Рационалистическая философия Рене Декарта - раздел Философия, Специфика философского знания Рене Декарт (1596 - 1650 Гг.). Работы Декарта
("размышления О П...
Рене Декарт (1596 - 1650 гг.). Работы Декарта
("Размышления о первой философии", "Рассуждение о методе")
На первом месте, как и у Ф. Бэкона, в его трудах содержалась
проблема метода научного познания. Декарт был
родоначальником рационализма. Истины математики
он считал совершенно достоверными, обладающими
признаками всеобщности и необходимости.
В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную
роль в процессе познания такому методу, как дедукция.
Чувственный опыт не способен дать достоверное знание,
ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями,
а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может
оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения
ибо мы не свободны от ошибок; до тех пор, пока у нас
нет достоверных посылок, мы не можем рассчитывать на
достоверность заключений.Декарт не отрицает и познавательной
ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том,
чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных
сил последнего недостаточно для познания. Основными
правилами дедуктивного метода, которые предложил
Декарт, являются следующие:
· Первое: не принимать за истинное ничего такого, что
не очевидно. В познании важно избегать поспешности и
предвзятости, проявлять здоровый скепсис (сомнение).
· Второе: мысленно делить (анализировать) всякий
исследуемый вопрос на максимально простые элементы
и, отталкиваясь от них, идти к осмыслению все более
сложных вопросов.
· Третье: полученные в итоге идеи располагать в
определенной последовательности, постепенно продвигаясь
от простого знания к более сложному, развернутому.
· Четвертое: накапливаемые научные сведения необходимо
приводить в систему, чтобы иметь максимально полное
и всестороннее знание о предметах.Процесс мышления
должен вести к постепенному преодолению всякого рода
сомнений, но одновременно и к новым сомнениям
. Сомнению следует подвергать данные и органов чувств
и математические положения. Вообще, оно является
весьма важным признаком мыслящего духа. "Я мыслю,
следовательно, существую", - подчеркивал Декарт. "
Во всем должно сомневаться", - призывал он. Принцип
рационального сомнения стал краеугольным камнем
всей его философии. Декарт полагает, что все возможные
вещи составляют две самостоятельных и независимых
друг от друга субстанции - духовную и телесную. Эти
субстанции познаются нами в их основных атрибутах;
для тел таким атрибутом является протяжение,
для душ - мышление Наиболее трудная проблема
философии Декарта отношение души и тела у человека
. Если у животных нет души, и они представляют
собой бездушные автоматы, то в случае человека это
очевидным образом не так. Человек способен управлять
своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе
влияние тела. Декарт, проявлявший большой интерес к
успехам тогдашней медицины, отнесся с особым вниманием
к шишковидной железе, расположенной в центральной
части головного мозга, и связал с ней место, в котором
душевная субстанция взаимодействует с телесной.
Среди идей нашего мышления находится
идея Бога, как Совершенного Существа. А
весь опыт самого человека свидетельствует о
том, что мы, люди, существа ограниченные и несовершенные.
Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму?
Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд
мысли, что сама эта идея вложена в нас извне, а ее творец и
есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие
о себе как о Совершеннейшем Существе.
Все темы данного раздела:
Основной вопрос философии.
· Философия – особая культура мысли.
Она имеет дело с чисто понятийным определениями,
постигает мир в предельных понятиях.
· Предметом философского мышления
выст
Философии – онтологическая и гносеологическая.
· Онтологическая (бытийная) сторона основног
о вопроса философии заключается в постановке
и решении проблемы: что первично – материя
или сознание?
· Суть гносеол
Онтологическую сторону основного
вопроса философии представляют:
Ø Материализм (так называемая «линия Демокрита») –
направление в философии, сторонники которого
с
Гносеологическая сторона основного вопроса
философии представлена:
Ø эмпиризмом(сенсуализмом). Основателем
эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали
, что в основе поз
Предмет, структура и функции философии.
Вопрос о предмете философии является дискуссионным,
т.к. на вопросы возникающие в исторически конкретных
условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех
времен
Становление античной диалектики.
Греческая античная философия сформировалась
в VII - VI вв. до нашей эры. Спецификой греческой
философии, особенно в начальный период её развития,
является стремление поня
Диалектики считается Гераклит. "Все течет" – главный
принцип философии Гераклита. Согласно ему,
ничто не остается в покое, но все подобно реке,
пребывающей в вечном движении. Этот принцип и
вошел в историю
Объективный идеализм Платона.
Выдающееся место в истории древнегреческой
философии принадлежит Платону (428–347 до н. э.).
Платон является, по существу, первым древнегреческим
философом, о деятельност
Характерные черты и особенности
философии XVII.Философия XVII века в
Западном мире рассматривается в основном как начало
философии Нового времени, и отступление от
средневекового подход
Характерные черты и особенности
философии XVIII века.Первой в эту эпоху
вступает Англия. Для английских просветителей
(Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) был
а характерна борьба с тради
Европейской философии XVII-XVIII веков.
XVIII век в истории мысли не случайно называют
эпохой Просвещения: научное знание, ранее
бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь
распространяется вширь, выходя за п
Критическая философия И.Канта
Иммануил Кант (1724 –1804). «Критика чистого разума».
Под критикой Кант понимал исследование границ,
до которых простирается способность разума и
исследование друг
Философская система Гегеля.
Гегель называл свою философскую систему
"абсолютным идеализмом". Абсолютная идея –
начало, источник, первопричина всего окружающего мира.
Исходным пункто
Антропологическая философия Л.Фейербаха.
Ядрoм филoсoфскoй кoнцепции Фейербаха был
челoвек, кoтoрый «и есть Бoг». Религия —
прoдукт челoвеческoй фантазии.
В рабoте «Сущнoсть христианства»
Фейербах дал к
Гуманитарно-антропологическое
направление в философии XX века:
основные течения и идеи. Первая половина XX века прошла под знаком
поворота западной философии к человеку
Категория бытия, ее смысл и специфика.
Один из центральных разделов философии, изучающих
проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема
бытия – одна из главных в философии. Становление
философии начина
Проблема материи в истории
философии. Понятие материи.Вопрос о
сущности материи, о ее соотношении с
сознанием является предметом ожесточенной
борьбы на протяжении всей истории фило
Основные атрибуты материи.
Мате́рия — философская категория для
обозначения физической субстанции
вообще, в противоположность сознанию
(духу)Атрибутами материи, всеобщими
Деятельности, направленной на отражение и
преобразование действительности.Впервые
сознание как особая реальность, отличная от
материальных явлений была выявлена Парменидом
. Продолжая эту традици
Диалектика как теоретическая система.
Диалектика это наука о развитии и всеобщей связи,
наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и мышления.Диалектика включает в себя
объективную и субъективн
И метафизики как методов познания.
Диалектику и метафизику принято считать
важнейшими из методов, используемых философией
для познания мира. Противоположность
диалектического и метафизического методов
Закон перехода количественных изменений в
Качественные .Накопление незаметных, постепенных
изменений в определенный момент с необходимостью
приводит к существенным, коренным, качественным
изменен
Закон единства и борьбы противоположностей.
Наличие противоречий в системе вызывает движение,
направленное на разрешение этих противоречий.
Согласно данному закону противоречие выступает
движущей силой всякого разв
Сущность познания. Субъект и
объект познания.Человечество всегда
стремилось к приобретению новых знаний.
За тысячелетия развития человек прошел
длительный и тернистый путь от примити
Чувственное и рациональное в познании.
Рассмотрим структуру познавательного
процесса в зависимости от традиционно
выделяемых в классической гносеологии
двух основных уровней познания –
чувственного
Соотношение эмпирического и теоретического
уровней.Как развивающаяся система знания, наука
включает в себя два основных уровня –
эмпирический и теоретический. Эмпирическое
исследование направлено
Методов социального познания.
Анализ - мысленное или реальное разложение
объекта на составляющие его части.
Синтез - объединение познанных в результате
анализа элемен
Проблема критериев истины.
Платон считал, что “тот, кто говорит о вещах
в соответствии с тем, каковы они есть, говорит
истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”
. Долгое время классическа
Ясность и отчетливость.
§ Дальнейшее развитие рационализм находит в
концепции когерентности. Например, «2х2 = 4»
истинно не потому, что совпадает с реальностью, а
потому, что на
Философской мысли.
Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным:
он проходит через всю историю человечества. Проблема
человека в философии – это, прежде всего, вопрос о
том, какое м
Философии.Социальные роли личности
Человек — биосоциальное существо.
Чeлoвeк - пpoдyкт пpиpoды, плoд
биoлoгичecкoй эвoлюции. Человек
не только природное существо. Сама
по себе природа не наделяет
Процесс формирования личности.
Индивидом обычно называют единичного
конкретного человека, рассматриваемого
в качестве биосоциального существа.
Понятие «человек» как правило, употребляют,
желая
Новости и инфо для студентов