рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Профессор А. И. УЕМОВ

Профессор А. И. УЕМОВ - раздел Образование, Дедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья первая   Не Каждого Человека, Даже Профессионально Работающего В Облас...

 

Не каждого человека, даже профессионально работающего в области философии, без иронии назовешь “философом”. В своей среде мы обычно называем коллег “преподавателями философии”. Но в истории Одессы, не только настоящей, но, пожалуй, и прошлой, есть один человек, которого можно без опасения оказаться претенциозным, назвать философом — это Авенир Иванович Уемов.

Писать о нем не просто по многим причинам. Трудно писать о крупном мыслителе как бы берешь на себя самонадеянное обязательство не только неординарного человека, но еще и оценить его идеи. Вообще трудно говорить о человеке, которого и так «все знают».

Так что не будет здесь ни обычной биографии ученого, ни портрета общественного деятеля, ни назидательного рассказа о том, как достичь популярности и интеллектуальных высот. Максимум, что будет, так это описание некоторых, надеюсь характерных, эпизодов биографии и изложение отдельных идей.

СТАНОВЛЕНИЕ. Философом никто не рождается. Веня Уемов родился в 1928 году у мамы-бухгалтера и папы-сапожника в селе Васильевском. Шуйского района Ивановской области, может быть самой русской области в России. Никакого особого воспитания в детстве ему не дали. Получил несколько мудрых советов от отчима, пока тот не стал, еще до войны, узником и смертником ГУЛАГа. Был ли вундеркиндом? Трудно сказать. Боюсь, что в его семье слово это вообще не употреблялось. Если чем и выделялся, то тем, что был толстым мальчиком, а значит насмешки ребят, избыток одиночества, чтение и самоосуществление в мечтах. О чем мечтал? Не о философии, конечно. В 1935 году судьба забросила семью во Владивосток, а там море-океан. Мечтал о дальних странствиях, о морских сражениях.

Учился хорошо, много читал, но сам, по интересу, а не по тоталитарно единым школьным требованиям. Втайне Веня даже пишет сатирические стихи на школьные порядки. Итог — сначала попытка после 7-го класса попасть в военно-морскую школу, куда не пропустила медкомиссия, а затем уход в морской техникум. Там необычный, самолюбивый и самонадеянный мальчишка, который «слишком много знал», увы, оказался не ко двору. Проучившись год, несостоявшийся 15-летний капитан решает поступать в политехнический институт. В институте удивились. Желая, по-видимому, отделаться от назойливого несмышленыша сказали: вот если сдашь все школьные предметы 8-10 классов за 3 месяца, примем. Он сдал. Сдавать экзамены экстерном понравилось. Возникло ощущение хозяина своей судьбы и победы над сверстниками-обидчиками. Появился навык учиться самостоятельно.

В политехническом очень быстро научился... пропускать лекции. Они ему казались пустой тратой времени. В 16 лет он пишет проект реформы образования, к которому неоднократно возвращался в течение 50 лет! Математикой интересовался, а вот технические дисциплины привлекали мало. Однажды прочитал в библиотеке Гельвеция с интригующим названием «О человеке». Возник интерес к философии, стал читать и другие книги, прочел двухтомную «Историю философии», что не помешало, правда, «завалить» зачет по основам марксизма-ленинизма.

Приобретя вкус к самообразованию, студент Уемов понял, что ему по силам и более заманчивые вершины. После второго курса он оставляет Владивосток и без денег и скарба, со многими приключениями (ведь только закончилась война) отправляется поступать в МГУ. Принят, конечно, не был — кого интересовал неординарный студент школьного еще возраста, если у него не имелось московской прописки. Приняли в Институт аэрофотосъемки, геодезии и картографии, дали общежитие и заодно возможность возобновить попытки попасть в МГУ.

Ни на мехмате, ни на физфаке сдать экзамены экстерном, не разрешили. Декан же философского факультета сказал, что место есть только на II курсе. Надо было лишь... сдать экзамены за три семестра. На все это было отпущено аж 2 недели! Что ж, к экстремальным ситуациям Веня привык, экзамены сдает, хотя и не все, и в 1946 году становится студентом философского факультета, который заканчивает через три года с отличием и с рекомендацией поступать в аспирантуру Института философии АН СССР.

Не все шло гладко и во время учебы в МГУ. Так, на IV курсе студент Уемов получил комсомольский выговор «за уход в науку и отрыв от группы». Затем, буквально по гомеопатическому принципу, выговор был снят — «за отличную учебу и успешную защиту диплома». При поступлении в аспирантуру также не обошлось без приключения. Молодой человек вздумал шутить с режимом: на анкетные вопросы типа «Участвовал ли во Временном правительстве?» ответил с юмором (видно предчувствовал, что придется жить в Одессе). Режим шуток не любил, Уемову было отказано. В аспирантуру его приняли на своем, же факультете, на кафедру логики, где он в 24 года защитил кандидатскую диссертацию. Докторская будет защищена также по логике в 36 лет, в 1964 году, когда А. И. Уемов уже работал в Одессе.

Почему все же выбор пал не просто на философию, но на то без чего она немыслима, на логику? И не просто на логику, а на те ее разделы, которые могут быть использованы для уточнения традиционно нечетких, качественных рассуждений?

Обычно, когда говорят о прогрессе, имеют в виду научно-технический прогресс. С большими или меньшими издержками людям удавалось обставить свою внешнюю жизнь удобствами. А это было бы невозможно, если бы мы не умели однозначно согласовывать свои действия. Наука выработала многочисленные средства такого согласования от математического до технологического. Однако согласования в общественной и личной жизни сегодня так же трудны, как и 30 веков назад! Почему-то несмотря на тысячи рецептов счастья, данных умными людьми всех веков цивилизации, включая того же Гельвеция, «сумма счастья» как будто не увеличивается.

Еще студентом А.И. Уемов понял, что «сходу» проблема не решается, что прежде всего надо научиться строже выражать то, что на естественном языке обычно передают образами, метафорой. Следует посмотреть нельзя ли как-то повысить надежность рассуждений такого рода. С 1947 года его не оставляет мысль о разработке специального формального аппарата для этих целей. Это главное. А для диссертаций можно взять иное, например — проблему повышения достоверности выводов по аналогии.

Кандидатская «Аналогия в современной технике» защищалась не гладко. Были высказаны сомнения в философском, характере диссертации мало, мол, цитат из классиков марксизма. Другое обвинение, столь же страшное в космополитизме: много ссылок на работы западных буржуазных логиков. И все же при тайном, голосовании большинство членов Совета проголосовало «за». Через 12 лет общественная ситуация была иная и докторская «Вещи, свойства и отношения и теория выводов по аналогии» была защищена блестяще. Оппонировали В.Ф. Асмус, П.В. Копнин, А.А. Зиновьев. Теоретическая основа диссертации была опубликована еще до защиты в 1963 году.

«ВЕЩИ, СВОЙСТВА И ОТНОШЕНИЯ». У книги с этим названием оказалась довольно счастливая судьба. Ее переводили на иностранные языки, а в те годы для философской работы это было удивительно. На нее очень часто ссылались в статьях и книгах по философии. Книга выдержала испытание временем, потому что и через 30 лет на нее все еще «идут» ссылки, хотя переизданий не было, и найти ее в библиотеке задача не из простых.

Основная идея книги: вещи, свойства и отношения — это не разные типы сущностей, а скорее разные их аспекты. Было предложено различия между ними считать не более, чем, функциональными. Скажем, что такое “брат”? Это может быть и объект, которому приписано некоторое свойство, например, “старший”, но это может быть и свойство некоторого Ивана, или отношение, установленное между Иваном, и Петром. Эта точка зрения гораздо лучше, чем прежние, позволяла осмыслить проблемы физики XX века и недавно возникшей кибернетики.

АНАЛОГИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ. В двух своих, связанных единым замыслом, монографиях, написанных по материалам, докторской, «Аналогия в практике научного исследования: Из истории физико-математических наук» (1970) и «Логические основы метода моделирования» (1971) Уемов использует категориальный базис вещей, свойств и отношений и предлагает оригинальный способ выражения структур выводов по аналогии. Показав себя зрелым и тонким логиком, он исследует различные типы аналогий в философии, в классической и современной физике, включая термодинамику, оптику, теории электричества и магнетизма, специальную и общую теорию относительности, квантовую механику, теорию элементарных частиц, а также аналогии в истории математики (дифференциальное исчисление, аналитическая геометрия, проективная геометрия, геометрия неэвклидова типа, теория чисел, высшая алгебра), в истории технического моделирования, в кибернетике. Вот когда пригодились негуманитарные «заходы» студента Уемова! Все это завершалось классификацией выводов по аналогии и классификацией моделей.

«СИСТЕМА ВЕЗДЕ!» «Восклицание это принадлежит не Уемову, а известному ученому-биологу Л. фон Берталанфи, почитаемому в качестве основателя общей теории систем. На самом деле Берталанфи создал не «общую», а обобщенную теорию: он обобщил, знания о биологических системах на некоторые другие области. Аналогичным образом поступали и другие авторы с той только разницей, что обобщение шло от математики, физики и иных уже известных дисциплин. Системы обнаруживались вроде бы везде, но всюду были и объекты, системами не признаваемые. Мир разделился на системы и не системы. По Уемову же не мир делился на системы и конгломераты, а всякий предмет мог рассматриваться как то или другое в зависимости от способа его представления. Путь от понятия модели к «системе» был естественным и, видимо, неизбежным.

Системный подход к исследованию объектов как систем открывал новые горизонты. В конце 60-х годов при кафедре философии Одесского государственного университета была открыта хозрасчетная лаборатория, где А.И. Уемов с группой сотрудников и аспирантов доводил идею понимания объектов как систем до уровня общей теории систем. Определив систему, ее смысл («концепт»), структуру и элементы на базе философских категорий свойства, отношения и вещи, можно было прояснить ряд свойств самих объектов именно как систем. Такие свойства, как однородность, завершенность, стабильность, надежность, упорядоченность, уникальность, целостность и ряд других, стали теперь описываться четко в качестве значений системных параметров. Проведя гигантскую эмпирическую работу по установлению взаимозависимости разных значений системных параметров, удалось сформулировать несколько десятков системных закономерностей и искать им практическое применение. Вот только...

Уемову не дает покоя мысль, что полученные закономерности носят эмпирический характер со всеми недостатками эмпирических законов, а кроме того, несут на себе следы многозначности естественного языка, в котором они сформулированы. Профессор Уемов возвращался к тому, с чего начинал студент и аспирант Уемов. Подходящего языка не было. На его создание, если считать от первых попыток (сборник «Проблемы формального анализа систем» 1968 года) до сего дня, когда последний вариант языка публикуется в Бразилии, ушла четверть века.

Язык тернарного описания. Уемову нужен был язык соответствующий его представлениям о структуре бытия. Создание такого языка значительно перекрывало бы потребности непосредственно системных исследований. Задача оказалась решаемой, когда в основу языка была положена не только упомянутая тройка философских категорий, но и еще одна: категории определенного, неопределенного и произвольного, которым не очень-то «везло» на исследователей из числа философов.

Множество логических новинок было предложено Уемовым и небольшой группой его сотрудников (с 1973 года он возглавляет отдел системных исследований в Одесском институте экономики). Принимаются эти новинки после публикации книги «Системный подход и общая теория систем» (1978) и особенно после специального изложения построенного языка в ежегоднике «Системные исследования» (1984) традиционными логиками «со скрипом»: обычная судьба всего нового в науке.

Как бы то ни было, принципиально новое исчисление построено, а это событие не конъюнктурного масштаба. Предыдущими вехами на этом пути были логика Аристотеля и логика отношений. Задача четкого выражения качественных суждений о добре и зле, вере и знании, счастье и справедливости как будто приблизилась.

И прочая, и прочая. Меньше всего хотелось бы создать у читателя впечатление, что наш одесский философ Авенир Иванович Уемов — ученый, отгородившийся от мира желанием реализовать навязчивую студенческую идею. Я только пытался выявить стержень духовной жизни этого неординарного человека, а точнее, тот самый «концепт», соответственно которому подбирался образ (структура) жизни, а уж события-элементы случаются как бы сами собой. Концепт это и есть то, что делает жизнь осмысленной и от целостной. Не в том ли и состоит счастье, чтобы жизнь не рассогласовывалась с духовными целями?

Многое в жизни этого человека как будто не «работает» на первоначальный замысел. Так и говорили: Уемов разбрасывается. Судите сами. Было и граждански смелое выступление в защиту шельмуемой кибернетики еще до XX съезда КПСС, и десятки стало самым разным проблемам философии, философским, вопросам естествознания, по логике, и популярные книжки вроде «Истины и путей ее познания», «Логических ошибок. Как они мешают правильно мыслить», «Машины и мысли», «Что такое материя и каково ее строение», “О временном соотношении причины и действия” (работы переводились на многие европейские и даже китайский языки). Авенир Иванович уже много лет руководит философским обществом в Одессе, на заседания которого собираются далеко не только те, кому это нужно по долгу службы. Были и десятки аспирантов. Школьники тоже не обошли Авенира Ивановича своим вниманием, избрав его президентом так называемой Малой Академии наук. Были, конечно, и бесчисленные публичные лекции, выступления по телевидению. Нельзя не упомянуть и про политическую деятельность — Уемов последовательно выступает за демократизацию политической жизни на Украине, за приоритетность прав личности. Многие, зная его именно как политического деятеля, представления не имеют о нем как об ученом. И прочая, и прочая. Иной раз кажется, что в сутках этого человека ну никак не 24 часа. Ведь его хватает еще и на шутку, на нестандартные поступки. Но чего не было, так это научных трудов или поступков, противоречащих духовным установкам. Не это ли мы и называем целостной личностью?

 


О ВТОРОМ РОССИЙСКОМ ФИЛОСОФСКОМ КОНГРЕССЕ

 

27 ноября 1997 г. состоялось расширенное заседание Президиума РФО, на котором было принято решение о проведении с 1 по 5 июня 1999 г. Второго Российского философского конгресса в г. Екатеринбурге.

Организаторы конгресса:

 

Российское философское общество, Министерство общего и профессионального образования РФ, Уральский государственный университет, Институт философии и права Уральского отделения РАН, Институт философии РАН, Институт человека РАН и др.

 

состав оргкомитета

 

Сопредседатели:

Гайда А.В. (Екатеринбург), Любутин К.Н. (Екатеринбург), Третьяков В.Е. (Екатеринбург).

Зам. председателей — Чумаков А.Н.

Исполнительный директор — Перцев А.В. (Екатеринбург)

Члены оргкомитета: Андреев Ю.П. (Екат.), Багиров Б.Б. (Екат.), Бугреев А.Н. (Волгоград), Горшков А.А. (Екат.), Губин В.Д., Завьялова М.П. (Томск), Замалеев А.Ф. (Спб.), Иваненков С.П. (Оренбург), Кайдалов В.А. (Пермь), Кара-Мурза А.А., Кашперский В.И. (Екат.), Квасов Г.Г., Ким В.В. (Екат.), Кирабаев Н.С., Конев В.А. (Самара), Королев А.Д., Кудашев В.И. (Красноярск), Курбатов В.И. (Ростов-н-Д), Лекторский В.А., Лисеев И.К., Лойфман И.Я. (Екат.), Лоскутов В.А. (Екат.), Мантатов В.В. (Улан-Уде), Мартынов Ф.Т. (Екат.), Москвичев Л.Н., Мощелков Е.Н., Наливайко Н.В. (Новосиб.), Никулин В.Г., Овчинников Г.К., Павлов Ю.М., Панин А.В., Петров В.М. (Нижний Тагил), Ростовцев А.Н. (Рязань), Руденко В.Н. (Екат.), Русакова (Екат.), Руткевич А.М., Семенов Е.В., Солонин Ю.Н. (Спб), Степин В.С., Уваров А.И., Фролов И.Т., Целищев Н.Н. (Екат), Чупров А.С. (Челябинск), Шадриков В.Д., Шалютин С.М. (Курган), Щербинин М.Н. (Тюмень).

 

Состав программного комитета

Сопредседатели: Фролов И.Т., Степин В.С.

Зам. Пред.: Кашперский В.И. (Екат.), Степанова Е.А. (Екат.). Список членов комитета опубликован в 4-м номере Вестника РФО.

 

Публикуем Проект общей темы конгресса, а также его программы (предложенной Екатеринбургом) и просим членов общества принять участие в их обсуждении.

 

“ХХI век: будущее России в философском измерении”

Темы, предлагаемые для обсуждения на конгрессе:

 

*Философия в поисках новой онтологии

*Проблема человека в философии, науке, религии

*Философия науки — рациональность и ее

постклассический идеал

*Экология человека

*Техническая реальность и техносфера: парадоксы

индустриального развития

*Ценности и смысл человеческой жизни на рубеже

тысячелетий

*Власть, собственность, право. Философия власти в

российском обществе

*Русская философия и русская ментальность

*Философские проблемы информационного общества

*Глобальные проблемы: мировые тенденции и

региональные особенности

*Состояние и перспективы образования в России:

философско-методологические проблемы

*Молодежь России: лицо нового поколения

 

На конгрессе предусматривается работа по следующим секциям:

Онтология Философия культуры
Теория познания Философия религии
Философская антропология История философии
Философия науки Русская философия
Философия техники Современная философия
Логика и философия логики Социальная философия
Этика Политическая философия
Эстетика Философия предпринимательства

Предполагается проведение круглых столов по проблемам:

 

* Запад и Восток

* Воспитательная роль философии

* Социализм как идея, реальность и перспектива

* Демократия в современном мире

* Будущее христианства. Знание и вера в духовном

опыте человечества

* Философия российского бизнеса и преображение

России

 

Планируется публикация тезисов до начала конгресса, а также наиболее интересных материалов после его окончания. Объем тезисов — 1 стр. (помимо печатного настоятельно рекомендуется электронный вариант — на дискете в формате Word 6 или 7).

 

Материалы направлять по адресу:

620083, Екатеринбург, проспект Ленина 51, УрГУ, философский ф-т, Конгресс. Тел.: (343-2) 55-59-26; (343-2) 55-59-20.

N.B. Оргкомитет оставляет за собой право редактировать и отклонять по своему усмотрению все поступившие в его адрес материалы. Отклоненные тезисы обратно не высылаются.

 

Дополнительную информацию о предстоящем конгрессе можно получить в Президиуме РФО. Члены Общества (как и на Первом Российском философском конгрессе) будут иметь определенные льготы. Они также регулярно и своевременно будут получать всю необходимую и обновленную информацию из последующих номеров “Вестника РФО”.

 

Из Вестника РФО (1997, № 4)

 

О “В Е С Т Н И К Е

РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА”

 

Уважаемые читатели (коллеги)!

 

Российское философское общество (РФО) издает свой “ВЕСТНИК”, который выходит ежеквартально с начала 1997 г. Основная цель этого издания — информировать членов Общества и заинтересованных читателей о наиболее важных событиях в философской жизни нашей страны и за рубежом, сообщать о проведенных и планируемых конференциях, новейших публикациях, конкурсах и т.п. Страницы этого издания являются не только источником полезной информации, но и трибуной, с которой ставятся и обсуждаются актуальные проблемы, высказываются новые идеи, предлагаются решения по различным вопросам философской жизни.

Издание содержит такие постоянные рубрики, как “Информация. Обмен мнениями”, “Защита диссертаций”, “Новые книги по философии”, “Новая учебная и справочная литература по философии”, “Вакансии на философских кафедрах”, “Гранты. Конкурсы”, “Из жизни философов” и др.

Отсюда читатели почерпнут сведения о философских книгах, появившихся в продаже к моменту выхода в свет очередного номера “Вестника”, познакомятся с аннотациями на новые учебники, рецензиями и отзывами на них. Они также своевременно узнают о Российских и Всемирных философских конгрессах и получат полную информацию об условиях участия в них. В частности, о предстоящих ХХ Всемирном философском конгрессе (Бостон, США, август 1998 г.) и Втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург, июнь 1999 г.).

Оригинальным и даже уникальным является раздел “Защита диссертаций”, так как теперь, получая “Вестник” в любом регионе нашей страны и за ее пределами, можно получить оперативную информацию о защищенных в России диссертациях по философским дисциплинам. Эта возможность обусловлена тем, что РФО является организацией, куда такие рефераты высылаются в обязательном порядке.

В “Вестнике РФО” № 4 ежегодно публикуется Сводный план мероприятий (конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров и т.п.), планируемых к проведению на следующий год в различных регионах страны как непосредственно Обшеством, так и при его активном участии.

Заинтересованный читатель найдет в “Вестнике” полный список членов Российского философского общества, который постоянно обновляется и публикуется каждый год в 3‑м номере, а также получит исчерпывающую информацию об условиях и порядке вступления в РФО.

Приобрести “Вестник РФО” или подписаться на него, а также получить дополнительную информацию о деятельности Общества можно непосредственно в его Президиуме по адресу: 121002 Москва, Смоленский бульвар, 20. Тел.: 201‑24-02.

Редактор Вестника РФО

 

 

О подготовке III издания словаря

"Философы России ХIХ-ХХ столетий

(биографии, идеи, труды)"

 

Продолжается работа над энциклопедическим словарем "Философы России ХIХ-ХХ столетий (биографии, идеи, труды)"; третье издание намечается осуществить в конце 1998-начале 1999 года. В него будут дополнительно включены статьи о философах прошлого и нашего времени, чья жизнь и творчество не были освещены во втором издании. Будут внесены дополнения и изменения в тексты тех статей (ныне работающих российских философов), которые были представлены еще в первое и второе издания и информация о которых, что естественно, несколько "устарела" за последние годы. Приглашаются принять участие в словаре философы из стран ближнего зарубежья, имеющие монографии на русском языке.

Энциклопедический словарь предназначен прежде всего для оказания помощи в работе философам. Поэтому в него включаются статьи специалистов, занимавшихся или занимающихся ныне философскими проблемами профессионально и вносящих, по крайней мере, заметный вклад в их разработку и осмысление. В словарь могут быть включены персоналии, связанные по специальности с нефилософскими проблемами (по социологии, политологии, психологии и т.п.), но занимающиеся также и отдельными проблемами философии, представляющими интерес для специалистов-философов. Приходится отметить также, что это не словарь одних только выдающихся мыслителей-философов, но и специалистов по отдельным разделам и проблемам философского знания (кто из современных философов заслужит высокого признания — покажет будущее). Главное для отбора персоналии в данный словарь — новые идеи в рамках собственно философской проблематики. (Этому критерию соответствует, кстати, не любой доктор философских наук; вместе с тем, в словаре может быть представлен и не "доктор наук", для кандидата философских наук требуется по крайней мере одна монография). Из отмеченной основной цели словаря вытекает особый акцент в представляемых материалах — выявление новых идей, направлений их развития, а также составление библиографий, способных помочь разобраться в концепциях философов; с этим связаны минимальные сведения биографического характера, представляемые в словарь, определенные ограничения информации о деятельности философа как ученого.

Редколлегия обращается к специалистам-философам с предложением присылать материалы о себе для подготовки третьего издания. Те лица, о которых уже имеются статьи в предыдущем издании, могут прислать уточнения и дополнения к имеющимся текстам и привести тексты в соответствие с указанным ниже стандартом. Для тех, кто представляет материал впервые, сообщаем общие для всех ныне здравствующих философов требования.

"Справка" состоит из трех разделов: биографического, концептуального и библиографического.

В биографической части указываются: фамилия, имя, отчество (если был или есть псевдоним, то он пишется в фамилии, при необходимости ставится ударение), дата рождения (число, месяц, год), философская специальность (например, "специалист по теории познания", "...по социальной философии"), ученая степень и ученое звание ("доктор..." или "кандидат философских наук", "профессор", "старший научный сотрудник", "доцент" и т.п.), место рождения (город, поселок, село, район, область, край), базовое образование (какой вуз и факультет окончили, в каком году, аббревиатуру названий вуза не применять), аспирантура и год ее окончания, основные вехи служебной деятельности; где и кем работаете в настоящее время; тема докторской диссертации (или, если защищена только кандидатская диссертация, ее тема) и год ее защиты; указываются также звания "заслуженный деятель науки (или культуры), "заслуженный профессор", "главный редактор журнала", "составитель антологий" (только по истории отечественной и зарубежной философии), "переводчик книг..."; "научное комментирование", членство в российских, зарубежных и международных государственных и общественных академиях. Никаких других сведений ("член редколлегии журнала", "руководитель научной программы", "член президиума", "член совета", "депутат", "лауреат", "медаль за научный труд", "член Союза писателей", "участник конгресса", общее количество опубликованных работ, их объем и т.п.) редколлегия словаря, к сожалению, публиковать не имеет возможности. Расширение состава персоналий при ограничении объема издания вынуждает сокращать состав вопросов по сравнению с предыдущим изданием).

Второй раздел "справки" должен включать главные идеи, которые выдвигал и обосновывал специалист-философ. Здесь возможно их развертывание в целостную концепцию. Нередко вместо идей философ называет круг изучаемых им проблем. Поскольку этот перечень, как правило, совпадает с названиями работ, далее перечисляемых в библиографии, эта часть становится излишней и редактор имеет право ее не оставлять. Отсутствие же описания новых идей ставит под сомнение целесообразность публикации статьи о данном философе. При оформлении данной части справки необходимо также избегать исторических самооценок своих идей.

Третий раздел — библиография (монографии, статьи в журналах и сборниках, учебники). В этот раздел включаются главные труды, преимущественно те, которые содержат обоснование идей, изложенных в предыдущей части справки. Издания на иностранном языке даются в русском переводе с указанием, на каком языке и в какой стране издана работа; в переводах русских изданий на иностранные языки сведения не даются. Необходимо указывать полное название книги, место и год ее издания, если же это глава книги или статья в сборнике, то — ее полное название и основные данные книги или сборника (без названия издательства). Если монография или статья написаны в соавторстве, то следует указать фамилию соавтора. В "Соч." не включаются работы методического и литературно-художественного характера.

Общий объем представляемого материала не должен превышать:

- для специалистов, имеющих одну монографию, до 1 машинописной страницы (т.е. не более 1800 знаков),

- для философов, выпустивших в свет 4-5 книг — 1,5-2 машинописных страницы (т.е. 2700-3600 знаков), что соответствует немногим более одной колонке во втором издании словаря);

- философы с большим количеством монографических работ могут ориентироваться на 2,5-3 машинописные страницы текста.

Справки от философов, превышающие установленный объем, редколлегия публиковать не сможет.

Направляемый в редколлегию материал должен быть подписан с указанием даты его подготовки; следует также указать свой домашний адрес и номер телефона.

Присылать материалы в Энциклопедический словарь можно с января до середины апреля 1998 года.

Редколлегия обращается также ко всем, кто ознакомился с предыдущим изданием Словаря с просьбой сообщить свои замечания и пожелания по его содержанию в целом и по отдельным статьям. Большая просьба к родственникам и друзьям умерших философов присылать о них необходимые материалы.

Корреспонденцию можно направлять по адресу:

119899, Москва, Воробьевы горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов, философский факультет, профессору П.В. Алексееву.


 

Рубрику ведет Михаил Новоселов

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья первая

ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Профессор А. И. УЕМОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ
РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА   Редактор: Лев Евдокимович БАЛАШОВ   В подготовке номера принимали участие: А.А

С О Д Е Р Ж А Н И Е
  НОВЫЕ ИДЕИ     А.И. УЕМОВ К характеристике системного мышления ....................  

CONTENTS
A.I. Uyomov. For the system thought's characteri-stics. M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyu

CONTENTS
A.I. Uyomov. For the system thought's characteri-stics. M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyu

Дедуктивное обобщение
и принцип абстракции[1]   Статья первая   Вопрос, обсуждаемый ниже, Э. Бет называет частным, но важным вопросом, которым, по ег

Аристотель
Две основные темы роднят метафизику Платона и метафизику Аристотеля: первая тема — “общее”, вторая — “доказательство”. Но если Платон вполне довольствовался метафизикой как искусством, то Аристотел

Томас Гоббс
Для нашей темы этот философ интересен прежде всего совместимостью в одном лице двух, казалось бы несовместимых, установок — эмпиризма и рационализма. Гоббс был эмпириком, и ему, а не Д. Локку, прин

СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ
  Когда человек узнает, что движет мирами, Сфинкс засмеется, и жизнь на Земле иссякнет. Надпись на стелле   РЕФЛЕКСИЯ Я

КОЭВОЛЮЦИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ
  Институт философии РАН, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН   В условиях современного мира, информационной революции и компьютеризаци

КАТЕГОРИИ «ХАОС» И «ОРГАНИЗОВАННОСТЬ» КАК СРЕДСТВА РЕФЛЕКСИВНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ В ИГРОМОДЕЛИРОВАНИИ
  В конце XIX и в первой половине XX в. в философской мысли отразились особенности языковых средств мышления, их операциональность, инструментальность, конвенциональность и т.п. Сами

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: НАПРАВЛЕННОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  Осмысление исторического процесса, его направленности и качественных фаз развития всегда было предметом внимания философов и историков. Масштабные события последних десятилетий усил

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  1. ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ   Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и “sophia” — мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие. Э

ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, СОВРЕМЕННОСТЬ
Как известно, во все времена поэты и другие представители художественного творчества были предвестниками и наиболее чуткими выразителями мучительных противоречий своего вре­мени. Неудивительно, что

Приветствие старого друга
Дорогой Авенир! Редактор журнала “Категории” Балашов Лев Евдокимович предоставил мне возможность обратиться к тебе на страницах журнала с дружеским словом в связи с твоим 70-летием. Что я могу сказ

АРСЕНИЙ НИКИТИН
Арсений Никитин —псевдоним Чанышева Арсения Николаевича (род. 18.04.1926) — доктора философских наук, профессора античной и средневековой философии философского факультета МГУ. Авт

МИХАИЛ новоселов
  Новоселов Михаил Михайлович (род. 14.11. 1932) — старший научный сотрудник Института философии РАН, кандидат философских наук. Область ученых занятий — теория позна

ВАЛЕРИЙ САГАТОВСКИЙ
  Сагатовский Валерий Николаевич (род. 11.01.1933), доктор философских наук, профессор кафедры философии С.-Петербургского государственного университета. Автор более

АЛЕКСАНДР СУББОТИН
  Субботин Александр Леонидович (род. 24.01. 1927 г.) — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Работает в области логики и истори

ПО ТЕМАТИКЕ ЖУРНАЛА
  КНИГИ:   Александров И.А. Начала космической философии: Основы методологии познания единого и целостного мира.- М.: Издатель И.А.Александров,

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
  Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов   Журнал выходит в свет ежеквартально под эгидой Русского гуманистического общества, Исследовательского центра РГО п

New ideas
A.I. Uyomov. For the system thought's characteristics. M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyum

New ideas
A.I. Uyomov. For the system thought's characteristics. M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyum

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги