Реферат Курсовая Конспект
План лекции. - раздел Философия, ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Философия 1. Проблема Человека И Общества В Философии Просвещения. 2. Концепци...
|
1. Проблема человека и общества в философии Просвещения.
2. Концепция субъекта в философии Канта.
3. Субъективный идеализм И.Фихте и объективный идеализм Ф.Шеллинга.
4. Система и метод Гегеля.
5. Сущность человека в понимании Фейербаха.
6. Диалектика и материализм Маркса и Энгельса в понимании природы, общества и человека.
Философию 18 века называют философией Просвещения. В культурной, духовной жизни она ставила своей целью заменить воззрения, основанные на религиозной основе или политическом авторитете, такими, которые отвечали бы требованиям жизни, человеческого разума. Эпоха Просвещения – это эпоха духовного развития. Она стала выражением общего процесса, охватывающего ряд стран, и в первую очередь Европу (17-18 вв.).
Термин «Просвещение» впервые употреблен Вольтером (1694-1778). Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, критикой религиозного фанатизма в работах П. Бейля (1647-1706), которого считают пионером французского просвещения не только как человека исключительной энциклопедической учености, но и как отважного, свободомыслящего человека. На европейское Просвещение оказали влияние философия английских просветителей Дж. Локка и Д. Юма, немецкого просветителя Г. Лейбница, ученого И. Ньютона, Вольтера, Гердера (1632-1704), который свои философские воззрения направил против рационализма. Единственным источником всех идей он считал опыт, не разделяя его на внутренний и внешний. Доказывал, что нет врожденных идей (Декарт), они приобретаются в процессе познания. Он сравнивал душу ребенка с чистым листом, гладкой дощечкой, с которых начинает ими постижение мира. Он обосновал принцип материалистического сенсуализма, выводящий происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира.
Вольтеркак философ-просветитель подверг всесторонней и талантливой критике феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. Он защищал деизм – а это замаскированный материализм.
Опираясь на труды Д. Локка и естественно – научные взгляды Ньютона, Вольтер в своих «Философских письмах», «Трактате о метафизике», «Кандиде», «Философские слова», близко подошел к идее о вечности несотворимости материи, ее объективном существовании и вечном движении; сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Но в то же время конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной.
Гердер – немецкий философ- просветитель представлявший новый этап просветительства в Германии. Он выступал против одностороннего рационализма, подчеркивая роль чувств в человеческой личности, а связи с этим многообразные формы проявления творческих сил человека у различных народов. В своих работах («Исследование о происхождение языка», «Идеи к философии истории человечества», «Письма для поощрения гуманности» и др.) он проводит идею становления и развития мира как органического целого, разрабатывает философию культуры. Эти идеи Гердера оказали огромное влияние на последующее развитие философской мысли Германии.
Итак, в целом просветители утверждали необходимость установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви, как опоры деспотизма и угнетения, защищали принцип народного суверенитета и демократии.
В истории мировой философии особое место принадлежит немецкой классической философии18-19 вв., идеи которой оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры и цивилизации. Постановка и глубокое теоретическое осмысление важнейших мировоззренческих проблем обусловили ее непреходящее общечеловеческое значение.
Немецкая классика представлена именами И. Канта, И.Г. Фихте, В.Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха. Каждый из них своеобразен как личность и мыслитель. Вместе с тем при всем разнообразии учений, немецких философов объединяет приверженность определенным идеям и принципам. Общими чертами классической немецкой философии являются:
1. Понимание особой роли философии в культуре человечества как критической совести культуры. Высокая духовная миссия философии – критическое осмысление достижений культуры с точки зрения их соответствия высшим принципам гуманизма и прогресса.
2. Выдвижение и обоснование идеи свободы как главной гуманистической ценности. Немецкие философы видели в свободе выражение и критерии общественного и культурного прогресса человечества.
3. Разработка целостной концепции диалектики, диалектического метода мышления, познания. Диалектика понималась, как универсальный механизм развития материальной и духовной культуры, природы и общества.
4. Философия в немецкой классике предстает как глубоко разработанная и целостная система философских дисциплин, идей, понятий. Единый комплекс философских знаний был представлен Гегелем. В него вошли философия природы, логика, философия истории, философия права и т.д.
Процесс формирования классической немецкой философии был обусловлен рядом исторических и теоретических условий, естественно – научных предпосылок.
Основоположником классической немецкой философии является И. Кант (1724-1804). В его творческой эволюции выделяется два этапа – докритический и критический. На первом этапе Кант с материалистических позиций анализирует преимущественно естественно – научные и натурфилософские проблемы. Он делает ряд открытий в космологии, физике, математике. Им была разработана гипотеза о происхождении солнечной системы из огромного облака разряженных в пространстве материальных частиц. Эта кантовская гипотеза и поныне имеет научное значение. Кант поставил вопрос о роли приливов и отливов в истории Земли, в замедлении суточного вращения нашей планеты.
Второй период творческой деятельности Канта назван критическим – этапом конструктивно – критической оценки разума, познавательных способностей человека, определения условий возможности получения всеобщих и необходимых знаний. В этот период им были написаны три известные «критики»: «Критика чистого ума», «Критика практического ума», «Критика способности суждений». Одним из результатов критической философии Канта стал принятый им агностицизм.
Развивая критическую философию Канта, Фихте (1762-1814) стремится построить саму философию как строгую науку. В своем основном труде «Наукоучение» он определяет философию как науку об основоположениях всякого познания. Обнаруживая противоречия кантовской философии, связанные с понятием «вещь – в -себе», Фихте стремится к строгой последовательности мысли. Исходным пунктом своей теории он принимает деятельную духовную субстанцию «абсолютное Я», которое актом бессознательной интуитивной деятельности порождает себя (Я) и собственную противоположность (НЕ Я) – природу, мир. Эта точка зрения – субъективный идеализм, в котором внешний мир, природа признается продуктом сознания. В рамках субъективного идеализма Фихте развивает диалектический способ мышления, подчеркивая особую роль противоречия в развитии. Исследуя проблему свободы, Фихте признает действие свободным, если оно добровольно подчинено общественной необходимости, основанное на признании права.
Шеллинг (1775-1854) критически пересматривает субъективный идеализм Фихте. Природа – это не продукт сознания, а абсолютное тождество субъективного и объективного. Тождество субъекта и объекта становится исходным пунктом философии Шеллинга, его натурфилософии. Природа и разум, материя и дух тождественны, они лишь различные проявления одного и того же абсолютного разума. В своей натурфилософии Шеллинг ставит цель – обнаружение заключенного в недрах природы разумного начала, прослеживая его эволюцию от низших бессознательных форм к высшей форме – сознанию, разуму. Если натурфилософия показывает «рождение» духа из природы, то другая часть системы Шеллинга – трансцендентальная философия ставит задачу обоснования обратного процесса – возникновение объективного из субъективного. Эволюция взглядов Шеллинга приводит его от натурфилософии и трансцендентальной философии к «философии откровения» - иррациональному и мистическому учению о Боге (Разум) и человеке. Ценность натурфилософии Шеллинга заключается в диалектике – учение о противоречии как источнике развития.
Завершением и вершиной классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля (1770-1831). Исходный пункт его философии – тождество мышления и бытия. Но в отличии от Шеллинга, Гегель понимает тождество ни как полное неразличимое единство, а как заключающее внутри себя различия – противоречия, что становится основанием последующего развития. Процесс развития представлен Гегелем как саморазвитие идеи. Свою систему он строит, руководствуясь принципомтриады, т.е. трех–ступенчатого цикла развития идеи. Описывая процесс саморазвития идеи, Гегель стремился представить его как процесс возникновения и разрешения внутренних противоречий. Философия, описывая логическую форму этого процесса саморазвития абсолютной идеи, предстает как диалектическая логика. Отсюда и название главного труда Гегеля «Наука логики». Гегелевская философия – система диалектических законов и категорий, выражающих процесс саморазвития, но не материального мира, а идеи. Это последовательный объективный идеализм.
Философия Гегеля внутренне противоречива. Если диалектика Гегеля требует признания бесконечности развития, то его теоретическая система постоянно его ограничивает. Так, диалектическая идея бесконечности развития познания противоречит точке зрения Гегеля о собственной философии как завершении развития всякой философии, общественная история человека завершается ее высшей ступенью – прусской монархией. Это противоречие метода и системы Гегеля.
ЛюдвигФейербах (1804-1872) завершает классическую немецкую философию. Значение его творчества определяется критикой идеализма и религии, и восстановлением в правах материализма. В центре его философии человек (антропологический материализм), но не как социальное, а как природное существо. Решая проблемы познания, Фейербах критикует агностицизм, проводит идею познаваемости мира, рассматривает ощущения, как образы объективно существующего мира.
Являясь материалистом в толковании природы, в вопросах общественно-исторического развития, этики Фейербах остается преимущественно на идеалистических позициях. Им не была по достоинству оценена Гегелевская диалектика.
Классическая немецкая философия стала идейной предшественницей марксистской философии. Его основоположники – К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) опирались на учение Гегеля (диалектический метод) и Фейербаха (материализм). При разработке своей философии Маркс и Энгельс опирались также на достижения науки, естествознания. Среди этих открытий особо выделяются 1) клеточная теория, 2) закон превращения и сохранения энергии, 3) эволюционная теория Дарвина. Значение этих открытий – раскрытие диалектических закономерностей в развитии природы.
Среди философских идей, выдвинутых марксизмом выделяются следующие: 1) материалистическая переработка диалектики, 2) материалистическая идея практики, 3) материалистическое понимание истории. Эти и другие идеи были развиты Марксом и Энгельсом в ряде произведений – («Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», «Нищета философии», «Тезисы о Фейербахе» и др.).
Вопросы для самоконтроля:
1. Как понимались человек и общество в философии Просвещения?
2. В чем заключается специфика французского материализма XVIII в.?
3. Какую роль сыграли атеистические взгляды французских просветителей в дальнейшем развитии европейского самосознания?
4. Концепция субъекта в философии Канта.
5. Субъективный идеализм И.Фихте и объективный идеализм Ф.Шеллинга.
6. Система и метод Гегеля.
7. Сущность человека в понимании Фейербаха.
8. Диалектика и материализм Маркса и Энгельса в понимании природы, общества и человека.
9. Гносеология и этика в философии И.Канта.
10. Проблема активности субъекта в философии И.Фихте.
11. Натурфилософия Шеллинга.
12. Идеалистическая система и диалектический метод Г.Гегеля.
13. Антропологический материализм и гуманизм в философии Л.Фейербаха.
14. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
15. В чем состоит суть и различие так называемых «докритического» и «критического» периодов в творчестве Канта?
16. Что означают понятия кантовской философии «чистый разум», «антиномия», «априорное знание», «трансцендентальный субъект»
17. Что такое кантовский императив?
18. Как соотносятся конкретный индивид и человечество в целом в процессе освоения окружающей среды в диалектике И.Фихте? Что означает понятие «я» в философии Канта?
19. В чем сущность понятий «творческий акт», «тождество субъекта и объекта», «интеллектуальная интуиция» в философии Шеллинга?
20. В чем состоит панлогизм философии Гегеля?
21. В чем сущность гегелевского понятия «Абсолютная идея» и на каких уровнях она реализует себя?
22. В чем сущность диалектического метода, разработанного Гегелем?
23. В чем состоит критика Фейербаха гегелевского идеализма и христианства?
24. В чем специфичность антропологических взглядов Л.Фейербаха?
25. В чем заслуга К.Маркса перед социальной философией? Как формируется марксова концепция истории?
26. Каков вклад марксистской философии в теорию познания?
Литература:
1. Философия. Алматы, 2003, с. 46-55.
2. Канке В.А. Философия. М., 2000, с. 96-112.
3. Основы философии в вопросах и ответах, 1997, с. 91-105.
4. Немировская Л.З. Философия. М., 1995, с. 121-134.
5. Радугин А.А. Философия, М.1995, с. 136-175.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
По дисциплине Философия... Специальности все специальности...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: План лекции.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов