рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА - раздел Образование, HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ Рассмотрев Главные Принципы Организации Будущего Общества, Проанализируем Его...

Рассмотрев главные принципы организации будущего общества, проанализируем его основную структуру. Важ­нейшей, определяющей основой российского гуманисти­ческого общества будет являться идеологическая струк­тура. Рассматривая идеологическую структуру общества, следует отметить, как мы отмечали выше, что идеоло­гия — это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических знаний и ценностей о мире и роли чело­века в нем, которая организует, регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества. Правящая идеология — это не только идеологическое учение, а четко организованная, целост­ная идеологическая структура общества, своего рода «мозг и разветвленная нервная система» общества. Как известно, с разрушением нервной системы разрушается весь организм живого целого. Так и с разрушением иде­ологической структуры все сферы общества начинают действовать в разнобой и постепенно разрушаются. Иде­ологическая структура как «разум» общества определяет развитие всех сфер общества. Идеология является «ду­ховной» (идеологической) властью в обществе наря­ду с политической и экономической. Идеологическая власть — это высшая форма власти в нормальном об­ществе.

Если мы обратимся к истории идеологических учений, то увидим, что понятия «идеология» до начала XIX века не было, но идеологическая структура была во всех об­ществах. Ее изучали, обозначая другими терминами. Так как историческим типом идеологии с древнейших времен была религиозная идеология, в различных ее видах, то учение о самой религии и представляло собой идеолого-ведение в религиозной форме. Это учение, как правило, входило в состав теологии или мифологии, в зависимости от конкретно-исторических условий существования той или иной религиозной идеологии. В целом, можно отме­тить, что до возникновения понятия «идеология» предпо-нятием идеологии, выражающим сущность идеологии бы­ли мифология или теология. Понятие религиоведения по­явилось в новое "и новейшее время. Практически это понятие возникает одновременно с понятием идеология. Особое значение в учениях об идеологии имело понятие


философия религии, выполнявшее промежуточную роль между предпонятием идеологии (в форме мифологии и теологии) и понятием идеологии.

Сознавательному введению понятия идеология мы обязаны французскому философу и социологу Дестюту де Траси, который ввел это понятие в научный оборот в своей четырехтомной работе «Элементы идеологии», уви­девшей свет в 1805—1815 годах. Правда, в связи с сло­жившейся исторической ситуацией во Франции и Европе в целом, после разгрома наполеоновской армии в России, де Траси и его соратники, выполнявшие роль советников Наполеона Бонапарта, были объявлены им «продажными писаками», оторванными от жизни. Негативное отноше­ние Наполеона к «первым идеологам» было некритически перенесено на их идеологическое учение. Поэтому с пер­вой половины XIX века под идеологией стали понимать учение, основанное на ложном знании. Определение иде­ологии как «ложного сознания» было свойственно и ос­новоположникам марксизма. К сожалению, понимание идеологии как ложного, иллюзорного, превращенного со­знания было свойственно и некоторым видным филосо­фам и социологам второй половины XIX и первой поло­вины XX века. Мы имеем в виду прежде всего мысли-, телей уровня М. Шелера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Мангейма, П. Сорокина, Т. Парсона... Особое значение среди критиков идеологии занимают представители франкфуртской школы социальной философии, допускав­ших в качестве «новой идеологии» науку и технику. Что касается сторонников социального учения постмодерна, то тенденция деидеологизации современного западного общества явно преобладает в их концепциях над теория­ми реидеологизации, все же имеющими место в современ­ных социальных доктринах Запада.

Столкнувшись с проблемами реализации идеологиче­ского учения К. Маркса и Ф. Энгельса в России еще в начале своей политической и теоретической деятельности, В. И. Ленин пришел к выводу о необходимости введения понятия «научная идеология». Под научной идеологией, разумеется, В. И. Ленин понимал марксизм, а буржуаз­ная идеология соответственно, по его мнению, была ли­шена научного, объективного характера. В работах совет­ских и зарубежных марксистов до недавнего времени бы­ли проанализированы понятия идеология, общественное сознание, формы общественного сознания, социальная психология масс и духовная жизнь социалистического об-


щества. Появились работы, в которых специально рас­сматривались проблемы марксистского идеологоведения. Это прежде всего исследования В. Иванова, Ж. Тошенко, М. Яковлева и других. К сожалению, после объявленной деидеологизации советского, а затем и российского обще­ства проблемам изучения идеологии стали уделять мало внимания. Более того деидеологизация России, как мы отмечали ранее, привела к хаосу и беспорядку в соци­альной, политической и экономической жизни. Что каса­ется «свободного» духовного производства российского общества, то после снятия диктата марксистско-ленин­ской идеологии, оно влачит жалкое существование и на­ходится на стадии духовной деградации и «вымирания» в свободной от всякой идеологии России.

Выход России из создавшегося политического, эконо­мического и прежде всего духовного кризиса, как мы отмечали в начале работы, видится в принятии новой идеологии. «Новая идеология, — подчеркивает В. И. Не­веров, — задаст и параметры новой жизни и сформи­рует новых людей... Идеология и дух народа — важней­шие факторы жизни. Вот, если вспомнить Германию и после первой, и после второй мировых войн, там же была жуткая инфляция, люди за булку хлеба отдавали мешок марок, царил полный разврат и развал. И два­жды в сравнительно короткие сроки страна возрожда­лась. А на чем все это было основано? На принципах новой идеологии. Возрождение обеспечила именно идео­логия. Сейчас я ее не оцениваю как положительную или отрицательную в общецивилизационном плане, с пози­ций общечеловеческих ценностей или международных правовых норм. В данном случае это неважно. Важно то, что различная идеология дважды за сравнительно небольшой промежуток времени в одной стране форми­ровала эффективную экономику. Новая идеология создавала новую экономику, а не наоборот. Наоборот, судя по наблюдениям, никогда и не бывает»18. Наиболее приемлемой для России в сложившейся внутренней и международной обстановке, по нашему убеждению, бу­дет являться идеология гуманизма, будущая гумани­стическая идеология явится организующей формой общественной жизни российского общества, она будет ориентировать людей на выполнение определенных об­щечеловеческих целей гуманизма. Новая идеология бу­дет побуждать и мобилизировать поведение индивидов российского общества. Идеология гуманизма будет ин-


тегрировать и направлять устремления и действия граждан обновленной России.

Основополагающими формами идеологии гуманизма будут являться: идеология мира, идеология общества и идеология человека. Важнейшее значение среды перечис­ленных форм идеологической структуры будущего рос­сийского общества имеет идеология мира. Идеология ми­ра как учение о мире в целом будет представлять собой целостную форму идеологии гуманизма. Целостная фор­ма идеологии будущего общества должна основываться на целостном знании о мире и роли человека в нем. В современных условиях физические, химические, биологи­ческие, социальные науки изучают отдельные стороны, процессы Вселенной, создавая частичное знание о мире. Синтетические, стыковые науки: физическая химия, гео­химия, биофизика, биогеохимия (В. И. Вернадский) изу­чают целостно лишь отдельные процессы Вселенной. Кос­мология рассматривает только физический и физико-химический аспект мироздания. В действительности Вселенная не расчленена на отдельные природные и со­циальные процессы, во Вселенной они выступают в орга­ническом единстве, как единое целое. Эволюция Вселен­ной в прошлом и настоящем, имеет направленность на самопознание, потому что человек и его общество явля­ются неотъемлемой рефлективной частью мироздания. Чтобы рассмотреть Вселенную как единое органическое целое, необходима особая целостная форма идеологии, которая будет представлять собой синтез философского, научного, художественного, морального, правового, поли­тического, экономического, экологического знания, даю­щая целостное знание о мире, о месте и роли человека в нем. Целостное знание о мире будет являться основой формирования действительно целостной личности как главной цели гуманистического общества, основанного на подлинно человеческих ценностях. Высшее стремление человека — это воля к знаниям. Будущее гуманистиче­ское общество, как мы отмечали выше, будет обществом знаний, «градом знаний» на Земле и в Космосе. Самосо­вершенствование гуманистической личности возможно только на основе целостного знания, ясного осознания своего места и роли мироздания, познании гармонии Кос­моса и Человека в нем. Высшая цель человека будущего гуманистического общества — в познании и преобразо­вании Вселенной, общества и самого человека.

Идеология общества как основополагающая форма


идеологии гуманизма будет представлять собой более де­тальное целостное рассмотрение эволюции социосферы земли и ее окружения. Вселенная осознает себя через человека, но познает человек мир только через общество, в том суть социальной природы познания и сознания че­ловека. Существует органическое единство социосферы с биосферой, геосферой и космосферой. Даже отдельно взя­тая страна есть единство космогеобиоциональных процес­сов, осуществляющихся на ее территории, поэтому при анализе социосферы и ее отдельных составляющих, необ­ходимо учитывать все указанные процессы космического и геологического взаимодействия. Только таким образом мы получим целостное знание о социосфере Земли и ее окружении.

Рассмотрение идеологии общества предполагает так­же выяснение сущности социального качества, как ра­зумно преобразованного природного. Причем роль идео­логических знаний и ценностей в прогрессивном развитии общества огромна. Общество как единое органическое целое включает в себя идеологическую структуру, сферу духовной культуры или духовное производство, социаль­но-политическое и материальное производство, а также особую семейно-бытовую сферу.

Развитие локальных цивилизаций (А. Тойнби) или зам­кнутых социальных культур (Н. Данилевский и О. Шпен-глер) проходило ряд этапов (возникновение, расцвет, упа­док и гибель), но равнодействующая прогресса Все­мирной истории человечества пролегала через преем­ственность идеологических знаний и ценностей. Разруша­лись экономические уклады, гибли достижения культуры, но идеологические ценности как бы «переливались» в другие новые идеологии, тем самым обеспечивалось един­ство и преемственность человеческой цивилизации, своего рода единство, целостность «древа социума». Гибли ци­вилизации, но социосфера Земли, раз возникнув, продол­жала развитие, обеспечивая свое единство через взаимо­действия всех стран и народов, а также, через заимство­вание друг у друга идеологических ценностей, тем самым обеспечивалась преемственность идеологий, которая и давала духовное единство человечества.

Исходя из идеологической обусловленности развития общества, всемирную историю можно деференцировать на типы обществ в соответствии с типами и видами иде­ологий. Дорелигиозный тип общества, основанный на до-религиозном типе идеологии. Предрелигиозный тип обще-


ства, основанный на предрелигиозном или антимистиче­ском типе идеологии. Религиозный тип общества, в кото­ром государственной идеологией является религия со все­ми ее атрибутами (с религиозным сознанием, религиоз­ным культом и религиозными организациями). Особое значение в истории человечества имел религиозно-свет­ский тип общества, основывающийся на полурелигиоз­ном, полусветском типе идеологии, который существовал в античной Греции и Риме, а также в Западной Европе начиная с Нового времени 17 - 19. Светский тип общества, основанный на светском типе идеологии, был присущ странам мировой системы социализма и развитым стра­нам капитализма. Как правило, все однотипно-идеологи­ческие страны в ту или иную историческую эпоху были объединены в определенные системы стран однородных по идеологии (христианские, мусульманские, буддист­ские, социалистические, капиталистические системы стран и т. д.). Взаимодействие систем стран с разными идеологическими структурами, а также заимствование и преемственность ценностей различных идеологических учений и давали в целом единство социосферы Земли.

Формирующийся светский тип гуманистической идео­логии явится основой образования гуманистических стран. Предпосылки формирования гуманистических об­ществ уже зреют в современных развитых странах мира, как в посткапиталистических, так и в постсоциалистиче­ских. Переход к гуманистическому обществу, как мы от­мечали ранее, будет происходить путем реформ, а не по­литических революций. Будущие страны, основанные на идеологии гуманизма, войдут в систему идеологически однородных стран мира, а затем с превращением новой идеологии в идеологию глобального гуманизма возникнут духовные предпосылки формирования единой целостной гуманистической цивилизации, равной по масштабам социосфере Земли в целом.

Третьей основополагающей формой идеологии гума­низма будет идеология человека. Идеология мира,обще-ства и человека — это своего рода три «повторяющихся круга» познания единства мироздания, общества и чело­века. Идеология человека явится квинтэссенцией идеоло­гии гуманизма, т. е. результирующей формой новой иде­ологии, так как главная проблема идеологии гуманиз­ма — это формирование и развитие новой целостной личности. Идеология человека будет представлять собой целостное исследование эволюции человека, как рефлек-


тивной «монады» Вселенной. Рассматривая антропогенез и эволюцию человека, необходимо проанализировать вли­яние на формирование и развитие человека космических, геологических, биологических и социальных процессов. Как справедливо отмечает академик Н. Н. Моисеев: «В основе рассуждений о возможных путях и характере развития будущего общества как общепланетарном, так и в локальном масштабе должно лежать представление о том, что человек — естественная составляющая био­сферы, появился в результате ее эволюции, и на него распространяются те же биосферы и законы. Это утвер­ждение весьма тривиально, однако его последователь­ное использование приводит к ряду неординарных выво­дов»19.

Особое значение для выяснения процессов формиро­вания новой целостной личности имеет анализ феномена создания человека. Сущность создания личности до сих пор является «великой тайной», несмотря на большие .ус­пехи психологии и физиологии высшей нервной деятель­ности человека. Представляется крайне интересным по­пытаться проанализировать механизм формирования со­знания человека, представляющий собой взаимодействие социальных процессов формирования сознания человека и сложнейших нейродинамических процессов сознания индивида. Изучение единства этих процессов позволит снять проблему «идеального» как не материального фе­номена.

Человек — это существо, добывающее знания и на основе их преобразующее мир природы, общества и са­мого себя. Сущность человека, следовательно, и опреде­ляется совокупностью освоенных и добытых им знаний, а не просто «ансамблем общественных отношений», как ут­верждали классики марксизма. Знания освоенные и про­изведенные человеком определяют его сознание, его сущ­ность и достоинство, являются также основой его свобод­ных действий в обществе.

В структуре знаний личности особое значение имеют идеологические знания, которые определяют различные виды неидеологического сознания индивида. Идеологиче­ские знания и ценности освоенные личностью, определя­ют также принадлежность данной личности к тому или иному типу. Следовательно, типом идеологии определя­ется и тип личности. Дорелигиозной эпохе человечества соответствует и дорелигиозный тип личности со своей спецификой состояния знаний и заблуждений на прими-


тивном уровне сознания. Предрелигиозному типу лично­сти была свойственна вера в духов; богов как сверхъесте­ственных могущественных существ они еще «не изобре­ли». Соответственно для религиозного типа личности бы­ла характерна вера в богов. Взаимосвязь знания и веры всегда являлась главной проблемой сознания религиоз­ного типа личности. В сознании личности религиозно-светского типа причудливо переплетались светские и ре­лигиозные ценности. Представители этого типа личности пытались соединить разум и веру, при приоритете, разу­меется, разума. Для них разум — это «солнце», вокруг которого вращаются сферы мироздания, но управляет этим естественным механизмом все же Бог. Формирую­щийся с середины XIX века светский тип личности начал с отрицания всех богов. Ницшеанский сверхчеловек — это прежде всего антихристианин, т. е. новый человек светского типа. Социалистическая светская личность, как известно, формировалась в условиях тотального разруше­ния религиозного сознания. Разумеется, перечисленные типы личностей в истории человечества взаимодействова­ли между собой. Их сосуществование осуществлялось в различных формах, от сотрудничества до бескомпромис­сной борьбы. Во взаимосвязях различных типов личности формировался обобщенный тип личности эпохи, на­пример, личность античного мира, личность средневе­ковья, личность эпохи Возрождения, личность Нового времени и т. д.

Высшей целью и ценностью гуманистической цивили­зации, как мы отмечали неоднократно, будет являться формирование и развитие новой целостной личности. Идеология гуманизма станет духовной основой образова­ния нового гуманистического типа личности, свободной как от религиозного аскетизма так и от меркантильного идеала благополучия личности общества всеобщего по­требления. Новой личности будет свойственно естествен­ное сочетание духовного и материального богатства, при приоритете, разумеется, духовного совершенствования целостной личности. Человек разумный в полной мере станет человеком познающим. Человек познающий ста­нет подлинным «венцом» творения Вселенной. Рассмот­рев кратко основополагающие формы идеологии гуманиз­ма, проанализируем в тезисном виде необходимые формы гуманистической идеологии. Необходимые формы идеоло­гии будут состоять из особых форм идеологии гуманизма, частично-идеологических форм познания гуманистическо-


го общества и программно-директивной формы, новой идеологии.

К особым формам идеологии гуманизма, имеющим важнейшее значение в формировании новой идеологии, по нашему мнению, следует отнести философию, эстетику, этику, правоведение, политологию, политэкономию (эко­номическое учение) и социологию гуманизма. В перечис­ленных формах идеологии на основе принципов, изложен­ных в основополагающих формах новой идеологии, будут обосновываться и раскрываться необходимые аспекты идеологии гуманизма.

Формирование философии гуманизма предполагает, что философия будущего будет выполнять прежде всего методологическую роль на основе целостного метода по­знания. Для этого, разумеется, необходимо разраба­тывать законы и категории этого метода исследования. Важнейшей задачей философии гуманизма будет являть­ся также обоснование принципа космического монизма мироздания, общества и нового человека. В соответствии с указанными задачами составными частями философии нового общества будут являться: гносеология, логика, он­тология, социальная философия, включая философию ис­тории и философская антропология как резюмирующая часть философии гуманизма.

Идеология, как мы отмечали выше, есть система фило­софских, художественных, научных, правовых, политиче­ских знаний и ценностей, поэтому, анализируя необходи­мые формы идеологии, рассмотрим художественную фор­му идеологии как эстетику гуманизма. Понятие художественная идеология также можно использовать при анализе идеологической структуры общества. Худо­жественные знания, полученные в результате эстетическо­го освоения мира, выполняют роль регуляторов поведения индивидов в обществе. Главная ценность искусства и ли­тературы состоит в том, что они в специфических художе­ственных формах знаний и ценностей помогают человеку разобраться в жизни, дают ему определенные художе­ственные ориентиры в сложных и подчас противоречивых жизненных ситуациях. Разумеется, искусство имеет и дру­гие функции кроме познавательной и регулятивной, поэто­му искусство в целом, можно сказать, имеет идеологиче­ский аспект, но не является полностью формой идеологии как, допустим, философия. Что касается эстетики, как учения об искусстве, о художественной форме познания, то во все эпохи эстетика являлась одной из важнейших


форм идеологии. Эстетика выполняла методологическую роль по отношению к самому искусству, давала опреде­ленные ориентиры в художественном творчестве, более то­го сами творцы художественных ценностей занимались проблемами эстетики своей творческой деятельности. По­сле снятия «диктата» коммунистической идеологии в Рос­сии многие стали винить марксистско-ленинскую эстетику в том, что она не давала простора для художественного творчества писателям и художникам, навязывала им ре-гулятивы художественной деятельности, основанной на социалистических ценностях. Одностороннее развитие марксистской эстетики было обусловлено классовыми ценностями, которые ограничивали развитие самой эсте­тики, а через нее и искусства в целом. Как правило, клас­совый подход в художественном творчестве предполагал противопоставление социалистического искусства буржу­азному. Поэтому идеологи от искусства «научали» совет­ских художников и писателей мыслить противоположно западным образцам художественного творчества. Гово­рить и писать об общечеловеческом в искусстве было за­прещено, считалось правилом дурного вкуса.

Эстетика гуманизма будет основываться не на огра­ниченных классовых ценностях, а на общечеловеческих ценностях гуманизма, предполагающих, что новая цело­стная личность станет высшей целью и ценностью буду­щего общества. Общечеловеческие эстетические ценности вырабатывались в течение длительной истории как Рос­сии, так и всего человечества. Эстетика гуманизма будет ориентировать граждан свободного, а не классового об­щества на освоение духовных ценностей предшествующих поколений, а также на длительнейшую разработку новых общечеловеческих художественных ценностей будущего общества. В гуманистической художественной идеологии такие эстетические категории, как прекрасное, возвышен­ное, художественная правда, трагическое, космическое, безобразное, ужасное, целостность, разорванность и дру­гие, должны рассматриваться не с позиции пролетарской идейности, не по ту сторону добра и зла, как утверждал Ф. Ницше, производя переоценку ценностей западной христианской цивилизации, а по эту подлинно человече­скую сторону добра и зла. Эстетика гуманизма будет яв­ляться гносеологией, онтологией, морфологией искусств нового общества. Эстетические знания и ценности гума­низма будут выполнять методологическую функцию про­цесса художественного творчества. Кроме этой важней-


шей функции эстетика будущего будет давать художест­венные регулятивы поведения личностей, основанных на общечеловеческих гуманистических ценностях нового об­щества. Гуманизм — это цель, познание и высший смысл искусства и эстетики будущего.

В идеологических системах стран мира важнейшую роль всегда играли проблемы разработки морали, поэто­му учению о нравственности в любой идеологии уделя­лось особое значение. В переломные моменты истории человечества всегда вставали проблемы создания новой морали, так было в эпоху формирования христианства, совершившего прежде всего нравственную революцию, благодаря которой в диалоге с античной культурой хри­стианская мораль оказалась более прогрессивной, осно­ванной на принципе человеколюбия. Древнегреческая и римская мораль, как известно, не придавала особого зна­чения принципу человеколюбия, наслаждаясь созерцани­ем гладиаторских боев. Хотя, нравственность древних греков в свою очередь, также возникла в кризисный пе­риод становления греческой цивилизации, благодаря, прежде всего реформе морали, осуществленной Солоном и Ликургом в городах-государствах древней Эллады. При переходе от феодализма к капитализму, как известно, ос­тро вставала проблема формирования новой морали. Ею стала так называемая протестантская этика, которая и была положена в основу развития буржуазной культуры, политики и экономики. Ф. Ницше, отвергая христианскую нравственность в целом, как мораль слабых индивидов, видел свою главную цель в создании новой морали, к сожалению, по ту сторону добра и зла.

В идеологии гуманизма вопросам разработки новой морали будет отводиться особое значение. Нравствен­ность будущего российского общества должна прежде всего основываться на гуманистических тенденциях мо­рали стран Запада и Востока. Мы уже отмечали ранее о необходимости формирования новых нравственных ка­честв будущей гуманистической личности, таких как до­стоинство, знания, творчество, свобода и человеколюбие. Этика гуманизма и будет обосновывать и развивать пе­речисленные и другие нравственные принципы гуманиз­ма. Разумеется, создание новой морали гуманизма станет сложнейшей задачей формирования гуманистической идеологии, как для России так и других гуманистических стран мира.

В марксизме, во многих других идеологических учениях


особо подчеркивалась роль правовой идеологии, необходи­мой для нормального развития и функционирования лю­бого общества. Без четкой разработки правовой идеоло­гии, предполагающей создание правовых норм и законов поведения индивидов, государство и его административ­ные органы не смогут наводить должный порядок в об­ществе. Без разработки правовой идеологии вряд ли мож­но создать в современной России правовое государство. Право и мораль, как известно, взаимосвязанные нормы поведения личностей в обществе. Правовые нормы поведе­ния личностей в обществе будущего гуманистического об­щества должны основываться на нравственных принципах гуманизма. Гуманисты, в отличие от коммунистов, не за отмирание государства и права, а за превращение госу­дарства и его аппарата в средство для формирования но­вого свободного и достойного гражданина, как высшей це­ли и ценности гуманистического государства и права. При этом они уделяют особое значение соответствию гумани­стического права морали новой целостной личности, как высшей цели государства. Исходя из принципов гумани­стической морали и права, необходимо разрабатывать конструктивное, гражданское, административное, уголов­ное, трудовое, семейное, международное право будущих стран гуманистической цивилизации.

Политология гуманизма, или политическая идеология будущего, будет также являться необходимой формой идеологии нового общества. Политическая идеология, как известно, связана с правовой идеологией, т. е. механизм развития и функционирования государства исследуют как правоведение, так и политология. Политология гума­низма, как и гуманистическое правоведение, должны ис­ходить из принципов гуманистической морали. Политоло­гия будущего общества должна стать по праву искус­ством управления государством и прежде всего людьми, а это означает единство политики, нравственности и че­ловеколюбия. Политика без нравственности не возможна, ибо безнравственная политика антигуманна в своем ос­новании.

Определяя политику будущего общества как социаль­ное явление, связанное с процессами власти и управле­ния, политология будет ориентировать становление поли­тических процессов гуманистического общества на фор­мирование новой целостной личности, как высшей цен­ности новой цивилизации.

Создавая политическую идеологию гуманизма, необхо-


димо разработать систему политических ценностей и зна­ний будущего общества, основанных на принципах реаль­ного гуманизма. Созданная определенная система поли­тических идей, ценностей, знаний явится в свою очередь основой формирования всей политической системы гума­нистического общества, включающей в себя государство, политические партии, общественные организации, имею­щие политический характер, а также другие необходимые элементы системы политической организации нового об­щества. Взаимоотношения между политическими субъек­тами власти и управления в будущем обществе должны строиться на равноправной основе в форме политического консенсуса различных партий и движений. Политическое согласие должно стать важнейшим принципом гума­нистических стран. Исходя из принципов политических консенсуса, согласия, равноправия и справедливости в будущем будет строиться и геополитика гуманисти­ческих государств. Идеологическое сосуществование раз­ных идеологий мира будет лежать в основании политиче­ского сосуществования стран различных политических систем. Не политика определяет идеологию, как утверж­дал марксизм, а наоборот, государственная идеология определяет политическую систему общества, это поло­жение должно быть в полной мере реализовано в ста­новлении и развитии будущей гуманистической цивили­зации.

Экономическое учение гуманизма, или политэкономия гуманистического общества, будет предполагать, что в ее основание будет положен принцип соотношения стоимо­сти и творчества, о котором мы уже говорили. Этот прин­цип означает, что в основе определения стоимости това­ров лежат знания, определенные в данном предмете в процессе его производства. В конечном счете этот прин­цип определения стоимости означает, что вся экономика (особенно будущего общества) должна определиться зна­ниями и ценностями, вложенными в экономический про­гресс общества. Безусловно, прав Ф. Хайек утверждая, что экономический рынок это прежде всего механизм вы­явления, передачи и взаимосогласованности знаний.

Естественно, что на рынке из двух однотипных това­ров будет пользоваться спросом, а затем и предложе­нием тот товар, в котором знаний будет опредмечено больше, чем товар, не подвергнувшийся модернизации. Поэтому второй товаропроизводитель будет вынужден внедрять еще больше знаний в производство данного


типа товаров, модернизируя их внутренне содержание и форму (товарный вид). После модернизации, естествен­но, этот тип товара будет стоить больше, чем товар первого товаропроизводителя. Следовательно, конкурен­ция товаропроизводителей будет вызывать необходи­мость постоянного внедрения все больших знаний в про­цесс производства. Таким образом, механизм стоимости будет работать на качество товаров и прогресс эконо­мики. Если, как было при социализме, теряется интерес к внедрению знаний в процесс производства товаров, то тормозится прогрессивное развитие самого производст­ва, оно просто начинает стагнировать и разрушаться. Образование механизма внедрения знаний в производ­ство российского общества вызовет повышенный спрос на наукоемкие товары, а это повлечет за собой и пред­ложения, возникнет конкуренция между товаропроизво­дителями однотипных товаров, все это повлечет за собой еще большее внедрение знаний в производство, что в результате приведет к прогрессу российской экономики. Значит, будут созданы основы экономической свободы целостной личности, Не экономика ради экономики, а экономика прежде всего для создания условий, форми­рования новой целостной гуманистической личности. Бо­лее того, процесс производства товаров будет опреде­лять сущность личности, функционирующей в будущем материальном производстве гуманистического общества. Процесс производства реальных товаров станет резуль­татом процесса производства знаний в экономической сфере гуманистического общества.

Знания, опредмеченные в товаре, являются основой определения стоимости товаров, но стоимость товара, ра­зумеется, зависит не только от творческого труда произ­водящего товар по модели или «шаблону», ранее создан­ном творческим трудом. Механизм производства стои­мости, таким образом, должен учитывать процесс твор­ческого труда, создающего модель, а затем первый эк­земпляр товара или первую партию товаров, а также процесс репродукции творческого труда, т. е. работу по модели или шаблону. В процессе деятельности по шаб­лону и осуществляется перенесение знаний, ранее опред-меченных в образе — модели, на товары серийного или массового производства. Поэтому стоимость товара прежде всего будет определяться качеством и количест­вом творческого и репродуктивного труда. После учета сырьевых, транспортных и других затрат сложится сто-


имость товара, которая, с учетом нормы прибыли, и даст реальную цену товара на рынке.

Закон стоимости, учитывающий степень творческого содержания труда (т. е. определенных знаний), будет оп­ределять и регулировать процесс производства товаров, сферу обмена товаров, или рыночный механизм регуля­ции товарообмена, а также процесс потребления, боль­шим спросом будут пользоваться товары с большим со­держанием опредмеченных знаний. Данный закон сто­имости в полной мере применим и для определения стоимости труда, производящего политические ценности и знания в сфере социально-политического производства, а также для оценки труда индивидов, занятых созданием знаний и ценностей в свободном духовном производстве будущего гуманистического общества России.

Социология гуманизма, основываясь на принципах гу­манизма, изложенных в идеологии мира, идеологии обще­ства и социальной философии, будет обосновывать и раз­вивать эти принципы применительно к специфике соци­ологического знания. Социологические знания, как из­вестно, дифференцируются на виды в соответствии с тре­мя уровнями социологического анализа: конкретно-соци­ологические исследования, социологические исследова­ния среднего уровня обобщений и общесоциологические познания.

Существует определенная связь между идеологией и социологией. Мнение о том, что социология должна раз­виваться вне идеологии, не совсем верное, потому, что социологические знания и ценности как и все остальные идеологические знания и ценности, организуют, регули­руют, направляют и интегрируют действия индивидов и одновременно сфер общества. Поэтому в этом значении социология была, есть и будет формой идеологии. Другое дело, что не все виды социологического знания в равной мере выполняют функции регуляторов социальных дей­ствий индивидов в обществе. Знания, получаемые общей социологией, разумеется, имеют большую степень воздей­ствия на развитие и функционирование общества, более того, эти знания как «высшие ценности» (Р. Мертон) во­обще являются основополагающими знаниями, на основе которых и образуется социальная организация, система общества в целом. Конкретно-социологические знания имеют более прикладной, чем фундаментальный харак­тер, но нельзя забывать, что фундаментальные социоло­гические знания и законы образуются через обобщение


знаний прикладных социологических исследований так же, как в физике, химии, биологии. Частичные приклад­ные исследования в этих науках дают частичные знания, на основе которых формируются общие теории физики, химии, биологии и т. д.

Социология гуманизма будет включать исследования разных уровней анализа и обобщений. Главное идеологи­ческое значение должна все же иметь общая социология гуманизма, добывающая фундаментальные высшие зна­ния и ценности, которые будут определять развитие и функционирование всех сфер общества. Общая социоло­гия будущего будет рассматривать сущность общества, анализировать состояния основных сфер, исследовать об­щество как органическую систему, а также будет изучать исторические типы обществ. Особое внимание будет уде­ляться социологией гуманистического общества выясне­нию его специфических законов развития, включая раз­работки различных вариантов национальных моделей гу­манистических стран и гуманистической цивилизации в целом.

В марксистской идеологии существовал принцип пар­тийности, классового подхода к анализу .социальных про­цессов, это привело к делению социологии на буржуаз­ную и социалистическую. Такое разделение по партийной линии препятствовало исследованию истинных процессов развития общества, ибо существующий классовый крите­рий истинности предполагал заведомо противоположное понимание и обоснование социальных явлений, причем с обязательной критикой буржуазных концепций по иссле­дуемой проблеме. Безусловно, классовый принцип в со­циологии, как и в других идеологических формах позна­ния, на долгие годы затормозил развитие социологии, а также политологии, политэкономии, философии и других гуманитарных наук, закрыв тем самым классовым, пар­тийным принципом путь к истине. Идеология гуманизма не признает классовый подход к анализу социальных про­цессов: более того, считает его крайне вредным, нанес­шим сокрушительный удар по русской социологической школе. Поэтому, возродив достижения русской социоло­гической мысли, социология гуманизма станет подлинной общечеловеческой, а не классовой дисциплиной, основы­вающейся, на принципе превращения новой целостной личности в высшую цель и ценность гуманитарного об­щества.

Раскрыв в общих чертах особые необходимые формы


идеологии гуманизма, рассмотрим в кратком виде час­тично-идеологические формы познания гуманистического общества. К этим формам, по нашему мнению следует отнести гуманитарно-социальные, естественные, техниче­ские и общие науки, а также особую экологическую фор­му идеологии будущего общества.

Существующие в обществе формы познания имеют или полностью идеологический характер (эти формы иде­ологии мы выше описали), или частично-идеологический, т. е. они вырабатывают знания о мире и роли человека в нем, но эти знания и ценности не в полной мере орга­низуют, регулируют, направляют действия индивидов в обществе. Но знания этих частичных форм идеологии слу­жат для формирования идеологического учения. В гума­нитарно-социальных, естественной, а также в технической науках существуют идеологические проблемы, это так на­зываемые философские проблемы физики, химии, биоло­гии, математики и техники. Идеологический аспект пере­численных наук особенно проявляется при рассмотрении фундаментальных оснований этих наук, т. е. когда ана­лизируются основополагающие принципы наук. Безу­словно, идеологические (философские) проблемы разви­тия наук оказывают существенное воздействие на созна­ние индивидов, занятых разработкой специально-научных вопросов, т. е. знания, полученные при решении идеоло­гических проблем, выступают регулятивами научной де­ятельности индивидов, занимающихся разработкой про­блем гуманитарных, естественных, общих, стыковых и технических наук.

В условиях становления гуманистического общества России и других стран будет происходить изменение и преобразование идеологических (мировоззренческих) ос­нований таких гуманитарно-социальных дисциплин, как культурология, религиоведение, науковедение, общая ис­тория, этнография, демография, филология (литературо­ведение прежде всего). В гуманитарно-социальных нау­ках оценочный аспект всегда играл особую роль. Нео­кантианцы вообще считали, что социальные науки отличаются от естествознания тем, что в них всегда учи­тывается оценочная сторона познания, более того они ут­верждают, что социальные науки имеют дело не с зако­нами общественного развития, а с различными социаль­ными ценностями. Но эти ценности как раз и являются идеологическими ценностями, без которых процесс гума­нитарно-социального познания просто невозможен. На


роль идеологических ценностей в социальном познании неоднократно указывали М. Вебер и Э. Гуссерль. Гума­нистические ценности, выработанные прежде всего в ос­новополагающих формах гуманистической идеологии, и будут являться той ценностной «призмой», через которую гуманитарно-социальные науки будут рассматривать объекты своего познания. Поэтому знания и ценности, до­бываемые гуманитарными науками, будут иметь идеоло­гический аспект («окрас»). Особое идеологическое значе­ние будут иметь знания и ценности, получаемые в про­цессе анализа оснований гуманитарно-социальных наук гуманистического общества.

В процессе идеологической переориентации естествен­ных и технических наук также произойдет преобразова­ние идеологических (мировоззренческих) оснований физи­ческих, химических, биологических и технических наук. Исходя из принципов космического монизма, все перечис­ленные науки будут ориентироваться на учет космиче­ских факторов развития изучаемых ими процессов, т. е. они станут космоцентричными, а не геоцентричными,как были ранее. Но главное, произойдет преобразование ес­тественных наук, как и гуманитарных, на основе целост­ного знания о мире и роли человека в нем. На основе целостного знания будет осуществляться более глубокий анализ частичных процессов мироздания, произойдет ди­алектическое взаиморазвитие целостного и частичного знания.

Долгие годы из естествознания и технических наук из­гоняли так называемый человеческий или субъективный фактор познания. Э. Гуссерль одним из первых поставил проблему преобразования естественных и технических наук на основе учета в процессе познания этих наук про­блемы человека, т. е. проблемы идеологических ценно­стей в процессе исследований естественных и технических наук. Проблему человеческого фактора в естествознании больше связывали с вопросами соотношения науки и нравственности, т. е. нравственной оценки физических, химических, биологических и технических исследований. В критические моменты развития общества и науки роль нравственного, человеческого фактора особенно возра­стала, и тогда идеологический аспект познания прояв­лялся в полной мере, включая даже его издержки в виде социалистической идейности и партийности в развитии генетики, вспомним, к примеру, борьбу мичуринцев и морганистов в Советском Союзе в 30—50-х годах. Учет

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ

На сайте allrefs.net читайте: "HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Волков Ю. Г.
Личность и гуманизм. (Социологический аспект). 1995. — 226 с. ISBN 5—7135—0087—X В монографии исследуется сложная и неоднопорядковая связь кос­мического, биологического и социальн

Зак. 1664
ния познать бытие. Это приводит к тому, что мировозз­рение не только неоднородно, но и многослойно, т. е. со­держит в себе ряд различных, иногда противоположных убеждений. Многослойно

ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА РОССИИ
В современной отечественной и мировой философской и социальной мысли существуют различные концепции будущего развития общества. Наиболее известные из них теории западных идеологов, связанные с пост

Зак. 1664
славлять самые низменные человеческие чувства. Мы бу­дем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Подлинной целью и основой будущего российского гу­манистического общества будет являться действительно целостно развитая личность. Личность нового общества будет творческой индивидуальностью, предс

Зак. 1664 191
целостного знания о мире, а также человеческого, нрав­ственного фактора в процессе познания приведет, по на­шему мнению, к преобразованию естественных и техни­ческих наук, они станут гуманисти

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
После краткого анализа идеологической структуры будущего общества рассмотрим основные сферы гумани­стического российского общества. На основе идеологиче­ской структуры нового общества произойдут из

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной монографии проанализирована весьма акту­альная проблема взаимоотношения человека и общества в ракурсе становления личности и рождающегося обще­ства глобального гуманизма. Идеалом разрешени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги