Состав Авесты. Зороастрийский «Символ веры» и главные молитвенные формулы.
Состав Авесты. Зороастрийский «Символ веры» и главные молитвенные формулы. - раздел Образование, Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр Пророк Зороастризма – Заратуштра. Его Имя Переводится Как «Староверблюдый». Э...
Пророк зороастризма – Заратуштра. Его имя переводится как «староверблюдый». Это имя является оберегом, так как несет непривлекательность. Имя должно отталкивать злых духов. Зороастризм исповедовали народ арии. Иранские арии – в основном скотоводы и люди, которые занимаются земледелием. Согласно легенде Заратуштра нашел прибежище у царя Виштаспы в Средней Азии. Религия Заратуштры, принятая Виштаспой, стала распространяться среди оседлых восточно-иранских племен, а затем продвигаться на запад. Заратуштра отрицает старые обряды. В связи с употреблением ритуального напитка хаомы он говорит: «Когда опрокинут эту мочу – это хмельное питье, которым карапаны(жрецы) наносят вред. По преданию Заратуштра погиб, когда произносил молитвы. Заратуштра в античных источниках – это маг, астролог. Авеста, священная книга зороастрийской религии, дошла до нас в двух основных редакциях(вариантах). Много параллелей проводят между Авестой и Ригведой. Первая редакция представляет собой сборник молитв на так называемом авестийском языке, записанных особым, авестийским алфавитом. Эти молитвы и ныне читаются зороастрийскими(парсийскими) священниками при богослужении. Сборник имеет одноименное с основной его частью персидское название – «Вендидад-садэ»(«чистый Вендидад», т.е не сопровождаемый переводами и комментариями). Кроме того, в него входят «Висперед» и «Ясна». Все три части расположены вперемешку, в особом, канонизированном порядке. Вторая редакция представляет собою в основном собрание тех же частей, но расположенных в ином порядке, имеющем целью не чтение при богослужении, а систематическое изучение. Кроме того, авестийский текст в этой редакции сопровождается комментированным переводом на среднеперсидском языке, записанным не авестийским, а пехлевийским алфавитом. Этот перевод-комментарий именуется «Зенд». Поэтому вторая редакция Авесты называется в отличие от первой «Авеста и Зенд»(текст и толкование). Состав Авесты 2-ой редакции таков:
1. Вендидад(«Кодекс против дэвов»). Представляет собою свод законов и предписаний, направленных на отвращение злых сил и демонов(дэвов) и водворение праведности(«Аша»). Содержит, преимущественно в виде диалогов между Заратуштрой и Ахура-Маздой, предписания о поддержании ритуальной чистоты, об искуплении грехов и различные культовые указания, а наряду с этим элементы мифологии. Состоит из 22 глав.
2. Висперед(«Все владыки, т.е гении благих существ) содержит молитвенные песнопения, состоит обычно из 24 глав, именуемых «карде»; число глав в разных рукописях колеблется. По содержанию примыкает к «Ясне».
3. «Ясна»(от авестийского – почитать, поклоняться, моление, ритуал) включает молитвы, произносимые при жертвоприношениях и богослужении, восхваления и литургические обращения к божествам. Состоит из 72 глав, именуемых «ха», в том числе 17 глав так называемых гат(песнопения самого Заратуштры), считающихся наиболее древней частью Авесты, хотя по содержанию некоторые яшты, возможно, древнее гат. В «Гатах» идеи Заратуштры изложены не систематически и они чрезвычайно трудны для понимания. Ясна – это самая важная часть Авесты.
4. Яшт(«почитание», «восхваление») – хвалебные гимны, 22 песнопения, посвященные различным зороастрийским божествам, содержат особенно много мифологических элементов.
5. «Малая Авеста» включает некоторые краткие молитвенные тексты, в том числе на среднеперсидском языке: 5 молитв Солнцу, Митре, Луне, Ардвисуре и огню Варахрана, пять гимнов. По традиции в «Малую Авесту» обычно зачисляют и «Яшт». «Ахуна-Варья» и «Аша-Вахишта» - главные молитвенные формулы. «Ахуна-Варья» - господь наилучший. Эту молитву написал Заратуштра. Значение «Ахуны-варьи» для зороастрийцев часто сравнивают со значением молитвы «Отче наш» для христиан. Эта молитва не содержит каких-либо конкретных просьб к богу со стороны верующего: верующий лишь заклинает бога , чтобы утвердилась лишь его воля и утвердилось лишь его царствие , - в этом принципиальное отличие «Ахуны-Варьи» от традиционных индоиранских молитв. «Аша-Вахишта»(правда лучшая) - вторая по значимости молитвенная формула, иногда называемая «Ашем-Воху». Молитва «Аша-Вахишта»: «правда есть лучшее благо, счастье есть – счастье тому, чья правда соответствует лучшей правде». Символ веры:
1. Проклинаю дэвов(демонов). Исповедую себя поклонником Мазды.
2. Отрекаюсь от хищения и захвата скота.
3. Больше не стану я разорять и разрушать селения молящихся Мазде, посягать на тело и жизнь.
4. Отрекаюсь в мыслях, в словах, в знамениях от сообщества с дэвами и их сообщниками.
5. отрекаюсь от единения с дэвами, также как отрекся Заратуштра.
Эволюция гелиопольской теокосмогонии.
Гелиопольская теокосмогония бога Ра излагается в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Ее развитие происходит в заклинании 80 «Текстов Саркофагов».В первой
Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.
Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Бри
Памятник мемфисской теологии».
В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупне
Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.
Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом п
Категория Маат в древнеегипетской мысли.
Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – э
Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.
Черноголовые – самоидентификация шумеров и аккадов.Представления о мире как целостности у шумер не было. Мир – это небо и земля. До возникновения мира небо(Ан) и земля(Ки) были едины. Потом Ан и Ки
Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.
Абзу – пресноводный океан(подземный) в загробном мире, либо это название чертогов бога Энки. Ку – мир мертвых, враждебность мира мертвых миру живых. Нерга правит миром мертвых. Сошествие в подземны
Шумерское сказание о потопе.
Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атр
Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.
Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним напи
Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.
Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, -
Базовые падартхи вайшешики.
Вайшешика произошла от слова вишеша – отличие или особенность, отличать или различать. Ранняя вайшешика содержит множество следов ритуалистического мышления. Канада написал «Вайшешика-сутры», их 37
Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш».
Отец Мардука – Эйа, мать – Дамкина. Центральная фигура поэмы Энума Элиш – Мардук, главный бог города Вавилона. Описание Мардука: «ростом высок он был необычайно, превосходил их во всем…был облик ег
Учение о трех гунах.
Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Сан
Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.
После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Са
Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте».
«Пуруша» - дословно «первочеловек». Елизаренкова считает, что Пуруша – это Вселенная. Но Пуруша – это все, что стало и станет («Это все» - универсум). Пуруша – главное действующее лицо одного из ги
В «Мандукья-кариках» Гаудапады.
3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услыша
Множественного мира у Шанкары.
Шанкара(начало 8 века, конец 7 в. –его рождение). Основные труды: «Бхашья» — коммент. на «Брахма-сутры» Бадараяны, коммент. к основным упанишадам, коммент. к «Бхагавадгите». В традиционном сознании
Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Мэн-цзы(372-289 г до н.э) – ученик внука Конфуция(Цзы Сы), оставил сочинение Мэн-цзы. Эта книга состоит из 7 глав, каждая из которых делится на 2 части. Мэн Цзы не только ра
Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».
О жизни Чжуан Чжоу, автора «Чжуан-цзы» известно немного. Приблизительными датами его жизни считаются 369-286 год до н.э. Основным источником знания о нем является его краткая биография. Как философ
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов