рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чертеж мира художественная политика конструктивизма

Чертеж мира художественная политика конструктивизма - раздел Культура, Роль стекла в русской архитектуре Чертеж Мира Художественная Политика Конструктивизма. Архитектурная Мысль Явля...

Чертеж мира художественная политика конструктивизма. Архитектурная мысль являет собой целый регион художественного и - шире - общественного сознания, на разных стадиях которого - в силу многообразных причин - главными становятся те или иные грани что-то проявляется, что-то, напротив, уходит в тень пример тому - контакт с техническими науками в начале ХVIII века, важная роль технической, инженерно-строительной литературы, книг по фортификации, крепостному строению в становлении новой архитектурной теории, который сойдет на нет на следующих фазах развития русской архитектурной культуры. В истории архитектуры многое остается на бумаге фактически например, грандиозный проект Госпитального и инвалидного дома Д. В. Ухтомского, 1759 года, однако именно в авангарде бумажная архитектура становится совершенное равноправным объектом интереса, на котором реконструируется архитектурное сознание и архитектурное воображение.

Важным, однако, является не только план архитектурного сознания, но и план архитектурного воображения при обращении к архитектуре авангарда существенным оказывается не только план архитектурной фактичности, но, скажем так, и план архитектурного бреда так, понимание архитектуры руин раскрывается при взгляде на полотна Ф. Гварди, Дж. Б. Пиранези или Юбер Робера, равно как функционалистскую патетику мы можем услышать уже в художественных программах футуризма - как русского, так и итальянского конструктивистские утопии Татлина в этом отношении его Башню можно рассматривать как символ современной концептуальной архитектуры или архитектоны Малевича при всей их реальной неисполнимости очерчивают тот горизонт, в котором определяется архитектурный вкус эпохи, система стилистических водоразделов Хотя понятно, что все эти периодизации достаточно условны - взять русскую архитектуру второй половины ХIХ - ХХ века историзм, модернизм, конструктивизм, классицизм, индустриализм, постмодернизм.

Можно установить в тот или иной период признаки преобладания определенного архитектурного стиля, рискуя однако, впасть при этом в некоторый схематизм - не менее существенным оказываются взаимопроникающие связи и их смещения во времени От дореволюционного исторического стиля в архитектуре, от дореволюционной классики И. А. Фомина и И. В. Жолтовского - к советскому классицизму 1950-х годов. От модерна архитектора Ф. Шехтеля через ломку традиций в конструктивизме И. Леонидова, К. Мельникова, братьев Весниных к современным не только индустриализированным, но и постмодернистским поискам Лебедев В. В. Заметки о пространственной сущности архитектуры.

М 1993. С. 100 В этом смысле не важно, что Планиты землянитов не осуществились в реальном времени как не летает птица Леонардо или самолет Татлина. Эти мотивы заставили нас обращаться не только к фактически исполненным архитектурным проектам, но и плану архитектурных ожиданий, определивших ауру в смысле В. Беньямина стиля.

Поистине стеклореволюцией стал пробудившийся в двадцатые годы XX столетия интерес к стеклу у архитекторов и немецких теоретиков.

Стеклянная архитектура - манифест, написанный Паулем Ширбартом в 1914 году, также как небоскреб Бруно Таута и позже небоскребы Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ, дадут новое направление стеклу в архитектуре.

Проекты, представленные Мис ван дер Роэ в Берлине в 1919 и 1922 годах, сделают этого архитектора, ранее занимавшегося домами для буржуа, одной из знаковых фигур современной ему архитектуры, принявшей стекло как свой материал.

Стекло, прозрачное и воплощающее идею открытости, стали считать социалистическим материалом, а также легким и модерновым заменителем тяжеловесности и помпезного характера архитектуры предыдущих лет. Беспрецедентным использование стекла станет в архитектуре конструктивизма, направлении русского авангарда 1920-х годов, реализованном не только в архитектуре, но и - особенно у их приемников продуктивистов - в оформительском, театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании, дизайне Стилизация словарной статьи об эстетике конструктивизма позволяет более четко представить всю полиморфность их интересов.

Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению современного художественного конструирования на основе разработок конструктивистов А. М. Родченко, А. М. Гана и др. создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели художники разрабатывали рисунки для тканей В. Ф. Степанова, Л. С. Попова и практичные модели рабочей одежды Степанова, В. Е. Татлин. Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко и конструирования книги использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др В театре традиционные декорации конструктивисты заменяли подчинёнными задачам сценического действия станками для работы актёров работы Поповой, А. А. Веснина и др. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова Конструктивисты, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в которых видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы 1923 с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания железобетонный каркас. В 1924 была создана творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

Наряду с другими группами советских архитекторов, конструктивисты помимо названных - И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др. вели поиски новых принципов планировки населённых мест и разрабатывали новые типы общественных зданий Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д Характерными проявлениями конструктивизма не только в архитектуре и дизайне, но также в живописи, графике, скульптуре следует считать абстрактный геометризм и комбинаторную работу с пространственными конструкциями, что вылилось в использование скупых геометризованных форм, их динамичную компоновку и ограниченность цветовой палитры.

Применительно к западноевропейскому искусству термин конструктивизм в значительной мере условен в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре - одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма скульпторы И. Габо, А. Певзнер и добивающееся художественной выразительности композиционными средствами, сопоставлением простых, лаконичных объемов.

Вместе с тем, сквозная интуиция позволяет сопоставлять русский конструктивизм не только с функционализмом Баухауза что лежит на поверхности, но и с такими художественными движениями, как американский минимализм и голландский пластицизм.

Если мы эту интуицию обнаружим, будет понятно, чего они ждали от элементарного - простейших форм и материалов стекла и железа. Итак Баухауз - проект хронологически - почти одновременный Историческая справка Das Bauchaus - Высшая школа промышленного искусства БАУХАУЗ нем. Bauhaus - дом строительства - художественное учебное заведение и одновременно - художественное объединение, просуществовавшее с 1919 по 1933 год. Будучи основанной в Веймаре, в 1925 была переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами.

Многие преподаватели и студенты Баухауза эмигрировали в США, в этом смысле перевезя туда и собственное архитектурное мирочувствие Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу Новый Баухауз, архитекторы Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью - Вальетр Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса. Руководители В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ последовательно разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.

Кредо Баухауза, состоявшее в объединении в одном лице художника, ремесленника и технолога, оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.

Стремясь учитывать социальные и экономические требования времени выход на историческую арену нового персонажа - рабочего, столь по-разному отреагированный К. Марксом, Э. Юнгером и Х. Ортегой-и-Гассетом, применяя новую технику и материалы, они явились зачинателями архитектуры мирового города Шпенглер существенно близкий по своим основным позиция русскому конструктивизму.

Девиз Баухауза Новое единство науки и технологии, являл собою кредо функционализма, основной принцип которого состоял в уяснении зависимости формы от функции и в обнаружении этой зависимости артефактом.

Сразу надо оговориться, что принцип этот не был достоянием одной лишь архитектуры или дизайна, но, скорее, общемодернистской установкой, проводившейся не только в искусстве, но, скажем, и в философии Э. Кассирер или американский прагматизм, а отчасти и в политике военный коммунизм. Теоретические позиции, сформулированные теоретиками Баухауза которые можно резюмировать в следующих трех пунктах 1 обоснование комплексного подхода в проектировании вещей надежность, назначение, композиция, человек, экономика, экология 2 описание последовательности концептуальных операций дизайна функция - назначение - конструкция 3 формулировка принципа функционализма, согласно которой форма есть прежде всего следствие функциональных и конструктивных особенностей предмета дали толчок зарождению современного искусства предметной среды.

Понятно, что для выделения авангардного инварианта который нам необходим для типологического сравнения русского и европейского архитектурного авангарда необходимо обратиться к идеологии Баухауза - тем целям, которые в явной или не явной форме преследовались участниками проекта. Цель архитектурной и дизайнерской деятельности была поистине демиургической преображение форм реального мира и гуманизация практической предметной среды - своего рода преодоление отчуждения на уровне вещей Ср. Родченко мечтает о новом предмете, который отвечал бы не капиталистическому, но социалистическому способу производства . такой предмет, по его мысли, избавлен от гнета буржуазного рынка и связанного с ним постоянного лживого показывания.

Он честно говорит о том, для чего предназначена. В нем проявлены не коммерческие ценности, а ценности труда и человеческого братства Деготь Е. От товара к товарищу.

К эстетике нерыночного предмета Логос, 5- 6. М 2000 Считая, что главная задача дизайнера - проектирование промышленных изделий и их систем с позиций вещного гуманизма, теоретики Баухауза - вплоть до текстуальных совпадений - воспроизводили манифесты русского продуктивизма позднего Татлина или Эля Лисицкого, задача которого также состояла в том, что формообразующая деятельность является не односторонним интеллектуальным или односторонним материальным делом, а синтетической эстетизацией жизни И если мы здесь говорим о стекле как средообразующем элементе, нам не всегда удается адекватным образом развести собственно архитектурный его компонент - с одной стороны, и, с другой - стекольные перипетии интерьерного интерьера.

Так или иначе, тема стекло в декоративно-прикладном искусстве вырисовывается - пусть и на периферии базового интереса См. 1 Художественное стекло.

Л 1967 2 Стекло эпохи модерн.

М 1991 Функция архитектуры заключается в определении структуры общества Фор. Э. Дух форм. СПб 2001. С. 140 но синтез сообщества возможен лишь на путях синтетического и постольку тотального искусства, тотальность которого немыслима вне измерения сакральности новоевропейский аналитизм Не будем тут чересчур доверять искусствоведам сколь бы аналитичным ни было авангардное искусство, разлагающее мир на элементарные компоненты, в действительности оно описывает механизмы синтеза - генеративные принципы реального отсюда мотив сделанных картин. Так, для аналитической живописи жизнь - это образец или модель, следуя которой художник создает произведение искусства.

Он хочет подражать не формам, которые создает природа, а методам, которыми она действует Павел Николаевич Филонов.

Живопись.

Графика. Из собрания Государственного Русского музея. Л 1988. С. 32 . У нас еще будет возможность сравнить техно-мистицизм Мондриана и кислотный мистицизм Кандинского, однако уже понятна работа авангарда с порождающими грамматиками мира, нулевой степенью которых является, конечно, Черный квадрат рассматриваемый самим Малевичем как все в себя вмещающий планетарный знак. Его абсолютное тождество которого разворачивают супрематические конструкции в этом смысле конструктивистский проект гармонизации вещных отношений означает только одно человек пребывает под властью природных и социальных сил и постольку может быть спасен только вместе со всем космосом в перспективе тотального апокатастасиса . первым выражением которого можно считать введение прямой перспективы, разлагающее пространство в соответствии с математическим каноном и потому не совпадающее ни с фактическим восприятием - что заметят импрессионисты, ни с фантазийной географией Civitas Dei - что знали иконописцы См. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи.

М 1980. исторически совпадает поэтому с десакрализацией мира, его разволшебствлением М. Вебер. Авангардный пафос состоял в том, чтобы развернуть этот процесс в противоположную сторону.

Как результат единый художественно-политически-космологически й проект преобразования мира, заключающийся в возвращении его техническими средствами к архаическому, магическому единству Мессианские настроения авангарда известны Я хочу быть делателем новых знаков моего внутреннего движения, ибо во мне путь мира Малевич К. О новых системах в искусстве.

Витебск, 1919. С. 7 . Несомненно, именно здесь можно видеть один из источников супрематического проекта Малевича, настаивающего на необходимости сделать гармонизирующие материальные, чисто цветовые ощущения видимыми, то есть увиденными в иной, апокалиптической, запредельной, пост-исторической перспективе художник авангарда обращен отнюдь не в историческое будущее - от будущего как продолжения господствующей тенденции художник не ждет для себя ничего хорошего а в будущее эсхатологическое, совпадающее для него с абсолютным прошлым, предшествующим скомпрометировавшей себя культурной традиции Гройс Б. Русский авангард по обе стороны черного квадрата Вопросы Философии, 1990, 11. С. 68 Утопический дрейф Баухауза очевиден Баухауз был открыт со специальной задачей понять сущность искусства архитектуры, которая соответственной человеческой природе охватывала бы собой все проявления жизни Гропиус В. Мое определение идей Баухауза Гропиус В. Границы архитектуры.

М 1971. С. 80. Градостроительные утопии функционализма наиболее полное воплощение нашли в одном из наиболее ярких образцов нового урбанизма - проекте так называемого Лучезарного города Ле Корбюзье 1922 . Такое название Ле Корбюзье дал городу потому, что его центральную часть составляют гигантские стеклянные небоскребы - башни сложной конфигурации, геометрически правильно расставленные в пространстве.

Комплекс башен окружен более скромной, но тоже многоэтажной застройкой, образованной непрерывной лентой домов с выступами, незатейливый орнамент которых позволяет организовать просторные, хорошо озелененные жилые дворы.

Плотность застройки колоссальная весь город сконцентрирован на площади немногим более 70 квадратных километров что в 11,4 раза меньше площади Москвы в пределах МКАД . Если взять для более точного сравнения жилую часть и общественный центр Лучезарного города, то Ле Корбюзье уместил свои 3 миллиона в пределах прямоугольника размером примерно 7,5 на 4,5 километра, то есть на площади меньше 40 квадратных километров Так или иначе, утопия грезит о тотальном произведении искусства Gesamtkunstwerk - термин, введенный Р. Вагнером См. Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta.

Фигуры Вагнера. СПб 1999. Утопическое мышление и выражение можно определить как постгносеологические или трансгносеологическое мышление и выражение, стремящееся восстановить потерянное или построить новое единство на всех уровнях единство между знаком и вещью, текстом и миром, означающим и означенным, для него или уже было архаический утопизм или только будет - в пост-цивилизации трансцендентный утопизм Ораич Толич Д. Авангард как утопическая культура Велимир Хлебников Russian Literature L, 2001. С. 289 Бруно Таут, один из учеников В. Гропиуса, сформулировал это так Отныне не будет границ между ремеслом, скульптурой и живописью.

Всё будет одним - Архитектурой. В этом заключалась суть его идеи тотального произведения искусства, в эсхатологическом предвкушении которого двигались по сути все инициативы Баухауза.

Отсюда можно предположить, что столь явный интерес к использованию стекла в архитектуре имел для конструктивизма не столько технологические, сколько идеологические основания, связанные с природным конструктивизмом стекла - гладкостью его поверхности, геометризмом форм и явленностью фактуры.

В этом смысле стекло и металл крайне импонировали редуктивистской идеологии авангарда Однако и за пределами собственно художественного мира легко найти параллели редуктивным интенциям авангарда в том числе и русского, наиболее рельефно выраженного супрематизмом К. Малевича. Так, супрематический редукционизм отсылает и к феноменологической редукции Гуссерля, и логическому редукционизму Венского кружка. В поле социальной моралистики аналогичный характер носит деятельность Л. Толстого, а именно его призыв к опрощению, которое также должно привести к минимальной, но абсолютной точке опоры См. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны черного квадрата Вопросы Философии, 1990, 11 . чистое обнаружение структуры, которая не нуждается ни в каком поверхностном декоре постольку же и пластицизм Мондриана, и минимализм Тони Смита тяготеют к монохромности в этом же направлении двигается и Родченко в своей работе с металлом, и Татлин с его контррельефами, и Малевич с архитектонами. Художественный артефакт есть машина, отсылающая к принципу своего функционирования - и только.

В работе Искусство утопии Борис Гройс справедливо отметит, что появление машины как искусственного объекта, не имеющего прямых образцов ни в природе, ни в традиции и отсылающего своей формой лишь к внутреннему принципу своего функционирования, оказало почти магическое воздействие на многих художников, побудив их сконструировать произведение искусства как своего рода эстетическую машину, функционирующую не в качестве знака чего-либо иного, какого-либо внешнего ей содержания, а лишь как обнаружение собственной конструкции.

Интрига, в конечном счете, проста - ни импрессий, ни экспрессий. Авангард говорит лишь о том, что реально есть. Отсюда, как мы сказали, весь редуктивизм, характерный как для теоретического русский формализм, так и для художественного возьмем для примера невизуальное искусство - заумную поэзию авангарда.

Применительно к архитектуре это означает примерно следующее не нужно изображать архитектуру поскольку сама архитектура немиметична, ее нужно непосредственно обнаруживать, производить, конструировать.

Сравнение русского конструктивизм с голландским пластицизмом проливает свет на пафос де-индивидуализации. Даже в чисто фактическом отношении это не является натяжкой, поскольку известно, функционалистская эстетика испытала влияние со стороны кубизма и пластицизма в России это пара конструктивизм - супрематизм Идеи о классических пропорциях и композиции, воплощение которых в живописи кубистов явно распознается за ее абстрактными формами, явились главными в арсенале художественно-выразительных средств архитектуры и декоративного искусства раннего функционализма Рожанковский В. Ф. Стекло и художник.

М 1971. С. 40 По ту сторону фактичности переклички тезиса Мондриана относительно гибели индивидуального в чистом пластическом искусстве Вот выдержка из его позднего манифеста Самим своим существованием нефигуративное искусство показывает, что искусство всегда на верном пути. Оно показывает, что искусство не отражает ни видимой реальности, ни нашей жизни, но выражает истинную реальность и истинную жизнь, неопределимые, но воплотимые в пластике.

Таким образом, мы должны строго различать два вида реальности индивидуальную и универсальную. В искусстве первая проявляется в пространстве, ограниченном частными формами, последняя добивается протяженности и ограничения - двух составляющих пространства - благодаря нейтральным формам, свободным линиям и чистым цветам.

В то время как универсальная реальность раскрывается в выявленных отношениях, частная реальность показывает отношения только завуалированно. Последняя запутанна именно там, где первая ясна. Одна свободна, другая привязана к индивидуальной жизни, частной или коллективной. Субъективная реальность и относительно объективная реальность вот все различие. Чистое пластическое искусство стремится к первой, фигуративное к последней.

Поэтому удивительно, что абстрактное искусство обвиняют в нереальности и в том, что оно исходит из частных идей Мондриан П. Пластическое искусство и чистое пластическое искусство Метафизические исследования, 13. СПб 2000. С. 325 - 326 . с организацией пространства в его архитектурном alter ego - с работой машин для жилья - действительно существенны. Также, как и в пластических композициях Мондриана, типовой жилой дом теряет архитектурную индивидуальность, превращается в дом-блок, элемент целого, своего рода гигантский кирпич выражение Ле Корбюзье, из которых складывается пространственная композиционная схема.

Решая композицию, архитектор-конструктивист мыслит не столько фасадами вспомним уроки композиции Кандинского в Баухаузе, сколько объемно-пространственными категориями, по существу - создавая пространственную систему урбанистическх инсталляций под открытым небом. Имели место и фактические влияния Мондриан строил композиции из плоских квадратов белого и других чистых тонов, отделяя их друг от друга тонкими черными линиями.

Подобные прямоугольные построения применялись в ограждении балконов, лестничных перилах, дверных и оконных переплетах зданий ван Дусбурга, Ритфелда и Я. Й. П. Ауда Розенталь Р Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. М 1971. С. 103 Мондриан - платоник. Платонизм Мондриана подтверждается тем влиянием, которое имел на него и на других членов группы Де Стейл голландский философ Шойенмейкер, создатель пластической математики отсюда, как полагают, и чистое пластическое искусство. Теория Шойенмейкера есть именно платонизм, рассматривающий вещи с точки зрения творческого усилия божества, а человеческое мышление - как способность помнить этот замысел или конструкцию, пластическую математику вещи изнутри.

Религиозно-мистический характер этой системы несомненен - он особенно ярко проявится в произведениях соратника Мондриана - Тео ван Дусбурга. Еще в 1916 году ван Дусбург выпустил на голландском языке книгу Новое движение в искусстве, где писал о том, что найти прекрасное означает то же, что и найти всеобщее, которое есть божественное.

Акт распознавания божественного в произведении искусства и составляет эстетическую эмоцию. На основании подобных рассуждений об идеальной математике, заставляющих вспомнить не только Платона, но и Пифагора, возможно истолковывать голландский неопластицизм как радикализированный ренессансный платонизм сравнивая его с сериями астролога ХIII века Леонардо Пизанского, с машинами Раймунда Луллия, с божественными пропорциями Луки Пачоли и т. д. О платонизме в теории искусства и его фактической истории см. Панофски Э. IDEA. К истории понятия в теории искусства от античности до классицизма. СПб 1999 В 1926 году Мондриан выразил свои наставления художнику в пяти правилах 1 Средством пластического выражения должна быть плоскость или прямоугольная призма основных цветов красного. синего и желтого и не-цветов белого, черного и серого. В архитектуре пустое пространство должно быть принято за не-цвет, а строительный материал может быть принят за цвет. 2 Необходима эквивалентность пластических средств. Различные по размерам и цвету, они тем не менее имеют ту же ценность.

Вообще говоря, равновесие предполагает большую поверхность не-цвета и более маленькую поверхность цвета или материи. 3 Дуализм противоположности в пластических средствах требуется уже в самой композиции. 4 Постоянное равновесие достигается отношением положения и выражается прямой линией границей пластического средства в ее принципиальном противопоставлении. 5 Равновесие, которое нейтрализует и устраняет пластические средства, создается отношением пропорций, в который они взяты и которые являются источником живого ритма Цит. по Модернизм.

Анализ и критика основных направлений.

М 1969. С. 98. При этом Мондриан будет постоянно подчеркивать, что его равновесие является динамическим и тем отличается о равновесия в старом смысле слова - и постольку подчеркивает важность разрушительно- конструктивного качества динамического равновесия и вместо классической гармонии предпочитает говорить о равновесном формировании Отсюда ясно, что программа группы Мондриана доводит отрицание сюжета, конкретного содержания, видимого реального образа в искусстве до последней черты цвет и не-цвет соответствуют металлу и стеклу в архитектуре конструктивизма. В стремлении к точке замерзания всякой образности голландский пластицизм поразительно близок как американскому минимализму, так и русскому супрематизму А в идеологическом смысле этот техно-мистицизм однонаправлен кислотному мистицизму Кандинского который дома экспериментировал со световой средой, расписав внутреннюю лестницу, тонировав настенные рельефы, собственноручно изготовив и раскрасив мебель, присоединившегося в 1922 к Баухаузу, разделяя с В. Гропиусом идею необходимости синтеза искусств.

А для самого Гропиуса живописные абстракции Кандинского были мышлением чистой композиции он поручает художнику курс основ формообразования, семинары цветоведения и аналитического рисунка, а также мастерскую настенной живописи. См. Кандинский В. Точка и линия на плоскости.

К анализу живописных элементов Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 т. Т. 2. М 2001 На также и конструктивистские были сооружениями чистой инженерии, выявляющей конструкцию и материал, и поэтому отличались простотой, которая граничила с грубостью. Внешняя форма не интересовала создателей машины для жилья, которые утверждали, что все совершенное по назначению красиво.

Нефальсифицированное использование наиболее соответствующих для данной цели материалов создает, на их взгляд, столь выразительные и убедительные фактурные эффекты, что орнаментация в ее традиционном понимании является излишней, но если вообще употреблять орнамент - он должен строиться на чисто геометрических мотивах См. Пажитнов Л. Наследие Баухауза Декоративное искусство СССР. 1962, 7-8 Примитивность такого рода получит свое завершение в американском минимализме, основным элементом композиционных метаморфоз избравшем куб, который изначально ничего не имитирует, является своей собственной фигуральной причиной Диди-Юберман Ж. То, что мы видим.

То, что смотрит на нас. СПб 2001. С. 69 Столь же примитивны пластические приемы конструктивизма - однако этот примитивизм продуктивен за счет отрицания исторической традиции и художественного мимесиса, которые архитектурный авангард отрицает на уровне формы и композиционных установок даже более радикально, чем на уровне материала, которому можно все-таки подобрать технологическое алиби. 2. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль стекла в русской архитектуре

По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. С. 424 В этом отношении требование историзации опыта выражается в открытии собственно… Киев, 1996. С. 128 организованной системы культурного бессознательного ,… В качестве дискурсов, проблематизирующих мнимую самоданность новоевропейского искусства, уже сейчас можно указать на…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чертеж мира художественная политика конструктивизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма
Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма. Говоря о становлении новоевропейской архитектуры в России, невозможно избежать разговора об инициированной Петром I культурно-политичес

Барокко воля к многообразию видимого
Барокко воля к многообразию видимого. Барокко работает с кишением форм - в живописи Арчимбольдо Головы Арчимбольдо ужасны, потому что все они напоминают - какова бы ни была красота аллегорич

Классицизм природа и культура под знаком ясности
Классицизм природа и культура под знаком ясности. Эпоха классицизма - время активной архитектурной и строительной деятельности. Какова ее мера масштаб в своем исходном смысле ? Работа

Модернизм пассажи и панорамы
Модернизм пассажи и панорамы. Модерн начнет использовать стекло как ограждающую конструкцию благодаря которой образ архитектурного пространства достигался с помощью стекла как, с одной стороны, мат

За историей ландшафты культуры Два
За историей ландшафты культуры Два. В эпоху сталинских преобразований архитектура становится частью государственных реформ, поэтому при обращении к архитектуре данного периода тем более существенны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги