Реферат Курсовая Конспект
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - раздел Образование, HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ После Краткого Анализа Идеологической Структуры Будущего Общества Рассмотрим ...
|
После краткого анализа идеологической структуры будущего общества рассмотрим основные сферы гуманистического российского общества. На основе идеологической структуры нового общества произойдут изменения в основных сферах жизнедеятельности российского общества. В процессе становления гуманистического общества должна осуществиться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. Поэтому главной задачей общества гуманизма
будет повсеместное производство знаний, а производство материальных товаров будет выступать результатом производства знаний. Производство знаний в государственных масштабах — это главное отличие гуманистического общества от современных обществ западного и постсоциалистического толка. Гуманистическое общество будет обществом знаний. В будущем обществе производство знаний будет осуществляться во всех сферах общества, а не только в области культуры. Для этого необходимо современное общество преобразовать, перестроить так, чтобы знания, культурные ценности создавались в его духовном, социально-политическом и материальном производствах. Переориентация современного общества на производство и функционирование знаний необходимо прежде всего потому, что высшей целью нового общества является формирование и развитие целостной личности, когда сущность человека определяется совокупностью знаний, освоенных индивидуумом в жизни, а не совокупностью всех безличных общественных отношений. Как известно, К. Маркс определял сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». В гуманистической личности, как мы отмечали ранее, совокупность освоенных ею знаний должна представлять собой целостное знание, в котором будет обеспечиваться гармоническое сочетание всех теоретических и обыденных форм знаний без абсолютизации только научного. Но главными должны быть.нравственные знания и ценности человека будущего общества.
Если сущность человека определяется совокупностью его знаний, то их производство превращается в высшую цель и задачу всех сфер и структур гуманистического общества. Первой по значению после идеологической структуры общества будет являться сфера духовной культуры или свободное духовное производство. Сфера культуры нового общества будет состоять из следующих отраслей духовного производства: искусство во всех его видах, наука (в которой будут осуществляться фундаментальные научные исследования, не имеющие идеологического характера), система образования (средняя и высшая школа, включая вузовскую науку) и система медицинского обслуживания.
В духовном производстве гуманистического общества будет осуществляться освоение и производство знаний во всех его разнообразных видах. Сфера духовной культуры в будущем будет являться главной сферой по производ-
ству и распространению знаний. Произойдет перестройка этой области общества. Так, все нетворческие виды духовного труда будут переданы компьютерным системам обслуживания творческой деятельности людей, занятых в свободном духовном производстве. За человеком, действующим в сфере духовного производства, останется подлинно человеческий творческий труд, производящий знания и духовные ценности. Этот творческий труд и будет являться основой формирования и развития целостной личности как главной цели гуманистического общества. Творческий труд, реализуемый в сфере духовного производства, должен в соответствии с законом стоимости по количеству и качеству творческого труда быть самым высокооплачиваемым. Знания, освоенные и добытые человеком в сфере духовной культуры, и будут определять его сущность и достоинство.
Следующей сферой будущего общества будет являться социально-политическое производство, в котором будут создаваться и функционировать политические ценности и отношения по поводу власти и управления. Эта сфера также будет определяться идеологической структурой гуманистического общества. К социально-политическому производству следует отнести деятельность нескольких групп профессионально занятых в этой области людей. Одна из них представляет собой управленческий аппарат министерств и ведомств. Ко второй группе следует отнести людей, осуществляющих деятельность, связанную с государственной властью. Это деятельность людей, обеспечивающих общественный порядок, государственную оборону и безопасность. К третьей группе следует отнести деятельность людей, осуществляющих правовое регулирование общества и работающих в органах прокуратуры, адвокатуры и других подобных им организациях государственного аппарата.
Как уже отмечалось выше, в будущем российском обществе нетворческие виды управленческого труда будут «переданы» компьютерам, входящим в автоматизированные системы управления общественными процессами. А за личностью останется подлинно человеческая творческая управленческая деятельность в сфере управления и регулирования социальными процессами. Этот творческий управленческий труд, производящий знания и политические ценности, будет определять сущность и достоинства целостной личности, действующей в социально-политическом производстве. Разумеется, чем выше
степень творческого содержания управленческого труда, тем оно больше будет стоить по сравнению с нетворческим трудом, который все же будет иметь место в сфере управления, но не он уже будет определять ее прогрессивное развитие.
Наибольшей реформе в гуманистическом обществе подвергнется экономическая сфера, или материальное производство. Как известно, в современных уже происходит изменение места и роли человека в технологическом процессе производства. В машинном производстве человек является частью технологического процесса, его деятельность является частичной. Личность, формирующаяся на основе нетворческой частичной деятельности, представляет собой частичную личность. Поэтому,. чтобы личность сформировалась целостно, необходимо изменить процесс производства так, чтобы личность вышла из технологического процесса, стала над этим процессом. Для этого необходимо, чтобы нетворческая деятельность, не производящая знаний, была передана машинам, функционирующим по замкнутым технологическим циклам с использованием не только механической, но физической, химической, биологической форм движения. В современных развитых странах мира замкнутые технологические циклы с использованием многих форм движения уже создаются как в промышленности (так называемые заводы «под замком»), так и в сельском хозяйстве. Но даже самые совершенные технологические процессы спустя некоторое время будут устаревать, поэтому необходимо будет создавать новые. Разработка и создание новых технологий, направленных на дальнейшее преобразование природы, предполагают, что в сфере материального производства должна существовать целая система предметно-творческого производства, в котором будет осуществляться подлинно человеческая творческая деятельность, производящая знания в этом производстве. Материальное производство будущего гуманистического общества по праву будут определять как гигантскую научную лабораторию, функционирующую в единстве с замкнутым технологическим процессом, производящим в автоматическом режиме предметы потребления, т. е. промышленные товары. В предметно-творческом производстве будет осуществляться в основном прикладные исследования. Произойдет своего рода слияние научно-исследовательских и проектных институтов с производством. Наука станет производственной, а производство научным. Фунда-
ментальные исследования, в основном, будут осуществляться в духовном производстве, в сфере академической и вузовской науки, имеющей общегосударственную систему обеспечения. В догуманистических обществах в материальном производстве знания использовались для производства товаров. В будущем обществе главным будет производство знаний для создания новых технологий, а товары будут уже следствием от производства знаний. В целом экономическая сфера производства материальных благ будет перенацелена на производство духовных ценностей и знаний, которые и станут определять духовное богатство человека и народов мира. Закон стоимости по количеству и качеству творческого труда будет стимулировать людей на производство знаний как самых главных ценностей в обществе. Причем этот закон будет регулировать процесс производства знаний во всех сферах общества, а не только в экономической. Как отмечает О. Тоффлер: «Распределение новой экономики с ведущей ролью знания явилось взрывной силой, ввергшей развитые экономические системы в жесткое глобальное соперничество, продемонстрировавшей социалистическим государствам их безнадежную отсталость. В настоящее время эта сила обуславливает глубинные трансформации властных отношений. Уинстон Черчилль однажды произнес пророческую фразу: «Власть будущего будет властью разума». Сегодня его пророчество сбылось. Еще предстоит осознать, какие трансформации — и на уровне частной жизни, и на социальном уровне — претерпит стихийная власть под влиянием новой роли «разума».
Таким образом, в будущем обществе на основе творческого труда, производящего знания, будет формироваться целостная личность как главная цель гуманистического общества. Экономической основой свободного целостного развития личности будет являться ее личная, частная собственность, остальные формы собственности будут ориентироваться на поддержание развития личной собственности человека. Особое значение, как мы отмечали выше, будет иметь частная интеллектуальная собственность, которая должна быть священной и неприкосновенной. Поэтому произведенные человеком знания, являющиеся его частной собственностью, должны охраняться государством и законом.
Изложенная абстрактная модель будущего гуманистического общества будет иметь конкретно-исторические формы своего развития, т. е. национальные модели со
своими особенностями и спецификой в каждой стране. Разумеется, гуманистические страны будут входить в разные региональные объединения, в которых эти страны будут равноправны. Историческая миссия России — стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т. е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть великой Русской идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей, разорвав Мир на системы капитализма и социализма, ведущие между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу. В отношениях между странами следует отличать борьбу идеологий как бескомпромиссную агрессивную войну, борьбу идеологий и идеологическую конкуренцию, предполагающую сосуществование и взаиморазвитие идеологий. Политическое руководство будущих гуманистических стран станет ориентироваться не на бескомпромиссную борьбу с государствами других социальных укладов, а уважать право выбора каждой страной своего пути развития.
Описанный в абстрактной форме гуманистический идеал России — это цель, к которой должно стремиться российское общество. Разумеется, конкретно-исторические условия реализации гуманистического идеала России внесут изменения в описанную модель общества. Хотя Россия и станет инициатором создания гуманистического общества, но современные посткапиталистические страны, видимо, быстрее, чем Россия, смогут построить у себя гуманистическое общество с различными национальными моделями. Говоря о человеческой цивилизации, о ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации глобального гуманизма. Будущее России и человечества в целом, таким образом, не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за обществом социального гуманизма.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "HOMO HUMANUS. ЛИЧНОСТЬ И ГУМАНИЗМ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов