Реферат Курсовая Конспект
Дж. Локк об обществе и государстве. - раздел Философия, Понятие философии. Предмет философии Человек Мыслится Как Единичное Эгоистическое Существо. Отсюда Следуют Предста...
|
Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве.
Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состояние - когда человек руководствуется эгоистическими интересами. Государство - продукт общественного договора.
Вступает в полемику с Робертом Дилмером, который в 1680 году выпустил книгу «Патриарх, или Власть королей». Власть - от Бога. В 1690 году Локк издает два трактата о государственном правлении.
В свободном, естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Главное содержание жизнедеятельности - борьба за самосохранение. Этот круг идей знаком по Гоббсу и Спинозе. Локк добавляет очень высокую оценку собственности и труда. Собственность неотделима от труда, вместе они составляют основу человеческой культуры. Труд создает стоимость. Государство не может отчуждать от человека все права - неотчуждаемы права собственности и свободы, для этого люди создали государство.
По Гоббсу, государство может буквально все. Локк более мягко подходит к проблеме. Идея разделения властей. Разделение властей - условие соблюдения прав человека.
Должны существовать три власти, независимые друг от друга. Это
· законодательная власть (парламент)
· исполнительная власть (суд и армия)
· федеративная власть (внешняя политика государства, государство выступает как представитель всего общества в отношениях с другими государствами).
Локк - один из основоположников либерализма.
Решение проблемы соотношения государства и церкви. Ни государство в жизнь церкви не вмешивается, ни наоборот. Концепция веротерпимости, исключая атеистов.
Неприятие атеизма. Локк пересаливает в том смысле, что слишком часто заверяет читателя в том, что он верующий.
Может быть, это не очень так. Идея Бога - неврожденная идея, Бог в опыте не дан.
Суть сенсуалистической позиции в теории познания подводит к выводу, что наличие определенной идеи в нашем уме - не гарантия истинности этой идеи (Локк). Все знания из опыта. Решить этот вопрос исходя из гносеологии Локка невозможно. Дальше углубляет эти сомнения Юм, а французские материалисты прямо отвергли Бога. Может быть, Локк чувствовал, что его философская позиция ведет к атеизму.
Билет 11
1. Научное познание. Понятие метода и методологии.
2. Этика И.Канта.
1. Содержание научного знания не исчерпывается кругом объектов, которые ею изучаются. Необходимо также определить проблемы, на решение которых должно быть направлено исследование, и найти методы, с помощью которых эти проблемы решаются.
Т.о., существуют три основных вида научного знания:
1) знание о проблемах;
2) знание о методах;
3) знание об объектах (предметное знание).
ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС ИЛИ ЗАДАЧА, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕШЕНИЮ.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ предполагает существование чего-то неизвестного, непознанного, но в то же время выделенного, определённого. Т.о. знание проблемы – это знание особого рода: оно есть «знание о незнании».
Проблема должна быть не только замечена, но и по-научному сформулирована, очищена от субъективных, индивидуальных и эмоциональных моментов, выражена языком науки.
Постановка проблемы – начальный шаг всякого научного исследования. Но когда проблема поставлена, то далее необходимо найти методы ее решения.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ связан с чувственным познанием самих физических объектов,
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ – с созданием и оперированием идеализированными объектами (материальная точка, прямая, идеальный газ, абсолютно черное тело, инерциальная система и др.).
Предметом этого знания могут быть объекты разного типа: реальные, абстрактные, идеальные.
РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – ЭТО ЕДИНИЧНОЕ, ОТДЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ВЕЩЬ, ПРОЦЕСС, СОБЫТИЕ), НАБЛЮДАЕМОЕ В ОПРЕДЕЛЁНОМ МЕСТЕ И В ОПРЕДЕЛЁНОЕ ВРЕМЯ.
АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ– ЭТО ОБОБЩЁННЫЙ ОБРАЗ РЕАЛЬНОГО ОБЪЕКТА.
К этому абстрактному объекту учёный и относит знание, полученное при изучении данного в опыте реального единичного объекта.
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ– ЭТО ПРОДУКТ ВООБРАЖЕНИЯ, КОНСТРУИРУЕМЫЙ ПУТЁМ ИДЕАЛИЗАЦИИ КАКИХ-ЛИБО СВОЙСТВ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – это способ, с помощью которого исследователь устраняет факторы, затемняющие сущность изучаемых явлений. Благодаря идеализации он получает возможность сделать в своей мысли то, что нельзя осуществить в реальной действительности, - отделить сущность от явления.
Итак, предметное знание – это знание о реальных, абстрактных и идеальных объектах.
Между ними существует тесная взаимосвязь, обусловленная, прежде всего, тем, как добываются научные знания.
А различия в этом аспекте вычленяют два типа или уровня научных знаний – ЭМПИРИЧЕСКИЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ.
Эмпирическое знание добывается в опыте, в непосредственном или опосредованном (через приборы) контакте исследователя с существующими вне его сознания объектами.
Главной задачей здесь является получение научных фактов. С этой целью наука использует разнообразные методы эмпирического исследования. При этом основными эмпирическими методами являются наблюдение и эксперимент.
- НАБЛЮДЕНИЕ– это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Оно должно проводиться так, чтобы не вмешиваться в картину изучаемых явлений.
– ЭКСПЕРИМЕНТ – активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействия исследователя на изучаемый объект, с целью изучения его сущности.
В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают эксперименты ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ,
ПРОВЕРОЧНЫЕ (для подтверждения или опровержения какой-то гипотезы), ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (нацеленные на обнаружение новых явлений),
КОНТРОЛЬНЫЕ (с целью проконтролировать работу аппаратуры или результаты других экспериментов).
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЭМПИРИЧЕСКОГО, СТРОИТСЯ УМСТВЕННЫМ ПУТЁМ, ПРИ ОТСУТСТВИИ КОНТАКТА С ИЗУЧАЕМЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Теоретик работает с мыслимыми образами объектов, а потому его материальные орудия деятельности – всего лишь карандаш и бумага и в наше время – компьютер. Поэтому теоретическое исследование оказывается гораздо дешевле эмпирического.
Первый путь – НЕФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Оно состоит в том, что объяснение ищется в уже имеющихся в науке теориях, что ведёт к их дальнейшему развитию. Но когда на указанном пути не удаётся добиться успеха, то приходится вступать на новый путь – путь ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Оно связано с разработкой принципиально новой научной теории.
ТЕОРИЯ – ЭТО ЛОГИЧЕСКИ УПОРЯДОЧЕННАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ О СУЩНОСТИ КАКИХ-ЛИБО ЯВЛЕНИЯХ, В КОТОРОЙ СТРОЯТСЯ ИХ МЫСЛЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЗАКОНЫ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ И ПРЕДСКАЗЫВАЮЩИЕ НАБЛЮДАЕМЫЕ ФАКТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
При этом теория всегда отражает реальность лишь в упрощённом, схематизированном и идеализированном виде. А логическое развёртывание и систематизация содержания теории происходят в разных науках по-разному.
состоит в том, что,
во-первых, за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы;
во-вторых, все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода;
в-третьих, все термины, содержащиеся в языке теории, определяются через неопределяемые термины, фигурирующие в аксиомах.
предполагает изложение теории на особом языке, т.е. языке со строго фиксированным синтаксисом (синтаксис – способы соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложение в сложные предложения).
Теория, изложенная в формализованном языке, превращается в ФОРМАЛИЗОВАННУЮ СИСТЕМУ.
Он отличается от аксиоматического метода тем, что исходные положения теории формулируются не как аксиомы, а как гипотезы. В ходе разработки теории к ним могут добавляться новые гипотезы и новые понятия, их дополняющие и уточняющие.
В результате в теории образуется иерархическая система гипотез различного уровня общности.
должны удовлетворять ряду требований, соблюдение которых хотя и не обеспечивает их истинность, но, по крайней мере, даёт им право на существование в науке. Требованиями такого рода являются:
1.ЛОГИЧЕСКАЯ НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ.
2.ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПРОВЕРЯЕМОСТЬ.
3.ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ, т.е. принципиальная возможность опровержения. На важность этого методологического принцип обратил внимание в 1930 году Карл Поппер. Если любые опытные данные способны только подтверждать гипотезу, то она неинформативна ( гипотезы подобные неопровержимому прогнозу: «Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет», никакой информации не несут)
4.ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНАЯ СИЛА. Гипотеза (теория) должна не только объяснят факты, но и предсказывать новые. Гипотезы, не предполагающие никаких следствий, называются гипотезами ad hoc («к этому»). Они не допускают проверки и не приносят никакого достоверного знания.
5.МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОСТОТА означает способность гипотезы (теории), исходя из немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям ad hoc, объяснить более широкий круг явлений. С простотой связаны логическое совершенство, красота, изящество теории.
6.ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.
НАУЧНЫЙ МЕТОД – ЭТО ПУТЬ ПОЗНАНИЯ, ОПИРАЮЩИЙСЯ НА НЕКОТОРУЮ СОВОКУПНОСТЬ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ОБЩИХ ЗНАНИЙ (ПРИНЦИПОВ).
Существуют ОБЩЕНАУЧНЫЕ методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение и описание.
Существуют также ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ методы, находящие применение во многих или даже во всех науках.
К ним относятся все методы рационального мышления – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и др.
Методы оценивают по следующим характеристикам:
ОБЩНОСТЬ, т.е. широта области применимости;
ПРОДУКТИВНОСТЬ, т.е. информативность, надёжность, точность;
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, т.е. «разумность», простота, доступность для понимания и освоения.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Понятие философии Предмет философии... Понятие диалектики Системная диалектика Г Гегеля... Понятие философии Предмет философии...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дж. Локк об обществе и государстве.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов