рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Барокко воля к многообразию видимого

Барокко воля к многообразию видимого - раздел Культура, Роль стекла в русской архитектуре Барокко Воля К Многообразию Видимого. Барокко Работает С Кишением Форм...

Барокко воля к многообразию видимого.

Барокко работает с кишением форм - в живописи Арчимбольдо Головы Арчимбольдо ужасны, потому что все они напоминают - какова бы ни была красота аллегорического сюжета Лето, Весна, Флора, Вода - недомогание плоти кишение. Схватка живых вещей овощей, животных, детей, расположенных в тесном беспорядке перед тем, как объединяться вновь в понятности финальной фигуры, воспроизводит зачаточную жизнь, запутанность вегетативных существ, микробов, зародышей, внутренностей, которые находятся на границе жизни, еще не рожденные, и, тем не менее, уже гниющие Барт Р. Арчимбольдо.

Чудовища и чудеса Метафизические исследования. СПб 2000. С. 341 . и философии Лейбниц Всякую часть материи можно представить наподобие сада, полного растений, и пруда, полного рыб. На каждая ветвь растения, каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд Лейбниц Г. В. Монадология Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т т. 1. М 1982. С. 425 . Лейбниц Г. В. Монадология Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т т. 1. М 1982. С. 425 в политике шпионаж, которому впервые удается стать действительно эффективной институцией См. Черняк Е. Б. Пять столетий тайной войны.

Из истории секретной дипломатии и разведки. М 1991. и пластике Растрелли См. Ямпольский М. Демон и лабиринт.

Диаграммы, деформации, мимесис. М 1996. С. 207 - 252 Однако важно, что формы для барокко есть лишь эффекты динамических противодействий, конклюзивных сгибов природных или рукотворных агрегатов. И если, по выражению Ж. Делеза, барокко занимается не изобретением форм, а поимкой сил, то силы эти являют себя во всем многообразии их ритмической насыщенности. Интуицией искусства становится складка, перепад, мировой метаболизм Делез выделяет следующие шесть свойств эстетики барокко - мы приведем их, несколько сокращая оригинал, в конспективной форме подробнее см. Делез Ж. Складка.

Лейбниц и барокко. М 1998. С. 63 - 70 1. Складка. Барокко изобретает бесконечное произведение или бесконечный процесс работы. Проблема не в том, как завершить складку, а в том, как ее продолжить, как устремить ее к бесконечности. 2. Интерьер и экстерьер. Бесконечная складка служит разделом или проходит между материей и душой, между фасадом и наглухо запертой комнатой, между экстериорным и интериорным.

Бесконечная рецептивность и бесконечная спонтанность внешний фасад - для приемов, внутренние покои - для действия. До наших дней архитектура сталкивает между собой два принципа - опорный и облицовочный один - у Гропиуса, другой - у Лооса . 3. Верх и низ. Материя, обнаруживающая свою текстуру, становится материалом, подобно тому, как форма, обнаруживающая свои складки, превращается в силу. Пара материал-сила как раз и заменяет в стиле барокко пару материя-форма. 4. Разгибание.

Не противоположность складки и не ее исчезновение, но продолжение или расширение ее действия, условие ее проявления. 5. Текстуры. По отношению к складкам, каковые она способна образовать, материя становится экспрессивной. С этой точки зрения, складку материи или текстуру, следует соотнести с несколькими факторами, и, прежде всего, со светом, со светотенью, со способом, каким складка задерживает свет и видоизменяется сама в зависимости от времени и освещения. 6. Парадигма. Поиски модели складки проходят через выбор материи.

Будет ли она складкой из бумаги, как подсказывает Восток, или складкой на ткани, каковая, похоже, доминирует на Западе? Но весь вопрос в том, что материальные элементы складки текстура не должны смазывать ее формального элемента или выразительной формы Дословно барокко означает, конечно, причудливый, однако причудливый с оттенком ущербности восходя к термину, которым ювелиры Пиренейского полуострова называли жемчуг неправильной формы, если не монструозности.

В этом смысле Кунсткамера есть подлинно барочная инициатива - пространство де-монстрации А демонстрируют всегда монстра - безумца, преступника, урода Безумие становится спектаклем в чистом виде До самого начала ХIХ века, плоть до того момента, когда пришел в негодование Руайе-Коллар, безумцы оставались чудовищами monstres - то есть существами или вещами, которые стоит показывать montrer, чтобы на них дивились, как на чудо Фуко М. История безумия в классическую эпоху.

СПб 1997. С. 158 . и состав коллекции петербургской Кунсткамеры, обычный для того времени, включал, помимо чучел разнообразных редких животных, минералов и прочих экспонатов естественной истории, собрание монстров, волю к которым Петр перенимает у Габсбургов, копируя их кабинеты искусств и диковинок - Kunst und Wunderkammern. Для барокко чудо или чудовище - это, главным образом то, что нарушает разделение миров, смешивает животное и растительное, животное и человеческое это излишек, в том смысле, что он меняет качества вещей, которым Бог дал имя это метаморфоза, которая заставляет опрокинуть один миропорядок на другой.

Барочные объекты есть видимое пространство смешения принцип монстров вообще состоит в том, что природа не останавливается. Это внутренняя барочная интуиция она присуща барочному мирочувствию изначально - в архитектуре она организует не только интерьер см. ниже, но и фасад можно, например, вспомнить церковь Сан-Карло Франческо Боромини 1661-1667 , где вся поверхность стены трактована как одно целое - проемы, ниши, простенки, балюстрада, карниз - все сливается в единый архитектурный орнамент.

Затейливая вязь барочного фасада обволакивает нескончаемые, имеющие сложную конфигурацию корпуса Лувра и Версаля. Барочная архитектура выступает аллегорией бесконечной мировой машины, машинной в каждой своей части откуда гипертрофия детали. Классический пример - Царскосельский дворец Растрелли. Эффект ансамбля рассчитан на первое впечатление от необъятной площади, замкнутой громадой дворца, впечатление, которое охватывает зрителя у главных ворот, затем - на движении мимо дворца, на проезд к парадной лестнице, недаром расположенной в боковом павильоне, и, наконец, на замечательные по богатству пластики и ритму вертикальных и горизонтальных членений ракурсы фасада, видимы из боковых ворот.

Композиция интерьеров Царскосельского дворца построена на тех же принципах, что и фасад на эффекте бесконечной протяженности и на нарастании масштабов к центру - к большому залу и картинной галерее.

Освещенные огромными окнами с двух сторон и еще дополнительным рядом верхних окон, в простенках украшенные зеркалами, эти залы насыщены светом, однако в этих интерьерах взгляд в нашем его понимании предполагающий единство фокуса не может состояться особенно вечером, когда свечи получали бесконечное отражение в зеркалах и блестящем паркете. Интерьерное использование зеркал приводит к неспособности собрать зримый объект взгляд, если угодно, ни на что не натыкается и, может быть, действительно корректно описывать эффект Царскосельских интерьеров как иллюзию полного исчезновения стены, стирающую всякое представление о плоскости, о границах пространства Коваленская Н. Истоия русского искусства ХVIII века. М 1960. С. 38 Во всяком случае, такая трактовка отвечает реальным оптическим экспериментам барокко - анаморфозам, обманкам, панорамам, театральным машинам. Производству бесконечной иллюзорной плоскости, при встрече с которой взгляд бесконечно переходит от одной частичной перцепции к другой.

Работа барокко со стеклом заставляет свет пульсировать, включает игру света в мировой динамизм, создает так любимые барочным миром ансамбли случайных сил. В этом отношении различие нарышкинского, петровского и елизаветинского барокко второстепенно, так как имеет скорее функциональный характер и просто воспроизводит смещение векторов строительства от административных зданий и производственных комплексов - к дворцовому строительству В первой четверти века ведущими были производственное строительство, градостроительство, в середине же века это значение приобретает дворцовое и культовое строительство, главное внимание зодчего обращалось на создание представительных дворцов, что неминуемо приводило к снижению роли общественных зданий города История архитектуры в 12 т. т. 6. М 1968. С. 191 хотя понятно, что архитектура середины века более реперзентативна и главным образом она имеется в виду. Вот как описывают работу света в интерьере Купеческого зала Петергофского дворца Растрелли Во внутреннем убранстве Растрелли любит изобилие изобилие цвета, изобилие лепнины, изобилие узора.

Его интерьеры, пышные и беспечные, полны движения, мерцания и трепета.

Отражения многочисленных зеркал, золоченые извивы деревянной резьбы, роспись плафонов и узор паркетного пола, картуши и раковины, сочные розы и порхающие купидоны - все сверкает и переливается, создавая ослепительную роскошь фона для пестро разодетой толпы придворных Виппер Б. Р. Растрелли и архитектура русского барокко Русская архитектура первой половины ХVIII века. М 1954. С. 297 Стекло, по сути, выступает оператором раскола зримого на частичные объекты, при котором, как мы сказали, зрение не собирается в фокус это - картезианская привилегия абсолютной позиции наблюдателя, в которой и усомнится барокко, но вовлекается в зрение-как-становление. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль стекла в русской архитектуре

По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. С. 424 В этом отношении требование историзации опыта выражается в открытии собственно… Киев, 1996. С. 128 организованной системы культурного бессознательного ,… В качестве дискурсов, проблематизирующих мнимую самоданность новоевропейского искусства, уже сейчас можно указать на…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Барокко воля к многообразию видимого

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма
Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма. Говоря о становлении новоевропейской архитектуры в России, невозможно избежать разговора об инициированной Петром I культурно-политичес

Классицизм природа и культура под знаком ясности
Классицизм природа и культура под знаком ясности. Эпоха классицизма - время активной архитектурной и строительной деятельности. Какова ее мера масштаб в своем исходном смысле ? Работа

Модернизм пассажи и панорамы
Модернизм пассажи и панорамы. Модерн начнет использовать стекло как ограждающую конструкцию благодаря которой образ архитектурного пространства достигался с помощью стекла как, с одной стороны, мат

Чертеж мира художественная политика конструктивизма
Чертеж мира художественная политика конструктивизма. Архитектурная мысль являет собой целый регион художественного и - шире - общественного сознания, на разных стадиях которого - в силу многообразн

За историей ландшафты культуры Два
За историей ландшафты культуры Два. В эпоху сталинских преобразований архитектура становится частью государственных реформ, поэтому при обращении к архитектуре данного периода тем более существенны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги