рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Неделя о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее - раздел Образование, ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь Служба Совершается Только По Октоиху И Триоди; Канон Рядового Святого Без Зна...

Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопения Минеи добавляются только, если случится святой бденный или полиелейный, храмовый праздник, Сретение Господне, его предпразднство или попразднство. Во всех этих случаях богослужение с точки зрения схемы пения и чтения изменяемых частей является более сложным, так как совершается по трем книгам: Октоиху, Триоди и Минее. В подобных случаях следует руководствоваться соответствующими Марковыми главами Типикона. В частности, в случае бденного святого образцом является 1-я Маркова глава праздника Трех святителей (30 января), а в случае полиелейного – 1-я Маркова глава праздника 1-го и 2-го Обретения главы Предтечи (24 февраля). В случае храмового праздника служба совершается по 2-й Марковой главе Сретения Господня, некоторые индивидуальные особенности указаны в 25-й храмовой главе.

Итак, служба Недели о мытаре и фарисее является типичным представителем службы воскресного дня периода Постной Триоди. Мы рассмотрим особенности этой службы очень подробно и рекомендуем всем запомнить их, так как службы почти всех воскресных дней периода Триоди Постной совершаются по тому же чину, имея лишь незначительные вариации (главным образом в пении канона).

 

Малая вечерня

Стихиры Октоиха и тропарь воскресный с Богородичным по обычаю.

Великая вечерня

«Блажен муж…»(вся кафисма).

Стихиры на «Господи, воззвах...»на 10: стихиры воскресные на 7 и Триоди на 3; «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа.

Отметим сразу, что в отношении количества стихир Триоди на «Господи воззвах…» служба Недели о мытаре и фарисее типичной не является. Дело в том, что в большую часть воскресных дней поется 6 стихир Октоиха и Триоди на 4, потому рекомендуем запомнить следующее правило: нормой является пение стихир Октоиха на 6 и Триоди на 4, но в Неделю о мытаре и фарисее мы имеем исключение: Октоиха 7 и Триоди 3.

Стихиры на литии:стихира храма; «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы»[1].

Стихиры на стиховне:стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы».

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь «Богородице Дево…» трижды.

Утреня

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (службы предварительных воскресных дней Триоди отдельного тропаря не имеют, но в недели самого поста особые тропари есть).

Далее до канонавсе воскресное (кроме стихир по 50-м псалме).

По 50-м псалме вместо обычных «Молитвами апостолов…» и «Молитвами Богородицы…» поются особые стихиры:

«Слава»: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»,

«И ныне»: «На спасения стези…»

Припев «Помилуй мя, Боже…» и стихира «Множества содеянных мною лютых…».

Это – самая заметная особенность недель Постной Триоди и одна из самых видных особенностей Недели о мытаре и фарисее, так как в эту неделю стихиры «Покаяния отверзи ми двери…» поются впервые. Всего эти стихиры поются максимум 9 раз в году (до Недели 5-й Великого поста включительно), однако они опускаются, если в неделю Постной Триоди случится двунадесятый Богородичный праздник (Сретение Господне или Благовещение Пресвятой Богородицы) или храмовый праздник.

Канон: воскресный на 4, Крестовоскресный – 2, Богородице – 2 и Триоди на 6. На практике к канону Триоди используется припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Катавасия рядовая по Уставу.

В последовании Недели о мытаре и фарисее сказано, что поется катавасия «Отверзу уста моя…». Однако в Марковой главе 11 января («Подобает ведати о сем, како восходит неделя о мытари и фарисеи») говорится о пении катавасии «Глубины открыл есть дно…», а в Марковых главах 30 января и 2 февраля – о катавасии «Сушу глубородительную…». Следовательно, Неделя о мытаре и фарисее не имеет собственной катавасии, но поется катавасия рядовая. Если говорить более конкретно, то в период с 11 по 14 января поется «Глубины открыл есть дно…», с 15 января по 9 февраля — «Сушу глубородительную…» (это – основная катавасия для данной недели), с 10 по 15 февраля – «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни: седальны Триоди.

По 6-й песни: кондак[2] и икос Триоди

Отметим, что кондак и икос Октоиха, начиная с Недели о мытаре и фарисее, опускаются на протяжении всего периода Триоди вплоть до Недели всех святых (исключения – Недели 4-я и 5-я Великого поста).

По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш»,эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен Триоди; «И ныне»: Богородичен Триоди.

Стихиры на «Хвалите...»:стихиры Октоиха — 4, стихиры Триоди на 4 (последние два припева — обычные стихи 9 псалма, которые употребляются в воскресные дни); «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

По славословии:тропарь воскресный конечный.

Отпуст дневной воскресный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и с поминанием святого храма, но без поминания рядового святого Минеи, служба которого переносится на повечерие в пятницу вечером.

По отпусте «Слава, и ныне» – стихира евангельская.

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и вплоть до Недели всех святых евангельская стихира всегда поется перед 1-м часом (исключение – Неделя 3-я по Пасхе).

На часах

Тропарь воскресный и кондак Триоди – на все часах.

Литургия

«Блаженны»на 10: Октоиха на 6 и 6-я песнь канона Триоди на 4.

По входе:

в храме Господском: тропарь воскресный;«Слава и ныне»: кондак Триоди;

в храме Богородичном:тропарь воскресный,тропарь храма,«Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого:тропарь воскресный,тропарь храма,«Слава»: кондак храма, «И ныне»: кондак Триоди.

ПрокимениАллилуиавоскресные (настоящего гласа).

Апостол,иЕвангелие— Триоди.

Причастенвоскресный («Хвалите Господа с небес…»).

Отпуст дневной воскресный с поминанием святителя Иоанна Златоуста и святого храма.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь

Постная и Цветная Триодь... Глава Подготовительный период к Великому... Общая характеристика периода Постной Триоди Неделя о мытаре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Неделя о мытаре и фарисее

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Суббота пред Неделей о блудном сыне
В принципе, эта суббота не была бы ничем примечательна, если бы не одно указание в Типиконе в конце параграфа, посвященного Неделе о мытаре и фарисее: «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Ев

Великая вечерня и малое повечерие в Неделю сыропустную и воскресные дни поста вечером
Вечерня и малое повечерие в недели вечером – первые великопостные богослужения, на которых совершаются поклоны; при этом в конце вечерни молитва преп. Ефрема Сирина совершается всего с 3-мя поклона

Великая вечерня
Вечерня, совершаемая накануне всех понедельников Великого поста, является великой, так как на ней совершается вход с кадилом. Последование этой вечерни отличается тем, что до великого прокимена ее

Чин прощения в Неделю сыропустную вечером.
На практике в Неделю сыропустную вечером после великой вечерни совершается чин прощения. Типикон об этом чине отдельно не упоминает, но это — объяснимое умолчание, ибо по монастырскому Уставу «малы

Малое повечерие
Малое повечерие в недели Великого поста должно, как и в других случаях, совершаться после вечерней трапезы (по монастырскому Уставу). Однако на приходах малое повечерие в эти дни или не совершают в

Великопостная утреня
Утреня – самое сложное и насыщенное особенностями богослужение среди всех служб великопостного чина. Именно здесь содержится множество уставных тонкостей, знание которых необходимо каждому священно

Пение великопостных Троичных и светильнов
Троичны и великопостные светильны (далее в этом параграфе мы будем называться их просто «светильны» без эпитета великопостные) – песнопения совершенно разного вида, но имеющие много общих черт в ис

Пение хвалитных стихир на великопостной утрени
Как это ни удивительно, на великопостной утрене имеют место случаи пения хвалитных стихир (разумеется, мы говорим о великопостной утрене в чистом виде, а не о тех днях, когда случается память велик

Великопостные часы
Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе

Общее последование великопостного часа
Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…»(трижды). Хор:«Господи, помилуй»(

Частные особенности великопостных часов
На 1-м часе Тропарь часа«Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Т

Изобразительны в седмичные дни Святой Четыредесятницы
По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны»следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Тв

Порядок исполнения кондаков в седмичные дни Великого поста.
В храме Господском: — в понедельник, вторник и четверг: кондак дня (в четверг читается два кондака), кондак святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»

Последование великопостной вечерни в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы
Эта вечерня присоединяется к изобразительным и начинается без возгласа пресвитера сразу чтением «Приидите поклонимся…». В этом отношении великопостная вечерня является уникальным богослужением, ибо

Часть 2-я
  Чтец:«Приидите, поклонимся...».Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».Псалом 101:«Господи, услыши молитву мою и

Часть 3-я
  Чтец: «Приидите, поклонимся...».Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...».Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое

Литургия Преждеосвященных Даров
Приведенное далее последование литургии Преждеосвященных Даров основано на статье игумена Софрония (Смука)[15], преподавателя Литургики в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и одного из выдающих

Приготовление Святых Даров
Hа последней полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров[17], на проскомидии священник приготавливает, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Прежде

Начало (вечерня)
После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему...» и «Милосердия сущи источник...»,

Великий вход
Хор поет: «Hыне Силы Небесныя с нами невидимо служат...». Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет царские врата. Взяв благословение, диакон кадит престол спе

Причащение духовенства
Диакон входит в алтарь южной дверью и затворяет завесу царских врат. Священник снимает воздýх и звездицу и отлагает их. Диакон говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хле

Причащение мирян
Диакон отверзает завесу и царские врата. Священник берет с престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в царских вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою п

Окончание литургии Преждеосвященных Даров
После причащения мирян хор поет «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».Священник уносит Чашу со Святыми Дарами в алтарь и поставляет на престоле. Священник

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Святой Четыредесятницы
Отдельно следует рассмотреть особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста. Сразу уточним, что под «седмичными днями Великого поста» в данном параграфе подр

Великая вечерня накануне праздника
Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. 1) Если праздник случится во вторник, среду или пятницу (кроме пятка 5-й седмицы), то вечерня накануне пра

Особенности повечерия
Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следую­щие особенности: 1-я часть:

Часы и изобразительны
Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмычитаются без пения (то есть «Славы»

Вечерня и литургия Преждеосвященных Даров в день самого праздника
Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…». Стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен со стиховны дважды, мученичен со стиховны и 3 стихир

Чин пассии.
Термин «пассия» происходит от латинского слова passio, что означает «страдания». Так называется неуставная служба, на которой воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа. Впервые служба пассии бы

Частные особенности богослужений на 1-й седмице Великого поста
Службы 1-й седмицы совершаются по стандартному великопостному чину, здесь всего 3 богослужебные особенности: 1) Если на 1-й седмице случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храм

Суббота 1-й седмицы Великого поста
В этот субботний день совершается память великомученика Феодора Тирона в честь явленного им посмертного заступничества. Событие, которое Церковь вспоминает в данный день, хорошо известно, потому мы

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в 1-ю субботу Великого поста.
В настоящей книге мы Марковы главы (кроме Марковых глав двунадесятых праздников) не рассматриваем, так как наша цель – представить основной вариант богослужения в дни праздников и Триоди. Однако дл

По входе
— в храме Господском или Богородичном:тропарь храма[31], тропарь полиелейного святого, тропарь мученика; кондак полиелейного святого;«Слава»: кондак мученика, «И ныне»: кондак храма;

Неделя 1-я Великого поста
В Неделю 1-ю Великого поста Церковь вспоминает восстановление иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. С победой над иконоборчеством соединяется идея торжества Цер

Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста
В эти субботы Великого поста совершается заупокойное богослужение, однако его устав несколько отличается от службы субботы Мясопустной. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родите

Псалом.
Канон:1 – 5 песни: — в храме Господском или Богородичном: храма на 6 и Минеи на 4. Ирмосы – канона храма, кат

Неделя 2-я Великого поста
Богослужение совершается только по Октоиху и Триоди, но в самой Триоди можно выделить два типа песнопений: более древний пласт – покаянные песнопения, и более поздние по происхождению молитвословия

Особенности богослужения в Неделю Крестопоклонную
В службе Недели Крестопоклонной можно выделить особенности двух типов. Первый вид – изменяемые песнопения Октоиха и Триоди, которые поются так же, как в Неделю Торжества Православия (лишь схема кан

Краткая история Акафиста и праздника Похвалы Пресвятой Богородицы
Сразу отметим, что почти весь материал, представленный в этом параграфе (кроме заключительной части), заимствован из замечательной книги «Постная Триодь» профессора дореволюционной СПбДА И. А. Кара

Богослужебные особенности Субботы Акафиста
Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу) Так как на этой службе поются стихиры Богородице (по сути, те же стихиры, что и на праздник Благовещения), то есть все основания служить

Идейный смысл богослужений 6-й седмицы Великого поста
В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельни

Особенности всех служб суточного круга
В приходской практике в связи с тем, что вечерня в седмичные дни поста совершается утром, богослужение Лазаревой субботы разделяется на 3 части. В пятницу утром совершается вечерня в соединении с л

Богослужебные особенности праздника
Служба в Неделю Ваий совершается по общему чину двунадесятого Господского праздника, все воскресные песнопения отменяются. Потому мы отметим только те детали, которые не соответствуют общей схеме б

Общая характеристика богослужений Страстной седмицы
Богослужения Страстной седмицы отличаются необыкновенной красотой и своего рода печальной, грустной торжественностью. Думается, многие согласятся с утверждением, что службы этих шести дней – самые

Особенности вечерни в Неделю Ваий вечером
На великой вечерне, совершаемой в Неделю ваий вечером, совершается отдание праздника Входа Господня в Иерусалим. Правда, отдание это предстает перед нами в весьма усеченном виде: с темой праздника

Малое повечерие в Неделю ваий вечером.
Малое повечерие обычно совершается сразу после великой вечерни. В сравнении с обычным чином малого повечерия служба этого дня имеет всего 3 особенности. Канон: тр

Великое повечерие в понедельник и вторник вечером.
Указанные дни – последние случаи совершения великого повечерия в текущем году (если считать по новому стилю). В целом схема великопостного великого повечерия выдерживается, разве есть особенности 3

Особенности утрени в первые три дня Страстной Седмицы
Утреня в указанные дни, как впрочем и всегда, является центральным богослужением суточного круга, в наибольшей степени насыщенным богослужебными особенностями. В целом утреня в Великий Понедельник,

Псалом.
«Спаси, Боже, люди Твоя…»,«Господи, помилуй» 12 раз, «Милостию и щедротами…». Канон: в Великий Понедельник и Великую Среду – трипеснец, в Великий Втор

Великопостные часы.
Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами.

Изобразительны.
А) Великий Понедельник и Великий Вторник: «Блаженны» поются с поклонами по обычаю. По «Отче наш…»:кондак Триоди. Отпуст

Литургия Преждеосвященных Даров
Все три первых дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Ее чин во все эти дни имеет следующие особенности: Кафисма 18-я На «Госп

Идейный смысл богослужения
Идейное содержание последних трех дней Страстной седмицы мы будем рассматривать по единому двухчастному плану. Сначала будут обозначены основные темы, которые раскрываются в песнопениях, чтениях и

Особенности малого повечерия в Великую Среду вечером
Это – первое богослужение, на котором совершенно отменяются земные поклоны. В остальном малое повечерие имеет почти те же особенности, что и накануне Великого Понедельника: Канон

Особенности утрени
Утреня Великого Четверга совершается по чину вседневной утрени и можно сказать, что это – наиболее стандартная утреня из всех дней Страстной седмицы. В принципе, если взять схему вседневной утрени,

Псалом.
Канон: полный канон 6-го гласа «Сеченое сечется…». Ирмосы поются дважды, тропари читаются на 12[52], катавасия поется по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям — «Слава

Изобразительны.
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»:

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы соответствует аналогичному богослужению, совершаемому в навечерие Рождества Христова или Богоявления в тех случаях, когда праздник случится со вторника по субботу. Точно т

Идейный смысл богослужения
Центральной темой богослужения Великой Пятницы является воспоминание искупительных страданий и смерти Спасителя. Этой идеей проникнуты все песнопения суточного круга и библейские чтения. «В богослу

Библейские чтения.
Теперь рассмотрим чтения из Священного Писания, употребляемые в службах Великой Пятницы. На утрене нет ни паремий, ни Апостола, зато читается максимальное количество евангельских зачал — 1

Особенности малого повечерия в Великий Четверг вечером
Малое повечерие совершается так же, как и накануне Великого Четверга. С сожалением приходится констатировать, что на многих приходах это повечерие не совершается, так как вечером в четверг почти по

Утреня. Последование Святых Страстей
Утреня Великой Пятницы – одно из сложнейших в уставном отношении богослужений годичного круга. Конечно, костяк вседневной утрени сохраняется, но добавляется столько вставных частей, что есть все ос

Е Евангелие
Сразу после 8-го Евангелияпоется ирмос канона и последование утрени приобретает более привычный вид. Канон — трипеснец: ирмосы поются дважды, тропари читаются н

Е Евангелие (последнее).
Сразу после прочтения Евангелия священнослужители уходят в алтарь (священник, поднявшись на амвон, осеняет молящихся Евангелием) и закрывают царские врата. Чтец:«Благо есть.

Великие часы и изобразительны
В приходской практике великие часы и изобразительны обычно совершаются в пятницу утром (чаще всего в 8.00 по местному времени). Литургии в этот день не положено, само богослужение часов и изобразит

Великие часы.
Великие часы совершаются в целом по тому же чину, что в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Полностью чинопоследование великих часов изложено нами в первой части книги (см. §5 главы 5 части

Изобразительны.
Изобразительны, как и всегда в период Великого поста, начинаются с «Блаженн»; этим последование изобразительных Великой Пятницы отличается от аналогичных служб навечерия Рождества Христова и Богояв

Великая вечерня и малое повечерие
По общепринятой практике, эта вечерня совершается примерно в 14.00 (по местному времени) и отдельно от утрени (о другом варианте, когда к данной великой вечерне присоединяется утреня, скажем во вво

Великая Суббота
На практике богослужение Великой Субботы имеет одну примечательную особенность: все основные богослужебные действия происходят в центре храма перед Плащаницей. В частности, все чтения, начиная с кт

Идейный смысл богослужения
В синаксари этого дня находится очень интересное и даже парадоксальное по своему выводу рассуждение о статусе Великой Субботы, ее месте в годичном круге богослужения: «Всех бо дней Святая Четыредес

Утреня Великой Субботы
В приходской практике встречается 3 варианта времени совершения этой службы. — Утреня совершается вечером в пятницу отдельно от вечерни и начинается она в 17.00 или 18.00 по местному време

Великое славословие. Трисвятое.
При пении славословия настоятель троекратно кадит Плащаницу окрест, при пении заключительного Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей. При соборном служении н

Изобразительны.
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»: сразу «Ослаби, остави…», так как

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы похожа на литургию Великого Четверга: точно так же совершается великая вечерня, переходящая после паремий и малой ектении в литургию святителя Василия Великого. Н

Паремий из Триоди.
После 6-й и после 15-й паремии читаются стихи с припевами (чин пения такой же, как в навечерие Рождества Христова, потому подробно расписывать его не будем). По 6-й паремии поется «Славно б

Подготовка к празднику пасхи. Чтение книги Деяний.
Вскоре после окончания литургии Великой Субботы священнослужители, церковнослужители и работники храма начинают подготовку к пасхальному богослужению. Понятно, что саму генеральную уборку самого хр

Пасхальная полунощница.
Хотя пасхальная полунощница по факту является начальной частью богослужения Святой Пасхи, все же в идейном смысле она – последнее богослужение Великой Субботы и последнее богослужение Постной Триод

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги