рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Модернизм пассажи и панорамы

Модернизм пассажи и панорамы - раздел Культура, Роль стекла в русской архитектуре Модернизм Пассажи И Панорамы. Модерн Начнет Использовать Стекло Как Ограждающ...

Модернизм пассажи и панорамы. Модерн начнет использовать стекло как ограждающую конструкцию благодаря которой образ архитектурного пространства достигался с помощью стекла как, с одной стороны, материала, ограждающего внешний мир, но одновременно прозрачного способность стекла взаимодействовать с источником естественного или искусственного света, стала едва ли не главным элементом палитры архитектора.

По большому счету, после готики развитие конструктивных приемов зависло. Конечно, функциональная организация архитектурных сооружений, их внешний облик - изменились очень сильно, порой до неузнаваемости. Появились совершенно новые типы сооружений.

Однако на развитии конструктивных приемов возведения зданий такого рода перемены сказались сравнительно мало стены из кирпича или мелкого камня с декоративной облицовкой камнем, цилиндрические и крестовые своды, купола - все это восходит к средневековым или даже римским образцам. Решающие сдвиги в этой области наметились где-то к середине ХIХ века См. Архитектура Запада 1. Мастера и течения. М 1972 Если мы говорим про стекло - мы так или иначе говорим про окно, однако окно в нашем понимании появляется довольно поздно датируют его эпохой Возрождения, когда новый тип городского дома - палаццо - именно решением фасада начинает отличается от домов средневековой застройки.

Да, усложнилась внутренняя структура дома собственно жилые помещения дополняются многочисленными служебными и парадными залами для приемов, но главное состоит в том, что стена перестает быть глухим массивом инертного материала - она получает детальную и строгую пластическую обработку, а центральным элементом становится окно, которое уже не просто выполняет роль светового проема, но становятся организующим моментом фасадного ритма. Окно появляется одновременно с рамой - оно и есть рама См. Хайдеггер М. Время картины мира Хайдеггер М. Время и бытие. М 1993 Расподобление сакрального и мирского осуществляется внутри самого изображения.

Если икона не нуждалась в раме, будучи сама по себе рамой это не менее очевидно в случае витража, то ренессансная композиция с необходимостью порождает таковую Эволюция рамы тесно связана с эволюцией живописи в целом Даниэль С. М. От средних веков к новому времени медиативная функция изображения Культура и искусство западноевропейского средневековья.

М 1981. С. 399 Растворение наблюдателя в пространстве, которое бесконечно расширяется во все стороны, так что неизменная точка зрения больше не находит в нем места, с наибольшей полнотой выражается даже не в панорамах, а в стеклянной архитектуре, которая также тесно связана со всей эстетикой прозрачности, транспарантности.

У истоков всей архитектуры из стекла и металла стоит оранжерея уже конец XVI века был отмечен популярностью зимних садов. Экзотические растения, привезенные европейскими исследователями, нуждались в специальной защите и теплицах, включая большие оранжереи. Задуманные как обычные пристройки к домам и учреждениям, их использовавшим, именно зимние сады в течение последующих двухсот пятидесяти лет дали импульс новому взлету стеклянной архитектуры. Зимний сад, который до сих пор был только служебным пространством, получил признание и вошел в большую архитектуру.

Это был второй возраст стекла. Палм Хаус, построенный в 1845 году в Кью Ричардом Тернером и Децимусом Бартоном, является одним из самых красивых в мире. Французские оранжереи также отличаются большой элегантностью например, великолепные оранжереи Сада растений Музея естественной истории, построенные в Париже Роо де Флери. Так или иначе, следующая инновация в использовании стекла в архитектуре связана с золотым веком буржуазии когда на смену картине приходит панорама, стараниями которой появляются новые типы гражданских и промышленных зданий - магазины, склады, предприятия, конторы См. Кантор К. М. Красота и польза.

Социологические вопросы материально-художественной культуры. М 1967 В. Беньямин обнаружит давнюю генеалогию, связывающую использование стекла в архитектуре и буржуазную реорганизацию общества классические варианты - П. Сантени, магазин Брюссель 1899 г. Ф. Журден, магазин Самаритен Париж 1905 г. Пленкой буржуазного парадиза оно станет еще раньше - во время превращения всемирных выставок в гигантские коммерческие аттракционы которые были изначально символами утопического прогрессизма и с которыми связано первое широкое использование стекла в архитектуре - в 1851 году построенный английским архитектором Хрустальный Дворец для международной выставки его, собственно, и открывает. Обвальное увеличение магазинов потребовало больших прозрачных витрин в первых этажах, что заставило искать такие конструктивные решения, при которых поверхность окна увеличивается за счет уменьшения простенков.

Меняется и технологическая ситуация появляется металлический, а затем и железобетонный каркас, которые резко уменьшают рабочее сечение опор несущей конструкции и в конечном счете позволяют совсем отделить ее от стены.

Основные вехи эволюции стены на пути к свободному фасаду таковы Данные приводятся по книге Гутнов А. Мир архитектуры. М 1985. С. 66 - 68. 1848 год. Американец Джеймс Богард изобретает каркас, заменяя кирпичную кладку, несущую межэтажные перекрытия, металлическими опорами.

Это позволяет ему резко увеличить поверхность остекления. Железные колонны и арки фасада выполнены в стиле венецианского Возрождения. К 70-м годам ХIХ века металлическая каркасная конструкция такого типа получает широкое распространение в американской практике строительства универмагов, складов и конторских зданий. 1871 - 1872 годы. Француз Жюль Сонье возводит неподалеку от Парижа здание шоколадной фабрики с каркасной металлической конструкцией.

Кирпичная кладка наружных стен не несет конструктивной нагрузки и служит только заполнением каркаса. Это позволило получить на всю высоту здания совершенно плоскую, гладкую стену, не перегруженную, как это было принято, архитектурной декорацией. 1883 год. В Чикаго Уильям ле Барои Дженни проектирует и строит первый в истории небоскреб - 10-этажное здание страховой компании. Металлический каркас позволил довести проемы до максимальных для того времени размеров.

Однако действительно эпохальным сооружением стал Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне в 1851 году. Его возведение в лондонском Гайд-парке в 1851 году Хрустального дворца разрушенного пожаром в 1936 действительно стало событием. Идея этого сооружения, принимавшего международную выставку 1851 года, родилась в уме Джозефа Пэкстона после его посещения оранжереи Сада растений. Шедевр Тернера, созданный садовником, инженером и промышленником без вмешательства архитектора и признанный Конрадом Вахсманом, великим инженером ХХ века, как первое здание в стиле модерн, сочетал многочисленные новшества как в области технологии и производства, так и в концепции пространства.

Некоторые данные кажется уместным привести общая площадь - 71 885 квадратных метров, длина фасада - 564 метра, высота - около 20 метров, толщина стен - 20,3 сантиметра. Здание было выстроено в качестве выставочного павильона.

Рекордные по тем временам сроки строительства объясняются тем, что были использованы сборные элементы стандартных размеров - чугунные секции, деревянные арки и др. они были изготовлены заранее в необходимом количестве, так что непосредственно на стройплощадке оставалось просто смонтировать их. Это был первый крупномасштабный опыт сборного домостроения. Как мы уже сказали, создателем Хрустального дворца был английский садовод и архитектор Джозеф Пэкстон, который, имея опыт в строительстве оранжерей, вводит в конструкцию сооружений металл и стекло, увеличив оконные переплеты до невиданно больших размеров.

Примеры применения металлических конструкций и покрытий со стеклянным заполнением уже были известны к тому времени. Но чтобы весь фасад столь крупного общественного здания был стеклянным - такое было впервые. Этот прием на несколько десятилетий опередил свое время, открыв новую страницу не только в строительстве, но и в архитектуре. Хрустальный дворец стал символом триумфа промышленной революции, но сама эта промышленность тогда, в эпоху железной дороги, нуждалась больше в вокзалах, галереях галерея Виктора-Эммануила II в Милане, построенная между 1865 и 1867 гг. и рынках.

Эти сооружения не имели аналогов в истории и превосходили воображение европейских архитекторов, давая возможность инженерам продемонстрировать свои способности. В Соединенных Штатах ситуация была иной. В Чикаго в ходе реконструкции после большого пожара 1871 года появились небоскребы со стальным или чугунным каркасом и стеклянным фасадом.

Такие здания, как Гэйдж Билдинг, построенный в 1898 году фасады проектировал Луис Салливен, который ввел в обиход понятие сосед по лестничной площадке, были практически немыслимы для академичных европейских архитекторов, несмотря на то, что такие сооружения, как Гарднерс Стор архитектора Джона Баирда, построенный в Глазго в 1855-1856 гг. и л Ориель Чемберс Петера Эллиса, построенный в Ливерпуле в 1864-1865 гг были тому отчетливыми предвестниками.

Эти здания использовали потенциал листового стекла полученного в процессе отливки на столе, изобретенного во Франции в 1687 году. Этот метод положил начало серьезной промышленности, а в 1693 году Кольбер учредит Королевскую зеркальную мануфактуру во дворце Сен-Гобен в Пикардии. Металл начинает появляться на стройке с конца ХVIII века. Сначала довольно робко - речь идет о чугунных опорах и балках в сооружениях промышленного назначения. В 1786 году во Франции строится первая крыша с применением стропил из кованого железа. В 1811 году при перестройке здания Хлебного рынка в Париже возводится металлический купол, равный по размеру куполу собора св. Петра в Риме. Однако широкое применение металлических конструкций сдерживается их дороговизной в условиях их полукустарного производства.

С развитием железных дорог появляется потребность в большепролетных конструкциях, где преимущества металла перед кирпичом и камнем становятся решающими. Начиная с 1816 года, когда был построен первый железный мост через Темзу, металлические мостовые фермы получают все большее распространение.

Для их изготовления используется прокатный металл, который начинает находить разнообразное применение в строительстве, особенно для перекрытий больших пролетов. Металл хорошо сочетается с прозрачным стеклянным заполнением, которое дает много света, так необходимого при больших размерах перекрываемых помещений, и в то же время подчеркивает изящество конструкции. Еще в 1829 - 1830 годах в Париже строится Орлеанская галерея, ставшая впоследствии образцом для многочисленных стеклянных крыш, подобных тем, которые можно видеть в Московском ГУМе или Петровском пассаже.

Хрустальный дворец Пэкстона придает новый масштаб этим поискам, перенося их на почву строительства крупных сооружений - преимущественно выставочных зданий и многочисленных железнодорожных вокзалов. Так называемые Галереи машин на парижских международных выставках 1855, 1867, 1878 и, наконец, 1889 года демонстрируют увеличение пролета металлической конструкции почти в два раза с 57,9 до 115 метров за 35 лет. Характерно, что сначала металлические фермы покрытия устанавливаются на металлических колоннах.

Однако уже в 1868 году на строительстве лондонского вокзала Сент-Панкрас пролетное строение в 73 метра происходит важное усовершенствование. Дугообразные металлические балки покрытия изгибаются, доходя до самого низа. Основой всей конструкции становится цельная рама металлического каркаса.

Тот же принцип воспроизводится в галерее машин 1878 а затем и 1889 года. Наглядное представление об архитектуре такого типа можно получить, побывав на перроне Киевского вокзала в Москве. Ажурная вязь очертаний и богатая деталировка устремленного ввысь покрытия вызывает ассоциации с готикой Кстати, и современные небоскребы есть всецело порождения каркаса - вообще говоря, готического изобретения готика растет из двух архитектурных новаций - нервюр и выноса бокового распора несущая рабочая часть конструкции - нервюры сводов, внутренние опоры, контрфорсы и аркбутаны - полностью отделяются от заполнения - распалубок сводов, проемов наружных стен. См. Всеобщая история архитектуры в 12 т. т. 4. Л М 1966 Динамическая мощь и ясность инженерного замысла принадлежат новому времени.

Приблизительно в то же время металлический каркас получает распространение в промышленном строительстве. Колонным и балки, которые раньше были лишь металлическим обрамлением для каменных и кирпичных стен, становятся единой, конструктивно связанной системой. Наружные стены не являются больше несущими элементами - они превращаются в заполнение каркаса.

На Парижской выставке 1867 года впервые демонстрируются жилые дома с рамной металлической конструкцией и стенами из пустотелого кирпича толщиной всего 12,7 сантиметра. В США первая каркасная металлическая конструкция появилась еще ранее - в 1848 году. Так металл побеждает камень по всем позициям. И в конструкции сводчатых покрытий, где удается менее чем за полвека в несколько раз превзойти размеры пролетов, считавшиеся рекордными еще со времен античного Рима. С в стоечно-балочной конструкции, где открываются фантастические перспективы для многоэтажного строительства.

В 1889 году, словно подводя итог этому победному шествию металлической конструкции и символизируя ее значение для наступающего ХХ века, в Париже строится Эйфелева башня. Уникальная по сложности монтажа стальная конструкция выведена до рекордной отметки - 312,6 метра пирамида Хеопса - 148 метров, колокольня Кёльнского собора - 157 метров См. Гидион З. Архитектура железа и железобетона во Франции.

М 1937 В России как всегда - с некоторым отставанием эта архитектурная ориентация на стекло и металл также была реализована, например, в перестройке главного почтамта, которая отражает преобразование представлений о пространственной среде в течении столетия. Почтамт, построенный Львовым, имел открытый внутренний двор для конных почтовых экипажей.

В начале ХIХ века часть двора была перекрыта кровлей на деревянных формах. При реконструкции 1903 года застройка уплотнена, часть участка отведена под корпуса почтовых экспедиций, другая превращена в открытый светлый операционный зал. Двойное металлостеклянное перекрытие опирается на систему опор, расставленных в бывшем дворе. Классическим образцом можно также считать проекты пассажей Н. В. Васильева. Какие метаморфозы производит модернистская архитектура с культурой видения ? Уже простое рассмотрение наших отношений с архитектурой убеждает в том, что, как правило, имея с ней дело, мы оказываемся вовлеченными в акт коммуникации Эко У. Отсутствующая структура.

Введение в семиологию. СПб 1998. С. 204. отсюда возникает вопрос о тех коммуникативных эффектах, что вызывает буржуазная мания остекления. Транспарантность города приводит к странным гипнотическим эффектам самой показательной реакцией на модерную распечатку городских территорий будет символизм - и французский, и русский, сходным с психозами потери тела, исследованные Гизелой Панков.

Тотальное остекление урбанистического ландшафта заполняет субъекта образами. Современный теоретик архитектуры П. Вирильо называет это эффектом медузы, который связывает с модернистскими технологиями визуальности Смотреть на Горгону - значит переставать быть самим собой в свете ее глаз, терять свой собственный взгляд, обрекать себя на неподвижность. С появлением панорамы, а затем игры цветов и подсветок диорамы, которая, в свою очередь исчезнет в начале ХХ века, уступив место кинозалу, синдром медузы обретает всю полноту своего смысла Вирильо П. Машина зрения.

СПб 2004. С. 78 Глава 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль стекла в русской архитектуре

По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. С. 424 В этом отношении требование историзации опыта выражается в открытии собственно… Киев, 1996. С. 128 организованной системы культурного бессознательного ,… В качестве дискурсов, проблематизирующих мнимую самоданность новоевропейского искусства, уже сейчас можно указать на…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Модернизм пассажи и панорамы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма
Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма. Говоря о становлении новоевропейской архитектуры в России, невозможно избежать разговора об инициированной Петром I культурно-политичес

Барокко воля к многообразию видимого
Барокко воля к многообразию видимого. Барокко работает с кишением форм - в живописи Арчимбольдо Головы Арчимбольдо ужасны, потому что все они напоминают - какова бы ни была красота аллегорич

Классицизм природа и культура под знаком ясности
Классицизм природа и культура под знаком ясности. Эпоха классицизма - время активной архитектурной и строительной деятельности. Какова ее мера масштаб в своем исходном смысле ? Работа

Чертеж мира художественная политика конструктивизма
Чертеж мира художественная политика конструктивизма. Архитектурная мысль являет собой целый регион художественного и - шире - общественного сознания, на разных стадиях которого - в силу многообразн

За историей ландшафты культуры Два
За историей ландшафты культуры Два. В эпоху сталинских преобразований архитектура становится частью государственных реформ, поэтому при обращении к архитектуре данного периода тем более существенны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги