рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социологическая концепция культуры Макса и Альфреда Вебера

Социологическая концепция культуры Макса и Альфреда Вебера - раздел Философия, ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Философия В Первой Половине Xx Века Известность Получила Также Социологическая ...

В первой половине XX века известность получила также социологическая концепция культуры Макса Вебера и Альфреда Вебера. М. Вебер (1864-1920) совместно с Дильтеем и Риккертом разработали социологическую концепцию ценностей и ценностных суждений. Ее суть состояла в том, что формирование ценностных идей субъектами как носителями культуры выступает необходимым процессом. Каждая ценность - не результат произвольного субъективного решения ученого, а требование духа времени, самой культуры. Новые ценностные идеи возникают в результате изменений в жизни и в содержании культуры, сравниваются с уже существовавшими как некоторым идеальным типом. Человек свободен от ценностных суждений в том смысле, что они имеют необходимо-закономерную природу. Социология как наука изучает культуру и ее ценностную характеристику.

Идеальный тип культуры, по М. Веберу, означает некоторую совокупность прежде всего разовых ее характеристик. Если культура - это "конечный фрагмент лишенной смысла мировой бесконечности, который, с точки зрения человека, обладает смыслом и значением", то идеальный тип - это "мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни, тем более, "подлинной реальностью". В нем объединяются не только родовые, типичные признаки культур, но и их ценностно-объективное содержание.

Социологическое понимание культуры развил А. Вебер (1868-1958). В работах "Идеи по поводу социологии государства и культуры" (1927), "История культуры как социология культуры" (1935), "Принципы социологии истории и культуры" (1951) и других он обосновал структуралистско-социологический подход к культуре. Культура общества, по его мнению, формируется в трех процессах исторического развития: социальном, цивилизационном и собственно культурологическом. Социальный процесс составляет развитие хозяйства, социальных отношений, политики и государства. Цивилизационное развитие образует наука и техника. Движение культуры происходит через развитие религии, философии и искусства. Основой всякой крупной культуры выступает тип социальной организации.

Динамика социального и цивилизационного процессов служит "основой формирования и дальнейшего движения некоего третьего - культуры, выражение и характер которой полностью заключены в отдельных исторических образованиях и зависят от их судьбы, опираются на стремление в этих образованиях выразить духовное; и, следовательно, материально-общественный и духовно-цивилизационный "синтез жизни", который в них присутствует, составляет только субстанцию, материал...". Поскольку культурный процесс в основе и содержании духовный, он носит иррациональный характер. Его творцом выступает элита. "Игра" духовных сил направляет и первые два социологических процесса. Духовное А. Вебер отождествляет с субъективностью деятелей исторического процесса и божественной волей. Культурологические идеи М. Вебера и А. Вебера оказали существенное влияние на усиление рациональности в науке, на совершенствование ее "языка" - категориального аппарата.

В первой половине XX века формируются также собственно культурологические концепции. Их авторы не исходили из философии или социологии, истории или психологии. Они специально анализировали культуру как систему, вырабатывали свою методологию исследования. К таким концепциям можно отнестиигровую модель культуры Й. Хейзинги.

Нидерландский культуролог и историк Й. Хейзинга (1872-1945) представлял культуру посредством игры. В работах "Осень Средневековья" (1919), "Человек играющий" (1938), "В тени завтрашнего дня" (1935) и других он обосновывал культуру как естественную игровую динамику жизни, соотнесенную с серьезным. Культура, считал он, есть равновесие материальных и духовных ценностей, вектор их развития и господство человека над внешней и своей внутренней природой. Игра в культуре - это ритм и гармония, радость и изящество, историческая альтернатива

серьезному.

Игра среди людей совершается посредством особого напряжения физических сил, сопровождается радостью, шуткой, забавой. Но игра старше культуры и больше по объему. Если культура - признак общества, то игра имеет место и среди животных. Игра, считает Хейзинга, пронизывает всю культуру. Она представляет форму деятельности, имеет смысл и назначение, выражается в языке, мышлении, видах конкретной деятельности. Игру нельзя прямо связать ни с истиной, ни с добром в культуре. Игра противостоит серьезному и делает культуру особой характеристикой жизни людей.

Хейзинга анализирует значение игры как явления культуры, соотношение игры и языка, игру как функцию культуры. Подробно рассматривает проявления игры в поэзии, мышлении, искусстве, а особенно - в правосудии.

Он считал, например, что судебный процесс - это словесная игра-поединок его участников и состязание. Суд божий - подлинный, а суд земной - игра. Анализируются такие процедуры судебной деятельности, как священные весы Фемиды, судебный жребий, спор об заклад и одеяние судей, процедура суда, другие формы проявления игрового.

В философии Хейзинга выделяет в качестве игровых проявлений софистику и чудодейство, философские загадки, философский диалог, риторику, диспуты, научные трактаты. Война и военное дело, считает он, также содержат игровые элементы.

Мыслитель полагал, что культура формируется преимущественно через игру и в игре. С XVIII века, по его мнению, наблюдается убывание игры. Возникло заблуждение, согласно которому культуру определяют труд и материальные силы. Игра все более подменяется пуелиризмом - ребячеством, пустой наивностью. Новая культура, по Хейзинге, должна состоять в возрождении первозданной игры, ее этических и религиозное духовных основ.

Концепция культуры А. Тойнби.

А. Тойнби (1889-1975) свое понимание культуры изложил в труде "Исследование истории" (1934-1961). В русском переводе и издании он назван "Постижение истории". Автор более склонен к термину "цивилизация культуры", хотя проводимый им анализ имеет культурологическое содержание.

Начало, содержание и завершение истории человечества он объясняет библейски. Но с момента грехопадения человек отчуждается от Бога и создает свою историю и культуру. Следуя идеям Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, он представляет исторический процесс сменой локальных цивилизаций.

Единой мировой истории и планетарной цивилизации не существует. Цивилизация (или культура) - это устойчивая общность людей, объединенная духовными традициями и географическими рамками. Каждая цивилизация имеет свои законы, механизм функционирования и существует примерно шесть тысяч лет. Основными показателями возникновения и существования цивилизаций он считает:

а) наличие вселенской церкви;

б) степень удаленности цивилизации от первоначального центра возникновения религии.

Тойнби насчитывает по данным критериям 21 цивилизацию. Сегодня существует только пять: западно-христианская, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная. Сохранились также две реликтовые (из прошлого) цивилизации: монофизитские христиане и ламаистское общество.

Основное внимание Тойнби сосредоточил на механизме возникновения и функционирования цивилизаций, обеспечения их локальности, отграниченности друг от друга. Он считал, что цивилизация вырастает из примитивного общества через разделение труда и мимесис - процесс приобщения членов примитивного общества к существующим ценностям на основе подражания. В примитивных обществах мимесис ориентирован на старшее поколение, на обычаи и традиции. Такие общества, полагает Тойнби, обращены в прошлое. Данное положение является спорным, оно противоречит преемственности развития каждого общества, закономерной позитивной связи поколений и стадий культуры.

Подлинный механизм возникновения и развития цивилизации состоит, по Тойнби, во взаимодействии природных, а также социальных вызовов и ответов на них правящей верхушки (элиты) общества. При этом все общество он делит на две части: правящее творческое меньшинство и нетворческое большинство. Большинство подражает элите на основе свободного мимесиса, и цивилизация развивается. Вызовы природы человеку, как правило, негативные. Например, неблагоприятные изменения дельт Нила, Тигра, Евфрата, Инда и других рек вынуждали людей покидать места обитания или совершенствовать образ жизни, то есть со

Вопросы для самоконтроля:

10. Чем обусловлена актуальность философского осмысления культуры?

11. В чем состоят особенности культуры как представлениях о ценностях и идеалах?

12. Что понимается под общечеловеческими ценностями?

13. Чему противостоит культура как сфера изящества и утонченности?

14. В чем смысл противопоставления культуры и цивилизации?

15. что такое символическая условность культуры?

16. Каковы основные функции культуры?

17. Каким образом культура оказывает детерминирующее воздействие на развитие общества?

18. В каком смысле говорят о дегуманизации культуры как глобальной опасности?

 

Литература:

1. Философия. Сост. Габитов Т. Х. – Алматы. 2003.

2. Спиркин А. Г. Философия – М., 2000.

3. Радугин А. А. Философия – М., 1999.

4. Немировская Л. З. Философия – М., 1995.

5. Канке В. А. Философия – М., 2000.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Философия

По дисциплине Философия... Специальности все специальности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социологическая концепция культуры Макса и Альфреда Вебера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

План лекции.
1. Понятие философии как о типе мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрений. 3. Специфика философии. Предмет философии. 4. Основные функции философии, её роль в сов

Предмет философии
  Как-то спросили А. Пуанкаре, человека, который в уме мог перемножать четырехзначные числа, что такое философия? Ученый, подумав, ответил: «Может ли исследователь, изучающий под микр

Вопросы для самоконтроля
1.Сформулируйте наиболее полное определение предмета философии. 2.Определение мировоззрения. 3.Функции философии. 4.Структура мировоззрения. 5 Исторические типы

План лекции.
1. Концептуальные и текстуальные основания философии Древней Индии. 2. Единство и различие основных ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии. 3. Философия

Вопросы для самоконтроля
1. Философия ведического периода.Упанишады. 2. Система йога: индивидуальный путь спасения. 3. Мировое значение индийской философии. 4. Даосизм и экологическое значение пр

План лекции.
1. Характерные черты античной философии и ее периодизация. 2. Начало философской мысли: натурфилософия. 3. Становление и особенные черты диалектики. 4. Средняя классика:

План лекции.
1. Основные периоды средневековой философии 2. Основные черты и главные темы размышлений средневековых философов 3. Философия Аврелия Августина 4. Философия Фомы Аквинско

О бытии
Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность. Каждой вещи существование неср

О материи и форме
Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря ф

О человеке и его душе
Индивидуальность человека — личностное единство души и тела. Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосу

Опознании
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:«до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платониз

Вопросы для самоконтроля
1. Особенности средневековой философии Запада. 2. Основные принципы средневековой европейской философии. 3. Философские проблемы патристики. 4. Философские проблемы схола

План лекции
1. Исламская культура и рационалистическая традиция философии. 2. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд.

План лекции.
1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии. 2. Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др. 3. Философия и

Вопросы для самоконтроля
1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии. 2. Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др. 3. Философия и

План лекции.
1. Проблема человека и общества в философии Просвещения. 2. Концепция субъекта в философии Канта. 3. Субъективный идеализм И.Фихте и объективный идеализм Ф.Шеллинга. 4. С

План лекции.
1.Иррационалистическая критика немецкой классики в философии С. Кьеркегора. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. 2.Гносеологическая и методологическая проблематика неокан

Вопросы для самоконтроля
1. Иррационалистическая критика немецкой классики в философии С. Кьеркегора. 2. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. 3. Гносеологическая и методологическая пробл

План лекции.
1.Полемика между западниками и славянофилами и ее отражение в русской философии середины XIX века. 2.Философия всеединства В.С.Соловьева 3.Русская философия в XX веке.

Русский космизм.
Космическую философию развивали ученые-философы:Николай Федорович Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Дмитрий Иванович Чижевский. Они не были

План лекции.
1.Особенности традиционного мировосприятия и номадической культуры и их отражение в протофилософском знании (Человек и Космос, эпосы, легенда о Коркыте, казахский кюй, обрядовая практика).

План лекции
1.Бытие как философская категория: её смысл и специфика. 2.Бытие как существование и сущность. Аспекты, формы, модусы бытия. 3.Категории субстанции, субстрата, материи. Принцип ма

Тема №12. Гносеологические проблемы философии
Цель лекции: раскрыть содержание следующих понятий: познание, субъект познания, объект познания, рациональные формы познания, иррациональные формы познания, истина, ложь, заблуждение, правда, крите

Относительность и абсолютность истины.
Относительная истина - это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Приближенность и неполнота - специфические свойства относительной и

План лекции.
1. Что такое «философская антропология», когда и как она возникла? 2. Понятие и факторы антропосоциогенеза. 3. Жизнь человека: социальный факт и социальный смысл. 4. Проб

План лекции.
1.Общество как саморазвивающаяся система. 2. Факторы развития общества. Концепции движущих сил развития общества. 3. Социальная структура и социальные отношения. 4. Основ

Тема № 15 Философия культуры.
Цель лекции: раскрыть содержание базовых понятий: культура, цивилизация, артефакт, культурная традиция, диалог культур и др. План лекции.1. Определение ку

Культурологические концепции
По данному основанию культурологические концепции можно дифференцировать по принадлежностям к наукам: - философские концепции культуры: А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Э. Гусс

Морфологическая концепция локальных культур О. Шпенглера
В начале ХХ века известность и признание получила морфологическая концепция локальных культур немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником "философии жизни" в фил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги