рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Классицизм природа и культура под знаком ясности

Классицизм природа и культура под знаком ясности - раздел Культура, Роль стекла в русской архитектуре Классицизм Природа И Культура Под Знаком Ясности. Эпоха Классицизма - ...

Классицизм природа и культура под знаком ясности.

Эпоха классицизма - время активной архитектурной и строительной деятельности.

Какова ее мера масштаб в своем исходном смысле ? Работа с историей технологий мало чем здесь может нам помочь при переходе от барокко к классицизму она останется практически неизменной См. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники ХVI - ХIХ веков.

М 1984. и в изолированном виде нам об этом, в общем-то, нечего сказать - однако политика света и, соответственно, опыт видения претерпят радикальные перемены. История повседневности работа с феноменом в исторической синхронности - один из новых исторических миров, открытых т. н. микроисторией См. Гинзбург К. Микроистория две-три вещи, которые я о ней знаю Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы.

Морфология и история. М 2004. действительно позволяет обнаружить исторический водораздел со второй половины ХVIII века представления о русском городе и усадьбе радикально меняются. Складываются новые аспекты восприятия, новые художественные критерии, отвечающие идейно-образному строю эпохи классицизма Постепенно все многообразнее становилось восприятие городской среды.

Город второй половины ХVIII века являл собой достаточно сложный организм. Зарождение капитализма, развитие промышленности и торговли стимулировали рост городского населения, немало способствуя появлению новых типов зданий, расширению строительства, городской территории. Характер русской духовной культуры, развитие просветительских идеалов, интерес к утопиям, эволюция архитектурной мысли, стилистические проблемы - все это самое непосредственное отношение к содержанию градостроительных воззрений эпохи классицизма Евсина И. А. Русский город и усадьба второй половины ХVIII - начала ХIХ века в восприятии современников Евсина И. А. Архитектурная теория в России второй половины ХVIII - начала ХIХ века. М 1975. С. 163 Итак с одной стороны - практика, с другой - идеология.

Возникает вопрос о том, кто субъект этих реалий, и в этом смысле смена архитектурных стилей напрямую связано с переменой участи нового исторического квазисубъекта - дворянства Исторический шпрунг - изменение порядка владения землей до конца ХVII века только боярские роды передавали землю по наследству вотчина, служилые же дворяне получали его лишь в пожизненное пользование поместье - по указу 1714 года помещики стали полновластными хозяевами имений, став таким образом вторым после государства ведущим заказчиком того времени.

Второй перепад - указ О вольности дворянской Можно сказать, что вся русская классика - это дворянская архитектура и архитектурное самосознание дворянства от барокко - через классицизм - к романтизму невозможно анализировать вне его литературного самосознания как невозможно тематизировать модерн вне литературного самосознания буржуазии См. Беньямин В. Париж - столица ХIХ столетия Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспризводимости также - ВХУТЕМАС и РАПП или, скажем, ритуального система норм, которая регулировала социальное поведение дворянской социальной страты очень четко - отсылаем интересующихся к исследованиям Ю. М. Лотмана. Новая социальная группа становится и доминирующим заказчиком так как именно из нее рекрутируются административные и военные элиты и одновременно - главным исполнителем архитектурные кадры принадлежали к тому же социальному квазисубъекту. Этот исторический мотив - никакая не периферия истории искусства если, опять таки, мы не хотим замыкаться внутри чистого формализма, который не может объяснить главное - историческое изменение. Пространственная среда города, подчиненная строительным законам регулярности и композиция усадеб в окружении природы - главные проблемы русской архитектуры, которая воспроизводит в собственном языка эпохальные проблематизмы Что такое просвещенный ум? и Что такое естественный человек В ноябре 1763 года был объявлен конкурс на планировку Санкт-Петербурга.

Петербург начала 1760-х - город, в котором царили дворцы и храмы барокко.

Здания Расстрелли олицетворяли современный и все еще действенный стиль, но лишь потому, что строительство их завершалось.

Всего за год до конкурса в 1762 году сняли леса с Зимнего дворца.

Но тогда же складываются и иные художественные взгляды в начале 1760-х существовало как бы два великолепия одно ассоциировалось с понятиями пышность и богатство, другое предполагало благородство и строгость. Последнее побеждало в 1765 Академия художеств объявила конкурс на проект Каменноостровского дворца, и одним из непременных условий программы было обращение к новому стилю - классицизму Екатерина решительно поворачивает курс на новые течения в архитектуре - в 1763 году Растрелли получает от императрицы полную отставку хотя и с пожизненной пенсией Во второй половине ХVIII - начале ХIХ века наблюдается самое сильное со времен Возрождения тяготение европейской архитектуры к античности.

Все страны Европы, особенно Франция, Англия, Россия, Италия и Германия отдали дань античному наследию. Формируется классицизм - стиль, который отрицает архитектуру барокко с ее усложненной конфигурацией планов богатой пластикой фасадов, анфиладностью построения интерьеров.

Теперь были нужны более простые, лаконичные и строгие формы, для которых лучше всего подходила ордерная система античной классики. Чтобы наглядно представить характер изменений, сравним классический образец русского барокко - Зимний дворец Растрелли и здание Адмиралтейства Андреяна Захарова. В Зимнем дворце разнообразные сочетания выступов фасада, портиков, подчеркнутые динамичными линиями карниза и балюстрады, придают удивительную мягкость, живописность фасаду, образованному сплошными рядами оконных проемов.

Скульптурная пластика фасада умело декорирует утилитарную функцию стены, которая вынужденно следует регулярной череде бесчисленных анфилад царского дворца. Здание Адмиралтейства, сходную задачу решает совершенно иначе механистический характер внутренней планировки, основанной на неизбежной для столь крупного административного здания повторяемости большого числа однотипных помещений, преодолевается совсем по-другому, чем в Зимнем дворце.

Монотонный ряд окон главного и бокового фасадов оживляется сильными акцентами в виде шести и двенадцатиколонных портиков, а также отдельными элементами скульптурного убранства. Эти приемы, свойственные высокому русскому классицизму, поддержит Росси в архитектуре корпусов Генерального штаба и двух министерств, довершившихся в 1818 - 1629 годах формирование ансамбля Дворцовой площади дугообразной застройкой ее южной стороны.

Расширение использования стекла в строительстве имело свой технический подтекст кстати, едва ли не единственный благодаря армированию конструкций оказалось возможным уменьшить толщину столбов и стен и, соответственно, увеличить оконные проемы и пролеты перекрытий. Существенно, впрочем, другое исчезает установка на плюральность видимого - из интерьера исчезает зеркало, исчезает анфилада, исчезает интерес к анаморфозам и оптическим машинам, в плане зданий исчезает криволинейность очертания, которая не давала исполниться созерцанию, либо подавляя его объемом, либо заставляя прочитывать здание как аллегорический текст Об аллегорических стратегиях барокко см. Тынянов Ю. Н. Восковая персона Тынянов Ю. Н. Соч. в 3 т. т. 1. М Л 1959. вместо групп колонн и пилястр, несущих раскреповки антаблементов и замысловатые криволинейные и разорванные фронтоны, теперь возводятся портики с простыми треугольными фронтонами. Проектируют архитектурный аналог греческой агоры известно, что просвещение будет бесконечно цитировать античную классику - открытого для созерцания пространства в котором только и может состояться политическая истина-как-непотаенность, алетхейя, где среда не искажает визуальные траектории.

Воображаемым alter ego являлась, конечно, установка на просвещенный абсолютизм - власть суверена более не трансгрессивна, его абсолютность - это однородность среды, в которой возможна классификация и распределение Власть - это больше не кровавый спектакль казни со всей ее символической атрибутикой. Это - наблюдение, паноптизм.

В свое время М. Фуко, исследовав трансформацию средневековой пенитенциарной системы в новоевропейскую, указал на то, что средневековое право на смерть сменяется новоевропейской биовластью. Если на протяжении Средних веков одной из характерных привилегий суверенной власти было право на жизнь и на смерть, то новоевропейская пенитенциарная система есть прежде всего власть над жизнью. Принцип смертной казни на протяжении Средних веков был - наряду с войной - прямой формой манифестации права меча, манифестации права суверена дать ответ тому, кто бросает вызов его особе Суверен здесь осуществляет свое право на жизнь, лишь приводя в действие свое право убивать или воздерживаться от этого свое право на жизнь он маркирует лишь смертью, которую он в состоянии потребовать.

Эту юридическую форму следует отнести к тому историческому типу общества, в котором власть осуществлялась преимущественно в качестве инстанции взимания, механизма отнимания, права присвоения части богатств и навязанного подданным вымогательства произведенных продуктов, благ, услуг, труда и крови.

Власть здесь была, в первую очередь, правом захвата - над вещами, временем, телами и, в конечном счете - над жизнью Фуко М. Воля к истине.

По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. С. 239 . Могущество смерти, которым символизировалось право суверена, новое время тщательно скроет управлением телами и расчетливым заведованием жизнью. Характерно, что для политического воображаемого урод - это инвертированный эквивалент суверена.

Урод и суверен представляют собой абсолютные индивидуальности, тотальное отклонение от геометрической регулярности абсолютная власть в этом смысле необходимо отмечена тягой к монструозному - таков ее симптом. Отказ культуры от организации власти по принципу суверенного эксцесса предопределил и закат интереса к монстрам Сложение нового типа административных зданий обусловливалось, в частности, созданием в них обширного и представительного зала для торжественных собраний.

Такой зал, бывший ранее принадлежностью царских дворцов, теперь стал необходим как помещение для собраний дворянства, как актовый зал в учебных заведениях и т. д. В архитектуре этих залов отразились эстетические представления того времени о гражданственных идеалах архитектуры, воплощение которых видели в формах античности например, в купольном зале типа римского Пантеона. Просвещение сакрализует гражданственность - и вот купольная монументальная ротонда становится принадлежностью светской архитектуры здание Сената в Московском Кремле М. Ф. Казакова, 1776 - 1778 . Вторая половина ХVIII века - время интенсивного строительства загородных усадеб См. Дубяго Т. Б. Русские регулярные сады и парки.

Л 1963 что, в общем, тоже имеет свою политическую подпочву в 1762 году выходит указ О вольности дворянской - об отмене для дворян воинской повинности.

В идеологическом отношении произошло нечто аналогичное французскому либертинажу многие вернулись в свои усадьбы мы помним из Грибоедова Чин следовал ему - он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать, начав их перестраивать в соответствии с духом времени люди возвращались с госслужбы, успев повидать архитектуру Санкт-Петербурга, а в связи с Семилетней войной - города Германии В смысле данных по архитектурному воображаемому особенно характерны мемуары Андрея Болотова В контексте истории видения нельзя не заметить, как в архитектурной литературе того времени возникает фантазм вида, который строят по принципу панорамы Город начинают все внимательнее рассматривать и изучать, однако зрение в городских ландшафтах строится по принципу перспективы.

Восприятие загородных усадеб строилось несколько иначе, ведь мимо них не проходили - к ним подъезжали, шли по парку. Композиция раскрывалась постепенно и с многих точек зрения - планировка организует смену ритма и, соответственно, временных рамок восприятия пространства В художественном конца начала 1760-х складывается представление о рядовой усадьбе как об эстетически ценном объекте, и это ново. Это - вторая инновация барокко объявили новой манерой по отношению к архитектуре петровского времени, затем классицизм противопоставили барокко. Классицизм откажется от регулярной версальской планировки парка - почти одновременно с отказом зодчих от большой протяженность симметрично-осевой композиции здания.

В моду входит павильон классический пример - Китайский дворец в Ораниенбауме А. Ринальди, 1762 - 1768 . Популярные в странах Западной Европы, привнесенные на материк из Англии, а потому прозванные английскими, пейзажные парки появились в России в 1770-х первые парки такого рода - в Павловске и Гатчине. Екатерина II писала Вольтеру Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер, архипелаги на твердой земле и глубоко презираю прямые линии Цит. по История русского искусства.

Т. 6. С. 296 - 297 К этому времени в России складываются идеи, с которыми во многом связано развитие усадебной культуры.

К началу 1770-х в продаже появляются книги об идиллиях на лоне природы, о чувствах и эмоциях в некоем не затронутом цивилизацией мире. Задолго до этого на русском языке издали Робинзона Крузо Д. Дефо, но само по себе это ничего не меняло и лишь потом, вкупе с другими, включилось в круг идиллически-пасторальных представлений.

Появились и другие сочинения подобного рода, однако главным событием стали переводы книг Ж Ж. Руссо. ХVIII век был заворожен идеей естественного человека и пытался понять современное состояния из этой доисторической естественности. Природный человек, этот носитель естественного закона, превращается теоретиками естественного права в некую абстракцию, которая оказывается эквивалентной понятию человека вообще. С точки зрения Руссо и иных мыслителей Просвещения, общество искажает это всеобщее ядро человеческого, наслаивая на него множество акциденций.

Политическое пространство и пространство приватное расходятся Прогулки одинокого мечтателя станут текстом, легитимирующим подобное разбегание. Возникает апология искренности, которая противопоставляется барочному ритуализму У антитезы естественное - противоестественное был еще один важнейший смысл поскольку движение к истине мыслилось как освобождение сущности вещей и отношений от лживых наслоений, появляется новый критерий достоинства человека, литературного произведения, социального института - искренность.

А сама эта искренность мыслится именно как освобождение сущности от социальных отношений. Анализ человеческой души - это последовательное очищение ее от общественных предрассудков, национально-исторических привычек, очищение интуитивной эмоциональной искренней жизни от рациональных социально обусловленных наслоений См. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура ХVIII - начала ХIХ века Лотман Ю. М. История и типология русской культуры.

СПб 2002. С. 386 Усадебная архитектура фактически не дала никаких инноваций в стратегиях использования стекла, однако ее влияние на самом деле тотально именно фантазм природности, идиллической естественности реально запустит стеклянную архитектуру, у истоков которой стоит оранжерея, где природа изначально оформлялась по типу райских аркадических садов, копировавшихся в соответствующей живописной иконографии. С оранжерей и начинается, собственно, история стеклянной архитектуры на истории которой можно писать историю модерна, чему есть и технологические внедрение в строительство железа и чугуна и, главное, культурологические основания.

В России, правда, все это стартует с опозданием примерно в четверть века - и этот зазор сохраниться вплоть до эры архитектурного авангарда. 1. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль стекла в русской архитектуре

По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. С. 424 В этом отношении требование историзации опыта выражается в открытии собственно… Киев, 1996. С. 128 организованной системы культурного бессознательного ,… В качестве дискурсов, проблематизирующих мнимую самоданность новоевропейского искусства, уже сейчас можно указать на…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Классицизм природа и культура под знаком ясности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма
Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма. Говоря о становлении новоевропейской архитектуры в России, невозможно избежать разговора об инициированной Петром I культурно-политичес

Барокко воля к многообразию видимого
Барокко воля к многообразию видимого. Барокко работает с кишением форм - в живописи Арчимбольдо Головы Арчимбольдо ужасны, потому что все они напоминают - какова бы ни была красота аллегорич

Модернизм пассажи и панорамы
Модернизм пассажи и панорамы. Модерн начнет использовать стекло как ограждающую конструкцию благодаря которой образ архитектурного пространства достигался с помощью стекла как, с одной стороны, мат

Чертеж мира художественная политика конструктивизма
Чертеж мира художественная политика конструктивизма. Архитектурная мысль являет собой целый регион художественного и - шире - общественного сознания, на разных стадиях которого - в силу многообразн

За историей ландшафты культуры Два
За историей ландшафты культуры Два. В эпоху сталинских преобразований архитектура становится частью государственных реформ, поэтому при обращении к архитектуре данного периода тем более существенны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги