рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зак. 1664 191

Зак. 1664 191 - раздел Образование, HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ Целостного Знания О Мире, А Также Человеческого, Нрав­ственного Фактора ...


целостного знания о мире, а также человеческого, нрав­ственного фактора в процессе познания приведет, по на­шему мнению, к преобразованию естественных и техни­ческих наук, они станут гуманистическими науками, т. е. произойдет гуманизация науки и техники в целом.

Аналогичные преобразования произойдут и с общими науками (математикой, кибернетикой, синергетикой и т. д.), а также с так называемыми стыковыми или сине-ргетическими науками (биофизикой, биохимией, биогео­химией и т. д.). Общие и синтетические научные знания более близки к целостному знанию о мире о роли чело­века в нем, поэтому диалектическое взаиморазвитие це­лостного идеологического знания и общенаучного будет происходить в большей мере, чем целостного и частично-научного. Таким образом, естественные, технические, об­щие и стыковые науки в процессе познания объективного мира будут учитывать гуманистические ценности и зна­ния. Идеологический аспект будут иметь также знания, добытые этими науками, особенно при выяснении осно­ваний перечисленных наук.

Важное значение в процессе становления будущего общества будет иметь также экологическая форма идео­логии гуманизма. Разумеется, эта форма будет носить частично-идеологический характер. Экологические про­цессы, как известно, оказывают огромное влияние на раз­витие современного общества. Экологические знания все более учитываются в регулировании общественных про­цессов. Поэтому роль экологии, особенно социальной, в современном мире все более возрастает. Все эти факторы позволяют утверждать, что экологические знания приоб­ретают все возрастающий идеологический характер. Бо­лее того, разрешить проблемы надвигающегося экологи­ческого кризиса возможно только на основе прежде всего целостного знания о мире и роли человека в нем. Это целостное идеологическое знание будет вырабатывать це­лостные формы идеологии гуманизма (идеология мира, общества, человека). Экологическое учение соединяет в себе естественно-научные и социально-гуманитарные зна­ния, поэтому экология есть синтетическая наука в полной мере. Экологическая наука будущего общества будет включать следующие разделы: природную экологию, со­циальную экологию, экологическую этику и экологию человека. В процессе формирования гуманистической экологической идеологии необходимо будет учитывать целостные знания и ценности нового гуманизма. Идеоло-


гическое значение будут иметь также знания, получаемые экологической наукой будущей гуманистической цивили­зации.

Проанализировав особые и частичные формы идеоло­гии гуманизма, рассмотрим программно-директивную форму идеологии как последнюю составную часть необ­ходимых форм гуманистической идеологии. Самое совер­шенное идеологическое учение, разработанное в философ­ских, политических, экономических трактатах без про­граммно-директивного воплощения, останется идеологией избранных. Идеологические знания и ценности, получив­шие директивную форму выражения, овладевают масса­ми народа. Иначе говоря, без четко разработанной про­граммно-директивной части различные идеологии не могут добиться эффективных результатов своего воздей­ствия на индивидов. Идеологические руководства к дей­ствию регулируют и направляют поведение личностей в соответствии с определенными идеологическими прин­ципами организации общества. Директивные указания представляют собой выраженные в концентрированной форме положения идеологических теорий, концепций и доктрин. Если в выше изложенных формах идеологии разрабатываются и излагаются фундаментальные теоре­тические положения идеологии, то программно-директив­ная форма имеет прикладной характер. Программно-ди­рективная форма новой идеологии и будет являться при­кладной идеологией гуманизма.

На основе теоретических идеологических знаний и цен­ностей (а также заблуждений) вырабатываются опреде­ленные требования, распоряжения, руководящие указа­ния, идеологические установки, постановления и инструк­ции партийных и других идеологических органов. Для религиозной идеологии — это различные послания, рас­поряжения священного Синода русской православной церкви или буллы папы римского. Программно-директив­ная форма идеологии — это система нравственных, пра­вовых, политических, философских, экономических, эко­логических и других директив, действий или идеологиче­ских регулятивов поведения личностей в различных сферах жизни общества. Руководства к действию (идео­логические директивы) воплощаются в политических платформах, программах партий, в декларациях, мемо­рандумах, директивах, манифестах, конституциях, воззва­ниях, декретах, лозунгах и других документах идеологи­ческих организаций.

7* 193


После выработки гуманистических ценностей и знаний в основополагающих формах идеологии (идеологии мира, общества, человека), а также после их дальнейшего обос­нования и развития в особых формах идеологии (филосо­фии, эстетики, этики, правоведения, политологии, полит­экономии и социологии гуманизма) с учетом знаний, выработанных в частично-идеологических формах, возни­кает необходимость создания программно-директивной системы идеологии гуманизма как прикладной идеологии нового российского общества. На основе полученных иде­ологических идей, знаний, ценностей в разных формах идеологии гуманизма будут разрабатываться нравствен­ные, правовые, политические, экономические, экологиче­ские регулятивы поведения, т. е. руководящие указания, установки, постановления, распоряжения идеологических органов и организаций гуманистического общества. Раз­работанные руководства к действиям, основанные на гу­манистических принципах и положениях, будут вопло­щаться в конституциях гуманистических стран, в декла­рациях прав человека гуманистических государств, в программах и манифестах гуманистических партий и дви­жений гуманистов, а также в различных меморандумах, декретах, политических платформах общественных и го­сударственных идеологических организаций, в воззваниях и лозунгах гуманистов разных стран мира.

Следующий раздел системы идеологии гуманизма бу­дет посвящен рассмотрению функциональных механиз­мов идеологии нового общества. К функциональным ме­ханизмам гуманистической идеологии следует отнести механизм идеологического воздействия, механизм форми­рования идеологического сознания личностей гуманисти­ческого общества и механизм идеологических действий как механизм реализации идеологических знаний и цен­ностей гуманизма в жизнедеятельности граждан будуще­го общества.

Выраженные в формах идеологии знания, а также иде-ологиче/жие регулятивы поведения индивидов без меха­низма идеологического воздействия останутся на бумаге идеологических трактатов. Благодаря системе идеологи­ческого воздействия, идеологические знания, ценности, регулятивы вносятся или внедряются в сознание индиви­дов общества, а затем уже осмысливаются и переоцени­ваются ими. Таким образом, идеологическое воздействие представляет собой весьма сложный процесс внедрения, внесения в сознание индивидов идеологических идей, зна-


ний и даже заблуждений. Внесение или внедрение идео­логических ценностей осуществляется через беседу, лек­цию, проповедь, через радиовещание и телевидение, через книги, журналы, газеты и другие виды идеологического воздействия идеологических идей и знаний в процессе формирования сознания личностей любого общества. Си­стема идеологического воздействия включает как прямое воздействие на сознание индивида в виде проповеди, бе­седы, лекции, так и опосредованно, через предметы куль­та, через икону, распятие, через обрядовые действия, да­же через шаманский танец. Вообще воздействие через предмет культа придает идеологическому воздействию таинственно-священный характер, тем самым усиливает­ся его эффект.

Идеологическое воздействие через различные виды процесса внесения идеологических ценностей осуществ­ляется в определенных формах. Для религиозных идео­логий это литургия, представляющая собой целый теат­ральный спектакль, особое значение имеет религиозное образование как форма воздействия (от церковно-приход-ской школы до духовной академии). Религиозное образо­вание входит в более широкую форму религиозного иде­ологического воздействия — в религиозное просвещение, осуществляемое различными религиозными органами и организациями.

Аналогично религиозным формам идеологического воздействия существуют определенные светские формы воздействия. К ним следует прежде всего отнести систе­мы идеологического просвещения, образования, пропа­ганды и агитации. В перечисленных идеологических фор­мах и происходит процесс идеологического воздействия светских знаний, ценностей и регулятивов различных иде­ологий на сознание индивидов.

Гуманистические идеологические знания и ценности будут также внедряться, вноситься в сознание личностей будущего общества через лекции, беседы, диспуты, радио и телевидение, а также через опосредованные виды воз­действия. К ним относятся книги, журналы и другая пе­риодическая печать будущего общества. Возможно созда­ние новых видов идеологического воздействия гумани­стической цивилизации. Формой идеологического воз­действия нового общества будет являться гуманистиче­ское просвещение. Просвещение станет подлинной преоб­разующей духовной силой гуманистического общества. Гуманистическое идеологическое воздействие будет осу-


ществляться также в разных формах образования. Иде­ологическое обучение и воспитание личности должно осу­ществляться от дошкольного до высшего образования. Гуманистическое идеологическое воздействие будет так­же происходить в различных системах переподготовки и повышения квалификации личностей будущего общества. Важной формой идеологического воздействия нового об­щества станет также система идеологической пропаган­ды как система распространения и углубленного разъяс­нения гуманистических идей, учений, взглядов, знаний и ценностей. Тесно связанной с пропагандой гуманистиче­ского общества как формой идеологического воздействия станет идеологическая агитация нового общества. Агита­ция как форма идеологического воздействия будет пред­ставлять собой распространение философских, эстетиче­ских, этических, правовых, политических, экономических идей и ценностей гуманизма для воздействия на созна­ние, общественную активность масс народа. Гуманисти­ческая агитация будет также важнейшим средством иде­ологического воспитания, орудием воздействия идео­логических органов и организаций будущего общества. Возможно, в процессе становления и развития гумани­стического общества возникнут новые формы идеологиче­ского воздействия, кроме идеологического просвещения, образования, пропаганды и агитации.

Другим функциональным механизмом идеологии гу­манизма должен стать механизм формирования идеоло­гического сознания личностей нового общества. Идеоло­гические знания и ценности, добытые в формах идеологии через систему идеологического воздействия, вносятся в сознание индивидов. Далее происходит освоение, осмыс­ление, переосмысление, переживание, а также сопережи­вание и сотворчество идеологических идей, знаний, регу-лятивов, ценностей, т. е. формируется идеологическое со­знание личности. Разумеется, все сознание индивида не сводится только к идеологическому сознанию личности. Во внутренней структуре сознания человека происходит взаимодействие идеологических и неидеологических идей, знаний, ценностей. Особое значение во внутреннем «Я» личности имеет общее знание как высшая ценность, яв­ляющаяся основой единства общества.

Идеологические знания и ценности, пройдя стадию осознания, переосмысления, переживания, превращаются в идеологические мировоззрения, убеждения и установки личности. Идеологическое сознание личности выступает в


философской художественной, нравственной, правовой, политической, экономической формах. В процессе форми­рования идеологического сознания личности происходит взаимодействие рациональных и иррациональных идей, представлений, т. е. устанавливается некое соотношение разума и воли, рассудка и веры. В идеологическом созна­нии индивида осуществляется также взаимодействие идей, взглядов, представлений на теоретическом и обыденном уровнях. Так называемая религиозная психология индиви­дов как раз и представляет собой религиозное идеологиче­ское сознание на эмпирическом, обыденном уровне. Свет­ские идеологии также формируют идеологическое созна­ние личностей на эмпирическом и теоретическом уровне.

В будущем обществе на основе гуманистических зна­ний, идей, ценностей будет функционировать механизм формирования идеологического сознания личностей гума­нистического общества. Этот механизм будет предпола­гать формирование у личности гуманистического миро­воззрения, убеждения и идеологических установок на ос­нове гуманистических ценностей с учетом всех форм, видов и уровней сознания. Гуманистический механизм формирования идеологического сознания будет высту­пать в трех формах своего бытия. Образование сознания личности гуманистического общества в форме освоения идеологических знаний, регулятивов и ценностей. Эта форма механизма будет предполагать формирование иде­ологических убеждений, мировоззрения, установок лично­стей будущего общества на этапе простого, даже возмож­но, некритического освоения и запоминания идеоло­гических знаний и ценностей. Некоторые, особенно догматизированные идеологии, в большинстве случаев ог­раничивались этой формой механизма, не позволяя лич­ности задумываться, переосмысливать, переживать вну­шаемые ей идеологические идеи и ценности. Это было свойственно прежде всего фашистским, коммунистиче­ским и им подобным идеологиям мира. Следующей фор­мой механизма формирования сознания личностей гума­нистического общества будет являться становление со­здания личностей нового общества в форме переживания идеологических ценностей. Это более высокий уровень формирования идеологического мировоззрения, убежде­ния, установок, чем уровень простого некритического ос­воения. Процесс переживания идеологических ценностей будет характеризовать более глубокое переосмысление знаний гуманизма во внутреннем «Я» личности. Эти цен-


ности станут действительно глубокими убеждениями лич­ности. Мировые религиозные идеологии как раз и пред­полагали, что их религиозные ценности не просто осваи­вались, а переживались индивидуумом, поэтому фор­мированию внутреннего мира человека, его духовному совершенствованию в религиозных идеологиях уделялось особое значение. Религиозные наставники обращались именно к «душе» личности, а не к безликой толпе, как в тоталитарных государствах, основанных на фашистской и коммунистической идеологиях. Третьей формой меха­низма формирования идеологического сознания личности гуманистического общества будет являться образование сознания индивидов будущего общества в форме сотвор­чества и индивидуального творчества идеологических знаний и ценностей гуманизма. Эта форма механизма бу­дет предполагать участие в творческом развитии идеоло­гии гуманизма каждого индивида общества. Это будет свободное идеологическое творчество народа, но, разуме­ется, в рамках идеологических знаний и ценностей идео­логии гуманизма. Каждый гражданин будет чувствовать себя творческой индивидуальностью в идеологическом плане. Если предшествующие идеологии предполагали такое творческое отношение к идеологическим ценностям лишь для идеологов, т. е. индивидов, занятых разработ­кой идеологического учения, от великих продолжателей основоположников идеологий, до рядовых идеологов, за­нимающихся творчеством по должности, то в будущем гуманистическом обществе любой индивид будет иметь право сотворчества идеологических ценностей. Каждый человек будущего общества будет чувствовать себя твор­цом ценностей идеологии гуманизма. Механизм форми­рования идеологического сознания личностей будет пред­полагать также процесс побуждения идеологических дей­ствий личности гуманистического общества. Сущность этого процесса состоит в том, что осознанные, пережитые, сотворенные идеологические знания, ставшие мировоз­зрением и убеждением, будут побуждать, мобилизиро-вать, стимулировать, призывать к реальным действиям индивидов. Разумеется, на процесс побуждения идеоло­гических действий будет оказывать влияние не только убеждение личности, но также необходимые соглашения и договоры. Кроме того, возможно, в будущем обществе возникнет необходимость заставлять, личность действо­вать по вынужденному идеологическому принуждению, но это будет только в крайних экстремальных условиях.


Третьим функциональным механизмом идеологии гу­манизма будет механизм идеологических действий, пред­ставляющий реализацию на практике идеологических знаний и ценностей гуманистического общества. Значение этого идеологического механизма в жизни общества ог­ромно, ибо все предшествующие формы и механизмы иде­ологии служат необходимым условием функционирова­ния механизма идеологических действий. Идеологическая структура общества и создается для того, чтобы все иде­ологические идеи, знания, ценности, регулятивы поведе­ния были реализованы в действии на практике идеологии, в этом и есть главное назначение идеологической струк­туры общества, как «мозга и разветвленной нервной системы» социального организма. Сущность механизма идеологического действия состоит в том, что идеологиче­ские знания, ценности, выработанные во всех теоретиче­ских формах идеологии и внедренные в сознание индиви­да через систему идеологического воздействия, пройдя процесс осознания, переосмысления, переживания, про­являются в действиях личности, т. е. идеологические дей­ствия — это и есть идеологические идеи, знания, ценности в действии, а не только в сознании индивида. Важнейшей характерной чертой идеологических действий является то, что идеологические действия осуществляются одно­временно с технологической, экономической, политиче­ской, художественной, научной деятельностью индивида, т. е. со всеми неидеологическими видами человеческой деятельности. Идеологические действия определяют раз­личные виды деятельности индивида во всех сферах жиз­ни любого общества. Идеологические идеи, знания, цен­ности, пройдя стадию осознания, побуждают идеологи­ческие действия, которые организуют, регулируют, направляют, интегрируют экономические, социальные, политические и т. д. действия и взаимодействия индиви­дов на основе убеждения, договора или принуждения.

В основе дифференциации гуманистического механиз­ма идеологических действий на свои формы лежит деле­ние идеологического знания на следующие виды:1) Об­щеиндивидуальные идеологические знания — к ним от­носятся целостное знание (вырабатываемое в формах идеологии мира, общества, человека), философское, эсте­тическое, правовое, политическое, экономическое, соци­ологическое, идеологическое знания, а также частично идеологическое и особое директивно-идеологическое зна­ние. 2) Идеологические знания коллективного значения,


т. е. знания, интегрирующие индивидов в коллектив. 3) Идеологические знания сферного значения, т. е. объ­единяющие экономическую, социально-политическую, ду­ховную сферы жизни общества. 4) Идеологические знания общесферного или государственного значения, они лежат в основе объединения всех сфер в общество как единое органическое целое. 5) Идеологические знания и ценности международного значения, интегрирующие однотипные по идеологии государства в определенные системы стран мира. 6) Общецивилизационные, общечеловеческие зна­ния и ценности, имеющие общецивилизационное, глобаль­ное мировое значение, т. е. знания и ценности, на основе которых осуществляются взаимоотношения стран различ­ных мировых систем.

В соответствии с перечисленными выше видами идео­логических знаний механизм идеологических действий бу­дущего гуманистического общества будет дифференциро­ваться на следующие формы своего функционального бытия:

а) Индивидуальная форма механизма идеологического
действия, предполагающая, что общеиндивидуальные
идеологические знания и ценности будут организовывать,
направлять, регулировать технологическую, экономиче­
скую, политическую, научную деятельность индивида на
основе его мировоззрения и убеждений, или на основе
договоренности и согласия, или на основе принуждения
в ограниченных рамках силы против зла.

б) Коллективная форма механизма идеологического
действия будет предполагать прежде всего то, что идео­
логические знания коллективного значения интегрируют
индивидов в определенные необходимые и возможные ви­
ды социальных групп, коллективов будущего гуманисти­
ческого общества. Идеологические знания и ценности
коллективного значения также будут организовывать, ре­
гулировать, направлять экономическую, политическую,
духовную деятельность коллектива граждан по их убеж­
дениям, договору и возможному принуждению членов
данного коллектива.

в) Сферная форма механизма идеологического дейст­
вия гуманистического общества будет означать то, что
идеологические знания и ценности сферного значения ин­
тегрируют, объединят социальные группы, коллективы
граждан в духовную, социально-политическую, экономи­
ческую, семейно-бытовую сферу жизни будущего об­
щества. Идеологические ценности сферного характера в


действии будут организовывать, регулировать и напря­гать разные виды деятельности сфер общества по согла­шению и договору.

г) Общественная или государственная форма механиз­
ма идеологического действия нового общества будет
предполагать, что идеологические знания и ценности об­
щесоциального значения как высшие ценности общества
гуманизма будут интегрировать сферы общества в страну
как единое целое, с учетом различных вариантов нацио­
нальных моделей государств гуманистической цивилиза­
ции. Соответственно идеологические ценности государст­
венного общесферного характера будут также организо­
вывать, регулировать и направлять деятельность страны
и государства в целом.

д) Международная (внутрисистемная) форма механиз­
ма идеологического действия будет означать, что идеоло­
гические высшие знания и ценности в действии станут
основой интеграции гуманистических стран в систему гу­
манистических стран мира (типа мировой системы стран
капитализма и социализма, или систем стран христиан­
ской, мусульманской, буддистской цивилизации). Разуме­
ется, что эти социальные системные ценности в действии
будут организовывать, регулировать и направлять дея­
тельность системы гуманистических стран на основе меж­
дународных соглашений и договоров между странами гу­
манистической цивилизации.

е) Общецивилизационная форма механизма реализа­
ции идеологических знаний гуманизма будет предпола­
гать, что идеологические общецивилизационные, общече­
ловеческие ценности объединят гуманистические страны
в единую социосферу Земли на общечеловеческой основе.
Общецивилизационные гуманистические действия станут
организовывать, регулировать и направлять взаимодей­
ствия гуманистических и других стран мира в единое це­
лое Земной цивилизации на основе общепланетарных до­
говоров и соглашений глобального характера.

Взаимосвязь всех перечисленных форм механизма и будет давать механизм идеологического действия, взятый в целом, причем индивидуальная'форма механизма явит­ся основой всех форм механизма реализации идеологиче­ских знаний и ценностей гуманистической цивилизации. Механизм идеологических действий, взятый в целом, бу­дет также предполагать различные варианты взаимодей­ствия всех форм описанного в общих чертах механизма реализации идеологических идей, знаний, ценностей гу-


манистического общества. Подводя итог рассмотрения механизма идеологических действий, следует сделать вы­вод, что гуманистические идеологические действия будут организовывать, регулировать, направлять, интегриро­вать деятельность индивидов, коллективов, сфер, тем са­мым станут определять развитие и функционирование са­мого общества, страны, системы стран и цивилизации глобального гуманизма в целом.

Последним элементом системы идеологического гума­низма является учение о формировании органов и орга­низаций российского гуманистического общества. Идео­логические организации в любом обществе всегда выпол­няют функции разработки идеологического учения во всех формах, кроме этого они осуществляют процесс вне­сения, внедрения идеологических идей, знаний, ценностей в сознание личностей, а также производят координацию функционирования механизма формирования сознания индивидов и механизма реализации идеологических цен­ностей в жизни общества. В истории развития человече­ских обществ существовали идеологические организации, имевшие полностью или частично идеологический харак­тер. К религиозным организациям, имеющим полностью идеологический характер, следует отнести жреческие ор­ганизации, церковь как главную религиозную идеологи­ческую организацию с ее сложнейшей иерархической си­стемой, включая монашеские ордена, а также различные религиозные общины и секты. Для различных религиоз­ных конфессий идеологические организации имели свою специфику, например, христианская церковь отличается от мусульманской целигиозной организации, а также от буддистской и иудейской. Главными идеологическими ор­ганизациями светских идеологий всегда были идеологи­ческие или политические буржуазные, социалистические партии и их органы. Как известно, в свое время, бывшая КПСС в полной мере осуществляла функции разви­тия марксистско-ленинского учения через свои партий­ные институты и академии, производила внедрение этого учения в массы народа, а также осуществляла коорди­нацию функционирования идеологических механизмов формирования сознания и идеологических действий. Правда, КПСС присваивала себе функции, несвойствен­ные идеологическим организациям, т. е. она подменяла и «подминала» под себя экономические, административно-хозяйственные, общественно-политические организации советской России. Такая же роль подмены государствен-


ных организаций была свойственна ранее римско-католи­ческой церкви в эпоху феодализма, когда она подменяла и даже подавляла своим авторитетом деятельность суще­ствовавшей тогда королевской и княжеской власти сред­невековой Европы. Взаимоотношения государства и цер­кви в России тоже были не простыми. К полностью иде­ологическим организациям в современных странах мира следует также отнести идеологические исследователь­ские институты, центры, фонды политических, экономи­ческих, социологических, философских исследований, а также философские, политические, социологические, эко­номические кафедры, факультеты, институты и академии, осуществляющие разработку идеологического учения и его внесения в сознание студентов и слушателей.

Сегодня в России спорят: являются ли так называе­мые средства массовой информации идеологическими ор­ганизациями или нет. Да, в средствах массовой инфор­мации специально не вырабатываются идеологические знания, хотя частично и это осуществляется, но главное то, что средства информации вносят, внедряют знания, в том числе и идеологические, в сознание личностей любого общества. Поэтому эти средства следует отнести к час­тично-идеологическим органам, а говорить об их полной деидеологизации просто бессмысленно. Разумеется, сред­ства массовой информации должны осуществлять про­цесс внесения знаний и ценностей различных идеологий, существующих в той или иной стране, а не быть сред­ством внедрения одной только, даже правящей идеоло­гии, как было в России советского периода. Частично-идеологический характер носят также ряд общественных и государственных органов и организаций. Общественные организации писателей, художников, ученых, профсоюзы, различные молодежные организации и движения, в кото­рых частично осуществляется процесс создания или внед­рения идеологических ценностей, а также частично про­изводится координация идеологических действий индиви­дов в различных сферах жизни общества. Разумеется, в большей мере координацию идеологических функцио­нальных механизмов осуществляют государственные иде­ологические организации или идеологические отделы го­сударственных органов.

Для нормального функционирования будущего гума­нистического общества необходимо создать его идеологи­ческие органы и организации. По нашему мнению, в про­цессе становления гуманистического общества необхо-


димо сформировать идеологические исследовательские институты, центры, фонды, разрабатывающие идеологию гуманизма во всех ее формах. Далее следует создать ор­ганизации, которые будут осуществлять процесс внесе­ния идеологических знаний в сознание личностей будуще­го общества. Это прежде всего относится к органам массовой информации нового общества. Разумеется, они будут внедрять знания и ценности также и других идео­логий, которые будут существовать в той или иной стра­не. Особое значение среди идеологических органов будет занимать гуманистическая партия с ее различными ор­ганизациями типа партийных клубов гуманистов. В бу­дущем обществе целесообразно было бы создать раз­личные гуманистические ассоциации и конгрессы гума­нистов, а также молодежные организации гуманистов скаутского типа и т. д. В новом гуманистическом обще­стве возможно будет образовать также государственные идеологические организации в форме государственного идеологического совета при президенте, осуществляюще­го функции координации взаимодействия всех видов иде­ологий в стране с целью выработки правящей идеологии, наиболее приемлемой для государства в определенный период его развития. В гуманистическом обществе к государственным идеологическим организациям следует также отнести различные комитеты и комиссии парла­мента, которые будут осуществлять координацию и кон­троль всех идеологических органов гуманистического общества. Система идеологических органов нового обще­ства будет предполагать создание организаций гумани­стического идеологического просвещения, образования (от начальной до высшей школы), а также органы идео­логической пропаганды и агитации гуманизма в целом.

Таким образом, рассмотренная выше теоретическая система идеологии будущего гуманистического россий­ского общества будет состоять из основополагающих и необходимых форм идеологии, а также из функциональ­ных механизмов и идеологических организаций нового об­щества. На основе системы идеологии гуманизма станет формироваться и идеологическая структура будущего российского общества. Эта идеологическая структура но­вого общества будет представлять собой следующие со­ставные элементы:

1) Основополагающее учение идеологии гуманизма. Это и есть выше очерченная в общих контурах система идеологии гуманизма.


2) Учения гуманистических идеологов, в которых будут
обосновываться и развиваться основные формы идеоло­
гии гуманизма, т. е. идеология мира, общества, человека.

3) Учения идеологов гуманизма, в которых будет осу­
ществляться обоснование и развитие не основных, но не­
обходимых форм новой идеологии (философии, эстетики,
этики, правоведения, политологии, политэкономии, соци­
ологии, а также другие формы учения идеологии гума­
низма).

4) Частично-идеологические формы человеческого по­
знания, возникающие на основе преобразования гумани­
тарных, естественных, технических и общих наук, а также
экологического учения гуманизма.

5) Программно-директивная система идеологии гума­
низма, которая будет разрабатываться различными пар­
тийными, общественными и государственными идеологи­
ческими организациями.

6) Механизм идеологического воздействия, предпола­
гающий создание системы идеологического просвещения,
образования, пропаганды и агитации гуманистического
общества.

7) Механизм формирования идеологического сознания
личностей будущего гуманистического общества.

8) Механизм идеологических действий граждан гума­
нистического общества.

9) Идеологические органы и организации будущего гу­
манистического общества.

Идеологическая структура российского гуманистиче­ского общества, а также других гуманистических стран будет организовывать, регулировать, направлять и интег­рировать деятельность личностей, определяя тем самым становление и развитие основных сфер жизнедеятельно­сти российского общества в целом.

Самостоятельное прогрессивное развитие экономики, политики, культуры без идеологии невозможно, ибо оно не дает целостного, эффективного развития общества; имен­но идеология направляет, интегрирует, упорядочивает развитие общества. Без идеологической структуры будет стихийное, беспорядочное развитие общества, что мы и ви­дим в бывших республиках СССР в результате объявлен­ной деидеологизации. Как отмечает И. Корзун: «Идеоло­гия возрождения дала бы импульс для окончательного преодоления большевистского мировоззрения, психоло­гии, сформированной тоталитарным режимом, для движе­ния общества по пути демократии и прогресса».


Идеологические структуры определяют развитие об­щества, но развитие общества имеет обратное воздейст­вие на идеологическое учение. В новых, изменившихся ус­ловиях, старое идеологическое учение уже не соответст­вует новым социальным процессам, поэтому встает необходимость модернизации, реформы старой идеологии или создания новой идеологии. Можно сказать, что та или иная идеология, верная в определенных исторических ус­ловиях, в других будет неверной, не отвечающей «духу» времени.

В современных западных странах существует в основ­ном только совокупность определенных идеологических принципов, на основе которых определяется развитие и регулирование постмодернистских обществ мира. Но эта совокупность идеологических принципов не доведена до целостных идеологических систем, дающих основу для ду­ховного богатства человека и общества Запада. Только идеологии, дающие целостное знание и представление о мире и роли человека в нем, могут являться основой фор­мирования и развития духовно богатой личности. Неспо­собность современных западных светских идеологий со­здать целостное идеологическое учение привела к тому, что все идеологические концепции постиндустриальных и посткапиталистических стран представляют собой лишь совокупность отдельных идеологических принципов, а не целостное учение о мире и роли в нем идеологии.

Наиболее целостные идеологии, существующие в со­временных западных странах, — это устаревшие религи­озные идеологии, не отвечающие в полной мере требова­ниям нового времени так же, как и возрождающиеся в России религиозные идеологии, например, православия и мусульманства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ

На сайте allrefs.net читайте: "HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зак. 1664 191

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Волков Ю. Г.
Личность и гуманизм. (Социологический аспект). 1995. — 226 с. ISBN 5—7135—0087—X В монографии исследуется сложная и неоднопорядковая связь кос­мического, биологического и социальн

Зак. 1664
ния познать бытие. Это приводит к тому, что мировозз­рение не только неоднородно, но и многослойно, т. е. со­держит в себе ряд различных, иногда противоположных убеждений. Многослойно

ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА РОССИИ
В современной отечественной и мировой философской и социальной мысли существуют различные концепции будущего развития общества. Наиболее известные из них теории западных идеологов, связанные с пост

Зак. 1664
славлять самые низменные человеческие чувства. Мы бу­дем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Подлинной целью и основой будущего российского гу­манистического общества будет являться действительно целостно развитая личность. Личность нового общества будет творческой индивидуальностью, предс

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Рассмотрев главные принципы организации будущего общества, проанализируем его основную структуру. Важ­нейшей, определяющей основой российского гуманисти­ческого общества будет являться идеологическ

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
После краткого анализа идеологической структуры будущего общества рассмотрим основные сферы гумани­стического российского общества. На основе идеологиче­ской структуры нового общества произойдут из

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной монографии проанализирована весьма акту­альная проблема взаимоотношения человека и общества в ракурсе становления личности и рождающегося обще­ства глобального гуманизма. Идеалом разрешени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги