Реферат Курсовая Конспект
Моногамный брак - раздел Культура, Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149 С Появлением Семейной Собственности, Возрастанием Трудового Распределения, Н...
|
С появлением семейной собственности, возрастанием трудового распределения, накоплением богатств укрепляется брак и ограничивается свобода отношений. Парный брак переходит в моногамный, предполагающий исключительность сожительства. Формирование моногамной семьи представляет собой следующий этап перехода от природы к культуре. Количество членов семьи — хозяйственной ячейки — в это время, как правило, порядка 200-300 человек, в ее состав входят нуклеарные (элементарные) семьи, состоящие из мужчины и женщины и их детей, и домашних рабов. Женщина остается постоянно привлекательной для мужчин, поэтому закрепление моногамии предотвращает ревнивые конфликты и способствует сохранению мира в семье. Брак начинают рассматривать как средство урегулирования отношений между группами, и заключение брака часто знаменует окончание конфликта. При моногамии впервые возникает понятие отцовства, расширяются отношения родства, следовательно, расширяется круг помощников семьи. И, наконец, не последую роль играет большая экономическая целесообразность моногамии по сравнению с полигамией.
У большинства народов супружеский союз рассматривается как ценность в отличие от внебрачной связи. Появляются новые факторы упрочения семьи. Один из них — уплата брачного выкупа. Это компенсация семье невесты за потерю работника, в то же время залог прочности отношений. Развод возможен только при возвращении выкупа, до того женщина считается несвободной, а её дети — детьми её мужа. Похищение невесты обязательно ведет к браку. Появляется свадебный обряд, смысл которого не только церемония прощания семьи с невестой, но и объединение двух семейных групп.
Семья по-прежнему является экономической необходимостью, отношение к ней вполне прагматичное. М.Мид приводит высказывание по этому поводу представителя племени арапеш (Океания): "Ты хотел бы взять в жены свою сестру? Но что это тебе даст? Разве ты не хочешь иметь свояков? Разве ты не понимаешь, что если ты возьмешь в жены сестру другого человека, а другой человек женится на твоей сестре, то у тебя будет по меньшей мере два шурина? Если же ты возьмешь в жены свою сестру, то у тебя не будет ни одного шурина. С кем же ты пойдшь на охоту? С кем будешь ты обрабатывать поле? К кому ты можешь пойти в гости?" (цитируется по Рулан Н., 1999, с. 100).
Появляются формы сохранения родственной группы в случае смерти одного из супругов. Это левират — вдова выбирает себе мужа из братьев или племянников умершего, — или сорорат — в случае смерти женщины вдовцу отдают одну из ее сестер.
В некоторых племенах у папуасов Новой Гвинеи появляется обычай наказывать женщину в случае её супружеской измены и брать компенсацию с её любовника. В тоже время в моногамном браке еще нет принципиального неравенства супругов, т. к. распределение пропорционально трудовому вкладу каждого.
С переходом от ручного земледелия к пашенному меняется структура общества. Пашенное земледелие требует большого физического напряжения, недоступного женщине. Это приводит к возрастанию ее экономической зависимости, началу преобладания патрилокальности, переходу от женского счета родства к мужскому, смене материнского рода отцовским. Это сопровождается ограничением прав женщины и совпадает с переходом от парного брака к моногамному. В местах, где долго сохранялось ручное земледелие (в Микронезии, части Индии, на территории индейцев Пуэбло (Нью-Мехико, Аризона, частично Калифорния), а также в Египте, Иньском Китае и древней Спарте) сохранялся и "поздний матриархат".
Период перехода к отцовскому роду характеризуется началом изменения идеологии. Этот процесс шел повсеместно и нашел свое отражение в мифах, ранних религиозных представлениях и искусстве античности, которое по существу представляет собой более позднюю переработку древних мифов. Наиболее древние боги античной Греции были женщинами и носительницами "материнского" взгляда на жизнь: приоритетны для человека узы родства, природные явления нужно принимать как нечто естественное, люди равны между собой и свободны, высшие ценности — любовь, единение людей и мир. Позже "богини-матери" были вытеснены в подземное царство, их место в пантеоне заняли боги-мужчины, вместе с ними пришли другие ценности: рациональность, воинственность, кровная месть, идея победы над природой, уважение к закону, иерархический порядок в обществе, при котором добродетель женщины — подчинение ее власти отца или мужа, и высшая ценность — власть в семье и в государстве.
Противоборство этих идеологий Э.Фромм (1994) вслед за И.Бахофе-ном и З.Фрейдом анализирует на материале трагедии Эсхила "Орестея" и трилогии Софокла "Царь Эдип", "Эдип в Колоне" и "Антигона".
Сюжет "Орестеи" следующий. Царица Клитемнестра убивает своего мужа Агамемнона, чтобы не оставлять любовника Эгисфа. Её сын Орест, мстя за отца, убивает обоих. Эринии, представительницы женских древних богинь, преследуют Ореста, а Аполлон и Афина (рожденная не женщиной, а из головы Зевса) защищают его. Эринии — носительницы идеологии матриархата — считают преступление сына против матери чудовищным и непростительным. Аполлон и Афина — сторонники ценностей патриархата — оправдывают Ореста.
В трагедии Софокла действие развивается следующим образом. Царю Фив Лаю и его жене Иокасте было предсказано, что их сын, повзрослев, убьет отца и женится на матери. Когда родился Эдип, Иокаста распорядилась унести его в лес и оставить там умирать. Но ребенок не умер, а был усыновлен царем Коринфа. Когда он вырос и узнал от оракула, что его судьба — убить отца и жениться на матери, чтобы избежать этой участи он, покидает дом приёмных родителей, считая их родными. По дороге он встречает путника, ссорится с ним и убивает его, не зная, что это его отец Лай. Придя в Фивы, он избавляет город от чудовища, разгадав загаданную им загадку, за это ему предлагают в жены вдову царя. Он становится царем Фив, правит разумно и мудро около двадцати лет, но потом в городе начинается
чума, как выясняется- кара за его двойное преступление. Иокаста кончает с собой, а Эдип в отчаянии ослепляет себя. Слепого Эдипа выгоняет из дома его дядя Креон. С ним уходят две его дочери — Антигона и Йемена, а два сына остаются и борются между собой за престол в Фивах. После скитаний Эдип приходит к священной роще Эвменид, и здесь его забирают к себе богини-матери из подземного царства. Сыновья Эдипа убивают друг друга. Креон распоряжается не хоронить одного из них (незаконно претендовавшего на престол). Вернувшаяся Антигона борется с Креоном за право похоронить брата. Против Креона выступает и сын его Гемон, обвиняя отца в жестокости. И Антигона, и Гемон погибают в этой борьбе.
В трилогии Софокла Эдип, Гемон и Антигона являются носителями ценностей матриархата, Иокаста, совершившая преступление против своего ребенка, становится причиной целой цепи несчастий. Эдипу в итоге прощаются его невольные преступления. Антигона не подчиняется распоряжению царя, но следует древним законам, освящающим узы родства, и убеждению, что тело должно быть возвращено матери-земле. Йемена, напротив, подчиняется патриархальному порядку, говоря Антигоне: "Мы безвременно погибнем более жалкой смертью, чем остальные, если в открытом неповиновении закону бросим вызов указу царя или его власти. Нет, сперва нам надо помнить, что мы рождены женщинами, то есть теми, кто не должен бороться с мужчинами, что мы управляемы более сильными. Так что мы должны подчиняться..."
Креон отстаивает патриархальный авторитарный принцип. Главное в его обвинениях Антигоне — "неповиновение — это худшее из зол".
В мифах ранней античности обычны описания отцеубийства сыновьями, не узнающими своих отцов, как отголоски периода матри-локального брака.
В конфликте идеологии матриархата и патриархата победа обычно остается за новым — патриархатом.
Для периода формирования моногамного брака характерна большая семья. В такой семье существовало неравенство старших и младших, мужчин и женщин. Неравноправие женщины проявлялось в том, что дети считались принадлежащими отцу. Из собственности женщине принадлежало только приданое и украшения. Появляются некоторые особые формы семейных отношений. К ним относится авункулат — передача ребенка на воспитание дяде по матери. Этот обычай имеет два объяснения. По мнению К. Леви—Строса, это связано с тем, что мужчина получает жену только от другого мужчины — от ее отца или брата. Таким образом, передача ребенка дяде является как бы знаком благодарности за это. Другое объяснение связывает этот обычай с пережитками родейных отношений. На это указывает и широко распространенное воспитательство — передача детей в чужие, неродственные семьи. Этот обычай известен у некоторых народов Кавказа, Средней Азии, у тюрок, монголов, кельтов, германцев и других. Появляется форма покупного брака, брака по сговору (в том числе и очень раннему "утробному" и "колыбельному" сговору), участились
браки с похищением. Появилось искусственное обрядовое родство — взрослый, давший имя ребенку, или тот, кто впервые подстриг его, становится родителем по обряду. У некоторых народов (на восточном Кавказе, в западной части средней Азии, у арабов, банту, туагеров, малагасийцев и других) распространяется обычай ортокузенного брака — с племянницами — чтобы сохранить брачный выкуп в родственной группе.
Несмотря на то, что дети формально принадлежали отцу, по-видимому, их реальное общение было затруднено — это привело к появлению обычаев травестизма и кувады, когда отец, демонстрируя свою причастность к рождению ребенка, одевал женскую одежду или изображал родовые муки одновременно с родами жены.
Нуклеарная семья стремилась выделиться из большой семьи и приобрести самостоятельность. Это стало возможным только тогда, когда начал создаваться хозяйственный коллектив нового типа. В малоземельных, обычно горных районах, где более рентабельно комплексное хозяйство с разнообразными посадками и содержанием животных разных пород при домохозяйствах, формировались семейные общины на основе большой семьи и с длительным сохранением её традиций. Там, где земли было достаточно, целесообразно было выращивать монокультуру и держать скот в общем стаде. В этих условиях кровнородственные общности разрушались, возникали соседские общины, которые затем объединялись в племена. Племя являлось верховным собственником территории, носителем определенной культурно-бытовой традиции и потестарных (властных) функций. На ранних стадиях власть вождя совпадала с властью главы рода. Позже функцию управления племем разделили старейшина (глава рода), избранный военачальник и колдун (шаман). Для племенной организации не характерно социальное расслоение и наследственное лидерство. Племя чаще всего управлялось при всеобщем участии мужчин или их представительстве. С накоплением богатств племенем и угрозой нападения соседей фратрии (братства), выполнявшие раньше функцию контроля за соблюдением экзогамии при заключении браков, становятся военными объединениями. Социальная роль мужчин продолжает усиливаться. Племена численно увеличиваются, увеличивается территория их расселения. На основе объединения племен возникают соплеменности. Примером могут служить североамериканские индейцы сиу (дакота). Они делились на те-тон-дакота, населявшие западный район провинции Манитоба (Канада) и штат Оклахома (США) и дакота-ассинибойн, обитавших в бассейне Миссури и в Великих степях от Миссисипи до Скалистых гор, а также от границы Канады до штата Арканзас в США. Сиу включали следующие группы племен: дакота, ассинибойн, апсарока, хидатса, мандан, айова, канза, омаха, миссури, осэдж, ото и понка. Соплеменности перерастают в народности и дают начало этносам.
Этнос (племя, народ, "люди") — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями языка, культуры, хозяйственной деятельности, а также осознанием своего единства и отличия от других этносов. В каждом этносе
вкладываются определенные стереотипы — регуляторы поведения: обычаи, традиции, нормы. Этнические нормы — это предшественники современных правовых, моральных, административных, экономических и других норм. Социальные установки, позиции, представления, верования складываются в этнический менталитет, на котором впоследствии строится национальное самосознание.
Такова общая схема формирования социальных структур в доклассовом обществе. Однако, она не является универсальной. В зависимости от ландшафтных, экологических, культурных и других, часто неучитываемых факторов, этногенез может пойти своим неожиданным путем, при этом внешне несущественные события могут вызывать серьезные по последствиям процессы. Например, в Сибири буряты до XVII-XVIII века жили родами, не образуя племен и соплеменностей. Языковые различия до сих пор так велики, что жители отдельных районов не понимают друг друга. Причина в том, что малая заселенность больших территорий плодородных земель позволяла кочевать на большие расстояния вслед за скотом, почти не контактируя с другими родами.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА Условия выделения искусства... Резюме... Таким образом искусство палеолита заключало в себе важнейшие факторы становления человека разумного создание первого...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Моногамный брак
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов