Специфика философского знания

(№1)

Специфика философского знания.

Основной вопрос философии.

Она имеет дело с чисто понятийным определениями, постигает мир в предельных понятиях. · Предметом философского мышления

Существуют две стороны основного вопроса

Философии – онтологическая и гносеологическая.

о вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Онтологическую сторону основного

Ø Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания

Гносеологическая сторона основного вопроса

Ø эмпиризмом(сенсуализмом). Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали , что в основе познания могут лежать лишь опыт и

Предмет, структура и функции философии.

т.к. на вопросы возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Например, из истории философии

Начало философии в древней Греции.

Становление античной диалектики.

в VII - VI вв. до нашей эры. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса,

Диалектики считается Гераклит. "Все течет" – главный

ничто не остается в покое, но все подобно реке, пребывающей в вечном движении. Этот принцип и вошел в историю философии как "панта рей".Апории Зенона

Объективный идеализм Платона.

философии принадлежит Платону (428–347 до н. э.). Платон является, по существу, первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по

Характерные черты и особенности

Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и отступление от средневекового подхода, в особенности от

Рационалистическая философия Рене Декарта

("Размышления о первой философии", "Рассуждение о методе") На первом месте, как и у Ф. Бэкона, в его трудах содержалась проблема метода научного познания. Декарт был

Характерные черты и особенности

вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) был а характерна борьба с традиционным религиозным

Проблема человека и общества в

Европейской философии XVII-XVIII веков.

эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы

Критическая философия И.Канта

Под критикой Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые

Философская система Гегеля.

"абсолютным идеализмом". Абсолютная идея – начало, источник, первопричина всего окружающего мира. Исходным пунктом философии Гегеля выступает

Антропологическая философия Л.Фейербаха.

челoвек, кoтoрый «и есть Бoг». Религия — прoдукт челoвеческoй фантазии. В рабoте «Сущнoсть христианства»

Гуманитарно-антропологическое

основные течения и идеи. Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной философии к человеку . АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Категория бытия, ее смысл и специфика.

проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Проблема материи в истории

сущности материи, о ее соотношении с сознанием является предметом ожесточенной борьбы на протяжении всей истории философии.

Основные атрибуты материи.

обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу)Атрибутами материи, всеобщими

Деятельности, направленной на отражение и

сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом . Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон

Исторические формы диалектики.

Диалектика как теоретическая система.

наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная

Противоположность диалектики

И метафизики как методов познания.

важнейшими из методов, используемых философией для познания мира. Противоположность диалектического и метафизического методов

Законы развития.

Закон перехода количественных изменений в

изменений в определенный момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого

Закон единства и борьбы противоположностей.

направленное на разрешение этих противоречий. Согласно данному закону противоречие выступает движущей силой всякого развития. “Противоречие –

Сущность познания. Субъект и

стремилось к приобретению новых знаний. За тысячелетия развития человек прошел длительный и тернистый путь от примитивного

Чувственное и рациональное в познании.

процесса в зависимости от традиционно выделяемых в классической гносеологии двух основных уровней познания –

Уровни научного познания.

Соотношение эмпирического и теоретического

включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на

Методы научного познания. Специфика

Методов социального познания.

объекта на составляющие его части. Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Основные концепции истины.

Проблема критериев истины.

в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет” . Долгое время классическая концепция истины

Ясность и отчетливость.

концепции когерентности. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальностью, а потому, что находится в согласии с системой

Философской мысли.

он проходит через всю историю человечества. Проблема человека в философии – это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем

Проблема личности в современной

Философии.Социальные роли личности

Чeлoвeк - пpoдyкт пpиpoды, плoд биoлoгичecкoй эвoлюции. Человек не только природное существо. Сама

Человек, индивид, личность.

Процесс формирования личности.

конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют,