рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Родовая община, групповой брак и переход к индивидуальному браку

Родовая община, групповой брак и переход к индивидуальному браку - раздел Культура, Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149 Род — Это Социальная Организация, Основанная На Родстве Людей (Как Биологичес...

Род — это социальная организация, основанная на родстве людей (как биологическом и социальном явлении) и тесно связанная с экзогамией. Род является также основным хозяйственным коллективом доисторического общества.

В ранней родовой общине существует полная агамия. Она неизбежно приводит к первой форме упорядоченности половых отношений — дуаль­но-родовой организации — это союз двух родов, обеспечивающий поло­вые отношения между их членами. Таким образом, это союз групп, а не лиц. За воспитание и вскармливание детей отвечает коллектив. Люди осо­знают свою принадлежность к роду через принадлежность одному тоте­му — т. е. актуально только горизонтальное родство и идея единения с коллективом. Вертикальное родство (филиация) как связь ребенка с мате­рью только начинает осознаваться. Собственность в ранней родовой об­щине коллективная, характер распределения ее разборный. По мере роста численности общины в ней начинают выделяться новые роды, расширяет­ся круг возможных половых партнеров, образуются фратрии (братства) взаимно врачующихся родов или замкнутый кольцевой брачный союз из нескольких родов, в каждом из которых строго соблюдается внутриродо-вая агамия и у каждого есть право — обязанность поставлять "женихов" и "невест" в соседний род.

О характере брака и формах отношений между людьми родового об­щества можно судить по аналогии с системами родства в разных совре­менных племенах. Так, в наиболее простой системе родства — гавай­ской — не существует разграничения между родными детьми и племянни­ками разной степени родственной близости (детьми родных, двоюродных, троюродных и т.п.) братьев и сестер, отцом называют родного отца и всех его братьев разной степени близости, матерью также и родную мать, и всех теток, т. е. существует разграничение между поколениями, но в преде­лах одного поколения все люди равны в своем родстве. Такая система род­ства соответствует групповому браку. Ее отличительные особенности сле­дующие:

1. совпадение терминов родства и свойства;

2. нет различий, указывающих на отношения между отдельными людь­ми — только отношения между группами;


3. люди четко делятся на членов своей половины дуальной организа­ции (рода, фратрии) — и чужой.

Переход к индивидуальному браку связан с образованием материнс­кой родовой общины. Для нее характерно господствующее положение мужчин, принадлежащих материнскому роду. Связь женщины и мужчины основана на единокровии, роль мужа очень мала, развод упрощен. Дядя по матери является фактическим главой семьи, он имеет отцовскую власть над ребенком. Социальное положение ребенка и право наследования он получает от дяди. Кроме общего агамного запрета в родовом обществе складываются и другие брачные ограничения. Так, дети братьев или сес­тер (сиблингов) одного пола разной степени родства (родных, двоюрод­ных, троюродных и т.п.) считаются параллельными кузенами и членами одного рода. На них распространяется агамный запрет. Дети разнополых сиблингов считаются перекрестными кузенами, и браки между ними (крос-скузенные браки) желательны и широко распространены.

Характер поселений людей этого периода имеет следующие черты: мужчины жили в отдельных "домах холостяков". В некоторых случаях выделялись и "дома девушек". Женатые люди могли иметь два дома, уда­ленные один от другого так, что образовывались отдельные мужские и женские поселения. Со временем они сближались, строили два дома под одной крышей, а потом и один семейный дом с мужской и женской поло­винами. Аналоги вариантов этих поселений встречаются у разных племен и в разных географических точках (Новая Гвинея, Микронезия, Суматра, Бирма, Индия, Замбези, Кения, Калифорния, Кавказ и т. п.). Женская ро­довая община и матрилинейный счет родства в настоящее время сохраня­ется в племенах ряда стран юго-восточной Азии, центральной Африки (бан­ту), Меланезии (тробриан), Ганы (ашанти), Индии (найяр).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149

ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА Условия выделения искусства... Резюме... Таким образом искусство палеолита заключало в себе важнейшие факторы становления человека разумного создание первого...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Родовая община, групповой брак и переход к индивидуальному браку

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Условия выделения искусства как особой формы деятельности
Человек, овладевший разнообразными способами изготовления ору­дий и речью, осваивает окружающий мир двумя путями. Первый путь — это в процессе накопления эмпирического опыта углубление способности

Общие черты архаического сознания
Общими чертами архаического сознания, присущими всем народам дописьменной культуры, является анимизм, партиципация и вера в маги­ческие действия. Анимизм — это одушевленность всего окружаю

Мифы и ритуалы
Мифологическая эпоха начала складываться тогда, когда в сознании человека люди и природа, общество и мир, еще были нераздельны, но уже появилась потребность упорядочить отношения человека с природо

Гносеологическая роль искусства
Согласно И.Канту человек способен постигнуть то, что обладает свойством наглядности. Вначале это были художественные образы. Еще Аристотель считал, что образ — это свободное подражание жизни и, в т

Вопросы для самопроверки
1. Функции искусства. 2. Условия выделения искусства как особой формы деятельности. 3. Общие черты архаического сознания. Первобытное мышление. 4. Понятия анимизма и парт

Дородовая организация первобытной общины и переход к родовой организации
Наряду с огромным разнообразием индивидуальных, личностных и духовных характеристик человека существует фактор, объединяющий людей в целостное образование — общество, — и определяющий их прин­ципиа

Мужская родовая община. Парная семья
С развитием хозяйства и накоплением собственности связан переход к мужской родовой общине. Этот период совпадает с существованием пар­ной семьи и началом преобразования ее в моногамную. В это время

Моногамный брак
С появлением семейной собственности, возрастанием трудового рас­пределения, накоплением богатств укрепляется брак и ограничивается сво­бода отношений. Парный брак переходит в моногамный, предполага

Патриархический брак
С началом формирования классового общества складывается патри­архальная семья, полностью основанная на собственности на средства производства. Женщина утрачивает равноправное положение и становится

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние десятилетия почти каждый год приносит антропологичес­кие открытия — ископаемые останки все новых приматов, в том числе и го-минид. Возникают споры об их положении на эволюционном древе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги