рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социокультурный контекст и его отражение в театральном историческом костюме

Социокультурный контекст и его отражение в театральном историческом костюме - раздел Культура, Символика исторического костюма в контексте художественной культуры и современного белорусского театра Социокультурный Контекст И Его Отражение В Театральном Историческом Костюме. ...

Социокультурный контекст и его отражение в театральном историческом костюме. Театральный исторический костюм понятие широкое и включает в себя все, что искусственно изменяет облик человека, держась на его теле - это целый комплекс вещей прическа, грим, обувь, головной убор и собственно платье.

Смысловое значение костюма исторического как телесно-временной маски подтверждается и лексическим значением слова костюм слово заимствовано от итальянского costume, что означает обыкновение, обычай, привычку, а во множественном числе нравы 11 . Театральный костюм всегда отображает ту эпоху, в которую происходит действие спектакля.

Для создания театрального костюма художники-декораторы используют различные источники информации фрески, скульптуры, картины, письменные источники.

Театральный костюм единственная система, способная искусственно изменить внешность человека, подчеркнуть или же разрушить гармоничное единство тела, или определенных его частей и создать художественный образ.

Предположим такую реальную ситуацию увидев девушку в платье, которое придает ее фигуре очертания, близкое к идеалу мы можем воскликнуть Какая красивая девушка что будет означать, что данный костюм выполнил свою эстетическую функцию, он сделал человека красивым.

Многочисленные нефункциональные детали, например, узор, рисунок ткани, ее цвет, фактура, кружева, сборки, декоративные пуговицы, вышивка, аппликации, накладные цветы и т.п на первый взгляд являются лишь украшающими элементами деталей костюма, однако при внимательном анализе оказывается, они помогают формировать образ, а образное совершенство является одним из мощных источников красоты.

В этом случае один эстетический аспект театрального костюма незаметно переходит в другой, который можно назвать художественной функцией костюма, призванной создавать индивидуальный имидж, стиль 11 . Без составления типологии театрального костюма невозможно изучение его роли в формировании имиджа театра. Многообразие театрального костюма можно сравнить с разнообразием жизненных ситуаций или человеческих характеров, которые воплощаются посредством этого костюма на сцене.

Основной путь к пониманию его сути типология, расчленение на классы, группы, виды и т.д. в различных плоскостях 3 . По данному вопросу нет законченных исследований. Хотя стоит отметить, что каждый автор, приступающий к изучению театрального костюма и костюма вообще классифицирует его по какому-либо признаку. Большая часть литературы по костюму исторические и этнографические исследования, следовательно, в них костюм разделяется по географическим или временным основаниям.

В литературе, посвященной вопросам возникновения элементов одежды, их развитию, способам формирования имиджа обычно разделяют костюм по отношению к телу, конструкции и функциям. Каждый тип классификации открывает новые сферы для исследования, вскрывает неожиданные проблемы и новые аспекты костюма 9 . Таким образом, под театральным костюмом следует понимать все, что искусственно изменяет облик человека, держась на его теле, сюда относится одежда, головной убор, обувь, прическа, украшения, аксессуары, грим. Определение уже содержит первую и основную классификацию перечислены подсистемы костюма.

Основные плоскости типологии 1. Антропологическая а по отношению к телу Основание классификации степень близости к телу, а как следствие степень влияние на тело. Перечислим их от самого близкого до самого далекого раскраска тела татуировка, макияж, грим, одежда, обувь, головные уборы, украшения, аксессуары тоже имеют различное влияние например очки - ближе, чем сумочка. Многие системы, например одежда, имеют внутри себя тоже различия белье и верхняя одежда. Данное основание необходимо учитывать при создании и потреблении театрального костюма, ибо человеческое тело может принимать только определенные материалы, фактуры, вещества.

Вся история производства костюма развивается в направлении создания наиболее комфортных и безопасных для здоровья материалов и веществ макияж, грим . б по отношению к частям тела виды одежды, головные уборы, обувь и т.д. Эта классификацию мы уже встречали в определении и потому ее можно назвать определяющей при системном подходе к изучению костюма.

Построим полную иерархию систем и подсистем театрального костюма. Одежда. По способу крепления на теле одежда делится на поясную юбки, брюки, шорты, трусы и т.д. и плечевую рубашки, платья, сарафаны, плащи, пальто, шубы, пиджаки, майки, свитера, и т.д. Конфигурация и пластика тела диктуют различия элементов костюма.

Одежда размещается на трех частях тела туловище, руках и ногах 10 . Всю одежду также делят на три слоя белье, нательная одежда и верхняя. Белье. Производители разделяют белье на три вида каждодневное практичное, из плотных натуральных или смесовых материалов, гладкое, праздничное нарядное, со всевозможными украшениями, под стать одежде для особых случаев белье для интима открытое, прозрачное, со всевозможными украшениями, накладными деталями оборками, бантиками, кружевами, бусинками, часто с намеком на шутку.

В XII веке появились изящные интимные домашние одежды как правило для утреннего туалета неглиже, полонез, пеньюар, шмиз, существующие до сих пор. В Европе XIX благодаря путешествиям в тропики стала известна пижама. Нательная одежда. Это самый многочисленный раздел одежды, перечислять все ее виды трудно и нецелесообразно, весь этот массив находится между бельем и верхней одеждой. Однако следует обратить внимание на следующую особенность, зависящую от климата.

В жарких странах, белье и нательная одежда часто объединяются, образуя довольно открытую одежду, используемую каждый день в целях минимизации материалов, присутствующих на теле. Тогда как одежда северян отличается многослойностью, что увеличивает количество видов одежды. Пиджачный раздел блайзер, джемпер, жакет, жилет, пиджак, свитер, смокинг, фрак, костюм двойка, тройка, с юбкой или брюками, рубашка блузка. Одежда для ног брюки, шорты, носки, чулки, колготки. Отдельно выделяем платье сарафан и юбку. Верхняя одежда.

Разнообразие видов верхней одежды не так велико, в основе деления лежат, прежде всего, сезоны и конечно, конструкция и материал. Перечислим основные типы верхней одежды дубленка, шуба, манто, куртка, пальто, плащ. Историки костюма выделяют около семнадцати видов пальто. Также следует обратить особое внимание на отдельные элементы одежды, которые, как правило, обладают особой символической силой воротники, манжеты, галстуки шарфы, платки, носки чулки, пояса ремни, перчатки рукавицы. Эти незначительные детали могут полностью изменить информационную нагрузку костюма в целом.

Обувь разделяют на шитую, подкроенную и прикрепленную к ноге различными перевязями, плетеную. По конструкции обувь делят на сандалии и сабо, туфли, сапоги и ботинки. Головные уборы. Головной убор всегда ассоциировался с головой, поэтому он обладал сильным символическим значением. В произведениях искусства головной убор мог выполнять функцию замещения головы.

Все многообразие украшений по назначению делится на платяные броши, запонки, пряжки, застежки, булавки, нательные серьги, колье, цепочки, кулоны, кольца, браслеты и украшения для волос заколки, диадемы и т.д По способу крепления мир украшений состоит из следующих подсистем шейные цепочки, кулоны, ожерелья, колье, ленты, подвески, бусы, медальоны ушные серьги, клипсы, пуссеты браслеты на руки и на ноги напаличные кольца, перстни украшения для волос заколки, накладки, венки, диадемы, височные кольца, ленты и т.д Прическа убранство головы, во многом символизирует строй ее внутреннего содержания, мировоззрение каждого человека и эпохи в целом.

Волосы на голове, поскольку они покрывают верхнюю часть человеческого тела, символизируют духовные силы, высшие силы, воплощают духовное состояние человека. Волосы на теле связывают с влиянием иррациональных, низших сил, биологических инстинктов. Волосы означают также плодородие. В индуистской символике означают силовые линии Вселенной.

Густая шевелюра является воплощением жизненного порыва, будучи связана с желанием преуспеть. Важное значение имеет цвет волос. Темные волосы имеют темную, земную символику, тогда как светлые золотые ассоциируются с солнечными лучами, чистотой и добром, и все положительные мифологические и сказочные герои имели светлые волосы Белоснежка, Снегурочка, Златовласка. Медно-рыжие волосы свидетельствуют о демоническом характере и связываются с Венерой. Столетиями живет представление, что ведьма должна быть рыжей, и что таким людям всегда везет.

Множество колдовских ритуалов связано с волосами, как духовной энергией человека. Теряя волосы, мы теряем силу как библейский Самсон. Обратной стороной потери волос является добровольная жертва. Все, кто отвергает земную жизнь, чтобы встать на путь абсолютного аскетизма, обязан постричь волосы монашеский постриг. Люди с давних пор уделяли прическе большое значение. По словам Дидро, прическа делает женщину более привлекательной, а у мужчины подчеркивает черты его характера 10 . Грим. Посредством грима актер может изменить свое лицо, придать ему такую выразительную форму, которая поможет актеру наиболее полно и всесторонне вскрыть сущность образа и в наиболее наглядном виде донести до зрителя.

Но грим имеет значение не только как внешний рисунок характера изображаемого актером персонажа. Еще в творческом процессе работы над ролью грим является для актера определенным толчком и стимулом к, дальнейшему раскрытию образа. Первоначальные формы театрального грима возникли на основе магической раскраски тела и обрядовой маски, непосредственно связанных с магическими и анимистически-религиозными представлениями первобытною человека 10 . 2. Демографическая Тут очевидно разделение на мужские и женские элементы костюма, цвета, фактуры, материалы.

Мужские сдержанные оттенки, как правило, темные, с преобладанием черного, часто встречаются строгие контрасты, фактуры жесткие, ткани плотные, тяжелые, непрозрачные, рисунки и фактуры геометрические, технические.

Женские пастельные оттенки, вся розовая палитра, легкие, мягкие фактуры, легко драпирующиеся, прозрачные, с блестками, вышивками, гипюр, цветочные, растительные мотивы, горошек и мягкие линии в фактуре и рисунках, жемчуг и перламутр материал для аксессуаров и украшений. Театральный костюм может различаться по половому признаку либо незначительными деталями например сторона застежки, либо вообще всей формой. Так, в XVII веке мужчины широко использовали шикарные кружева, сейчас же это прерогатива дам, один из символов женственности.

Признаки женственности и мужественности, разумеется, менялись у разных народов и в разные эпохи, но присутствовали всегда. Исключением, пожалуй, является конец XX века, с его идеей унисекса 12 . С давних пор существовали различия между детским и взрослым костюмами. Внутри этих групп имеются градации маленькие дети, подростки, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые, старики. В костюме устанавливаются особые детали для старшего поколения и особые для младшего.

Вот некоторые примеры бантик или слюнявчик всегда для нас являются символами детскости, повязанный на голове женщины платок обычно ассоциируется со старостью, костюм с явными признаками эротизма могут носить только молодые люди. Подобные стереотипные символы прочно закрепляются в культуре 17 . Как и в случае в половой принадлежностью принято разделение на детские и взрослые рисунки, цвета, фактуры и материалы.

Понятие детского костюма как самостоятельной группы возникло только во второй половине XVIII века в Англии. До этого времени детская одежда была лишь уменьшенной копией взрослой. Это разделение объясняется во многом резким усложнением костюма, что делало его слишком не удобным для детей 17 . Основные средовые плоскости театрального костюма 1. Историческая временная эпохи, века, периоды, годы Данная классификация, применяемая к костюму, является самой распространенной в исторической науке.

При этом подходе история вещей и явлений изучается с точки зрения принадлежности их к тому или иному времени. Наиболее общепризнанные крупные градации первобытность, античность, средние века, возрождение, XVII, XVIII, XIX, XX века. Развитие костюма в этом случае рассматривается как линейный процесс, в центре внимания - признаки, отличающие одну эпоху от другой. Внимание исследователя концентрируется на стилистических особенностях костюма общих для всех архитектонических искусств каждого периода.

Внутри каждой эпохи принято выделять более мелкие периоды, названия их общеизвестны. 2. Природная Пространственно-географическая. Здесь наиболее яркое деление происходит на два полюса восток-запад. Разумеется, что различия выходят далеко за грань географии. Проблеме Восток-Запад посвящено множество работ, и все проблемы, обсуждаемые в них, имеют то или иное отражение в костюме. Дальше деление происходит простой схеме континенты, страны, регионы, города, селения, городские кварталы.

Климатическая. В силу того, что одной из первых функций костюма была защита тела от природных воздействий костюм, прежде всего, стал различаться по приспособленности к различным климатическим и природным условиям. Разумеется, что плоскости в реальности пересекаются, образуя большой спектр природных условий, требующих специального костюма. Зимняя ночь в южном лесу и летний день в северных горах, северное и южное солнце, дождь и ветер в степи и в лесу и т.д. во многом обуславливают многообразие костюмов народов, населяющих нашу планету 17 . С развитием деятельности человека и промышленности постоянно появляются новые костюмы, специально приспособленные для пребывания в экстремальных природных условиях, что позволяет людям пробираться в самые труднодоступные уголки Земли и неизведанные среды.

Человечество разработало экипировку для покорения горных вершин, морских глубин, непролазных тропических лесов, пустынь и полюсов. 3. Этнографическая этносы, народы, племена обряды, обычаи. Это одна из распространенных классификаций театральнго костюма.

Основной массив всей литературы по костюму этнографические работы, содержащие подробные описания костюмов тех или иных этнических общностей и связанных с ними обычаев и ритуалов. По подобным исследованиям хорошо изучать такое явление как национальный костюм. 4. Отдельные обряды определенных этнических общностей. Много работ, посвященных театральному костюму той или иной эпохи, имеют в своей основе разделение по сословиям.

Одежда различных сословий изначально определяется присущим им образом жизни, ее закрепленная форма работает как знак, указывающий на тот или иной слой общества. Вождь выделялся среди соплеменников, его почитали как особенного человека. Крой и детали костюма говорят о статусе в обществе, родовых традициях и т.д. И в современном мире эта функция костюма существует например, в деловом костюме - чем тоньше полоска, тем выше статус его владельца. Ошибки здесь всегда были крайне нежелательными и могли нанести оскорбление.

Люди очень трепетно относились к своему положению в обществе и всегда старались как-то подчеркнуть его в костюме. Зачастую разные сословия имеют различные этические, эстетические и т.п. нормы, что тоже отражается в костюме. В классовом обществе просто необходимы внешние признаки, устанавливающие характер отношений и общения. При переходе от натурального хозяйства к рыночному укладу, с его разделением труда и товарообменом в каждом деле появились свои профессионалы, и как следствие, однотипный костюм.

Его форма во многом зависела от специфики деятельности и содержала элементы, объединяющие людей одной профессии в некую корпорацию, подчеркивала тем самым общность занятий, накладывающих отпечаток на их характер, мировоззрение, отношение к окружающим. Мы даже характеризуем группы людей, называя признаки или элементы их одежды, например люди в белых халатах, люди в погонах, белые воротнички и сразу все понимают, о ком идет речь 9 . Следующие профессии имеют наиболее четко определенные и легко различаемые костюмы военные, медицинские работники, работники транспортных компаний, общепита и т.д. Конфессия.

Данная типология предполагает изучение костюма представителей различных религий, а также их ветвей и еретических течений. Каждая религия устанавливает и обусловливает определенные формы костюма, особенные покрой, силуэт, цвета, аксессуары и детали. В зависимости от степени влияния религии на жизнь общества в тот или иной период, данные особенности так или иначе воздействует на все формы и виды костюма. 5. Эстетическая иерархия стилей, смена мод и т.п. Довольно обширный пласт литературы, посвященный театральному костюму, имеет в своей основе именно эту классификацию.

История театрального костюма, как правило, строится на рассмотрении различных стилей костюма и мод, сменявших друг друга на протяжении существования человечества. Исследователи современности также активно пользуются этой иерархией в своих работах, рассматривая палитру стилей, одновременно присутствующих в наше время и лежащих в основе наук об имидже. В связи с этим следует отметить, что исследование стиля костюма строится по двум направлениям исторические стили и современные.

В понятие современные входят не только стили, возникшие в последние десятилетия текущего столетия, а все то многообразие стилей костюма, которое есть в распоряжении наших современников, а также само отношение к стилю как к инструменту. Это связано с тем, что на современном этапе развития человечества стиль текущей эпохи можно определить как поливариантность, т. е. его нельзя определить однозначно, он зависит от множества причин и легко меняется в зависимости от ситуации, настроения и т.д. Поэтому мы перечислим основные исторические стили, сформировавшиеся в той или иной эпохе, а затем основные стили, в которых может выразить себя современный человек.

Разумеется, многие современные стили имеют в своей основе определенные исторические стили. Перечислим основные исторические стили 21 Античный.

Тело рассматривалось как зеркало, должное отразить совершенство мира. Костюм подчинялся законам логики и гармонии. Античный стиль это образ греческой колонны, стремящейся в высь к свету и совершенству. Использование тканей определенной ширины в соответствии с размерами ткацкого станка, одежда не кроенная, а собранная в вертикальные складки, наряд выдержан в соответствии со строением человеческой фигуры, обувь практически одна подошва.

Романский. Нес в себе наследие античности, однако с определенными излишествами. Простое, не прилегающее к фигуре платье сшиваемое из двух частей было отделано широкой каймой. Готический. Именно в это время появляется крой, ставший необычайно сложным и виртуозным. Одежда подгоняется по фигуре. Костюм той эпохи сродни готической архитектуре. Преобладание вертикальных линий и заостренных деталей. Ренессансный. Стремление к гармонии, выраженной в симметрии и отсутствия излишеств.

Во всем только естественные пропорции. Современники пытались создать богатый и элегантный костюм, способный подчеркнуть достоинства человека. Впервые женское платье делится на длинную юбку и лиф. Одежда отличается использованием дорогих тканей, сложных орнаментов, необычным оформлением рукавов, сочетанием двух цветов, материалов. Барокко. Появление новых материалов, наиболее популярными становятся бархат и металл. Стремление к роскоши и эксцентричности. Официальность, чопорность тяжелых нарядов.

Роккоко. Платья становятся более изящными, громадные наряды уменьшаются до более человеческих размеров. Обилие складок а связи с применением атласа, богатейшее нижнее белье. Преобладание в нарядах пастельных тонов и обилие аксессуаров. Ампир. Следовал по стопам античной моды это касалось только дамского костюма. Характерные черты простота линий, вертикальны складки, смещение линии талии под грудь, рукава- фонарики, глубокое декольте. В гардеробе мужчин появляется темный фрак, который носили с галстуком, узорчатым жилетом и цилиндром.

Денди. В начале XIX века создается тип скромно, но идеально одетого господина денди. Главнейший признак внешняя простота костюма в совокупности с ее дороговизной и совершенным покроем. Возросшая роль галстука, который становится единственным броским украшением на белоснежной рубашке. Романтизм. Ярче всего этот стиль проявляется в женском костюме, отличительными чертами которого считается приталенный лиф, широкие рукава, множество воланов, рюшек и бантиков, легкие цветовые оттенки, что создает ощущение воздушности и нежности.

Модерн. Эго характеризует отказ от всех старых норм в костюме. Модерн отличает S-образный силуэт дамского костюма, свободные просвечивающие платья, декоративность и экстравагантность в сочетании с фантастическими образами. 6. Производственная. Прежде всего, следует выделить искусственные и природные материалы, которые имеют различные способы обработки и потребительские качества. В большинстве случаев материал радикально влияет на общую направленность и характер формообразования. Здесь в основе лежат физические свойства материала, предопределяющие структурно-пространственное и пластическое решение вещи. Многообразие форм резко возрастает при сочетании различных материалов.

Обработка материала также предопределяет форму. Постоянно совершенствующиеся технологии позволяют на современном этапе делать необыкновенные чудеса. А ведь были времена, когда конструкция и размеры костюма определялись шириной ткацкого станка.

В истории человечества в исследовательских целях можно выделить три крупных периода ручной, машинный и информационный способ производства. При заданных материалах и технологиях расположение материала в пространстве конструкция также предопределяет разнообразие форм. Приведенные классификации пересекаются, образуя сложнейшую сеть. Но они не раскрывают сущности объектов глубинных принципов их создания, функционирования и оценивания. Каждый тип создания костюма предполагает свои цели, свое понимание совершенства и красоты вещей, опирается на свою меру и систему принципов.

Если на полюсе практической полезности полностью господствует рациональный расчет и опора на объективные законы природы, то на противоположном, художественной полюсе господствует иррациональное начало интуиция, субъективные ассоциации, подсознание, условные представления и т.п. Как показал анализ, классификации театрального костюма могут производиться в самых различных плоскостях.

Выбор плоскости рассмотрения каждый раз зависит от целей исследования 21 . 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Символика исторического костюма в контексте художественной культуры и современного белорусского театра

Труды Лелюара, Буше, Готтенрота, Вейса, Макса фон Боина изданы во многих странах мира, но на русском языке было напечатано несколько работ. По методу исследования вся эта литература делиться на описательную, где в… Существует также справочная литература иллюстрированные словари, где кратко описаны отдельные предметы костюма,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социокультурный контекст и его отражение в театральном историческом костюме

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изобразительные возможности театрального костюма
Изобразительные возможности театрального костюма. Ни одна из вещей в театре, пожалуй, не обладает таким многообразием функций, как костюм. Роль костюма на сцене огромна. Актер появляется, и публика

Исторический костюм и авторская стилистика создателей театрального спектакля
Исторический костюм и авторская стилистика создателей театрального спектакля. Проблема создания на сцене исторического костюма встает только на рубеже XIX-XX веков, когда в театре возникает особенн

Способы интерпретации содержательных и национальных значений театрального исторического костюма
Способы интерпретации содержательных и национальных значений театрального исторического костюма. Итак, повторим, театральный костюм это элемент оформления спектакля, своего рода изобразительно-плас

Исторический костюм в творческих проектах современного белорусского театра
Исторический костюм в творческих проектах современного белорусского театра. Практика показывает, что театры за последние годы стали прозорливее в коммерческом смысле, но тяжеловесность постановочно

Функции театрального исторического костюма в новых формах зрелищной культуры
Функции театрального исторического костюма в новых формах зрелищной культуры. Театральные костюмы имеют огромное значение для актеров, способствуют его раскрытию перед зрителями. Правильно п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги