рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

III. 10. Особенности канонического права

III. 10. Особенности канонического права - раздел Философия, Всеобщая история государства и права : конспект курса Термин «Каноническое Право» Происходит От Канона - Общецерко...

Термин «каноническое право» происходит от канона - общецерковной нормы, одинаково обязательной для всех верующих. Оно универсально и экстерриториально (действовало во всех странах, принявших католицизм, соединяя воедино всех католиков), регулировало широкий спектр вопросов духовной и светской жизни, будучи обязательным для клириков и мирян.

Ранние источники канонического права были одновременно богословскими, литературными, и общеправовыми, едиными для западной и восточной церквей: 1) Священное писание, Ветхий и Новый заветы с изъятиями, сделанными католическим богословием; 2) произведения отцов церкви (Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина), давших равноапостольское истолкование Евангелия и Писания, основные догматы и обряды церкви, правила исполнения священнической должности, критерии церковных таинств, нарушения церковных правил; 3) постановления церковных соборов: Никейский собор 325 г. принял официальный «Символ веры», текст которого завершался проклятием в адрес всех, кто будет утверждать противоречащее (прав был философ Вл. Соловьев, писавший, что, когда люди стали исповедовать Христа, они сочли себя свободными от обязанности принимать всерьез его слова).

Анализ юридической проблематики Писания выявляет его двойственность по отношению к праву: Христос проповедует законопослушание, но при этом он вне права, даже выше его: «Не нарушить пришел я, но исполнить», и в то же время: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Матф. 5, 17; Марк. 2, 27). Возникает сложная философская проблема соот ношения закона (внешнего предписания) и благодати (внутреннего нравственного императива): «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царство Божие благовествуется...» (Лука. 16, 16); «...Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоанн. 1,17).

В утилитарных целях церковь стала упрощать эту проблему: фразу «сказа-МО древним: «не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит НА женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5, 27-28). Тертуллиан объяснял, что Христос «строит дополнение к Ирину», и «не только грех действий, но и грех мыслей должен быть избегаем и подвержен публичному наказанию». Но, возможно, Христос говорит о том, Что человек, обладающий греховными мыслями, не вправе наказывать совершающих греховные действия, ведь на вопрос, как поступить с женщиной, уличенной в прелюбодеянии, Он предложил бросить в нее камень тому, кто сям без греха (Иоанн. 8, 3-11). Для Христа важнее самонаказание, равносильное исправлению, а не наказание внешнее, церковь же склонилась к необходимости наказывать (осуждать) даже мысли, поскольку они греховны.

Особая роль римского права. Каноническое право вобрало в себя ряд его норм, язык, что отражено в формуле: «церковь живёт по римским законам»

Начало собственно канонического права - Апостольские конституции IV в. (50, затем 85 правил, приписанных первым апостолам).

В Collectio (собрании) испанского епископа Исидора (VII в.) - обобщены важнейшие постановления церковных соборов, историко-правовые материалы (с его именем связан и ряд фальшивок, в т.ч. «Константинов дар»).

Разделение церквей - вопрос о католическом каноническом праве, ибо Церковно-государственные кодексы востока не могли применяться католикам и. Особая роль постановлений пап (декреталий). Виды актов пап: конституции, энциклики, буллы (от «булла» - свинцовая печать на шнурке).

1075-1122 гг. Григорий VII объявил о полномочиях папы «создавать новые законы в соответствии с нуждами времени» - появилась особая церковник система права - новое право (ius novum): влияние римского права (понятия, нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и права народного и обычного (в центре его стояли вопросы зашиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В него вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.

VIII в. - первая частная систематизация церковного права западной марким - Codex сапонит Ecclesiae romani, приписан Дионисию Малому (VI В Свод, официальный с 774, включил: собрания апостольских постанов-Мнмй и соборов, декреталии римских пап (с Сириция - конец IV в.).

1140 г. новаторская кодификация (компиляция) итальянского монаха Грациана, официально признанная папами. Декрет (Свод) Грациана – 3 части: 1) исторические права церкви и его субъекты, 2) «36 причин начала Церковного суда» (права епископов и правила юрисдикции); 3) нормы о Поводе церкви, браке, обрядах - суммарно 3 800 канонических текстов.

Право, по Грациану, есть не мертвое тело, а живой организм, который имеет корни в прошлом, но в то же время растет в будущее. На его основе - церковная школа систематизаторов права - канонистов.

Конец XII в. Бернард из Павии - новый сборник декреталиев по выработанной на базе только канонического права схеме: судьи, судопроизводство, церковнослужители браки, преступление (Judex, Judicium, clerus, con-nubia, crimen), ставшей официальной. На ее основе - серия дополнений к Грацианову своду: 1) XIII в. - декреталии папы Григория IX, 2) нач. XIV в. -Бонифация VHI, 3) после 1317 г. - Клементина Клементия V; 4) около 1500 г. - Extravagantae - сборник декреталиев, начиная с папы Иоанна ХХII.

Дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное признание как единый свод канонического права (Corpus juris canonici), напечатанный в 1584 г. и ставший единственным разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви. Отрицание значимости папских декреталиев и Свода канонического права - важнейший акт Реформации (в 1517 г., протестуя против папской власти, Мартин Лютер бросил в костер виттенбергской живодерни вместе с папской буллой и Свод канонического права).

Реформация ослабила влияние канонического права. Тридентский собор (1545-1563 гг.), - коренной пересмотр его норм, сужена сфера церковной юрисдикции, учреждена Конгрегация, официально толковавшая нормы.

Последующие кодификации - уже в XX в.: 1) 1917 г. - Свод канонического права папы Бенедикта XV, (5 томов, 2414 канонов); 2) 1983 г. - папы Иоанна Павла II (1752 канона); 3) 1990 г. - Канонический кодекс восточного права церковных общин католической ориентации.

Юрисдикции церкви формировалась исторически, под влиянием: 1) желания государей опереться на авторитет церкви; 2) борьбы церкви за особый статус. Конец IV в. закон римских императоров Аркадия и Гонория признал за епископами роль арбитров в делах внутрицерковных и моральных (нематериальных). Собор в Агде (506 г.) - прямой запрет духовным лицам подавать иски в светские суды. 614 г. Парижский поместный собор запретил светское вмешательство в дела духовенства (если одна из сторон в тяжбе - церковник, то преимущество юрисдикции на - у епископского суда (сословный иммунитет духовенства). Рост церковного землевладения приобретение церковью всех полномочий сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения, зависимых сословий.

Особо значимо регулирование брачно-семейных отношений. Создание Царства Божьего, где все люди считали бы себя братьями под властью Отца Небесного, требовало ломки родовых связей, а потому, исключительного J внимания к роли семьи. Канонами были заложены принципы семейных отношений западного мира, включая и юридические стороны. Каноническое право веками заменяло национальное брачно-семейное право.

Для священнослужителей католицизм ввел принцип целибата (безбрачии),выводивший духовенство из сферы родовых и мирских интересов - прекращал его в инструмент в руках церковного руководства.

Борясь с язычеством, церковь требовала моногамного брака, отрицала Многоженство. Брак понимался двояко:

1. Как священное таинство: «брачный союз, посредством которого Мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства». В результате брачного сожительства создается особый кровнородственный союз супругов, разорвать его люди не властны;

Важнейшее условие брака - формальное согласие сторон («согласие побеждает брак»), а прочие участники церемонии долго были лишь свидетелями (до решений Тридентского собора (XVI в.) даже священника мог заметить мирянин). Бракосочетание могло быть и тайным, но обычно проводилось оглашение предстоящего брака, чтобы выявить препятствия.

Детально регулировались юридические аспекты проявления согласия: 1) помолвка - обмен обещаниями в будущем вступить в брак (мог быть расторгнут в ряде случаев одной из сторон и всегда - по обоюдному желанию); 1)договор брака - обмен обещаниями вступить в брак в настоящем; 3) завершение брака - согласие на половые отношения после заключения брака.

Условия, необходимые для действительности брака, независимо от согласия: возрастные рамки (мужчины с 16, женщины - с 14 лет); единая вера (Допускался брак с еретиком).

Непререкаемые препятствия для брака, отменить которые мог лишь папа: состоявшие в другом браке, целибат, или обет безбрачия мирянина, кровное родство, заключение в результате убийства будущим супругом предыдущего, похищение, состояние свойства, импотенция, нарушение публичной благопристойности (чрезмерная разница в возрасте), в отличие от православии, духовное родство не было препятствием.

2. Какдоговор - соглашение супругов, определявший их права и обязанности. В русле римской теории обмана в договоре фиксированы особые принципы, дискредитирующие его в процессе и в итоге заключения: психическаянеспособность, ошибки в личности супруга (ошибка в сословном понижении - мотив расторжения незавершенного брака, если это было существенно важным при заключении обещания и если брачное обещание давалось заочно или представителем (для знати).

«Мнимый брак» - стороны вступили в брак, добросовестно заблуждаясь (не зная об имеющихся препятствиях), дети от него считались законнорожденными, брак - действителен до официального аннулирования (не мог быть аннулирован без иска, который подавали лишь близкие родственники).

Фактические браки не признавались даже в случаях взаимного сожительства по любви, наличия детей (внебрачные дети не имели определенного социального статуса, но могли быть узаконены последующим браком).

Развод не допускался, расторжение брака - вследствие смерти и в особых случаях: незавершенные браки (до взаимного сожительства) по причинам, ихдискредитирующим, или со ссылкой на т. н. правило апостола Павла (брак с нехристианином, отказавшимся креститься). При невозможностивзаимногосожительства (из-за прелюбодеяния супруга, опасности продолжениябрака для духовного здоровья супруга и др.) - «отлучение от стола и пояса» (временное или постоянное разлучение супругов).

В случаесомнений брак предполагался реальным и действительным. Стремление церкви увеличить свои материальные ресурсы обусловило особое внимание к добровольным пожертвованиям, в т.ч. через дарение и завещание, т.е. к наследственному праву.Переработка римского права в церковныхинтересах: к установленному Юстинианом соотношению законных дольпрямых наследников, братьев и сестёр отца добавлена «доля Христа» (декрет Грациана: «кто имеет сына, указывает Христа как второго, кто 2-х. как третьего; тот, у кого 10 сыновей, - как 11-го».

Канонисты ХII в. создали новое право завещаний. Ключевые положения: I) наличие подписей наследодателя и 7 свидетелей; 2) право отказа от вступления в наследство; 3) право дополнительных распоряжений в пользу отдельных получателей наследства; 4) святость «последней воли» завещателя; 3) новый институт душеприказчика - исполнитель завещания, брал на себя владение собственностью, подлежащей распределению, реализовал права завещателя и выполнял его обязательства; 6) усилена защита пережившего супруга и детей от лишения наследства завещателем: сначала 1/4 часть, затем 1/3 и 1/2 - если оставалось более 5 детей.

Наследование по закону: 1) если человек не выразил последнюю волю, он, вероятно, умер без покаяния, значит его имущество надо употребить на спасение его души — в пользу церкви и ближайших родственников; 2) «законная доля» доставалась только жене и детям, исключены внуки и родители умершего. Священник был свидетелем последней воли, служил душеприказчиком, принимал завещанное имущество в качестве доверенного лица религиозных организаций или на благотворительные дела. От душеприказчиков требовалось представлять отчёты церковному суду.

Влияниецеркви на наследование вызывало недовольство монархов, непризнание отказа от земли в пользу церкви - ею создан институт доверительной собственности: мирянин формально получал землю, реально, будучи доверенным лицом церкви, а, умирая, заменялся таким же мирянином. Применялись запугивание адскими карами, обещания райского блаженства.

Скрепление договоров религиозными клятвами обусловило претензии церкви на контроль за обязательственными отношениями: влияла через учение о справедливой цене (ищущий мирского богатства подвергал душу опасности).Церковь идеологически склоняла торговцев к моральной справедливостичерез запреты прибыли, ссудного процента, основанные на Библейскойзаповеди, Она требовала и равенства сторон соглашения, узаконила кредит. Церковная собственность не включалась в торговую жизнь, по мнению буржуазии, «мёртвая рука церкви» парализовала торговлю.

Важнейшая привилегия - право на церковный суд. Иисус не позволял людям осуждать других, оставляя это право или за Богом: («Вы судите по плоти, Я не сужу никого; а если и сужу Я, то суд мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня» (Иоанн. 8,16), или за самим виновным (Иоанн. 3, 19-20). Он понимал суд как внутренний выбор, ибо при нравственном перерождении человека внешнее осуждение имеет минимум смысла. То же писал и апостол Павел - противоречие между законом и благодатью на индивидуальном уровне снималось искренним приобщением к вере, внутренним перерождением, а не внешним воздействием властей (Рим. 2,28-29). Церковь же подменяла внутреннее перерождение внешней обязанностью «исправиться».

Тезис, что все преступления, связанные с грехом, подлежат суду церкви - основание ее претензий на подсудность дел о ереси (вероотступничестве), Колдовстве, святотатстве (кража церковного имущества, насилие над служителями церкви), нарушении супружеской верности, кровосмешении, двоеженстве, лжесвидетельстве, клевете, подделке документов.

После заимствования и переработки в ХП в., норм римского права, церковные суды основывались на более сложной процедуре, чем обычные феодальные. Церковь критиковала многие «варварские» элементы феодального Суда, в 1 оч., ордалии («Божий Суд», в котором IV Латеранский собор 1215 г. прямо запретил участие священнослужителей) и судебные поединки.

Приоритет формальной письменной процедуры: «чего нет в документах, не существует вовсе». Подача иска, прения сторон, показания свидетелей И10Д присягой и угрозой кары за лжесвидетельство) - на бумаге. Решение (Суда также фиксировалось. Трудность письменного оформления породила институт представителей (advocati - совр. адвокаты), которые приводили Юридические аргументы, ссылки на источники права.

Новый подход к задачам суда - не выявление победителя, а установление истины, даже в ущерб интересам истца. Рост активности судьи: сам Опрашивал стороны, опираясь на свои разум и совести, внутреннюю убежденность в обоснованности и справедливости своего решения; тщательно 10бирал доказательства, в т.ч. материальные, и иные мотивы (в т.ч. «то, что Грешник сам, может быть, не знает, или из стыда желает скрыть»).

Разграничение доказательств: 1) не относящиеся к делу; 2) неясные или неопределенные; 3) свидетельствующие то, что порождает неясность; 4) противоречащие природе и потому бесполезных. Излишне формальные Требования к доказательствам затрудняли уголовные преследования.

Убежденность в изначальной греховности любого человека и его сопротивлении покаянию породила гипероценку собственного признания обвиняемого (свидетельства справедливости задержания и приговора суда, раскаяния, очищающего греховную душу). Сформировано понятие вины.

Церковные меры наказания: 1) интердикт против а) общины (запрет богослужений, таинств, похорон); б) человека (ограничение в правах, в т.ч. запрет носить оружие); 2) отлучение от церкви - религиозное изгнание; 3) епитимий, от лёгких до унизительных: поклоны, посты, длительные молитвы, бичевание; 4) тюремное заключение; 5) ссылка на галеры гребцами.

Возникла особая разновидность инквизиционного процесса.

IV Латеранский собор сделал особой задачей церкви борьбу с ересью (под нее могли быть подведены любые расхождения с церковными правилами). Ранее бывшая духовным проступком, ересь приравнялась к государственной измене (3-й канон: «осуждённые еретики должны быть переданы властям для наказания. Собственность осужденных мирян будет конфискована... следует заставить светские власти» сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков. Все, кто даёт им пристанище будут лишены права занимать какие-либо публичные должности, выступать в роли свидетелей, все освобождаются от обязательств по отношению к ним»).

1252 г. папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиционных трибуналов. Состав - 12 членов: 1) инквизиторы - судьи из орденов доминиканцев и францисканцев, не моложе 40 лет, вне контроля епископов (право личного обращения к папе), неподсудны обычному церковному суду; 2) эксперты квалификаторы - формулировали обвинение и приговор, определяли степень вины без ознакомления с делом подсудимого; 3) прокурор - представлял обвинение; 4) обслуживающий персонал - нотариус, понятые, врач, палач.

Новые принципы: задержание по простому подозрению (навету), презумпция виновности обвиняемых, тайность, активное применение провокаций (инквизиторы могли сами отпускать друг другу грехи, порожденные «методами следствия»), пыток (применения мер, вызывавших физические и моральные страдания для получения желаемых показаний), особого отношения к процессуальным доказательствам: сложной изматывающей процедуры (затягивание разбора дел, многолетние тяжбы), массового применения смертной казни («легкая» смерть «без пролития крови» - сожжение). Массовые процессы, в т.ч. над ведьмами (руководство по процессу - «Молот ведьм»).

Даже потеснённое Реформацией каноническое право продолжало оставаться важным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и духовную жизнь Европы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история государства и права : конспект курса

Рецензенты... д р юрид наук профессор Ю В Сорокина д р ист наук профессор СВ... Кирнос А В Колесников В А...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: III. 10. Особенности канонического права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет истории государства и права и ее место среди иных наук.
История государства и права (ИГЛ) стала обязательным элементом европейского высшего юридического образования примерно с начала XIX в. Содержание ИГЛ вытекает уже из ее названия - являясь нау

Периодизация истории государства и права зарубежных стран.
Переход от описания фактов объективной реальности к их анализу объективно требует систематизации накопленных фактов. ИГП чаще всего систематизирует научный материал в форме периодизации.

Историография истории государства и права зарубежных стран
Эволюция государственных и правовых институтов изначально изучалась в рамках общей истории - повествования о памятных событиях и их участниках. Уже «отец истории» Геродот (V в. до н.

Специфика общественного строя древневосточных цивилизаций.
Две интерпретации понятия «Древний Восток». 1. Географическая - от современных Туниса на западе до Китая и Японии - на востоке; от Эфиопии на юге до Кавказа и южного побережья Аральского мор

Древневосточная деспотия как форма государства
Этапы развития политических институтов Древнего Востока: 1) предго-сударственные племенные образования; 2) небольшие «номовые государства» с храмовым или городским центром (напр. месопотамск

Общественный и государственный строй Древнего Египта
Политическая история Древнего Египта делится на ряд эпох: 1.Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.) - первые две династии: объединение страны под властью общего правителя Верхнего и

Основные черты права Древнего Египта
Источники права. Законодательные памятники Древнего Египта не сохранились до нашего времени, но предполагать существование кодифицированных актов позволяют данные исторических источников.

Законник Хаммурапи - памятник древневавилонского права
Источники права Месопотамии: 1) обычное право продолжало регулировать часть местных споров, семейных и уголовных преступлений; часть норм обычного права закреплялась законодательно, став сос

Общественный и государственный строй Древней Индии
В III-II тыс. до н.э. в долине Инда возникла протоиндийская цивилизация, ее центры - города, недалеко от нынешних селений Мохенджо-Даро и Хараппа. Нерасшифрованость письменност

Законы Ману - памятник древнеиндийского права.
Источники права. Древнейшие - обычаи, первые кодификации которых - во 2-й пол. Iтыс. до н. э. Связь с религией - правовые памятники Индии - записи религиозно-этических норм

Общественный и государственный строй Древнего Китая
Древнекитайская цивилизация зародилась в III тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Уже в период легендарной династии Ся (конец Ш- нач. П тыс. до н.э.) появились рабовладельцы и рабы, власть в

I.10. Особенности права Древнего Китая
Источники права.Обычное право с дополнениями норм, сформированных судебными решениями и актами центральной власти. Влияние конфуцианства (приоритет морали над нормами

II. 1 Формирование государства в Аттике
Место возникновения Древних Афин - Аттика (юго-восток Балкан), делившаяся на три части: горную Диакрию; равнинную Педиэю, приморскую Партию. Гористость окруженного морем

II. 3. Общественное и государственное устройство Древней Спарты
Древняя Спарта (Лакедемон) расположена в области Лакония на юго-востоке полуострова Пелопоннес. Периоды истории Спарты: X-VI вв. до н.э. - период расширения

II. 4. Основные черты древнеафинского права
В основе - принцип исономии - равенства всех перед законом. Источники права. В архаическую эпоху основной источник - обычай, толкуемый советом старейшин. Аристократический произвол в суде по

II. 5. Основные черты спартанского права.
Главныйисточник - обычай. В VII в. до н.э. традиционные нормы были «фиксированы в ретрах Ликурга. Особенность правовой системы Спарты - наличие чре

II.6. Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период
Периоды истории Древнего Рима: 1.Царский - от легендарной даты основания Рима в 753-754гт. до н.э. до установления республиканского строя в 509 г.

II.8. Особенности общественного и государственного строя Римской империи в период принципата
Принципат - пик могущества Рима, переход от полисной системы к мировой державе. Расцвет частной собственности. Сокращение мелких собственников и рост крупных латифундий. Развитие реме

II.9. Особенности общественного и государственного строя Римской империи в период домината
С IV в. - перерождение старых античных хозяйственных структур, внутри которых вызревали новые, протофеодалъные отношения. Изменилась система собственности - развивалась расщепленная ф

II.10. Римское право: понятие, основные этапы эволюции, источники
Особая ценность - переросло свою непосредственную задачу - юридическое закрепление социально-политических отношений рабовладельческого общества и превратилось в достаточно абстрактную правовую форм

Римское право древнейшего периода
Верховная ценность любых общественных установлений - воля богов в виде общих предписаний - fas (предначертанное): культ предков, почтение рода и семьи, отношения с соседями, наказания за нар

III. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
III. 1 Особенности общественного и государственного строя Восточной Римской империи (Византии) Константинополь (Царьград) был построен в 324-330 гг. на месте древне

III. 2 Важнейшие памятники византийского права
Византийское право - уникально для средневековой Европы: относительно высокая стабильность, цельность, способность приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Си

III.3 Арабский халифат: общество и государство: ранний халифат.
В VIIв. центром консолидации арабских племен стал Хиджаз (Западная Аравия). Движение за государственное объединение совпало с началом развития религиозного монотеистического

III.5. Основные черты мусульманского права.
Особенность развития - тесная связь с религией. Любая норма, выраженная в священных текстах, являлась откровением Аллаха и автоматически -жестким предписанием каждому члену общины его поклонников.

III. 6. Франкское королевство: общественный и государственный строй раннефеодальной монархии Меровингов
Франки - союз германских племен, активизировавшийся в Ш в. на границах римской провинции Галлия (современная Франция). Во 2-й пол. IV в. они разместились в Галлии на правах федератов

III. 7. Общественный и государственный строй империи Каролингов
Общественный строй. VIII - IX вв. - ускорение феодализации, аграрный Переворот, утверждение крупной феодальной земельной собственности, утрата общинниками земли и свободы, рост частной власт

III.8. Правовые памятники франков. Салическая правда.
Древнейшие источники - обычаи, запись которых в судебных целях прицела к возникновению особых сборников - т.н. «варварских правд (законов)»: Салической (VI в.), Рип

III.9. Католическая церковь: структура и политическая роль
Христианство (от греч. Христос - помазанник, мессия), одна из мировых религий, зародилось в I в.н.э. в Палестине в рамках мистико-мессанистских движений иудаизма, но скоро в

III.11. Сеньориальная монархия во Франции.
При разделе в 843 г. франкской империи земли к западу от Рейна достались Карлу Лысому, ставшему первым французским королем. История средневекового государства во Франции делится на три перио

III. 12. Раннефеодальное государство в Британии: специфика общественного и государственного строя.
В середине VI в. в кельтскую Британию вторглись германские племена англов, саксов и ютов. К началу VIII в. в южной части острова образовались 19 протогосударств, наиболее сильные из которых: Нортум

III.13. Сословно-представительная монархия во Франции: специфика общественного строя и государственного механизма.
В XIV-XV вв. завершилось формирование основных сословий: Первое - ненаследственное (целибат) духовенство, которое обладало многочисленными привилегиями. Второе - дворянств

III.14. Сословно-представительная монархия в Англии: общественный и государственный строй.
Централизация сопровождались оформлением сословного строя, главные особенности которого с ХШ в.: 1)рост свободного крестьянства; 2) экономическое сближение зажиточных крестьян, рыцарства и горожан;

III. 15. Абсолютная монархия во Франции.
К XVI в. французская монархия утратила представительные учреждения, законсервировав черты социального строя. Самые значительные изменения произошли в третьем сословии, которое пережив

III.16. Абсолютная монархия в Англии: общественное устройство и государственный механизм.
Втечение XIV-XV вв. в общественном строе произошли изменения, обусловившие становление абсолютизма. Началось капиталистическое перерождение феодального землевладения (превращение натуральных имений

III.17. «Священная Римская империя германской нации»: особенности сложения и развития общества и государства
В 843г. Франкская империя была разделена на три части, восточная из которых стала территориальным ядром немецких земель. Особенность развития Германии - длител

III.18. Специфика государственного строя Пруссии
Сложение прусской государственности было связано с активно проводившимся в XII в. «натиском на восток». («Drang nach Osten») - наступлением германских феодалов на земли запа

III.19. Основные черты феодального права Западной Европы
Важнейшая особенность - партикуляризм - множественность местных правовых норм, обусловленная самой спецификой феодализма. Наряду с обычным, королевским и феодальным (ленным, манориальным, по

III.20. Особенности средневековой болгарской государственности
Краткая предгосударственная история славян. Славяне, называемые «венедами», «склавенами» и «антами» в VI-VIII вв. занимали территории, с границами: на западе - верховья рек Саввы, Дра

III.21. Особенности средневековой государственности сербов, хорватов, словенцев.
Сербские и хорватские племена в VII в. заняли обширные территории на Балканах, потеснив местное население: сербы - земли к югу от Дуная (орваты - Далмацию и Паннонию (Посавская Хорватия). Словенски

III. 22. Характерные черты средневековой государственности у чехов и словаков.
В нач. IX в. на территории Чешской котловины жил единый этнос, названный франками «боэманы». Создание государств шло в условиях соседства с державой франков - часто их отношения строились по

III. 23. Основные черты польской средневековой государственности
Польские племена полян, мазовшан, вислян, слензан и т.д. занимали территорию от реки Одра (Одер) на западе до реки Западный Буг на востоке, от Балтики на севере до Карпатских гор на юге.

III.24. Основные черты средневекового права южных славян
На формирование права славян большое влияние оказали развитые правовые системы, возникшие в государствах имперского характера. Для южных славян - византийское и исламское право, для западных

III. 25. Основные черты средневекового права Чехии и Словакии
Наиболее древний известный науке письменный законодательный памятник Чехии - «Декреты князя Вржетислава» 1039 г. Направлены в целом против языческих обрядов. Обычай д

III.26. Основные черты средневекового польского права.
Формировалось на основе норм обычного права. Основными правовыми источниками его в ХIII-XIV вв. являлись «Польская правда», Вислицкий и Петрковский статуты, а

III.27. Средневековые города: особенности организации и управления
Кризис Римской империи вызвал исчезновение, или превращение в села многих городов. С кон. XI в. - новый подъем, a XII-XIV вв.- период расцвета го

III.28 Специфика городского права в средневековой Европе
Городское право носило сословный характер, но, в силу специфики городского статуса и социально-экономических отношений, стало более сложной и «открытой» для новых отношений системой, чем земское фе

III.29. Особенности общества и государства средневекового Китая
Рубеж II-III вв. до н.э. империя Цинь погрузилась в политический кризис. Одновременно шли разложение рабовладения и формирование новой модели общественных отношений. Средневековый Китай - эпоха око

III.30. Особенности общества и государства средневековой Японии
Японские острова - вытянутый с севера на юг вдоль восточного побережья Азии архипелаг из более 3 тыс. островов (крупнейшие: малонаселенный Хоккайдо - на севере, Хонсю и Сикоку - в центре и Кюсю - н

III.31 Особенности права средневекового Китая
Основные источники права - законы и императорские указы. Законодатель старался максимально подробно регламентировать практически все отношения в обществе. Широкая систематизация права. Почти

III.32. Особенности права средневековой Японии
Источники права. Сначала - местные обычаи, отсутствие четкой границы между правом, религиозными и этическими нормами. Связь наказаний с представлениями о «божьей каре за грехи»: «7 не

IV. 1. Английская буржуазная революция и формирование буржуазного государства в Англии в XVII в.
В конце XVI - нач. XVII в. Англия одной из первых начала трансформацию общественного строя, конечная точка которой - формирование буржуазных отношений. Одна из сторон трансформации - политическая р

IV. 3. Американская война за независимость (революция) и формирование государственности США.
Первая регулярная американская колония Англии была образована в 1585 г. (в честь королевы названа Виргинией). Вторая волна колонизации восточного побережья Северной Америки пришлась на перву

IV.4. Конституция США 1787г. и первый цикл поправок к ней.
Сразу же после одобрения «Статей...» возникли попытки их пересмотра с целью создания единого государства. Причины: а) необходимость общего бюджета для финансирования общих мероприятий (прежд

IV. 5. Государственное развитие США в XIX в.
Государственное развитие США шло в нескольких направлениях: 1. формирование федерации и усиление президентской власти; 2. изменение форм законотворческой деятельности Конгресса; 3. придание

IV. 6. Великая Французская революция и начало формирования буржуазного государства (1789-1792 гг.).
Причины и предпосылки революции: а) социально-экономическое положение третьего сословия (преобладающая роль в организации промышленно-мануфактурного и сельскохозяйственного производ

IV. 8. Консульство и империя Наполеона Бонапарта.
Принятие Конституции 1795 г. не принесло стабильности. Три конфликтных узла в отношениях: 1) между законодательной и исполнительной властью; 2) между умеренными республиканцами и радикалами-

IV. 8. Консульство и империя Наполеона Бонапарта.
Принятие Конституции 1795 г. не принесло стабильности. Три конфликтных узла в отношениях: 1) между законодательной и исполнительной властью; 2) между умеренными республиканцами и радикалами-

IV. 12. Германская империя («Второй рейх») и ее государственный строй.
В начале XIX в. Священная римская империя германской нации подверглась агрессии наполеоновской Франции, и австрийский монарх сложил с себя в 1804 г. титул главы этой империи. После поражения Франци

IV. 13. Основные черты государственного строя Италии в XIX в.
После крушения Западной Римской империи территория Апеннинского полуострова покрылась множеством разных по историческому типу, уровню развития и степени самостоятельности государств, образуя сложну

Основные направления реформ.
1. Под государственным контролем проведено капиталистическое преобразование экономики. Финансовый донор - сельское хозяйство: 1871-72 гг. а

Консервативная модернизация» системы управления.
• 1868 г. при императоре - две палаты с совещательными правами: верхняя (представители феодальной знати) и нижняя (самураи и буржуазия). • 1871 г. а административная реформа -

IV. 15. Колониальная экспансия европейских народов, формы и методы системы колониального управления.
Начиная с эпохи Великих географических открытий конца XV-XVII вв., европейские народы оказывали решающее влияние на формирование государственности остальных народов мира в силу мощной колони

IV. 16. Деколонизация Латинской Америки и особенности государственного развития латиноамериканских стран после освобождения.
Раньше всего процесс освобождения начался в латиноамериканских колониях Испании и Португалии (повлияли внутренняя слабост

IV. 17. Основные черты англо-саксонской правовой системы Нового времени.
Англо-саксонская правовая система базируется на праве Англии, возникшем еще в средневековье. К характерным ее чертам относятся: а) отсутствие разграничения материального и процессуального пр

IV. 18. Основные черты континентальной системы буржуазного гражданского права Нового времени.
Развитие буржуазных отношений в Европе привело к формированию национальных систем права. Но европейские правовые системы близки по принципам и составляют группу континентального права. В XIX в. на

IV. 19. Основные черты континентальной системы уголовного права в Новое время.
Европейское уголовное право наряду с гражданским правом в Новое время являлось одной из самых кодифицированных отраслей. Причем в германоязычных землях (особенно в Австрийской монархии) процесс сис

V. 2. Государственный строй нацистской Германии
Приход нацистов к власти. Национал-социализм появился сразу после окончания первой мировой войны как одна из разновидностей милитаристских националистических течений. 1919

V. 3. Государственный строй Италии в первой половине XX в.
Государственно-правовая история Италии в XX в делится на 3 периода: 1) конституционной монархии (начался еще в 1861 г.- 1922 г.); 2)

V. 4. Основные черты государственного строя милитаристской Японии в первой половине XX в.
Первая мировая война - двоякие последствия: а) рост промышленности и торговли, укрепление позиций японского монополистического капитала, финансовой олигархии, возглавляемой крупными семейными конце

V.5. США в первой половине XX в.: проблемы государственно-правового регулирования экономики и социальной сферы.
Начало XX в. - подъем экономической и, отчасти, политической роли США в мире, первый этап их превращения в сверхдержаву. Этому сильно помогла первая мировая война. Она пошатнула статус прежн

V.8. Особенности развития государственности в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в XX в.
На развитие (или возникновение) самостоятельных государств в Центральной и Юго-Восточной Европе (ЦЮВЕ) немало повлиял комплекс факторов, связанных с мировыми войнами, в частности распад к концу Пер

V.10. Постколониальное развитие исламских государств Ближнего и Среднего Востока в XX в.
Большую часть исламских государств Ближнего и Среднего Востока составляют арабские страны. Особое положение занимает страна с тысячелетней историей - Иран. Всего в настоящее время сущ

В XX в.
Для освободившихся стран Южной и Юго-Восточной Азии характерны политическая нестабильность (за редким исключением), высокая острота религиозных и межэтнических конфликтов, авторитарное правление, с

V.12. Постколониальное развитие африканских государств в XX в.
История суверенного развития стран Африки является недолгой, но уже представляет значительную специфику. Использовав знакомые и апробированные государственные формы, африканские общества вло

V.13. Основные черты эволюции источников права стран Западной Европы и США в новейшее время
Характерная черта новейшего периода - эволюция правовых систем развитых западных стран. Модификации связаны с процессами развития самого западного общества, начавшего переход к постиндустриа

V.14. Некоторые тенденции эволюции гражданского права развитых стран Запада в новейшее время.
Ряд изменений. Ускоряется интернационализация права, сближение разных правовых систем. Идут два противоположных процесса: 1) развитие госрегулирования экономики - дробле

V.15. Особенности эволюции семейного права развитых стран Запада в новейшее время
Радикальная гуманизация и демократизация, особо заметная с 60-х гг. XX в. Во Франции признание полной правоспособности замужней женщины произошло в первой трети XX в., хотя семейное

V.16. Формирование антимонопольного законодательства развитых стран Запада в новейшее время.
Характерная черта развития капиталистической экономики новейшего времени - быстрый рост монополизации производства, торговли и капитала, формирование колоссальных по своей финансовой,

V.17. Характерные особенности социального и трудового законодательства развитых стран Запада в новейшее время.
В СССР под социальным законодательством долго понимался круг законодательного регулирования, связанный с социальным обеспечением -пенсиями, пособиями, охраной здоровь

V.18. Важнейшие направления эволюции уголовного права развитых стран Запада в новейшее время.
Уголовное право наиболее восприимчиво к поворотам политического курса, характеризуется сменой прогрессивной и реакционной тенденции. Изменения в уголовной политике связаны с новациями

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги