. Но что же такое воля к власти?

Во-первых, это воля, устанавливающая сама себя, учреждающая саму себя. Это иррациональное, интуитивно постижимое начало, лежащее в основе поведения людей.

Во-вторых, воля к власти есть воля, преодолевающая другую волю.

Фридрих Ницше учил не о насилии, но о самоопределении. Сейчас считается, что путь к сверхчеловеку – это не путь самоутверждения за счёт слабых, но путь борьбы с единственным и достойным соперником – с самим собой.

 

Билет 9

Понятие сознания. Происхождение сознания.

Скептицизм и агностицизм Д.Юма.

1. СОЗНАНИЕ – это высшая форма отражения действительности, способность человека создавать образы мира, его свойств, его сущности и явлений, способность к адаптации в мире и к его преобразованию.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие, что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями - прежде всего способностью отражать в формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи.

2. Скептицизм и агностицизм Д.Юма.

Философия Юма в основном сводится к гносеологии, то есть к возможностям и принципам познания.

Восприятие человеком окружающего мира происходит следующим образом.

Основной философский труд Юма – «Исследование о человеческом познании» написан в 1748 году.

Восприятияпознавательные объекты разного рода, представленные сознанию.

Впечатления – это ощущения, которые получает субъект от событий и процессов, разыгрывающихся в поле деятельности его органов чувств. Нередко под впечатлениями Юм понимает не только отдельные ощущения, но и целостное восприятие вещи.

В состав впечатлений включаются и эмоции, страсти, переживания морального и эстетического характера.

Идеи – это образные представления, чувственные образы памяти и продуктов воображения.

Идеи представляют собой приблизительное, слабое, не столь «живое» воспроизведение впечатлений, то есть их отражение внутри сознания.

Сложные составные впечатления и идеи образуются по средством ассоциирования простых впечатлений и идей.

Принцип ассоциирования представляет «мягко действующую силу», с помощью которой, подобно притяжению, одна идея естественно вызывает другую.

Ассоциация – единственный способ мышления посредством чувственных образов.

Ассоциация – это случайные комбинации элементов опыта; по содержанию они случайны, но по форме согласуются с некоторыми необходимыми постоянными схемами.

Ассоциации по сходству, которые бывают не только положительными, но и отрицательными по своему характеру.

Так, увидев человека, мы вспоминаем всех известных нам людей на него похожих (пример с портретом). Большую роль эти ассоциации играют в математике (подобие фигур и т.п.).

Ассоциирование по смежности в пространстве и /или во времени.

Так, мысль о каком-нибудь объекте переносит нас к тому, что с ним связано (примеры с медальоном, комнатами).

3. Ассоциации по причинно-следственной зависимости. Они особенно важны для научных рассуждений.

Если мы считаем, что А есть причина, а В – следствие, то в дальнейшем, когда мы получаем впечатление от В, у нас в сознании всплывает идея об А; при переживании впечатления идеи А у нас появляется идея В (например, ранение –боль).

В отличие от Дж.Беркли, Юм отрицает не только материальную субстанцию, но и духовную (Бога).

Юм считал, что «невозможно доказать ни существование, ни не существование материи». Такова же его позиция и в отношении Бога, хотя в практической жизни Юм был атеистом.

Он отрицает и существование «Я» как основу актов восприятия, как некого субстрата, полагая, что то, что обычно называют индивидуальной душой есть «связка, пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении».

Юм приходит к мысли о зависимости проблемы субстанции от проблемы причинности.

Он определяет субстанцию как предполагаемый центр ассоциативного суммирования восприятий во времени друг с другом в относительно устойчивую целостность.

«Что касается идеи субстанции, то это всего лишь воображаемая точка соединения различных изменчивых качеств, которые могут быть найдены в каждом фрагменте материи».

Механизм образования субстанции в нашем сознании можно суммировать следующим образом.

Сначала воображение объединяет схожие восприятия в общую серию.

Затем люди приписывают восприятиям данной серии непрерывное существование и в те моменты времени, когда их никто непосредственно не воспринимает.

Возникает иллюзия непрерывного существования, передаваемая нашими чувствами гипотетическим вещам вне сознания.

После этого складывается устойчивое представление о том, что восприятия суть следствия внешних вещей и причинно обусловлены ими. Восприятия прерывисты, изменчивы, зато вызывающие их внешние объекты относительно постоянны и устойчивы.

Так складывается предположительный мир материальных вещей, в существование которого люди верят, отличая его от чувственного мира своих восприятий.

Юм расчленяет проблему причинности на три вопроса:

1. Существуют ли объективные причинные связи и можем ли мы твердо знать об их существовании?

2. Почему люди обычно столь твердо убеждены в существовании причинных связей и какова структура возникновения этой убежденности?

3. Существуют ли причинные связи в самой структуре психики людей и какова структура именно этих связей?

Ответ на первый вопрос.

Наличие объективных причинных связей, по Юму, сомнительно. Доказать наличие этих связей невозможно ни логическим, ни опытным путем.

Так, причина и следствие должны быть разделены интервалом во времени, но возьмем пример, когда существующие яды сразу же по их принятию начинают свою разрушительную работу.

Так же следствие, появляющееся после действия причины не дает твердых оснований утверждать, что оно есть результат именно этой причины, а ни какой другой. Одно и то же следствие может быть вызвано к жизни разными причинами (например, убили человека (следствие), а почему его убили, у кого и какие мотивы были для этого (причина)).

Таким образом, Юм считает, что в опыте (который люди считают внешним) фиксируется только следование А после В и их близость во времени и пространстве.

Но откуда же тогда возникает у людей стойкое убеждение в объективном существовании причинных связей?

Ответ на второй вопрос.

Убежденность эта возникает вследствие «регулярной повторяемости» появления В после А. Следовательно, люди ошибочно принимают регулярность появления за необходимость причинения.

Курица полагает, что поскольку всякий раз после появления на птичьем дворе хозяйки появляется корм. Значит, хозяйка есть устойчиво действующая причина корма. Но каково же будет разочарование курицы, когда однажды вместо ожидаемого корма, она встретит острый нож и направится в горшок для варки пищи.

Люди закрепляют в своем сознании три признака действующей причинной связи: следование, смежность, регулярность следования.

Результатом является ассоциация В с А.

Так, сначала образуется привычка к появлению В после А в ряде случаев.

Затем возникает ожидание того, что и в другой группе случаев после появления в этой группе А появится В.

И, наконец, возникает вера, что так будет и дальше происходить во всех случаях, даже в отдаленном будущем (пример с Солнцем).

Получается, что ассоциации строятся на основе нашей привычки мыслить одно после другого.

Ответ на третий вопрос.

Юм сводит все виды причинности к причинности духовной.

Причинность, по Юму, существует только как способ соединения восприятий в области человеческой психики.

Причинность есть «принуждение духа» переходить от одного впечатления к другому.

Такую позицию Юма опровергает практика, которая показывает, что выполняются ранее сделанные прогнозы и реализуются предварительно поставленные цели. Люди в состоянии познавать объективно существующие причинные связи (хотя сделать это не всегда легко).

Юм же под познанием понимает не переход от одних знаний к другим, более глубоким, надежным, а лишь упорядочение впечатлений (опыта), т.е. смену одних схем упорядочения впечатлений другими.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие философии. Предмет философии

Понятие философии Предмет философии... Понятие диалектики Системная диалектика Г Гегеля... Понятие философии Предмет философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Быть означает быть воспринимаемым или возможность быть воспринимаемым.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие диалектики. Системная диалектика Г.Гегеля.
Всеобщими философскими законами являются законы диалектики. ДИАЛЕКТИКА (греч. диалектикэ – искусство спорить, вести рассуждение) – наука о развитии; один из основных методов философского п

Философия Августина Аврелия.
Аврелий Августин (354-430) – христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Род. в Тагасте, Сев. Африка. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование.

ФИлософия С.Кьеркегора.
Под влиянием романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию сложился иррационализм датского теолога, философа и писателя Сёрена Кьеркегора (1813-1855). Основны

Теория познания Дж.Локка.
Главная работа Д. Локка по теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме» Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из

Субъективный идеализм Дж.Беркли.
Дж. Беркли (1685-1753) крупнейший английский философ, создатель нового направления в философии – субъективного идеализма. Основной философский труд Беркли был написан в 1710 году, это был

Идея первична, а вещь вторична, так как вещь есть сочетание или комплекс идей.
Вещей видеть нельзя, а можно лишь видеть цвета, фигуры, величины. Вещь разлагается без остатки на идеи – значит формула «качества принадлежат вещам» приобретает смысл «качества принадлежат

В этом и состоит агностицизм (не познаваемость сущности) Юма.
Билет 10 1. Проблема познания. Познание и его виды. 2. Дж. Локк об обществе и государстве. • 1. Познание есть процесс, направленный на получение знаний. Как резуль

Дж. Локк об обществе и государстве.
Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве. Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состоян

Этика И.Канта.
Нравственность самоценна, она не зависит ни от общества, ни от условий жизни, ни от идеалов. Исходное понятие этики – автономная добрая воля, которая может быть общей (практический разум)

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий
истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей». В философии Нового времени рационализм п

Философия Ф.Бэкона.
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est). Однако на науку делалось много на

Философия Р.Декарта.
В процессе познания человек не только формирует знание, но и ОЦЕНИВАЕТ его. Знание оценивается с позиций его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Центральное ме

ИСТИНА - ЭТО ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ.
Такое понимание истины восходит к Платону и Аристотелю. Это понимание называют КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ИСТИНЫ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ   Истина – донаучный фено

КРИТИКА КОГЕРЕНТНОЙ И ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИСТИНЫ
Однако когерентная и прагматическая концепции выражают не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются. Требования непротиворечивости является необходимым, но н

Философия Р.Декарта.
В 1629-1649 жил в Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе»(1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии»(1644). Декарт – один из родонача

Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления).
Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность. Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), д

Философия Б.Спинозы.
Спиноза полагал, что «порядок и связь вещей совпадает с порядком и связью мыслей». Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет продолжалось в еврейском религиозном училище

Теория познания И.Канта.
1. 1.Понятие общества • В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. • Общество - это совокупность людей, объединённых ист

Теория познания И.Канта.
Под КРИТИКОЙ Кант понимает: 1) точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли знания и философии; 2) исследование ГРАНИЦ, далее которых не может п

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ • Наиболее полное и яркое развитие и завершение классический немецкий идеализм получил в диалектической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Абсолютная истина
• Через выше указанные формы, то есть через свое «инобытие» АИ развивается и познает себя. • Все завершается полным саморазвитием и достижением абсолютной истины. • Цикл замыкаетс

Философия прагматизма.
ПРАГМАТИЗМ - (от греч. – дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х годах ХlХ века в США и получило наибольшее распространение в ХХ веке в период до 2-й мирово

О. КОНТ
• Создатель «классического» позитивизма Огюст Конт (1798-1857) («Курс позитивной философии»). Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это не исключает существовани

ПЕРВЫЙ» ПОЗИТИВИЗМ
• Представителями первой, «классической», формы позитивизма Х1Х века, кроме О.Конта, были Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, И.Тэн, Э.Ж.Ренан – во Франции; Дж.С.Милль, Г.Спенсер – в Великобритании; В.В.Лесевич

Философия марксизма (диалектический материализм).
• Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
• Материя— «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существ

Философия марксизма (исторический материализм).
1. Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, независимой, манит перспек

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги