рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Краткая история Акафиста и праздника Похвалы Пресвятой Богородицы

Краткая история Акафиста и праздника Похвалы Пресвятой Богородицы - раздел Образование, ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь Сразу Отметим, Что Почти Весь Материал, Представленный В Этом Параграфе (Кром...

Сразу отметим, что почти весь материал, представленный в этом параграфе (кроме заключительной части), заимствован из замечательной книги «Постная Триодь» профессора дореволюционной СПбДА И. А. Карабинова. Прямые цитаты снабжены ссылками, остальной текст является сокращенным парафразом той части указанного капитального труда, которая посвящена службе Субботы Акафиста [см. Карабинов, С. 35–50]. Кроме того, часть сведений взята из статьи в «Православной энциклопедии».

История Акафиста[39]. К сожалению, нам неизвестен в точности ни автор такого знаменитого песнопения как акафист Пресвятой Богородице, ни время его происхождения. Имеющиеся же данные, как показывает историко-богословский анализ, на поверку оказываются неточными. Например, в известной «Повести о неседальном[40]», печатаемой в приложении Постной Триоди, а также в синаксарии Субботы Акафиста сказано, что пение Акафиста в этот день установлено «в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626-м году при Ираклии и что впоследствии к этой памяти присоединены были воспоминания еще о двух других таких же чудесных избавлениях византийской столицы от арабов в 672 – 78 (по другим известиям – в 669 – 75) и 716 гг». Однако на деле ни одно из обозначенных исторических событий не имело место ни в марте, ни в апреле, т.е. в то время, на которое попадает диапазон празднования Субботы Акафиста, и «память о них положена в константинопольских месяцесловах в другие месяцы» [Карабинов, С. 35].

Более того, сам текст Акафиста не содержит ясных указаний на то, что он мог быть составлен как благодарственная песнь Богородице после одного из указанных чудесных спасений Константинополя. Лишь два фрагмента с натяжкой можно интерпретировать в данном контексте: «Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази» (икос 12) и «Радуйся, огня поклонение угасившая» (икос 5). Однако первое воззвание имеет слишком общий характер, а скрытое указание на персов как на огнепоклонников во второй фразе (если вообще именно такой смысл вкладывал в эти слова их автор) следует признать одиночным и явно недостаточным признаком того, что побудительным мотивом к составлению Акафиста могла быть победа над персами.

Обращение к непосредственному анализу текста Акафиста приводит к несколько неожиданным (для широкого круга верующих) выводам. Во-первых, по содержанию этот комплекс песнопений нельзя назвать исключительно посвященным Богородице, ибо в большей части кондаков (с 5 по 12), обнаруживается обращение только к Спасителю, тогда как о Богоматери не сказано ни слова. Во-вторых, по форме сам Акафист близок такому жанру как древний кондак, состоявший из вводного краткого молитвословия, называемого «проимий» или «кукулион», и 24 строф, называемых икосами. Наш Акафист действительно имеет вводное песнопение «Взбранной Воеводе…»[41] (история происхождения которого не связана с основной частью Акафиста) и 24 строфы (икос 1 – кондак 13), причем эти 24 строфы составляют целостное составное произведение, написанное алфавитным акростихом. Понятно, что акростих у Акафиста заметен только в греческом оригинале, где икос 1 начинается буквой А, кондак 2 – буквой В и далее по порядку, так что заключительный кондак 13 начинается последней буквой греческого алфавита – омегой (Ω).

Далее, в современной форме Акафиста мы имеем два припева: кондаки (кроме вводного, который, как уже сказано, возник независимо от остальных строф Акафиста) заканчиваются словом «Аллилуиа», тогда как икосы – «Радуйся, Невесто Неневестная». Но такая двойственность нехарактерна для древних кондаков, в которых все строфы заканчивались общим рефреном. Более того, если мысленно опустить все «херетизмы» (так называют воззвания, начинающиеся словом «радуйся» = χαίρε в греческом написании), то получим стройное по форме (все строфы будут одинакового размера) и целостное по содержанию произведение. Следовательно, в своей первоначальной форме Акафист состоял из 24 строф (все нынешние икосы без херетизмов и кондаки с 2 по 13[42]), каждая из которых заканчивалась припевом «Аллилуиа». В такой форме Акафист, скорее всего, служил кондаком на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, ибо его основная идея – прославление Боговоплощения. «В самом деле, в первой его половине последовательно по Евангелию воспеваются все события от благовещения до рождения Христа: в частности, в 1–4 строфах воспевается благовещение, в 5-й – посещение Девой Марией Елизаветы, в 6-й – сомнение Иосифа, в 7–10 – рождество Христово, поклонение пастырей и волхвов, в 11-й – бегство во Египет, в 12-й – сретение. В дальнейших 12 строфах воспевается догматическая высота факта Боговоплощения» [Карабинов, С. 42].

То, что херетизмы являются поздней интерполяцией в основной текст Акафиста, косвенно подтверждается и наличием внутренних противоречий в тексте между содержанием херетизмов с одной стороны, и кондаков с начальными частями икосов с другой. Так, иногда херетизмы в историческом смысле не соответствуют лицам, в уста которых влагаются. Например, в икосе 4 вифлеемские пастухи как бы говорят Богоматери: «Радуйся, апостолов немолчная уста, радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте». Также можно отметить, что иногда херетизмы как бы разрывают единую повествовательную нить Акафиста. В частности, в икосе 2 Дева спрашивает Архангела: «Из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми»? Ответ на этот вопрос содержится в кондаке 3 («Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную»), тогда как следующие непосредственно после вопроса херетизмы не имеют прямого отношения к существу данной темы.

Сделаем краткое резюме вышеизложенных рассуждений. Вероятнее всего, Акафист в составе 24 примерно одинаковых строф (без «Взбранной Воеводе…») изначально возник как кондак на праздник Благовещения, причем припевом для всех строф могло служить «Аллилуиа». Основная тема песнопения – прославление Боговоплощения, вследствие чего в тексте древнейшей части преобладает обращение ко Христу, но также существенное внимание уделяется Богоматери как непосредственной участнице события. Впоследствии в текст половины строф (через одну) были вставлены херетизмы; при этом строфы, содержащие херетизмы, в наших богослужебных книгах называются икосами, а краткие строфы – кондаками. В результате добавления херетизмов тематический акцент в песнопении в целом сместился в сторону прославления Богоматери, так что сам Акафист ныне воспринимается в первую очередь как Богородичное песнопение.

Трудно указать точные хронологические рамки как возникновения древнейшей части акафиста, так и добавления в него херетизмов. И. А. Карабинов считает, что Акафист существовал уже при жизни преп. Романа Сладкопевца, т.е. не позднее 1-й половины VI века. В пользу этого приводятся два аргумента: 1) икос 1 «Ангел предстатель…» помечен как образец ритма для кондака преп. Романа, посвященного праведному Иосифу Прекрасному (хотя это могла быть помета, сделанная поздним писцом); 2) в кондаке преп. Романа на Благовещение употребляется акафистный припев «Радуйся, Невесто Неневестная» и несколько сходных херетизмов. Среди современных исследователей наибольшую популярность имеет следующая точка зрения: основа Акафиста составлена преп. Романом Сладкопевцем (1-я половина VI века), а херетизмы добавлены патриархом Сергием в 20-е годы VII века [ПЭ, т. I, «Акафист», С. 373].

Что же касается кондака «Взбранной Воеводе…», то он как самостоятельное песнопение действительно мог быть составлен после одного из спасений Константинополя (возможно, в 626 году) как благодарственная песнь Пресвятой Богородице. Косвенное подтверждение этому можно найти в содержании самого песнопения, ибо фразу εὐχαριστήρια, ἀναγράφω σοι ἡ Πόλις σου, Θεοτόκε, употребляемую в его греческом оригинале, следовало бы буквально перевести так: «благодарственная восписую Ти, град Твой, Богородице» (привычный нам вариант «восписуем Ти, раби Твои» появляется лишь в XIV веке в славянских рукописях после исправления богослужебных книг на Афоне). Так как Константинополь считался городом, которому покровительствует Богородица, то именно к нему относится в первую очередь наименование «град Твой». Впоследствии кондак «Взбранной Воеводе…» был присоединен к Акафисту; в частности, греческий хронист Георгий Амартол свидетельствует, что в 678 г. «Взбранной Воеводе…» пели совместно с Акафистом

Праздник Похвала Пресвятой Богородице. Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия (610 – 641), но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, не с частным эпизодом данной войны (каким было спасение Константинополя). О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, т.е. эта традиция сохранялась довольно долго.

Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта (Студийско-Алексиевский Типикон), вторник 6-й седмицы (Триодь из лавры свт. Афанасия) или за 5 дней до Благовещения (итальянская версия Студийского Устава). Однако уже в X – XII наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях (после XII века). Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородицы за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, т.е. 25 марта и в Субботу Акафиста.

В заключение вводной статьи перечислим песнопения службы Акафиста, которые обнаруживаются в службе праздника Благовещения Пресвятой Богородицы(в ее современном виде):

1) все стихиры на «Господи, воззвах…», причем первые три стихиры «Совет Превечный…» на Благовещение также поются на «Господи, воззвах…», а стихира «И ныне» «Еже от века таинство открывается…» на Благовещение поется в конце хвалитных;

2) седален по 3-й песни канона «Великий воин…» на Благовещение полагается по 2-й кафисме на утрене;

3) кондак «Взбранной Воеводе…» и икос 1 Акафиста на Благовещение читаются по 6-й песни канона;

4) светилен по 9-й песни службы Акафиста «Еже от века днесь познавается таинство …» является 2-м светильном Благовещения;

5) стихира «Языка, егоже не ведяше…» на «Хвалите…» на «И ныне» в службе Благовещения поется дважды: на стиховне всенощного бдения и на «Господи, воззвах…» в сам день праздника.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь

Постная и Цветная Триодь... Глава Подготовительный период к Великому... Общая характеристика периода Постной Триоди Неделя о мытаре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Краткая история Акафиста и праздника Похвалы Пресвятой Богородицы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неделя о мытаре и фарисее
Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопени

Суббота пред Неделей о блудном сыне
В принципе, эта суббота не была бы ничем примечательна, если бы не одно указание в Типиконе в конце параграфа, посвященного Неделе о мытаре и фарисее: «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Ев

Великая вечерня и малое повечерие в Неделю сыропустную и воскресные дни поста вечером
Вечерня и малое повечерие в недели вечером – первые великопостные богослужения, на которых совершаются поклоны; при этом в конце вечерни молитва преп. Ефрема Сирина совершается всего с 3-мя поклона

Великая вечерня
Вечерня, совершаемая накануне всех понедельников Великого поста, является великой, так как на ней совершается вход с кадилом. Последование этой вечерни отличается тем, что до великого прокимена ее

Чин прощения в Неделю сыропустную вечером.
На практике в Неделю сыропустную вечером после великой вечерни совершается чин прощения. Типикон об этом чине отдельно не упоминает, но это — объяснимое умолчание, ибо по монастырскому Уставу «малы

Малое повечерие
Малое повечерие в недели Великого поста должно, как и в других случаях, совершаться после вечерней трапезы (по монастырскому Уставу). Однако на приходах малое повечерие в эти дни или не совершают в

Великопостная утреня
Утреня – самое сложное и насыщенное особенностями богослужение среди всех служб великопостного чина. Именно здесь содержится множество уставных тонкостей, знание которых необходимо каждому священно

Пение великопостных Троичных и светильнов
Троичны и великопостные светильны (далее в этом параграфе мы будем называться их просто «светильны» без эпитета великопостные) – песнопения совершенно разного вида, но имеющие много общих черт в ис

Пение хвалитных стихир на великопостной утрени
Как это ни удивительно, на великопостной утрене имеют место случаи пения хвалитных стихир (разумеется, мы говорим о великопостной утрене в чистом виде, а не о тех днях, когда случается память велик

Великопостные часы
Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе

Общее последование великопостного часа
Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…»(трижды). Хор:«Господи, помилуй»(

Частные особенности великопостных часов
На 1-м часе Тропарь часа«Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Т

Изобразительны в седмичные дни Святой Четыредесятницы
По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны»следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Тв

Порядок исполнения кондаков в седмичные дни Великого поста.
В храме Господском: — в понедельник, вторник и четверг: кондак дня (в четверг читается два кондака), кондак святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»

Последование великопостной вечерни в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы
Эта вечерня присоединяется к изобразительным и начинается без возгласа пресвитера сразу чтением «Приидите поклонимся…». В этом отношении великопостная вечерня является уникальным богослужением, ибо

Часть 2-я
  Чтец:«Приидите, поклонимся...».Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».Псалом 101:«Господи, услыши молитву мою и

Часть 3-я
  Чтец: «Приидите, поклонимся...».Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...».Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое

Литургия Преждеосвященных Даров
Приведенное далее последование литургии Преждеосвященных Даров основано на статье игумена Софрония (Смука)[15], преподавателя Литургики в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и одного из выдающих

Приготовление Святых Даров
Hа последней полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров[17], на проскомидии священник приготавливает, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Прежде

Начало (вечерня)
После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему...» и «Милосердия сущи источник...»,

Великий вход
Хор поет: «Hыне Силы Небесныя с нами невидимо служат...». Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет царские врата. Взяв благословение, диакон кадит престол спе

Причащение духовенства
Диакон входит в алтарь южной дверью и затворяет завесу царских врат. Священник снимает воздýх и звездицу и отлагает их. Диакон говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хле

Причащение мирян
Диакон отверзает завесу и царские врата. Священник берет с престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в царских вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою п

Окончание литургии Преждеосвященных Даров
После причащения мирян хор поет «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».Священник уносит Чашу со Святыми Дарами в алтарь и поставляет на престоле. Священник

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Святой Четыредесятницы
Отдельно следует рассмотреть особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста. Сразу уточним, что под «седмичными днями Великого поста» в данном параграфе подр

Великая вечерня накануне праздника
Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. 1) Если праздник случится во вторник, среду или пятницу (кроме пятка 5-й седмицы), то вечерня накануне пра

Особенности повечерия
Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следую­щие особенности: 1-я часть:

Часы и изобразительны
Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмычитаются без пения (то есть «Славы»

Вечерня и литургия Преждеосвященных Даров в день самого праздника
Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…». Стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен со стиховны дважды, мученичен со стиховны и 3 стихир

Чин пассии.
Термин «пассия» происходит от латинского слова passio, что означает «страдания». Так называется неуставная служба, на которой воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа. Впервые служба пассии бы

Частные особенности богослужений на 1-й седмице Великого поста
Службы 1-й седмицы совершаются по стандартному великопостному чину, здесь всего 3 богослужебные особенности: 1) Если на 1-й седмице случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храм

Суббота 1-й седмицы Великого поста
В этот субботний день совершается память великомученика Феодора Тирона в честь явленного им посмертного заступничества. Событие, которое Церковь вспоминает в данный день, хорошо известно, потому мы

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в 1-ю субботу Великого поста.
В настоящей книге мы Марковы главы (кроме Марковых глав двунадесятых праздников) не рассматриваем, так как наша цель – представить основной вариант богослужения в дни праздников и Триоди. Однако дл

По входе
— в храме Господском или Богородичном:тропарь храма[31], тропарь полиелейного святого, тропарь мученика; кондак полиелейного святого;«Слава»: кондак мученика, «И ныне»: кондак храма;

Неделя 1-я Великого поста
В Неделю 1-ю Великого поста Церковь вспоминает восстановление иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. С победой над иконоборчеством соединяется идея торжества Цер

Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста
В эти субботы Великого поста совершается заупокойное богослужение, однако его устав несколько отличается от службы субботы Мясопустной. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родите

Псалом.
Канон:1 – 5 песни: — в храме Господском или Богородичном: храма на 6 и Минеи на 4. Ирмосы – канона храма, кат

Неделя 2-я Великого поста
Богослужение совершается только по Октоиху и Триоди, но в самой Триоди можно выделить два типа песнопений: более древний пласт – покаянные песнопения, и более поздние по происхождению молитвословия

Особенности богослужения в Неделю Крестопоклонную
В службе Недели Крестопоклонной можно выделить особенности двух типов. Первый вид – изменяемые песнопения Октоиха и Триоди, которые поются так же, как в Неделю Торжества Православия (лишь схема кан

Богослужебные особенности Субботы Акафиста
Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу) Так как на этой службе поются стихиры Богородице (по сути, те же стихиры, что и на праздник Благовещения), то есть все основания служить

Идейный смысл богослужений 6-й седмицы Великого поста
В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельни

Особенности всех служб суточного круга
В приходской практике в связи с тем, что вечерня в седмичные дни поста совершается утром, богослужение Лазаревой субботы разделяется на 3 части. В пятницу утром совершается вечерня в соединении с л

Богослужебные особенности праздника
Служба в Неделю Ваий совершается по общему чину двунадесятого Господского праздника, все воскресные песнопения отменяются. Потому мы отметим только те детали, которые не соответствуют общей схеме б

Общая характеристика богослужений Страстной седмицы
Богослужения Страстной седмицы отличаются необыкновенной красотой и своего рода печальной, грустной торжественностью. Думается, многие согласятся с утверждением, что службы этих шести дней – самые

Особенности вечерни в Неделю Ваий вечером
На великой вечерне, совершаемой в Неделю ваий вечером, совершается отдание праздника Входа Господня в Иерусалим. Правда, отдание это предстает перед нами в весьма усеченном виде: с темой праздника

Малое повечерие в Неделю ваий вечером.
Малое повечерие обычно совершается сразу после великой вечерни. В сравнении с обычным чином малого повечерия служба этого дня имеет всего 3 особенности. Канон: тр

Великое повечерие в понедельник и вторник вечером.
Указанные дни – последние случаи совершения великого повечерия в текущем году (если считать по новому стилю). В целом схема великопостного великого повечерия выдерживается, разве есть особенности 3

Особенности утрени в первые три дня Страстной Седмицы
Утреня в указанные дни, как впрочем и всегда, является центральным богослужением суточного круга, в наибольшей степени насыщенным богослужебными особенностями. В целом утреня в Великий Понедельник,

Псалом.
«Спаси, Боже, люди Твоя…»,«Господи, помилуй» 12 раз, «Милостию и щедротами…». Канон: в Великий Понедельник и Великую Среду – трипеснец, в Великий Втор

Великопостные часы.
Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами.

Изобразительны.
А) Великий Понедельник и Великий Вторник: «Блаженны» поются с поклонами по обычаю. По «Отче наш…»:кондак Триоди. Отпуст

Литургия Преждеосвященных Даров
Все три первых дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Ее чин во все эти дни имеет следующие особенности: Кафисма 18-я На «Госп

Идейный смысл богослужения
Идейное содержание последних трех дней Страстной седмицы мы будем рассматривать по единому двухчастному плану. Сначала будут обозначены основные темы, которые раскрываются в песнопениях, чтениях и

Особенности малого повечерия в Великую Среду вечером
Это – первое богослужение, на котором совершенно отменяются земные поклоны. В остальном малое повечерие имеет почти те же особенности, что и накануне Великого Понедельника: Канон

Особенности утрени
Утреня Великого Четверга совершается по чину вседневной утрени и можно сказать, что это – наиболее стандартная утреня из всех дней Страстной седмицы. В принципе, если взять схему вседневной утрени,

Псалом.
Канон: полный канон 6-го гласа «Сеченое сечется…». Ирмосы поются дважды, тропари читаются на 12[52], катавасия поется по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям — «Слава

Изобразительны.
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»:

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы соответствует аналогичному богослужению, совершаемому в навечерие Рождества Христова или Богоявления в тех случаях, когда праздник случится со вторника по субботу. Точно т

Идейный смысл богослужения
Центральной темой богослужения Великой Пятницы является воспоминание искупительных страданий и смерти Спасителя. Этой идеей проникнуты все песнопения суточного круга и библейские чтения. «В богослу

Библейские чтения.
Теперь рассмотрим чтения из Священного Писания, употребляемые в службах Великой Пятницы. На утрене нет ни паремий, ни Апостола, зато читается максимальное количество евангельских зачал — 1

Особенности малого повечерия в Великий Четверг вечером
Малое повечерие совершается так же, как и накануне Великого Четверга. С сожалением приходится констатировать, что на многих приходах это повечерие не совершается, так как вечером в четверг почти по

Утреня. Последование Святых Страстей
Утреня Великой Пятницы – одно из сложнейших в уставном отношении богослужений годичного круга. Конечно, костяк вседневной утрени сохраняется, но добавляется столько вставных частей, что есть все ос

Е Евангелие
Сразу после 8-го Евангелияпоется ирмос канона и последование утрени приобретает более привычный вид. Канон — трипеснец: ирмосы поются дважды, тропари читаются н

Е Евангелие (последнее).
Сразу после прочтения Евангелия священнослужители уходят в алтарь (священник, поднявшись на амвон, осеняет молящихся Евангелием) и закрывают царские врата. Чтец:«Благо есть.

Великие часы и изобразительны
В приходской практике великие часы и изобразительны обычно совершаются в пятницу утром (чаще всего в 8.00 по местному времени). Литургии в этот день не положено, само богослужение часов и изобразит

Великие часы.
Великие часы совершаются в целом по тому же чину, что в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Полностью чинопоследование великих часов изложено нами в первой части книги (см. §5 главы 5 части

Изобразительны.
Изобразительны, как и всегда в период Великого поста, начинаются с «Блаженн»; этим последование изобразительных Великой Пятницы отличается от аналогичных служб навечерия Рождества Христова и Богояв

Великая вечерня и малое повечерие
По общепринятой практике, эта вечерня совершается примерно в 14.00 (по местному времени) и отдельно от утрени (о другом варианте, когда к данной великой вечерне присоединяется утреня, скажем во вво

Великая Суббота
На практике богослужение Великой Субботы имеет одну примечательную особенность: все основные богослужебные действия происходят в центре храма перед Плащаницей. В частности, все чтения, начиная с кт

Идейный смысл богослужения
В синаксари этого дня находится очень интересное и даже парадоксальное по своему выводу рассуждение о статусе Великой Субботы, ее месте в годичном круге богослужения: «Всех бо дней Святая Четыредес

Утреня Великой Субботы
В приходской практике встречается 3 варианта времени совершения этой службы. — Утреня совершается вечером в пятницу отдельно от вечерни и начинается она в 17.00 или 18.00 по местному време

Великое славословие. Трисвятое.
При пении славословия настоятель троекратно кадит Плащаницу окрест, при пении заключительного Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей. При соборном служении н

Изобразительны.
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»: сразу «Ослаби, остави…», так как

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы похожа на литургию Великого Четверга: точно так же совершается великая вечерня, переходящая после паремий и малой ектении в литургию святителя Василия Великого. Н

Паремий из Триоди.
После 6-й и после 15-й паремии читаются стихи с припевами (чин пения такой же, как в навечерие Рождества Христова, потому подробно расписывать его не будем). По 6-й паремии поется «Славно б

Подготовка к празднику пасхи. Чтение книги Деяний.
Вскоре после окончания литургии Великой Субботы священнослужители, церковнослужители и работники храма начинают подготовку к пасхальному богослужению. Понятно, что саму генеральную уборку самого хр

Пасхальная полунощница.
Хотя пасхальная полунощница по факту является начальной частью богослужения Святой Пасхи, все же в идейном смысле она – последнее богослужение Великой Субботы и последнее богослужение Постной Триод

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги