рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мужская родовая община. Парная семья

Мужская родовая община. Парная семья - раздел Культура, Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149 С Развитием Хозяйства И Накоплением Собственности Связан Переход К Мужской Ро...

С развитием хозяйства и накоплением собственности связан переход к мужской родовой общине. Этот период совпадает с существованием пар­ной семьи и началом преобразования ее в моногамную. В это время начи­нается разложение родовой собственности и переход части ее во владение отдельных семей.

Родственные отношения, присущие мужской родовой общине и пар­ному браку, описываются турано-ганованской системой родства, откры­той Г.Л.Морганом у индейцев племен аджибве и ирокезов. В ней разделе­ны термины родства и свойства, появляются указания на индивидуальные отношения (обозначения мужа и жены), по-разному называются дети и племянники, что указывает на достаточно длительные отношения между мужчиной и женщиной и появление личной ответственности за воспита­ние детей. Археологические данные указывают на то, что в верхнем палео­лите социальной единицей становится парная семья. Если в нижнем и сред­нем палеолите встречались преимущественно многоочаговые общинные дома, то в верхнем палеолите обычными стали также дома с жилым про­странством в 3,5-6 м в поперечнике с одним очагом.


Формирование парной семьи прямо связано с дальнейшим развитием хозяйства, появлением избыточного продукта и изменением системы рас­пределения: разборное уравнительное распределение, основанное на при­надлежности к коллективу, остается, но обеспечивает только самые на­сущные нужды, наряду с ним появляются отношения делёжные. Избыточ­ный продукт использовался для личного дарообмена, обычно между членами пары. Дарообмен являлся экономическим оформлением половой связи и средством ее дальнейшего укрепления. Каждая женщина (одна или вместе с детьми) была связана с мужчинами своего рода уравнитель­ными отношениями и хотя бы с одним мужчиной чужого рода отношени­ями дарообмена. В то же время каждый мужчина обязан был делиться про­дуктами своего труда с сестрами и племянниками и одновременно забо­титься о жене и родных детях. Возникает противостояние семьи и рода, которое вело к замене рода как хозяйственного коллектива объединением семей. Ю.И.Семенов (1974) предлагает название "родья" для группы, со­стоящей из мужчины и его иждивенческой ячейки (сестер с племянни­ками материнского рода). Благодаря родье широко распространилось усыновление и удочерение (воспитательство). Вообще, состав родьи не определен. Состав семьи более определен. Кроме того, семья заводит своих детей, а родья только кормит. До образования семейных общин семья и родья не отличались существенно. Родейные связи соседствовали и переплетались с семейными, но укрепление семьи ослабляло родью, а укрепление родьи ослабляло семью. Дальнейшая их эволюция шла по-разному.

Рассмотрим некоторые примеры отношений семьи и родьи.

В родах кочевых австралийских аборигенов после образования двух общин мальчики переходили сначала в мужскую группу отцов, а затем в групу дядей. Позже мужчины стали оставаться сразу в группе своей общи­ны. Мужская группа стала включать членов двух материнских родов. Во избежание инбридинга люди в каждом роде стали выделять материнские и отцовские линии происхождения — матрифилии и патрифилии (или мат-ри- и патрилиниджи), которые легли в основу четырех "брачных классов" австралийцев. Поскольку мужчины не могли жениться на сверстницах из своей общины, они стали брать жен из другой общины и другого рода. Брак превратился в патрилокальный. В общине было сильное мужское ядро, бравшее на себя хозяйственные функции. Женщины, приходившие в общину поодиночке и из разных родов, единой женской группы не обра­зовали. Такая ситуация обеспечивала главенство мужчин и семейные свя­зи более сильные, чем родейные. Отцовский род возник независимо от накопления богатства.

В XVII-ХVIII в. общины оседлых ирокезов включали большей частью по несколько родов и образовывали домохозяйства. Домохозяйства со­стояли не из семей, а из старых и молодых женщин, их детей и братьев. Имущество и ранг мужчины наследовали не сыновья, а братья и племян­ники. Семейные связи были слабыми, но кормить и одевать своих детей мужчина был обязан. Потом домохозяйства преобразовались в большую материнскую семью. Мужчина, пришедший в нее извне, был связан с ней


только через жену. Ядро семьи составляли женщины, родейные связи пре­обладали над семейными.

Родья как основная хозяйственная единица сохранялась и в раннек­лассовом обществе до XIX и даже XX века в племенах ашанти, кхаси (Ин­дия), наси (провинция Юньнань, Китай). Но, как правило, с накоплением богатства упрочаются семейные связи, имущество начинает наследовать­ся внутри семьи, это ведет к распаду большой материнской семьи на пар­ные семьи с ведущей ролью отца.

Примером долго сохраняющейся родьи и индивидуального брака без семьи является южноиндийское племя найяров. У них родьи образовыва­лись из элементарных матрифилии, делившихся на 4-8 сегментов — они же были хозяйственными ячейками. Сексуальные отношения и мужчин, и женщин были абсолютно свободными (многоженство и многомужество). Плата мужчины акушерке считалась знаком признания ребенка своим. Отец мог дарить подарки, но никаких обязанностей по отношению к детям не имел. В племени существовал обычай ритуального брака: в один день все девочки 7-14 лет "выдавались замуж" на 4 дня. Мужчина надевал девочке золотое украшение и должен был пробыть с ней 4 дня. После этого оба были совершенно свободны. Если кто-то из мужчин проявлял сильную привязанность к жене и детям, родственники начинали искать колдуна, чтобы погубить его. Таким образом, родья не только победила, но факти­чески уничтожила семью и брак. В настоящее время такие отношения поддерживаются тем, что мужья, как правило, приобретают военную про­фессию.

Парный брак возникает в связи с необходимостью сделать отноше­ния мужа и жены более стабильными. Он характеризуется следующими

чертами:

1. объективная необходимость парного брака связана не с удовлетво­рением половой потребности и не с необходимостью воспроизводства общины, а с экономическими факторами;

2. мужчина — главный кормилец, глава экономической ячейки, исполь­зующий долю продукта, получаемого от общества в соответствии с трудо­вым распределением;

3. по мере роста трудового распределения снижается роль уравнитель­ного распределения и соответственно значение рода и родьи;

4. для парной семьи характерен дарообмен, который в более позднее время приобретает характер символического обмена ценностями;

5. экономическое равенство супругов в парном браке было почти пол­ным и влекло за собой равенство в других отношениях; он не предполагал единобрачия ни для мужчины, ни для женщины и был легко расторжим;

6. по мере упорядочения парного брака счет родства по матери (мате­ринская филиация) постепенно заменяется счетом родства по отцу (отцов­ская филиация). Это усиливало доминирование мужчины (мужа) и явля­лось предпосылкой перехода к моногамному браку.

7. в парном браке появляется также линейно-степенное родство, оно в отличие от филиации (которая всегда остается односторонней), является двусторонним, т. е. связывает ребенка и с отцом, и с матерью.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149

ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА Условия выделения искусства... Резюме... Таким образом искусство палеолита заключало в себе важнейшие факторы становления человека разумного создание первого...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мужская родовая община. Парная семья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Условия выделения искусства как особой формы деятельности
Человек, овладевший разнообразными способами изготовления ору­дий и речью, осваивает окружающий мир двумя путями. Первый путь — это в процессе накопления эмпирического опыта углубление способности

Общие черты архаического сознания
Общими чертами архаического сознания, присущими всем народам дописьменной культуры, является анимизм, партиципация и вера в маги­ческие действия. Анимизм — это одушевленность всего окружаю

Мифы и ритуалы
Мифологическая эпоха начала складываться тогда, когда в сознании человека люди и природа, общество и мир, еще были нераздельны, но уже появилась потребность упорядочить отношения человека с природо

Гносеологическая роль искусства
Согласно И.Канту человек способен постигнуть то, что обладает свойством наглядности. Вначале это были художественные образы. Еще Аристотель считал, что образ — это свободное подражание жизни и, в т

Вопросы для самопроверки
1. Функции искусства. 2. Условия выделения искусства как особой формы деятельности. 3. Общие черты архаического сознания. Первобытное мышление. 4. Понятия анимизма и парт

Дородовая организация первобытной общины и переход к родовой организации
Наряду с огромным разнообразием индивидуальных, личностных и духовных характеристик человека существует фактор, объединяющий людей в целостное образование — общество, — и определяющий их прин­ципиа

Родовая община, групповой брак и переход к индивидуальному браку
Род — это социальная организация, основанная на родстве людей (как биологическом и социальном явлении) и тесно связанная с экзогамией. Род является также основным хозяйственным коллективом доистори

Моногамный брак
С появлением семейной собственности, возрастанием трудового рас­пределения, накоплением богатств укрепляется брак и ограничивается сво­бода отношений. Парный брак переходит в моногамный, предполага

Патриархический брак
С началом формирования классового общества складывается патри­архальная семья, полностью основанная на собственности на средства производства. Женщина утрачивает равноправное положение и становится

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние десятилетия почти каждый год приносит антропологичес­кие открытия — ископаемые останки все новых приматов, в том числе и го-минид. Возникают споры об их положении на эволюционном древе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги