рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

План лекции

План лекции - раздел Философия, ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Философия 1.бытие Как Философская Категория: Её Смысл И Специфика. 2.бытие Как...

1.Бытие как философская категория: её смысл и специфика.

2.Бытие как существование и сущность. Аспекты, формы, модусы бытия.

3.Категории субстанции, субстрата, материи. Принцип материального единства мира.

4.Принцип развития; принцип детерминизма; принцип системности.

5.Категории новейшей онтологии. Подлинное и неподлинное бытие.

Бытие – слово, имеющее много значений и в силу этого весьма неопределенное по содержанию. Его либо не нужно употреблять вообще (как философское понятие, категорию), либо определить, конкретизировать в системе категорий.

Вот некоторые значения этого слова.

1. Парменид: "бытие есть, а небытия нет".

2. Проблема бытия мира. Мир существовал от века или он создан, сотворен кем-то (Богом и т.п.)? (Первая книга Библии, в которой повествуется о сотворении мира Богом, имеет название "Бытие").

3. Декарт отождествлял бытие и мышление (“мыслю, следовательно, существую”).

4. С другой стороны, есть традиция противопоставления бытия и мышления (сознания). Бытие считается объективным, реальным, материальным, а мышление – чем-то идеальным, присущим только сознанию человека. (Маркс говорил, например: бытие определяет мышление (сознание). Или: мышление, сознание — отражение бытия. Бытие первично, мышление, сознание вторично.)

Говорят еще: материальное бытие, идеальное бытие.

5. Существует также гегелевское представление о тождестве бытия и мышления, о том, что наше мышление более или менее соответствует бытию, а бытие, как таковое, это нечто, фигурирующее в нашем мышлении в виде понятий. У Гегеля это все настолько взаимосвязано – бытие и мышление, что трудно разобрать, что у него первично – мышление или бытие. Но как философ-идеалист, он безусловно склонялся к пониманию мышления как чего-то более достоверного, чем бытие. Наши понятия наиболее реальны, а в нашей чувственной жизни мы не те, не по истине. Гегель, таким образом, склонял чашу весов в сторону духовного, мышления.

У Гегеля "бытие" также рассматривается как первая ступень развития логической идеи ("бытие-сущность-понятие"). Отсюда специфически гегелевские понятия: "чистое бытие", "наличное бытие", "определенное бытие", "бытие-в-себе", "бытие-для-себя", "бытие-для-другого" и т.д. По Гегелю бытие определяется в виде качества, количества и меры (последние — ступени развития бытия). Сущность — истина бытия, а понятие — истина сущности.

. В марксистской философии понятие бытия фигурировало еще в таком контексте – говорили о формах бытия мира или по-другому о формах существования материи. К формам бытия мира относили пространство, время, движение. Мир, согласно марксистским представлениям – некоторая система форм бытия.

Духовное и материальное (идеальное и реальное)

Вопрос о соотношении материального и духовного, реального и идеального связан с исследованием человеческих форм деятельности – познания, мышления, практики, труда, психической и физической форм деятельности. Именно в контексте человеческой деятельности эти понятия имеют смысл. А в контексте онтологическом, бытийном, космическом-вселенском они не имеют смысла. Ведь идеальное не существует вне человека. А, следовательно, нет проблемы космического-вселенского сопоставления идеального и материального. Проблема первичности материального и вторичности идеального – надуманная проблема, потому что мы как бы изолируем идеальное от человека и ставим вопрос, что первично – идеальное или материальное? Идеальное – это наше сознание, психика, мышление и отрывать идеальное от человека, рассматривать его вне человека, субстанциализировать его просто недопустимо.

Наиболее фундаментальными определениями мира являются материя и движение. Они же основополагающие категории, составляющие ядро категориальной картины мира. Это значит, что все остальные категории являются частными определениями материи и движения.

Материя и движение — две стороны мира. Движение занимает равное с материей положение в мире. Это не означает, однако, признания дуализма материи и движения. Они разные и противоположные стороны мира, но вместе с тем не существуют друг без друга, более того, обусловливают, опосредствуют друг друга. Материя движется, движение материально. Можно говорить только о движущейся материи и материальном движении.

Пока мы говорим только о связи материи и движения, мы не идем дальше декларирования этой связи. Частица "и", которая соединяет слова "материя" и "движение" в одном суждении — слишком слабый аргумент в пользу диалектического, а не дуалистического понимания соотношения материи и движения. Чтобы выразить действительную связь материи и движения, нужно найти объединяющие их категориальные определения. Мы не преодолеем дуализма материи и движения, пока не найдем посредствующие звенья, в которых они соединяются. Этими посредствующими звеньями должны быть наиболее фундаментальные, после материи и движения, определения мира. Такими определениями, по нашему мнению являются противоречие и становление.

Противоречие — всеобъемлющая, универсальная форма единства материи и движения. Оно осуществляет диалектическую связь материи и движения, "сталкивает" их как противоположные определения и в то же время сливает воедино, "делает" материю движущейся, а движение материальным.

Становление, в отличие от противоречия, не охватывает все формы связи материи и движения. Его нельзя применить к миру в целом, т.е. нельзя сказать, что мир становится. В мире, конечно, постоянно происходят изменения, превращения. Однако как целое он не имеет какого-то одного избранного направления всех изменений и превращений, что характерно для становления (как движения от низшего к высшему). Последнее имеет место лишь на отдельных "участках" мира, лишь для отдельных форм материи и движения (примеры: прогресс в живой природе, исторический прогресс). Таким образом, становление является особенной формой единства материи и движения.

Противоречие и становление относятся друг к другу, в известном смысле, как абстрактное и конкретное единство материи и движения.

Теперь взглянем на проблему с другой стороны. Мир противоречив, "соткан" из бесчисленного множества различных противоречий. Если рассматривать его как более или менее упорядоченное целое, то нужно признать, что множество противоречий — это не набор сосуществующих противоречий, расположенных одно возле другого и не связанных друг с другом. Оно представляет собой иерархическую систему взаимосвязанных противоречий. А иерархическая система предполагает основное противоречие, которое содержит в себе все другие противоречия. Такое противоречие по смыслу должно связывать основные, фундаментальные определения мира. Ими как раз и являются материя и движение.

В самом деле, для диалектически мыслящего философа должны быть очевидны соотносительность материи и движения, то, что они являют собой противоречивое единство. Поскольку это так, нетрудно представить различные и даже противоположные точки зрения на соотношение материи и движения. Ведь в противоречии акцент можно ставить и на единстве, тождестве сторон, и на их противоположности, внешности друг другу. Действительно, в истории философии наблюдается целый спектр точек зрения на соотношение материи и движения — от их неразличения к акцентированию внимания на их единстве, затем к их внешнему связыванию, далее к раздельному представлению, противопоставлению и, наконец, к признанию одной из сторон соотношения ничтожной или даже недействительной. В последнем случае мы имеем дело с такими крайними позициями, как элеатовская, отрицающая движение, и бергсоновская, отрицающая материю в качестве носителя движения. Вообще-то в истории философии наибольшее распространение имели не крайние точки зрения, а промежуточные, приближающиеся в той или иной степени к диалектическому решению проблемы соотношения материи и движения. Среди этих точек зрения главенствующими были два подхода в зависимости от того, на тождестве или противоположности ставили акцент в указанном соотношении. В одном случае материя и движение рассматривались как внешние друг другу определения. Вдругом подчеркивалась, декларировалась их неразрывная связь, внутреннее единство. Первый подход был преобладающим в Новое время. Философы и ученые рассматривали материю как нечто косное, инертное, пассивное; движение отрывалось от материи, а источник движения видели в чем угодно, только не в противоречиях. Конечно, такой взгляд неправилен, но не потому, что ложен, а потому, что односторонен. Ведь и противоположный взгляд, акцентирующий внимание на внутреннем единстве материи и движения, неприемлем по той же причине. Он чреват опасностью сведения материи к движению.

Очевидно, истина лежит где-то посередине. Материя и движение и внешни друг другу, и внутренни. В этом состоит основное противоречие мира.

Итак, материя и движение являются основополагающими категориями. Все другие категориальные определения, какими бы важными и фундаментальными они ни были, являются лишь частными выражениями материи и движения (материи в отдельности, движения в отдельности и их единства).

Принцип развития внутренне связан с другими регулятивами научного познания - детерминизмом и системностью. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией.

Принцип развития предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности. Это выступает и при соотнесении двух основных типов развития: эволюционного и революционного. Их соотнесение таково, что с одной стороны, обеспечивается преемственность в смене уровней при самых радикальных преобразованиях процесса развития, с другой - происходит становление качественно новых форм, не сводимых к предшествующим. Тем самым становится очевидной односторонность концепций, которые либо, акцентируя преемственность, сводят новообразования в ходе развития к формам, характерным для низших этапов этого процесса, либо, акцентируя значимость революционных сдвигов, видят в появлении качественно иных, чем прежде, структур, эффект своего рода катастроф, разрывающих "связь времен".

Детерминизм — философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций. Понятие детерминизм возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению).

В 16-17 в.в. понятие детерминизм начинает приобретать новый смысл — смысл обусловленности — и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизм и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений.

Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизм происходит в концепции детерминизм Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма.

Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию в нач. — сер. 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа детерминизм; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа детерминизм в научном исследовании.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизм раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этого принципа. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т. детерминизм Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и прочие дурости.

Философский принцип системности. В нем утверждается примат целого над частями, но при этом подчеркивается взаимосвязь целого и частей, выражающаяся, в частности, в иерархическом строении мира. Источник развития трактуется здесь как самодвижение - результат единства и борьбы противоположных сторон, аспектов любого объекта мира. Условием адекватного познания является единство методов анализа и синтеза, понимаемых в этом случае в соответствии с их строго рационалистической (а не интуитивистской) интерпретацией. Определенной стороной философского принципа системности является диалектически трактуемый структурализм. Суть принципа системности можно свести кследующем положениям:

1. Целостный характер объектов внешнего мира и предметов познания.

2. Взаимосвязь элементов любого объекта (предмета) и данного объекта с множеством других объектов.

3. Динамическая природа любого объекта.

4. Функционирование и развитие любого объекта в результате взаимодействия с окружающей его средой при примате внутренних закономерностей объекта (его самодвижения) над внешними. Понимаемый таким образом принцип системности является существенной стороной или аспектом диалектики. И именно на пути дальнейшей конкретизации, а не на пути конструирования особой системной философии, стоящей над всеми другими философскими концепциями, следует ожидать будущего прогресса в понимании философских оснований и философского смысла системных исследований.

Гносеологическим источником экзистенциализма являются проблемы бытия, существования человека, соотношение рациональных и нерациональных форм самопостижения человека.

В отличие от Канта, поставившего вопрос: "Что такое человек?", экзистенциалисты центр тяжести переносят на вопрос: "Как стать человеком?" или конкретнее: "Можно ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?" В их категориальном аппарате ключевыми являются такие понятия, как "экзистенция", т.е. "существование", "бытие", "ничто", "сущность" и "пограничная ситуация".

Категория "экзистенция" была введена датским философом Сереном Кьеркегором (1813—1855) и означает неповторимость, уникальность и сугубую субъективность существования отдельного человека "здесь - теперь" в противоположность его общей сущности — природной, социальной или объективно-духовной, в духе Гегеля, с которым он вел полемику. Такая экзистенция считается недоступной рациональному познанию и данной только непосредственному переживанию.

При всем своеобразии применения и истолкования, упомянутых ранее философских категорий различными экзистенциалистами главными философскими вопросами для них являются:

1) вопрос о критерии различения подлинного и неподлинного существования или бытия человека;

2) вопрос о возможностях, пределах и способах достижения подлинного существования.

Вопросы для самоконтроля:

1.Как и почему в философии появилась проблема бытия?

2.Кто из античных философов не принял парменидовское толкование бытия и почему?

3.Какие изменения в понимании проблемы бытия произошли в Новое время?

4.Как связано мировоззрение Нового времени с проблемой бытия?

5. Вспомните, как шло формирование философского понятия материи.

6.В чём преимущество диалектико-материалистического понимании материи от меканистического?

7.Может ли материя исчезнуть?

8.В чём суть диалектического понимания движения.

9.Какие концепции прошлого рассматривают пространство и время как независимые друг от друга формы?

10.Какую роль сыграла теория относительности А. Эйнштейна в создании концепции пространственно-временного континуума?

11.В чём суть философских категорий «всеобщая связь», «взаимодействие», «развитие», «противоречие»?

12.Какова взаимосвязь мировоззрения XX века с античной традицией понимания бытия?

13. Имеет ли бытие человек, дух, неживая природа, материя? Можно ли свести бытие к Богу, мысли, идее?

Литература:

1. Философия. Алматы 2003 с.140-187.

2. Спиркин А. Г. Философия. М. 2000 с.242-336.

3. Основы современной философии. С-П. 1997 с. 95-113.

4. Философия в вопросах и ответах. М. 1999 с. 153-179.

5. Философия.под ред. Кохановского В. П. Ростов на Дону, 1995 с. 125-162.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Философия

По дисциплине Философия... Специальности все специальности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: План лекции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

План лекции.
1. Понятие философии как о типе мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрений. 3. Специфика философии. Предмет философии. 4. Основные функции философии, её роль в сов

Предмет философии
  Как-то спросили А. Пуанкаре, человека, который в уме мог перемножать четырехзначные числа, что такое философия? Ученый, подумав, ответил: «Может ли исследователь, изучающий под микр

Вопросы для самоконтроля
1.Сформулируйте наиболее полное определение предмета философии. 2.Определение мировоззрения. 3.Функции философии. 4.Структура мировоззрения. 5 Исторические типы

План лекции.
1. Концептуальные и текстуальные основания философии Древней Индии. 2. Единство и различие основных ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии. 3. Философия

Вопросы для самоконтроля
1. Философия ведического периода.Упанишады. 2. Система йога: индивидуальный путь спасения. 3. Мировое значение индийской философии. 4. Даосизм и экологическое значение пр

План лекции.
1. Характерные черты античной философии и ее периодизация. 2. Начало философской мысли: натурфилософия. 3. Становление и особенные черты диалектики. 4. Средняя классика:

План лекции.
1. Основные периоды средневековой философии 2. Основные черты и главные темы размышлений средневековых философов 3. Философия Аврелия Августина 4. Философия Фомы Аквинско

О бытии
Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность. Каждой вещи существование неср

О материи и форме
Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря ф

О человеке и его душе
Индивидуальность человека — личностное единство души и тела. Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосу

Опознании
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:«до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платониз

Вопросы для самоконтроля
1. Особенности средневековой философии Запада. 2. Основные принципы средневековой европейской философии. 3. Философские проблемы патристики. 4. Философские проблемы схола

План лекции
1. Исламская культура и рационалистическая традиция философии. 2. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд.

План лекции.
1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии. 2. Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др. 3. Философия и

Вопросы для самоконтроля
1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии. 2. Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др. 3. Философия и

План лекции.
1. Проблема человека и общества в философии Просвещения. 2. Концепция субъекта в философии Канта. 3. Субъективный идеализм И.Фихте и объективный идеализм Ф.Шеллинга. 4. С

План лекции.
1.Иррационалистическая критика немецкой классики в философии С. Кьеркегора. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. 2.Гносеологическая и методологическая проблематика неокан

Вопросы для самоконтроля
1. Иррационалистическая критика немецкой классики в философии С. Кьеркегора. 2. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. 3. Гносеологическая и методологическая пробл

План лекции.
1.Полемика между западниками и славянофилами и ее отражение в русской философии середины XIX века. 2.Философия всеединства В.С.Соловьева 3.Русская философия в XX веке.

Русский космизм.
Космическую философию развивали ученые-философы:Николай Федорович Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Дмитрий Иванович Чижевский. Они не были

План лекции.
1.Особенности традиционного мировосприятия и номадической культуры и их отражение в протофилософском знании (Человек и Космос, эпосы, легенда о Коркыте, казахский кюй, обрядовая практика).

Тема №12. Гносеологические проблемы философии
Цель лекции: раскрыть содержание следующих понятий: познание, субъект познания, объект познания, рациональные формы познания, иррациональные формы познания, истина, ложь, заблуждение, правда, крите

Относительность и абсолютность истины.
Относительная истина - это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Приближенность и неполнота - специфические свойства относительной и

План лекции.
1. Что такое «философская антропология», когда и как она возникла? 2. Понятие и факторы антропосоциогенеза. 3. Жизнь человека: социальный факт и социальный смысл. 4. Проб

План лекции.
1.Общество как саморазвивающаяся система. 2. Факторы развития общества. Концепции движущих сил развития общества. 3. Социальная структура и социальные отношения. 4. Основ

Тема № 15 Философия культуры.
Цель лекции: раскрыть содержание базовых понятий: культура, цивилизация, артефакт, культурная традиция, диалог культур и др. План лекции.1. Определение ку

Культурологические концепции
По данному основанию культурологические концепции можно дифференцировать по принадлежностям к наукам: - философские концепции культуры: А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Э. Гусс

Морфологическая концепция локальных культур О. Шпенглера
В начале ХХ века известность и признание получила морфологическая концепция локальных культур немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником "философии жизни" в фил

Социологическая концепция культуры Макса и Альфреда Вебера
В первой половине XX века известность получила также социологическая концепция культуры Макса Вебера и Альфреда Вебера. М. Вебер (1864-1920) совместно с Дильтеем и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги