рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма

Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма - раздел Культура, Роль стекла в русской архитектуре Стекло В Русской Архитектуре От Барокко До Романтизма. Говоря О Станов...

Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма.

Говоря о становлении новоевропейской архитектуры в России, невозможно избежать разговора об инициированной Петром I культурно-политической мутации - в его разговора самом прямом отношении к истории искусства и, в первую очередь, истории архитектуры. Действительно, петровская культурная мутация в историческом времени была подобна взрыву, заняв не более четырех десятков лет 1689 - 1725 . Нет смысла говорить, была ли она исторически закономерна и объективно необходима или - напротив - была лишь псевдоморфозом Шпенглер. Искусство и власть никоим образом нельзя рассматривать как автономные культурные поля - напротив, они связаны друг с другом многообразными силовыми линиями в этом, если угодно, и состоит антиимманентный подход к интерпретации художественного артефакта который уже не рассматривается как результат автономной и самоценной деятельности, но берется в проекции на по возможности большие территории социокультурного пространства. Дистрибуция эстетических ценностей в социальном теле являет собой социальное же отношение, и поэтому модели художественного обмена следует изучать не столько в контексте имманентной структуры художественного произведения, сколько в контексте его социальной рецепции ведь чаще всего партнером по игре с художником выступает не конкретный потребитель, а референтная группа, делегирующая художнику его легитимность.

Данные обстоятельства не позволяют найти безошибочные критерии взаимного разграничения областей искусства и власти - каждый раз необходимо совершать усилие, чтобы обнаружить, где кончается сфера политики и начинается сфера искусства.

Впрочем, в истории человечества обнаруживаются эпохи, где данное разделение становится практически невозможным.

Такова, например, эпоха Августа - золотой век римской литературы, когда Вергилий, Гораций и Овидий прямо выполняли государственный заказ.

Золотым данный век был, кстати, и для архитектуры Август по свидетельству Светония говорил, что он принял Рим кирпичным, но оставил потомкам мраморный. Таков век короля-Солнца Людовика ХIV . Таков и русский XVIII век Впрочем, власть и искусство могут быть связаны и негативно - и тогда перед нами разоблачение абсолютистских порядков деятелями французского Просвещения или русская народническая литература XIX века. При этом характерно, что как раз архитектуре труднее всего воспроизвести это негативное отношение - в силу своей большей зависимости от чисто материальных возможностей Аналитика художественно-политических перипетий не обязательно должна осуществляться в марксистских терминах хотя и марксистский дискурс - если его не абсолютизировать - способен в этих отношениях высветить много существенного. Речь, скорее, должна вестись о роли политической силы в синтезе художественных институций - и подобный ход не является некой terra incognita для современного теоретического искусствознания.

Так, создатели институциональной теории искусства А. Данто и Дж. Дики считают, что объекты в-себе-и-для-себя не являются произведениями искусства. Скорее, утверждают они, определенные институты нужны прежде, чем объект может достичь статуса искусства.

Термин институт весьма расплывчат, он включает все виды деятельности, и ритуалы, и организации, которые создают все, что Данто называет художественным миром Итон М. Искусство и неискусство Американская философия искусства.

Екатеринбург, 1997. С. 272. ХVIII век радикально пересмотрит цели и задачи архитектуры, произойдут коренные изменения в организации строительного дела, будут возведены новые типы общественных и промышленных зданий - судостроительные верфи, госпитали, театры и музеи, здания коллегий и канцелярий. Напрашивается вопрос кто курирует эту перемену? Не стоит, однако, думать, что эта архитектурная политика характерна только для России в силу догоняющей модернизации более рельефно ее явившей. Так, связанная с контрреформацией мобилизация церковной власти приводит в Риме в конце ХVI - ХVII веках к настоящему архитектурному буму В период контрреформации отдельные папы, в особенности Сикст V, используя таланты архитекторов, в том числе и Доменико Фонтаны, задумали проложить огромные лучи улиц, которые бы направляли взгляды верующих к церквам или к обелискам, извлеченным из руин древнеримских построек. Одновременно эти новые улицы должны были упорядочить движение толп во время паломничества.

В годы правления пап Урбана III 1623 - 1644 и Александра VII !655 - 1667 мастером, немало сделавшего для проектирования Вечного города, был Бернини, и именно в эти годы осуществились грандиозные планы Сикста V. Было построена множество дворцов, церквей, женских и мужских монастырей для новых религиозных орденов, вызванных к жизни контрреформацией Базен Ж. Барокко и рококо.

М 2001. С. 11 - 12 равно как мобилизация светской власти легитимированной политической философией Н. Макьявелли где-то около 1513 года приводила к сходным результатам во Флоренции век назад, когда архитектура для флорентийской публики стала высшим из искусств Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного.

М СПб 2001. С. 111 Подобные наблюдения тем более верны для архитектуры петровской эпохи - большей частью реализованной за счет государственного финансирования.

Внехудожественный интерес заказчика сказывался так или иначе известно, что у Петра не было систематического плана проведения реформ и их последовательность прежде всего диктовалась военными нуждами и необходимостью иметь деньги на военные расходы. Деньги - суть артерии войны писал царь История России. Народ и власть. СПб 1997. С. 318 Этот милитарный интерес сказался если и не в предпочтении определенного архитектурного стиля, то в градостроительном проекте - несомненно по замечанию П. Вирильо французского теоретика военной архитектуры, государство полис становится в Новое время национальным государством, генезис которого аналогичен закату осадных войн и переходу к войнам наступательного характера вплоть до нацистского Blitzkriegа. Это означает смерть города-крепости реформы армии и инновации вооружения приводят к тому, что во вновь возводимых городах крепость утрачивает градообразующее и оборонное значение - и Санкт-Петербург возводится как первый столичный город открытого типа несмотря на то, что чисто исторически первыми сооружениями были крепость и верфь Поскольку здесь существенна не столько архитектура зданий, сколько базовая интенция градостроительства, выражением которой стал Петербург, который, повторимся, строился уже не как город-крепость, но как город открытого типа с регулярным характером планировки и застройки См. Москва-Петербург.

Pro et Contra Да и вообще, градостроительные проекты Петра носят по преимуществу военный характер - форпосты Азов, Таганрог, Кронштадт, верфи Новая Ладога, Лодейное поле и машины для производства военного ресурса так, Екатеринбург и Петрозаводск организуются как железноделательные центры. Когда, к середине ХVIII века, военные интересы перестанут быть доминирующими, ведущим направлением окажется дворцовое строительство на первый план выдвинется тип городского и загородного дворца, вместо производственных и общественных зданий, главенствовавших в предшествующее время. Именно в дворцовом строительстве середины ХVIII века достигает расцвета русское барокко, которое не могло развернуть свой потенциал не в силу какого-то петровского рационализма, тяготевшего к регулярности четкого ордерного построения, а в силу причин чисто функционального свойства.

Это событие того же порядка, что и закат культового строительства.

С социально-коммуникативной точки зрения это означает, что у архитектуры как определенного культурного послания меняется адресат.

И тут ирония судьбы - если на Западе барокко служило по сути контрреформации случай Бернини, то в России - по сути секуляризации усилению социальной роли дворянства Второй существенный момент регулярный характер планировки и хотя исследования показывают, что регулярность имела место и в допетровском градостроении См. Кириллов В. В. Зарождение русского регулярного градостроительства строительство Тобольска в конце ХVI до начала ХVIII века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

М 1966 но, тем не менее, все это осталось скорее прецедентом. Мы говорим о стиле, однако введение нового архитектурного стиля немыслимо вне смены градостроительной интенции.

Так, исторически сложившийся усадебный характер планировки и застройки Москвы, устойчивые традиции ее зодчества послужили причиной слабого распространения новых архитектурных форм и приемов, регулярного строительства по образцовым проектам, сыгравшим важную роль в первоначальной застройке Петербурга. Не привилась в Москве и система сплошной застройки, так как при усадебном расселении здесь стало традиционным расположение жилого дома в глубине участка, хотя градостроительные требования и в Москве диктовали размещение жилых домов с симметричной композицией фасадов по красной линии Всеобщая история архитектуры в 12 Т. Т. 6. М 1968. С. 175 Что важно при рассмотрении петровского урбанизма критерием ценности архитектуры, приобретавшей важное общегосударственное значение, становится ее целесообразность с точки зрения интересов государства.

Этим определялось резкое повышение объема утилитарного строительства на первое место выдвигается градостроительство, строительство производственных и общественных сооружений, жилых домов, что означает утрату монументальным культовым зодчеством своего ведущего положения.

Соответственно, меняется медиум. Меняется и облик. Эмоциональная экзальтация, окружающая, подобно ауре, средневековые храмы как своего рода полюса духовности - экзальтация, которая могла колебаться от приподнятости до экстатичности стигматиков или флагеллянтов - на Западе, юродивых - в России - отправляла вполне мирские функции синтеза сообщества субъективно переживаемое как сообщество верующих и, что главное, синтеза определенного психотипа склада личности, совпадающего с тем, что можно было бы назвать коллективным квазисубъектом определенной исторической эпохи.

Формирование эстетических предпочтений, на основе которых происходит выбор тех или иных образных характеристик архитектурной среды - сложный процесс, отражающий содержание духовной жизни общества. немаловажную роль в числе факторов, влияющих на этот процесс, играет архитектура предшествующего времени, создающая оценочные стереотипы.

Архитектура Москвы и других русских городов ХVII века, нарядная, сложная, покрытая многоцветным узорочьем, в большой степени предопределила склонность заказчика петровской эпохи к пышному декору фасадов и интерьеров Уже в конце ХVII века в обиходе царского двора и в домах некоторых вельмож появляются вывезенные из Европы образцы оформления быта хотя они, конечно - диковины, наподобие романтической азиатской диковинности в Европе. Известен был дом князя В. В. Голицына, устроенный на европейский лад просторные покои с большими окнами были украшены зеркалами, картинами, географическими картами на потолке была нарисована планетная система довершали убранство множество часов и художественной работы термометр вопрос, конечно, выполнял ли он какую-либо функцию, кроме функции заморской штуки - наподобие ритуальных масок в эпоху модерн Действительно, Петр и его современники встретились с архитектурным чужим - европейскими городами.

Однако города были разные и разница эта не могла слиться просто в индифферентную чуждость аккуратные голландские городки, прорезанные каналами и застроенные небольшими домами окруженные крепостными стенами тесные средневековые бурги Германии с громадными готическими соборами наконец, Версаль с его строгой регулярностью, грандиозным парком, фонтанами и стрижеными деревьями.

Столь же разнообразен был и характер зданий - от безудержной пластической щедрости южнонемецкого и итальянского барокко до строгих ордерных форм восточного фасада Лувра и лондонских построек Иниго Джонса и Кристофера Рена. Что из этого богатства казалось привлекательным и потому имело шанс быть воспроизведенным в России? Этот вопрос очень важен для понимания природы европеизации архитектуры петровского времени.

Очевидно, должна была действовать система своеобразных фильтров пропускающая или не пропускающая в архитектурный обиход те или иные композиционные или формальные приемы. Эти фильтры следует искать в системе ценностных ориентаций эпохи. Для допетровской эпохи характерно относительное единство мировоззрения, ценностных ориентаций и в известном смысле единство быта всех слоев населения - богатое жилище отличается от бедного, так сказать, в количественном смысле.

Петровское время дифференцирует то, что в Европе было по сути проделано Ренессансом высокую и народную культуры которые могут как угодно соотноситься - то игнорировать друг друга в классицизме, то, напротив, грезить друг о друге в романтизме - однако этот разрыв не исчезнет, видимо, вплоть до постмодерна, да и то не вполне - и тем самым действительно европеизирует Россию.

В этом отношении мы должны признать, что всякий артефакт медиативен - дело лишь в том, кто в конечном счете оказывается адресатом этого послания в этом отношении, скажем, гильотина есть новоевропейское либертарное послание, делающее смерть демократичной Гильотина становится орудием эгалитаризма в сфере смерти.

Огромный поток экзекуций превращает гильотину в средство серийного производства, предвосхищающее новые индустриальные технологии. Казнь в силу одного этого перестает быть экстраординарным событием и становится обыденным фактом. Но, может быть, самое главное - это замена палача, со всей его противоречивой мифологической аурой, машиной безличной, действующей мгновенно и безошибочно, заменяющей механикой своего функционирования драму человеческого жеста Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера Ad marginem - 93. М 1994. С. 21 Городской храм всенароден, тогда как административное строительство бюрократично - самое его наличие означает автономизацию поля управления См. Бурдье П. Дух государства генезис и структура бюрократического поля Поэтика и политика.

Альманах российско-французского центра социологии и философии института социологии РАН. М 1999 Что касается дворцового строительства, то оно также выражает политическую мутацию новое в планировке зданий дворцового типа заключалось в развитии парадных помещений, отодвинувших на второй план жилые - обязательным становится парадный центральный зал, что было обусловлено новым укладом жизни высших кругов общества проведение ассамблей и пр Протяженность анфилады парадных помещений становится ведущим архитектурным приемом в архитектуре парадных интерьеров классический пример - Царскосельский дворец Растрелли, однако прием этот мы встречаем и в петровском барокко. Петровская политика пространства не оригинальна - здесь корректным кажется сравнение Петербурга с Парижем на основании политической теологии абсолютизма, в той мере, в какой она манифестирована планировочным бессознательным Версаля В репрезентативном смысле геометрия искусственных видов - это прямое продолжение дворца, и нужна она главным образом ради центральной оси симметрии, позволявшей владельцу Версаля занимать позицию наблюдателя, которой противостояло воплощение Бога - солнце, расположенное на другом конце княжеского луча. Солнце располагалось как бы в точке схода садовой перспективы, в точке божественной бесконечности Ямпольский М. Возвращение Левиафана.

Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима.

М 2004. С. 165 По аналогичному принципу Трезини организует северный парадиз См. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт-Петербурга.

Трезини, Растрелли, Росси. СПб 1996. Итак политический компонент не просто был заложен в русской архитектуре ХVIII века изначально - он поистине был ее генеративным принципом.

Что характерно, не только идеологически, но и фактически ограниченные экономические возможности заставляют правительство в 1714 году запретить возведение каменных сооружений в других городах страны, чтобы сосредоточить все ресурсы государства на скорейшем строительстве Санкт-Петербурга, для руководства строительства которого создается государственный орган - Канцелярия от строения Санкт-Петербурга. Государственное регламентирование застройки Петербурга вызывалось необходимостью выстроить город за самый краткий срок на основе новых планировочных, градостроительных принципов, с применением новых средств и методов застройки основной функцией канцелярии стал контроль за внедрением новых строительных приемов, новых материалов и инструментов, за выполнением правил строительства и т. д. См. Русская архитектура первой половины ХVIII века. М 1954 Но если политический компонент оказывается генеративным принципом архитектуры, то ее анализ есть по сути дела анализ политических репрезентаций анализ использования стекла в строительстве должен в таком случае быть сопоставлен с окулярным воображаемым власти, анализу архитектуры как монументальной пропаганды Ленин. Однако и сама политика не пребывает в историческом безвоздушном пространстве она организует и одновременно зависит от множества гетерогенных факторов экономических, лингвистических, религиозных - в том числе и от факторов художественных, поскольку именно искусство по крайней мере - в некоторые исторические периоды становится тем зеркалом, глядя в которое власть впервые получает возможность образно отрефлектировать саму себя. Архитектура одновременно выражает и формирует определенную социальную чувствительность, а политика градостроительства наиболее четко обнаруживает глобальные картины мира Город обычно рассматривался как модель пространства Вселенной.

Соответственно, его организация отражает структуру мира в целом Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры.

Т. 1. М 1998. С. 410 Архитектура организует среду.

Понятие, которое вошло в архитектурный оборот в 60-х годах, в настоящее время настолько широко употребляется в архитектурной литературе, за ним стоят столь разные и часто весьма далекие друг от друга проблемы, что произошла определенная мутация термина.

Предполагается, что чтение среды должно осуществляться с помощью психогеографических процедур, показывающих, каким образом архитектурный раскрой пространства осуществляет воспитание чувств поскольку представление о трансисторическом status quo человеческой сензитивности как минимум наивно Ср. Было проведено исследование людей, живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видят предметов на большом расстоянии, так как у них в лесу имеются лишь небольшие свободные пространства. Когда их вывезли из леса и показали им объекты, расположенные на большом расстоянии, они воспринимали их не как удаленные, а как маленькие Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.

М 1970. С. 176 В этом смысле психогеография есть аналитика средового, того, что дает. Другими словами, она есть проблематизация предоставления. Понятно, что доминировать тут будут визуальные и кинестетстические регистры восприятия.

Архитектурная европеизация культуры видения, собственно, и станет нашим основным предметом, но сначала - ряд иллюстраций, позволяющих лучше понять связь изменившейся социальной чувствительности с политикой света. Первая касается возникновения витража в готической архитектуре Витраж - действительно готическое нововведение наличествуя де факто и в романской архитектуре, он занимает в ней - вследствие сравнительно небольшого удельного веса оконного пространства - довольно маргинальное положение.

Из числа наиболее известных готических витражей необходимо упомянуть витраж собора Пуатье Распятие с предстоящими. Несколько более позднему времени 1210 - 1250 принадлежит большой комплекс, сохранившийся в Шартре вторая - новоевропейского монохромного стекла Хотя и готика де факто знакома с монохромностью гризали Готическая архитектура, этот расцвет гения зодчих, позволила создавать широкие проемы благодаря каркасной системе, обеспечившей перенос веса конструктивных элементов на основание.

Для формирования архитектурно-пространственной среды небывалых по высоте и обширности интерьеров соборов требовались легкие ограждения, пропускающие свет. Именно таким образом стеклянная архитектура вошла в историю человечества.

В это время стекло было известно уже в течение трех веков. Оно было открыто в восточном Средиземноморье, вероятно, вследствие случайного смешивания кремнезема со щелочной золой под гончарными печами, расположенными на песчаных берегах рек. Люди сразу заметили особенную красоту стекла, также как и его главные физические свойства, и научились их использовать.

Это вещество, образованное из песка - наиболее распространенного материала планеты, имело почти волшебные качества зернистая масса могла быть преобразована в тягучую жидкость, которая при охлаждении превращалась в твердый материал, прозрачный и сверкающий и бесчисленные возможности применения от изготовления сосудов до создания декоративных предметов.

Манипуляции с этим странным веществом были сложными, но люди мало-помалу приобрели необходимые навыки, научившись вытягивать горячую массу, пока она не охладилась, и придавать ей сферическую или цилиндрическую форму путем выдувания. Идея делать из стекла плоские и просвечивающие листы воплотилась в жизнь значительно позже. Разумеется, римляне изготавливали листовые стекла и строили оранжереи, в которых выращивали растения независимо от сезона, но именно потребности готических архитекторов Северной Европы вызвали появление первых реализаций стекла в архитектуре - начиная с круглых витражей французских соборов и заканчивая огромными оконными проемами нефов английских церквей. Достижения мастеров Римской империи в сочетании с умением производителей стекла и стекольщиков, пришедших из Средиземноморья, дали рождение новой форме архитектуры, характеризующейся огромным пространством витражей из окрашенного стекла.

Витражи, украшающие восточный фасад собора в Йорке, например, имеют размер теннисного корта, сделаны из тысяч кусков стекла и представляют собой картины, переливающиеся всеми цветами радуги.

Огромные поверхности окон заполняли витражные композиции, которые воспроизводили традиционные религиозные сюжеты. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям особую эмоциональность. Алые, желтые, зеленые, голубые стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка преображали весь интерьер храма.

Готическое цветное стекло формировало новые эстетические ценности - дало краске наивысшую звучность чистого цвета. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Лучшие образцы витражного искусства находятся в соборах Шартра, Парижа, Буржа. В середине ХIII века в красочную гамму входят сложные цвета, которые образуются путем дублирования стекол Сент-Шапель, 1250 - контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы носили плоскостной характер.

Радикальность технических новаций при переходе от романики к готике в прямом смысле бросается в глаза. Основой романского каменного здания служила сама каменная масса, которая - с ее толстыми, глухими стенами - поддерживалась и уравновешивалась множеством архитектурных деталей подпружными арками, столбами и пр выполнявших опорные функции. Романский мир - поистине мир тектонической диктатуры, тяжести, которая обязывает к лаконизму и масштабности и которая всегда говорит о силе Ср. Романскому зодчеству свойственны внушения суровой мощи и силы. Эти здания строились людьми, которые умели извлекать из тяжести камня поэзию медлительного великолепия, спокойного, строгого величия, тяжелой, уверенной в себе, сдержанной силы. Энергичная простота, четкая, грубоватая логика, утверждение крепкой, надежной статики форм, подчеркивание массивности различных конструктивных элементов - все эти художественные впечатления возникают главным образом от ощущения тяжести стен и перекрытий Ястребова Н. А. Пространственно-тектонические основы архитектурной образности Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.

Л 1974. С. 223 Именно совершенствованию опорной системы суждено было провести истинную революцию в тогдашнем зодчестве См. Любимов Л. Искусство Западной Европы.

М 1996. С. 61 71. создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах нервюрах, принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходивших из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов - полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы - контрфорсы боковых нефов, выполняющих функцию противодействующей силы все это настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное значение.

А это приводит к двум радикальным последствиям А стена утрачивает свой определяющий характер в общей структуре здания и Б горизонталь полностью замещается вертикалью Высота в 18-20 м. была предельной для среднего нефа романского храма - в Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, эта высота возросла уже до 32, а затем в Реймском до 38 и, наконец, в Амьенском до 42 м Происходит радикальное увеличение оконного яруса пространство, которое занимала галерея кафедры, разделили между главной аркадой и верхним ярусом, обособленным теперь с помощью узкой галереи трифория.

Роль стены, таким образом, сводится к минимуму в готических соборах развитого типа стена сохраняется лишь в цокольной части здания и на западной стороне, где возвышаются башни - боковые стены доходят до линии подоконников первого яруса, а на западном фасаде иногда до венчающего карниза второго яруса.

Это, в свою очередь, привело к тому, что в остальных частях зданий оконные проемы занимают все пространство между столбами каркаса именно с этим связано повышение конструктивной роли окон собора.

Утверждение принципов новой конструкции, выдвигающих в строении его несущий остов и не оставляющих плоскости стены почти никакой роли, приводит для стран готики Средней и Северной Европы, где эти принципы получили свое последовательное развитие, к вытеснению монументальных росписей, игравших столь большую роль в романском искусстве ХI и ХII вв. Фреску заменяет витраж. Поэтому уместно поставить вопрос, по-видимому, неразрешимый, но очень важный для уяснения принципов перехода от романского стиля к готическому когда и как фреска была побеждена витражом? Трудно допустить их сосуществование в одном и том же храме.

Витраж представляет собой яркое цветовое пятно, которое заставляет видеть стену, не которой он расположен, совсем темной. Поверхность, ему противостоящая, воспринимает рефлексы Лясковская О. А. Французская готика. М 1973. С. 23 Уже в ХII веке витражи играли большую роль в формировании интерьера - и со временем они принимают все большие размеры. Стекла в ХII - ХIII веках получались довольно толстыми, неравномерными куски были толще в центре и тоньше по краям, всегда не очень прозрачными и часто с пузырьками.

Все эти недостатки были, однако, на пользу художественному производимому витражами. Свет, проникая в неравномерную толщу стекол, дробился, играл, создавая полупрозрачную либо темную, либо светлую завесу если в конце ХI века строители знали лишь 9 тонов, то в ХII веке французские мастера использовали в витражах 21 тон, составляющийся из 7 основных цветов. Подобный переход, когда витражный свет стал наравне с архитектурой участвовать в создании художественного впечатления, производимого интерьером храма Ювалова Е. П. Переход от романики к готике во французском искусстве Эпохальные рубежи в истории искусства Запада.

М 1987. С. 48-50 невозможно объяснить с чисто технической стороны - в конечном счете, паровая машина была известна уже Александрии, а порох - Китаю. Более интересным кажется обращение к своеобразной метафизике света позднего Средневековья, необязательно выраженной в виде метафизической суммы. Эрвин Панофски, анализируя теоретические трактаты Сугерия Сюжер или Сугерий 10811151 аббат Сен-Дени. Художественно-символические идеи Сугерия, осуществление которых дало первый прецедент архитектурной готики в Европе, сложились в значительной мере под влиянием произведений Дионисия Ареопагита, считавшегося патроном и даже основателем аббатства указывает на постоянное в них использование терминов световой метафизики Псевдо-Дионисия, автора трактат О мистическом богословии а насколько традиции неоплатонического мистицизма были востребованы на юге достаточно вспомнить Itinerarium Бонавентуры. Новоевропейское изменение политики света - от средневекового витража к монохромному стеклу необходимо истолковывать в контексте ренессансного антропоцентризма.

Эпоха Ренессанса - это стекло и зеркала во дворцах, когда камень уступил занимаемое пространство стеклу, время появления листового стекло и становления монохромного интерьерного света в историко-культурном отношении аналогичного, как мы помним, становлению прямой перспективы в живописи. Метафизика света была глубоко свойственна Средневековью Технический и духовной прогресс способствовал, видимо, все лучшему использованию света.

В готических соборах стены стали пробуравливаться, потоки света, расцвеченные витражами, хлынули внутрь.

С ХIII века начало потихоньку появляться оконное стекло в домах. Наука ХIII века в лице Гроссетеста, Витело и других изучала и прощупывала свет, поставив оптику на первое место среди своих занятий Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.

М 1992. С. 313 так и Новому времени с его метафорикой естественного света, однако естественный свет Бога готика всегда пропускает через витражный рефрактор, указывая на неравенство белого всякому цвету, как Бог неравен любой из сотворенных им вещей. Когда Новое время в лице Декарта отождествит его с естественным светом разума - стекло станет монохромным, а перспектива - прямой.

Все это тесно связано с функцией средневековой ритуальной архитектуры и изменением функций искусства в эпоху Ренессанса изменение функционального состава артефактов прямо сказывается на изменении его прагматической ориентации - так, скажем, если идеальный зритель средневековой иконы есть homo liturgus, то по отношению к ренессансному изображению им является зритель как таковой, человек созерцающий, который созерцает не принципиально внеположный мир, но преображенный свой мир и преображенного себя в этом мире. Наконец, в картине появляется герой, отождествляемый с самим творящим субъектом - так закладывается основа для рефлексии индивидуума в пределах живописи и посредством живописи.

Таким образом, отправляясь от использование стекла в архитектуре как, скажем, психоаналитик отправляется от конкретного симптома синтезировать прошлую культуру зрения, во первых, ориентируясь на отношения между наблюдателем и его объектом и, во-вторых, на организацию медиума зрения - среду, в которой объект обретает видимость и которая сама в конце концов становится объектом транспарантным покровом. Так примерно мы ставили перед собой задачу. 1.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль стекла в русской архитектуре

По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. С. 424 В этом отношении требование историзации опыта выражается в открытии собственно… Киев, 1996. С. 128 организованной системы культурного бессознательного ,… В качестве дискурсов, проблематизирующих мнимую самоданность новоевропейского искусства, уже сейчас можно указать на…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Барокко воля к многообразию видимого
Барокко воля к многообразию видимого. Барокко работает с кишением форм - в живописи Арчимбольдо Головы Арчимбольдо ужасны, потому что все они напоминают - какова бы ни была красота аллегорич

Классицизм природа и культура под знаком ясности
Классицизм природа и культура под знаком ясности. Эпоха классицизма - время активной архитектурной и строительной деятельности. Какова ее мера масштаб в своем исходном смысле ? Работа

Модернизм пассажи и панорамы
Модернизм пассажи и панорамы. Модерн начнет использовать стекло как ограждающую конструкцию благодаря которой образ архитектурного пространства достигался с помощью стекла как, с одной стороны, мат

Чертеж мира художественная политика конструктивизма
Чертеж мира художественная политика конструктивизма. Архитектурная мысль являет собой целый регион художественного и - шире - общественного сознания, на разных стадиях которого - в силу многообразн

За историей ландшафты культуры Два
За историей ландшафты культуры Два. В эпоху сталинских преобразований архитектура становится частью государственных реформ, поэтому при обращении к архитектуре данного периода тем более существенны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги