рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символика исторического костюма в контексте художественной культуры и современного белорусского театра

Символика исторического костюма в контексте художественной культуры и современного белорусского театра - раздел Культура, Введение Глава 1. Культурологический Смысл Артефактов Театрального Искусства ...

Введение Глава 1. Культурологический смысл артефактов театрального искусства 1. Социокультурный контекст и его отражение в театральном историческом костюме 2. Изобразительные возможности театрального костюма 3. Выразительные средства театрального костюма Глава 2. Художественная символика исторического костюма и зрелищный характер искусства белорусского театра 2.1. Исторический костюм и авторская стилистика создателей театрального спектакля 2. Способы интерпретации содержательных и национальных значений театрального исторического костюма 3. Особенности театрального художественного восприятия исторического костюма Глава 3. Место и роль исторического костюма в развитии современного искусства театра 1. Исторический костюм в творческих проектах современного белорусского театра 3.2. Функции театрального исторического костюма в новых формах зрелищной культуры 3. Введение Первые попытки описать и систематизировать историю костюма относятся к эпохе Возрождения. Венецианец Чезаре Вечеллио оставил потомкам богатейший материал по бытовавшей в его время одежде.

Труды Лелюара, Буше, Готтенрота, Вейса, Макса фон Боина изданы во многих странах мира, но на русском языке было напечатано несколько работ.

По методу исследования вся эта литература делиться на описательную, где в хронологическом порядке описывается костюм и его последующая эволюция, историко-социальную, в которой костюм рассматривается в связи с историко-социальными процессами и литература, где костюм трактуется как часть материальной культуры.

Существует также справочная литература иллюстрированные словари, где кратко описаны отдельные предметы костюма, аксессуары и названия тканей. На протяжении своего многовекового развития театр переживает разные периоды. Бывали времена, когда театр играл огромную общественную роль и был больше, чем театр, но были периоды, когда он отходил на второй план, уступая первенство жизни, и тогда ведущие позиции завоевывали зрелища, или, как сегодня, средства массовой информации.

Доминирующей театральной моделью в прошлом веке являлся репертуарный театр со своим собственным зданием, одной или несколькими сценами, оборудованными мастерскими и цехами, постоянным артистическим, административным и техническим составом. Современный театр переживает не лучшие времена. Зрителя трудно сейчас очаровать, потрясти, что вызывает падение посещаемости театров и озабоченность театральной общественности за их судьбу.

Театр нуждается в адекватных времени стратегиях выживания и развития, в современных формах привлечения зрителей как сегодня, так и в будущем, и для этого необходимо проводить работу по формированию и укреплению имиджа театра. Эта работа является как никогда актуальной. Особое значение имидж имеет для больших или хорошо известных театров. Такой театр на виду общественности и в центре внимания СМИ. Поэтому крупные театры постоянно работают с общественным мнением.

Театральный костюм элемент оформления спектакля. В истории театра известны три основные типа театрального костюма персонажный, игровой и одежда действующего лица. Эти три основные типа костюма существуют на всех стадиях сценического искусства от ритуально обрядового и фольклорного предтеатра до современной художественной практики 13 . Персонажный костюм это своего рода изобразительно-пластическая композиция на фигуре исполнителя, приводимая им в движение и озвучиваемая произнесением текста или пением, иногда скрывающая его фигуру полностью, аналогично тому, как маска закрывала его лицо. Пример персонажного костюма в ритуалах и обрядах разных стран мира колоколообразный силуэт индийского костюма, который являлся парафразой башенно-шатрового храма Нагара-шакхара и священной горы Мену центра и оси мира в индуистской мифологии. Китайский персонажный костюм, к примеру, своей формой, конструкцией, орнаментикой и цветом выражает древнюю космологическую символику естественного чередования Света и Тьмы, слияния Неба и Земли в акте сотворения мира. Шаманский костюм народов Севера, воплощает образы фантастической птицы, связанной с верхним миром, и зверя жителя нижнего мира. Южнорусский своего рода модель Вселенной.

В традиционных представлениях Пекинской оперы костюм являл собой образ грозного дракона, в японском театре Но мотивы природы, а в эпоху барокко XIV в. Ярмарку или Мир. Если для ритуально обрядовых и фольклорных действ персонажные костюмы как и все другие элементы сценографии были плодом творчества народных безымянных мастеров, то в ХХ в с самого его начала, их стали создавать художники И.Билибин в опере Золотой петушок Н.Римского-Корсакова 1909 , К.Фрыч в Буре У.Шекспира 1913 , В.Татлин в Царе Максимилиане , П.Филонов в трагедии Владимир Маяковский, наконец, К.Малевич в проекте Победа над солнцем все три постановки 1913 . А затем, в конце 1910-х гг. первой половине 1920-х гг. целую серию персонажных костюмов создали итальянские футуристы Э.Прамполини, Ф.Деперо и другие, О.Шлеммер из немецкого Баухауза, а в балете П.Пикассо, показавший гротесковых Менеджеров в Параде Э.Сати и Ф.Леже негритянских Божеств в Сотворении мира Д.Мийо. Наконец, персонажное значение обретало в спектаклях А.Таирова кубистическое костюмное зодчество А.Веснина в Благовещении, его же супрематические композиции на фигурах героев Федры. На других сценах костюмы-панцири Ю.Анненкова в спектакле Гай Г.Кайзера и А.Петрицкого в Вие, а также фантастические коллажи в качестве персонажных костюмов спектакля Ревизор, которые создали ученики П.Филонова Н.Евграфов, А.Ландсберг и А.Сашин на тему штемпелей, гербов, печатей, конвертов и т.п персонаж Почтмейстера, рецептов, сигнатур, шприцов, клистиров, градусников персонаж Лекаря, бутылей, колбас, окороков, арбузов и т.п. персонаж Человека-Трактира.

Во второй половине ХХ в. костюмы в качестве самостоятельных визуальных персонажей, показываемых отдельно от актеров, как элемент сценографии, создавали М.Китаев и С.Ставцева, а в качестве разного рода композиций на фигурах актеров К.Шимановская, Д.Матайтене, Ю.Хариков 13 . Игровой костюм это средство преображения облика актера и один из элементов его игры. В обрядовых и фольклорных действах преображение чаще всего носило гротесково- пародийный характер, когда мужчины рядились в женщин, женщины в мужчин, юноши в стариков, красавицы в ведьм, или когда изображали разных животных.

При этом в ход шло все, что имелось под руками жупан, тулуп, кожух, овчина, обязательно вывернутые наизнанку, посмешнее и позабавнее, а также всякая иная, чем-либо нелепая, перевернутая одежда, например, сверх укороченные штаны, непомерно широкая рубаха, дырявые чулки, всяческое рванье, тряпье, лоскуты, мешки, веревки использовалось и все, что давала природа трава, цветы, солома, листья.

Наконец, для ряжения использовались и различные искусственные украшения цветная бумага, береста, фольга, стекляшки, ленты, зеркала, бубенцы, перья и т.д. Приемы гротескового ряжения перешли и в представления древнегреческих комедий, и в традиционный театр Востока, где они сочетались с разнообразной игрой актера элементами своего костюма длинными рукавами и фазаньими перьями в Пекинской опере, шлейфами, полотенцем и веерами в японском Но. На бесконечных переодеваниях и переряжениях строились представления итальянской комедии дель арте, пьес Шекспира и Лопе де Вега. В конце XVIII в. на игре с шалью строила свой знаменитый танец Эмма Харт леди Гамильтон, после чего аналогичные приемы манипуляций с шарфами, покрывалами, вуалями и другими аналогичными элементами костюма широко использовались в балетном театре XIX в достигнув своей высочайшей художественной высоты в творчестве Л.Бакста, эскизы хореографических образов которого включали в себя динамику разнообразных летящих тканей, поясов, шарфов, юбок, платков, плащей, накидок, подвесок, подвязок.

На драматической сцене традицию костюма, играющего вместе с движениями актера, продолжила средствами кубофутуристической выразительности А.Экстер в спектаклях Камерного театра Саломея О.Уайльда и Ромео и Джульетта У.Шекспира, а следом за ней ее ученик П.Челищев и другие мастера начала 1920-х гг. В.Ходасевич и И.Нивинский, И.Рабинович и Г.Якулов, С.Эйзенштейн и Г.Козинцев, наконец, снова на балетной сцене, в постановках К.Голейзовского Б.Эрдман 13. Если в этот период игровые костюмы составили целое направление в сценографии, то во второй половине ХХ в. они использовались художниками и режиссерами также достаточно широко, но по необходимости, как элемент имеющейся в их распоряжении палитры средств выразительности.

Среди авторов современных игровых костюмов грузинские художники Самеули, Г.Алекси-Месхишвили и Н.Игнатов, примеры аналогичного рода можно найти и в театрах других стран в Польше, в Чехии, в Германии, в Италии.

Для формирования своего имиджа театр сегодня ищет и обнаруживает новые пласты жизни и общества, вырабатывает новые методики, находит средства выразительности на стыке театрального и других видов искусства, фотографии, каких-то технических элементов и т. д. 8 Не последнее место в формировании имиджа театров занимает практика использования театральных аксессуаров и театральный костюм.

Например, что бы ни происходило с Большим театром балета, у публики его имидж все равно ассоциируется с Жизелью , Спартаком и Лебединым озером, на которые принято водить гостей, а также со Щелкунчиком, на который отправляются с детьми во многом благодаря костюмам и использованию сценических аксессуаров 6 . Цель данного дипломного исследования выявление культурологического смысла исторического костюма в системе художественной культуры и зрелищного искусства современного белорусского театра.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи изучение исторического костюма в контексте предметно-образной среды и театра определенного времени культуры анализ и интерпретация социальной и национальной символики театрального исторического костюма выявление функций и практической значимости данного артефакта в развитии современного белорусского театра.

Объектом исследования данной дипломной работы является феномен театрального исторического костюма.

В качестве предмета исследования рассматривается символика исторического костюма в контексте художественной культуры и современного белорусского театра.

В качестве методов исследования осуществляется культурологическая реконструкция изобразительных и выразительных возможностей исторического театрального костюма проводится анализ художественной и национальной символики исторического театрального костюма проводится интерпретация места и роли театрального костюма как артефакта современного белорусского театра.

Глава 1.

Культурологический смысл артефактов театрального искусства

Культурологический смысл артефактов театрального искусства 1.1.

Социокультурный контекст и его отражение в театральном историческом костюме

Тогда как одежда северян отличается многослойностью, что увеличивает к... Обратной стороной потери волос является добровольная жертва. Здесь наиболее яркое деление происходит на два полюса восток-запад. По подобным исследованиям хорошо изучать такое явление как национальны... Отдельные обряды определенных этнических общностей.

Изобразительные возможности театрального костюма

Главной задачей было создать одежду, которая помогла бы им. Они должны были быть удобными для пластических элементов, в меру сколь... Что до цвета, была выбрана модная холодная цветовая гамма. Почти любая небольшая вещица может стать интересным и важным аксессуар... В общем, все то, что можно с легкостью найти в бабушкином сундуке.

Художественная символика исторического костюма и зрелищный характер искусства белорусского театра

Художественная символика исторического костюма и зрелищный характер искусства белорусского театра 2.1.

Исторический костюм и авторская стилистика создателей театрального спектакля

Исторический костюм и авторская стилистика создателей театрального спе... . Конечно, для создания правильного силуэта, образа и характера мало тол... В Женитьбе Фигаро художник, утрируя отдельные детали исторического кос... Будучи разносторонне образованными людьми, они изучали историческую эп...

Способы интерпретации содержательных и национальных значений театрального исторического костюма

Он сочиняет его даже если это костюм повседневного обихода, не говоря ... В этих псевдодокументальных спектаклях современная действительность пр... Я.Коласа, у главной героини было огромных размеров платье с такими же ... Результат образ дамы, которая безумно хочет выйти замуж, удался 4 . Ильфа и Е.

Место и роль исторического костюма в развитии современного искусства театра

Место и роль исторического костюма в развитии современного искусства театра 3.1.

Исторический костюм в творческих проектах современного белорусского театра

По мнению этого признанного мастера, белорусские спектакли иногда греш... Она представляет собой соединенные куски плотной ткани со множеством п... Это выглядит необычно и недорого 3 . Каждый спектакль это отдельный мир, которому редко визуально подходят ... Мастера Оперного театра всегда шли на ухищрения, чтобы сделать эффектн...

Функции театрального исторического костюма в новых формах зрелищной культуры

Театральные костюмы имеют огромное значение для актеров, способствуют ... В современной женской одежде преобладает романтический стиль это очаро... В соответствии с постановочным замыслом в трагедии для усиления эмоцио... Чтобы легче и точнее выявить форму, пропорциональные соотношения и нап... Именно на этом режиссер сошелся с нордическим гением Стринберга.

Заключение На протяжении своего многовекового развития театр переживает разные периоды. Бывали времена, когда театр играл огромную общественную роль и был больше, чем театр, но были периоды, когда он отходил на второй план, уступая первенство жизни, и тогда ведущие позиции завоевывали зрелища, или, как сегодня, средства массовой информации.

Современный театр переживает не лучшие времена. Зрителя трудно сейчас очаровать, потрясти, что вызывает падение посещаемости театров и озабоченность театральной общественности за их судьбу. Театр нуждается в адекватных времени стратегиях выживания и развития, в современных формах привлечения зрителей как сегодня, так и в будущем, и для этого необходимо проводить работу по формированию и укреплению имиджа театра.

Эта работа является как никогда актуальной. Целью данной работы являлось проведение анализа практики использования аксессуаров и театрального костюма в формировании внешнего имиджа театра. Задачей было рассмотрение практики использования аксессуаров и костюма в формировании имиджа театра. При решении этой задачи было выяснено, что театральный костюм - единственная система, способная искусственно изменить внешность человека, подчеркнуть или же разрушить гармоничное единство тела, или определенных его частей и создать художественный образ.

Объектом исследования в данной работе являлся культурологический аспект исторического театрального костюма. Предметом исследования использование аксессуаров и костюма в театре. Роль костюма на сцене огромна. Актер появляется, и публика должна сразу видеть, кто перед ней. Но, несмотря на очевидность в современной науке гораздо больше вопросов по формированию индивидуального имиджа театра с помощью костюма, чем ответов на них. В качестве исторического примера значимости театрального костюма для формирования внешнего имиджа театра можно привести историю Русских сезонов Сергея Дягилева. Уже тогда, в конце прошлого века не менее чем замечательная хореография, зрителей поразили костюмы и декорации, изготовленные по эскизам Бакста.

Костюм самым непосредственным образом формирует имидж театра. Например, с помощью костюма можно сформировать имидж театра эпатажа или молодежного театра.

Использование для грима различных материалов таких как клеенка, различный материал вместо волос, наклейка картонных и объемных деталей, цветные парики и т. п. создают имидж конструктивистского театра. При помощи костюма можно представить классическое произведение современным и актуальным и привлечь молодую публику к театру. Подход к театральному костюму как к некоторому невербальному языку приводит к дополнению термина проектирование театрального костюма. Проектирование новых костюмов - это комплексное решение задач формирования имиджа театра с помощью костюма, наряду с решениями художественных, эргономических, технических, технологических, экономических и других задач.

Значение практики использования наравне с костюмом аксессуаров для формирования положительного имиджа театра бесспорно. Аксессуары это наполняющие пространственно-временной резервуар вещи, которые не являются ни человеком ни звуком. Они значимая часть многообразия выразительных средств имиджа театральной реальности.

Из них то и составляется каждый раз конкретная сценическая фигура-ситуация, которая воздействует на зрителя по параллельным, одновременно-действующим волновым каналам. Их сложение и даст нам символическое представление о специфике театрального пространства. Таким образом, гипотеза о том, что практика использования костюма и аксессуаров является неотъемлемой частью формирования внешнего имиджа театра, без которой невозможно добиться привлечения внимания публики к посещению театральных постановок в результате проделанной работы нашла полное подтверждение.

Литература 1. Барт Р. Хокку Барт Р. Империя знаков сб. заметок по итогам путешествия по Японии Пер. Я. Г. Бражниковой. М. Праксис, 2004 2. Барышев Г.И. Театральная культура Беларуси 18 в. Мн Наука и техника, 1992 1. Гісторыя беларускага мастацтва у 6-ці т. Мн. Навука і тэхніка, 1987. 2. Гісторыя беларускага тэатра в 3 т Мн Навука і тэхніка, 1983. 3. Гiсторыя культуры Беларусi С.А. Парашкоу.

Мн. Бел.навука, 2003. 444 с. 4. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М. Знание, 1996. 288 с. 5. Западное искусство XX века Классическое наследие и современность М - 1992. 240 с. 6. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов И.П.Ильин. М. ИНИОН РАН, 2001. 384 с. 7. Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок Костюм вещь и образ в русской литературе XIX в. М. Книга, 1989. 286 с. 8. Козловски П. Культура постмодерна Общественно-культурные последствия технического развития Пер.с нем. М. Республика, 1997г. 240 с. 9. Краснова О.Б. Энциклопедия искусства ХХ века М 2002. 350 с. 10. Культурология теория и история культуры Уч. пособие Ширшова И.Е Баландин Н.И Качановский В.В. и др. Под общ. ред. Ширшова И.Е. Мн. БГЭУ, 2004. 543 с. 11. Культурология учеб. пособие для вузов Под ред. С.В. Лапиной.

М. ТетраСистемс, 2004 495 с. 12. Лексикон нонклассики. Художественная культура ХХ века Под редакцией В.В. Бычкова М 2003. 607 с. 13. Мировая художественная культура словарь-справочник.

Смоленск Русич, 2002. 592 с. 14. Няфед І.І. Гісторыя беларускага тэатра. Мн. Выш. шк 1982. 543 с. 15. Постмодернизм Энциклопедия Мн. Интерпрессервис Книжный Дом, 2001 1040 с. 16. Республика Беларусь Энциклопедия В 6 т. Под ред. Г.П.Пашкова и др Мн. БелЭн, 2005 1040 с. 17. Руднев В. Словарь культуры ХХ века М. Аграда, 1997 223 с. 18. Современная Беларусь энциклопедический словарь. В 3 т. Т.3. Культура и искусство редкол.

Мясникович М.В. и др М Белорусская наука, 2007. 778 с. 19. Этнаграфия Беларуси Энцыклапедыя. Минск БелСЭ, 1989. 575 с. 14. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб 1998 20. Якимович А. Конец ХХ век. Искусство и мысль Художественные модели мироздания. М. Наука, 1999 345 с. ж 15. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика Структурализм за и против. М 1975 1. Геббель Ф.Дневники. М Амфора, 2009 2. Гоннегер И Очерк литературы и культуры XIX ст СПБ 1867 7. Чирков Н. Некоторые принципы драматургии Шекспира.

Шекспировские чтения. 1976. М 1977 8. Шиллер Ф. Дневники и письма. М Амфора, 2007 9. Шерер В История романской литературы, ч. II, СПБ 1893 2. Культурология учебник для студентов технических вузов Н.Г. Багдасарьян, М. Высшая школа, 1999 3. Культура Теории и проблемы. Учебное пособие Т.Ф. Кузнецова и др. М 1995Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки пер. с нем. Г.А. Рачинского. СПб. Азбука-классика, 2005 7 Реале Д Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб. ТОО ТК Петрополис , 1997 9. А.И. Шендрик.

Теория культуры. Учебное пособие для вузов. М 2002.

– Конец работы –

Используемые теги: символика, исторического, костюма, контексте, художественной, культуры, современного, белорусского, театра0.118

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символика исторического костюма в контексте художественной культуры и современного белорусского театра

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Художественная культура как особая форма эстетической культуры
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его… Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия,… Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и…

Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Оно же является важным средством связи школы с жизнью. Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об… Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность… Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова О научном краеведении , Г.Н. Манюшина Историческое краеведение , Д.В.…

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Современные проблемы культуры. Тоталитаризм и культура
Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших… Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной… Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов…

Образ белорусской хаты в белорусской культуре
Жылл. З м звязаны лс чалавека ад яго залежыць. Вусная народная творчасць шмат месца адводзць хатняй тэматыцы. Вывучаючы яе, мы знаходзм той магчны сэнс, як народ надава свайму жыллю. Шмат… Гэта уласцва творчасц Втольда Бялынцкага-Брул, мастака, чые творы зраблся набыткам культуры Беларус Рас. У яго…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Образ белорусской хаты в белорусской культуре
Жылл. З м звязаны лс чалавека ад яго залежыць. Вусная народная творчасць шмат месца адводзць хатняй тэматыцы. Вывучаючы яе, мы знаходзм той магчны сэнс, як народ надава свайму жыллю. Шмат… Гэта уласцва творчасц Втольда Бялынцкага-Брул, мастака, чые творы зраблся набыткам культуры Беларус Рас. У яго…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе "Мировая художественная культура"
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства,… Такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство.

Историческая тема в современном казахском театре
Главные герои этой пьесы — жены известных казахских деятелей, репрессированных в 1937 г. Спектакль, поставленный по произведению А. Кекилбаева… За 75-летнюю историю своего существования Казахский академический театр драмы… Режиссер-постановщик и актеры, занятые в спектакле, правдиво раскрыли характер героев. М. Байсеркенов и Б. Атабаев…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам