Реферат Курсовая Конспект
Дородовая организация первобытной общины и переход к родовой организации - раздел Культура, Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149 Наряду С Огромным Разнообразием Индивидуальных, Личностных И Духовных Характе...
|
Наряду с огромным разнообразием индивидуальных, личностных и духовных характеристик человека существует фактор, объединяющий людей в целостное образование — общество, — и определяющий их принципиальное отделение от мира животных: "Качественная специфика человека, отличающая его от всех видов животных, состоит в том, что его сущность есть совокупность общественных отношений. В результате его основные особенности как общественного существа определяются социальностью" (Шмалыаузен, 1983, с. 14). Социальность человека основывается на культуре жизнеобеспечения, которая представляет собой "взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, то есть экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания" (Лурье, 1997, с. 123).
В настоящее время в антропологии общепринята "концепция двух скачков": в эволюции человека есть два ключевых момента. Первый отмечен началом изготовления орудий и переходом от зоологического объединения к праобщине или к первобытному стаду формирующихся людей. Этот период занял весь ранний палеолит. С появлением орудий преобладающей формой отбора становится групповой отбор, который направлен на сохранение групп, наиболее эффективно взаимодействующих в процессе охоты, сумевших сохранить своих женщин, детей и мужчин-мастеров, не охотящихся, но изготовляющих эффективные орудия. Эта форма отбора смягчает, а затем и устраняет отношения иерархии доминирования, заменяя их равнообеспечи-вающим распределением, ограничивает зоологический индивидуализм. Одновременно происходит изменение репродуктивного поведения пралюдей. У женщин эструс заменяется скрытой овуляцией. Это смягчает отношения соперничества между мужчинами, вносит новые формы поведения — ухаживания у мужчин, избирательности у женщин, взаимопомощи и взаимоподдержки. Стадо предлюдей начинает превращаться в социальный организм. В течение всего этого периода наряду с формированием социальных закономерностей идет морфологическая эволюция гоминид. Различия между отдельными их формами близки к видовым.
Для формировавшейся праобщины характерны коллективное хозяйство, отношение к собственности разборное, т. е. любая пища является общей собственностью, из которой каждый имеет право получить свою долю, но не более того. Становление человека разумного Homo sapiens произошло за 4-5 тыс. лет и одновременно завершилось превращение праобщины в родовую организацию — это второй узловой момент эволюции человека.
Начало социализации человека связано с развитием его трудовой деятельности. В процессе труда складывается система производственных отно-
шений, и социум начинает жить по собственным законам, которые меняются с его усложнением и развитием. Общество может жить и развиваться только регулируя взаимоотношения своих членов. Появляются механизмы прямого социального контроля (запреты, нормы и правила обязательные для всех членов коллектива), а также система косвенных регуляторов поведения: постановка целей, выработка воли к их достижению, развитие самосознания, поиск ценностей, мотивов и стимулов человеческого поведения целесообразного в условиях коллектива). Интересы общества несводимы к интересам отдельного человека, а в ряде случаев вступают в противоречие с ними. В этих случаях используется самая древняя форма запрета — табу. Самые ранние табу — пищевые и половые (см. 4.2). Половые отношения регламентируются вначале охотничьими табу, носящими временный характер, затем запретом эндогамии, который становится полным. С этого момента коллектив образует дуально-родовую или фратриальную организацию из двух и более взаимно брачующихся, ранее независимых родов. Переход к дуально-родовой организации не был быстрым и безболезненным. Был период "кражи невест", сопровождающийся конфликтами между родами. Затем обмен женщинами был конституирован и привел к сближению двух родов.
Охотничьи табу и чередование их с промискуитетными праздниками, переход временного агамного запрета в полный по отношению к женщинам своей общины, насильственный захват женщин или тайная кража их в чужой общине, являются универсальным явлением, т. к. следы этих обычаев встречаются в мифах, обрядах и особенностях поведения людей разных племен на разных материках. К таким архаичным формам поведения относится обычай племени Тробриан (Меланезия). В период коллективной прополки огородов женщинами посторонним мужчинам опасно подходить близко, т. к. они могут подвергнуться сексуальному нападению. Этот обычай косвенно указывает на существовавшие когда-то агамные и промис-куитетные периоды.
Обычай улатиле — тайная коллективная экспедиция юношей-тробри-анцев в чужую деревню за невестами и катайауси — аналогичная экспедиция девушек за женихами — воскрешают бытовавшую когда-то практику кражи невест, а затем сближения двух родов на основе взаимных браков. О том, насколько трудно человек переходил к дуально-родовой организации, свидетельствует обычай миррири, описанный в 1937 году У.Уоркером для племен островов Новой Ирландии. Слово "миррири" переводится как "пронзенный в ухо". Суть обычая в том, что в ответ на услышанное ругательство мужчина поражает копьем не обидчика, а одну из женщин, являющуюся его сестрой по клану. Это объясняется тем, что наказание за нарушение табу наступает в результате триединства .мысль-слово-дело, т. е. когда запрет нарушен, в племени об этом знают и кто-то назовет это нарушение вслух. Произнесенное слово отождествляется с делом и является решающим, за этим наступает наказание. Услыхав ругательство, мужчина воспринимает его как обвинение в инцесте, пусть ложное, но произнесение вслух придает ему силу реальности, и снимает с себя обвинение, бросая копье в женщину. На островах Новой Ирландии девочки и девушки обращаются к мальчикам
и юношам, называя их просто по имени или словом "парень". Юноши же обращаются к девушкам в уничижительной форме: "Ты, грязная, прокаженная, инцестная" и т. п. По-видимому, это профилактика агамного запрета, касающегося женщин своего острова.
Особая строгость именно половых табу, по-видимому, связана с тем, что все народы в той или иной степени страдали от тяжелых биологических последствий близкородственных браков. По сведениям К. Леви-Строса в общине из 80 человек запрет инбридинга снижает носительство вредных генов на 10-15 %.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА Условия выделения искусства... Резюме... Таким образом искусство палеолита заключало в себе важнейшие факторы становления человека разумного создание первого...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дородовая организация первобытной общины и переход к родовой организации
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов