рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гносеологическая роль искусства

Гносеологическая роль искусства - раздел Культура, Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149 Согласно И.канту Человек Способен Постигнуть То, Что Обладает Свойством Нагля...

Согласно И.Канту человек способен постигнуть то, что обладает свойством наглядности. Вначале это были художественные образы. Еще Аристотель считал, что образ — это свободное подражание жизни и, в то же время это продукт художественного мышления, начальная форма ху­дожественного обобщения. В семиотическом аспекте образ — это сред­ство смысловой коммуникации, в гносеологическом плане — это вымы­сел, близкий природе, обладающий смысловой выразительностью. Об­раз подчиняется двум принципам:

1. Метонимии (выражению целого через его наиболее значимую часть).

2. Метафоре (иносказанию, образно выраженному понятию, перено­су значения с одного объекта на другой).

На основе этих принципов рождаются две новые формы художествен­ного обобщения — художественный тип и символ. Обе эти формы не под-


нимаются до понятийно-аналитического уровня, а остаются в пределах чувственно воспринимаемого. И в то же время искусство становится ос­новным стимулом и двигателем развития человеческого интеллекта. Если в понятийном мышлении (и в языке науки) любой знак имеет точно фик­сированный смысл, то в искусстве символ всегда многозначен и его вос­приятие требует активной внутренней работы воспринимающего.

"Символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости... он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью об­раза... Категория символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл высту­пают в структуре символа, как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассы­пается на свои компоненты)" (Аверинцев, БСЭ, т. 23, с. 386, 1976). Нали­чие в разных культурах параллельных символических представлений ука­зывает на некую всеобщую основу психологической жизни человечества, на существование сферы универсальных архаических чувств и мыслей ("первообразов" или "архетипов" по терминологии К.Г.Юнга).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149

ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА Условия выделения искусства... Резюме... Таким образом искусство палеолита заключало в себе важнейшие факторы становления человека разумного создание первого...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гносеологическая роль искусства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Условия выделения искусства как особой формы деятельности
Человек, овладевший разнообразными способами изготовления ору­дий и речью, осваивает окружающий мир двумя путями. Первый путь — это в процессе накопления эмпирического опыта углубление способности

Общие черты архаического сознания
Общими чертами архаического сознания, присущими всем народам дописьменной культуры, является анимизм, партиципация и вера в маги­ческие действия. Анимизм — это одушевленность всего окружаю

Мифы и ритуалы
Мифологическая эпоха начала складываться тогда, когда в сознании человека люди и природа, общество и мир, еще были нераздельны, но уже появилась потребность упорядочить отношения человека с природо

Вопросы для самопроверки
1. Функции искусства. 2. Условия выделения искусства как особой формы деятельности. 3. Общие черты архаического сознания. Первобытное мышление. 4. Понятия анимизма и парт

Дородовая организация первобытной общины и переход к родовой организации
Наряду с огромным разнообразием индивидуальных, личностных и духовных характеристик человека существует фактор, объединяющий людей в целостное образование — общество, — и определяющий их прин­ципиа

Родовая община, групповой брак и переход к индивидуальному браку
Род — это социальная организация, основанная на родстве людей (как биологическом и социальном явлении) и тесно связанная с экзогамией. Род является также основным хозяйственным коллективом доистори

Мужская родовая община. Парная семья
С развитием хозяйства и накоплением собственности связан переход к мужской родовой общине. Этот период совпадает с существованием пар­ной семьи и началом преобразования ее в моногамную. В это время

Моногамный брак
С появлением семейной собственности, возрастанием трудового рас­пределения, накоплением богатств укрепляется брак и ограничивается сво­бода отношений. Парный брак переходит в моногамный, предполага

Патриархический брак
С началом формирования классового общества складывается патри­архальная семья, полностью основанная на собственности на средства производства. Женщина утрачивает равноправное положение и становится

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние десятилетия почти каждый год приносит антропологичес­кие открытия — ископаемые останки все новых приматов, в том числе и го-минид. Возникают споры об их положении на эволюционном древе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги