рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Семантика зерна

Семантика зерна - раздел Культура, Культура, хозяйство, миф, язык, нарратив, магия, ритуал, синтаксис, текст Для Первобытного Охотника, Чье Собственное Тело Являлось Продолжением Тела Пр...

Для первобытного охотника, чье собственное тело являлось продолжением тела промыслового животного, подвижный образ жизни и постоянные миграции являлись непременным условием выживания. Тем более радикальным будет представляться переход от подвижного образа жизни, характеризующегося телесной матрицей существования, к оседлости, открывшей человека как духовное существо. Тем более разительна та граница, которая разделяет образ жизни и культовую обрядность человека, поклоняющегося массивному телу-тотема от образа жизни и культа сообщества, поклоняющегося тонкому телу растения.

Зерно и продукты из него выступают в ритуальной функции задолго до возникновения производящего хозяйства. Семена докультурных злаков и используемые для их растирания ступки и песты обнаруживаются во многих древнейших святилищах уже в эпипалеолитическую эпоху, а в неолите становятся широко распространенными среди артефактов поселений.[3] С развитием технологий выращивания и переработки злаков зерно превращается в продукт отсроченного потребления. Очевидно, зерно не просто составляло основу продовольственных запасов коллектива, но и служило основным предметом межгруппового ритуального обмена. Общественные зернохранилища наряду с храмами составляли обязательный атрибут архитектуры неолитических поселений[4]. Реципрокный дарообмен, универсальным символом которого являлось зерно, гарантировал воспроизводство образа мира как воплощающего множество элементов единого социального тела[5]. Находящийся в его основе ритуал с использованием продуктов из зерна (позже хлеба), обеспечивал саму возможность социальности, возводимой к архетипу родового единства, человеческой общности, органической целостности.

Вероятно, эта функция зерна в качестве гаранта социальной стабильности была первична и, таким образом, она была ассоциирована непосредственно с социальностью как универсальным порядком кормления[6]. Практики хранения и распределения зерна превращаются в обязательный атрибут «кризисного менеджмента». Во время голода, неурожаев, нарушений продовольственного обеспечения – именно запасы зерна выручали от голодной смерти массы населения[7]. Зерно служит выражением принципа социальности как отчуждаемости и подразумевает включенность в систему обмена = жертвы/дара.

Зерно является универсальным символом смерти и возрождения, производства, потребления, обмена, ритуала, божества, общества. Обращение с зерном, будь то посев, жатва, обмолот или потребление в пищу – наполнено одинаково ритуальным смыслом, означает связь прошлого и будущего, человека с человеком, общества и природы, живых и мертвых и т.п. – идеальная концептуализация rites de passage («обрядов перехода»). Любой акт дара, обмена, наследования, договора, преемственности, общения и т.п. сопровождается праздничным застольем, т.е. вкушением пищи, включающей прежде всего блюда из зерна, в т.ч. каши, или муки[8]. Общественный пир связан с ритуальным изобилием и символикой всеобщей связи.

Именно зерно и зерновые, посевы которых окружали поселения людей, служили символом самодостаточности социальности в природном ландшафте, относительной независимости в пределах предоставляемой им кормящей функции, включенность в порядок собственного, магически и ритуально осваиваемого. Заросли растительности (вначале дикие, а затем) и посевы зерновых становились символами связи с местом и как таковой узнаваемости «своего места» – особым социальным маркером пространства собственного и освоенного для отдельных человеческих коллективов, связавших свою жизнь с оседлостью и причастностью месту. Поэтому погребаемый мертвец, наделяемый сакральной силой божества, отправляясь в загробный мир, обозначался у египтян тростниковой эмблемой предка-божества[9]. Там ему предстояло вступить в сакральный брак с землей и стать зерном – воплощением и носителем социальной силы.

Растение произрастает из материнского тела земли и воплощается в новом семени, нуждающемся в новом теле для своего прорастания. Так зарождалась мифологема перехода умершего в новые миры, идея плодоносящей почвы и бесконечности жизни, требующей своего места для воплощения. Благодаря растению связь с землей и через землю превращается в осязаемую социальную проекцию: тела предков на этапе раннего неолита погребались в земле непосредственно на местах поселений (в подполах домов).[10] Приверженность родовому месту воплощалось прямой метафорой телесного укоренения жизни в земле.

В семейных и хозяйственных обрядах, связанных с плодородием, зерновое растение на раннем этапе непосредственно связывается с образом тотемного животного группы и погребаемого в землю тела покойника. Образы животных с проросшими сквозь них или оплетающими их растениями встречаются среди изображений на артефактах земледельческих культур (например, шумерские и переднеазиатские печати, египетские палетки из грауваки, разные мифо-ритуальные тексты, например, шумерского праздника Акиту и культа Думузи, египетского осиррического культа, древнегреческих культов Демерты, Диониса, Иасиона и т.п.)[11]. В их основании – идея умирающего и воскресающего бога, почитаемого в виде восходящего и приносимого в жертву колоса[12]. Однако более интенсивнее, всесторонне и многообразно растение (колос, зерно, сноп и т.п.) используется в жизненно важных хозяйственных обрядах (напр. жатвенная обрядность, обряды весеннего цикла) и обрядах жизненного цикла само по себе в виде колоса, снопа, венка и т.п. В ритуалах трудового населения земледельческих общин колосящееся или цветущее растение и злаки – наиболее широко используемые ритуальные предметы.[13]

Образ злакового растения теперь непосредственно ассоциируется с человеческим началом, ритуально проявляемой и культурно взращиваемой самостью, с продуцирующей ее хозяйственной практикой – посевом (погружением) зерна в землю, с физическим трудом, связанным с выращиванием и сбором урожая, с сохранением и передачей хозяйственных навыков и культурных традиций.[14] Человек в неолитическую эпоху выступает держателем и блюстителем своего мира, предстает дающим и забирающим жизнь, ведающим жизнью и смертью, Хозяином мира в ареале своего места.

Род и земля и сакральные отношения между ними, связываемые в образах произрастающего растения, кодировали отношения человека и места, фокусировали в себе прочие культы, образовав ядро земледельческой обрядности. Амбивалентность образа зерна превратили его в носителя символики вечной (возрождающейся) жизни и могущественной смерти (заряженной или чреватой жизнью), образы нижнего (подземного) и небесного солнца.[15]Мифологией прорастающего сквозь землю зерна обусловлена идеология территориальной общности.

Образ зернового растения запечатлевается на всех видах растительности, обеспечивая вторичную концептуализацию модели Мирового Древа, например, в ирано-славянском варианте «Древо Всех Семян» [Меног-и-Храд, гл. XII, 14, 28–42]. В зерновом локусе профанное и сакральное нераздельны, накладываются друг на друга. В образе прорастающего сквозь землю зерна наглядно проявляется универсальность идеи перехода, связи между мирами, отношений неба и земли и т.п.[16] С символикой зерна оказалась связана идеология господства (идея царственности, ср.: образ «царственного земледельца»), идея власти над землей и человеком, идея хозяйства как сакрального комплекса, располагающегося во власти хозяина зерна, – хозяина места (организатора ландшафта) и царственного земледельца.

Зерно, посеваемое в землю, зримо и наглядно воплощает идею начала. Зерно, собираемое с колоса, – идею конца. В той и другой ипостаси зерно выступает символом перехода-связи-кормления, сакрального единения жертвователя и жертвы, причастия предку, миру, божеству. Но в качестве хранителя силы зерно является наиболее зримым воплощением идеи Начала. «Мифы и обряды начала – это литургии повторений, имеющие своей целью актуализировать начало. Начало, таким образом, разыгрывается, оно сценично. У него нет морфемных корней»[17]. Начало связано с образом ландшафта как целого, виртуальная проекция которого (целого), сфокусированная в точку – зерно, заключающее в себе энергию развертывания – уже связана с идеей творческого замысла и творения как такового. В рамках материально-предметного способа восприятия идея человеческого соучастия в творении нуждалась в таком универсальном символе, как зерновое растение.

Гештальт зерна – самодостаточная знаковая единица и модель (потенцированного) роста – метаморфема, которая не располагает другими морфемами, ибо оно само – целое мира и его настоящее, прошлое и будущее. Культ зерна – тотальная религия, преодолевающая культурные ограничения. В силу собственной элементарности Зерно оказалось универсальным означающим для дискреций самого разного порядка, универсальным знаком, способным включиться в игру означивания и обеспечивающим процессы семиогенеза (формирования знаковой сферы культуры) и развитие языка.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура, хозяйство, миф, язык, нарратив, магия, ритуал, синтаксис, текст

Культура хозяйство миф язык нарратив магия ритуал синтаксис текст... В статье рассматривается отношение мифа и нарратива повествования в истории культуры Исследуется переход к нарративным языковым формациям в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Семантика зерна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Земледельческий миф в истории глоттогенеза
  Связь процессов неолитизации с выращиванием злаков широко известна. Оседлость, переход от родовой к территориальной общине, ремесленное производство, домостроительство, в целом, утв

Происхождение знака
В структурной антропологии, как и в семиотике, процессы социо- и культурогенеза связываются с проблематикой генезиса знака. В истории искусства, сопровождающей эволюцию знаковых форм, переход к кул

Миф и язык
Язык претерпевает аналогичную эволюцию – от примитивного языка жестов или телесного языка, языка вещей, или языка-έργον (язык как вещь), к языку-ένέ

Эволюция языкового знака
Радикальные изменения в области языка связаны с неолитической эпохой: открытием земледелия и переходом к оседлому образу жизни, связью с новой разновидностью тотемов – растений и деревьев, носителе

Кольцевые композиции и знаки растений
Функцию раздробления и одновременно соединения фраз впоследствии могли брать на себя отдельные формульные обороты и повторы значимых слов и словосочетний. Формульные конструкции речи или повторы им

Растительная семантика и языковая форма
Растение служило знаком начала и, в то же время, конца речевого отрезка, означало закрытость и открытость языковой формы. Будучи знаком завершения выражения, растение служило и знаком начала нового

Культура как текст
Мышление, оперирующее пропозициональными функциями, ориентирующееся на неконтрастный уровень семантики, принципиально отлично от мышления контрастного (бинарного) типа (семантика имен). Собственно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги