Реферат Курсовая Конспект
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - раздел Образование, HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ Подлинной Целью И Основой Будущего Российского Гуманистического Общества Буд...
|
Подлинной целью и основой будущего российского гуманистического общества будет являться действительно целостно развитая личность. Личность нового общества будет творческой индивидуальностью, представляющей собой своего рода микрокосм, в котором отражается макрокосм. Эволюция Вселенной имеет направленность на самопознание, потому что человек и его общество явля-
ются неотъемлемой рефлективной частью мироздания. В целом Вселенная — это субстанция, познающая через людей самое себя, так же как и человек, познавая вселенную, осознает самого себя. В длительно стихийной эволюции вселенной возник уникальный феномен — разум человека, предназначенный для самопознания. Человек порожден вселенной для ее самопознания, в этом космический смысл и предназначение человека в мироздании.
Человек — это рефлективная «монада» вселенной, поэтому он есть высшее творение и ценность вселенной. Индивид как рефлекторный «атом» мироздания обладает волей к познанию, т. е. подсознательным и осознанным желанием, хотением познания мира. Разумеется, вселенная не может осознавать себя через человека, который не познает ее. Индивид, познающий отдельные стороны, процессы мироздания, познает вселенную частично. Высшая форма познания вселенной — это познание мироздания как единого целого, т. е. такой, какова она в действительности. Целостное знание о мироздании и роли человека в нем и будет являться основой формирования целостной личности гуманистического общества.
Главная ценность будущего российского общества — это достоинство и свобода человека, т. е. достоинство личности должно лежать в основе образования и развития всех отношений гуманистического общества. Достоинство человека определяется не его знатным происхождением, не материальным богатством, а знаниями, освоенными и добытыми человеком в процессе жизни. Гуманист — это и есть достойный человек, стремящийся к знаниям. Достоинство, знания, творчество, свобода, справедливость и человеколюбие будут являться главными ипостасями целостной гуманистической личности будущего общества. Без принципа человеколюбия не могут в полной мере быть реализованы другие принципы. Более того, достоинство само по себе может превратиться в самолюбие, а знания без единства с человеколюбием могут стать опасной для людей антигуманной силой. Абсолютная свобода человека без уважения достоинства и свободы других людей приведет к ничем не ограниченной свободе одного индивида. «Возлюби ближнего своего» — важнейшая нравственная заповедь христианства прошла через века. Нравственный принцип разумного эгоизма, Нового и Новейшего времени привел к «озверению» современного общества, к культу насилия западной цивилизации. Прин-
цип человеколюбия всегда имел, не только в христианстве, особое значение в истории мировых идеологий. Так, древнекитайский гуманист Конфуций считал, что новый благородный человек будущего идеального государства должен прежде всего обладать человеколюбием, наряду с такими чертами новой личности как знания, предполагающим освоением культурного богатства, а также таким качеством человека, как творческая индивидуальность11. Для будущего гуманистического общества принцип человеколюбия должен играть важнейшую роль. Таким образом, знания, творчество, достоинство, свобода, человеколюбие и справедливость личности должны стать определяющими нравственными и правовыми принципами будущей гуманистической цивилизации.
Будущее гуманистическое общество станет своего рода обществом знания, «градом знания» на Земле и в-космосе. Разумеется, «град знания» человек должен воздвигнуть вначале в себе самом, а затем в мире. В новом обществе должно быть гармоническое соответствие между духовным и материальным богатством человека при определяющей роли, первого, так как духовные деяния прежде всего определяют наши достоинства. Как известно, основатель христианского учения, говоря, что «блаженны нищие», призывал отказаться от материального богатства в пользу духовного развития личности. Правда, в более поздней редакции было исправлено на «блаженны нищие духом», но несмотря на такое дополнение, принцип преимущественного развития духовного богатства имел основополагающее значение в христианской идеологии. В гуманистическом обществе должен быть соблюден принцип гармонического сочетания духовного и материального богатства личности при приоритете, разумеется, духовного самосовершенствования человека. Более того духовное богатство должно стать основой получения материального вознаграждения, благодаря интеллектуальной частной собственности. Таким образом, духовное богатство через личную интеллектуальную собственность будет создавать материальное богатство личности гуманистического общества. Духовно богатый, но материально нищий человек — это идеал христианской идеологии. Идеал гуманистической идеологии — это духовно и материально богатая личность. Односторонне развитие духовного или материального богатства в истории человечества приводило к саморазрушению цивилизации. Как верно отмечает Г. С. Померанц: «Опыт таких стран, как
Тибет, как Византия, которые достигали эстетически завершенного, духовно завершенного бытия и на этом синтезе остановились, показывает, что такое решение — я назвал бы его фундаменталистским, — такая попытка выйти из истории, остановиться навсегда, — приводит к тому, что остановившиеся страны становятся жертвами своих более динамических соседей. С другой стороны, западный динамизм обнаружил свои разрушительные способности. Я бы сказал, что мы впервые в XX веке отчетливо осознали, что производительные силы суть одновременно разрушительные силы, поэтому известный уровень производительных сил, превратившихся в силы войны, уже несовместим с продолжением человеческой истории»12.
Говоря о человеке прошлого, настоящего и будущего, надо всегда учитывать в индивиде борьбу и сосуществование доброго и злого начала. Разумеется, определяя контуры будущего российского общества и рассматривая процессы формирования гуманистической личности, мы должны твердо стоять на принципе приоритета добра, достоинства, чести, справедливости в человеке над его злым началом. Эгоизм, злость, ненависть должны подавляться культурными ценностями, которые человек освоил в процессе своего воспитания и духовного самосовершенствования. Абсолютно добрых людей не бывает, так же как и абсолютно злых. Малообразованный, невоспитанный, духовно бедный человек чаще бывает злым, чем добрым. Поэтому роль культуры и идеологии в подавлении злого и культивировании доброго начала личности огромна. В культурном, воспитанном человеке решающую роль играет нравственное сознание и духовные ценности. Высоконравственный человек никогда не поступит злодейским образом против других людей. В целом идеологические ценности и нормы морали должны формироваться в соответствии с биогенетическими формами поведения индивидов. Разумеется, проявления животного, биогенетического «зла» должно подавляться общезначимыми ценностями культуры. В будущем обществе должна быть достигнута гармония между генетически обусловленными формами поведения и идеологическими нормами поведения индивида, т. е. должно быть достигнуто их разумное соответствие, как например, в японской идеологии, основанной на дзэн-буддизме и синто («пути богов»).
Достоинство человека, его духовное богатство будут, таким образом, являться в будущем российском обще-
стве основой подавления эгоистического самолюбия и других антигуманных стремлений и станет своего рода нравственным очищением личности. В гуманистическом обществе должен действовать принцип: «Если ты уважаешь достоинство людей, то и люди будут уважать твое достоинство». Уважение достоинства слабых и униженных должно стать нормой милосердия и человеколюбия личности современного и будущего общества. Чувство собственного достоинства человека и уважение им достоинства других людей явится нравственным «рычагом», которым будет преобразовано общество зла в общество добра и справедливости.
Подавление в себе зла — это один из основных принципов гуманизма. Если человек не научится подавлять в себе зло сам, то общество вынуждено будет подавлять его злодеяния сначала добром, а затем — после неподчинения зла добру — насилием13. Когда сопротивление злу добром не приводит к раскаянию, покаянию, то применяют насилие и получают добро для окружающих. Добро должно быть не пассивным, ибо оно станет беспомощным и смешным, добро должно быть деятельным, но справедливым. Добро должно себя защищать от зла, а не быть объектом унижения со стороны зла. Попирающий достоинство человека должен быть строго, но справедливо наказан по закону. Гуманист должен относиться человеколюбиво и милосердно к добрым и слабым людям, но быть беспощадным к злодеям. Христианское всепрощающее человеколюбие, увы, способствовало развитию зла, помогало ему в борьбе против добра. Необходимо поставить «заслон» на пути зла, относясь к нему беспощадно. Подавляя зло, мы стремимся к добру, способствуем развитию добра, облегчаем ему путь развития.
Люди должны бояться не Бога и ада, а наказания за нарушение справедливых и разумных законов бытия, поэтому, когда законы познаются, то Бог растворяется в знаниях и исчезает. В различных религиях Бог не только есть олицетворение абсолютного знания и добродетелей, но и строгий судья и десница карающая зло. Следовательно, злодеи должны бояться не Бога, а знания, облеченного в законы морали и права. Ф. Достоевский в свое время высказал мысль, что людям нужен не Бог, им нужны гарантии. Кто даст им гарантии, тот и станет «Богом». Целостные знания как «высшая» сила мира могут дать людям гарантии их нормального, разумного существова-
ния и жизни, поэтому высшие, целостные знания будут выполнять роль «Бога» по силе воздействия на человека, при условии, что сам индивид будет являться творцом высших целостных знаний о мире и роли человека в нем. Таким образом, на место Бога надо поставить законы, основанные на знаниях добра и справедливости. Законы должны защищать добрых и справедливых людей и карать злодеев. Знание, как сила, должно устрашать невежд, ибо самое страшное — это деятельное невежество, как подчеркивал И. Гете. Не зря сказано, что пусть все «скоты» на Земле дрожат, когда совершаются великие открытия.
В отношении между неравными от природы должно стоять милосердие и человеколюбие, а не отношения рабов и господ, как утверждал Ф. Ницше. Дифференциация людей на элиту сверхлюдей и рабов антигуманна в своем основании. Более того, рабы у Ницше являются необходимым условием для выработки, создания культуры как вершины «пирамиды» общества. Легендарный И. Христос и Ф. Ницше создавали новую мораль, но христианская мораль гуманна, а ницшеанская антигуманна. Сверхчеловек, как человек будущего общества, по учению Ницше, должен основывать свое моральное поведение на природных, «животных» инстинктах и быть свободным от выполнения христианских норм поведения. Возможно, для нового гуманистического общества необходимо создать новую мораль, основанную на гуманистических традициях человечества. Гуманистическая мораль должна быть морально не по ту сторону добра и зла, как у Ницше, а подлинно человеческой моралью по эту сторону добра и зла14. Христианская мораль все же принижала роль человека и его достоинство перед богом, мораль гуманизма наоборот должна возвышать достоинства человека как высшей ценности, доводя его до нравственного самосовершенствования. Гуманизм будет идеологией не «рабов божьих», а идеологией свободных и достойных граждан мира.
Христианскому бессмертию души надо противопоставить бессмертие творческих деяний человека. Деяния человека, которые оказали положительное, а не отрицательное влияние на историю человечества, будут являться самыми высшими, бессмертными ценностями человечества. Тело и «душа» человека тленны и смертны, его деяния бессмертны. Подлинно человеческие деяния остаются, а тело и душа (как функциональная форма организма) рас-
падаются на кванты, атомы и молекулы, если индивид не совершил деяний общественного значения, то как это ни жестоко звучит, он и не стал подлинным человеком, но и не жил, как человек, а был животной тварью в облике человека.
Люди не равны от природы по способностям, но они должны быть равны по возможностям к деяниям, которые и должны определять их достоинства. В будущем обществе должен быть принцип: каждому по его деяниям — хорошим и плохим. Человек совершает благие и злые деяния, но главное, какие из них преобладают, т. е. определяют жизненный путь человека. Преступник, совершивший антигуманные поступки, становится не животным, а античеловеком, «нелюдем», потому что он опасен для других людей. За содеянное зло индивид должен нести адекватное наказание. Оно должно осуществляться в индивидуальных формах без общелагерной жизни, которая еще более развращает и губит человеческое достоинство, унижает и деморализует личность наказуемого. Гуманизм признает неравенство между людьми по их способностям и талантам, но исключает какое-либо насилие над человеком в любых его формах и видах. С достоинством человека тесно связан принцип чести и честности личности гуманистического общества. Честность сверхчеловека, как новой личности Ф. Ницше, имеет смысл лишь при условии наполнения его гуманистическим содержанием. В основе нравственных ценностей должны лежать знания разумного поведения людей. Совесть как внутренний нравственный критерий поведения человека определяется именно внутренними знаниями, которые индивид освоил в своей жизни (понятие «совесть» происходит от древнерусского слова «ведать», что означает знать, обладать знаниями).
Кроме указанных выше принципов в будущем обществе должен действовать принцип всеобщего согласия между людьми, группами, партиями, нациями, странами. Этот принцип снимает социалистический принцип классового, партийного подхода к социальным явлениям. Поэтому утверждения большевиков, что нравственно все, что необходимо социализму, было безнравственным, антигуманным утверждением. Классовость, партийность морали означает заведомое искажение общечеловеческих моральных норм и прав человека. Социалистическая мораль — это «частичная» мораль «частичного» человека. Особое значение для России должен иметь принцип гар-
ионического сочетания национального и интернационального. Абсолютизация одной из сторон этого принципа1 ведет как к национализму, доходящему до своих крайних форм в виде нацизма и расизма, так и к безудержному интернационализму коммунистов (пролетарский интернационализм), умаляющего национальные чувства личности, к безоговорочному подчинению национального «безликому» интернационализму, и вообще к отрицанию наций и Отечества. Как отмечает И. Глазунов: «Мы долгое время верили в такой бред, что история — борьба классов. Мы долгое время верили в бред, якобы у пролетариев нет Отечества. Вы попробуйте сказать в Швеции или Израиле рабочему, что у него нет Отечества...»15. В гуманистическом обществе должно быть равноправное существование различных наций без национальной «чистоты», т. е. должен быть принцип полинациональности стран, а не мононациональности, как противоречащий принципу целостности мира.
В будущем российском обществе, в отличие от классового марксистского принципа о справедливых и несправедливых войнах, гуманисты должны быть пацифистами, т. е. выступать против любых войн, «справедливых» и несправедливых, ибо война — это истребление людей, поэтому она антигуманна в своем основании. Конфронтация должна разрешаться не войной, а мирным путем, договором на основе принципа согласия и справедливости. Разумеется, рассматривать принцип пацифизма необходимо, исходя из принципа сопротивления злу силой, т. е. при необходимости подавлять войну как зло силой в гуманных целях.
Важнейшим принципом гуманистического общества должен также стать принцип свободы творчества личности во всех ее формах. Общество должно обеспечить одинаковые социальные «стартовые» условия творческой жизни для всех, а далее все зависит от способностей, трудолюбия и потенциальных возможностей человека в процессе его свободного труда и творчества. Для свободного творческого труда должны существовать конкретные стимулы. Одним из них должно стать справедливое вознаграждение за труд, причем, чем более труд является творческим, тем больше он должен стоить, значить для человека и его общества.
Разумеется, в будущем гуманистическом обществе не все люди будут способны заниматься сугубо творческим трудом по производству новых знаний. Для этого надо
каждому развить свои способности и найти себя в той сфере деятельности, где бы он смог заниматься творческим трудом и утвердить себя. Кроме того, творческим считается также такой труд, который как бы заново воспроизводит ранее полученные знания, например творческая деятельность педагога, ученого, деятеля искусства, актера и т. д. Более того, в будущем обществе будут также различия по степени творческого содержания труда, т. е. интенсивность творческого труда зависит не столько от количества произведенного знания в процессе этого труда, сколько от качества знаний (степени творческого содержания). Великое открытие и разработка прикладного характера — это все творческий труд, но различного качества. Творческий труд во всех его формах в будущем обществе будет являться определяющим видом деятельности, но это не означает, что весь труд людей будет только творческим, нетворческие виды труда останутся, но они не будут играть решающего значения в обществе. Люди, занимающиеся нетворческим трудом, умственным или физическим по форме, будут, но не они определят прогрессивное развитие гуманистического общества. Разумеется, желательно, чтобы все люди будущего нашли себя в каком-либо творческом труде в соответствии со своими способностями и интересами. Это идеальный вариант, к которому и необходимо будет стремиться в гуманистическом обществе.
Таким образом, в будущем обществе на основе творческого труда будут формироваться духовно и материально богатые люди. В гуманистическом обществе духовное богатство человека станет определять его материальное благополучие, потому что творческий труд будет цениться, стоить больше нетворческого труда. Во времена мануфактурного и машинного развития капитализма, в эпоху деятельности А. Смита и К. Маркса стоимость труда определялась в основном и в целом количеством труда, произведенного за определенное время. Творческое содержание труда «опускалось», ему не придавали существенного значения. Хотя в предшествующем капиталистическому способу производства, ремесленном производстве, стоимость труда и товара, произведенного им, зависела в целом от характера и содержания творческого труда ремесленника, но этот труд был частично творческим. В современных условиях автоматизированного и компьютеризированного производства развитых стран мира степень творческого труда все более увеличивается,
поэтому закон стоимости должен учитывать как количество, так и качество труда, которое зависит от степени его творческого содержания. Определение стоимости труда только лишь по количеству труда в единицу времени без учета творческого содержания в социалистических и постсоциалистических странах, исходя из принципов марксистской политэкономии привело к тому, что наиболее творческий труд ученого оплачивается только по количеству, без учета его творческого характера и содержания. А труд, допустим, грузчика, слесаря-водопроводчика оплачивается в два-три раза больше, исходя из простого количества труда, без учета творческого содержания, которого в труде грузчика, слесаря или токаря содержится минимально. Тем самым нарушается закон стоимости по количеству и качеству труда, т. е. по степени творческого содержания труда. Исправление этого закона приведет к подлинной реформе не только экономической, но и духовной и социально-политической сфер современного постсоциалистического общества. Экономика современных посткапиталистических стран, хотя и стихийно, уже давно определяется законом стоимости с учетом степени творческого содержания труда. Этот закон стоимости зависит от производства знаний, ибо подлинный творческий труд — это и есть создание нового знания или его творческое воспроизведение. Следовательно, люди, производящие новое знание, осуществляют труд с наибольшей степенью творческого содержания и должны получать вознаграждение за этот труд больше других граждан, занятых менее творческим трудом. В современных развитых странах творческий труд производящий знания, является самым высокооплачиваемым во всех сферах общества. Определяя стоимость творческого труда в целом надо учитывать не только его количество в единицу времени, но и его качество, которое можно определить по степени достоверности знаний, по величине и сложности объектов исследования, по содержанию истины в знаниях, по степени новизны полученных знаний, по социальной значимости знаний или степени влияния знаний на развитие общества.
Дальнейший прогресс человечества не за разделением труда, как было во время Адама Смита, а за целостным творческим трудом. Разделение творческого труда гибельно для него, потому что творческий труд — это целостный труд, а не творческий по своей сущности — частичный труд. Личность, формируемая нетвор-
ческим трудом, является частичным человеком. «Вместе с разделением труда, как отмечал Энгельс, разделяется и сам человек»16. Разумное устройство будущего общества должно предлагать также принцип гармоничного сочетания творческой индивидуальности и разумного общественного порядка. Без общесоциальных ценностей общество превращается в конгломерат «атомарных» индивидов, который может в своей крайности привести к войне всех против всех, т. е. к «зоологическому» эгоизму индивидов. Без творческой индивидуальности личностей общество постепенно стагнирует в своем развитии и идет по «кругу», без творчества индивидов нет новых знаний и ценностей, лежащих в основе прогрессивного развития общества и цивилизации в целом. В процессе реализации идеологических знаний и ценностей гуманизма и будет в полной мере осуществлено органическое единство общего и индивидуального через творческое осмысление и «переживание» идеологических ценностей, необходимых для единства общества и человека. Для создания новой идеологии гуманизма, кроме вышеуказанного единства творческой индивидуальности и разумного общего порядка, необходимо осуществить синтез рационализма и субъективизма (Гегель и Кьерке-гор), необходимо также соединить различные типы и стили мышления западной и восточной культур. Центром духовного синтеза Востока и Запада и станет обновленная Россия.
Опыт передовых стран мира, а также бывших социалистических стран показал, что только частная, личная собственность человека делает его свободным от материальных нужд и создает экономическую основу для свободного духовного самосовершенствования. Поэтому в новом гуманистическом обществе должно быть гармоническое сочетание частной, акционерной и государственной собственности при приоритете частной, личной собственности, в особенности частной интеллектуальной собственности. «Интеллектуальная собственность, — пишет Н. М. Кейзеров, — это уникальный вид собственности по неисчерпаемости характеристик, сложности, тонкости и уязвимости. Интеллектуальная собственность не существует в отрыве от других форм собственности, не может рассматриваться отдельно от них»17. Частная форма собственности и будет являться экономической основой формирования свободной целостно развитой личности гуманистического общества.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов