рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Способы интерпретации содержательных и национальных значений театрального исторического костюма

Способы интерпретации содержательных и национальных значений театрального исторического костюма - раздел Культура, Символика исторического костюма в контексте художественной культуры и современного белорусского театра Способы Интерпретации Содержательных И Национальных Значений Театрального Ист...

Способы интерпретации содержательных и национальных значений театрального исторического костюма. Итак, повторим, театральный костюм это элемент оформления спектакля, своего рода изобразительно-пластическая композиция, приводимая в движение и озвучиваемая актером.

Когда мы смотрим спектакли, действие которых происходит в ту или иную эпоху, мы всегда на сцене видим актеров, одетых в костюмы того времени.

Каждая эпоха отличается своими выразительными средствами в костюме, в решении его композиции. Костюм во все периоды исторического развития театра в большей или меньшей степени есть воплощение на сцене того, что носили на себе люди в данный период. В театре костюм становится полностью адекватным характеру действующего лица, выражает не только его общественный статус, но и душевное состояние.

И сегодня, и в прошлые века, костюм остается предметом специального творчества художников, которые сочиняют его не только как отдельное произведение, но и как важнейший компонент спектакля. И в прошлые века, и сегодня, костюм остается предметом творчества художника. Он сочиняет его даже если это костюм повседневного обихода, не говоря уже о фантастических не только как отдельное произведение, но и как важнейший элемент действия. Возьмем в качестве примера несколько основных направлений в современной сценографии.

Вот один из самых удачных и востребованных примеров работы с костюмом как с частью сценографии Ивона принцесса Бургундская на фоне круглого вращающегося металлического диска свисают сверху, стоят на постаментах фрагменты антиков, ренессансных бюстов. Этот мертвенно-бледный мрамор холодно светится на фоне темного задника, чуть мерцает сквозь могильно- черный тюлевый занавес. Костюмы решены в той же черно-белой тональности фраки и белые рубашки римлян из высшего общества, уподобленных античным бюстам сверкающие серебряным шитьем темные платья женщин, надетых по старинной традиции поверх белых нижних одежд.

У них высокие головные сетки намек и на пышные прически римских матрон, и на ренессансные головные уборы. Фраки патрициев придают агрессивным мужским персонажам вневременной характер мужей войны и совета и одновременно светских львов. Много и других похожих примеров.

Такие постмодернистские хитросплетения аллюзий выстроены ради того, чтобы работать на главную идею. Она заключается в том, что поругание самой красоты в лице целомудренной Ивоны, чьи чувства поруганы принцем, есть оскорбление образа и подобия Божия. Об этом трагическая и страстная музыка. Ивона прикована к диску, как намертво соединенен ее образ в нашем восприятии с древним сюжетом о поругании. Ее платье покрывается пятнами крови после поругания и это символ не только ее крови, но и Крови, пролитой за наше спасение, и крови, непрестанно проливаемой падшими человеками. Берясь за такой сюжет, авторы спектакля сумели избежать и пафоса, и ироничности.

А ведь и то, и другое столь привычно для мироощущения современного человека потребителя всего и вся, в том числе, трагедии и красоты. Главным же в художественном строе постановки стала инсталляция в виде круга-задника, фрагментов статуй, да еще смешение элементов разных эпох в костюмах, которые превращаются в некие условные одежды вне времени и стиля.

Итак инсталляция, сценическая конструкция, которая может трансформироваться, преобразовываться, разделяться на части и опять срастаться, терять изначальные очертания под магическим воздействием театрального света или напротив, резать глаз своей геометрической определенностью становится великолепным задником не только для актеров, но и для костюмов. Корни этой единой установки в находках конструктивистов начала ХХ века, в театре Мейерхольда, в поисках многоуровневой сценической площадки Жака Копо, в сложной партитуре света спектаклей Луи Жуве, в стремлении к обобщающему месту действия Крэга и Аппиа. К этому добавился современный инструментарий компьютер, лазер, новые ткани. Внутри единой установки какие-то частности, отдельные предметы, обстановочные детали, которые обыгрываются с разной степенью ироничности или условности.

Двухярусная конструкция с зеркальными поверхностями выстроена на классической и ждущей скорой реконструкции сцене по Гоголю.

В этой черно-белой фантасмагории герои движутся по двум этажам, опираются на решетку верхнего, как на ограду набережной, залезают в комнаты-ящики нижнего яруса. Огромные рифленые фотопанно, тонированные под старину, с видами старого города, на их фоне немногочисленная мебель в духе того времени, движутся персонажи в традиционных бытовых костюмах 4 . Другой яркий тип современного костюмного решения использование различных фактур. Используется соединение инсталляции с фактурой.

Однобокое увлечение минимализмом на сцене, начало которому было положено еще в неоконструктивистские 60-е годы, совпадает с наступлением актуального искусства на традиционную изобразительность, литературного, словесного образа на образ живописный. Хорошо, если минимализм вызывается только скудостью технических возможностей театра, как в случае игрового театра Владимира Малыщицкого, стойко и в одиночку продолжавшего, вплоть до своей недавней кончины, традиции любимовской Таганки в Петербурге.

Значительно хуже, когда минималистское решение, отрясание праха пыльной режиссуры воспринимается как грубое осовременивание Эдип в пиджачной паре, летучий голландец в тельняшке, которое и на Западе перестает быть модным. И совсем плохо, когда все это идет в разрез с партитурой или работает на понижение авторской идеи, на ее ироническое, в духе утрированного постмодернизма, переосмысление. Такие костюмы не спасает никакая режиссерская изобретательность, никакие эффекты сценографии.

Когда, например, по остроумному замечанию известного петербургского музыковеда Э.С.Барутчевой, у Татьяны нет не только малинового, а вообще никакого берета, вагнеровские же алые паруса заменены на сцене Мариинского театра в предпоследней по времени постановке Летучего голландца гигантским механизмом 4 . Далеко не всегда оправдывает себя имитация документа в театре, по степени достоверности не превосходящая печально известные телевизионные реалити-шоу. В этих псевдодокументальных спектаклях современная действительность предстает мраком запустения, где все погружено во взаимную ненависть и вражду, а декорацией выступают те же минималистские инсталляции.

А ведь есть выдающаяся минималистская концепция, идущия от Аппиа, в которой главная роль отводится свету. В его Кольце Нибелунгов Вотана характеризовал красный свет, Брунгильду золотой луч и т.д 4 . 2.3. Особенности театрального художественного восприятия исторического костюма Театр коллективный труд. Задача режиссера договориться с художниками, хореографами, музыкантами, объяснить им, как он видит спектакль в целом и что хочет донести до зрителя.

А затем художник с помощью выразительных средств, то есть костюмов, декораций, обязан заставить зрителя поверить в происходящее на сцене, легко окунуться в ту эпоху, которую представляет постановка. Иногда бывает так костюм соответствует времени, сделан правильно, но в нем нет изюминки, которая полностью передает характер героя. Или наоборот одежда говорит сама за себя исключительно за счет каких-то отдельных деталей.

К примеру, к спектаклю Женитьба по пьесе Гоголя, поставленной витебским Национальным драматическим театром им. Я.Коласа, у главной героини было огромных размеров платье с такими же огромными цветами. Результат образ дамы, которая безумно хочет выйти замуж, удался 4 . Понятна условность театрального исторического костюма. Ведь наряд актера должен быть максимально комфортным. Если мы надеть на актрис настоящие корсеты, они не смогут играть.

После создания эскиза костюма начинается долгий путь создания реальных элементов одежды, с подбором тканей, фурнитуры, обуви, головных уборов. И тут любой театральный художник сталкивается с рядом препятствий. Часто в магазинах сложно найти нужные ткани необходимой расцветки, поэтому приходится самим красить, старить, если нужно, перешивать старые вещи. Ведь со сцены многие современные ткани просто не смотрятся. То же касается и готовой одежды. О чем будет думать женщина, если увидит на актрисе такой же пиджак, как у нее? Точно не о поступках, переживаниях героев.

По той же причине и мебель для спектаклей делается на заказ 1 . Социально-историческая природа театрального костюма наиболее полно может быть выражена в эстетической категории стиля. Соотношение между индивидуальным стилем и историческим стилем эпох и направлений в разное время складывается по-разному. Как правило, в ранние периоды развития моды стиль был единым, всеобъемлющим, строго подчиненным религиозно-идеологическим нормам с развитием эстетической восприимчивости необходимость для каждой эпохи в единичности стиля стиля эпохи, эстетического кода эпохи постепенно ослабевает 13 . Начиная с нового времени индивидуальные стили все более определяют лицо больших и классических национальных стилей.

Сама же историческая смена художественных стилей не обнаруживает сплошной цепи преемственности наследование стилевой традиции и разрыв с ней, усвоение устойчивых характеристик предшествующего стиля и принципиальное отталкивание от него с переменным успехом оказываются доминирующими в различные исторические периоды и у разных авторов.

Стиль есть самая общая искусствоведческая категория, которая соответствует мировоззрению и художественному мышлению больших масс людей, художников целой эпохи и большого круга людей. Некоторые считают, что техника изменяется потому, что приедаются старые приемы стремление освежить эти приемы и заставляет менять технику. Это, разумеется, неверно.

Художественные приемы меняются не потому, что они надоедают, а потому что меняется мировоззрение и мироощущение, притом не одного художника, а целого поколения 11 . Из того, что до сих пор говорилось о стиле, можно сделать следующие выводы - Во-первых, стиль костюма есть категория мировоззренческая Во-вторых, стиль костюма есть категория социальная В-третьих, стиль есть категория конкретно-историческая. Это означает, что нельзя мыслить стиль вне времени и пространства, нельзя говорить о стиле вообще.

Стиль, как конкретно-историческая категория, имеет свои хронологические рамки и пределы 9 . В каждом стиле, безусловно, отражается несколько моментов. Основную, ведущую роль играет мировоззрение. Стиль нельзя выводить непосредственно из экономики, а можно только из определенных идейных процессов, возникающих в сознании людей на этой экономической основе. Помимо мировоззрения, мы различаем в стиле материал действительности, отображенный в театральном костюме. В ту или другую эпоху этот материал различен.

Соответственно, в произведениях разных стилей появляется разная тематика, разные сюжеты, разные образы. Далее, в любом стиле отражается состояние культуры, цивилизации, материального быта человечества того или другого времени, которые все вместе и определяют стиль жизни. Едва человечество научилось выделывать простейшие ткани и шить самые незамысловатые одеяния, костюм стал не только средством защиты от непогоды, но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни, которые нашли отражения в произведениях искусства 8 . Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст, и с течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и украшений, увеличивалось в геометрической прогрессии.

Костюм мог рассказать, достигла ли женщина, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже замужем и есть ли у нее дети. Но прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто принадлежал к тому же сообществу людей, ибо усваивались они в процессе каждодневного общения.

Каждый народ в каждую историческую эпоху вырабатывал свою систему моды, которая с течением веков эволюционировала под влиянием культурных контактов, совершенствования технологии, расширения торговых связей. По сравнению с другими видами искусства мода обладает еще одним уникальным качеством - возможностью широко и почти мгновенно реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере.

Не может быть, чтобы характер человека не отразился на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях он составлен все это черточки, выявляющие характер владельца. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате, рассказывает Чехов о Беликове Человек в футляре , И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике и лицо, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Внимательно вглядитесь в одежду, и сможете составить беглый набросок характера владельца.

Рассеянность и аккуратность, педантизм и добродушие, широта натуры и мещанство все сказывается на внешности человека.

Остро подмеченная деталь одежды иной раз расскажет больше самой подробной биографии. Предметы, окружающие человека, всегда несут в себе отпечаток его личности, проявления его вкуса и склонностей. Нет человека на земном шаре, перед которым не возникла бы при упоминании Чарли Чаплина маленькая щупленькая фигурка, утонувшая в огромных штанах и растоптанных, не по росту, больших штиблетах. Модные котелок, усики и тросточка говорят о преуспевании, но какое мы испытываем грустное разочарование, когда наш взгляд скользит по мешковатому сюртуку и спадающим на ботинки чужим штанам! Нет, не удалась жизнь! Так талантливо обыгранные, построенные по контрасту части одежды создавали незабываемый по убедительности и силе воздействия образ, ставший уже символом не только маленького человека, но и его исполнителя Чарльза Спенсера Чаплина.

Иногда, мелкая найденная деталь костюма, какой-либо предмет, имеющий отношение к нему, является узлом всей характеристики персонажа. У Паниковского Золотой теленок И. Ильфа и Е. Петрова, опустившегося мелкого жулика, остались от раньшего времени белые крахмальные манжеты.

Неважно, что они самостоятельны, так как рубашки нет важно, что теперь такой детали костюма никто не носит, и он, Паниковский, этим подчеркивает свое аристократическое происхождение и презрение ко всем окружающим новым людям 4 . Такую же социальную характеристику через совсем незначительный штрих в костюме приводит Лев Толстой в романе Анна Каренина. Мы в деревне стараемся, говорит Левин привести свои руки в такое положение, чтобы удобнее было ими работать, для этого обстригаем ногти, засучиваем иногда рукава.

А тут люди нарочно отпускают ногти, насколько они могут держаться, и прицепляют в виде запонок блюдечки, чтобы уж ничего нельзя было работать руками. Нет и не может быть деталей, которые не имеют отношения к характеру человека. Они говорят о занятиях, возрасте, вкусах несут в себе характеристику времени меняются формы чемоданов, портфелей, сумок, брошек, булавок, значков и т.д. В фильме Конец Санкт-Петербурга Пудовкина, в кадре на зрителя наплывом течет море котелков и цилиндров как символ гибели старого общества.

Есть вещи, с которыми у нас ассоциируются определенные понятия и события 4. Так, кожанка неизменный спутник первых дней революции синяя блуза рабочих и работниц 30-х годов полотняная толстовка - непременная форма служащих этого времени. Габардиновое пальто и синий прорезиненный плащ на клетчатой подкладке стали уже исторической принадлежностью и символом москвича 50-х годов, тогда как в 60-х годах летней униформой стала пресловутая болонья символ химизации нашей одежды.

Пространство культуры вообще можно рассматривать как мнемоническое поле, в котором тексты сохраняются и актуализируются диалекты памяти определены символическим универсумом коллективов различного объема и мощности - Глава 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Символика исторического костюма в контексте художественной культуры и современного белорусского театра

Труды Лелюара, Буше, Готтенрота, Вейса, Макса фон Боина изданы во многих странах мира, но на русском языке было напечатано несколько работ. По методу исследования вся эта литература делиться на описательную, где в… Существует также справочная литература иллюстрированные словари, где кратко описаны отдельные предметы костюма,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Способы интерпретации содержательных и национальных значений театрального исторического костюма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социокультурный контекст и его отражение в театральном историческом костюме
Социокультурный контекст и его отражение в театральном историческом костюме. Театральный исторический костюм понятие широкое и включает в себя все, что искусственно изменяет облик человека, держась

Изобразительные возможности театрального костюма
Изобразительные возможности театрального костюма. Ни одна из вещей в театре, пожалуй, не обладает таким многообразием функций, как костюм. Роль костюма на сцене огромна. Актер появляется, и публика

Исторический костюм и авторская стилистика создателей театрального спектакля
Исторический костюм и авторская стилистика создателей театрального спектакля. Проблема создания на сцене исторического костюма встает только на рубеже XIX-XX веков, когда в театре возникает особенн

Исторический костюм в творческих проектах современного белорусского театра
Исторический костюм в творческих проектах современного белорусского театра. Практика показывает, что театры за последние годы стали прозорливее в коммерческом смысле, но тяжеловесность постановочно

Функции театрального исторического костюма в новых формах зрелищной культуры
Функции театрального исторического костюма в новых формах зрелищной культуры. Театральные костюмы имеют огромное значение для актеров, способствуют его раскрытию перед зрителями. Правильно п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги