рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема № 15 Философия культуры.

Тема № 15 Философия культуры. - раздел Философия, ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Философия Цель Лекции: Раскрыть Содержание Базовых Понятий: Культура, ...

Цель лекции: раскрыть содержание базовых понятий: культура, цивилизация, артефакт, культурная традиция, диалог культур и др.

План лекции.1. Определение культуры.

2. Культура и цивилизация.

3. Культурологические школы.

4. Место человека в культуре.

 

Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания «культура поведения», «физическая культура», «культура общения» и так далее.

И не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150. А. Моль в книге "Социодинамика культуры" (1968г.) насчитывает уже 250 определений.

И в чем же причина такого многообразия трактовок? По мнению П.С. Гуревича «Прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи… Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами».

Культура, в самом общем смысле этого слова, является семиаспектным понятием. Т.е. культура представляет собой:

- результат

- процесс

- деятельность

- способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного)

- отношения

- норма

- и, наконец, система.

В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия «культура».

- повседневный (или обыденный)

- научный (специализированный)

Рассмотрим первый уровень – обыденный . По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

• Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

• Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.)

• В третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).

Итак, большинство людей, действительно, говоря о культуре, имеют ввидуобщепринятые и устоявшиеся формы жизни – обычаи, нормы, институты. И чаще, конечно, слово культура употребляется в противопоставительном аспекте, когда видим перед собой какой-либо образец бескультурья (например, хамское поведение).

В научном мире понятие, категорию и термин "культура" анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение. Скажем сразу, что западные ученые начали первыми поиски в этом направлении. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832—1917).

"Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества".

Вплотную этим вопросом занимались уже вышеупомянутые Альфред Кребер и Клайд Клакхон, которые написали книгу под названием "Культура: Критический анализ концепций и дефиниций". Ученые в своей работе собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения по "упору" или "акценту" (на преемственность, на генезис и так далее).

По мнению Л.Е. Кертмана есть три основных подхода к определению культуры:

- Антропологический, суть которого состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле.

Примеры определений данного подхода:

Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация. (Л. Бернард).

Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя (К. Уислер)

- Социологический, в котором культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие "силы", направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей.

Примеры определений данного подхода:

Культура – это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский)

Культура – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У. Беккет).

Культура - это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи. (А. Радклифф-Браун).

- Философский подход, который отличается от других тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. И культура понимается как "содержание" или как "способ бытия" общества.

Примеры определений данного подхода:

Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству (Г. Зиммель).

Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации (Г. Беккер).

Культура – это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории (Д. Реджин).

Цивилизация и культура- понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.

В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.

Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл от лат.слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по крайней мере, три основных значения этого слова. В первом случае рождается традиционная культурфилософская проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации. Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому. Возможна и третья парадигма -- плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству виде-ние общечеловеческой перспективы.

Для выработки более или менее точного определения цивили-зации необходимо в свою очередь изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер - развитыми культурами, А. Тойнби - цивилизациями, П. Сорокин -- метакультурами.

Все эти социальные и культурные суперсистемы не совпадают ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной группой. Они выходят за пределы географических или расовых границ. По мнению Швейцера, распространение в обществе идеи о неизбежности бездушной механической цивилизации способно только внести в общество пессимизм и ослабить роль моральных факторов культуры. Н.Бердяев назвал ошибкой Шпенглера то, что тот придал «чисто хронологический смысл словам цивилизация и культура и увидел в них смену эпох». С точки зрения Бердяева, в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует цивилизация.

Следует заметить, что Бердяев и Швейцер считали различение культуры и цивилизации достаточно условным. Оба великих мыслителя указывали, что французские исследователи предпочитают слово «цивилизация» («civilisa-tion»), а немецкое слово «культура» («Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для обозначения примерно одних и тех же процессов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Философия

По дисциплине Философия... Специальности все специальности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема № 15 Философия культуры.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

План лекции.
1. Понятие философии как о типе мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрений. 3. Специфика философии. Предмет философии. 4. Основные функции философии, её роль в сов

Предмет философии
  Как-то спросили А. Пуанкаре, человека, который в уме мог перемножать четырехзначные числа, что такое философия? Ученый, подумав, ответил: «Может ли исследователь, изучающий под микр

Вопросы для самоконтроля
1.Сформулируйте наиболее полное определение предмета философии. 2.Определение мировоззрения. 3.Функции философии. 4.Структура мировоззрения. 5 Исторические типы

План лекции.
1. Концептуальные и текстуальные основания философии Древней Индии. 2. Единство и различие основных ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии. 3. Философия

Вопросы для самоконтроля
1. Философия ведического периода.Упанишады. 2. Система йога: индивидуальный путь спасения. 3. Мировое значение индийской философии. 4. Даосизм и экологическое значение пр

План лекции.
1. Характерные черты античной философии и ее периодизация. 2. Начало философской мысли: натурфилософия. 3. Становление и особенные черты диалектики. 4. Средняя классика:

План лекции.
1. Основные периоды средневековой философии 2. Основные черты и главные темы размышлений средневековых философов 3. Философия Аврелия Августина 4. Философия Фомы Аквинско

О бытии
Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность. Каждой вещи существование неср

О материи и форме
Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря ф

О человеке и его душе
Индивидуальность человека — личностное единство души и тела. Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосу

Опознании
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:«до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платониз

Вопросы для самоконтроля
1. Особенности средневековой философии Запада. 2. Основные принципы средневековой европейской философии. 3. Философские проблемы патристики. 4. Философские проблемы схола

План лекции
1. Исламская культура и рационалистическая традиция философии. 2. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд.

План лекции.
1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии. 2. Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др. 3. Философия и

Вопросы для самоконтроля
1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии. 2. Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др. 3. Философия и

План лекции.
1. Проблема человека и общества в философии Просвещения. 2. Концепция субъекта в философии Канта. 3. Субъективный идеализм И.Фихте и объективный идеализм Ф.Шеллинга. 4. С

План лекции.
1.Иррационалистическая критика немецкой классики в философии С. Кьеркегора. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. 2.Гносеологическая и методологическая проблематика неокан

Вопросы для самоконтроля
1. Иррационалистическая критика немецкой классики в философии С. Кьеркегора. 2. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. 3. Гносеологическая и методологическая пробл

План лекции.
1.Полемика между западниками и славянофилами и ее отражение в русской философии середины XIX века. 2.Философия всеединства В.С.Соловьева 3.Русская философия в XX веке.

Русский космизм.
Космическую философию развивали ученые-философы:Николай Федорович Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Дмитрий Иванович Чижевский. Они не были

План лекции.
1.Особенности традиционного мировосприятия и номадической культуры и их отражение в протофилософском знании (Человек и Космос, эпосы, легенда о Коркыте, казахский кюй, обрядовая практика).

План лекции
1.Бытие как философская категория: её смысл и специфика. 2.Бытие как существование и сущность. Аспекты, формы, модусы бытия. 3.Категории субстанции, субстрата, материи. Принцип ма

Тема №12. Гносеологические проблемы философии
Цель лекции: раскрыть содержание следующих понятий: познание, субъект познания, объект познания, рациональные формы познания, иррациональные формы познания, истина, ложь, заблуждение, правда, крите

Относительность и абсолютность истины.
Относительная истина - это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Приближенность и неполнота - специфические свойства относительной и

План лекции.
1. Что такое «философская антропология», когда и как она возникла? 2. Понятие и факторы антропосоциогенеза. 3. Жизнь человека: социальный факт и социальный смысл. 4. Проб

План лекции.
1.Общество как саморазвивающаяся система. 2. Факторы развития общества. Концепции движущих сил развития общества. 3. Социальная структура и социальные отношения. 4. Основ

Культурологические концепции
По данному основанию культурологические концепции можно дифференцировать по принадлежностям к наукам: - философские концепции культуры: А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Э. Гусс

Морфологическая концепция локальных культур О. Шпенглера
В начале ХХ века известность и признание получила морфологическая концепция локальных культур немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником "философии жизни" в фил

Социологическая концепция культуры Макса и Альфреда Вебера
В первой половине XX века известность получила также социологическая концепция культуры Макса Вебера и Альфреда Вебера. М. Вебер (1864-1920) совместно с Дильтеем и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги