рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зак. 1664

Зак. 1664 - раздел Образование, HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ Ния Познать Бытие. Это Приводит К Тому, Что Мировозз­рение Не Только Нео...


ния познать бытие. Это приводит к тому, что мировозз­рение не только неоднородно, но и многослойно, т. е. со­держит в себе ряд различных, иногда противоположных убеждений.

Многослойность мировоззрения представляет собою факт, проверенный эмпирически. Так как эзистенция че­ловека невозможна без влияния различных мировоззре­ний, то эта проблема все чаще привлекает к себе внима­ние психологов, философов, социологов, религиоведов и представителей родственных дисциплин. Так как сущ­ность двухслойного мировоззрения весьма трудно схва­тить, то следует привести результаты экспериментальных исследований, проведенных польскими психологами рели­гии А. Мейер-Гринсберговой и В. Витвицким. Реакции исследуемых были совершенно различными в отношении к математическим противоречиям и религиозным тек­стам20. Оказывается, что в структуре одной личности (ре-гулятивно-интегративной системы) могут существовать два слоя мировоззрения, не исключающих друг друга. Ко­герентное существование двух представленных мировоз­зрений, называемых двухслойным мировоззрением, воз­можно в случае, когда индивид принципиально разграни­чивает проблемы, связанные с научным знанием, от проблем религиозной веры. Данные два слоя мировоз­зрения личности дополняют друг друга, ибо они относят­ся к совершенно разным объектам человеческой деятель­ности. Иное дело, что отношения между ними должны сохранять относительное равновесие, ибо в противном случае личность станет двуличной или произойдет рас­стройство двухслойного мировоззрения.

Двухслойный характер мировоззрения личности и фе­номен мирской святости позволяют вести речь об инте­гральном человеке. Именно его можно реконструи­ровать на основе положений философской антропологии М. Элиаде. Рефлексия в человеке составляет фундамент его теории религии, потому что в своих потребностях человек усматривает исток и содержание религии. Че­ловек здесь интерпретируется двояко: 1) как архаиче­ский тип, представитель культур Востока и так назы­ваемого первобытного общества, ищущего некоего отно­шения к трансцендентному; 2) как современный тип, светски воспринимающий образы американской тех­нократии, отбрасывающий сакральное, сверхъестествен­ное на пути к свободе; будет свободный, когда убьет Бога.


Первый представляет мировоззрение (религиозное), связанное с концепцией пространственно-временного рит­ма мира, который коррелирует с циклом человеческой жизни. Основу этой концепции составляет архаическая модель Года — Космоса, связывающего человеческое бы­тие с периодическим возрождением мира, что придавало космическое измерение повторяющемуся воспроизведе­нию деятельности предков. Наконец, временные циклы. Концепция циклического времени выполняет у современ­ного человека важную функцию, но только в сфере, на­ходящейся вне контроля интеллекта. Современный чело­век конструирует научное мировоззрение, организованное на основе концепции линейного времени и широко поня­того историзма.

Конфликт между архаическим и современным типами человека — это конфликт между космизмом и историз­мом как типами мироотношения. конфликт между тради­ционализмом и модернизмом21. Целью исследований, проведенных М. Элиаде, является следующее: всю тра­дицию культуры Востока, примитива и предыстории сде­лать доступной современному человеку. Именно в этом состоит сущность теории интегрального человека, т. е. со­временного человека, полностью осознающего значимость культурного наследия человечества.

Не менее существенна роль искусства в развитии че-ловеческой личности (ведь в принципе искусство и рели­гия являются универсальными и важными чертами жиз­ни человека): и религия, и искусство представляют собою социальные механизмы, имеющие биологическую основу, чьи функции в общем необходимы для гомеостаза чело­века. Художественное творчество и эстетическая ра­дость — фундаментальные черты жизнедеятельности че­ловека. Дж. Юнг пишет следующее о значимости искус­ства в функционировании личности: «Когда мы поглощены этого рода активностью, наш мозг функцио­нирует точно так же, как и во время выполнения своих обычных обязанностей, но только интенсивнее. Любая че­ловеческая перцепция является формой творческой ак­тивности. Представление о том, что видение или слы­шание основаны только на отборе приходящей извне ин­формации, является ошибочным... Вся перцептивная активность состоит в конструировании образов на основе немногих признаков, воспринимаемых органами чувств. Произведения искусства и являются символами этой на­шей непрерывной творческой активности. Ее ценим соот-

5* 125


ветственно потому, что она выражает и развивает конст­рукции, которые все творят ежедневно»22.

Активность, содержащаяся в процессе творения и пе­реживания произведений искусства, составляет квинтэс­сенцию тех самых функций, при помощи которых мозг человека творчески синтезирует повседневную информа­цию, приходящую из окружения и определяющую течение нашей жизни. «Поэтому, — подчеркивает Дж. Юнг, — можно утверждать, что художественное творчество и эс­тетические переживания необходимы для функциониро­вания человеческих обществ и выступают одной из наи­важнейших форм нашей активности»23. Очевидно, что без простейших биологических функций (пищевое поведение и размножение), поддерживающих гомеостаз, жизнь про­сто не была бы возможна. Это справедливо для множе­ства иных видов, не имеющих искусства, но у человека эти приятные функции зависят от специфических свойств мозга, которые делают возможным общественную жизнь и межчеловеческую коммуникацию.

Несомненно, имеется глубинная связь между художе­ственным творчеством и обыденными программами наше­го мозга, причем эта связь существует на всех уровнях — от наиболее абстрактных до чисто практических. Некото­рые антропологи считают, что определенные структурные черты программ человеческого мозга можно обнаружить во всех областях нашей жизни. Эти структуры особенно ярко проявляются в произведениях искусства, ибо они символизируют процесс жизни. Во всяком случае, произ­ведения искусства представляют собою символы, выра­женные словами, образами или звуками, которые коррес­пондируются неким способом и кодом символики нашего мозга (этот код частично врожден, частично приобретает­ся). В ходе такого рода корреспонденции происходит ин­тенсификация деятельности личности и конструирование образов мира, чтобы ориентироваться в нем.

Искусство не только поддерживает репродуцирование человека, но и развивает личность путем обогащения ре­пертуара ее активности, прививая ей модели нового по­ведения. Именно понимание личности как монады позво­ляет уразуметь значимость искусства в разворачивании ее творческих потенций. Уже подчеркивалось, что взаи­модействие монад-индивидов осуществляется по типу ре­зонанса; оказывается, что и художественное простран­ство тоже имеет резонансную природу, и это особенно рельефно проявляется, например, в китайском искусстве.


Известно, что специалисты обращают внимание на проблему художественного пространства в литературе. Следует учитывать, что художественное пространство древних и средневековых литератур отличается от про­странства современной литературы. Ясно, что ни в древ­ности, ни в средневековье не существовало некоего еди­ничного и универсального понятия пространства. Различ­но пространство в арабских сказках, готическом романе, русской былине, скандинавской саге, японской танке. Различно оно в представлении Боккаччо и Фен Мэнлуна, Данте и Низами. В каждом случае пространство по-сво­ему организует художественное целое, причем оно реали­зует и нравственные принципы, воздействуя на развитие личности.

В китайской поэзии издавна географические ориенти­ры призваны соотносить вещественный, материальный мир с его невидимой духовно-субстанциальной оболочкой: север, юг, запад и восток имели в китайской традиции своих божественных и мифологических духов-покровите­лей. Отсюда следует положение о том, что пространство китайской лирики — это «этическое пространство, за­ключенное не только между пределами реально сущест­вующего мира, сколько между точками философских си­стем»24. Так, цветы, камни, сосны и пр. лишь симолизи-руют природу, наподобие театральных декораций, тогда как основное действие развертывается в сфере нравст­венного философского поиска.

Далекое и близкое в китайской поэзии связаны друг с другом по закону резонанса. Эта связь просматривает­ся уже в противопоставлении у Се Лин-Юня: «Вблизи струи ручья играют на густо рассыпанной гальке, вдали горы виднеются средь редких деревьев». Взгляд поэта здесь как бы скользит от самой ближней точки к самой дальней. Это, считает Л. Е. Бадылкин, свидетельствует о резонирующем объеме25; он ощущается в следующих строках Се-Лин-Юня: «По тому, как осыпаются листья, узнаю, что где-то возник ветер». Дальний и ближний пла­ны здесь также различаются, и связаны они особым об­разом: колебания, возникшие на дальнем плане, как по резонирующей струне, передаются ближнему. Поэт еще не видит ветра, поднимающегося в отдалении, но узнает о нем по отлетающим вблизи листьям. Перед нами мо­дель Лао-цзы, сказавшего, что не выходя со двора, можно познать мир. Перед нами ассоциативный характер китай­ского мышления, который обнаруживает плодотворность


в современной науке, но ведь ассоциативность присуща поэзии вообще. Итак, китайское поэтическое пространст­во является этическим и резонирующим пространством (как в ином искусстве, т. е. в искусстве других культур). Художественное творчество, опредмеченное в произве­дениях искусства, расширяет репертуар поведения лич­ности. Именно искусство помогает человеку тренировать свои творческие возможности. В общем же каждому сти­лю жизни соответствует определенный способ обогаще­ния его, т. е. своя концепция искусства. Тогда можно вы­делить три типа художественной деятельности: раскры­тие новых сфер действительности, усиление изменений в жизни и сознательный тренинг своих творческих возмож­ностей. Несмотря на различие концепций искусства, у них имеется нечто общее — каждый вид художественной де­ятельности обогащает жизнь человека, расширяет гори­зонт его возможностей. Ныне человек вышел на новый уровень активности, когда он создал уровень мышления, называемый герменевтическим, иначе, уровень метасоз-нания. Благодаря этому личность использует искусство для создания новых состояний реальности. Взаимодейст­вие с этими состояниями обогащает человека, а их рас­ширение раздвигает его сознание. Таким образом, искус­ство развивает индивида, увеличивает его контакты с ми­ром, позволяет исследовать собственное сознание.


Глава 6

РЕВОЛЮЦИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ

На сайте allrefs.net читайте: "HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зак. 1664

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Волков Ю. Г.
Личность и гуманизм. (Социологический аспект). 1995. — 226 с. ISBN 5—7135—0087—X В монографии исследуется сложная и неоднопорядковая связь кос­мического, биологического и социальн

ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА РОССИИ
В современной отечественной и мировой философской и социальной мысли существуют различные концепции будущего развития общества. Наиболее известные из них теории западных идеологов, связанные с пост

Зак. 1664
славлять самые низменные человеческие чувства. Мы бу­дем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Подлинной целью и основой будущего российского гу­манистического общества будет являться действительно целостно развитая личность. Личность нового общества будет творческой индивидуальностью, предс

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Рассмотрев главные принципы организации будущего общества, проанализируем его основную структуру. Важ­нейшей, определяющей основой российского гуманисти­ческого общества будет являться идеологическ

Зак. 1664 191
целостного знания о мире, а также человеческого, нрав­ственного фактора в процессе познания приведет, по на­шему мнению, к преобразованию естественных и техни­ческих наук, они станут гуманисти

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
После краткого анализа идеологической структуры будущего общества рассмотрим основные сферы гумани­стического российского общества. На основе идеологиче­ской структуры нового общества произойдут из

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной монографии проанализирована весьма акту­альная проблема взаимоотношения человека и общества в ракурсе становления личности и рождающегося обще­ства глобального гуманизма. Идеалом разрешени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги