рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура как текст

Культура как текст - раздел Культура, Культура, хозяйство, миф, язык, нарратив, магия, ритуал, синтаксис, текст Мышление, Оперирующее Пропозициональными Функциями, Ориентирующееся На Неконт...

Мышление, оперирующее пропозициональными функциями, ориентирующееся на неконтрастный уровень семантики, принципиально отлично от мышления контрастного (бинарного) типа (семантика имен). Собственно денотативные выражения (мифы) и предложения номинации фиксируют «эйдетический образ», который будучи «картинкой», лишен логики становления, т.е. не становится событием (выходящим за рамки узнавания или воспоминания). «Выражение» здесь не предполагает расширения в «предложение» и повествовательную историю, т.е. текстуализацию.

Модель текста-сказа («текста-растения» или «древесного текста» восходит к особому типу текстологической репрезентации земледельческого мифа, выражающего семантику роста-становления культуры. По-видимому, не случайно метафора культивирования растения (лат. culturaвыращивание (растения), возделывание, обрабатывание, уход, разведение и, вместе с тем, – земледелие и сельское хозяйство) становится определением культуры как таковой.

Другое значение лат. cultura (воспитание, образование, развитие и, кроме того, поклонение, почитание, культ) имеет непосредственное отношение к взращиваемой личности человека, к производству человеческого в человеке. В том же качестве человек – духовное существо, как исполнитель культа, субъект поклонения и почитания святынь, есть религиозный человек, поддерживающий особые отношения с одухотворяемым им миром гениев плодородия и богов, демонов-покровителей и хозяев локусов и стихий.

Человек – посредник между природными мирами и космическими стихиями, жрец и служитель, но также – носитель и творец самостоятельного мира, созидающий себя собственными усилиями по благоустройству «жизненного мира» и «заботой о самом себе». Ср.: cultusкультивирование, обработка, уход, а также насаждения, возделанные поля, возделанный, обработанный (применительно к саду или участку возделанной земли), но также разодетый, нарядный, изящный, красивый – применительно к человеку, который в качестве cultus – выступает как образованный, утонченный, облагороженный, культурный, тонкий. [Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М. 1986. С. 213]. Кроме того, в определение собственно человеческой экзистенции – то же cultusпопечение, забота, образ жизни, а также этическая составляющая социальной экзистенции – почет, уважение, почтение. Выражение всего атрибутива человеческого – наряд, туалет, одежда, одеяние, а также – убранство, пышность, великолепие, красота, изящество – то же cultus. В качестве обозначения познавательной деятельности cultus - образование, развитие, воспитание (детей), но также занятие, изучение (philosophiae, litterarum), (веро)исповедание (religionis Aug; cultui Christiano adhaerere Amm) [Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь М. 1976. С. 276-277].

Земледельческий миф, отражающий реалии неолита, становится выражением определяющегося комплекса значений формирующейся культуры, т.е. особого в качественном отношении состояния общества, переходящего от присваивающего способа хозяйства (эпохи архаики) к экономике и идеологии производящего типа, к соответствующему типу становящейся идентичности, к культурному состоянию традиционного аграрного общества.

 

 


[1] Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000. С. 66–67.

[2] Корниенко Т.В. Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. СПб, Алетейя, 2006. С. 19–20.

[3] Зубов А.Б. История религий. М. 1997. С. 99 и сл.

[4] Корниенко Т.В. Указ. соч.

[5] Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. Опыт реконструкции мировосприятия. М., 1984. С. 116 и сл.; Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

[6] Домников С.Д. Хозяйство и культура. М.: ИФ РАН, 2008.

[7] Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III–VIII династии). М., 1992. С. 54. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989; Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993. С. 75 и сл.; Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М., 1998; Мелларт Дж Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982;. и др.

[8] Хлеб в народной культуре: Этногр. очерки. М., 2004.

[9] Пропп В.А. Русские аграрные праздники. Л.: Наука. 1963; Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб.: Изд.журнала «Нева». 2005; Шеркова Т.А . Рождение Ока Хора. Египет на пути к раннему государству. М.: Праксис. 2004. С. 247 и сл.

[10] Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1990

[11] Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб. ; Емельянов В.В. Ритуал в Древней Метопотамии.. СПб., 2003. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.

[12] Гринцер П.А. Умирающий и воскресающий бог // Мифы народов мира. М.; Минск; Смоленск, 1994. Т. 2. С. 547-548.

[13] Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники. СПб, 2009; Пропп В.Я. Указ.соч.; Тульцева Л.А. Аграрные культы // Религиозные верования. М. 1993. С. 11-13; Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период / Календарь в культуре народов мира. Сб.ст. М.: Наука, 1993. С. 102-144; Барташевич Г.А. Циклы календарно-обярдового фольклора // Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск. 1993. С. 440-441; Он же. Цикл весенний // Там же. С 439-440; Он же. Цикл осенний // Там же. С 441. И др.

[14] Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III–VIII династии). М., 1992. Перепелкин Ю.Я. Частная собственность в представлении египтян Старого царства. М.–Л., 1966. С. 118; Он же. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988. С. 30 и сл., и др. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства, М., 1972. С. 172, 174 и сл.

[15] Токарев С.А., Тульцева Л.А. Астральные культы // Религиозные верования. М. 1993. С. 26-28.

[16] Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» // Труды по изучению знаковых систем. Т. V. Тарту, 1971.

[17] Чеснов Я.В. По страницам работ С.А.Токарева о происхождении и ранних формах религии // Этнографическое обозрение. 1999. № 5. С. 22 и сл.

[18] Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. М.: Флинта: Наука, 2009. С. 32; Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания (К постановке проблемы) // Ранние формы искусства: Сборник статей. М.: Искусство, 1972. С. 31-75.

[19] Хайдеггер М. Путь к языку / Хайдеггер М. Время и Бытие. М.: Республика, 1993.

[20] Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М. «Прогресс-Традиция», 2007. С. 127-128.

[21] Левинас Эм. Тотальность и бенсконечное // Избранное. Тотальность и бесконечное. М. СПб.: Университетская книга, 2000. – 416 с.

[22] Хайдеггер М. Путь к языку // Время и Бытие. М.: Республика. 1993; Фалев Е.В. Герменевтика Хайдеггера. СПб.: Алетейя, 2008. С. 143.

[23] Руднев В. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. М.: «Аграф», 2000. С. 135.

[24] Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М.1982. С. 251.

[25] Руднев В. Указ. соч. С. 135.

[26] Руднев В. От мифа к анекдоту // Slavic Almanac. Vol. 12. № 1. 2006. С. 4.

[27] Уоткинс К. Аспекты индоевропейской поэтики // Новое в лингвистике. Т. XXI, М. Прогресс. 1988, С. 470-471.

[28] Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки.. М.: ЕдиториалУРСС, 2003. – С. 175-176.

[29] Уоткинс К. Указ. соч. С. 469-470.

[30] Маковский М.М. У истоков человеческого языка. М. 1995. С. 10.

[31] Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: Агенство ФАИР, 1998. – С. 42

[32] Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: «Восточная литература» РАН. 1998. С. 243

[33] Шпет Г.Г. Внутренняя форма языка. М.: ЕдиториалУРСС, 2009. С. 25

[34] См.: Схемы и рисунки в указ.работе Т.Шерковой (2004).

[35] См.: Рисунки в указ.соч. Е.Антоновой (1998).

[36] Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М. «Прогресс-Традиция», 2007. С. 155 и сл.

[37] Кононенко Е.И. Месопотамская глиптика III тысячелетия до н.э.. М. Либроком, 2008. C. 101 и сл.

[38] Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ. 1982; Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М.: КомКнига, 2009.

[39] Фрейденберг О.М. Указ соч. С. 280-283.

[40] Цивьян Т.В. К мифологической интерпретации восточнороманского колядного текста «Плугошор» // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1984. С. 99.

[41] Топоров ВН. О «льняном» мифе в ареальной перспективе // Croatica-Slavica-Indoeuropaea. Wien. 1990. S. 245-261; Цивьян Т.В. Повесть конопли: к мифологической интерпретации одного операционного текста // Славянское и балканское языкознание. М. 1977; Толстой НИ. Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М.: Наука, 1994. С. 141 и сл.

[42] Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб: Петрополис, 1999. С. 64.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура, хозяйство, миф, язык, нарратив, магия, ритуал, синтаксис, текст

Культура хозяйство миф язык нарратив магия ритуал синтаксис текст... В статье рассматривается отношение мифа и нарратива повествования в истории культуры Исследуется переход к нарративным языковым формациям в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура как текст

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Земледельческий миф в истории глоттогенеза
  Связь процессов неолитизации с выращиванием злаков широко известна. Оседлость, переход от родовой к территориальной общине, ремесленное производство, домостроительство, в целом, утв

Семантика зерна
Для первобытного охотника, чье собственное тело являлось продолжением тела промыслового животного, подвижный образ жизни и постоянные миграции являлись непременным условием выживания. Тем более рад

Происхождение знака
В структурной антропологии, как и в семиотике, процессы социо- и культурогенеза связываются с проблематикой генезиса знака. В истории искусства, сопровождающей эволюцию знаковых форм, переход к кул

Миф и язык
Язык претерпевает аналогичную эволюцию – от примитивного языка жестов или телесного языка, языка вещей, или языка-έργον (язык как вещь), к языку-ένέ

Эволюция языкового знака
Радикальные изменения в области языка связаны с неолитической эпохой: открытием земледелия и переходом к оседлому образу жизни, связью с новой разновидностью тотемов – растений и деревьев, носителе

Кольцевые композиции и знаки растений
Функцию раздробления и одновременно соединения фраз впоследствии могли брать на себя отдельные формульные обороты и повторы значимых слов и словосочетний. Формульные конструкции речи или повторы им

Растительная семантика и языковая форма
Растение служило знаком начала и, в то же время, конца речевого отрезка, означало закрытость и открытость языковой формы. Будучи знаком завершения выражения, растение служило и знаком начала нового

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги