рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Начало (вечерня)

Начало (вечерня) - раздел Образование, ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь После Поклонов На 9-М Часе Священник И Диакон Целуют Иконы Спасителя И...

После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему...» и «Милосердия сущи источник...», входят в алтарь, целуют святой престол и облачаются в полные богослужебные одежды, не читая молитв, разве только «Господу помолимся» и «Господи, помилуй».

Также умывают руки, не читая молитвы на умовение рук.

По отпусте изобразительных священник входит в алтарь южной дверью и вместе с диаконом поклоняются трижды с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго». Священник целует Евангелие и престол, а диакон — только престол. Диакон, взяв благословение от священника, исходит северной дверью и, став на обычном месте (на амвоне), благоговейно поклонившись, возглашает: «Благослови, владыко».

Священник, изображая Святым Евангелием знак креста поверх антиминса, возглашает: «Благословенно Царство...».

Хор: «Аминь».

Чтец: «Приидите, поклонимся...», предначинательный (103-й) псалом.

Священник исходит северной дверью и пред святыми вратами, с непокрытой головой, читает 4, 5, 6, 7-ю светильничные молитвы.

Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды).

По окончании псалма диакон исходит северной дверью и становится на амвоне, священник уходит южной дверью в алтарь.

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся».

Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».

Хор: «Аминь».

Чтец читает кафисму вечерни по Уставу (обычно 18-я кафисма, кроме 5-й седмицы), которая стихословится на 3 антифона. Если литургия совершается накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, когда по Уставу не положено стихословить кафисму, священнику следует приготовить Святые Дары на жертвеннике заблаговременно, до начала литургии (хотя по Уставу в таком случае полагается совершать эти действия при пении стихир на «Господи, воззвах…»).

Во время 1-го антифона священник отлагает Святое Евангелие и поставляет его на горнем месте престола. Затем открывает антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе печатью вверх. Затем священник ставит дискос на антиминс, а диакон перед Святыми Дарами поставляет горящий светильник. Священник, сотворив поклон, читает 1-ю светильничную молитву.

Диакон исходит на амвон и говорит малую ектению.

Священник возглашает: «Яко Твоя держава...».

Хор: «Аминь».

Чтец читает 2-й антифон кафисмы.

Во время 2-го антифона священник, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на престоле. После каждения священник читает 2-ю светильничную молитву.

Диакон исходит на амвон и говорит малую ектению.

Священник возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец Бог...».

Хор: «Аминь».

Чтец читает 3-й антифон кафисмы.

Во время 3-го антифона священник, сотворив поклон и взяв дискос со Святыми Дарами на главу, переносит его через горнее место на жертвенник. Ему предшествует диакон со светильником, совершая частое каждение.

В это время присутствующие в храме поклоняются до земли.

Священник поставляет дискос с Агнцем на жертвеннике. Диакон, взяв благословение, вливает в Чашу вино и воду, «ничтоже глаголя». Затем священник, покадив звездицу, поставляет ее поверх Агнца. Аналогично, покадив покровцы, покрывает дискос и Чашу. Затем покрывает воздýхом все вместе, покадив воздýх. При каждом священнодействии священник говорит «Господу помолимся», а диакон: «Господи, помилуй».И поставляет перед Святыми Дарами горящий светильник.

Священник, покадив Святые Дары на жертвеннике, тихо возглашает: «Молитвами святых отец наших...». Диакон говорит «Аминь», и оба творят земной поклон.

Священник отходит к престолу, сворачивает антиминс и полагает поверх его Святое Евангелие. Затем читает 3-ю светильничную молитву.

Диакон исходит на амвон и говорит малую ектению.

Священник возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати...».

Хор: «Аминь». «Господи, воззвах…»по гласу 1-й стихиры. Диакон совершает каждение храма по чину.

Чтец: «Положи, Господи...»(псалмы 140, 141, 129, 116,см. Часослов) до слов «Изведи из темницы душу мою...».

Хор далее поет стихиры на 10 по Уставу.

При пении Богородичной стихиры на «И ныне» совершается вход с кадилом по тому же чину, что и вход на великой вечерне.

Диакон (по окончании стихиры, начертав кадилом крест): «Премудрость, прости».

Хор:«Свете тихий...».

Диакон входит в алтарь, кадит престол с четырех сторон, горнее место и иерея, затем отдает кадило. Священник целует иконы на царских вратах и вслед за диаконом входит в алтарь, после чего священник и диакон целуют престол и идут к горнему месту. Священник становится справа от горнего места, а диакон — слева, лицом к народу.

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем». В это время свещеносцы творят поклон на горнее место, затем друг другу и после этого относят подсвечники на место, но не гасят свечей (их следует погасить лишь после пения прокимена).

Диакон: «Премудрость. Вонмем».

Чтец (становится в центре храма перед аналоем с иконой): «Прокимен, глас… (возглашает 1-й прокимен Триоди)».

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец говорит стих 1-го прокимена.

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец говорит половину 1-го прокимена.

Хор допевает оставшуюся часть прокимена.

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «…(объявляет надписание паремии) чтение». В седмичные дни святой Четыредесятницы 1-я паремия читается из книги Бытия(«Бытия чтение»).

Диакон: «Вонмем». И затворяет царские врата.

Чтец читает паремию.

Диакон: «Вонмем» (и вновь отворяет царские врата).

Чтец: «Прокимен, глас… (возглашает 2-й прокимен Триоди)».

Хор поет 2-й прокимен.

Чтец говорит стих 2-го прокимена.

Хор поет 2-й прокимен.

Чтец говорит половину 2-го прокимена.

Хор допевает оставшуюся часть прокимена.

Диакон возглашает: «Повелите».

Священник, стоя перед престолом со светильником и кадилом в руках, возглашает: «Премудрость, прости». Затем, обратившись к народу (на практике все присутствующие в храме к этому моменту уже поклоняются до земли), в открытых царских вратах возглашает: «Свет Христов просвещает всех».

Чтец: «…(объявляет надписание паремии) чтение». В седмичные дни Святой Четыредесятницы 2-я паремия читается из книги Притчей(«Притчей чтение»).

Диакон: «Вонмем». И затворяет царские врата.

Чтец читает 2-ю паремию Триоди.

Если литургия Преждеосвященных Даров совершается накануне праздника, то далее читаются еще три паремии праздника.

По прочтении паремий на практике диакон отверзает царские врата[18].

Священник благословляет чтеца, говоря: «Мир ти».

Диакон возглашает: «Премудрость».

Все молящиеся в храме преклоняют колена (поднимаются с колен только по окончании пения «Да исправится молитва моя…»).

Хор поет «Да исправится молитва моя...» по установленному чину:

Канонарх (или группахора), став в центре храма, поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя». Священник при пении этого и последующих стихов кадит святой престол.

Хор[19]: «Да исправится молитва моя…».

Канонарх: «Господи, воззвах к Тебе…».

Хор: «Да исправится молитва моя…».

Канонарх: «Положи, Господи, хранение устом моим…».

Хор: «Да исправится молитва моя…».

Канонарх: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия…». Священник отходит к жертвеннику и кадит там Святые Дары.

Хор: «Да исправится молитва моя…».

Канонарх (встает на колени): «Да исправится молитва моя…»(заключительное). Священник, отдав кадило диакону, приходит к престолу и преклоняет колена.

По окончании «Да исправится молитва моя...», согласно Уставу, положено сотворить три великих поклона. На практике эти поклоны бывают с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Священник: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» (земной поклон). «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему» (земной поклон). «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков» (земной поклон).

Хор: «Аминь».

Диакон произносит сугубую ектению «Рцем вси...».

Во время прошения «Помилуй нас, Боже…» священник (как и на полной литургии) тайно читает молитву «прилежного моления» «Господи Боже наш, прилежное сие моление…». Во время прошения «Еще молимся о великом господине…» священник полностью открывает илитон и с трех сторон открывает антиминс, оставляя на практике закрытой только верхнюю часть, которую затем открывает во время ектении об оглашенных.

Священник(возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор:«Аминь».

Диакон: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви»и другие прошения ектении об оглашенных.

По сложившейся практике, во время прошения «Открыет им Евангелие правды» священник открывает последнюю, верхнюю часть антиминса.

Священниктайно читает молитву«Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех…», затем возглашает: «Да и тии с нами славят...».

Во время произнесения этого возгласа священник берет лежащую внутри антиминса плоскую губку и, осенив ею крестообразно антиминс, целует губку и кладет ее в верхнем правом углу развернутого антиминса.

Хор:«Аминь».

После возможны два варианта:

От среды 1-й седмицы до вторника 4-й седмицы Великого поста Со среды 4-й седмицы Великого поста и до Великой Среды включительно
Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите… да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Боже великий и хвальный…». Диакон произносит ектению о готовящихся ко Просвещению. Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы ко Просвещению, приступите, помолитеся, иже ко Просвещению». Хор: «Господи, помилуй». Диакон говорит другие прошения ектении о готовящихся ко Просвещению. Священниктайно читает молитву«Яви, Владыко, Лице Твое…»ивозглашает: «Яко Ты еси Просвещение наше...». Хор:«Аминь». Диакон: «Елицы ко Просвещению, изыдите, иже ко Просвещению, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите; да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Боже великий и хвальный…».

 

Далее во всех случаях:

Диакон: «Заступи, спаси…».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон:«Премудрость».

Священник: «Яко подобает…».

Хор:«Аминь».

Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся»и другие прошения ектении. Священник тайно читает 2-ю молитву верных «Владыко Святый, Преблагий…».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Заступи, спаси…».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон:«Премудрость».

Священник: «По дару Христа Твоего...».

Хор:«Аминь»(протяжно).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь

Постная и Цветная Триодь... Глава Подготовительный период к Великому... Общая характеристика периода Постной Триоди Неделя о мытаре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Начало (вечерня)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неделя о мытаре и фарисее
Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопени

Суббота пред Неделей о блудном сыне
В принципе, эта суббота не была бы ничем примечательна, если бы не одно указание в Типиконе в конце параграфа, посвященного Неделе о мытаре и фарисее: «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Ев

Великая вечерня и малое повечерие в Неделю сыропустную и воскресные дни поста вечером
Вечерня и малое повечерие в недели вечером – первые великопостные богослужения, на которых совершаются поклоны; при этом в конце вечерни молитва преп. Ефрема Сирина совершается всего с 3-мя поклона

Великая вечерня
Вечерня, совершаемая накануне всех понедельников Великого поста, является великой, так как на ней совершается вход с кадилом. Последование этой вечерни отличается тем, что до великого прокимена ее

Чин прощения в Неделю сыропустную вечером.
На практике в Неделю сыропустную вечером после великой вечерни совершается чин прощения. Типикон об этом чине отдельно не упоминает, но это — объяснимое умолчание, ибо по монастырскому Уставу «малы

Малое повечерие
Малое повечерие в недели Великого поста должно, как и в других случаях, совершаться после вечерней трапезы (по монастырскому Уставу). Однако на приходах малое повечерие в эти дни или не совершают в

Великопостная утреня
Утреня – самое сложное и насыщенное особенностями богослужение среди всех служб великопостного чина. Именно здесь содержится множество уставных тонкостей, знание которых необходимо каждому священно

Пение великопостных Троичных и светильнов
Троичны и великопостные светильны (далее в этом параграфе мы будем называться их просто «светильны» без эпитета великопостные) – песнопения совершенно разного вида, но имеющие много общих черт в ис

Пение хвалитных стихир на великопостной утрени
Как это ни удивительно, на великопостной утрене имеют место случаи пения хвалитных стихир (разумеется, мы говорим о великопостной утрене в чистом виде, а не о тех днях, когда случается память велик

Великопостные часы
Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе

Общее последование великопостного часа
Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…»(трижды). Хор:«Господи, помилуй»(

Частные особенности великопостных часов
На 1-м часе Тропарь часа«Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Т

Изобразительны в седмичные дни Святой Четыредесятницы
По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны»следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Тв

Порядок исполнения кондаков в седмичные дни Великого поста.
В храме Господском: — в понедельник, вторник и четверг: кондак дня (в четверг читается два кондака), кондак святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»

Последование великопостной вечерни в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы
Эта вечерня присоединяется к изобразительным и начинается без возгласа пресвитера сразу чтением «Приидите поклонимся…». В этом отношении великопостная вечерня является уникальным богослужением, ибо

Часть 2-я
  Чтец:«Приидите, поклонимся...».Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».Псалом 101:«Господи, услыши молитву мою и

Часть 3-я
  Чтец: «Приидите, поклонимся...».Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...».Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое

Литургия Преждеосвященных Даров
Приведенное далее последование литургии Преждеосвященных Даров основано на статье игумена Софрония (Смука)[15], преподавателя Литургики в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и одного из выдающих

Приготовление Святых Даров
Hа последней полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров[17], на проскомидии священник приготавливает, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Прежде

Великий вход
Хор поет: «Hыне Силы Небесныя с нами невидимо служат...». Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет царские врата. Взяв благословение, диакон кадит престол спе

Причащение духовенства
Диакон входит в алтарь южной дверью и затворяет завесу царских врат. Священник снимает воздýх и звездицу и отлагает их. Диакон говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хле

Причащение мирян
Диакон отверзает завесу и царские врата. Священник берет с престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в царских вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою п

Окончание литургии Преждеосвященных Даров
После причащения мирян хор поет «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».Священник уносит Чашу со Святыми Дарами в алтарь и поставляет на престоле. Священник

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Святой Четыредесятницы
Отдельно следует рассмотреть особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста. Сразу уточним, что под «седмичными днями Великого поста» в данном параграфе подр

Великая вечерня накануне праздника
Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. 1) Если праздник случится во вторник, среду или пятницу (кроме пятка 5-й седмицы), то вечерня накануне пра

Особенности повечерия
Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следую­щие особенности: 1-я часть:

Часы и изобразительны
Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмычитаются без пения (то есть «Славы»

Вечерня и литургия Преждеосвященных Даров в день самого праздника
Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…». Стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен со стиховны дважды, мученичен со стиховны и 3 стихир

Чин пассии.
Термин «пассия» происходит от латинского слова passio, что означает «страдания». Так называется неуставная служба, на которой воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа. Впервые служба пассии бы

Частные особенности богослужений на 1-й седмице Великого поста
Службы 1-й седмицы совершаются по стандартному великопостному чину, здесь всего 3 богослужебные особенности: 1) Если на 1-й седмице случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храм

Суббота 1-й седмицы Великого поста
В этот субботний день совершается память великомученика Феодора Тирона в честь явленного им посмертного заступничества. Событие, которое Церковь вспоминает в данный день, хорошо известно, потому мы

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в 1-ю субботу Великого поста.
В настоящей книге мы Марковы главы (кроме Марковых глав двунадесятых праздников) не рассматриваем, так как наша цель – представить основной вариант богослужения в дни праздников и Триоди. Однако дл

По входе
— в храме Господском или Богородичном:тропарь храма[31], тропарь полиелейного святого, тропарь мученика; кондак полиелейного святого;«Слава»: кондак мученика, «И ныне»: кондак храма;

Неделя 1-я Великого поста
В Неделю 1-ю Великого поста Церковь вспоминает восстановление иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. С победой над иконоборчеством соединяется идея торжества Цер

Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста
В эти субботы Великого поста совершается заупокойное богослужение, однако его устав несколько отличается от службы субботы Мясопустной. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родите

Псалом.
Канон:1 – 5 песни: — в храме Господском или Богородичном: храма на 6 и Минеи на 4. Ирмосы – канона храма, кат

Неделя 2-я Великого поста
Богослужение совершается только по Октоиху и Триоди, но в самой Триоди можно выделить два типа песнопений: более древний пласт – покаянные песнопения, и более поздние по происхождению молитвословия

Особенности богослужения в Неделю Крестопоклонную
В службе Недели Крестопоклонной можно выделить особенности двух типов. Первый вид – изменяемые песнопения Октоиха и Триоди, которые поются так же, как в Неделю Торжества Православия (лишь схема кан

Краткая история Акафиста и праздника Похвалы Пресвятой Богородицы
Сразу отметим, что почти весь материал, представленный в этом параграфе (кроме заключительной части), заимствован из замечательной книги «Постная Триодь» профессора дореволюционной СПбДА И. А. Кара

Богослужебные особенности Субботы Акафиста
Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу) Так как на этой службе поются стихиры Богородице (по сути, те же стихиры, что и на праздник Благовещения), то есть все основания служить

Идейный смысл богослужений 6-й седмицы Великого поста
В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельни

Особенности всех служб суточного круга
В приходской практике в связи с тем, что вечерня в седмичные дни поста совершается утром, богослужение Лазаревой субботы разделяется на 3 части. В пятницу утром совершается вечерня в соединении с л

Богослужебные особенности праздника
Служба в Неделю Ваий совершается по общему чину двунадесятого Господского праздника, все воскресные песнопения отменяются. Потому мы отметим только те детали, которые не соответствуют общей схеме б

Общая характеристика богослужений Страстной седмицы
Богослужения Страстной седмицы отличаются необыкновенной красотой и своего рода печальной, грустной торжественностью. Думается, многие согласятся с утверждением, что службы этих шести дней – самые

Особенности вечерни в Неделю Ваий вечером
На великой вечерне, совершаемой в Неделю ваий вечером, совершается отдание праздника Входа Господня в Иерусалим. Правда, отдание это предстает перед нами в весьма усеченном виде: с темой праздника

Малое повечерие в Неделю ваий вечером.
Малое повечерие обычно совершается сразу после великой вечерни. В сравнении с обычным чином малого повечерия служба этого дня имеет всего 3 особенности. Канон: тр

Великое повечерие в понедельник и вторник вечером.
Указанные дни – последние случаи совершения великого повечерия в текущем году (если считать по новому стилю). В целом схема великопостного великого повечерия выдерживается, разве есть особенности 3

Особенности утрени в первые три дня Страстной Седмицы
Утреня в указанные дни, как впрочем и всегда, является центральным богослужением суточного круга, в наибольшей степени насыщенным богослужебными особенностями. В целом утреня в Великий Понедельник,

Псалом.
«Спаси, Боже, люди Твоя…»,«Господи, помилуй» 12 раз, «Милостию и щедротами…». Канон: в Великий Понедельник и Великую Среду – трипеснец, в Великий Втор

Великопостные часы.
Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами.

Изобразительны.
А) Великий Понедельник и Великий Вторник: «Блаженны» поются с поклонами по обычаю. По «Отче наш…»:кондак Триоди. Отпуст

Литургия Преждеосвященных Даров
Все три первых дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Ее чин во все эти дни имеет следующие особенности: Кафисма 18-я На «Госп

Идейный смысл богослужения
Идейное содержание последних трех дней Страстной седмицы мы будем рассматривать по единому двухчастному плану. Сначала будут обозначены основные темы, которые раскрываются в песнопениях, чтениях и

Особенности малого повечерия в Великую Среду вечером
Это – первое богослужение, на котором совершенно отменяются земные поклоны. В остальном малое повечерие имеет почти те же особенности, что и накануне Великого Понедельника: Канон

Особенности утрени
Утреня Великого Четверга совершается по чину вседневной утрени и можно сказать, что это – наиболее стандартная утреня из всех дней Страстной седмицы. В принципе, если взять схему вседневной утрени,

Псалом.
Канон: полный канон 6-го гласа «Сеченое сечется…». Ирмосы поются дважды, тропари читаются на 12[52], катавасия поется по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям — «Слава

Изобразительны.
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»:

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы соответствует аналогичному богослужению, совершаемому в навечерие Рождества Христова или Богоявления в тех случаях, когда праздник случится со вторника по субботу. Точно т

Идейный смысл богослужения
Центральной темой богослужения Великой Пятницы является воспоминание искупительных страданий и смерти Спасителя. Этой идеей проникнуты все песнопения суточного круга и библейские чтения. «В богослу

Библейские чтения.
Теперь рассмотрим чтения из Священного Писания, употребляемые в службах Великой Пятницы. На утрене нет ни паремий, ни Апостола, зато читается максимальное количество евангельских зачал — 1

Особенности малого повечерия в Великий Четверг вечером
Малое повечерие совершается так же, как и накануне Великого Четверга. С сожалением приходится констатировать, что на многих приходах это повечерие не совершается, так как вечером в четверг почти по

Утреня. Последование Святых Страстей
Утреня Великой Пятницы – одно из сложнейших в уставном отношении богослужений годичного круга. Конечно, костяк вседневной утрени сохраняется, но добавляется столько вставных частей, что есть все ос

Е Евангелие
Сразу после 8-го Евангелияпоется ирмос канона и последование утрени приобретает более привычный вид. Канон — трипеснец: ирмосы поются дважды, тропари читаются н

Е Евангелие (последнее).
Сразу после прочтения Евангелия священнослужители уходят в алтарь (священник, поднявшись на амвон, осеняет молящихся Евангелием) и закрывают царские врата. Чтец:«Благо есть.

Великие часы и изобразительны
В приходской практике великие часы и изобразительны обычно совершаются в пятницу утром (чаще всего в 8.00 по местному времени). Литургии в этот день не положено, само богослужение часов и изобразит

Великие часы.
Великие часы совершаются в целом по тому же чину, что в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Полностью чинопоследование великих часов изложено нами в первой части книги (см. §5 главы 5 части

Изобразительны.
Изобразительны, как и всегда в период Великого поста, начинаются с «Блаженн»; этим последование изобразительных Великой Пятницы отличается от аналогичных служб навечерия Рождества Христова и Богояв

Великая вечерня и малое повечерие
По общепринятой практике, эта вечерня совершается примерно в 14.00 (по местному времени) и отдельно от утрени (о другом варианте, когда к данной великой вечерне присоединяется утреня, скажем во вво

Великая Суббота
На практике богослужение Великой Субботы имеет одну примечательную особенность: все основные богослужебные действия происходят в центре храма перед Плащаницей. В частности, все чтения, начиная с кт

Идейный смысл богослужения
В синаксари этого дня находится очень интересное и даже парадоксальное по своему выводу рассуждение о статусе Великой Субботы, ее месте в годичном круге богослужения: «Всех бо дней Святая Четыредес

Утреня Великой Субботы
В приходской практике встречается 3 варианта времени совершения этой службы. — Утреня совершается вечером в пятницу отдельно от вечерни и начинается она в 17.00 или 18.00 по местному време

Великое славословие. Трисвятое.
При пении славословия настоятель троекратно кадит Плащаницу окрест, при пении заключительного Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей. При соборном служении н

Изобразительны.
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»: сразу «Ослаби, остави…», так как

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы похожа на литургию Великого Четверга: точно так же совершается великая вечерня, переходящая после паремий и малой ектении в литургию святителя Василия Великого. Н

Паремий из Триоди.
После 6-й и после 15-й паремии читаются стихи с припевами (чин пения такой же, как в навечерие Рождества Христова, потому подробно расписывать его не будем). По 6-й паремии поется «Славно б

Подготовка к празднику пасхи. Чтение книги Деяний.
Вскоре после окончания литургии Великой Субботы священнослужители, церковнослужители и работники храма начинают подготовку к пасхальному богослужению. Понятно, что саму генеральную уборку самого хр

Пасхальная полунощница.
Хотя пасхальная полунощница по факту является начальной частью богослужения Святой Пасхи, все же в идейном смысле она – последнее богослужение Великой Субботы и последнее богослужение Постной Триод

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги