рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пасхальная полунощница.

Пасхальная полунощница. - раздел Образование, ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь Хотя Пасхальная Полунощница По Факту Является Начальной Частью Богослужения С...

Хотя пасхальная полунощница по факту является начальной частью богослужения Святой Пасхи, все же в идейном смысле она – последнее богослужение Великой Субботы и последнее богослужение Постной Триоди в целом (чин этой службы излагается в конце 49-й главы Типикона в последовании Великой Субботы, к тому же на пасхальной полунощнице еще раз поется канон Великой Субботы). Потому целесообразнее рассмотреть ее именно здесь, в заключительной части главы, посвященной службам Страстной седмицы.

Это — единственная в году полунощница, которая совершается на приходах. Так как Пасха — воскресный день, а воскресная полунощница имеет лишь одну часть в своем последовании, то и пасхальная полунощница состоит из одной части.

Время начало полунощницы определяется настоятелем в связи с временем начала крестного хода, исходя из того, что на совершение полунощницы потребуется примерно полчаса (впрочем, такая стандартная для приходов средняя продолжительность пасхальной полунощницы ориентирована на то, что тропари канона читаются на 4; в тех же местах, где читают канон на 12 (по полному чину), полунощница продлится дольше – около 45-50 минут). Если крестный ход начинается ровно в полночь, то полунощницу можно начать примерно в 23.25; если же крестный ход начинается в 23.45, то полунощницу можно начинать в 23.15.

Перед началом пасхальной полунощницы совершаются входные молитвы (по обычному чину, разве что с пропуском «Царю Небесный…» в начале) и духовенство облачается во все свои одежды (с чтением молитв, как перед литургией). Такая практика связана с тем, что пасхальную утреню Устав требует совершать в полном облачении, но времени на облачение у священника после полунощницы, как правило, уже не бывает. Впрочем, если кто хочет совершить облачение непосредственно перед крестным ходом, тот настоятель может начать полунощницу заблаговременно (в 23.00), чтобы оставить себе и сослужащим 5-10 минут на облачение. Напомним также, что на полунощнице и пасхальной утрене употребляется облачение белого цвета.

Итак, схема пасхальной полунощницы излагается в конце 49-й главы Типикона, причем заметим, что существенный удельный вес в этом богослужении занимает канон Великой Субботы, тогда как на все другие взятые вместе молитвословия уходит не более ¼ общего времени совершения полунощницы.

Священник (перед Плащаницей): «Благословен Бог наш...».

Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш…».

Таким образом, уже на этой полунощнице впервые отменяется молитва «Царю Небесный…», которая следующий раз будет звучать только в Неделю Пятидесятницы.

Священник: «Яко Твое есть Царство...».

Чтец: «Аминь. Господи, помилуй»(12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...».Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».

Канон Великой Субботы (из Триоди). Ирмосы поются по дважды, тропари читаются на 12 (обычно канон читает священник перед Плащаницей[64]), после каждой песни поется катавасия (ирмос той же песни).

Типикон содержит странное указание, согласно которому канон на полунощнице следует петь «со стихами песней», т.е. подразумеваются библейские песни в праздничном варианте «Поем Господеви…». Понятно, что в приходской практике библейские песни вообще поются крайне редко, тем более вряд ли кто будет петь их на пасхальной полунощнице, потому практического значения данное предписание Типикона почти не имеет. Однако интересно оценить его с теоретической точки зрения. С одной стороны, к каждому указанию Типикона следует относиться как к безусловно авторитетному, так что «если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, — это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы ПОКА еще не умеем понять его» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ]. С другой стороны, рассматриваемое предписание противоречит двум общеизвестным фактам. 1) Библейские песни входят в последование утрени и ни на какой другой службе, кроме утрени, не поются. Среди всех случаев употребления канона на повечерии и на воскресной полунощнице нет хотя бы еще одного случая, когда канон пели бы с библейскими песнями. 2) На Страстной седмице библейские песни не поются даже на утрене во все дни, начиная с Великого Понедельника. Потому пение их на пасхальной полунощнице или следует признать труднообъяснимым прецедентом, или же, что более вероятно, странное и непонятное указание петь канон Субботы «со стихами песней» следует воспринимать как простую ошибку, вкравшуюся в текст Типикона и Триоди[65].

По 3-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды, вместо ектении), седален Триоди, «Слава, и ныне»:тот же седален.

По 6-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды), кондак и икос Триоди.

В начале 9-й песни священник троекратно кадит Плащаницу вокруг, затем при пении катавасии «Не рыдай Мене, Мати…» священник уносит Святую Плащаницу царскими вратами в алтарь, полагает ее на престоле, снова кадит троекратно окрест. На престоле поверх плащаницы кладут антиминс и Евангелие. Здесь Плащаница будет находиться до отдания Пасхи «в воспоминание сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении» [Шиманский, 2002, С. 294].

Чтец: Трисвятоепо «Отче наш…».

Священник:«Яко Твое есть Царство...».

Хор: «Аминь. Егда снизшел еси к смерти…»(воскресный тропарь 2-го гласа).

Священник произносит сокращенную сугубую ектению из четырех прошений и возглас (по окончании ектении): «Яко милостив и человеколюбец...».

Хор:«Аминь».

Священник:«Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды).«Благослови».

Священник творит отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Хор:«Аминь».


[1] В Неделю сыропустную имеется особый Богородичен на ряду.

[2] В Триоди как исключение находится два кондака, но Типикон указывает читать только 2-й кондак («Воздыхания принесем…»), тем более что 1-й кондак («Фарисеева убежим…») не имеет икоса и потому выглядит неполным.

[3] Можно заметить, что из Октоиха берутся только покаянные стихиры, тогда как мученичен (3-я стихира) оставляется. Выбор покаянных стихир лучше всего соответствует идейному содержанию этой вечерни как первого великопостного богослужения седмицы.

[4] Впрочем, совсем не обязательно предельно буквально следовать этой уставной формуле, ибо шаблонное, механическое произнесение определенных фраз иногда создает впечатление формализма. В данном случае вполне уместна частичная импровизация: можно видоизменить эту фразу и произнести ее так, чтобы люди почувствовали в словах настоятеля искренность и сердечную теплоту.

[5] Следовательно, прежде чем читать седальны по 1-й кафисме, нужно посмотреть, имеет ли святой кондак по 6-й песни канона.

[6] Двукратное чтение «Благо есть…» — особенность великопостной утрени.

[7] Разумеется, исключением из правила является совпадение с праздником Благовещения

[8] Чтобы спеть стихиры 2-го святого, пришлось бы или опустить подобны Триоди (что невозможно, так как Устав ни в каком случае не допускает отмены какого-либо песнопения Триоди), или увеличить количество стихир до 10, что также на вседневной службе выглядит неестественно.

[9] Так как по Уставу диакон не принимает участия в совершении часов, то возгласы перед прокименом и паремией говорит священник.

[10] Насчет чтения кондака Преображения в седмичные дни Великого поста в Типиконе указаний нет, однако об этом говорится в современных изданиях Часослова. Использование этого кондака в период поста связано с содержащейся в нем фразой «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное», которая ясно свидетельствует о вольных страданиях Спасителя, воспоминание которых на Страстной седмице является кульминацией периода Великого поста.

[11] См. 11, 13, 14, 17 февраля.

[12] Например, 14 февраля на «Господи, воззвах…» стихира «Славы» имеется, тогда как на стиховне – нет.

[13] Поминания «сестер» Типикон не предусматривает, но на приходе такое добавление вполне уместно.

[14] В греческом Часослове это прошение выглядит иначе: «Рцем и о себе самех» («Είπωμεν και υπέρ εαυτών», см.: Μέγα Αποδείπνον // Μέγας Ιερός Συνέκδημος. Αθήναι, Έκδοσεις Φως. Σ. 94). Такой же вариант указан и в примечании в славянском Часослове. Действительно, прошение «о себе самех» выглядит более логичным, так как, во-первых, все другие члены Церкви (священноначалие, гражданская власть и другие) уже были названы в предыдущих прошениях, во-вторых, в церковной традиции молитва «о себе» обычно следует в конце, после других поминаний (в частности, священник изымает частицу за себя в конце проскомидии).

[15] Софроний (Смук), игум. Божественная литургия Преждеосвященных Даров // Церковный вестник. СПб., 2000. №1.

[16] Чин Божественныя литургии Преждеосвященных иже во святых отца нашего Григория Двоеслова / Сост. игумен Софроний (Смук). СПб., 2001.

[17] Обычно это литургия в воскресный день или же на праздник Благовещения, если он случится в седмичный день Великого поста.

[18] По Уставу, однако, не полагается открывать царские врата перед пением «Да исправится…». В Триоди Постной содержится указание открывать врата только после пения «Да исправится…» и только в тех случаях, когда за пением «Да исправится…» следует чтение Апостола и Евангелия (в случае полиелейного праздника, 24 февраля и 9 марта): «Аще (случится) праздник Обретения честныя главы или святых 40 мучеников, тогда по окончании “Да исправится…” абие святым вратом отверстым поем прокимен, Апостол» и так далее (см.: Последование среды 1-й седмицы, 1-е «зри»).

[19] В малых храмах, где хор небольшой, иногда весь хор становится в центре храма и поет начальное «Да исправится…» (как и последующие стихи), а священник вместе с диаконом поют припев «Да исправится…».

[20] В Служебнике говорится, что священник и диакон «идуще же ничтоже глаголют». Конечно, в первую очередь это указание означает, что не произносятся обычные для полной литургии поминания («Великаго господина…»). Однако есть все основания полагать, что данную фразу можно понимать буквально, то есть священник и диакон должны переносить Святые Дары в полном молчании в ознаменование благоговейного отношения к святыне. Потому выглядит неуместным произнесение некоторыми священниками слов «Верою и любовию…», тем более что в них нет необходимости. Скорее всего, эта практика объясняется желанием указать хору, что следует петь 2-ю часть песни «Ныне Силы Небесныя…».

[21] В случае поздней Пасхи февральские празднования случаются раньше наступления 2-й седмицы поста, а 9 марта может выпасть на субботу или воскресенье.

[22] Если есть особые стихиры святого на «Господи, воззвах…» для вечерни в сам день праздника, то поются именно эти стихиры (см. 9 марта); если же отдельных стихир нет (как, например, 24 февраля), то повторяются те же самые, что были спеты на вечерне накануне.

[23] Даже заупокойные службы 2-й, 3-й и 4-й суббот Великого поста можно условно назвать праздничными в сравнении с великопостными службами седмичных дней.

[24] Если Пасха случится 1 апреля (2058, 2069, 2080 годы), то мы будем совершать память мученика Феодора 2 дня подряд: в пятницу по Минее и в субботу 1-й седмицы по Триоди.

[25] Далее в этом параграфе песнопения святого великомученика Феодора мы будем обозначать кратко: стихира мученика, тропарь мученика и т.д.

[26] В Триоди даны только начальные слова песнопения, полный же текст Богородична находится во 2-м приложении Минеи (можно также взять из Ирмология).

[27] Справедливости ради отметим, что именно в такой формулировке данное правило применяется к праздникам 40 мучеников Севастийских (см. 1-ю Маркову главу 9 марта) и храмовому празднику (31-я и 32-я храмовые главы). Предписание же, содержащееся в 8-й Марковой главе праздника 1-го и 2-го Обретения главы Предтечи, менее конкретно; здесь выбор — перенести праздник или на Неделю сыропустную, или на 1-ю субботу поста — предоставляется настоятелю.

[28] Это следующие ключи границ: Д, Е, Ж, «зело» З, П, Р, С, Т, У, Ь, «ять», Ю, «большой юс», «малый юс».

[29] Имеется в виду, что стихи Часослова берутся на 6, хотя самих стихир будет 7 вследствие того, что добавляется самогласен святого с особым припевом.

[30] 9-я Маркова глава 24 февраля — единственный источник для составления службы полиелейному святому в 1-ю субботу Великого поста — указывает в качестве припева «Возвеселится праведник о Господе…» — стих, который совпадает с прокименом на литургии. По аналогии с этим и в других случаях можно в качестве припева брать прокимен святого с литургии.

[31] Типикон не говорит пении тропаря и кондака храма. Однако исходя из принципа, что служба святому с полиелеем не отменяет пение тропаря и кондака храма по малом входе, мы включили эти песнопения в предложенную схему.

[32] Причастен «Радуйтеся праведнии…» добавляется к воскресному только в две недели Триоди постной: Неделю Мясопустную и в 1-ю Великого поста.

[33] Такая забота Устава об обязательном прочтении четверопеснца Триоди на одной из служб суточного круга, пусть даже и на такой второстепенной службе, каковой является повечерие, является частным случаем реализации общего принципа, сформулированного в Марковой главе 2 февраля: «За еже не оставити триоднаго стиха ни единаго, еже ему не петися» (см. «Аще случится праздник Сретения Господня в неделю мытаря и фарисеа…»). Так как многие песнопения Триоди поются раз в году, Устав даже в сложных случаях ищет возможность прочитать каждое молитвословие на одной из служб суточного круга (пусть даже в другой день).

[34] Молитва «Боже духов…» полагается в конце каждой заупокойной ектении, однако на практике священники редко читают ее каждый раз. Чаще всего пресвитер (настоятель) громко читает эту молитву при совершении последней заупокойной ектении (в данном случае по 6-й песни канона), тогда как предшествующие разы или читают ее тайно, или опускают вообще.

[35] Подробная схема совершения канона с библейскими песнями для этих суббот дается в пособии архим. Иоанна (Маслова)[Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 236-237]. Впрочем, не совсем понятно, почему архим. Иоанн предлагает петь катавасии по каждой песни (для песней с 1-й по 5-ю) и отменяет пение «Достойно есть…» в конце канона (это явные ошибки автора пособия).

[36] Например, если случится 24 февраля в неделю 1-ю поста, то в соответствующей Марковой главе мы встречаем отсылку к Марковой главе, рассматривающей службу при совпадении с Неделей 3-й поста. Точно также храмовая глава 38-я, посвященная службе храмового праздника в Неделю Крестопоклонную, отсылает нас к храмовой главе 33-й, где рассматривается служба престольного праздника в Неделю 1-ю Великого поста.

[37] Интересно, что этот самогласен по содержанию стоит особняком в ряду песнопений Триоди, ибо его тема – причта о мытаре и фарисее.

[38] Крайне редкий случай, когда поется служба Октоиха, но причастен воскресный «Хвалите Господа с небес…» отменяется.

[39] Здесь и далее в этом параграфе мы будем использовать написание слова «Акафист» с прописной буквы применительно к акафисту Пресвятой Богородицы, который является единственным уставным акафистом. Греки до сих пор термин «акафист» применяют исключительно к Богородичному акафисту, который поется в субботу 5-й седмицы Великого поста. Потому, чтобы не смешивать уставной акафист с другими песнопениями этого типа, его название будем писать с заглавной буквы.

[40] «Неседальная песнь» — буквальный перевод греческого выражения Ακάθιστος Ύμνος.

[41] Есть мнение, что первоначально роль «проимия» для Акафиста играл тропарь «Повеленное тайно…», который мы теперь поем на богослужении Субботы Акафиста.

[42] В греческих книгах все строфы Акафиста называются икосами, тогда как в славянских богослужебных книгах строфы без херетизмов начиная с XIV века стали называть кондаками.

[43] Согласно Типикону, в начале каждой части Акафиста кадит только диакон, причем в начале I части он совершает полное каждение, тогда как на всех остальных – малое каждение.

[44] Представим все перечисленные отличия уставного образа совершения Акафиста от общепринятой современной практики в форме таблицы:

  Типикон Современная практика
священнослужители читают Акафист в алтаре в центре храма
каждение совершитель только диакон на I и IV частях – предстоятель, на II и III – диакон или младший пресвитер
вид на I части – полное, на остальных – малое на I и IV частях – полное, на II и III – малое

 

[45] Четверопеснец имеет 8 тропарей рядовых и два добавочных в каждой песни со своими стихами, потому получается на 10

[46] При переходе с 5-й на 6-ю песнь получается интересная ситуация: только что пели катавасию 5-й песни «Ужасошася всяческая…» (входящую в состав катавасии «Отверзу уста моя…»), и сразу же следует песнь ирмос 6-й песни «Божественное сие и всечестное…», опять-таки взятый из группы ирмосов «Отверзу уста моя…».

[47] Обратим внимание, что седален по 3-й песни канона – единственное песнопение, которое не отменяется в связи с пением Акафиста, тогда как седальны по кафисмам в данной службе заменяются Акафистом полностью.

[48] Можно сказать, употребление припевов «Воскресни Господи Боже мой…» и «Исповемся Тебе Господи…», взятых с воскресной утрени, является 5-й воскресной особенностью данной службы. Однако на большинстве приходов стихиры поют в сокращении, потому данная особенность почти незаметна и многие литургисты, перечисляя воскресные особенности службы Лазаревой субботы, о пении этих двух стихов не упоминают.

[49] По Уставу, когда праздничный тропарь в начале утрени поется 3 раза, схема его пения всегда следующая: тропарь 2 раза, «Слава, и ныне»: тропарь 3-й раз. Скорее всего, именно так следует петь и тропари на Страстной седмице. Однако в приходской практике нередко используется другая, необычная схема: «Се Жених грядет в полунощи…», «Слава»: «Се Жених грядет в полунощи…», «И ныне»: «Се Жених грядет в полунощи…».

Это же замечание относится к пению тропаря «Егда славнии ученицы…» на утрене Великого Четверга и Великой Пятницы.

[50] «Чертог Твой…», «Слава»: «Чертог Твой…», «И ныне»: «Чертог Твой…».

[51] В Великую Среду добавляется 4-я стихира с особым припевом «Исповемся Тебе, Господи…»

[52] В наших богослужебных книгах (Типикон и Триодь) указано читать тропари канона Великого Четверга на 6, но это обстоятельство можно однозначно квалифицировать как ошибку переписчика или редактора Иоакимовского Типикона (вкравшуюся в уставные книги во 2-й половине XVII века). Во-первых, во все другие дни Страстной седмицы тропари канонов на утрене читаются на 12. Во-вторых, против чтения тропарей на 6 говорит сама необычность такого предписания. Канон в Великий Четверг совершается по праздничному чину (ирмос дважды, катавасия по каждой песни), но на утрене ни в одном из таких случаев тропари канона не читаются в столь малом количестве (седмичные дни Четыредесятницы не в счет, так как там канон совершается по вседневному чину, да и лишь часть песней поется на 4). В-третьих, можно привести массу свидетельств из средневековых русский рукописей и старопечатных книг, где указано читать тропари канона Великого Четверга на 12. Вот лишь некоторые из них:

Устав церковный. XV век. Л. 346 / Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Главная библиотека. № 240. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=240

Устав церковный. 2-я половина XVI века. Л. 357 обор. / Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Главная библиотека. № 244. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=244

Триодь Цветная. XVI век. Л. 43. / Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Главная библиотека. № 399. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=399

Устав. 1610 г. Л. 1127./ Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1068 (http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1157?fnum=1130)

Триодь Цветная. 1635 г. Лист 92 обор./ Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1068 (http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1068?fnum=94)

Для сравнения, в Типиконе 1682 года, изданном при Патриархе Иоакиме, указанная ошибка уже появляется. См. Устав. 1682. Лист 512/ Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1160 (http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1160)

[53] «Благо есть…» читаем один раз, ведь это — обычная вседневная, а не великопостная утреня. Более того, начиная с Великого Четверга «Благо есть…» на всех службах читается по разу.

[54] По аналогии с литургией Преждеосвященных Даров, во время пения прокименов на практике царские врата отворяются, после пения прокименов закрываются.

[55] Согласно Типикону, Евангелие все время находится в алтаре и читается на престоле.

[56] Заметим, что наличие малой ектении – отличительная особенность утрени Великой Пятницы (в Великий Четверг в аналогичном месте ектении нет).

[57] По Уставу диакон должен совершать каждение при пении седальнов, но на практике многие кадят во время антифонов.

[58] По Типикону седальны поются так: седален, «Слава»: конец седальна, «И ныне»: еще раз седален полностью. На практике хор поет седален один раз; если же хор по какой-то причине не может петь седальны, то чтец читает седален, «Слава, и ныне»: еще раз седален полностью.

[59] Насчет орфографии здесь и в последующих ветхозаветных текстах. Понятно, что стихах псалмов изначально речь идет о страдающем праведнике, потому местоимения «моя», «мя» следовало бы писать со строчной буквы, если бы это была просто цитата. Однако на богослужении Великой Пятницы мы все эти тексты относим к Спасителю (т.е. фраза «разделиша ризы Моя» как бы исходит из уст Самого Христа). Потому здесь целесообразным считаем использование прописных букв в местоимениях.

[60] Если настоятель сомневается в том, что он успеет облачиться во все одежды за то время, пока поются стиховные стихиры, он может сделать это сразу после входа.

[61] Разделение 118 псалма на 3 статии соответствует его разделению в Псалтири «Славы». Разделение это – неравномерное: 1-я статия – 72 стиха, 2-я статия – 59 стихов, 3-я статия – 45 стихов. Видно, что 1-я статия по объему более чем в 1,5 раза превосходит 3-ю статию.

[62] Сенина Т. А. (монахиня Кассия), "Волною морскою...". Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией, песнописицей Константинопольской / Пер. с древнегреч. и комм. //Τέχνη γραμματική (Искусство грамматики). Вып. 2. Новосибирск, 2006. С. 481

[63] Только в Великую Субботу, единственный раз в году, после кондака «Господи, помилуй» читается 12 раз (а не 40).

[64] Если священник служит один и он будет сам читать канон перед Плащаницей (т.е. в алтаре никто из священнослужителей не останется), он заблаговременно (перед началом полунощницы) должен поставить напрестольное Евангелие на горней стороне престола, чтобы освободить место для Плащаницы, которая в конце канона полагается на престол. Если же во время канона в алтаре есть диакон или другой священник, не принимающий участия в чтении канона, то он это может сделать непосредственно перед 9-й песнью канона.

[65] Рукописная Цветная Триодь XVI века содержит следующее указание о пении канона Великой Субботы на пасхальной полунощнице: «ирмосы по 2, тропари по 4» (См. Триодь Цветная. / Сайт Троице-Сергиевой Лавры. Рукописи. Главная библиотека. № 399, Л. 100. Электронный ресурс. Режим доступа:. http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=399) Такое малое количество тропарей уже подразумевает, что, по крайней мере согласно этому памятнику, канон Великой Субботы на полунощнице пели без библейских песней.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ II Постная и Цветная Триодь

Постная и Цветная Триодь... Глава Подготовительный период к Великому... Общая характеристика периода Постной Триоди Неделя о мытаре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пасхальная полунощница.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неделя о мытаре и фарисее
Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопени

Суббота пред Неделей о блудном сыне
В принципе, эта суббота не была бы ничем примечательна, если бы не одно указание в Типиконе в конце параграфа, посвященного Неделе о мытаре и фарисее: «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Ев

Великая вечерня и малое повечерие в Неделю сыропустную и воскресные дни поста вечером
Вечерня и малое повечерие в недели вечером – первые великопостные богослужения, на которых совершаются поклоны; при этом в конце вечерни молитва преп. Ефрема Сирина совершается всего с 3-мя поклона

Великая вечерня
Вечерня, совершаемая накануне всех понедельников Великого поста, является великой, так как на ней совершается вход с кадилом. Последование этой вечерни отличается тем, что до великого прокимена ее

Чин прощения в Неделю сыропустную вечером.
На практике в Неделю сыропустную вечером после великой вечерни совершается чин прощения. Типикон об этом чине отдельно не упоминает, но это — объяснимое умолчание, ибо по монастырскому Уставу «малы

Малое повечерие
Малое повечерие в недели Великого поста должно, как и в других случаях, совершаться после вечерней трапезы (по монастырскому Уставу). Однако на приходах малое повечерие в эти дни или не совершают в

Великопостная утреня
Утреня – самое сложное и насыщенное особенностями богослужение среди всех служб великопостного чина. Именно здесь содержится множество уставных тонкостей, знание которых необходимо каждому священно

Пение великопостных Троичных и светильнов
Троичны и великопостные светильны (далее в этом параграфе мы будем называться их просто «светильны» без эпитета великопостные) – песнопения совершенно разного вида, но имеющие много общих черт в ис

Пение хвалитных стихир на великопостной утрени
Как это ни удивительно, на великопостной утрене имеют место случаи пения хвалитных стихир (разумеется, мы говорим о великопостной утрене в чистом виде, а не о тех днях, когда случается память велик

Великопостные часы
Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе

Общее последование великопостного часа
Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…»(трижды). Хор:«Господи, помилуй»(

Частные особенности великопостных часов
На 1-м часе Тропарь часа«Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Т

Изобразительны в седмичные дни Святой Четыредесятницы
По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны»следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Тв

Порядок исполнения кондаков в седмичные дни Великого поста.
В храме Господском: — в понедельник, вторник и четверг: кондак дня (в четверг читается два кондака), кондак святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»

Последование великопостной вечерни в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы
Эта вечерня присоединяется к изобразительным и начинается без возгласа пресвитера сразу чтением «Приидите поклонимся…». В этом отношении великопостная вечерня является уникальным богослужением, ибо

Часть 2-я
  Чтец:«Приидите, поклонимся...».Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».Псалом 101:«Господи, услыши молитву мою и

Часть 3-я
  Чтец: «Приидите, поклонимся...».Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...».Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое

Литургия Преждеосвященных Даров
Приведенное далее последование литургии Преждеосвященных Даров основано на статье игумена Софрония (Смука)[15], преподавателя Литургики в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и одного из выдающих

Приготовление Святых Даров
Hа последней полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров[17], на проскомидии священник приготавливает, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Прежде

Начало (вечерня)
После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему...» и «Милосердия сущи источник...»,

Великий вход
Хор поет: «Hыне Силы Небесныя с нами невидимо служат...». Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет царские врата. Взяв благословение, диакон кадит престол спе

Причащение духовенства
Диакон входит в алтарь южной дверью и затворяет завесу царских врат. Священник снимает воздýх и звездицу и отлагает их. Диакон говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хле

Причащение мирян
Диакон отверзает завесу и царские врата. Священник берет с престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в царских вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою п

Окончание литургии Преждеосвященных Даров
После причащения мирян хор поет «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».Священник уносит Чашу со Святыми Дарами в алтарь и поставляет на престоле. Священник

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Святой Четыредесятницы
Отдельно следует рассмотреть особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста. Сразу уточним, что под «седмичными днями Великого поста» в данном параграфе подр

Великая вечерня накануне праздника
Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. 1) Если праздник случится во вторник, среду или пятницу (кроме пятка 5-й седмицы), то вечерня накануне пра

Особенности повечерия
Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следую­щие особенности: 1-я часть:

Часы и изобразительны
Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмычитаются без пения (то есть «Славы»

Вечерня и литургия Преждеосвященных Даров в день самого праздника
Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…». Стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен со стиховны дважды, мученичен со стиховны и 3 стихир

Чин пассии.
Термин «пассия» происходит от латинского слова passio, что означает «страдания». Так называется неуставная служба, на которой воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа. Впервые служба пассии бы

Частные особенности богослужений на 1-й седмице Великого поста
Службы 1-й седмицы совершаются по стандартному великопостному чину, здесь всего 3 богослужебные особенности: 1) Если на 1-й седмице случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храм

Суббота 1-й седмицы Великого поста
В этот субботний день совершается память великомученика Феодора Тирона в честь явленного им посмертного заступничества. Событие, которое Церковь вспоминает в данный день, хорошо известно, потому мы

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в 1-ю субботу Великого поста.
В настоящей книге мы Марковы главы (кроме Марковых глав двунадесятых праздников) не рассматриваем, так как наша цель – представить основной вариант богослужения в дни праздников и Триоди. Однако дл

По входе
— в храме Господском или Богородичном:тропарь храма[31], тропарь полиелейного святого, тропарь мученика; кондак полиелейного святого;«Слава»: кондак мученика, «И ныне»: кондак храма;

Неделя 1-я Великого поста
В Неделю 1-ю Великого поста Церковь вспоминает восстановление иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. С победой над иконоборчеством соединяется идея торжества Цер

Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста
В эти субботы Великого поста совершается заупокойное богослужение, однако его устав несколько отличается от службы субботы Мясопустной. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родите

Псалом.
Канон:1 – 5 песни: — в храме Господском или Богородичном: храма на 6 и Минеи на 4. Ирмосы – канона храма, кат

Неделя 2-я Великого поста
Богослужение совершается только по Октоиху и Триоди, но в самой Триоди можно выделить два типа песнопений: более древний пласт – покаянные песнопения, и более поздние по происхождению молитвословия

Особенности богослужения в Неделю Крестопоклонную
В службе Недели Крестопоклонной можно выделить особенности двух типов. Первый вид – изменяемые песнопения Октоиха и Триоди, которые поются так же, как в Неделю Торжества Православия (лишь схема кан

Краткая история Акафиста и праздника Похвалы Пресвятой Богородицы
Сразу отметим, что почти весь материал, представленный в этом параграфе (кроме заключительной части), заимствован из замечательной книги «Постная Триодь» профессора дореволюционной СПбДА И. А. Кара

Богослужебные особенности Субботы Акафиста
Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу) Так как на этой службе поются стихиры Богородице (по сути, те же стихиры, что и на праздник Благовещения), то есть все основания служить

Идейный смысл богослужений 6-й седмицы Великого поста
В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельни

Особенности всех служб суточного круга
В приходской практике в связи с тем, что вечерня в седмичные дни поста совершается утром, богослужение Лазаревой субботы разделяется на 3 части. В пятницу утром совершается вечерня в соединении с л

Богослужебные особенности праздника
Служба в Неделю Ваий совершается по общему чину двунадесятого Господского праздника, все воскресные песнопения отменяются. Потому мы отметим только те детали, которые не соответствуют общей схеме б

Общая характеристика богослужений Страстной седмицы
Богослужения Страстной седмицы отличаются необыкновенной красотой и своего рода печальной, грустной торжественностью. Думается, многие согласятся с утверждением, что службы этих шести дней – самые

Особенности вечерни в Неделю Ваий вечером
На великой вечерне, совершаемой в Неделю ваий вечером, совершается отдание праздника Входа Господня в Иерусалим. Правда, отдание это предстает перед нами в весьма усеченном виде: с темой праздника

Малое повечерие в Неделю ваий вечером.
Малое повечерие обычно совершается сразу после великой вечерни. В сравнении с обычным чином малого повечерия служба этого дня имеет всего 3 особенности. Канон: тр

Великое повечерие в понедельник и вторник вечером.
Указанные дни – последние случаи совершения великого повечерия в текущем году (если считать по новому стилю). В целом схема великопостного великого повечерия выдерживается, разве есть особенности 3

Особенности утрени в первые три дня Страстной Седмицы
Утреня в указанные дни, как впрочем и всегда, является центральным богослужением суточного круга, в наибольшей степени насыщенным богослужебными особенностями. В целом утреня в Великий Понедельник,

Псалом.
«Спаси, Боже, люди Твоя…»,«Господи, помилуй» 12 раз, «Милостию и щедротами…». Канон: в Великий Понедельник и Великую Среду – трипеснец, в Великий Втор

Великопостные часы.
Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами.

Изобразительны.
А) Великий Понедельник и Великий Вторник: «Блаженны» поются с поклонами по обычаю. По «Отче наш…»:кондак Триоди. Отпуст

Литургия Преждеосвященных Даров
Все три первых дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Ее чин во все эти дни имеет следующие особенности: Кафисма 18-я На «Госп

Идейный смысл богослужения
Идейное содержание последних трех дней Страстной седмицы мы будем рассматривать по единому двухчастному плану. Сначала будут обозначены основные темы, которые раскрываются в песнопениях, чтениях и

Особенности малого повечерия в Великую Среду вечером
Это – первое богослужение, на котором совершенно отменяются земные поклоны. В остальном малое повечерие имеет почти те же особенности, что и накануне Великого Понедельника: Канон

Особенности утрени
Утреня Великого Четверга совершается по чину вседневной утрени и можно сказать, что это – наиболее стандартная утреня из всех дней Страстной седмицы. В принципе, если взять схему вседневной утрени,

Псалом.
Канон: полный канон 6-го гласа «Сеченое сечется…». Ирмосы поются дважды, тропари читаются на 12[52], катавасия поется по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям — «Слава

Изобразительны.
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»:

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы соответствует аналогичному богослужению, совершаемому в навечерие Рождества Христова или Богоявления в тех случаях, когда праздник случится со вторника по субботу. Точно т

Идейный смысл богослужения
Центральной темой богослужения Великой Пятницы является воспоминание искупительных страданий и смерти Спасителя. Этой идеей проникнуты все песнопения суточного круга и библейские чтения. «В богослу

Библейские чтения.
Теперь рассмотрим чтения из Священного Писания, употребляемые в службах Великой Пятницы. На утрене нет ни паремий, ни Апостола, зато читается максимальное количество евангельских зачал — 1

Особенности малого повечерия в Великий Четверг вечером
Малое повечерие совершается так же, как и накануне Великого Четверга. С сожалением приходится констатировать, что на многих приходах это повечерие не совершается, так как вечером в четверг почти по

Утреня. Последование Святых Страстей
Утреня Великой Пятницы – одно из сложнейших в уставном отношении богослужений годичного круга. Конечно, костяк вседневной утрени сохраняется, но добавляется столько вставных частей, что есть все ос

Е Евангелие
Сразу после 8-го Евангелияпоется ирмос канона и последование утрени приобретает более привычный вид. Канон — трипеснец: ирмосы поются дважды, тропари читаются н

Е Евангелие (последнее).
Сразу после прочтения Евангелия священнослужители уходят в алтарь (священник, поднявшись на амвон, осеняет молящихся Евангелием) и закрывают царские врата. Чтец:«Благо есть.

Великие часы и изобразительны
В приходской практике великие часы и изобразительны обычно совершаются в пятницу утром (чаще всего в 8.00 по местному времени). Литургии в этот день не положено, само богослужение часов и изобразит

Великие часы.
Великие часы совершаются в целом по тому же чину, что в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Полностью чинопоследование великих часов изложено нами в первой части книги (см. §5 главы 5 части

Изобразительны.
Изобразительны, как и всегда в период Великого поста, начинаются с «Блаженн»; этим последование изобразительных Великой Пятницы отличается от аналогичных служб навечерия Рождества Христова и Богояв

Великая вечерня и малое повечерие
По общепринятой практике, эта вечерня совершается примерно в 14.00 (по местному времени) и отдельно от утрени (о другом варианте, когда к данной великой вечерне присоединяется утреня, скажем во вво

Великая Суббота
На практике богослужение Великой Субботы имеет одну примечательную особенность: все основные богослужебные действия происходят в центре храма перед Плащаницей. В частности, все чтения, начиная с кт

Идейный смысл богослужения
В синаксари этого дня находится очень интересное и даже парадоксальное по своему выводу рассуждение о статусе Великой Субботы, ее месте в годичном круге богослужения: «Всех бо дней Святая Четыредес

Утреня Великой Субботы
В приходской практике встречается 3 варианта времени совершения этой службы. — Утреня совершается вечером в пятницу отдельно от вечерни и начинается она в 17.00 или 18.00 по местному време

Великое славословие. Трисвятое.
При пении славословия настоятель троекратно кадит Плащаницу окрест, при пении заключительного Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей. При соборном служении н

Изобразительны.
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»: сразу «Ослаби, остави…», так как

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы похожа на литургию Великого Четверга: точно так же совершается великая вечерня, переходящая после паремий и малой ектении в литургию святителя Василия Великого. Н

Паремий из Триоди.
После 6-й и после 15-й паремии читаются стихи с припевами (чин пения такой же, как в навечерие Рождества Христова, потому подробно расписывать его не будем). По 6-й паремии поется «Славно б

Подготовка к празднику пасхи. Чтение книги Деяний.
Вскоре после окончания литургии Великой Субботы священнослужители, церковнослужители и работники храма начинают подготовку к пасхальному богослужению. Понятно, что саму генеральную уборку самого хр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги