Особенности буддийской архитектуры и скульптуры Индии – краткая характеристика.
Особенности буддийской архитектуры и скульптуры Индии – краткая характеристика. - раздел Образование, Определения понятий род искусства и вид искусства Превращение Буддизма Ветви Тхеравада В Государственную Религию (3 Век До Н.э....
Превращение буддизма ветви тхеравада в государственную религию (3 век до н.э.) повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших целям пропаганды идей буддизма. Считается, что за время правления Ашоки Маурья в Индии было возведено в разных местах 84 тыс. Ступ, между которыми были разделены реликвии Будды, ранее хранившиеся в восьми надгробных ступах.
Ступа – наиболее раннее из дошедших до нас архитектурных индийских сооружений. Это погребальный и мемориальный памятник, имеющий реликварное, символическое и молитвенное значение. Слово «ступа» - санскритское и означает «вершина», «верхушка». В Индии есть ступы-реликварии, где хранится либо пепел Будды, либо пепел (иногда мумии) признанных деятелей буддизма, но имеются ступы-мемориалы, воздвигнутые в честь какого-либо события буддийской истории.
В качестве ступы может выступать как природный предмет (дерево, камень с углублением и пр.), так и искусственное сооружение, различные части которого символизируют все фазы движения Будды по пути к Просветлению и преодолению этого мира. Буддисты полагают, что Будда пребывает вечно – в каждый момент времени – и может проявить себя в мире в разных формах. В этой связи ступа рассматривается как видимая внешняя манифестация Будды. Во время праздничного ритуала у ступы события, происшедшие когда-то с Буддой, интерпретируются верующими как имеющие место здесь и сейчас.
Особенности формы ступы в разных районах Индии определялись местными традициями, но в плане она должна быть обязательно круглой с круглым или квадратным основанием. В системе буддийской символики ступа рассматривалась как вертикальная модель вселенной (квадрат – символ порядка и устойчивости, круг – символ движения и развития).
Прообразом архитектурного сооружения типа ступа могли служить круглые в плане каменные могильные холмы, имевшие круговую ограду с воротами, или индийская хижина в форме улья с шестом внутри, подпирающим перекрытие в зените. В ведические времена подобные хижины были обычны для севера Индии. Сам же Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний.
БОЛЬШАЯ СТУПА №1 (3 век до н.э. – 1 век н.э.) в Санчи, штат Мадхья Прадеш. Цоколь ступы представляет собой каменный барабан с мощной оградой по краю и двойной лестницей-всходом. Над цоколем возвышается величественная полусфера из слоев кирпича-сырца, облицованная блоками красного песчаника. В зените усеченной полусферы устроен каменный куб с оградой вокруг. Ступа имеет вертикальную ось в виде мачты от цоколя до вершины, которая завершена пирамидой зонтов. В центре полушария ступы расположена кубическая камера с реликварной урной.
Цоколь ступы символизирует собой землю, мир бога Мары, олицетворяя смерть и разные искушения, которым в миру подвергается человек. Каменная полусфера, согласно древней космологической схеме, являет собой второй уровень Вселенной, мир богов и полубогов, означает нирвану Будды и его самого, утверждая телесность существования учителя. Вдобавок это еще и модель горы Меру, традиционный объект поклонения буддистов. Центральный шест символизирует ось Вселенной, Древо Мировое, победу над невежеством и смертью. Зонты, атрибуты царской власти, и защита от злых промыслов, в буддизме означает ступени восхождения к нирване. Это изображение высшего уровня Вселенной, куда переселяются лишь те существа, которые достигли Просветления.
Скульптура в Древней Индии была культовой. Первым и основным ее назначением было создание изображений для поклонения, почитания и поминания.
Мастеру, создававшему культовые изображения, предписывалось особое сосредоточение, целый ряд предварительных ритуальных действий-очищений. Только после освобождения от впечатлений чувственного мира скульптор мог вызвать в умозрении облик того, кого хотел изобразить.
С чтением специальной мантры («молитва семени») мастер зачинал скульптуру, мысленно отождествляясь с формой, в которой должен быть воплощен первообраз.
Скульптурное изображение, зачатое во внутреннем видении и медитации и рожденное в материале, впоследствии снова должно было вести к медитации и постижению высшей реальности, к мысленному слиянию верующего с праобразом.
Рожденная откровением статуя освящалась особой религиозной церемонией и могла быть лишена своей сущности опять-таки специальной молитвенной формулой.
В скульптуре древнеиндийские мастера стремились прежде всего воплотить принцип «быть живым», куда вкладывали особый смысл. По представлениям индийцев, главное, что отличает все живое, - это дыхание и течение жизненного сока. Стремясь сделать статую «живой», мастер воплощал не столько видимую физическую реальность тела, сколько реальность умопостигаемую, сверхчувственную. Чувственно-плотский облик индийской скульптуры неотделим от ее глубокой религиозной сути и служит средством заражения зрителя ею.
Древнеиндийская скульптура имеет преимущественно рельефный характер, она рассчитана на рассмотрение с одной точки – спереди. Вдобавок, ей свойственна контурно-линейность, что сближает индийскую скульптуру и индийскую живопись.
«ЛЬВИНАЯ КАПИТЕЛЬ» (250-232 год до н.э.) из Сарнатха, штат Уттар Прадеш, представляет верхнюю часть одного из мемориальных каменных столбов времени правления императора Ашоки Маурья. Подобные столбы ставились в местах, связанных с деятельностью Будды на пути буддийских паломников из Паталипутры к месту рождения Учителя. Они стояли свободно как самостоятельные памятники, хотя около них сегодня обнаружены следы буддийских поселений.
Стволы мемориальных столбов Ашоки древнеиндийской формы, цельные, без граней, каннелюр и баз. Вес полированных пятнадцатиметровых столбов достигал 50 тонн. На стволах имелись тексты указов и проповедей Ашоки Маурья (из 30 найденных столбов полностью сохранились 10).
Мемориальные столбы обычно завершались лотосовидными капителями со скульптурами животных, несущих буддийскую символику: лев, слон, бык и пр. Капители целиком высекали из массивного каменного блока и скреплялись со стволом металлическими болтами.
«Львиная капитель» изготовлена из монолита крапчатого песчаника (высота 2,14 м). Эхин капители имеет вид перевернутого лотоса с удлиненными стилизованными лепестками. Боковые стороны круглой в плане абаки украшены рельефами с изображением животных (лев, лошадь, слон, бык) и колес, имеющих по 24 спицы. Животные, представленные на рельефах абаки, служили в Индии символами стран света (лев означал Север, лошадь – Юг, бык – Запад, слон – Восток) и были тесно связаны с именем Будды (Учитель родился под зодиакальным знаком Тельца, вошел в лоно Майи в образе Белого слона, защищал учение как Лев Закона, сиял как Солнце-конь).
Сверху на абаке капители возвышаются четыре полуфигуры срощенных спинами львов с разверстыми пастями и головами, обращенными на четыре стороны света. Есть версия, что первоначально каменные львы несли на спинах большое «Колесо Закона», которое пустил катиться по миру Будда.
«Львиная капитель» - пример официальной скульптурной пластики времени Ашоки Маурья. Это не индийская школа скульптуры, а направление, сложившееся, по-видимому, на базе иранских или западноазиатских традиций. В целом дух, форма и технические приемы подобной скульптуры не нашли продолжения в Индии. Вместе с маурийской пластикой в Индию пришли навыки полированного до блеска камня, но вместе с ней они и исчезли.
СКУЛЬПТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТУПЫ В БХАРХУТЕ. В 1873 г.
Период ранней классики приходится на гг до н э т е на Греко персидские войны... Сами боги в мифологии стали идеальными людьми которые воплощали все... В то же время человек живет и творит в единстве с природой мировым целым которое получило название космос Космос...
Определения понятий «род искусства» и «вид искусства».
Искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.
Виды искусства:
Исторически сложившиеся формы художеств
Определение понятия «стиль» в изобразительном искусстве.
История изобразительного искусства – непрервынй процесс развития стиялей. То есть развитие в искустсве означает опрделенное накопление художестенного опыта и усложнение аналитических процессов худ.
Живопись, скульптура и архитектура эпохи палеолита и неолита.
Первобытное искусство. Впервые вопросы на счет первобытности ставили в 19 веке. Были гипотезы о том, что то время искусства не было, так как человек был примитивен, а единтсвенное что он мог сделат
Скульптура Древнего Египта.
Древний Египет практически не знал зодчества без скульптуры. Статуи оформляли фасады храмов, дороги, святилища, дворцы, ставились в гробницы. Подавляющее большинство статуй имело религиозное значен
Типы погребальных сооружений Древнего Египта и их характеристика.
Как известно, искусство египта в раннем царстве отличалось монументальностью, торжественностью, и здесб же ведущая роль принадлежит заупокойным культам (гробницы-мастаба, пирамиды). То есть пояляет
Искусство Египта периода Древнего и Среднего царства.
Расцвет искусства Египта начлся с третьего тыс. до нэ. После объедтнения Северного и южнного египта. Искусство древнего царства – это классика египта. Черты . монументальность, торжетсвенность, рит
Искусство Египта Нового царства
Культ Амона-Ра, который именовался царем всех богов. Ему приписывались военные победы, слагали гимны и возводили храмы. В изобразительном искусстве произошли перемены. Образы стали более утонченным
Основные памятники и их характеристика шумеро-акадского искусства.
Архитектура. Памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало.Города-государста окруженые стенами и башнями были вокруг храмов посвященных богам светтил плодородия и других. Самыми значительными п
Ассиро-вавилонское искусство – общая характеристика
Большие изменения были связаны с возвышением Ассирии. Способствовало развитию искустсва мощь государства, его централизация в руках правителей, готовность к походам. Соединив традиции многих культу
Протоиндийская цивилизация: искусство Хараппы.
Хараппская цивилизация 3 тысячелетие – 17 век днэ.
Развитие в долине реки Инд город Хараппа. И Махенджо-Даро.Городская цивилизация с четкой планировкой. Города: 1) Верхний (есть цитадель)
Индуистская архитектура и скульптура.
Начало феодальной раздробленности. Уход буддизма в Тибет Китай и японию. Из-за того, что буддизм стал не государственным, падает уровень культуры и искусства. Приходит индуизм. Первые индуисткие хр
Художественная культура Индии исламского периода.
Коран оказал огромное влияние на развитие исламского искусства, поскольку в нем сформулированы главные правила отображения окружающего мира. Ислам признает только одного Творца – Аллаха, поэтому за
Период ранних империй
Цинь (221-207 о нэ.) - основателем империи стал государственный деятель, вошедший в национальную и мировую историю под официальным титулом - Цинь-ши-хуан-ди («божественный владыка, открывающий э
Искусство традиционного Китая: общая характеристика.
период с III – XIX вв. Пора духовного и культурного подъема, расцвет искусства. В это время искусство прошло ряд исторических этапов : ранний период ( IV – VI ), период рассвета ( VII – XIII),
Китайская живопись: основные жанры и произведения.
Искусство Древнего и Средневекового Китая обусловило сложение зрелого национального стиля, который повлиял на все развитие последующей китайской художественной культуры.
- Часто сюжетами б
Декоративно-прикладное искусство Китая. Основные стили.
Декоративно-прикладное искусство. Многочисленные виды декоративно-прикладного искусства Китая делятся на следующие основные категории: резьба, работа по металлу, ткачество и вышивание, рисование и
Буддийское искусство в Японии периода Нара и Хэйан.
В период Нара (645—794) — период утверждения раннефеодального централизованного государства — строится (с 710 г.) первая постоянная японская столица — Хэйдзё (совр. Нара).
Особенность этой
Развитие живописи и архитектуры в средневековой Японии.
Японская живопись имеет много общего с китайской. В средние века многие художники ездили учиться в китай. Японская школа живописи ямато-э сложилась в 11-13 века. Расписывали ширмы. Декоративные нас
Кносский Дворец как центр Крито-Микенской культуры.
Кносский дворец - наиболее выдающийся памятник критской архитектуры. В греческих мифах он назывался лабиринтом. Согласно этим легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык - Минотавр, на съ
Гомеровский период в истории греческого искусства, его значение.
После покорения дорянами ослабевших в Троянской войне ахейских племен следует гомеровский период в истории древнегреческого искусства (XI-VIII вв. до н. э.), характеризующийся патриархальностью быт
Греческая скульптура, живопись и вазопись в архаический период.
В период архаики (7 - 6 вв. до н.э.) греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее и, что самое главное, вступило на путь реалист
Произведения греческой скульптуры: Фидий, Мирон, Поликлет.
Образ атлета — по-прежнему самая распространенная тема скульптуры. Совершенную человеческую красоту —вот что стремились воплотить греки в образах атлетов. Но создать ее непросто, она состоит в том
Искусство маньеризма.
Основные черты: Аскетизм Повышенный эротизм Змеиная линия Напряженность поз Деформированность Причудливые эффекты
Выделяют два основных этапа: 20-40 и 40-90 Перв
Искусство Италии ХVII в..
В обстановке политического и экономического упадка, утраты самостоятельности рядом разрозненных итальянских государств, социального закрепощения и обнищания народных масс, обострившихся классовых п
Французская и испанская живопись ХVII в.
На французскую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое искусство Голландии. Во всяком случае в творчестве братьев Ленен эти влияния прослеживаются отчетливо. В к
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ:
- Отсутствие революционного пафоса, интересы концентрируются на быте и нравах, отсутствие героики
- художественн
УИЛЬЯМ ХОГАРД
(1697-1764)
- ОСНОВАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО -КРИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ
- Смысл творчества видел в создании искусства, полезного стране.
Франция
На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.
Германия
Уже в первой половине 18 в. развертывается деятельность ряда выдающихся немецких архитекторов. В это время со всей очевидностью складывается вариант архитектуры позднего барокко, в своих общих особ
Немецкий романтизм
Настроения мистического созерцания, религиозное погружение в миры иные наиболее полно выразил немецкий художник Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840) Он создавал пейзажи, полные п
Западноевропейская скульптура конца ХIХ – начала ХХ вв.
Распад реалистического искусства в странах капитала Западной Европы в конце 19 века и начале 20 столетия менее других видов искусства коснулся скульптуры. В монументальных памятниках
Кубизм: теория и практика. Пуризм. Орфизм.
Кубизм (фр.cubisme, от cube – куб) – художественное направление во французском искусстве начала ХХ века, основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жо
Сюрреализм: теория и практика.
Сюрреализм (от французского слова surrealite –сверхреальное, сверхествественное) –направление изобразительного искусства стремящееся стереть грань между сном и реальностью, между бессознательным и
Скульптура XX в.
Точное отображение реального мира - вот что было целью скульпторов, начиная со времен итальянского Возрождения и заканчивая ХХ веком. Скульптура почти некогда не выражала личность мастера.
Архитектура Западной Европы конца ХIХ – первой половины ХХ века.
С конца 19 века до начала первой мировой войны, и Великой Октябрьской социалистической революции искусство господствующих художественных направлений в странах развитого капитализма начинает переход
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов