рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ

СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ - раздел Образование, Дедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья первая   Когда Человек Узнает, Что Движет Мирами, Сфинкс Засм...

 

Когда человек узнает, что движет

мирами, Сфинкс засмеется, и жизнь

на Земле иссякнет.

Надпись на стелле

 

РЕФЛЕКСИЯ Я

 

Откуда я знаю то, что знаю? Более того: откуда я знаю, что вообще — знаю (т.е. о самом знании)?

Я не нахожу, как и Декарт, иного ответа, кроме того, что я сам являюсь знанием. Я — источник своего знания потому, что мое знание — это я сам. Нет никакого иного “я” вне и помимо моего знания. И всякое знание существует только как некоторое “я”.

Мое знание о мире берется из опыта. Из моего опыта общения с миром: ибо это всегда мой опыт, даже если он опосредован другими. Но мой опыт — это я сам. Я целиком и полностью определяюсь этим опытом, и через него — миром. Точно так же, как мир, который я знаю, целиком и полностью определяется через этот опыт мной. Я и мир не просто “знаем” друг о друге: мы существуем в этом знании, и только в нем. Мы существуем как само это совместное знание: со-знание. Другими словами, БЫТИЕ ЕСТЬ СОЗНАНИЕ. И мы не можем не только утверждать, но даже предположить никакого иного бытия, ибо предположение — это уже знание об “ином”.

 

Общение с миром — это общение с отдельными объектами. Сумма опыта с этими объектами составляет мое субъектное “я”. Обобщая опыт, т.е., “растворяя” слагаемые в сумме, я обретаю целостное нерасчлененное знание как некоторое единое и полное “я”. И, наоборот: мое единое и полное “я”, ограничивая и дифференцируя себя, может получить любую картину мира.

Все эти картины изоморфны. Мы можем перевести любую из них в любую другую: “объяснить” одну из них “на языке” другой. Понятно, что таким образом можно “объяснить” что угодно и как угодно: все зависит от исходной, не объясняемой, “принимаемой на веру” посылки и правил перевода.

Такое положение возможно потому, что все они выводятся из единого “я” по единым правилам вывода. “Я” в своей “конечной точке”, “в миру”, могу договориться сам с собой потому, что остаюсь тем же самым “я” в “исходной точке”, в суммарной целостности.

 

Но в своей конечной, “мирской” точке я могу договориться и с другими “я”, выработать единую картину мира, конвенциональный “тональ”[36]. И это говорит о едином для всех нас “начальном Я”. Иными словами, мое субъектное “я” не является фактом моей личности. Наоборот, личность является лишь одним из ограничений этого универсального “Я”.

Мое частное “я” “восходит” к этой универсальной основе в процессе абстрагирования от всех частностей, от всех “шумов” мира. При этом оно, естественно, исчезает как частное “я” — как личность, с ее частным опытом, запечатленным в памяти.

Мое универсальное “Я” сознает и бытийствует с миром как Универсумом — таким же целостным и нерасчлененным. В этой уникальности и универсальности Я и Мир не только “иные”, отличные друг от друга, но и тождественные, идентичные: “Тат твам аси” — “Ты есть То”, Атман есть Брахман. Иными словами, я остаюсь наедине лишь с собой — в опыте самого себя.

Существует ли этот опыт? Существую ли “я” как таковой — вне всякой “объективной реальности”? Несомненно. Ибо где, как не в этой безграничной и не размеренной рефлексии нахожусь я тогда, когда у меня нет внешнего опыта или, хотя бы, памяти о нем? Например, во сне без сновидений, или в глубоких фазах медитации? Да и в обыденности: был ли я, когда я не помню об этом? И много ли осталось бы от меня, если бы я подтверждал свое наличное бытие только тем, о чем помню?

 

Итак, если сознание есть бытие, то эта универсальная рефлексия “я” суть не что иное, как Бытие.

 

ОНТОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЯ

 

Абсолютное Я — это “вещь-в-себе”.

Оно не “интерактивно”: само о себе оно выражается молчанием.

Это Я — рефлексия нулевого порядка (R0), или отношение как таковое (категориальное).

 

В самом деле. Что есть отношение?

Очевидно, что это — отношение “чего-то” к “чему-то”. Ясно также, что эти “что-то” различны между собой. Но как они могут относиться друг к другу, если в них нет ничего общего? Очевидно, что их связывает “содержащаяся в них” тождественность. Более того, они могут соотноситься только “в объеме” этой тождественности (хотя это и менее очевидно).

Таким образом, стороны отношения, или соотносящиеся, относящиеся друг к другу “нечто” — и различны, и тождественны между собой. Это их различие и тождество и есть суть самого отношения. Больше ничего в понятии отношения нет. ОТНОШЕНИЕ — это ТОЖДЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ или, что то же самое, — различие тождественного.

Эта характеристика отношения нуждается в пояснении. Она означает, что не только отношение следует понимать как отношение сторон, но и стороны отношения следует понимать как “производные” самого отношения. Отношение и его стороны не существуют автономно, независимо друг от друга. Нет первичности одного перед другим. Нет посылок и следствия. Ибо нет самих по себе тождества и различия.

 

Любые антиномические категории диалектичны, т.е. определяются только взаимно — друг через друга. На первый взгляд, такое взаимоопределение дается чисто негативно, через отрицание другого. На самом же деле в определении одной антиномической категории через другую присутствует не только момент отрицания. Ведь само по себе отрицание пусто, бессодержательно. Возьмем изменение и постоянство. Первое — не только отрицание второго. Изменение не может осуществиться без наличия постоянства, ибо всегда должно “иметь в виду” точку отсчета.

Определение любой категории — это не отрицание, а свойство, предикат “ее иного”. Изменение — свойство постоянства. Иначе говоря, постоянство — это то, что изменяется. А изменение — это то, что постоянно (к месту здесь такая поговорка: “нет ничего более постоянного, чем временное”).

 

Итак, антиномические категории взаимоопределяются, являясь и подлежащим, и сказуемым друг для друга. Эти взаимоопределения носят аксиоматический, неявный характер. Их “первозданность” такова потому, что они определяют само бытие, существование. В самом деле: постоянство изменения или существование сущности или тождество различного охватывают собой всё, что есть. Они и есть само это ЕСТЬ. Ничего другого не содержится в слове “быть”, кроме этой совместности, взаимоопределенности антиномических категорий.

Поэтому, спрашивая: “что есть отношение?”, мы должны ответить: ОТНОШЕНИЕ — ЭТО САМО “ЕСТЬ”. Все существует в отношении. Все познается в сравнении. Но не через отношение и сравнение, а как само отношение и сравнение. Существование и познание, отношение и сравнение — суть одно и то же. На уровне Абсолюта Я относится к самому себе, будучи и объектом, и субъектом своего бытия-сознания. Именно благодаря этой рефлексии, которая является первичной интуицией нашего “я”, мы и ставим во главу угла отношение как основополагающую категорию для всего нашего само- и миропонимания.

 

Самоосуществление Абсолюта в бытии и познании выступает в виде иерархии его рефлексий, рефлексий разных кратностей. Логика этой кратной рефлексии дает реальные определения, которые ложатся в аксиоматическую основу всякого рационального знания, в отличие от номинальных определений, которые, как уже говорилось, только переоформляют знание из одной системы представлений в другую.

Логика рефлексии дедуктивна: она получает частное из общего. Ее дедукция устроена в виде математической индукции, в которой отношение представляет собой индуктивную единицу, а предположение о существовании категорий и их комбинаций — индуктивный шаг. Доказательством служит существование рефлексии отношения как результата отображения R0 в R0.

При этом предположенные категории утверждаются в качестве реально существующих. Вообще говоря, предположение о категориях как “составных частях” отношения возникает вследствие индукции в обычном смысле, т.е. вследствие обобщения, начинающегося на “эмпирическом” уровне и завершающегося в категории отношения. Истинность результатов дедукции устанавливается на основе их совпадения с результатами индукции при прохождении между крайними точками “я” — личным “эго” и Абсолютом — в обратном порядке.

Далее, хотя обе процедуры “обратно эквивалентны”, дедуктивная процедура все же логически предпочтительна. Ведь соответственность индукции и дедукции более “экономично” устанавливается в области общих представлений, “вблизи” исходного пункта именно дедуктивной процедуры. Сам смысл последней в том и состоит, чтобы оптимизировать систему знания как множественный аналог бытийной целостности путем создания “базисного словаря”. Этот словарь нужен для перевода теорий из одного тезауруса в другой, что позволяет во много раз уменьшить количество словарей вообще.

 

В процессе дедукции из “первичного Я” по одним и тем же правилам “истинной” логики выделяются еще три “уровня я”, поддающиеся интерпретации. Продолжение этого процесса ограничено, по-видимому, нашей индивидуальной принадлежностью к четвертому осмысляемому уровню рефлексии.

Сразу после универсального уровня R0 идет уровень рефлексии первого порядка R1. Этот уровень представляет собой отношение отношения или отображение отношения в самого себя. Его можно интерпретировать как “время и пространство”. На этом уровне автономизируются (обособляются) категории тождества и различия, единого и многого, сущности и существования. На нулевом уровне или уровне отношения, как мы помним, их не было. Точнее, они были, но не “сами по себе”, а как самоопределения отношения. (Когда в математике, например, определяют “отношение” тождества, то его определяют именно рефлексивно, как х=х или даже индивидно, выделяя из множества, т.е. опять же рефлексивно. Иными словами, его определяют через различие и, тем самым, как отношение вообще. Так что “отношение” тождества с таким же успехом оказывается “отношением” различия.)

По той же схеме образуется рефлексия второго порядка: R2 = R1 (R1). На этом уровне разделяются актуальное и потенциальное существование, но “взамен” появляется корпускулярно-волновой дуализм как дополнительность дискретности и непрерывности. Именно на этом уровне возникают число и мера. Последняя, в свою очередь, формулирует условие целостности в виде соотношений неопределенности меры пространства и времени.

Наконец, рефлексия третьего порядка [R3 = R2 (R2)] разделяет целое и части, и вводит системность как иерархию целостностей. Это конечная инстанция “я” — “я” в мире, в контексте. “Я”- рефлексирующее через “другого”. “Я” — личностное и, вместе с тем, относительное, деформируемое и преходящее.

Связь между уровнями обеспечивается логикой дедукции. Это позволяет установить внутреннюю детерминацию “я”, объяснить движение “я” частного структурой (целостностью, связностью, “топологией”) общего “я”.

 

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

 

Отношение содержит в себе все, в том числе и “свое иное”. Иное Бытия суть Небытие. Небытие негативно Бытию, но не тождественно с ним. Иными словами, содержась в Бытии, Небытие не соотносится с ним, и не существует в таком отношении, как отмечал еще Парменид. Соответственно и Бытие не существует в отношении к своему иному.

Бытие существует в самом себе, самодостаточным, внутренним образом, — как взаимоосуществленность своих “составляющих”. Если же оно существует ”внешним образом”, то не по отношению к своим “частям” — категориям. Последние, собственно, и есть небытие, поскольку “содержатся” в отношении, но “сами по себе” ни к чему не относятся, т.е. не существуют. Внешним образом отношение может относиться только к самому себе в целом. Так сказать, “в полном объеме” и “синтезируясь всеми своими частями”.

Существует ли такой синтез? Подпадает ли под определение отношения результат отображения отношения в себя?

 

Если не накладывать на комбинаторику частей никаких ограничений, то отображение R0 в R0 переводит исходное “сочетание” тождества Т и различия Р в четыре новых “сочетаниях”:

( ТТ ) = Т

( ТР ) = R0

R1 = R0 (R0) = ТР (ТР) = ( РТ ) = R0

( РР ) = Т

Мы видим, следовательно, что рефлексия отношения, или рефлексия первого порядка R1, имеет своим результатом удвоенное Бытие R0, и как бы “удвоенное Небытие” в виде двух “чистых” тождественностей.

Но “удвоенное Небытие” суть не что иное, как отрицание отрицания Бытия. Иначе говоря, возвращение Бытия к самому себе, т.е. само Бытие. Из Бытия, как рефлексии Небытия, следует, в частности, эквивалентность определения отношения как удвоенного тождества и как тождественности различия, что и служит, по-видимому, основанием для определения “тождественного отношения”.

Таким образом, рефлексия первого порядка состоит из реально сущих отношений. Но существует ли она в целом как их синтез? Пересекаются ли входящие в нее автономные “параллельные” существования?

Если бы отображение R1 только реплицировало отношение R0 = (ТР), то все “элементы” R0 возникающего множества совпадали бы с исходным отношением, порождающим это множество. Иначе говоря, каждый элемент представлял бы собой все множество и множество содержало бы себя в качестве каждого своего элемента. А операция “деления” отношения, как множества, была бы также операцией “умножения” его, как элемента этого множества. В этом случае множественность как таковая была бы элиминирована, т.е. стал бы невозможным переход единого в многое в Бытии (подобно тому, как такой переход невозможен для Единого Парменида, представляющего собой по сути Небытие как “чистую” [одинарную] тождественность).

Такое “отображение” оставалось бы актуально сущим целостным “первоотношением”. Однако, благодаря присутствию в множестве также отношений, взятых как “двойное тождество”, оно (множество) не только удерживает различие своих элементов, но и выстраивает их в последовательность.

Покажем это в следующем рассуждении. Выделим в отношении стороны А и В в “чистом” виде, как самотождественные:

из А = В, и В = А следует А = А как результат операции Т (АВ) = ТА и ТВ;

из А ¹ В и В ¹ А не следует А ¹ А, т.к. нет “оператора” Р (АВ).

Далее, тождество и различие образуют отношение в “равноправном партнерстве”. Поэтому рефлексия первого порядка так же самоотличает стороны, как и самоотождествляет их. Другими словами, существует “другой экземляр” А — некоторая сторона А¢, соотносящаяся со стороной В, для которой выполняется “транзитивность” различия так же, как для А выполняется транзитивность тождества:

из А ¹ В и В ¹ А¢ следует А ¹ А¢;

из А = В и В = А¢ не следует А = А¢.

Иначе говоря, А¢ принадлежит “другому экземпляру” отношения: А « В В « А¢

Все эти экземпляры отношения суть актуально сущее Бытие. Они “ЕСТЬ” — и потому образуют актуально бесконечное множество. Вместе с тем эта актуальная бесконечность множества отношений перманентно воспроизводится, “порождается” каждым своим элементом, каждым отношением “порожденного” множества. И в этом смысле она является потенциальной, продолжающейся бесконечностью. И. наоборот, потенциальность как бесконечное возобновление “сразу всего” множества отношений, всегда предъявлена, т.е. актуальна. Эта потенциальность так же имманентна множеству, как и его актуальность. Более того, само множество рефлексии первого порядка следует рассматривать как потенциированную актуальность или актуальную потенциальность.

 


 

 

Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья первая

ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ
РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА   Редактор: Лев Евдокимович БАЛАШОВ   В подготовке номера принимали участие: А.А

С О Д Е Р Ж А Н И Е
  НОВЫЕ ИДЕИ     А.И. УЕМОВ К характеристике системного мышления ....................  

CONTENTS
A.I. Uyomov. For the system thought's characteri-stics. M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyu

CONTENTS
A.I. Uyomov. For the system thought's characteri-stics. M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyu

Дедуктивное обобщение
и принцип абстракции[1]   Статья первая   Вопрос, обсуждаемый ниже, Э. Бет называет частным, но важным вопросом, которым, по ег

Аристотель
Две основные темы роднят метафизику Платона и метафизику Аристотеля: первая тема — “общее”, вторая — “доказательство”. Но если Платон вполне довольствовался метафизикой как искусством, то Аристотел

Томас Гоббс
Для нашей темы этот философ интересен прежде всего совместимостью в одном лице двух, казалось бы несовместимых, установок — эмпиризма и рационализма. Гоббс был эмпириком, и ему, а не Д. Локку, прин

КОЭВОЛЮЦИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ
  Институт философии РАН, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН   В условиях современного мира, информационной революции и компьютеризаци

КАТЕГОРИИ «ХАОС» И «ОРГАНИЗОВАННОСТЬ» КАК СРЕДСТВА РЕФЛЕКСИВНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ В ИГРОМОДЕЛИРОВАНИИ
  В конце XIX и в первой половине XX в. в философской мысли отразились особенности языковых средств мышления, их операциональность, инструментальность, конвенциональность и т.п. Сами

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: НАПРАВЛЕННОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  Осмысление исторического процесса, его направленности и качественных фаз развития всегда было предметом внимания философов и историков. Масштабные события последних десятилетий усил

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  1. ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ   Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и “sophia” — мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие. Э

ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, СОВРЕМЕННОСТЬ
Как известно, во все времена поэты и другие представители художественного творчества были предвестниками и наиболее чуткими выразителями мучительных противоречий своего вре­мени. Неудивительно, что

Приветствие старого друга
Дорогой Авенир! Редактор журнала “Категории” Балашов Лев Евдокимович предоставил мне возможность обратиться к тебе на страницах журнала с дружеским словом в связи с твоим 70-летием. Что я могу сказ

Профессор А. И. УЕМОВ
  Не каждого человека, даже профессионально работающего в области философии, без иронии назовешь “философом”. В своей среде мы обычно называем коллег “преподавателями философии”. Но в

АРСЕНИЙ НИКИТИН
Арсений Никитин —псевдоним Чанышева Арсения Николаевича (род. 18.04.1926) — доктора философских наук, профессора античной и средневековой философии философского факультета МГУ. Авт

МИХАИЛ новоселов
  Новоселов Михаил Михайлович (род. 14.11. 1932) — старший научный сотрудник Института философии РАН, кандидат философских наук. Область ученых занятий — теория позна

ВАЛЕРИЙ САГАТОВСКИЙ
  Сагатовский Валерий Николаевич (род. 11.01.1933), доктор философских наук, профессор кафедры философии С.-Петербургского государственного университета. Автор более

АЛЕКСАНДР СУББОТИН
  Субботин Александр Леонидович (род. 24.01. 1927 г.) — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Работает в области логики и истори

ПО ТЕМАТИКЕ ЖУРНАЛА
  КНИГИ:   Александров И.А. Начала космической философии: Основы методологии познания единого и целостного мира.- М.: Издатель И.А.Александров,

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
  Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов   Журнал выходит в свет ежеквартально под эгидой Русского гуманистического общества, Исследовательского центра РГО п

New ideas
A.I. Uyomov. For the system thought's characteristics. M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyum

New ideas
A.I. Uyomov. For the system thought's characteristics. M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyum

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги