рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зак. 1664

Зак. 1664 - раздел Образование, HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ Славлять Самые Низменные Человеческие Чувства. Мы Бу­дем Всячески Поддер...


славлять самые низменные человеческие чувства. Мы бу­дем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом всякой безнравственности. В уп­равлении государством мы создадим хаос и неразбери­ху... Честность и порядочность будут осмеиваться и ни­кому не станут нужны, превратятся в пережиток прошло­го. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и безза­стенчивость, национализм и вражда народов — все это расцветет махровым цветом»6. Определенные результаты данного внешнего идеологического воздействия, вне вся­кого сомнения, мы и наблюдаем в современной постсоци­алистической России. Правда, направляя против СССР идеологическую машину пропаганды, американцы сами не избежали аналогичного воздействия на народ США, бездуховность современного американского общества то­му подтверждение.

В недавнем прошлом весьма модной была концепция конвергенции капитализма и социализма, предполагаю­щая, что под воздействием НТР в капиталистических и социалистических обществах будут проявляться одинако­вые свойства и эти два общества трансформируются в единое постиндустриальное общество. Разумеется, после падения коммунистических режимов в бывших странах народной демократии говорить о конвергенции капита­лизма и социализма уже не приходится. Что касается постсоциалистических стран, то они после переходного периода от социализма к капитализму интегрируются в мировую систему индустриально развитых стран. Что ка­сается России, то видимо, наиболее верным является сле­дующее замечание А. П. Бутенко: «Если рассматривать советскую историю по наиболее значительным эпохам, то очевидно, что в августе 1991 года завершилась эпоха псевдосоциалистического экспериментирования и нача­лась эпоха капитализации страны»7.

Противоположностью западным буржуазным моделям будущего до недавнего времени являлись различные кон­цепции социализма, перерастающего в коммунистическое общество. В современных странах, как социалистических, так и постсоциалистических, а также в развивающихся, существуют многочисленные теории социализма: от соци­ал-демократического до мусульманского. Господствую­щее положение среди них до начала 90-х годов занимала


марксистско-ленинская концепция будущего коммуни­стического общества, основанного на безраздельном гос­подстве общественной собственности, социальной и на­циональной однородности, стирании различий между городом и деревней, между людьми физического и умст­венного труда и т. д. Хотя, как отмечает Режи Дебре: «Марксизм и либерализм представляют собой две фазы в развитии сугубо экономической иллюзии, согласно ко­торой экономика управляет миром... В главном К. Маркс заблуждался. Общество существует как целое не потому, что люди заняты вместе производством, а потому, что у них общая культура. Я считаю, что миром управляют идеи, культуры»8.

Практика реального социализма в бывшем СССР и в странах народной демократии, показала утопичность коммунистической идеологии. Правда, как оказалось, со­циалистическая утопия, несмотря на свой ненаучный или полунаучный характер, все же может быть реализована в действительности насильственным, противоестествен­ным образом через страдания и мытарства миллионов и поколений людей. Социализм в СССР был своего рода «храмом утопии», воздвигнутом на человеческой крови. Поэтому можно сказать, что реальный социализм был антигуманным обществом тоталитарного типа.

Таким образом, анализ рассмотренных выше концеп­ций позволяет сделать вывод о том, что будущее России и всего человечества связано не с технотронным обще­ством, абсолютизирующим технологическую сторону про­гресса, не с коммунистической перспективой, при которой человек превращается в безликую часть тоталитарного государства, а с гуманистическим обществом. Гуманисти-.ческое общество должно стать подлинно человеческим об­ществом достойных и свободных людей, стремящихся к знаниям. Это и будет цивилизация нового типа гуманиз­ма — социального.

Известно, что в современном мире происходит глоба­лизация социальных процессов. Если ранее человечество представляло собой совокупность отдельных локальных цивилизаций, проходящих определенный цикл развития от зарождения до упадка и гибели, то в настоящее время человечество превращается в единое органическое целое. При этом, давно замечено, что Россия развивается как бы по кругу, от деспотии к свободе, от демократии к то­талитарному режиму, и в этом некоторые видят особый путь России в отличие от прогрессивного развития запад-

6* - 161


ных стран мира. Думается, что, взяв новый гуманистиче­ский, а не коммунистический старт, Россия наконец-то вырвется из замкнутого круга «вечного возвращения» и укажет путь к гуманистическому будущему всему чело­вечеству. Это может, в конечном счете, привести к тому, что Россия станет духовным центром гуманистической цивилизации, воплощением единства идеологий Востока и Запада, реализуя свой исторический смысл и назначе­ние. «То, что есть только в России и чего нет по отдель­ности ни на Востоке, ни на Западе, — это ее особая ис­торическая миссия быть местом соединения восточной и западной культур, созерцания и рационализма, интуиции и расчета, чувства и слова. Россия как бы некий всемир­ный Алтарь, на котором должно произойти чудо единения человечества и обретения всем человечеством того смыс­ла и той цели бытия, которые лишь частично возникали на исторических путях западных и восточных народов»9.

Целостность человечества обусловлена также тем, что в последнем десятилетии XX века снято противоречие между мировыми системами капитализма и социализма. Отношения между народами и странами начинают стро­иться не на ограниченных классовых ценностях, создан­ных марксизмом, а на подлинно человеческих отноше­ниях. Таким образом, происходит гуманизация междуна­родных отношений, главным принципом функционирова­ния которых является свобода и уважение достоинства человека независимо от его происхождения, вероиспове­дания и социального положения в обществе.

Такие тенденции глобализации мира, как целостность и гуманизация социальных отношений, приведут, в итоге, к новому типу цивилизации — социальному гуманизму. Социальный гуманизм означает, что гуманистические от­ношения будут реализованы не только в сфере культуры, но во всех структурах общества. Гуманизм Ренессанса и других исторических эпох человечества был только лишь тонким культурным слоем, прикрывающим и сдержива­ющим дикость и варварство, существующее в других сфе­рах жизни общества. В критические моменты человече­ской истории этот тонкий культурный слой гуманизма очень быстро «изрывался» под давлением вакханалии ди­кости и жестокости, злости и ненависти. Гуманистические достижения сметались слепой силой человеконенавистни­ческих, антигуманных устремлений масс народа и их вож­дей. Следовательно, в будущем российском обществе не­обходимо гуманистические отношения распространить на


идеологическую структуру общества, на духовное произ­водство, на социально-политическую, экономическую, се-мейно-бытовую сферы общества, т. е. на общество в его целостности. Это будет общество общесоциалистического гуманизма, которое наконец-то станет действительно и подлинно человеческим обществом реального гуманизма, а не формально провозглашенным только в манифестах и лозунгах различных партий мира. «Тому, кто отрицает гуманизм, — отмечал М. Хайдеггер, — остается лишь утверждать бесчеловечность»10.

Что касается пути перехода к гуманистическому об­ществу, то должен быть только путь реформ, а не рево­люций. В истории человечества всегда при переходе от одного общества к другому вставала проблема перехода к новому обществу: реформистский или революционный путь. Сторонники революции считали, что революцион­ный путь перехода от старого к новому обществу явля­ется единственно правильным. Марксисты-ленинцы ут­верждали, что переход от капитализма к социализму воз­можен только через социалистическую революцию, ре­формистский же путь они категорически отвергали, счи­тая его оппортунистическим и вредным для дела рабоче­го класса и его марксистских партий. В истории челове­чества было много социальных революций (Великая Английская, Великая Французская, Февральская и Ок­тябрьская в России 1917 года и др.). В своей эволюции они почти всегда доходили до противоположных принци­пов, утвержденных вначале. Цели названных революций почти всегда достигались путем социальных катаклизмов и разрушений, неоправданных жертв и лишений миллио­нов людей. Поэтому более приемлемым вариантом пере­хода к гуманистическому обществу будет путь реформ, тем более, что отношения между людьми и странами при­обретут общечеловеческий, гуманистический характер.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ

На сайте allrefs.net читайте: "HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зак. 1664

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Волков Ю. Г.
Личность и гуманизм. (Социологический аспект). 1995. — 226 с. ISBN 5—7135—0087—X В монографии исследуется сложная и неоднопорядковая связь кос­мического, биологического и социальн

Зак. 1664
ния познать бытие. Это приводит к тому, что мировозз­рение не только неоднородно, но и многослойно, т. е. со­держит в себе ряд различных, иногда противоположных убеждений. Многослойно

ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА РОССИИ
В современной отечественной и мировой философской и социальной мысли существуют различные концепции будущего развития общества. Наиболее известные из них теории западных идеологов, связанные с пост

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Подлинной целью и основой будущего российского гу­манистического общества будет являться действительно целостно развитая личность. Личность нового общества будет творческой индивидуальностью, предс

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Рассмотрев главные принципы организации будущего общества, проанализируем его основную структуру. Важ­нейшей, определяющей основой российского гуманисти­ческого общества будет являться идеологическ

Зак. 1664 191
целостного знания о мире, а также человеческого, нрав­ственного фактора в процессе познания приведет, по на­шему мнению, к преобразованию естественных и техни­ческих наук, они станут гуманисти

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
После краткого анализа идеологической структуры будущего общества рассмотрим основные сферы гумани­стического российского общества. На основе идеологиче­ской структуры нового общества произойдут из

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной монографии проанализирована весьма акту­альная проблема взаимоотношения человека и общества в ракурсе становления личности и рождающегося обще­ства глобального гуманизма. Идеалом разрешени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги